Реферат Курсовая Конспект
Операционные системы - раздел Образование, Министерство Образования Российской Федерации Госуда...
|
Министерство образования российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Таганрогский государственный радиотехнический университет
С.Н.Дроздов
Операционные системы
Конспект лекций
Введение
ОС с разделением времени
На рубеже 60-70 гг. распространенным и не слишком дорогим периферийным устройством становятся мониторы (сначала монохромные и работающие только в текстовом режиме). При этом процессор и ОЗУ остаются самыми дорогими и громоздкими устройствами вычислительной системы. В этих условиях возникает и быстро приобретает популярность принципиально новый тип ОС – системы с разделением времени.
К одной ЭВМ подключается несколько десятков рабочих мест, оборудованных дисплеем (монитор + клавиатура) и совместно использующих вычислительные ресурсы ЭВМ. Процессорное время делится на кванты длительностью в несколько десятков миллисекунд и по истечении каждого кванта процессор может быть переключен на обслуживание другого процесса, другого дисплея. Поскольку теперь подготовку текстов программ выполняют сами программисты за дисплеями, а работа по редактированию текста требует очень малых затрат процессорного времени, процессор успевает обслужить все рабочие места практически без ощутимой задержки. Большая часть времени процессора уделяется небольшому числу рабочих мест, где в данный момент запущены на выполнение программы. При этом, разумеется, средняя скорость работы каждой программы уменьшается, по крайней мере во столько раз, сколько программ выполняется одновременно.
Режим разделения времени стал огромным облегчением для программистов, которые вновь смогли в некоторой степени почувствовать себя «хозяевами» ЭВМ и получили возможность запускать программы на трансляцию и отладку хоть каждые 5 минут. Это позволило сократить сроки разработки и отладки программ.
Для трудоемких вычислительных заданий, предусматривающих счет по ранее отлаженным программам, режим разделения времени менее эффективен, чем пакетный, поскольку частое переключение процессора между выполняемыми программами требует дополнительных затрат времени.
Системы разделения времени используются в режиме диалога с пользователем, поэтому вместо громоздких, детализированных операторов JCL в них используются более простые команды, выполняющие элементарные действия – запуск программы, выдача на экран файла или каталога, копирование или удаление файла и т.п. Пользователю не нужно предвидеть заранее все возможные исходы выполнения команды, гораздо проще увидеть результат выполнения на экране и после этого принять решение, какую команду выполнять следующей. В то же время, некоторые часто повторяющиеся последовательности команд удобно описать один раз в виде «пакетного задания» и затем использовать при необходимости. В этом плане системы разделения времени сохраняют те удобные возможности, которые предоставляли пакетные системы.
Первоначально в качестве аппаратной основы систем разделения времени должны были использоваться «большие» ЭВМ, которые позднее стало принято называть «мейнфреймами» (mainframes). Позднее, по мере прогресса вычислительной техники, это стало по плечу даже миниЭВМ (так назывался в те годы класс компьютеров, занимавших всего лишь один-два небольших шкафчика). Следует особо упомянуть серию миниЭВМ PDP-11, имевшую широчайшее распространение во всем мире в течение полутора десятков лет.
Этот период (70-е годы в мире, 80-е в СССР) характерен глубоким развитием теории и практики создания мощных ОС, содержащих развитые средства управления процессами и памятью, реализующих многопользовательский режим работы. Из большого числа подобных систем особого упоминания заслуживает UNIX – единственная система, благополучно дожившая до нашего времени.
Классификация ОС
Существуют различные виды классификации ОС по тем или иным признакам, отражающие разные существенные характеристики систем.
· По назначению.
- Системы общего назначения. Это достаточно расплывчатое название подразумевает ОС, предназначенные для решения широкого круга задач, включая запуск различных приложений, разработку и отладку программ, работу с сетью и с мультимедиа.
- Системы реального времени. Этот важный класс систем предназначен для работы в контуре управления объектами (такими, как летательные аппараты, технологические установки, автомобили, сложная бытовая техника и т.п.). Из подобного назначения вытекают жесткие требования к надежности и эффективности системы. Должно быть обеспечено точное планирование действий системы во времени (управляющие сигналы должны выдаваться в заданные моменты времени, а не просто «по возможности быстро»). Особый подкласс составляют системы, встроенные в оборудование. Такие системы годами могут выполнять фиксированный набор программ, не требуя вмешательства человека-оператора на более глубоком уровне, чем нажатие кнопки «Вкл.».
Иногда выделяют также такой класс ОС, как системы с «нежестким» реальным временем. Это такие системы, которые не могут гарантировать точное соблюдение временных соотношений, но «очень стараются», т.е. содержат средства для приоритетного выполнения заданий, критичных по времени. Такой системе нельзя доверить управление ракетой, но она вполне справится с демонстрацией видеофильма. Выделение подобных систем в отдельный класс имеет скорее рекламное значение, позволяя таким системам, как Windows NT и некоторые версии UNIX, тоже называть себя «системами реального времени».
- Прочие специализированные системы. Это различные ОС, ориентированные прежде всего на эффективное решение задач определенного класса, с большим или меньшим ущербом для прочих задач. Можно выделить, например, сетевые системы (такие, как Novell Netware), обеспечивающие надежное и высокоэффективное функционирование локальных сетей.
· По характеру взаимодействия с пользователем.
- Пакетные ОС, обрабатывающие заранее подготовленные задания.
- Диалоговые ОС, выполняющие команды пользователя в интерактивном режиме. Красивое слово «интерактивный» означает постоянное взаимодействие системы с пользователем.
- ОС с графическим интерфейсом. В принципе, их также можно отнести к диалоговым системам, однако использование мыши и всего, что с ней связано (меню, кнопки и т.п.) вносит свою специфику.
- Встроенные ОС, не взаимодействующие с пользователем.
· По числу одновременно выполняемых задач.
- Однозадачные ОС. В таких системах в каждый момент времени может существовать не более чем один активный пользовательский процесс. Следует заметить, что одновременно с ним могут работать системные процессы (например, выполняющие запросы на ввод/вывод).
- Многозадачные ОС. Они обеспечивают параллельное выполнение нескольких пользовательских процессов. Реализация многозадачности требует значительного усложнения алгоритмов и структур данных, используемых в системе.
· По числу пользователей.
- Однопользовательские ОС. Для них характерен полный доступ пользователя к ресурсам системы. Подобные системы приемлемы в основном для изолированных компьютеров, не допускающих доступа к ресурсам данного компьютера по сети или с удаленных терминалов.
- Многопользовательские ОС. Их важной компонентой являются средства защиты данных и процессов каждого пользователя, основанные на понятии владельца ресурса и на точном указании прав доступа, предоставленных каждому пользователю системы.
· По аппаратурной основе.
- Однопроцессорные ОС. В данном курсе будут рассматриваться только они.
- Многопроцессорные ОС. В задачи такой системы входит, помимо прочего, эффективное распределение выполняемых заданий по процессорам и организация согласованной работы всех процессоров.
- Сетевые ОС. Они включают возможность доступа к другим компьютерам локальной сети, работы с файловыми и другими серверами.
- Распределенные ОС. Их отличие от сетевых заключается в том, что распределенная система, используя ресурсы локальной сети, представляет их пользователю как единую систему, не разделенную на отдельные машины.
ОС, используемые в дальнейшем изложении
В следующих разделах курса будут рассматриваться основные функции ОС и способы их реализации. Изложение общих подходов будет дополняться примерами, относящимися главным образом к трем широко известным ОС:
· MS-DOS – пример простой однозадачной системы;
· Windows – сложная современная система, выросшая на базе MS-DOS;
· UNIX – система, по возможностям сопоставимая с Windows, однако разительно отличающая по набору основных концепций и методам реализации.
MS-DOS
Система MS-DOS была разработана в 1981 г. специально для только что появившейся первой 16-разрядной ПЭВМ IBM PC на базе процессора i86. Первая версия системы была ужасна, но работоспособна. В последующие годы фирме Microsoft удалось значительно улучшить свою систему, хотя некоторые пережитки первой версии оказались неистребимы. Альянс с фирмой IBM позволил Microsoft добиться фантастического финансового успеха.
MS-DOS представляет собой однозадачную, однопользовательскую, диалоговую ОС. Она ведет диалог с пользователем в текстовом режиме и в большей степени рассчитана на обслуживание прикладных программ текстового режима, хотя допускает и графику. Работа с мышью должна обеспечиваться самими прикладными программами при минимальной поддержке со стороны ОС. Для размещения программы пользователя и для своих собственных нужд MS-DOS позволяет использовать 640 Кбайт памяти, что казалось огромной величиной в те незапамятные времена аккуратного программирования и полного отсутствия файлов AVI и MP3. Позднее были добавлены средства, позволяющие с некоторым усилием использовать до 4 Мб памяти.
Интерфейс MS-DOS с прикладными программами основан на вызовах программных прерываний, обрабатываемых системой. Бóльшую часть этих прерываний принято называть функциями DOS.
Система MS-DOS явилась стартовой площадкой для создания Windows. В настоящее время MS-DOS тихо отмирает, хотя все версии Windows стараются обеспечить выполнение большей части программ, разработанных для их предшественницы.
В данном курсе MS-DOS рассматривается как наиболее жизненный пример простой и хорошо изученной однозадачной системы для сравнения с более мощными многозадачными системами.
UNIX
ОС UNIX была первоначально разработана в 1969 г. сотрудниками фирмы Bell Laboratories Кеном Томпсоном и Деннисом Ритчи. В 1971 г. система была перенесена на машины чрезвычайно распространенной в 70-е годы серии PDP-11, а в 1973 г. Ритчи переписал систему на языке C, оставив лишь минимум текста на языке ассемблера. В первое десятилетие существования UNIX и сама система, и ее исходные тексты распространялись свободно, что привело к чрезвычайной популярности системы в научных кругах и университетах. Усовершенствования системы могли вноситься каждым желающим и обсуждались «всем миром». Оборотной стороной такой открытости стала трудность стандартизации UNIX. Однако в 1988-1990 гг. был разработан набор стандартов, получивший название POSIX (Portable OS, а окончание IX – как намек на UNIX). Эти стандарты фиксировали современные требования к системам типа UNIX с учетом теоретических и практических достижений за прошедшие годы.
Начиная с первых версий, UNIX представляет собой многозадачную, многопользовательскую систему разделения времени. Основными достоинствами UNIX являются ее высокая мобильность, хорошо продуманный программный и пользовательский интерфейс. Общепризнанной особенностью UNIX является внутренняя красота, элегантность основных архитектурных решений. Как известно, красота программы является верным признаком ее удачной конструкции и дает основания надеяться, что программа способна к совершенствованию и будет служить долго. Многолетняя история UNIX подтверждает это правило.
К недостаткам UNIX можно отнести более низкую эффективность и надежность работы, что в значительной мере является платой за мобильность. Традиционная модель безопасности UNIX не соответствует современным требованиям, поэтому в различные коммерческие версии приходится включать дополнительные средства защиты данных. Широкому распространению UNIX мешает также то, что процедуры установки и настройки системы не так просты, как у Windows, и при их выполнении желательно участие программиста.
В 80-е годы были попытки превратить UNIX в коммерческую систему. Однако в 1991-1994 гг. Линус Торвальдс, в то время студент-программист из Хельсинки, заново написал систему, соответствующую стандартам POSIX, но отличающуюся от традиционной UNIX большей надежностью и эффективностью. Эта система получила название Linux. Исходные тексты Linux свободно распространяются, что позволяет, как во времена молодости UNIX, развивать систему общими усилиями огромного сообщества заинтересованных программистов. Эффективной координации этих усилий очень способствует Интернет. Несколько позднее был открыт свободный доступ к текстам известной версии UNIX FreeBSD.
Архитектура UNIX, первоначально предназначенная для систем разделения времени с одним процессором, впоследствии оказалась вполне подходящей для поддержки сетевых систем. Значительная часть серверов Интернета работает под управлением той или иной версии UNIX.
В настоящее время происходит ощутимое сближение разных типов ОС, предназначенных для поддержки одних и тех же типов вычислительных систем. Современные версии UNIX и Windows предоставляют весьма близкие функциональные возможности, хотя зачастую в совершенно разной форме. Выравниваются также характеристики надежности и производительности систем.
Существенным отличием UNIX от Windows остается место, занимаемое в системе средствами графического интерфейса. Если в Windows окна и все, что с ними связано, являются неотъемлемой частью архитектуры системы, то для UNIX по традиции основным средством интерфейса с пользователем является текстовая консоль. Те или иные средства оконного интерфейса, конечно, присутствуют в современных UNIX-системах, но как дополнительная, необязательная надстройка скорее прикладного, чем системного характера.
Очень интересной особенностью UNIX является развитый язык команд shell, который позволяет не только вести элементарный диалог с системой, но и писать своеобразные программы (скрипты), с помощью которых часто удается решить требуемую задачу, не прибегая к разработке новой программы на одном из традиционных языков программирования.
Управление устройствами
Классификация периферийных устройств и их архитектура
Под программной архитектурой (или просто – архитектурой) устройства мы будем понимать совокупность тех структурных особенностей, которые влияют на работу программ с устройством. Например, форма разъема для подключения устройства не входит в его архитектуру, но количество и назначение линий в этом разъеме может в нее входить (если эти линии могут программно управляться).
Как правило, вместе с устройством поставляется его контроллер (адаптер), содержащий электронные схемы управления устройством. Конструктивно контроллер может представлять собой плату, вставляемую в разъем шины компьютера, либо может быть расположен в корпусе устройства. В любом случае программы работают с устройством через посредство его контроллера, а поэтому с точки зрения архитектуры нет различия между понятиями «устройство» и «контроллер устройства».
Классификация периферийных устройств может быть выполнена по различным признакам.
· Устройства последовательного доступа (sequential access) и устройства произвольного доступа (random access). Для последовательных устройств характерно наличие определенного естественного порядка данных, при этом обработка данных в ином порядке либо невозможна, либо крайне затруднена. Классическим примером являются магнитные ленты, для которых чтение и запись данных ведутся от начала ленты к концу, а попытка доступа в ином порядке потребует постоянной перемотки ленты, резко снижающей скорость работы. К устройствам последовательного доступа можно отнести также клавиатуру, мышь, принтер, модем.
Для устройств произвольного доступа возможно обращение к различным порциям данных в любом порядке, причем эффективность работы не зависит (или слабо зависит) от порядка обращения. Для таких устройств характерно наличие адресации данных и операции поиска нужного адреса. Наиболее известный пример – магнитные диски и другие дисковые устройства. Кроме того, к устройствам произвольного доступа можно отнести монитор ПК (там есть адресация точек-пикселов, хотя операция поиска не нужна).
· Символьные (байтовые) и блочные устройства. Для символьных устройств наименьшей порцией вводимых и выводимых данных является один байт. Для некоторых символьных устройств можно за одну операцию выполнить ввод или вывод любого (в разумных пределах) требуемого количества байт.
Для блочных устройств наименьшей порцией ввода/вывода, выполняемого за одно обращение к устройству, является один блок, равный, как правило, 2k байт. Типичным размером блока может быть 512 байт, 1K байт, 4K байт и т.п., в зависимости от конкретного устройства. Наиболее известные примеры блочных устройств – магнитные диски и магнитные ленты. Для диска понятие блока обычно совпадает с понятием сектора. В частности, для IBM-совместимых ПК сектор (блок) диска равен 512 байт.
Блочная архитектура обусловлена особенностями используемой среды и, кроме того, блочный ввод/вывод более эффективен для высокоскоростных устройств, поскольку при этом уменьшается относительная доля времени, расходуемая на подготовительные и заключительные операции при каждом обращении к устройству.
· Физические, логические и виртуальные устройства. Под физическим устройством обычно понимается некоторый реально существующий прибор, «железка». На самом деле, с точки зрения программной архитектуры для наличия физического устройства достаточно знать набор адресов, команд, прерываний и других сигналов, позволяющих выполнять операции с данными. Куда идут или откуда приходят эти сигналы – это вопрос, не касающийся программиста.
Логическое устройство – это понятие, характеризующее специальное назначение устройства в данной ОС. Например, «загрузочный диск» (т.е. тот, с которого была выполнена загрузка ОС). Наиболее важными логическими устройствами во многих ОС являются устройство стандартного ввода и устройство стандартного вывода. Их можно упрощенно определить как устройства, используемые для ввода и, соответственно, вывода «по умолчанию», т.е. когда в программе явно не указано другое устройство или файл для ввода/вывода. Как правило, для современных компьютеров устройству стандартного ввода соответствует физическое устройство – клавиатура, а устройству стандартного вывода – монитор. Важно, однако, понимать, что это соответствие может быть изменено: стандартный вывод может быть переназначен, например, на принтер или в файл, стандартный ввод – на удаленный терминал, на файл и т.п.
Понятие «виртуальный» в программировании, вообще говоря, означает примерно следующее: «нечто, на самом деле не существующее, но ведущее себя так, как если бы оно существовало». С этой точки зрения, виртуальное устройство – это программно реализованный объект, который ведет себя подобно некоторому физическому устройству, хотя на самом деле использует ресурсы совсем других устройств (или даже никаких устройств). Примеры виртуальных устройств весьма разнообразны:
- виртуальные диски, расположенные на самом деле в оперативной памяти (такие устройства были популярны в конце 80-х годов);
- виртуальная память, расположенная на самом деле на диске;
- виртуальные CD и DVD – программы, имитирующие поведение соответствующих устройств;
- виртуальный экран, предоставляемый DOS-программе, работающей в режиме окна Windows (программа работает так, как если бы ей был предоставлен весь экран, но на самом деле система направляет вывод программы в отведенное ей окно);
- самый забавный (но очень полезный) пример – пустое устройство, которому не соответствует никакая аппаратура. Почему его вообще можно назвать устройством? Потому что соответствующая системная программа (драйвер пустого устройства) корректно выполняет все действия, которые обязан выполнять драйвер устройства. Такое устройство безотказно принимает выходной поток символов (и тут же выбрасывает принятые данные), а также может использоваться для ввода, но при этом тут же сообщает – дескать, достигнут конец файла. Пустое устройство полезно в тех случаях, когда некоторая программа требует непременно указать файл или устройство для вывода объемных и не очень нужных данных. Кроме того, копирование файла на пустое устройство – это простой способ убедиться, что файл читается без ошибок.
Буферизация и кэширование
Управление устройствами в MS-DOS
Управление блочными устройствами
Разделы и логические тома
Общая структура дискет и жестких дисков различаются между собой. Эти структуры показаны на рис. 2‑9.
Рис. 2‑9
Начальный сектор дискеты (рис. 2‑9, а) принято называть BOOT-сектором. Он содержит количественные данные о дискете (размер секторов, количество секторов на каждой дорожке и на всей дискете, число поверхностей и т.п.), метку (название) и серийный номер дискеты, а также данные о файловой системе. Кроме того, если дискета содержит системные файлы ОС, то в BOOT-секторе находится также небольшая программа начальной загрузки, которая считывает один сектор ОС и передает ему управление для продолжения загрузки. Все остальные секторы дискеты могут использоваться ОС для хранения ее файлов и других данных. Общее количество секторов на дискете не может превышать 216 (на самом деле, их значительно меньше).
Скажите быстро, сколько примерно секторов содержит стандартная трехдюймовая дискета?
Для жесткого диска (рис. 2‑9, б) начальный сектор называется MBR (Master Boot Record, главная загрузочная запись). Он тоже может содержать программу начальной загрузки, но, кроме того, содержит таблицу разделов (partition table), которая описывает разбиение жесткого диска на разделы.
Таблица может содержать от 1 до 4 записей о разделах. Каждая запись содержит тип раздела, число секторов в нем, физические адреса начала и конца раздела.
Возможны следующие типы разделов.
· Обычный раздел. Его структура точно такая же, как у дискеты, т.е. такой раздел начинается с BOOT-сектора, а общее число секторов не превышает 216. Таким образом, общий размер раздела не может превышать 32 Мб.
· Большой раздел. Он отличается от обычного тем, что число секторов может достигать 232. Это позволяет описывать большие разделы размером до 2048 Гб.
· Расширенный раздел. Его структура аналогична структуре всего жесткого диска, т.е. начальный сектор раздела – не BOOT, а MBR-сектор. Аналогия не совсем полная, поскольку таблица разделов в MBR расширенного раздела может содержать не более двух записей, причем первая из них должна описывать либо обычный, либо большой раздел, а вторая запись, если она имеется, описывает еще один расширенный раздел.
· Разделы других ОС (например, UNIX).
Обычные и большие разделы называются также логическими томами или логическими дисками, в отличие от физических дисков. Обычная буквенная нумерация дисков A, B, C, D и т.д. относится именно к логическим томам. Для дискет понятия физического и логического тома совпадают.
Изначально MS-DOS поддерживала только обычные разделы на жестком диске. В 80-е годы казалось, что 32 Мб – это очень большой объем диска. Когда появились диски объемом в несколько сотен мегабайт, была придумана матрешечная структура расширенных разделов, что позволило на одном физическом томе разместить сколько угодно логических томов по 32 Мб. Затем были реализованы большие разделы, что потребовало от разработчиков MS-DOS внести существенные изменения в программный интерфейс и реализацию средств работы с дисками. После этого использование расширенных разделов стало необязательным, если пользователю достаточно иметь не более четырех логических томов на одном физическом диске.
Управление устройствами в Windows
Управление устройствами в UNIX
Управление данными
Разделение файлов между процессами
В многозадачных ОС, а также в сетевых системах, возможна ситуация, когда два или более процессов пытаются одновременно использовать один и тот же файл. Например, два пользователя могут одновременно работать с одной базой данных. Будем предполагать, что с правами доступа все в порядке, каждый процесс в отдельности имеет право читать и записывать файл. Вопрос в том, можно ли разрешить одновременную работу, не приведет ли это к нарушению целостности данных.
Может привести. Если один процесс обновляет данные в файле, а другой в это время пытается читать эти же данные, то он может прочесть частично обновленные данные. Еще опаснее, когда два процесса пытаются одновременно изменить одни и те же данные. В этом случае трудно даже предсказать, что в результате будет сохранено в файле.
В принципе, всегда безопасными являются лишь два крайних случая:
· только один процесс работает с файлом, выполняя чтение и запись;
· с файлом работает произвольное число процессов, но все они выполняют только чтение.
ОС могла бы обеспечить безопасный доступ, разрешая процессу открывать файл только в этих двух случаях, т.е. если файл не открыт еще ни одним другим процессом либо если файл открыт кем-то только для чтения и данный процесс тоже открывает его для чтения. Однако такая суровость в ряде случаев существенно снизила бы производительность системы. Скажем, много пользователей хотели бы одновременно работать с одной базой данных. И в этом нет ничего плохого, пока они работают с разными записями базы. Опасность возникает только при одновременной работе с одной и той же записью. Но ОС не может сама отследить ситуацию так подробно, это может сделать программа, управляющая базой данных. Ввиду подобных ситуаций, большинство ОС позволяют программам процессов самим определять, допустим ли совместный доступ в различных конкретных ситуациях.
Типичное решение заключается в следующем. Прикладная программа, вызывая системную функцию открытия файла, указывает два дополнительных параметра: режим доступа и режим разделения.
Режим доступа определяет, какие операции сам процесс собирается выполнять с файлом. Обычно различают доступ «только для чтения», «только для записи», «для чтения и записи».
Режим разделения определяет, какие операции данный процесс готов разрешить другим процессам, которые захотят открыть тот же файл. Примерный набор режимов разделения – «запрет записи», «запрет чтения», «запрет чтения и записи» и «без запретов».
Первый процесс, открывающий файл, устанавливает по своему усмотрению режимы доступа и разделения. Когда второй процесс пытается открыть тот же файл, ОС проверяет два условия:
· режим доступа второго процесса не должен противоречить режиму разделения, установленному первым процессом;
· режим разделения, запрашиваемый вторым процессом, не должен запрещать тот режим доступа, который уже установил для себя первый процесс.
В случае нарушения одного из этих условий система не открывает файл для второго процесса, функция открытия файла возвращает ошибку. Если же условия соблюдены, система открывает файл для второго процесса, как бы снимая с себя ответственность за последствия: вы этого хотели – получите.
До сих пор речь шла только о поведении процессов и системы при открытии файла. Однако это не полностью решает проблему. Вернемся к примеру с базой данных. Пусть соответствующий файл открыт несколькими процессами. Когда один из процессов приступает к работе с конкретной записью, он должен иметь возможность временно запретить или ограничить доступ других процессов к этой же записи. Для этой цели служит блокировка процессом фрагментов файла.
Для установления блокировки процесс вызывает соответствующую системную функцию, указывая начало блокируемого фрагмента и его размер. Если другой процесс после этого попытается прочитать или записать данные, хотя бы частично попадающие в заблокированный фрагмент, то либо функция чтения (записи) выдаст ошибку, либо процессу придется ждать снятия блокировки. Как правило, блокировка устанавливается на как можно меньший интервал времени, чтобы не снижать производительность системы.
Описанный выше тип блокировки называется эксклюзивной или исключительной блокировкой: процесс разрешает себе и чтение, и запись, а другим процессам временно запрещает то и другое. Некоторые системы допускают также кооперативную (не исключительную) блокировку: устанавливая ее, процесс запрещает только запись всем процессам, в том числе и себе самому, в то время как чтение остается разрешенным для всех.
Файловая система FAT и управление данными в MS-DOS
Работа с файлами в MS-DOS
Файловые системы и управление данными в UNIX
Архитектура файловой системы UNIX
Здесь рассматривается классическая файловая система UNIX, называемая иногда системой s5fs и поддерживаемая всеми версиями UNIX. Современные усовершенствования файловой системы будут рассмотрены в п. 3.7.4.
Файловая система NTFS и управление данными в Windows
Структуры дисковых данных
Общую структуру хранения данных на диске в системе NTFS часто характеризуют двумя короткими фразами:
На диске нет ничего, кроме файлов.
В файле нет ничего, кроме атрибутов.
Поговорим подробнее об этих загадочных утверждениях.
Главная таблица файлов
Наиболее важной частью файловой системы на диске является главная таблица файлов (MFT, Master File Table). Эта таблица содержит записи обо всех файлах и каталогах, расположенных на данном томе. Размер записи составляет один кластер, но не менее 1 Кб. Если метаданные о файле не помещаются в одной записи, то могут быть использованы дополнительные записи (не обязательно соседние).
После форматирования дискового тома, когда на нем еще нет пользовательских файлов, MFT содержит 16 записей, из которых 11 содержат описания файлов метаданных, а 5 зарезервированы как дополнительные. Список файлов метаданных достаточно интересен.
· Первая запись MFT описывает саму MFT, которая тоже считается файлом. Это отнюдь не формальность, поскольку MFT может, как и прочие файлы, состоять из нескольких сегментов, размещение которых задается в этой записи.
· Копия первых 16 записей MFT, которая хранится как файл где-нибудь в середине диска. Это позволяет восстановить метаданные в случае повреждения основного экземпляра MFT.
· Журнал протоколирования транзакций.
· Файл информации о томе: имя тома, серийный номер, дата форматирования и т.п.
· Файл с перечислением всех атрибутов, используемых для описания файлов на данном томе. Таким образом, список атрибутов не является жестко фиксированным и может быть расширен в последующих версиях NTFS.
· Корневой каталог тома.
· Битовая карта занятости кластеров тома.
· BOOT-сектор. Он по-прежнему является первым сектором тома, но тоже считается файлом.
· Файл, состоящий из всех дефектных кластеров на данном томе. Это дает основания пометить в битовой карте все дефектные кластеры как занятые.
· Файл, содержащий все различные дескрипторы защиты, используемые для файлов и каталогов данного тома (см. п. 3.8.4.2).
· Файл, задающий пары прописных / строчных букв для всех языков, поддерживаемых Windows. Такие данные необходимы, поскольку имена файлов могут содержать буквы обоих типов, но в Windows по традиции регистр букв в именах файлов не различается (в отличие, например, от UNIX).
· Каталог, содержащий еще 4 файла метаданных, добавленных в Windows 2000. К ним относятся:
- файл уникальных 16-байтовых идентификаторов, создаваемых Windows для каждого файла, на который имеется ярлык или OLE-связь; это позволяет автоматически исправить ярлык, если исходный файл был перемещен в другой каталог или даже на другой компьютер в пределах домена сети;
- файл квот дискового пространства, выделяемых каждому пользователю;
- файл точек повторного анализа, установленных для каталогов данного тома;
- файл журнала изменений, происходящих на томе.
Далее, начиная с 17-й позиции MFT, хранятся записи метаданных о файлах и каталогах, размещенных на данном томе.
Система пытается сохранить MFT непрерывной, поскольку это ускоряет обращение ко всем описанным в ней файлам. Для этого система старается по возможности не занимать некоторую область в начале диска под размещение файлов, сохраняя свободное место для роста MFT.
Управление процессами
Реализация многозадачного режима
Проблемы взаимодействия процессов
Средства взаимодействия процессов
Можно доказать, что использование двоичных семафоров позволяет корректно решить любые проблемы синхронизации процессов. Но вовсе не обязательно это решение окажется простым и удобным. В некоторых случаях использование семафоров должно все же сопровождаться нежелательным активным ожиданием.
За десятилетия, прошедшие после изобретения семафоров, были предложены различные средства синхронизации, более приспособленные для различных типовых задач. Рассмотрим некоторые из них.
Управление процессами в MS-DOS
Синхронизация нитей
Управление процессами в UNIX
Планирование процессов
Управление памятью
Распределение памяти без использования виртуальных адресов
Распределение с фиксированными разделами
При этом способе распределения памяти администратор системы заранее, при установке ОС, выполняет разбиение всей имеющейся памяти на несколько разделов. Как правило, формируются разделы разных размеров. Допускается также определение большого раздела как суммы нескольких примыкающих друг к другу меньших разделов, как показано на рис. 5‑1.
Рис. 5‑1
Возможны два варианта организации работы с фиксированными разделами.
· В более примитивных системах уже на этапе компоновки программы определяется, для какого из разделов она предназначена. В этом выборе учитывается размер программы, а также, если это возможно предсказать, набор других программ, которые будут работать одновременно с данной. В идеале, параллельно работающие программы должны быть скомпонованы для разных разделов. При запуске программы она загружается в соответствующий раздел, а если он занят, программа должна ожидать его освобождения, т.е. полного завершения работы программы, занимающей раздел.
· В более развитых системах программа хранится в перемещаемом формате, а при ее запуске система выбирает наиболее подходящий по размеру свободный раздел. При отсутствии такового программа ожидает.
Очевидно, что в обоих вариантах память используется не слишком эффективно. Вполне возможна ситуация, когда к некоторым разделам выстроилась очередь программ, а другие разделы в это время пустуют. В первом варианте, кроме того, невозможен перенос скомпонованных программ на другую ЭВМ (с другими разделами).
В описанных вариантах распределения памяти количество одновременно загруженных программ не может превышать числа разделов. Если желательно обеспечить большее задач, то можно разрешить разделение одного раздела между несколькими программами. При этом программа, которая в данный момент находится в спящем или готовом состоянии, может быть вытеснена из памяти на диск, в отведенный для этого файл подкачки (swap file). В освободившийся раздел из того же файла подкачки загружается программа, которую планировщик процессов выбрал для выполнения.
Использование подкачки позволяет неограниченно увеличивать количество загруженных программ (т.е. число процессов в системе). Однако подкачка – это достаточно опасное решение, злоупотребление ею может в десятки раз снизить производительность системы, поскольку большая часть времени будет уходить не на полезную работу, а на перекачку программ из памяти на диск и обратно. Чтобы избежать этой опасности, в систему должны быть заложены тщательно подобранные, проверенные алгоритмы планирования процессов и памяти.
Предельно простым случаем распределения с фиксированными разделами можно считать организацию памяти в однозадачных системах, где существует единственный раздел для программ пользователя, включающий всю память, не занятую системой.
Распределение с динамическими разделами
При такой организации памяти никакого предварительного разбиения не делается. Вся имеющаяся память рассматривается как единое пространство, в котором размещаются загруженные программы. Когда возникает необходимость запустить еще одну программу, система выбирает свободный фрагмент памяти достаточного размера и выделяет его в качестве «динамического раздела» для данной программы. Если не удается найти достаточно большой непрерывный участок памяти, то самым простым решением будет подождать с запуском новой программы, пока не завершится одна из работающих программ. В принципе, можно использовать подкачку, но ее организация в данном случае сложнее, чем в случае фиксированных разделов, поскольку нужно прежде всего выбрать, какая именно из загруженных программ должна быть вытеснена на диск.
Вообще говоря, распределение с динамическими разделами позволяет более эффективно использовать память, чем при использовании фиксированных разделов. Однако при этом возникает проблема, которая уже встречалась нам совсем в другой ситуации, в связи с непрерывным размещением файлов на диске (см. п. 3.3). Речь идет о фрагментации, т.е. о разбиении свободной памяти на большое число маленьких фрагментов, которые не удается использовать для загрузки крупной программы, хотя суммарный объем свободной памяти остается достаточно большим. Фрагментация является неизбежным следствием того, что память выделяется и освобождается разделами различной длины, причем в произвольном порядке. Но если для файлов можно было время от времени выполнять дефрагментацию, перемещая все файлы ближе к началу диска, то для работающих программ это весьма затруднительно, поскольку перемещение программы нарушило бы настройку адресов, выполненную при ее загрузке.
Управление памятью в Windows
Литература
1.Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
2. Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2002. 1040 с.
3. Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2002. 848 с.
4. Бек Л. Введение в системное программирование. М.: Мир, 1988. 448 с.
5. Краковяк С. Основы организации и функционирования ОС ЭВМ. М.: Мир, 1988. 480 с.
6. Кейслер С. Проектирование операционных систем для малых ЭВМ. М.: Мир, 1986. 680 с.
7. Шоу А. Логическое проектирование операционных систем. М.: Мир, 1981. 360 с.
8. Рихтер Дж. Windows для профессионалов. М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО “Channel Trading Ltd.”, 1995. 720 с.
9. Питрек М. Секреты системного программирования в Windows 95. Киев, Диалектика, 1996. 448 с.
10. Питрек М. Внутренний мир Windows. Киев, «ДиаСофт Лтд.», 1995. 416 с.
11. Робачевский А.М. Операционная система UNIX. СПб.: БХВ, 1999. 528 с.
12. Дансмур М., Дейвис Г. Операционная система UNIX и программирование на языке Си. М.: Радио и связь, 1989. 192 с.
13. Бах М. Архитектура операционной системы UNIX.
14. Финогенов К.Г. Самоучитель по системным функциям MS-DOS. М.: Радио и связь, Энтроп, 1995. 382 с.
15. Кнут Д. Искусство программирования. Т.1, Основные алгоритмы. М.: Вильямс, 2002. 720 с.
16. http://www.citforum.ru
17. http://www.rsdn.ru
18. http://www.emanual.ru
19. http://www.infocity.kiev.ua
20. http://www.helloworld.ru
21. http://www.msdn.microsoft.com
22. http://www.sysinternals.com
23. http://www.bcd.org
24. http://www.linux.org
25.http://www.informit.com
[1] Как вспоминает один из разработчиков первого советского компьютера МЭСМ (Малая(!) Электронная Счетная Машина), когда этого монстра включали, то приходилось в январе месяце открывать все окна, чтобы удержать температуру в машинном зале в пределах 30°.
[2] Источник термина не совсем понятен. Среди значений английского слова «cash» наиболее подходящим кажется «наличные деньги» - та мелочь в кошельке, которая позволяет не обращаться каждый раз в банк ради мелких покупок.
[3] Вспомните, как поступает Windows при очередной загрузке после некорректного выключения компьютера.
[4] Теоретически можно задать число копий FAT, отличное от двух. Это число хранится как один из параметров в BOOT-секторе. На практике всегда используются две копии FAT.
[5] Как вы думаете, в чем разница между перемещением файла в пределах одного диска и перемещением с диска на диск?
[6] Придумано около десятка неудачных вариантов русского эквивалента для термина «handle», среди них – дескриптор, ссылка, логический номер, ключ, манипулятор, описатель, индекс... Выразительнее всего был бы прямой перевод – «рукоятка», но ни у кого не хватает смелости, чтобы ввести такой «несерьезный» термин. Так что давайте удовольствуемся честной транслитерацией «хэндл».
[7] Налицо некоторый разнобой в общепринятой терминологии: в системе с невытесняющей диспетчеризацией вытеснение процесса все-таки возможно, но только по инициативе самого процесса.
[8] Иногда используют также термин «разделение времени» (time sharing). Однако этот термин лучше оставить для обозначения многотерминальных ОС, описанных в п. 1.3.3. К системам с квантованием времени относятся также ОС реального времени, заметно отличающиеся от систем разделения времени.
[9] Но к экзамену вспомнить!
[10] Одно и то же расширение EXE означает различные форматы программ для MS-DOS и для Windows разных версий. Каждый из этих форматов имеет собственную сигнатуру. Например, для EXE-файлов современной Windows используется сигнатура 'PE'.
[11] Использование слова «nice» – «приятный, любезный, благовоспитанный, изящный» в данном контексте обычно объясняют так: этот процесс настолько любезен, что уступает всем дорогу.
[12] Опыт подсказывает, что как только компьютеры с памятью в несколько гигабайт станут обычными, появятся и программы, способные найти более или менее полезное употребление всей этой памяти.
– Конец работы –
Используемые теги: операционные, системы0.048
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Операционные системы
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов