рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих". - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка   (1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев Родилс...

 

(1766-1813).

Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка - основное место набора певчих в графскую капеллу, при центральном храме села - Успенской церкви - существовала певческая школа, аналогичная школе в Глухове. Шереметев предоставлял различные льготы тем крестьянам, чьи дети пели в его хоре или играли в его театре. Семья Дегтяревых относилась к их числу.

Николая Петрович Шереметев позаботился о профессиональной подготовке своих певчих и актеров, была разработана целая система - 9-11 - репетиции, 11-12 - закрепление дома, 14-17 - индивидуальные занятия, 17-20 - общая репетиция. Также певчие участвовали в утренней и вечерней службах.

Успехи страшей сестры Дегтярева - Степаниды, и его личные обращают на сеья внимание. В 1781 году он пел ответственные партии в операх Монсиньи "Дезертир", "Садовник Кусковкий". В капелле существовала строгое правило: в период ломки голоса мальчиков отправляли обратно на родину в качестве писарей, но для Д. было сделано исключение. Он остался при театре в качестве исполнителя драматических ролей, почти или совсем не требовавших пения. Также граф разрешил ему посещать лекции по итальянскому языку и русской словесности при Московском Университете и постоянно отпускал его на спектакли Петровского театра. Не исключена возможность встреч Д. с Бортнянским, и он косвенно признает его влияние на свое творчество.

Можно выделить два периода музыкального образования Д. Первый этап (1773-серидина 80х) - проходил под надсмотром главного капельмейстера театра - Фациуса; Д. получил основы музыкальных знаний, изучил произведения западно-европейских и русских авторов (оперы Глюка, Стамица, Госсека, Пиччини, Гретри, Филидора, Пашкевича, Бортнянского и др.). Второй этап прошел под влиянием творчества Дж. Сарти (был дружен с Шереметевым). Д. даже сопровождал Сарти в поездке В Италию (ок.1790 года). Приемы композиторской техники, принципы построения музыкальной формы, музыкально-эстетические взгляды Сарти во многом определили музыкальные вкусы Д.

В 1790е голы Д. числился вторым капельмейстером, но по сути был руководителем капеллы. Состав хора колебался от 30 до 40 человек (9Д, 9А, 6Т, 10Б). Для такого состава Д. и писал свои сочинения, причем уже ранние опыты его были успешными ("учитель хоровых концертов"). Также в это время композитор обучал пению актрис и актеров, организовывал публичные концерты по желанию автора, проводил репетиции с оркестром, дирижировал спектаклями, и даже режиссировал ими, иногда ездил в Борисовку для отбора кадров. В начале 19 века он становится первым капельмейстером капеллы.

Шереметев благосклонно относился к Д., но при этом не давал ему свободы, композитор даже подвергался оскорбительным наказаниями за ослушание воли графа.

После вступления на престол Павла I, граф переезжает в Петербург,желая сделать быструб дипломатическую карьеру. С собой он берет лишь нужных ему людей, в их числе и Д. В 1800 году граф дает распоряжение о частичном расформировании крепостной труппы, в 1804 году распускает оркестр, сокращает штат певцов. Положение Д. при графе становится все более не определенным. Трудно судить, чем занимался композитор в Петербургский период. Но очень важным делом является перевод книги В. Манфредини "Правила гармонические и мелодические" - первый серьезный переводной трактат в России, который содержал сведения по элементарной теории музыки, гармонии, инструментовки, истории исполнительства, полифонии. Д. первым в Росси выработал терминологию в области полифонии, адекватную западно-европейской.

В 1809 году граф умирает, Д. с семьей возвращается в Москву, где дает объявление о своем желании поступить на службу к кому-либо из любителей музыки. В это время начинает его совместная работа с Горчаковым над первой русской ораторией "Минин и Пожарский" (исполнена в 1811 году, с успехом).

Композитор получил временный паспорт, дававший ему самостоятельно наниматься на службу, но не имевший правовой силы. Ожидая решения Сената о предоставлении ему вольной, Д. вернулся в Москву, подал объявление в газету, написал ораторию, родил двух детей, пережил наполеоновское нашествие, и умер в 1813 году. Сенат же решил дело в его пользу лишь в 1815 году, таким образом вольная распространилась и на его семью, но его вдова, не зная как прокормить семейство, самостоятельно ища себе заработок, и при этом лишаясь пенсии в 150 руб, просила уничтожить отпускную.

 

Музыкальное наследие Дегтярева весьма объемно, но все известные нам произведения принадлежат к роду хоровой музыки. Современники придавали большое значение прежде всего его хорам а каппелла, называя Д. Знаменитым мастером. Одновременно были распространены его различные церковные песнопения и хоровые концерты. Для исследователей русской музыки Д. оставался автором одного произведения - оратории "Минин и Пожарский". Все остальные его сочинения считались безвозвратно утраченными. Но, к счастью, это предание оказалось ложным, до нас дошли несколько рукописных копий хоров и хоровых концертов, и автографы композитора.

- 76 хоровых концертов.

- 22 отдельных хора.

- 7 оратория и кантат (а каппелла: Возлюбите господа, Возможет господь, Торжество России; с оркестром: Минин и Пожарский, Архистратигу Михаилу, На день Иоанне Иерусалимского; для оркестра и двух хоров: Возлюблю тя господи).

- хоровые циклы: пасхи, венчание, ирмосы.

 

1. Тяготение к крупным хоровым формам. Количество духовных концертов и кантатно-ораториальных сочинений значительно превосходит число небольших хоров. Промежуточное положение занимают музыкальные композиции на духовные тексты для хора с оркестром - хвалебные кантаты, неисключено, что они являются переработкой некоторых хоровых концертов.

1.Хоровые концерты очень неравноценны по музыке, лучшие из них: "Изми мя от враг моих", "Терпя потерпех", "Благо есть".

2. Глубина музыкального содержания при внешней сдержанности выражения.

3. Продолжает традиции Бортнянского в принципах построения хорового цикла, причем во всех случаях он достигает необходимого образного единства. Важным моментом компоновки формы для него был подбор стихотворных строк. Можно отметить три вида стихотворной организации цикла:

3.- выбор ключевых стихов псалма; развитие образа подчинено риторическим закономерностям выбранного текста - соотношение частей по их характеру.

3.- комбинирование стихов различных псалмов; полная свобода творчества, ориентир на формы хоровых концертов 18-начало 19 века. Тест служит одним из средств художественного аффекта.

3.- стихи различных жанров - тропарец, стихир, гимнов и до.

4. Обращение к псалмам, которые очень редко встречаются в произведениях других композиторов. Ортодоксальное значение: прошение о помощи, о добре и зле, в глубокой скорби. Сами названия концертов зачастую указывают на господствующее настроение концерта.

5. Значительное уменьшение числа частей и приближение формы к симфоническому циклу. Усиление роли тембровых сопоставлений и полифонических приемов. Выбор более коротких текстовых отрывков, которые многократно повторяются.

6. Полифонический прием tasto solo и двойная октава - целая система приемов, идущая от традиций ораганной музыки: - длительный органный пункт (хоровая педаль); - неаккордовый гармонический бас, на фоне которого развивается мелодия; - эффект хорового crescendo, достигаемый вступлением все более высоких хоровых групп, что аналогично включению регисторов органа; - унисонное исполнение в несколько октав ключевых мелодических формул, противопоставляемое гомофонно-гармоническим эпизодам.

7. В произведениях малых форм сохраняются приниципы концертности, присутствует скрытая цикличность.

8. Перенесение в духовную музыку интонации бытовых жанров эпохи, однообразие музыкального тематизма.

 

Концерт "Изми мя от враг моих".

Выдающийся образец творчества Дегтярева. В основе лежит 4хчастный цикл с темповым, фактурным и тональным контрастированием разделов.

I. "Изми мя" f-moll Adagio. Имитационный склад.

I.Напоминает мелодизированный речитатив, развитие направлено в сторону насыщения фактуры - постепенное включение новых солирующих голосов, затем хоровой группы. Имитация сменяется фугато, звучность усиливается от pp до ff.

II. "Яко се уловиша" As-dur Allegro. Гомофонный склад. Гимническая часть.

III. "Боже увеждь" b-moll Largo. Сольный дуэт двух высоких голосов на фоне баса, выполняющего функцию гармонического фундамента. Лирический центр концерта. Объединяет признаки виртуозного дуэта опера-сериа с ритмом траурного марша.

IV. "На всяк день" f-moll Allegro. Фуга. Выделяется среди прочих фуг безукоризненным исполнением правил контрапункта - вплоть до точного проведения тем в кульминационной стретте - строго выдержанный канон. Тема фуги построена на начальной интонации первой части и тем самым финал замыкает концерт не только тонально, но и тематически.

 

Оратория "Минин и Пожарский".

Творение зрелого мастера. Первое обращение композитора к жанру светской музыки, первое сотрудничество с либреттистом.

Либретто принадлежит Николаю Дмитриевичу Горчакову. Текст лаконичен, не перегружен деталями,удовлетворяет все требования жанра.

Оратория имеет 3 части:

I. Героико-драматическая. Сообщение Палицына о горестном положении Москвы, воззвание Минина, решение Минина и всего народа обратиться к Пожарскому.

II. Лирическая. Пасторальная картина. Пожарский с деной в своем имении, приход Минина и Палицына, обращение Палицына к Пожарскому, решение Плжарского возглавить русское ополчение.

III. Апофеоз. Освобожденная Москва, ликующий народ, отказ Пожарского от царского венца, слава героям, торжественный финал.

Компановка формы близка к рукописным заметкам Державина - незаконченная поэма "Пожарский". Можно высказать предположение о влиянии державинского замысла, о его причастности к созданию оратории - творческая поддержка.

Главная идея - бескорыстие подвигов во имя отечества.

Оратория открывается большой торжественной увертюрой - совершенна по пропорциям, блестящая инструментовка. Несколько безлика в тематическом отношении. Медленное драматическое вступление, ликующее сонатное allegro, его лические эпизоды - образуют контрасты, что предвосхищает остросюжетную линию сочинения. Принципы развития, оркестровки, сопоставления показывают Дегтярева как композитора-классициста (поздний классицизм, масштабность). Увертюра переходит в речитатив Палицына.

Д. отдает предпочтение формам трехчастным, поэтому оратория разделена на 3 действия и обрамлена тональностью Ре мажор.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Трехчастно.

Экспозиция - хор "Беда, беда постигнет нас" - сонатная форма с речитативным эпизодом вместо разработки.

В центре - ария Минина (da capo), обрамленная двумя развернутыми хоровыми сценами.

Реприза - "Дадим себя, как россам сродно" - концентрическая композиция, в середине которой трехчастный хоровой дуэт-молитва.

Таким образом, трехчастность - основной формообразующий принцип оратории.

Господствуют героические образы.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ. Лирическое начало. Здесь впервыеипредставлены все главные герои оратории - Минин, Пожарский, Палицын, Ольга. Принцип драматургического crescendo: увеличение числа голосов, от речитатива к арии, дуэту, затем к трио. Усиливается роль полифонических приемов, которые достигают своего кульминационного выражения в единственной хоровой сцене действия - фуге.

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ. Начинается оркестровым изображением батальной картины, далее в сольных, ансамблевых и хоровых сценах доводит до высшей кульминации как лирическую, так и героическую линии и завершается грандиозной хоровой фугой.

Финальную фугу необходимо охарактеризваоть как одно из крупнейших сочинений эпохи классицизма. Виртуозные приемы полифонии:

- начало экспозиции в доминантовой тональности, использование субдоминантовых ответов.

- комплементарный ритм - ритмечское заполнение.

- стретта.

- соединяет обобщенность русского духовного концерта с конкретномтью исторического сюжета - служит звеном между хоровыми концертами и массовыми сценами опер Глинки.

ЖАНРОВЫЕ ИСТОКИ:

- хоровой концерт;

- арии и ансамбли опер-сериа. Каждый имеет по арии, а Ольга - две. Они разделяются на героические и лирические. Кульминационной арией должна была стать ария Пожарского в 3 д., но самой яркой музыкальной точкой получилась ария Палицына во 2 д. (С, 3 Т, Б - Палицын).

- русская пастораль 18 века - предвестник сентиментального направления в искусстве (хор ре мажор 28).

- полонез (хор ля мажор из 3 д. - цитата знаменитого полонеза "Гром победы, раздавайся).

ОРКЕСТР.

Черты позднего классицизма, парный состав симфонического оркестра с добавлением флейты пикколо, английского рожка, двух труб, группа ударных инструментов.

В кульминациях присоединяет роговой оркестр, вводит батарею скорострельных пушек - внешний эффект воспринятый от Сарти.

В оратории 3 самостоятельных оркестровых номера: увертюра, антракты. Пасторальное вступление ко второму акту написано для духовых - 3 бассетгорнов, 2 валторн. Вступление к третьему акту представляет собой батальную музыку: военный марш для духовых, картины битвы с пушечными выстрелами.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михаил Иванович Глинка

Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Михаил Иванович Глинка.
Автор опер: "Иван Сусанин" - первая патриотическая опера, народная драма. Опера, где народ представлен как главное лицо. Продолжение - "Князь Игорь" (эпическое). "

Модест Петрович Мусоргский.
- Наследие Мусоргского. Статья Г.В. Свиридова. - Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный". - Асафьев. 5 новелл (С

Петр Ильич Чайковский.
Писал во всех жанрах. 10 опер. Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250 Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С) • Сочетани

Сергей Иванович Танеев.
Асафьев " О хором искусстве", "Русская музыка" (гл. "Хоровая культура"). Ольхов.   • Полифоническая природа музыки. • Природа

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).
• "На могиле", "Развалины башни", "Посмотри какая мгла", "Вечер". • "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раз

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).
Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен. 1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Ц

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).
Русский композитор, пианист, дирижер. До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное мес

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).
Родился в семье регента, около 13 детей в семье, из них 5ро закончили Синодальное училище. Последний регент Храма Христа спасителя, и после его Очень тяжело переживал революцию, и имел пло

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.
от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия. Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перене

ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
  (~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник П

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
(1751-1825) Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Борт

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").
Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народн

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.
Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам наро

Жанр, форма, тонально-гармонический план.
Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями: • "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра. • Кантата

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
  Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком церковно-музыкального творчества. Во глав

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").
В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева выделяеются – кантаты для хора и оркестра "

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги