рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Введение в персональные вычислительные машины ПЭВМ

Введение в персональные вычислительные машины ПЭВМ - раздел Образование, Лабораторная Работа 1 ...

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

Введение в персональные вычислительные машины (ПЭВМ)

Цель работы: Ознакомление с составом ПЭВМ, понятием опера­ционной системы, общими сведениями о файлах и каталогах.

Состав персонального компьютера

В области автоматизированной и автоматической обработки ин­формации широко используются технические устройства, которые в повседневной практике… Рассмотрим кратко основные части АС.Как правило, к ним отно­сятся системный… Системный блок включает в себя устройства, обеспечивающие ра­боту компьютера:

Начальные сведения об операционной системе MS-DOS

 

Программное обеспечение ВС — это комплекс программ, который по своему назначению делят на две большие части: системное про­граммное обеспечение и прикладное программное обеспечение. Учеб­ным планом специальности предусматривается раздельное изучение материала по системному и прикладному ПО. В данных методических указаниях в основном уделяется внимание системному ПО. Основу системного ПО составляет операционная система (ОС). Обычно гово­рят, что компьютер работает под управлением операционной систе­мы.

Операционная система — это программа, которая организует диа­лог с пользователем, дает возможность удобного доступа к аппарат­ным ресурсам компьютера, управляет выполнением всех остальных программ и имеет много других функций.

В настоящее время существуют десятки операционных систем. В рамках данного курса предлагается рассмотреть ОС MS-DOS.

Начальная загрузка MS-DOS

 

При включении компьютера происходит загрузка операционной системы со специальной системной дискеты или винчестера.

Перезагрузить ОС можно нажатием клавиши [Reset] или одно­временным нажатием клавиш [Ctrl Alt Del].

После загрузки системы на экране высвечивается приглашение пользователю на ввод команд, обычно состоящее из имени текущего диска, например: А: \.

 

 

Диски

 

 

Каждый накопитель в компьютере имеет собственное имя. В MS-DOS он именуется буквой латинского алфавита, за которой сле­дует двоеточие. Накопителям на гибких магнитных дисках присвоены имена "А:" и "В:".

 

 

Винчестер имеет имя "С:". Для удобства работы с винчестером всю его область памяти делят на несколько частей. Эти части называются логическими дисками или разделами жесткого дис­ка. Каждый логический диск имеет свое имя, например винчестер, мо­жет быть разделен на четыре логических диска с именами "С:", "D:", "Е:", "F:".

Диск, с которым в данный момент работает ОС и имя которого высвечивается в приглашении, является текущим. Чтобы изменить те­кущий диск, нужно в ответ на приглашение указать имя требуемого диска.

 

Файлы

 

Вся находящаяся на дисках информация хранится в файлах. Файл — это именованная область на диске. В файлах могут хранить­ся исходные тексты программ, готовые к выполнению программы, на­боры данных, документы.

Каждый файл имеет имя, состоящее из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файла содержит от одного до восьми символов, расширение начинается с точки и содержит от одного до трех символов. Для обозначения имен файлов можно использовать латинские буквы и цифры, например: command.com, prim.cpp, gris-cal, amp.txt.

Расширение имени файла служит для характеристики хранящейся в файле информации. Для расширений установлен ряд соглашений. Например:

.com, .exe — готовые к выполнению программы,

.cpp — программа на языке Си,

.for — программа на языке Фортран,

.pas — программа на языке Паскаль,

.bat — командный файл,

.bak — копия файла, созданная перед его изменением.

Иногда бывает необходимо указать группу файлов. Для этого ис­пользуются символы "*" и "?". Символ "*" обозначает любое число любых символов в имени или расширении файла, например:

*.doc — все файлы с расширением .doc,

con.* — все файлы с именем con и любым расширением,

*.* — все файлы.

Символ "?" обозначает один произвольный символ в имени файла или расширении, например:

???.com — все файлы с расширением .соm и именем, состоящим из трех любых символов;

abc?.for — все файлы с расширением .for и именем, начинающимся с abc и состоящим из четырех символов.

 

Каталоги

Если на диске хранится много файлов, то для облегчения работы с ними рекомендуется объединятьих имена в отдельные группы, кото­рые регистрируются в… Каталог — это специальное место на диске, в котором хранятся имена файлов,… Чтобы обратиться к файлу, находящемуся в другом каталоге, не­обходимо указать путь к этому файлу, т. е. задать маршрут…

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите

Лабораторной работы

 

 

1. Выучить значения клавиш [CapsLock], [Enter] и других.

2. Прочитать и запомнить, как записываются файлы, что такое каталог, подкаталог, надкаталог.

3. Выучить, как правильно записывать пути к файлам.

Задание

 

 

1. Изучить основные клавиши для работы с ПЭВМ.

2. Ознакомиться с общими сведениями об ОС MS DOS.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

Команды MS-DOS

Цель работы: Ознакомление с основными командами MS-DOS, получение навыков по их использованию.

Общие сведения о командах MS-DOS

 

Разработчики операционной системы MS-DOS постоянно расши­ряют перечень функций системы и их возможности. Более поздние вер­сии ОС включают в себя все функции предыдущих версий. В данной работе рассматриваются основные, наиболее широко используемые функции. Каждая функция в ОС реализуется одной или несколькими командами.

Команды MS-DOS состоят из имени команды и, возможно, пара­метров, отделенных друг от друга пробелами. При записи формата команды необязательные параметры будем отмечать квадратными скобками.

Различают внутренние (резидентные) и внешние (транзитные) ко­манды. Внутренние команды выполняются всегда, а внешние — толь­ко в том случае, если на винчестере есть программа, реализующая со­ответствующую внешнюю команду.

Кроме того, команды MS-DOS можно классифицировать по их назначению: команды работы с файлами, команды работы с каталогами, команды работы с экраном, принтером, дисководом и др. Рассмотрим команды работы с каталогами и команды работы с файлами.

 

 

Работа с каталогами

Просмотр каталога

dir [имя_диска][путь\][имя_файла][/Р][/W] Для каждого файла команда dir сообщает его имя, тип, размер, дату и время… Параметры:

Изменение текущего каталога

 

 

Формат команды:

cd [имя_диска]путь

Если задано имя диска, то текущий каталог изменяется на этом диске, иначе — на текущем диске.

Примеры:

cd \ — переход в корневой каталог,

cd \HOME\LMDK — переход в подкаталог LMDK каталога HOME,

cd .. — переход в надкаталог.

 

 

Создание каталога

Формат команды:

md [имя_диска]путь

Примеры:

md MDK — создание подкаталога MDK в текущем каталоге,

md A:\LAB — создание каталога LAB в корневом каталоге на дис­ке А:.

Удаление каталога

Формат команды:

rd [имя_диска]путь

Удалить можно только пустой каталог, т.е. каталог, в котором нет файлов.

Примеры:

rd MLK — удаление подкаталога MLK в текущем каталоге,

rd A:\LAB — удаление подкаталога LAB в корневом каталоге на диске А:.

 

Удаление каталога со всем содержимым

Иногда требуется удалить каталог со всеми содержащимися в нем файлами и / или подкаталогами. В MS-DOS, начиная с версии 6.0, для этого можно использовать команду DelTree.

Формат команды:

deltree имя-файла-или-каталога [Y]

Как видно из приведенного формата, программа DelTree может удалять как каталоги, так и файлы. В имени файла или каталога можно использовать символы “?” и “*”. Программа DelTree выдает запросы на подтверждение удаления каждого подходящего каталога (со всем его содержимым) и файла. Но при указании параметра /Y удаление будет производиться без каких-либо запросов.

Примеры:

deltree temp – удаление подкаталога (со всем содержимым) или файла с именем temp в текущем каталоге,

deltree /y temp – то же, но при удалении не запрашивается подтверждение.

Переименование каталога

Для переименования каталога может быть использована входящая в MS-DOS (начиная с версии 6.0) программа «Move».

Формат команды:

move имя_каталога новое имя_каталога

У старого имени каталога можно указать диск и путь, это позволяет переименовывать не только подкаталоги текущего каталога, но и другие каталоги.

Примеры:

move win win31 – переименование подкаталога win текущего каталога с присвоением ему имени win31;

move a:\temp tmp – переименование подкаталога temp корневого каталога диска а: с присвоением ему имени tmp.

 

 

Работа с файлами

Создание текстовых файлов

Формат команды:

copy con имя_файла

После этой команды ввод текста производится следующим обра­зом: после набора каждой строки необходимо нажимать клавишу [Еnter], а после ввода последней строки нажать [F6] и [Enter].

Удаление файлов

Формат команды:

del [имя_диска][путь\]имя_файла

При удалении группы файлов в имени файла используются симво­лы "*" и "?".

Примеры:

del *.txt — удаление всех файлов с расширением .txt из текущего каталога,

del prim.bas — удаление файла prim.bas из текущего каталога.

Переименование файлов

Формат команды:

геn [имя_диска][путь\] имя_файла новое_имя_файла

Если имя диска и путь не указаны, то подразумеваются текущий диск и текущий каталог. Для переименования группы файлов в ко­манде в имени файла используются символы "*" и "?".

Примеры:

ren pr.txt pr.doc — переименование файла pr.txt в файл pr.doc в текущем каталоге,

ren *.txt *.doc — переименование всех файлов с расширением .txt в текущем каталоге. Файлы получают расширение .doc.

Копирование файлов

Формат команды:

copy имя_файла_1 имя_файла_2

Здесь имя_файла_1 — имя копируемого файла, имя_файла_2 — имя файла, в который нужно скопировать.

При копировании группы файлов в имени файла используются символы "*" и "?".

Примеры:

copy xxx.txt yyy.txt — копирование файла xxx.txt в теку­щем каталоге в файл с именем yyy.txt,

copy A:\*.* D: — копирование всех файлов диска А: в текущий ка­талог диска D: с теми же именами.

Команда [Сopy] позволяет объединить несколько файлов в один но­вый файл, для чего необходимо между именами объединяемых файлов поставить знак "+".

Пример:

copy pr1+pr2+pr3 lab — файлы с именами рr1, рr2, рr3 объединя­ются в файл lab текущего каталога.

Проверка считываемости файлов

Для файлов на дискетах иногда возникают проблемы в связи с тем, что эти файлы не считываются из-за плохого качества дискеты. Это бывает очень неприятно, например, если файлы в единственном экземпляре. Для уменьшения вероятности подобных неприятностей целесообразно предварительно проверять считываемость файлов. Это можно сделать с помощью команды Copy, копируя файлы на «пустое» устройство nul. Формат команды:

[Copy] /b имя файла nul

В имени файла можно употреблять символы “*” и “?”.

Примеры:

copy /b a:\*.* nul – проверка считываемости всех файлов в корневом каталоге диска А:;

copy /b b: paper.txt nul – проверка считываемости paper.txt из текущего каталога диска В:.

Перемещение файлов в другой каталог

Формат команды: Move [/Y] имя файла имя каталога Здесь в имени файла можно использовать символы “*” и “?” (для перемещения в каталог нескольких файлов). При…

Поиск файлов на диске

Формат команды: filefind имя файла [строка символов] [режимы] В имени файла можно употреблять символы “*” и “?”.

Вывод текстового файла на экран

Формат команды:

type имя_файла

Примеры:

type xxx.txt — вывод на экран файла xxx.txt из текущего каталога,

type AAyyy.txt — вывод на экран файла yyy.txt из корневого ката­лога диска А:.

Вывод на экран можно приостановить нажатием клавиш [Ctrl S]. Повторное нажатие клавиш [Ctrl S] возобновляет вывод на экран. Прекратить вывод файла на экран можно нажатием клавиш [Ctrl Break] или [Ctrl C]

 

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите

Лабораторной работы

 

1. Какие команды называются транзитными?

2. Научитесь правильно создавать, переименовывать, копировать и удалять каталоги.

3. Как проверить считываемость файла?

4. Как осуществить поиск файлов?

 

 

Задание

 

1. Вывести содержание диска С:.

2. Перейти в корневой каталог диска С:.

3. Создать каталог UITS в текущем каталоге.

4. Создать в каталоге UITS текстовый файл с именем user.txt и записать в него следующую информацию:

Студент:

Фамилия

Имя

Отчество

Специальность, курс.

5. Вывести файл user.txt на экран.

6. Проверить файл user.txt на считываемость.

7. Скопировать файл user.txt в корневой каталог с именем us.txt.

8. Организовать поиск файлов, в которых содержится строка символов «Студент».

9. Переместить файл us.txt в каталог UITS.

10. Объединить файлы us.txt и user.txt в файл new.txt.

11. Просмотреть файл new.txt.

12. Удалить каталог UITS со всеми содержащимися в нем файлами.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

Работа с программой-оболочкой NORTON COMMANDER.

 

Цель работы: Ознакомление с основными функциями NC, получе­ние навыков в их использовании.

Начальные сведения о программе-оболочке Norton Commander

  Для облегчения работы пользователя с операционной системой разработаны так… Запуск программы осуществляется путем набора в командной стро­ке команды nc, выход — путем нажатия функциональной…

Экран NC

 

 

Экран NC включает два окна, ограниченные прямоугольными рам­ками и называемые панелями, командную строку и строку описания функциональных клавиш.

Панели NC

 

В верхней части каждой панели указан заголовок, а внутри может содержаться:

• оглавление каталога на диске;

• сводная информация о диске и каталоге на другой панели;

• дерево каталогов на диске.

 

 

Оглавление каталога

Если в панели NC выводится оглавление каталога, то заголовок представляет собой имя диска и путь к каталогу, содержание которо­го выведено на панели. При этом в панели содержится информация о подкаталогах и файлах. Имена каталогов записаны прописными бук­вами, а имена файлов — строчными. Для выделения файла или ката­лога используется курсорная рамка — более светлое поле. Перемеще­ние курсорной рамки осуществляется с помощью клавиш управления курсором.

Для просмотра выделенного подкаталога нужно нажать [Enter]. Чтобы вернуться в надкаталог, нужно установить курсорную рамку на верхнюю строку с двумя точками и нажать [Enter].

Панель, на которой находится курсорная рамка, называется ак­тивной. Для активизации соседней панели используется клавиша та­буляции.

Чтобы быстро выделить файл, нажмите клавишу [Alt] и, не отпуская ее, первые буквы нужного файла (рис 3.1). Эти буквы будут выведены в рамке внизу панели. Norton Commander выделит нужный файл, как только вы введете достаточное количество букв имени файла.

 
 

Чтобы выделить другой файл, имя которого начинается с тех же букв, нажмите [Ctrl] [Enter]. Если вы передумали выделять файл, нажмите [Esc].

Информационная панель

• емкость оперативной памяти в байтах (... Bytes Memory);   • количество свободной оперативной памяти в байтах (...Bytes Free);

Командная строка

  Ниже панелей располагается обычное приглашение DOS, где мож­но вводить команды… Если требуется выполнить программу или команду DOS, необходимо, как обычно, набрать эту команду на клавиатуре и нажать…

Строка функциональной клавиатуры

  В нижней части экрана расположена строка из 10 слов с номера­ми. Помещенные в… [F1] — Help — помощь, подсказка о работе с системой, назначе­ние клавиш;

Работа с файлами

Создание файла, работа в редакторе. Для создания файла необходимо: • нажать комбинацию клавиш [Shift F4]; • задать латинскими буквами полное имя файла в появляющемся окне;

Копирование файлов

Следует отметить, что в запросе предлагается имя каталога, изо­браженного на неактивной панели. Поэтому перед копированием в другой каталог… Переименование файлов Для переименования файла нужно выделить его курсорной рам­кой и нажать [F6]. В центре экрана появляется запрос,…

Удаление файлов

 

Удалить выделенный файл можно с помощью клавиши [F8]. При удалении файла на экране выводится запрос-подтверждение на удале­ние файла. Для подтверждения нажать [Enter], иначе — [Esc]. Мож­но также выбрать один из предложенных ответов: Delete — удалить, Cancel — не удалять, после выбора ответа нажать [Enter].

Работа с каталогами

 

 

Создание каталога

Для создания каталога используется клавиша [F7]. После ее нажатия необходимо набрать латинскими буквами имя каталога. На активной панели появится это имя. Установив курсорную рамку на имя созданного каталога и нажав [Enter], получим содержание данного каталога. В нем можно создавать новые каталоги (подкаталоги) и фай­лы.

Чтобы выйти из подкаталога, нужно установить курсорную рам­ку на верхнюю строку с двумя точками и нажать [Enter]. Чтобы вер­нуться в корневой каталог, достаточно набрать комбинацию клавиш [Ctrl ][\].

Переименование каталога

Для переименования каталога используется та же клавиша, что и для переименования файла — [F6]. В ответ на запрос указывается новое имя каталога.

Удаление каталога

Для удаления каталога, как и для удаления файла, используется клавиша [F8]. Следует помнить, что удалить можно только пустой каталог.

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите

Лабораторной работы

1. Какая клавиша используется для быстрого выделения файла?

2. Какая комбинация клавиш используется для того, чтобы поменять панели местами?

3. Что делает комбинация функциональных клавиш [Ctrl] [E], [Ctrl] [T] [Shift] [F7]?

4. Выучить назначение функциональных клавиш.

Задание

 

 

1. Запустить NC.

2. Вывести на одной из панелей оглавление дискаС:.

3. Вывести оглавление корневого каталога .

4. Зайти в каталог Windows и найти с помощью функциональных клавиш файл mouse.txt.

5. Создать в корневом каталоге каталог UITS.

6. Создать в каталоге UITS текстовый файл proba.txt и занести в него следующую ин­формацию:

«Мое имя …. Я учусь на … курсе. После окончания университета я получу специальность ….»

7. Записать файл и выйти из режима редактирования.

8. Просмотреть содержимое созданного файла.

9. Отредактировать файл, проделав следующие операции:

а) занести следующую информацию: «Год моего поступления … »

б) выделить блок и скопировать его ниже написанного текста.

10. Создать в каталоге UITS подкаталог U и скопировать файл proba.txt в каталог U с именем proba1.txt.

11. Переименовать файл proba1.txt в proba2.txt.

12. Переместить файл proba2.txt в каталог UITS.

13. Удалить каталог UITS со всем его содержимым.

14. Выйти из NC.

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

 

Текстовый редактор «Слово и Дело»

Цель работы: Ознакомиться с основными принципами формирования документов. Работа в режиме печати.

 

 

Общие сведения

Текстовые редакторы относятся к той части программного обеспечения персонального компьютера, без которой ни один пользователь обойтись не может. Тогда, пожалуй, стоит познакомиться с редактором Word Deed - "Слово и дело".

Первое, что поражает в редакторе, - это обилие возможностей. Этот редактор может использоваться в двух основных режимах: текстовом и графическом, причем в графическом есть возможность применения до 256 шрифтов, отличающихся размером и начертанием. Предусмотрена работа с прямоугольными блоками текста, чем могут похвастаться далеко не все ДОСовские редакторы.

"Слово и дело" поддерживает матричные и лазерные принтеры, имеет несколько режимов печати, а в графическом режиме есть функция предварительного просмотра.

 

 

2. Окна

 

 

Редактор может работать одновременно с девятью разными текстами. Каждый из редактируемых текстов помещается при этом в отдельное окно. Окна нумеруются с 1-го по 9-е. Есть в редакторе и особое, 10-е окно, в котором содержится справочный материал по основным командам и функциям (помощь).

Рассмотрим, как устроено текстовое окно ( рис 4.1).

Текстовое окно - это как бы иллюминатор, через который вы смотрите на редактируемый текст. Чаще всего весь текст в окне не

помещается, поэтому для полного просмотра приходится двигать этот

 
 

иллюминатор по тексту с помощью скроллинга. Процесс перемещения окна по тексту называется СКРОЛЛИНГОМ (иногда говорят – прокруткой). Если окно перемещается вверх-вниз по тексту, то это вертикальный скроллинг, а если

влево - вправо, то горизонтальный.

Текстовое окно может иметь произвольный размер. Оно ограничено двойной рамкой, внутри которой размещается ваш текст. Внутри текста имеется мигающий указатель – текстовый курсор. Кроме курсора есть еще один указатель, который перемещается в пределах всего экрана (не обязательно окна), – курсор мыши. Многие команды в редакторе можно выполнять не только вводом с клавиатуры, но и при помощи мыши, что значительно удобнее.

По периметру рамки располагается различная служебная информация:

· в левом верхнем углу три числа характеризуют положение курсора в тексте. Первое число – номер страницы, второе – номер строки, третье – номер колонки;

· несколько правее может отображаться или не отображаться символ звездочки "*". Этот символ появляется тогда, когда вы внесли в текст какие-либо изменения. Если вы не редактируете текст, а только просматриваете, этот символ не появляется;

· еще правее отображается имя файла, который редактируется в текущем окне;

· в правом верхнем углу выводится номер открытого окна. Всего окон может быть девять и нумеруются они с 1-го по 9-е;

· в центре нижней стороны рамки имеется индикатор, который во время ввода текста показывает, в русском или латинском регистре производится ввод. Если текст не вводится в течение 5 с и более после переключения регистров, то вместо индикатора регистра выводится текущее время. Вывод текущего времени можно отключить (см. "Настройки редактора").

· в правом нижнем углу выводится ДЕСЯТИЧНЫЙ код символа, на котором в настоящий момент находится текстовый курсор.

 

 

3. Загрузка текстового файла в редактор

 

 

Все тексты, с которыми вам предстоит работать, находятся на жестком диске компьютера или на гибкой дискете в виде файлов. Для того чтобы начать работу с каким-либо из этих текстов, необходимо произвести считывание в окно редактора соответствующего текстового файла.

Для того чтобы считать текстовый файл в текущее окно, достаточно нажать клавишу F3. Если у вас имеется манипулятор МЫШЬ, то можно подвести курсор мыши к верхней строке, установить его на этикетку.

В верхней строке экрана появится надпись "Читать файл" с именем файла, который редактировался в этом окне в прошлый сеанс работы. Если вы первый раз редактируете в этом окне текст, то вместо конкретного имени файла появляется имя "*.*", которое означает любой файл. После этого нажмите клавишу ENTER.

 

 

4. Система команд текстового редактора

 

 

Процесс ввода нового текста и изменения старого называется редактированием. Для того чтобы вносить в текст те или иные изменения, вы должны вводить с клавиатуры компьютера те или иные команды. Весь набор команд, которыми располагает текстовый редактор для работы с текстом, называется «Системой команд».

Рассмотрим коротко основные концепции системы команд редактора "СЛОВО и ДЕЛО".

Для ввода команд используется клавиша [CTRL] (CONTROL) ("Управление"). Для того чтобы ввести с клавиатуры какую-либо команду, надо в сочетании с нажатой клавишей [CTRL] нажать еще одну алфавитно-цифровую клавишу. Например, команда CTRL-B означает "Выравнивать абзац текста, на котором стоит курсор, между левой и правой границей". В дальнейшем мы вместо слова [CTRL] будем везде писать символ "^", например, вместо CTRL-B - просто ^B.

Кроме простых команд, которые вводятся с клавиатуры при помощи одновременного нажатия клавиши [CTRL] и какой-либо алфавитно-цифровой клавиши, существуют еще и составные команды, которые вводятся в два приема:

· сначала вводится префикс (клавиша [CTRL] в сочетании с какой-либо алфавитно-цифровой клавишей);

· вводится уточнение (какая-либо алфавитно-цифровая клавиша). При этом клавишу [CTRL] можно продолжать удерживать, а можно и отпустить, результат будет один и тот же. Другими словами, команду "Считать файл в позицию курсора" можно ввести двумя способами: как ^K^R и как ^KR.

Всего в системе команд "СЛОВО и ДЕЛО" существует два префикса, которые все составные команды разбивают на две группы:

· ^K - команды работы с блоками текста, а также файловые операции;

· ^Q - команды, начинающиеся с этого префикса, позволяют перемещаться по тексту и быстро находить, нужные места.

 

5. Простейшие команды редактирования текста

 

 

Прежде чем начать осваивать команды редактирования, надо открыть какой-либо новый файл. Нажмите на клавишу F3. На запрос об имени редактируемого файла введите имя, к примеру STUDY.DOC.

Этого файла нет на диске, поэтому в текущем окне будет открыт новый файл, в котором пока нет никакой информации.

Есть возможность существенно повысить скорость ввода текста, так как любую ошибку можно немедленно исправить.

Теперь самое время посмотреть, как реально исправлять замеченные ошибки.

Поставьте курсор куда-нибудь в середину выбранного абзаца и попробуйте ввести с клавиатуры какой-либо символ. Вы увидите, что введенный символ поместился в строку В ПОЗИЦИИ курсора. Весь остаток строки слева от этого символа сместился вправо. Таким образом, строка как бы раздвинулась, чтобы поместить вновь введенный символ. Нажмите теперь клавишу "<-" (BackSpace). Символ, который вы только что ввели, исчез, а вся строка снова сдвинулась и приобрела прежний вид. Теперь вы умеете удалять ошибочно введенный символ.

В режиме ВСТАВКА каждый вводимый символ раздвигает строку, то есть вклинивается в текст. В режиме ЗАМЕНА вводимый символ пишется поверх символа в позиции курсора, затирая этот символ. Для того чтобы переключить редактор из режима ВСТАВКА в режим ЗАМЕНА, достаточно нажать клавишу [Ins]. Повторный ввод этой команды приводит к восстановлению режима ЗАМЕНА.

Enter - закончить строку и перейти на новую.

[Tab] - передвинуть курсор на один шаг табуляции вправо и вставить в текст соответствующее количество пробелов. Шаг табуляции установлен равным 5 (для редактирования текстовых документов), но может изменяться. Вам табуляция понадобится для организации красной строки в новом абзаце. То есть, закончив очередной абзац нажатием на клавишу Enter, вы переводите курсор в начало следующей строки. Затем при помощи клавиши Tab вы делаете красную строку и дальше продолжаете набирать текст нового абзаца.

Для того чтобы включить русский регистр, надо нажать одновременно две клавиши: [ALT] и правый [SHIFT]. Для того чтобы включить латинский регистр, надо нажать одновременно клавиши [ALT] и левый [SHIFT].

 

 

6. Работа с блоками

 

 

Все команды работы с блоками имеют префикс ^K.

Существует несколько способов выделить блок. Нажмите и удерживайте в нажатом состоянии клавишу [SHIFT]. Теперь блок можно выделить просто при помощи клавиш управления курсором. При манипуляции этими клавишами происходит как бы "раздвигающаяся" пометка блока, причем расширение блока может происходить как в нижнем, так и в верхнем направлении.

То же самое можно сделать и при помощи мыши. Для этого надо подвести указатель мыши к первому символу, с которого должен начаться блок и нажать левую кнопку. Затем, удерживая кнопку в нажатом состоянии, надо перемещать мышь. Вслед за перемещением курсора мыши будет расширяться помеченный блок. Пометка блока будет продолжаться до тех пор, пока вы не отпустите левую кнопку мыши.

Рассмотрим операции, которые вы можете делать с выделенным фрагментом текста (блоком).

· ^K^C – скопировать выделенный блок в другое место. Последовательность действий следующая:

– выделить нужный блок текста;

– установить курсор на то место текста, куда надо скопировать блок;

– ввести команду ^K^C.

После этого в то место, где установлен курсор, скопируется выделенный блок текста. Первый символ выделенного блока попадет в текущую позицию курсора. Вся оставшаяся часть текста, которая была за курсором, отодвинется еще дальше, другими словами, скопированный блок как бы "вклинится" в текст, отодвинув назад оставшуюся часть. Заметим также, что пометка выделенного блока не исчезла. Только теперь эта пометка установлена не на исходном фрагменте текста, а на его копии. При желании вы можете еще несколько раз скопировать выделенный участок текста. Будьте осторожны! В режиме ЗАМЕНА выделенный блок копируется поверх ранее набранного текста и уничтожит ту часть документа, которую собой "накроет".

^K^V – переместить выделенный блок на другое место. Операция перемещения отличается от операции копирования тем, что исходный блок удаляется, остается только его копия. Оставшийся текст "подтягивается" наверх, чтобы занять освободившееся место (в режиме ЗАМЕНА пустое место, которое раньше занимал удаленный блок, остается).

· ^K^Y – удалить выделенный блок. Немедленно уничтожает весь выделенный текст. Оставшаяся часть текста "подтягивается" наверх, чтобы занять место удаленного блока (в режиме ЗАМЕНА на месте удаленного блока остается пустое место). Будьте осторожны с этой операцией! Если вы случайно удалите не очень большой блок (до 100 строк), то потом его еще можно будет восстановить при помощи команды ^U. Если вы удалите блок размером более 100 строк, то восстановить его обратно будет уже нельзя.

· F5 или ^K^H – спрятать или показать выделение блока. Если в тексте есть выделенный блок и это мешает визуальному восприятию текста, можно снять индикацию помеченного блока. Сами метки начала и конца блока при этом останутся на прежних местах. Если вновь ввести команду F5 (^K^H), то индикация выделенного блока восстановится.

 

7. Работа с различными шрифтами

 

Ни один солидный документ сегодня нельзя представить без богатого шрифтового оформления. Это и подчеркивание, и выделение более жирным шрифтом, и выделение курсивом, а также многое другое. Редактор "СЛОВО и ДЕЛО" позволяет получать весьма качественные выходные документы, так как может выводить на принтер и отображать на экране 255 различных шрифтов (курсив, индекс, жирный шрифт и т.д.). Для того чтобы изменить шрифт какого-либо участка текста, надо выделить этот участок как блок. Затем ввести команду включения того или иного шрифта.

Шрифты различного вида включаются при помощи клавиши [SHIFT] и какой-либо из функциональных клавиш. Например, [SHIFT] [F7] – включить наклонный шрифт (курсив). Ниже перечислены основные элементарные шрифты, которые имеются в редакторе "СЛОВО и ДЕЛО", и команды, при помощи которых эти шрифты включаются.

· [SHIFT] [F1] - печатный шрифт;

· [SHIFT] [F2] - рукописный шрифт;

· [SHIFT] [F3] - подчеркнутый шрифт;

· [SHIFT] [F4] - верхний шрифт;

· [SHIFT] [F5] - нижний шрифт;

· [SHIFT] [F6] - увеличенный шрифт;

· [SHIFT] [F7] - наклонный шрифт;

· [SHIFT] [F8] - выделенный шрифт;

· [SHIFT] [F9] - инверсный шрифт.

 

Эти шрифты могут составлять между собой любые комбинации, например, фрагмент текста одновременно может быть рукописным выделенным и подчеркнутым. Всего можно получить 255 шрифтов различного вида.

Следует, впрочем, заметить, что все многообразие шрифтов, которое имеется в редакторе, может быть выведено на принтер только тогда, когда редактор находится в графическом режиме печати. В текстовом режиме количество шрифтов, которые будут реализованы в выходном документе, зависит от конкретной модели печатающего устройства. Например, далеко не все принтеры имеют увеличенный шрифт, и почти никакие не имеют инверсного шрифта.

 

 

8. Рисование линий и работа с таблицами

 

 

Любая таблица состоит из вертикальных и горизонтальных линий, которые образуют графы этой таблицы. Обычно графы таблицы вычерчивают при помощи символов псевдографики, таких как "├", "┤", "│", "┌", "┐" и т. д. Этих символов нет на клавиатуре персонального компьютера. Можно, конечно, ввести все эти символы прямо из таблицы при помощи команды ^P.

Однако редактор предлагает более удобные возможности, при помощи которых можно рисовать ломаные линии, состоящие из символов псевдографики. Для рисования линии используется клавиша [ALT] в сочетании с одной из клавиш [E], [S], [D], [X].

[ALT] [E] - рисовать линию вверх;

[ALT] [X] - рисовать линию вниз;

[ALT] [S] - рисовать линию влево;

[ALT] [D] - рисовать линию вправо.

Попробуйте нарисовать любую ломаную линию, пользуясь этими командами. Обратите внимание, что повороты линии и ее пересечения друг с другом правильно обрабатываются редактором. В результате мы имеем одинарную ломаную линию. Линия может разветвляться, для этого достаточно вернуться назад, а затем повернуть вбок. При помощи такого средства нетрудно быстро нарисовать графы таблицы.

Обратите внимание, что если вы ведете линию по тексту, то она рисуется, затирая существующий текст, как это обычно происходит в режиме ЗАМЕНА. Имейте в виду: в режиме рисования линии никакого режима вставки не существует! Рисование линий идет в режиме ЗАМЕНА независимо от того, какой режим, замена или вставка, включен на самом деле.

Можно рисовать не только одинарной линией, но и двойной. Для этого надо ввести с клавиатуры команду:

[ALT] [W] - выбрать для рисования двойную линию.

Предусмотрен также режим "ластик" для удаления ошибочно нарисованных линий:

[ALT] [R] - выбрать для рисования линии символ “пробел”.

Для того чтобы снова вернуться к режиму рисования двойной линии, надо ввести команду:

[ALT] [V] - выбрать для рисования одинарную линию.

При помощи этих команд можно рисовать таблицы любой формы.

Редактор "СЛОВО и ДЕЛО" предоставляет некоторые дополнительные удобства для работы с таблицами. Вам, наверняка, часто приходилось иметь дело с такой ситуацией, когда возникала необходимость изменить ширину какой-либо графы редактируемой таблицы.

Как правило, трудно угадать заранее с точностью до одного символа, какие колонки должны быть в таблице. В редакторе "СЛОВО и ДЕЛО" эта проблема решается автоматически. Как только вводимый текст перестает помещаться по ширине в графу таблицы, эта графа автоматически увеличивается. И наоборот, графа таблицы автоматически уменьшается по ширине, если есть такая возможность.

Такой режим называется "мягким" режимом работы с таблицей. Заметим также, что "мягкий" режим действует только в режиме ЗАМЕНА.

 

 

9. Режим печати документа

 

 

Вы уже знаете все необходимые команды для того, чтобы набрать несложный текст и сохранить результаты своей работы. Для того чтобы полностью самостоятельно работать в текстовом редакторе, надо еще и научиться распечатывать текст.

Редактор "СЛОВО и ДЕЛО" всегда начинает печатать текст с той строки, в которой установлен курсор. Если вам надо распечатать весь текст, установите курсор в любое место первой строки. Быстрее всего это можно сделать при помощи уже известной команды ^PgUp.

После того как курсор установлен в нужное место, надо нажать клавишу [F9]-печать. Появится окно "Печать с позиции курсора". Окно представляет собой меню, при помощи которого можно устанавливать различные режимы печати. Если надо поменять установку какого-либо пункта меню, следует установить указатель на этот пункт и затем нажать клавишу Enter. В открывшемся окне выбрать подходящий режим и снова нажать Enter. Выбранный режим будет индицироваться в той строке, на которой установлен указатель.

Когда все режимы выбраны, можно нажать на клавишу [F8]. Текст при этом печататься не будет, а вместо этого на экране будет появляться макет листа. Вы увидите, как ваш текст будет размещен на бумаге. Режим предварительного просмотра (PreView) очень удобен: не надо делать несколько пробных распечаток, расходуя бумагу. Если вид листа вас не устраивает, можно изменить установки печати (отступы, длину страницы и др.). Добившись приемлемого результата, можно печатать документ непосредственно на принтер, нажав на клавишу [F9].

ПРИМЕЧАНИЕ. Команда предварительного просмотра текста работает только тогда, когда установлен графический режим печати.

Команда [F9] запускает вывод текста на принтер. Понятное дело, принтер должен быть включен, готов к работе и иметь бумагу. Иначе редактор прекратит печать и попросит либо полностью подготовить принтер к печати, либо отменить печать нажатием на клавишу [ESC].

Рассмотрим теперь все разнообразие режимов печати, которое позволяет устанавливать редактор "СЛОВО и ДЕЛО".

Для начала выберите устройство, к которому подключен ваш принтер, – LPT1 (первый принтер), LPT2 (второй принтер). Проконсультируйтесь у администратора сети, к какому устройству подсоединен ваш принтер.

 

 

Принтер

 

 

Необходимо выбрать тип принтера - матричного или лазерного. Редактор работает с матричными Epson-совместимыми и лазерными Hewlett-Packard – совместимыми принтерами. Большинство принтеров других фирм имеют режим работы, совместимый с перечисленными выше. Если вам достался принтер с иной системой команд, тогда остается печатать только в режиме текстовом одношрифтовом, выбрав матричный принтер.

 

 

Тип печати

 

 

Происходит выбор, в текстовом или графическом режиме производить печать. Существует несколько режимов печати.

· Текстовая одношрифтовая – принтер работает в текстовом режиме. Весь документ будет напечатан одним и тем же шрифтом, даже если в тексте имеются различные шрифты. Этот режим – самый быстрый, так как большинство матричных принтеров в текстовом режиме работают гораздо быстрее, чем в графическом.

· Текстовая многошрифтовая – принтер работает в текстовом режиме, при этом работает также и выделение текста разными шрифтами. Этот режим можно смело использовать на EPSON-совместимом принтере, если он аппаратно русифицирован (имеет зашитый внутрь русский шрифт). Но в этом режиме редактор "СЛОВО и ДЕЛО" не реализует всех своих возможностей по управлению шрифтами (будут поддерживаться только те шрифты, которые имеются в принтере). Этот режим рекомендуется тогда, когда требуется только стандартный набор шрифтов, а в графическом режиме принтер работает очень медленно.

· Текстовая узкая – то же, что и текстовая многошрифтовая, но печать осуществляется узким шрифтом (не 10 точек на дюйм, как обычно, а 17).

· Графическая нормальная – принтер работает в графическом режиме. Действуют все шрифты, которые имеются в редакторе "СЛОВО и ДЕЛО". Графический режим имеет следующее преимущество: если принтер не русифицирован, все равно он будет печатать по-русски. Причем пользователь может видоизменять шрифт, которым будет производиться печать документа.

· Графическая узкая – то же, что и графическая нормальная, но при этом символы будут узкие.

· Графическая пропорциональная – дополнительно осуществляется "микро– выравнивание" текста. Обеспечиваются равные промежутки между словами в строке, а также различная ширина различных символов, что улучшает внешний вид текста. Этот режим рекомендуется для документов высокого качества.

 

 

Режим печати

 

 

Документ при печати может разбиваться на страницы. Страницы могут при печати нумероваться. Существуют следующие режимы.

· Страничная - документ печатается постранично. Когда напечатана очередная страница, редактор останавливается. Пользователь может вставить новый лист и продолжить печать, нажав на клавишу ПРОБЕЛ. Если по каким-либо причинам печать надо прервать, то это можно сделать нажатием на клавишу ESC. Можно, кстати, попробовать остановить печать и во время работы принтера. Но при этом моментального прекращения печати не произойдет, так как часть документа уже находится в буфере принтера и все равно напечатается. Прекращение печати только лишь прекращает поток данных, идущих на принтер.

· C нумерацией страниц - в верхней части каждой страницы печатается ее номер. Номер не печатается только на первой странице, так как обычно первая страница – титульная. НЕ ОШИБИТЕСЬ! Если вы задали отступ сверху меньше двух, то номер страницы печататься не будет, для него просто не остается места.

· Сплошным текстом - текст при печати не разбивается на страницы. Это бывает нужно при печати на сплошной бумажной ленте и если при этом нет возможности находиться все время около принтера.

 

 

Номер 1-й страницы

 

 

Если документ печатается с нумерацией страниц, то номер первой страницы - 1. Часто бывает, что объемный документ разбивают на несколько файлов. При этом в первом файле находится начало документа, а в последующих - его продолжение. Продолжение может начинаться со страницы, имеющей произвольный номер, который Вы можете ввести сами.

 

 

Стиль

 

 

Редактор "СЛОВО и ДЕЛО" позволяет выбрать либо принтерный стиль, либо стиль печатной машинки. Стиль имеет смысл устанавливать только при графическом типе печати. Установка стиля меняет начертание символов в напечатанном документе. Стиль печатной машинки позволяет получить документ, максимально похожий на документ, сделанный на печатной машинке. В некоторых организациях требуется именно такой вид выходных документов.

 

 

Качество

 

 

Изменение качества печати позволяет оперативно управлять скоростью печати и внешним видом документа. Если надо напечатать очень быстро, следует включить ЧЕРНОВОЕ качество печати. Окончательный вариант документа надо печатать, установив ВЫСОКОЕ качество печати. Скорость печати будет при этом примерно в два раза ниже. Если в принтере сильно изношена лента, можно установить ВЫСШЕЕ качество печати. Но скорость при этом будет очень медленная.

 

 

Графика

Устанавливает способ вывода графических изображений (рисунков), которые могут быть в документе. Рисунки могут печататься как НЕГАТИВОМ, так и ПОЗИТИВОМ.

 

 

Палитра

 

Цветные рисунки отображаются на бумаге при помощи полутонов серого цвета, которые получаются благодаря разной плотности штриховки. Набор цифр характеризует относительную плотность штриховки, соответствующей тому или иному цвету.

Следующие установки обеспечивают необходимое расположение текста на листе бумаги.

Количество строк в листе указывает, сколько строк текста должно умещаться на одной странице, включая верхнее и нижнее поля.

Отступы сверху, снизу и слева задают ширину верхнего, нижнего и левого полей текста соответственно.

 

 

Интервал

 

 

Редактор позволяет задать интервал между строками текста. Например, многие стандарты (ЕСКД, ЕСПД) предписывают, чтобы между строками текста в документе был двойной интервал. В этом случае надо установить интервал равный двум. Заметим, что при этом соответственно изменится разбиение текста на страницы. Допускается устанавливать и дробный интервал. Точность установки определяется механизмом печатающего устройства.

Все эти параметры определяются геометрическими размерами листа бумаги, на котором вы будете печатать, а также механическими характеристиками принтера (как у него происходит заправка листа бумаги и в какой момент срабатывает датчик отсутствия бумаги).

Поэтому эти параметры придется подобрать экспериментально.

 

Файл форматки

 

 

Редактор "СЛОВО и ДЕЛО" позволяет при печати "одевать" каждый лист документа в рамку произвольной формы (форматку). Такая возможность, например, нужна при печати документа по ЕСКД. Для того чтобы напечатать документ в таких форматках, их следует предварительно сделать при помощи этого же текстового редактора "СЛОВО и ДЕЛО" и сохранить эти форматки в файле, имеющем произвольное имя и тип .FRM. При печати документа каждая его страница будет "одета" в такую форматку.

ВНИМАНИЕ! Печать документа в форматке работает только тогда, когда редактору задан текстовый режим печати.

После того как вы установили все параметры печати, можно нажимать на клавишу F9 и стартовать печать. Параметры печати будут записаны в тот файл, который Вы печатаете (если после установки параметров печати Вы его сохраните). В следующих сеансах редактирования ЭТОГО же файла параметры печати будут установлены автоматически.

 

 

10. Заключение

 

 

Теперь вы в достаточном объеме знаете возможности текстового редактора "СЛОВО и ДЕЛО". Приятной Вам работы!

 

 

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите

Лабораторной работы

 

 

1. Какая клавиша используется для ввода команд?

2. Как перейти из режима ВСТАВКА в режим ЗАМЕНА?

3. Как нарисовать линию линий?

4. Kакие режимы печати вы знаете ?.

 

 

12. Задание

 

 

1. Войти в редактор «СЛОВО и ДЕЛО».

2. Создать файл study.doc.

3. Набить следующий текст со следующими шрифтами:

Меня зовут …. – «Печатным шрифтом»

Я учусь в ХГТУ в группе УИТС (ИС). – «Подчеркнутым шрифтом»

Моя любимая кафедра «А и С». – «Увеличенным шрифтом»

4. Выделить напечатанный текст и скопировать его в другое место.

5. Переместить скопированный блок пониже.

6. Затем удалить его.

7. Нарисовать таблицу, в которой четыре столбца, причем контур таблицы должен быть нарисован двойной линией.

8. Колонки озаглавить следующим образом:

а) ФИО

б) Любимый преподаватель

в) Любимый предмет

г) Хобби

9. Распечатать полученный документ сначала с «принтерным» качеством, а затем с качеством «печатной машинки».

10. Сохранить полученный файл и выйти из программы.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

 

Графический редактор «Microsoft Paint 98»

Цель работы: Ознакомиться с основными функциями графического редактора «Paint».

 

 

Программа служит для разработки и редактирования цветных графических изображений. Она позволяет создавать цветные иллюстрации, писать небольшие тексты, редактировать изображения.

 

1. Рисование линий и фигур

 

Рисование прямой линии

1) в наборе инструментов выберите

2) выберите ширину линии под набором инструментов

3) перетаскивайте указатель.

Примечания:

· Используемые по умолчанию основной цвет и цвет фона выводятся слева от палитры. Имеется возможность использовать при рисовании основной текст путем перетаскивания указателя с нажатой левой кнопкой или цвет фона с помощью правой кнопки.

· Чтобы нарисовать горизонтальную или вертикальную линию или линию с наклоном 45 градусов, удерживайте нажатой клавишу [SHIFT] при перетаскивании указателя.

Рисование произвольной линии

 

1) в наборе инструментов выберите

2) перетаскивайте указатель.

 

 

Рисование кривой линии

1) в наборе инструментов выберите

2) выберите ширину линии под набором инструментов

3) чтобы нарисовать прямую линию, перетащите указатель

4) установите указатель в вершину дуги и нажмите кнопку мыши, а затем измените кривизну дуги, перетаскивая указатель. Для рисования второй дуги повторите инструкцию 3).

 

 

Рисование эллипса или круга

 

 

1) в наборе инструментов выберите

2) перетащите указатель по диагонали.

Чтобы нарисовать круг, удерживайте нажатой клавишу SHIFT при перетаскивании указателя.

Примечания

· Для создания фигуры с заливкой выберите тип заполнения под набором инструментов. Цвет фигуры выбирают с помощью левой кнопки мыши, а цвет заливки с помощью правой кнопки.

· Пользователь имеет возможность отменить три последних изменения, выбирая в меню Правка команду Отменить для каждого изменения.

 

 

Рисование прямоугольника или квадрата

1) в наборе инструментов выберите для создания прямоугольника или для создания прямоугольника с закругленными углами

2) для создания прямоугольника перетащите указатель по диагонали.

3) для создания квадрата перетаскивайте указатель, удерживая нажатой клавишу [SHIFT].

Толщина границы прямоугольника совпадает с толщиной линии, выбранной в инструменте создания линий. Чтобы изменить толщину границы, выберите в наборе инструментов линию или кривую, а затем выберите толщину линии под набором инструментов.

Рисование многоугольника

1) в наборе инструментов выберите 2) перетаскивайте указатель и щелкните в каждой вершине многоугольника. В последней вершине щелкните дважды.

Задание основного цвета и цвета фона по умолчанию

 

· Чтобы задать основной цвет (используется для отображения линий, границ и текста), щелкните цвет на палитре.

· Чтобы задать цвет фона (используется для заливки замкнутых объектов и рамок с текстом), щелкните цвет на палитре правой кнопкой.

 

 

Примечание:

 

· Используемые по умолчанию основной цвет и цвет фона выводятся слева от палитры. В верхнем квадрате отображается основной цвет. В нижнем квадрате отображается цвет фона.

 

 

Заполнение цветом области или объекта

 

1) в наборе инструментов выберите

2) щелкните область или объект, для которого требуется выполнить заливку.

 

 

Примечание:

 

· Если граница фигуры не является непрерывной, указанным цветом будут заполнены другие области рисунка. Чтобы найти разрыв, выберите в меню Вид команду Масштаб, а затем выберите Крупный или Другой.

 

 

Рисование с помощью кисти

 

1) в наборе инструментов выберите

2) выберите форму кисти под набором инструментов

3) перетаскивайте указатель.

 

 

Рисование с помощью распылителя

 

1) в наборе инструментов выберите

2) выберите размер распылителя под набором инструментов

3) перетаскивайте указатель.

 

 

Создание нестандартных цветов

 

1) выберите на палитре цвет, который следует изменить

2) в меню Палитра выберите команду Изменить палитру

3) нажмите кнопку Определить цвет

4) щелкните поле образца цветов, чтобы изменить значения параметров Оттенок и Контраст, а затем перетащите бегунок регулятора в поле градиента цвета, чтобы изменить значение Яркость

5) нажмите кнопку Добавить в набор, а затем нажмите кнопку OK.

 

 

Преобразование цветного рисунка в черно-белый

 

 

1) в меню Рисунок выберите команду Атрибуты

2) выберите параметр Черно-белая.

 

Примечание:

 

· При возврате к цветной палитре черно-белые объекты не становятся цветными. Цветными можно будет сделать только новые элементы рисунка.

Обращение всех цветов рисунка

 

 

В меню Палитра выберите команду Обратить цвета.

 

 

Примечание:

 

Каждый цвет будет заменен на обратный к нему. Например, красный будет преобразован в голубой, а синий в желтый.

 

 

Копирование цвета области или объекта

 

1) в наборе инструментов выберите

2) щелкните объект, цвет которого следует скопировать

3) в наборе инструментов выберите

4) щелкните область или объект, для которого требуется задать новый цвет.

 

 

4. Очистка

 

 

Очистка небольшой области

1) в наборе инструментов выберите

2) выберите размер ластика под набором инструментов

3) перетащите указатель по области, которую требуется очистить.

 

Очистка большой области

 

1) в наборе инструментов выберите для выделения прямоугольной области или для выделения области произвольной формы

2) перетащите указатель для выделения области, которую требуется очистить

3) в меню Правка выберите команду Очистить выделение.

 

 

Очистка всего рисунка

 

 

1) если какая-либо часть рисунка выделена, щелкните вне выделенной области

2) в меню Рисунок выберите команду Очистить.

 

 

5. Обработка фрагментов рисунка

 

Выделение фрагмента рисунка

 

В наборе инструментов выберите для выделения прямоугольной области и перетащите указатель по диагонали через область выделения.

Можно также выбрать для выделения области произвольной формы и перетащить указатель вокруг нужной области.

Примечание:

 

· Чтобы снять выделение, щелкните любое место вне выделенной области.

 

Копирование и вставка фрагмента рисунка

1) в наборе инструментов выберите для выделения прямоугольной области или для выделения области произвольной формы 2) перетащите указатель для выделения копируемой области 3) выберите способ вставки:

Изменение размеров рисунка

 

 

1) в меню Рисунок выберите команду Атрибуты

2) выберите единицу измерения ширины и высоты

3) введите значения в поля Ширина и Высота.

 

Примечание:

· Можно также изменить размеры рисунка, перетаскивая маркеры выделения, находящиеся в правом нижнем углу и на середине правой и нижней границ рисунка.

 

Изменение масштаба рисунка

 

В меню Вид выберите команду Масштаб, а затем выберите команду Обычный, Крупный или Другой.

 

Примечание:

· Текст можно вводить в рисунок только в обычном режиме.

 

 

Отображение сетки

 

1) в меню Вид выберите команду Масштаб, а затем выберите команду Другой

2) в группе Варианты выберите 400 %, 600 % или 800 % и нажмите кнопку OK

3) в меню Вид выберите команду Масштаб, а затем выберите команду Показать сетку.

 

 

Примечание:

 

 

· Чтобы убрать сетку, повторите шаг 3) и снимите метку у команды Показать сетку или выберите в меню Вид команду Масштаб, а затем выберите команду Обычный.

 

 

Печать рисунка

 

 

В меню Файл выберите команду Печать.

 

 

Примечания:

 

· Чтобы увидеть, как будет выглядеть напечатанный рисунок, выберите в меню Файл команду Предварительный просмотр.

· Чтобы задать поля или изменить ориентацию рисунка, выберите в меню Файл команду Макет страницы.

 

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите лабораторной работы

 

1. Как нарисовать линию под углом 45 или 90 градусов?

2. Для чего используется основной цвет и цвет фона?

а) для отображения линий, границ и текста;

б) для заливки замкнутых объектов и рамок с текстом;

в) оба ответа верны;

г) оба ответа неверны;

3. Просмотрите верхнее меню редактора.

4. Как очистить весь рисунок?

5. Как поместить текст на цветном фоне?

 

 

Задание

1. Войти в графический редактор Paint.

2. Нарисовать радугу с использованием нестандартных цветов.

3. Удалить половину вашего рисунка и оставшуюся часть сохранить в отдельный файл.

4. Написать название лабораторной работы на цветном фоне.

5. Выделить это «название» и скопировать его в другое место.

6. Увеличить размер своего рисунка.

7. Показать полученный шедевр преподавателю.

8. Очистить весь экран и выйти из программы.

Р.S. По желанию можете нарисовать свой какой-нибудь шедевр и также показать преподавателю.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

Архивация файлов с помощью программы WinRAR

Цель работы: Ознакомление с принципами архивации файлов. Изучение основных команд программы WinRAR.

Основные сведения

  WinRAR — это 32-разрядная версия архиватора RAR для Windows, мощного средства… Для Windows имеются две версии RAR:

Извлечение файлов с помощью оболочки

  Чтобы извлечь файлы с помощью оболочки WinRAR, сначала нужно открыть архив в… · дважды щелкнуть мышью или нажать [Enter] на файле архива в оболочке Windows (в Проводнике или на Рабочем столе); …

Диалог указания пути и параметров извлечения

  Этот диалог позволяет указать папку назначения и параметры для извлечения… В этом диалоге также доступны несколько дополнительных параметров.

Архивация файлов в оболочке WinRAR

При запуске WinRAR показывает в своем окне список файлов и папок в текущей папке. Вам надо перейти в папку, в которой находятся файлы,… После того как вы вошли в папку с нужными файлами, выделите файлы и папки,… Выделив один или несколько файлов, щелкните на кнопке Добавить вверху окна WinRAR (см. рис. 6.3.), нажмите [Alt] [A]…

Диалог указания имени и параметров архива

Вы можете указать следующие параметры: Имя архива.Введите его вручную или нажмите кнопку “Обзор” для выбора имени… Примеры:

Архивы ZIP

Другое преимущество ZIP — скорость. Архивы ZIP обычно создаются быстрее архивов RAR.    

Метод сжатия и размер словаря

Если в качестве формата архива был выбран ZIP, то на этом этапе подготовка заканчивается. Возможности, описанные ниже, поддерживаются только… Следующий параметр — размер словаря. Он может принимать значения 64, 128, 256,…  

Размер тома

Если вы хотите создать многотомный архив, то введите здесь размер тома. По умолчанию считается, что вводится значение в байтах. Однако можно ввести число в килобайтах (количество байт, умноженное на 1024), если после числа поставить маленькую латинскую букву 'k'. Если же вы хотите указать размер в тысячах байт (т.е. с множителем 1000), вместо маленькой 'k' используйте большую латинскую букву 'K'. Можно также использовать идентификаторы 'm' (мегабайты) или 'M' (миллионы байт). Кроме того, можно выбрать размер тома из выпадающего списка, связанного с этим полем ввода. Если вы архивируете данные сразу на сменный диск, то лучше выбрать пункт “Автоопределение”. В этом случае WinRAR будет подбирать размер каждого нового тома для максимального заполнения соответствующего диска.

 

 

Метод обновления

· Добавить с заменой файлов (действие по умолчанию)

Всегда заменяет файлы в архиве одноименными добавляемыми файлами. Всегда добавляет файлы, которых еще нет в архиве.

· Добавить с обновлением файлов

Заменяет файлы в архиве только в том случае, если одноименный добавляемый файл более новый. Всегда добавляет файлы, которых еще нет в архиве.

· Обновить существующие файлы

Заменяет файлы в архиве только в том случае, если одноименный добавляемый файл более новый. Не добавляет файлы, которых нет в архиве.

 

 

Параметры архивации

После архивации успешно заархивированные исходные файлы удаляются. · Создать SFX-архив Вместо обычного архива создается самораспаковывающийся (SFX) архив.

Параметры для резервного копирования

· Очищать сменный диск перед архивацией на него

Перед созданием архива с диска назначения будут удалены все файлы и папки. Если вы создаете тома, то удаление будет осуществляться перед созданием нового тома, что дает возможность архивировать на непустые сменные носители. При использовании этого режима вы должны быть уверены, что диски не содержат нужной информации. Этот ключ применим только к сменным носителям, содержимое жесткого диска этим ключом не удаляется.

· Добавлять только с установленным атрибутом “Архивный”

Если эта опция включена, то в архив будут добавлены только файлы с установленным атрибутом “Архивный”.

· Снимать атрибут “Архивный” после архивации

После успешной архивации у файлов будет снят атрибут “Архивный”.

Самораспаковывающиеся архивы

SFX-архивы, как и любые другие исполнимые файлы, обычно имеют расширение .EXE. SFX-архивы удобны в тех случаях, когда нужно передать кому-то архив, но вы не… В оболочке WinRAR включите опцию “Создать SFX-архив” в диалоге ввода имени архива и его параметров при создании нового…

SFX-модули GUI RAR и ZIP (Default.SFX и Zip.SFX)

С помощью этих двух модулей можно создать самораспаковывающиеся архивы GUI (т.е. работающие в графическом режиме), функционирующие в среде любой 32-разрядной версии Windows (95, 98, NT и т.д). Эти модули не работают в среде Windows 3.1 или DOS.

Для архивов RAR следует использовать модуль Default.SFX, а для архивов ZIP — Zip.SFX.

 

 

Консольный SFX-модуль RAR (WinCon.SFX)

С помощью этого модуля можно создавать самораспаковывающиеся архивы, работающие в текстовом режиме в среде любой 32-разрядной версии Windows (95, 98, NT и т.д). Этот модуль не может быть запущен в среде Windows 3.1 или DOS.

 

 

SFX-модули RAR для DOS и OS/2 (Dos.SFX и OS2.SFX)

С помощью этих двух модулей можно создавать самораспаковывающиеся

архивы, работающие в текстовом режиме в среде DOS (модуль Dos.SFX) или OS/2 (модуль Os2.SFX). SFX-модуль для DOS также работает в сеансе DOS в OS/2, Windows и других ОС в режиме эмуляции DOS. SFX-модуль для OS/2 работает только в среде OS/2.

 

 

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите

Лабораторной работы

1. Какие версии программы WinRAR используются в WINDOWS?

2. Что обозначает термин «консольная версия»?

3. Прочитайте внимательно пункты «Извлечение из архива», «Добавление в архив».

4. Ознакомьтесь с преимуществами архивов RAR и ZIP.

5. Что такое самораспаковывающиеся архивы?

Задание

 

 

1. Создать каталог УИТС в корневом каталоге, в котором будет выполняться данная лабораторная работа.

2. Запустить оболочку WinRAR.

3. Найти 5-6 файлов, например в каталоге «Мои документы».

4. Отметить эти файлы.

5. Создать архив с именем DOC.ZIP в каталоге УИТС.

6. Разархивировать его там же.

7. Зайти в каталог УИТС, отметить находящиеся там файлы с расширением .doc.

8. Создать из этих файлов самораспаковывающийся архив с именем DOC.EXE с удалением успешно заархивированных файлов и оставить его в том же каталоге.

9. Распаковать архив DOC.EXE.

10. Найти на диске «С» файл или каталог размером 1-2 Мб и создать многотомный архив в каталоге УИТС.

11. Разархивировать этот архив и затем удалить каталог УИТС.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7

 

 

Компьютерные вирусы. Антивирусная

Программа AVP

Цель работы: Ознакомиться с понятием "компьютерные вирусы" и изучить программу AntiViral Toolkit Pro.

 

 

Общие сведения

Компьютерные вирусы. Что это?

 

Сегодня массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации.

Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них. Это и послужило стимулом для создания данной лабораторной работы.

Сейчас применяются персональные компьютеры, в которых пользователь имеет свободный доступ ко всем ресурсам машины. Именно это открыло возможность для опасности, которая получила название компьютерного вируса.

Что такое компьютерный вирус? Формальное определение этого понятия до сих пор не придумано, и есть серьезные сомнения, что оно вообще может быть дано. Многочисленные попытки дать «современное» определение вируса не привели к успеху. Чтобы почувствовать всю сложность проблемы, попробуйте, к примеру, дать определение понятия «редактор». Вы либо придумаете нечто очень общее, либо начнете перечислять все известные типы редакторов. И то и другое вряд ли можно считать приемлемым. Поэтому мы ограничимся рассмотрением некоторых свойств компьютерных вирусов, которые позволяют говорить о них как о некотором определенном классе программ.

Прежде всего, вирус — это программа. Такое простое утверждение само по себе способно развеять множество легенд о необыкновенных возможностях компьютерных вирусов. Вирус может перевернуть изображение на вашем мониторе, но не может перевернуть сам монитор. К легендам о вирусах-убийцах, «уничтожающих операторов посредством вывода на экран смертельной цветовой гаммы 25-м кадром» также не стоит относиться серьезно. К сожалению, некоторые авторитетные издания время от времени публикуют «самые свежие новости с компьютерных фронтов», которые при ближайшем рассмотрении оказываются следствием не вполне ясного понимания предмета.

Вирус — программа, обладающая способностью к самовоспроизведению. Такая способность является единственным средством, присущим всем типам вирусов.

 

 

Классификация компьютерных вирусов

 

 

В настоящее время известно более 5000 программных вирусов, их можно классифицировать по следующим признакам:

· среде обитания

· способу заражения среды обитания

· воздействию

· особенностям алгоритма.

В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить на сетевые, файловые, загрузочные и файлово-загрузочные. Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям. Файловые вирусы внедряются главным образом в исполняемые модули, т. е. в файлы, имеющие расширения COM и EXE. Файловые вирусы могут внедряться и в другие типы файлов, но, как правило, записанные в таких файлах они никогда не получают управление и, следовательно, теряют способность к размножению. Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot-сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record). Файлово-загрузочные вирусы заражают как файлы, так и загрузочные сектора дисков.

По способу заражения вирусы делятся на резидентные и нерезидентные. Резидентный вирус при заражении (инфицировании) компьютера оставляет в оперативной памяти свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращение операционной системы к объектам заражения (файлам, загрузочным секторам дисков и т. п.) и внедряется в них. Резидентные вирусы находятся в памяти и являются активными вплоть до выключения или перезагрузки компьютера. Нерезидентные вирусы не заражают память компьютера и являются активными ограниченное время.

По степени воздействия вирусы можно разделить на следующие виды:

· неопасные, которые не мешают работе компьютера, но уменьшают объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках, действия таких вирусов проявляются в каких-либо графических или звуковых эффектах;

· опасные вирусы, которые могут привести к различным нарушениям в работе компьютера;

· очень опасные, воздействие которых может привести к потере программ, уничтожению данных, стиранию информации в системных областях диска.

По особенностям алгоритма вирусы трудно классифицировать из-за большого разнообразия. Простейшие вирусы - паразитические, они изменяют содержимое файлов и секторов диска и могут быть достаточно легко обнаружены и уничтожены. Можно отметить вирусы-репликаторы, называемые червями, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии. Известны вирусы-невидимки, называемые стелс-вирусами, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска. Наиболее трудно обнаружить вирусы-мутанты, содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того же вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов. Имеются и так называемые квазивирусные, или «троянские», программы, которые хотя и не способны к самораспространению, но очень опасны, так как, маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков.

 

 

Признаки появления вирусов

  При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать… · прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ

Антивирусная программа AVP

    Эта программа - новый шаг в борьбе с компьютерными вирусами. Она представляет из себя полностью 32- разрядное…

Как работать с AVP

  Для удобства работы AVP поддерживает множество операций с мышью и клавиатурой.… Для перемещения по пунктам меню (или вкладкам) пользуйтесь стрелками перемещения курсора, мышью или комбинациями…

Запуск AVP и начало работы

  Главное окно программы (рис 7.1) содержит три пункта меню (“Файл”, “Поиск…

Поиск и удаление вирусов

Перед тем как начать проверку и/или лечение, вы можете установить во вкладке “Действия” флажки "Копировать в отдельную папку” (для зараженных…      

Вкладки

  Если будут обнаружены зараженные объекты, попробуйте их лечить. К сожалению,… Теперь рассмотрим более подробно все вкладки. Начнем с "объектов", т. к. вкладку "Область" мы…

Управление из меню

Пункт "Файл" Пункт меню “Файл” содержит следующие команды: · Сохранить настройки по умолчанию – записать текущие настройки в профайл (файл настроек программы), который имеет…

Как уберечься от компьютерных вирусов

· Обязательно делайте регулярное резервное копирование. · Покупайте дистрибутивные копии программного обеспечения у официальных… · Создайте системную дискету. Запишите на нее антивирусные программы. Защитите дискету от записи.

Рекомендации и вопросы для подготовки к защите

Лабораторной работы

Прочитайте про компьютерные вирусы. В основном все вопросы будут заданы именно по теории.

 

 

Задание

 

1. Войти в программу AVP.

2. Выбрать 2 или 3 директории на диске С и проверить их на вирусы, предварительно установив следующие параметры:

а) зараженные файлы должны заноситься в папку ххх;

б) подозрительные файлы должны заноситься в папку ууу;

в) сделать так, чтобы были просканированы и архивы;

г) при помощи «вкладок» осуществить Запрос на лечение.

3. Отчет о проделанной работе сохранить в файле “Report.txt”.

4. Распечатать его и отчитаться перед преподавателем.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8

Настройка системы BIOS

Цель работы: Ознакомление с основными настройками BIOS FEATURES SETUP.

 

Общие сведения

 

 

BIOS – Базовая система ввода-вывода (Basic Input Output System) – называется так потому, что включает в себя обширный набор программ ввода-вывода, благодаря которым операционная система и прикладные программы могут взаимодействовать с различными устройствами как самого компьютера, так и подключенными к нему. Вообще говоря, в PS система BIOS занимает особое место. Сам термин BIOS, видимо, заимствован из операционной системы CP/M, в которой модуль с подобным названием был реализован программно и выполнял примерно подобные действия.

Большинство современных видеоадаптеров, а также контроллеры накопителей имеют собственную систему BIOS, которая обычно дополняет системную. Во многих случаях программы, входящие в конкретную BIOS, заменяют соответствующие программные модули основной BIOS. Вызов программ BIOS, как правило, осуществляется через программные или аппаратные прерывания.

Заметим, что система BIOS помимо программ взаимодействия с аппаратными средствами на физическом уровне содержит программу тестирования при включении питания компьютера POST (Power–On-Self-Test – самотестирование при включении питания компьютера). Тестируются основные компоненты, такие как процессор, память, вспомогательные микросхемы, приводы дисков, клавиатура и видеоподсистема. Если при включении питания компьютера возникают проблемы (BIOS не может выполнить начальный тест), вы услышите последовательность звуковых сигналов.

BIOS системной платы отвечает за корректную работу всей системы. Обновление BIOS приведет к замене всех данных в BIOS. Если в процессе обновления BIOS произойдут сбои, то работоспособность вашей системы может быть утрачена и вам будет необходимо обратиться к специалистам для восстановления работоспособности. Таким образом, вам необходимо четко следовать инструкции! Рассмотрим основные настройки.

Настройки CMOS.

Изменение установок в CMOS производится через программу SETUP. Чаще всего SETUP может быть вызван нажатием специальной комбинации клавиш (DEL, ESC, CTRL-ESC, или CRTL-ALT-ESC) во время начальной загрузки (некоторые BIOS позволяют запускать SETUP в любое время, нажимая CTRL-ALT-ESC). В BIOS чаще всего это осуществляется нажатием клавиши DEL (и удержанием ее) после нажатия кнопки RESET или включения ЭВМ.

 

STANDARD CMOS SETUP

Стандартные предустановки CMOS:

Date (mn/date/year) – для изменения даты в системных часах.

Time (hour/min/sec) –для изменения времени в системных часах.

Hard disk C: (жесткий диск C:) – номер вашего первичного (главного) жесткого диска.

Cyln – число цилиндров на вашем жестком диске.

Head – число головок. Wpcom – предкомпенсация при записи.

Lzone – адрес зоны парковки головок.

Sect – число секторов на дорожку.

Size – объем диска. Автоматически вычисляется согласно числу цилиндров, головок и секторов. Выражается в мегабайтах.

Floppy drive A (дисковод для дискет A) – устанавливается тип дисковода для дискет, который будет использоваться в качестве привода A.

Floppy drive B (тип дисковода B) - аналогично предыдущему.

Keyboard (клавиатура): Installed-установлена. Если изменить на "not installed", эта опция укажет BIOS на отмену проверки клавиатуры во…    

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: Инфра-М, 1998. – 480 с. Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. и др. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 640 с.

2. Борланд Р. Знакомство с Windows 98. – М.: Microsoft Press Русская редакция, 1997. – 376 с.

3. Новейший самоучитель работы на компьютере / Под ред. Симоновича С. – М.: Десс; Инфорком-Пресс, 1999. - 656 с.

4. Симонович С. Общая информатика. – М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 1998. – 592 с.

5. Евсеев Г. Специальная информатика: универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 1998. – 480 с.

6. http://www.chaintech.ru/bios/bios.htm

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Лабораторная работа 1. Введение в персональные вычислительные

машины (ПЭВМ)………………………………………………………....… 3

Лабораторная работа 2. Команды MS-DOS ……..……………..………… 8

Лабораторная работа 3. «Работа с программой оболочкой

NORTON COMMANDER …………………………………..…………….. 16

Лабораторная работа 4.«Текстовый редактор Слово и Дело …………….. 27

Лабораторная работа 5. «Графический редактор Microsoft Paint 98 …….. 42

Лабораторная работа 6. «Архивация файлов с помощью программы

WinRAR……………………………………………….………………..…….. 52

Лабораторная работа 7. «Компьютерные вирусы. Антивирусная

программа AVP»………………………………………………………….… . 65

Лабораторная работа 8. Настройка системы ВIOS………………………… 79

Библиографический список…………………………………………………… 88

– Конец работы –

Используемые теги: Введение, Персональные, вычислительные, машины, ПЭВМ0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Введение в персональные вычислительные машины ПЭВМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс лекций по деталям машин Детали машин являются первым из расчетно-конструкторских курсов, в котором изучаются основы проектирования машин и механизмов
Детали машин являются первым из расчетно конструкторских курсов в котором... Машина устройство выполняющее преобразование движения энергии материалов и информации В зависимости от функций...

Алгоритм и программа для вычислительной машины
Алгоритм - формальное описание последовательности действий, которое необходимо выполнить для решения задачи; - предписание, определяющее ход… Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль- Хорезми…

Вычислительные машины
Сама машина и ее чертежи были потеряны и забыты во время войны, сотрясавшей приблизительно в тот период Европу. Однако в 1935 году чертежи были… Эта пятиразрядная машина впоследствии Паскаль создал и восьмиразрядный… Он построил достаточно много устройств и продал приблизительно 10 15 из них, часть из которых дошли до наших дней.…

Вычислительные машины и системы (2 семестр)
Обе эти операции называются обращением к памяти или, подробнее, обращением при считывании и обращением при запи- си. При обращении к памяти… ЕМКОСТЬ ПАМЯТИ определяется максимальным количеством данных, которые могут в… Емкость измеряется в двоичных еди- ницах битах , машинных словах, но большей частью в байтах. УДЕЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ есть…

Глава 1 – Базовые понятия теории лопаточных машин. Место лопаточных машин в современной промышленности
Понятие о ступени лопаточной машины... Понятие ступени является фундаментальным в теории лопаточных машин Ступень... Классификация лопаточных машин...

Вычислительные машины
Он стал намного проще для конечного пользователя, так как за минувшие годы многие компоненты, используемые для сборки системы, были интегрированы с… Каждый из этих компонентов более подробно будет описываться ниже. Кое-что из… Центральный процессор или CPU (Central Processing Unit) можно без преувеличения назвать «мозгом» персонального…

Устройство ПЭВМ фирмы IBM. Периферийное оборудование. Назначение и история создания ПЭВМ
Характеристики и объемы ввода и вывода в системе определяются, в первую очередь, спецификой ее применения — например, в микропроцессорной системе… Для последовательного ввода потребуется средства преобразования… В первом случае преобразование осуществляется регистром сдвига с последовательным входом и параллельным выходом…

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ... конспект лекций...

ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЭВМ
Персональная электронная вычислительная машина ПЭВМ состоит из двух тесно взаимосвязанных компонентов аппаратное и программное обеспечение... В свою очередь аппаратное обеспечение можно представить... как состоящее из следующих основных блоков...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ
Механико машиностроительный институт... Кафедра электронного машиностроения... КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам