рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанр, форма, тонально-гармонический план.

Жанр, форма, тонально-гармонический план. - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка Вокально-Симфоническое Творчество П.и. Чайковского Представлено Следующими Со...

Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями:

• "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра.

• Кантата "В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого" (к открытию политехнической выставки) для хора, оркестра, тенора соло на слова Я.П. Полонского.

• Хор к юбилею О.А. Петрова для смешенного хора, тенора (сопрано) соло и оркестра на слова Н.А. Некрасова.

• Кантата "Москва" для меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра.

Кантата "Москва".8 (20) марта 1883 Чайковский получил заказ на кантату от Коронационной комиссии, подготавливавшей торжественную коронацию императора Александра III. Текст был написан Аполлоном Николаевичем Майковым (1821—1897), Майков обратился к истории Москвы. Работу требовалось сделать как можно быстрее, последний срок был назначен на 17 апреля, но Чайковский к своему удивлению закончил кантату к 24 марта. Очень помогло ему то обстоятельство, что стихи Майкова сами по себе красивы и поэтичны, и дали ему возможность "не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в музыку долю чувства". Сам Чайковский говорил, что "кантата далеко не так плоха, как можно думать, судя по быстроте, с коей она написана".

Кантата "Москва" состоит из шести взаимосвязанных эпизодов: трех сольных и трех хоровых

Произведение написано в стилизованном русско-былинном характере. В ее содержании отражены реальные исторические события:

- татаро-монгольское иго (хор "С мала ключика...")

- становление Московского княжества (ариозо "То не звездочка...")

Москва представлена в кантате символом могущества, величия и единства Руси.

Музыка носит эпический, былинно-повествовательный характер. Хоровые и сольные номера имеют различные драматические цели и характеры. Баритон - главный рассказчик, меццо-сопрано - воин, аллегорический образ Москвы, освободительницы славянских народов.

1. ХОР "С МАЛА КЛЮЧИКА..." - эпическое повествование о зарождении Москвы и периоде татаро-монгольского ига. Начинается с небольшого вступления аккордового склада, оно представляет собой редчайший пример звучания квартета альтов. Форма хора достаточно сложна: трехчастность сочетается с элементами рондо. Рефрен - представляет собой два мелодически одинаковых построения в Ля мажоре, ему противостоит 3 эпизода, появление которых характеризуется возникновением фа-диез минора. При втором проведении рефрена Ч. использует мужской четырехголосный хор, третьем - женский четырехголосный хор. Последний, 5 рефрен, не схож с предыдущими - короткие реплики хора, между которыми - грозные аккорды медной группы (прежде, в оркестровых связках были изящные трели у солирующего инструмента); переменный размер 6/8-9/8; минорные интонации.

1.Трехчастность проявляется в особенностях изложения и смысловой структуре смысла: I часть = рефрен, 1эпизод, зарождение Московского княжества; II часть = рефрен, 2эпизод, рефрен, 3эпизод, нашествие Татарского Ига, сопоставление мужского и женского хора; III часть = рефрен.

1.В последнем варьированном рефрене очень важную роль играет ритмическая структура (две восьмые, четверть восьмая четверть), которая контрапунктически соединяется с основной темой рефрена в оркестровом отыгрыше.

2. АРИОЗО МЕЦЦО-СОПРАНО "ТО НЕ ЗВЕЗДОЧКА". Ре мажор-си минор. Трехчастная форма.

3. ХОР "ЧАС УДАРИЛ" - приветственный хор в стиле виватных. Стремительные фигурации у скрипок, торжественный Ре мажор, двухчастная репризная форма. В первой части встречаются имитационные построения - перекличка с партесными пением.

4. МОНОЛОГ И ХОР "УЖ КАК ИЗ ЛЕСУ". Оркестровое вступление в си миноре написано в форме фугато. Далее идет былинный рассказ Баритона, с вставками реплик хора. В завершении - имитационное построение у оркестра - как своеобразное обрамление монолога Баритона.

5. АРИОЗО "МНЕ ЛИ, ГОСПОДИ" для меццо-сопрано с оркестром. Глубоко выразительное, с распевной мелодией удивительно широкого диапазона, предвосхищающей романс Полины из «Пиковой дамы», оно сопровождается мерными аккордами оркестра. После небольшого более взволнованного среднего эпизода, возвращается начальная мелодия. Номер этот написан в es-moll — тональности сосредоточенности и светлой печали, в которой создана одна из самых выразительных прелюдий и фуг Баха. вносит лирическое начало в торжественно-эпическую музыку кантаты, составляя основной музыкальный контраст по отношению к другим номерам. После этого задумчивого, сосредоточенного ариозо яркий, эффектный хоровой финал славления воспринимается как торжественное и праздничное завершение всей композиции.

6. "ПО РУСИ ПОШЕЛ СТУК И ГРОМ БОЛЬШОЙ". Можно выделить три раздела:

6.- ариозо Баритона, речитатив. Бемольная сфера тональностей. Частые модуляции, пунктирные ритм в оркестре - как выражение смятения и беспокойства (es Ges b Des f). Смена фактуры говорит о новом подразделе, который выполняет функцию речитатива, гимнические аккорды медно-духовой группы, восходящие интонации мелодии солиста.

6.- Гимн - стилизация церковного песнопения. А каппелла с поддержкой оркестра в паузах. Ре мажор - си минор.

6.- Заключительный апофеоз, где сливаются все исполнители. Диатоника, опора на субдоминанту - архаичность звучания. Встречаются имитационные построения. Кода.

 

Асафьев относил "Москву" к типу лирической (лирико-эпической) кантаты, в одну линию с которой встает "Иоанн Дамаскин" Танеева, "Весна" Рахманинова.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михаил Иванович Глинка

Пролог картина quot На кого ты нас покидаешь quot фа минор вариационный принцип развития хоровой речитатив сложная трехчастная форма... quot Хор Калик перехожих quot также вариационный принцип... картина сцена коронования колокола Уж ты солнцу красному слава подлинная мелодия глинкинские вариации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанр, форма, тонально-гармонический план.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Михаил Иванович Глинка.
Автор опер: "Иван Сусанин" - первая патриотическая опера, народная драма. Опера, где народ представлен как главное лицо. Продолжение - "Князь Игорь" (эпическое). "

Модест Петрович Мусоргский.
- Наследие Мусоргского. Статья Г.В. Свиридова. - Монография Хубова. - Письма Мусоргского. - Руальд Дубровенский "Рыцарь бедный". - Асафьев. 5 новелл (С

Петр Ильич Чайковский.
Писал во всех жанрах. 10 опер. Кантата "Москва", Ода к Радости на тест Шиллера Кантата к 250 Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С) • Сочетани

Сергей Иванович Танеев.
Асафьев " О хором искусстве", "Русская музыка" (гл. "Хоровая культура"). Ольхов.   • Полифоническая природа музыки. • Природа

Хоров на стихи Полонского (3 тетради по 4 хора, соч.27).
• "На могиле", "Развалины башни", "Посмотри какая мгла", "Вечер". • "На коробле", "Прометей", "Из вечности музыка вдруг раз

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).
Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен. 1887 - преподаватель в Синодальном училище. Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Ц

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956).
Русский композитор, пианист, дирижер. До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке. Работал во всех хоровых жанрах, огромное мес

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944).
Родился в семье регента, около 13 детей в семье, из них 5ро закончили Синодальное училище. Последний регент Храма Христа спасителя, и после его Очень тяжело переживал революцию, и имел пло

ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСТВО В. ТИТОВА.
от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия. Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перене

ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
  (~1745-1777) Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник П

Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.
(1751-1825) Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью. Список сочинений Борт

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").
Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народн

Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.
Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам наро

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.А. ДЕГТЯРЕВА. АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СОЧИНЕНИЙ: "Минин и Пожарский", концерт "Изми мя от враг моих".
  (1766-1813). Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка -

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
  Во второй половине 19 века происходили немаловажные процессы в области церковной музыки. Период после кончины Глинки отмечен резким упадком церковно-музыкального творчества. Во глав

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С.И. ТАНЕЕВА ПЕРВОГО ПЕРИОДА (включая кантату "Иоанн Дамаскин").
В хоровой музыке русских композиторов конца XIX и начала XX столетия особенно выделяется творчество С. И. Танеева. Среди хоровых сочинений Танеева выделяеются – кантаты для хора и оркестра "

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги