рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуляницкая Н. С.

Гуляницкая Н. С. - раздел Образование, ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ Г94 Введение В Современную Гармонию: Учеб. Пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256...

Г94 Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256 с., нот., схем.

Данная работа — одно из первых в нашей стране учебных пособий по гармонии, рассматривающих ряд важнейших проблем звуковысотной ор­ганизации музыки XX века.

Предназначается для студентов музыкальных вузов.

Издательство «Музыка», 1984 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

Глава первая (вводная). 7

§ 1. Искусство XX века как предмет искусствознания. 8

§ 2. Стилевой анализ. 11

§ 3. Понятие гармонии. 14

§ 4. Гармония и музыкальная композиция. 17

§ 5. К вопросу об интерпретации и оценке гармонических явлений. 18

Глава вторая. АККОРДИКА.. 19

§ 1. Вводные замечания. 19

§ 2. Единицы гармонического языка. Общее понятие. 20

Звуки, отдельные тоны, 20

1. Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч. 21

Интервалы, 21

2. Д. Шостакович. Квартет № 13. 22

3. С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч. 22

Аккорд. 23

§ 3. О классификации аккордов. 23

4. А. Скрябин. Ор. 45, №2. 25

5 а. О. Мессиан. «Техника моего музыкального языка». 25

5 б. 25

6. К. Пендерецкий. "Stabat mater". 26

7. Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things 27

8. Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч. 30

9 а, б. О. Мессиан. «20 взглядов», № 13. 31

§ 4. Моноаккорды.. 32

10. Б. Тищенко. Соната № 5. 34

11. Н. Сидельников. «Романсеро», № 4. 34

12. 35

13. В. Захаров. «Полоса». 35

14. А. Скрябин. Ор. 57, № 1. 36

15. Э. Денисов. Фортепианное трио, Н ч. 37

16. Л. Пригожин. Соната. 37

17. Л. Сидельников. «Русский концерт». 38

18. Я. Ряэтс. Прелюдия. 38

19. Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre. 39

20. А. Петров. «Пушкии». 40

21. Р. Щедрин. «Первый лед». 41

22 В. Гаврилин. «Деревенские эскизы». 41

23. П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке. 42

24. Р. Щедрин. «Мертвые души», № 14. 43

25. P. Щедрин. Preludio IX.. 43

26. А. Скрябин. Прелюдия, ор. 74, М 3. 44

27. Б. Барток. «Микрокосмос», М 131. 44

28. Б. Барток. «Микрокосмос», № 144. 44

29. Б. Чайковский. Партита. 45

30. А. Шнитке. Реквием, № 4. 46

31. А. Шнитке. Реквием, № 3. 46

§ 5. Полиаккорды.. 47

32 а. А. Скрябин. «К пламени», поэма ор. 72. 47

32 б, в. 48

33. О. Мессиан. «20 взглядов», № 9. 48

1. Однородные полиаккорды.. 49

34. Д. Мийо. «Бразильские танцы». 50

35. Д. Мийо. «Бразильские танцы». 50

36, В. Лютославский. Вариации. 51

37. А. Шнитке. Гимн IV. 52

38. Н. Сидельников. «Славянский триптих». 53

Нетерцовая полигармония. 53

39. Д.Мийо «Sumare». 54

40. Я. Ряэтс. Прелюдия. 54

2. Неоднородные полиаккорды.. 54

41. Н. Пейко. «Былина». 54

42. А. Шнитке. Квинтет, II ч.. 56

Суперполигармония, 56

43. Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3. 57

§ 6. Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка. 58

§ 7. Методические рекомендации. 61

Музыкальная литература. 61

Теоретическая литература. 62

Глава третья. МОДАЛЬНОСТЬ.. 62

§ 1. Общие сведения. 62

§ 2. Основные понятия. 64

Модус. 66

§ 3. К проблеме классификации ладов. 66

§ 4. Типология ладообразований. 67

1а. Древнерусский «звукоряд Шайдурова» Он же в объеме дуодецимы. 68

1 б. Полный диатонический звукоряд армянской музыки. 68

1 в. 8-тоновый испанский звукоряд. 68

2 а. Целотонный ряд, 2б. Гамма «тон-полутон, уменьшенный лад. 68

2 в. Увеличенный лад. 68

3. Г. Свиридов. «Любовь святая». 69

4. Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч. 70

2. По устойчивости, вернее по принципу изначальной заданности и незaданности, … а) стабильные … б) нестабильные, мобильные формы, 72

5 а. Р. Щедрин. «Страдания». 72

5 б. 73

5 в. 73

6 а. А. Хачатурян. «Подражание народному». 74

6 б. 75

6 в. 75

3. По принципу строения ладовых звеньев и их соотношения можно выделить: симметричные - несимметричные лады 75

7 а, б. 76

8 а. Б. Барток. «Микрокосмос», № 64. 76

8 б. 76

9. 77

10. 78

11а. А. Скрябин. «Загадка». 78

11б. 79

4. По объему звукоряда дифференциация может быть следующей: 79

12 а, б, в, г, д. Б. Барток. «Микрокосмос», № 63 № 78. 79

12 e. 80

12 ж. 80

13 а. И. Стравинский. «Весна священная». 80

13 б. 81

13 в. 81

5. взаимоотношением ладов в двух фактурных координатах — горизонтальной и вертикальной. 81

14. О. Мессиан. «Техника моего музыкального языка». 82

15. Б. Барток. «Микрокосмос». № 148. 82

16 а. О. Мессиан. «Поэмы на Ми», № 1. 83

16 б №2. 83

16 в №4. 84

6. В определенном контексте лады могут быть подразделены на основныe и побочныe. 85

17. Б. Барток. «Игра с двумя пентатоническими звукорядами». 86

§ 5. Диатоника и хроматика. 86

18. А. Шнитке. Фортепианный квинтет. 87

19 а . Т. Хренников. Концерт для ф-п. с орк. № 2. 88

19 б. 88

§ 6. Ладовый профиль произведений. 88

20. Н. Сидельников. «Сокровенны разговоры», М 1. 89

21 а. Д. Шостакович. «Казнь Степана Разина» Moderato non troppo. 91

21 б. 92

21 в. 92

21 г. 92

21 д. 93

3. Проследим действие принципа равнолинейной ладовой драматургии. 94

22. P. Щедрин. «Мертвые души>. 95

§ 7. Модальность и поэтика музыкальных средств. 101

1. Нестилизационное подражание и модальность. 101

2. Стилизационные подражания, 102

§ 8. Методические рекомендации. 103

Музыкальная литература. 104

Теоретическая литература. 104

Глава четвертая. Тональность. 105

§ 1. Общие сведения. 105

§ 2. Определение понятий. 106

Понятие «тональность». 106

§ 3. Типология тональных структур. 108

1. Принципы новой тональности. 108

2. Типология тональности в музыке XX века. 109

§ 4. Тональный центр. 110

l. Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных и челесты», l ч. 111

2. А. Шнитке. Реквием, № 12. 112

3. А. Скрябин. Ор. 57 № 1. 114

4. И. Стравинский. «Симфония псалмов», I ч. 115

5. И. Стравинский. «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». 116

6. И. Стравинский. «Симфония псалмов», III ч. 117

7. Н. Сидельников. «Романсеро», № 10. 119

8. 120

9. А. Скрябин. «Прометей». 120

10. А. Скрябин. Ор. 63 № 1. 121

§ 5. Новая тональность и гармонический синтаксис. 122

11 а. Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч. 123

11 б. 124

12. Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч. 125

13 а. А. Скрябин. Ор. 67 № 1. 126

13 б, в, г. 127

14. 127

15 а, б. 127

§ 6. Некоторые концепции тональности и индивидуально-авторский стиль. 128

16. 129

17. П. Хиндемит. Концертная музыка для альта и камерного оркестра, II ч. 130

18. И. Стравинский. «Весна священная», «Весенние гадания», «Пляски щеголих». 133

§ 7. Политональность. 135

19. Д. Мийо. «Бразильский танец». 136

20. Б. Барток. Багатель № 1. 136

21. Б. Барток. Багатель № 7. 136

22. И. Стравинский. «Петрушка». 137

23. О. Мессиан. Фантазия-бурлеска. 137

24. Б. Барток. «Микрокосмос», № 101. 138

25. Д. Мийо. «Бразильский танец». 138

26. И. Стравинский. «Петрушка». 138

27. И. Стравинский, «Петрушка». 139

28. Д. Мийо. Концерт. 140

29. 140

30. Д. Шостакович. Соната № 2. 141

§ 8. Методические рекомендации. 142

Музыкальная литература. 143

Методическая рекомендация: при изучении темы «Политональность». 144

Теоретическая литература. 144

Глава пятая. АТОНАЛЬНОСТЬ.. 145

§ 1. Общие сведения. 145

§ 2. Определение понятия «атональность». 148

1. А. Шёнберг. Ор. 16 № 4. 150

2. А. Шёнберг. Ор. 11 № 1. 151

3. 152

4. А. Веберн. Ор. 5 № 4. 152

§ 3. Гармонический материал. 154

5. А. Берг. «Воццек», IV к. 155

6. А. Веберн. Ор. 7 № I 156

7. langsamer А. Шёнберг, Op. 11 №1. 157

8 a. 157

8 б. А. Шёнберг. Ор. 11 М 2. 157

9 a. 158

9 б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п. 158

10. А. Шенберг. Ор. 17. 159

11. А. Шёнберг. Ор. 19 № 6. 159

12. 160

13. А. Берг. Ор. 5. 160

14. А. Берг. «Воццек». 161

15. А. Веберн. Op. 4 № 1. 162

16 а, б. А. Веберн. Ор. 12. 162

§ 4. Некоторые стилистические особенности гармонии. 163

17 а. А. Веберн. Соната для виолончели и ф-п. 163

17 б. 164

18. 166

19. 166

20. 167

2l a. А. Шёнберг. Ор. 16 № 3. 167

2l б. 170

22. А. Берг. Ор. 5 № 2. 173

§ 5. Методические рекомендации. 175

Музыкальная литература. 176

Теоретическая литература. 176

Глава шестая. Серийность. 176

§ 1. Предварительные сведения. 176

§ 2. Серия и ее назначение в композиции. 178

1. А. Шёнберг. Ор. 25. 178

2 a. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25. 179

2 б. Л. Берг. Концерт для скр. с орк. 180

2 в. А. Веберн. Струнный квартет ор. 28. 180

§ 3. Структура и систематизация серий. 180

3. Э. Кршенек. "Studies in Counterpoint". 181

4 а. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Мюзет». 181

4 б. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Интермеццо». 182

5 а. Э. Денисов. Вариации для ф-п., Thema. 182

5 б. Э. Денисов. Соната для саксофона. 182

6 а. В. Лютославский. "Musique funèbre". 182

6 б. Б. Шеффер. Вариации. 182

7. 183

8 серия Симфонии ор. 21: 183

9 струнного Квартета ор. 28: 183

10 Кантаты ор. 29: 183

11 Вариаций для оркестра ор. 30: 183

12 a, b, c, d. 183

13. 184

14. 184

15. А. Шнитке. Канон для 2 скр., альта и виолончели. 184

16. К. Караев. Концерт для скр. с орк. 184

17. P. Щедрин. «Звоны». 185

18. P. Леденев. 6 пьес для арфы и струнного квартета, III ч. 185

§ 4. Серийные формы и транспозиции. 185

19. 186

20 a. А. Шёнберг. Пьеса для ф-п. ор. 33я. 187

20 б. 187

20 в. 187

Пермутация - 188

21. 188

22. 188

23. 188

3. Принцип ротации. 188

24. 189

«диатонические» модели. 189

«хроматические» модели. 189

§ 5. Вопросы фактуры и формы.. 189

25. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», № 3. 190

Гомофония. 190

26. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», М 2. 190

Гомофонно-полифонический склад. 190

27. И. Стравинский. "Threni". 191

К нетрадиционным фактурам следует прежде всего отнести пуантилизм.. 193

28. А. Веберн. Симфония ор. 21. 193

2. Проблема формы 12-тоновых. 194

§ 6. 12-тоновая гармония. 195

29. А. Шнитке. Квартет, III ч. 196

30. Л. Шёнберг. Струнный квартет № 4. 196

2. В какой мере согласуются понятия «серийное мышление» и «аккорд»?. 197

31 а. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Жига». 198

31 б. 198

32. А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч. 199

33. Б. Шеффер. Вариации. 199

34. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», № 10. 200

35. А. Шёнберг. Фантазия для скр. и ф-п. ор. 47. 201

36 а. А. Веберн. Концерт ор. 24. 202

36 б. 203

36 в. 203

37. А. Веберн. "Das Augenlicht", ор. 26. 204

38. А. Веберн. Кантата ор. 29. 205

39. А. Шёнберг. Фантазия для скр. и ф-п. 205

§ 7. Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях. 206

40. К. Ки. Серийные вариации. 207

41. А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч. 207

42. А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч. 208

43. А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч. 209

44. А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч. 210

45. Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3. 211

46. А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30. 212

47. Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30. 216

§ 8. Методические рекомендации. 221

Музыкальная литература. 223

Теоретическая литература. 224

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 224

«Алеаторика», «индетерминизм», «импровизационность» — эти термины.. 227

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 230

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ... Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуляницкая Н. С.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Искусство XX века как предмет искусствознания
«Современная эпоха, основное содержание которой составляет пе­реход от капитализма к социализму, — говорится в Программе КПСС, — есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем»1

Стилевой анализ
Метод, направление, стиль, как известно, являются смежными кате­гориями. Художественное произведение — это сфера реализации и спо­соба художественного мышления, и тенденций развития искусства, это

Понятие гармонии
«...Человеческие понятия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение и

Гармония и музыкальная композиция
Гармония — область поэтических средств, служащих воплощению «художественного задания». Гармония познается не изолированно, а в тесной связи с музыкальной формой как процессом, логикой музыкаль­ной

Вводные замечания
Композиторы XX века используют в своем творчестве как старый, гак и новый гармонический материал, традиционные и нетрадиционные гармонические формации, доля которых в современных языковых сред­ства

Единицы гармонического языка. Общее понятие
1. Современная музыка, необычайно обострившая выразительный и конструктивный потенциал музыкального материала, поставила перед теорией проблему единиц гармонического языка. К основным свой­с

Д. Шостакович. Квартет № 13
Повышение функциональной действенности интервала в музы­кальной практике вызвало активизацию теоретической мысли, на «

С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч.
2 Термин «гармоническое ощущение» введен Ю. Н. Тюлиным (см. «Учение о гар­монии», Л., 1937) и представляетс

Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things

Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч.
  8 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966, с. 187. 9 Тюлин Ю. Н. Учение

Моноаккорды
Определяя моноаккорд как созвучие, гармоническим ядром кото­рого является целостное звукоинтервальное образование, мы наметили классификацию. Продолжим ее и рассмотрим аккордику в соответствии с ус

Б. Тищенко. Соната № 5
Интересные образцы использования трезвучий в условиях различ­ных высотных структур продемонстрировали Хренников (им

Росо а росо riten.
Приемы формирования кластеров — от простейших «звукогроздей» уже традиционного типа до сложных и разнообразных фактурн

Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre
Наиболее характерная черта варьирования

П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке
  Мягкая диссонантная гармония, изящество и экспрессия линий, разнообразие звукосочетаний — все это хара

P. Щедрин. Preludio IX
Фонизм полиинтервального аккорда — предмет особой заботы ком­позитора, так как он заранее не «запрограммирован» и рожд

Б. Чайковский. Партита
Особо выделим симметричные аккорды, которые по своим свойст­вам могут примыкать и к полиаккордам (при соответствующем

А. Шнитке. Реквием, № 3
Итак, к классу, условно названному моноаккордами, были отнесены одноинтервальные и разноинтервальные

Полиаккорды
Полиаккорд — это такое комплексное созвучие, сложное единство, составляющими элементами которого являются аккорды, имеющие в рамках целого конкретную схему взаимосвязей. Генетически поли-

Однородные полиаккорды
1. Однородные полиаккорды включают терцовые и не­терцовые формации. Среди терцовых полиаккордов боль­шое распространение получили трезвучные полиаккорды, состоящие из

А. Шнитке. Гимн IV
Среди терцовых полиаккордов встречаю

Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3
Сталкиваясь с такого рода явлениями

Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка
1. Рассматривая единицы гармонического языка со стороны их внутренней организации, мы попутно касались образно-выразительного аспекта в связи с творческим методом того или иного автора. Аккор­дика

Методические рекомендации
Интерпретация и оценка художественного произведения — много­ступенчатый процесс. Анализ гармонического материала, точнее единиц гармонического языка, представленных в основном аккордикой р

Типология ладообразований
В настоящее время представляется нецелесообразной группировка ладов по какому-либо одному основанию. Важно выделить существен­ные признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Такой под­

В. Увеличенный лад
«Заимствование» может служить целям стилизации, создания опре­деленного ладофонического эффекта. Но не только. Весьма

Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч.
2. По устойчивости, вернее п

Диатоника и хроматика
Проблемная ситуация возникла и здесь: появилось противоречие между термином и понятием, точнее, между означающим и означаемым. М. Тараканов отмечает: «Если вопрос о том, что такое диатоника, запу­т

Moderato
При анализе сочинений важнее, видимо, определять структуры ис­пользуемых звукорядов, чем устанавливать, являются ли он

Ладовый профиль произведений
Модальность как особый аспект структуры звуковысотной системы и музыкальная композиция — это область сложных и разнообразных • взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и «кристал­лическ

Нестилизационное подражание и модальность
1. Нестилизационное подражание и модальность могут быть рассмотрены на многих музыкальных произведениях XX ве­ка, и особенно, может быть, его второй половины в связи с развитием тенденций к

Стилизационные подражания,
2. Стилизационные подражания, основанные на фольк­лорной ладовой интонационности, — область творчества, которая тесно смыкается с той или иной авторской стилевой системой. В самом д

Методические рекомендации
Необходимость рассмотрения модальной техники диктуется не­обычно возросшей ролью экстра-мажоро-минорных ладовых структур в современной музыке. В ряду существенных причин этого — усиление ин­тереса

Определение понятий
Понятие «тональность» Понятие «тональность» (Tonalität — нем., tonality — англ., tonalité — фр., tonalità — итал., to

Принципы новой тональности
1. Принципы новой тональности могут быть выведе­ны из сочинений разных направлений и индивидуальных стилей начала, середины и последней четверти XX века. Феномены, относимые теорией в свое в

Типология тональности в музыке XX века
2. Типология тональности в музыке XX века — проблема не только не разрешенная, но и не представленная во всей своей определенности. Имеющиеся понятия «мелодическая тональность», «гармоническ

Тональный центр
1. Наличие тонального центра, «центрального элемента» (Холо­пов) — необходимое условие функционирования тональной системы. Что такое тоника в современных музыкальных текстах — предмет для спе­циаль

А. Скрябин. Ор. 57 № 1
Приведенную выше типологию тональных центров можно было бы подтвердить гораздо большим количеством музыкальных образцо

А. Скрябин. Ор. 63 № 1
Звуковысотная формула 0, 1, 2, 4, 6, 9, 10 + 1, 5, 7, 9, 11 построена по принципу комплементарности, хотя и есть повто

Новая тональность и гармонический синтаксис
1. Проблема соотношения аккордов решалась в клас­сической теории музыки в рамках различных концепций — ступеневой, басо-фундаментальной, функциональной. Существует точка зрения, что объяснение факт

Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч.
Реприза общей трехчастности имеет черты видоизмененной симмет­ричной конструкции: аккорд-удар, сохраняя структуру, пер

Б, в, г
Логика композиции и драматургия этой прелюдии выявляется глав­ным образом через высотный параметр, который в отличие о

Политональность
1. Политональность обычно определяется как одновременное сочетание двух или более «строев», что нуждается в уточнении и дополнении прежде всего, политональное письмо является составной частью новот

Б. Барток. Багатель № 7
Таким образом, в музыкальном мышлении политональность и фак­тура — взаимосвязанные начала; из трех координат вертикаль

О. Мессиан. Фантазия-бурлеска
Определяя модальную структуру политонал

Д. Мийо. Концерт

Д. Шостакович. Соната № 2
Здесь драматический узел создается и сочетанием различных тем, и сплетением их тональностей, логически подготовленных

Методические рекомендации
1. Суммируем теоретические положения, касающиеся современной тональной организации, с тем чтобы выработать инструментарий анали­за конкретных музыкальных текстов и определить методические подхо­ды.

Sehr langsam
Кроме согласования интонационного плана

Гармонический материал
1. Как использовалось то, что было завоевано в процессе освоения гармонических ресурсов? Какова функция гармонии в стилевой системе нововенской школы? В целом не будет преувеличением сказать, что з

А. Веберн. Ор. 7 № I

Б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п.
Такого рода материал характерен для гармонии «Воццека», напри­мер: ц. 150 (I д., сц. 1) — «несвязные» трезвучия в двух

А. Шенберг. Ор. 17
По вертикали, включая все элементы фактуры, иногда образуются симметричные аккорды. В № 6, лучшей из пьес ор.

А. Берг. Ор. 5
На взаимодействии квартовой и терцовой гармонии, как и соответ­ствующих интонаций в мелодии, построена Колыбельная

А, б. А. Веберн. Ор. 12
Итак, в подходе к гармоническому материалу — в поисках новой со­норности, отвечающей закономерностям 12-тоновой органи

А. Берг. Ор. 5 № 2

Методические рекомендации
Атональность в ее «свободном» варианте, как мы это пытались по­казать, — это звуковысотная организация, в которой, во-первых, еще не исчезли различные связи с тональностью и, во-вторых, наметились

Предварительные сведения
«Метод композиции на основе двенадцати тонов, соотнесенных друг с другом» (Шёнберг), получивший название додекафонного, серийно­го, — одна из возможных техник в арсенале современной музыки. Од­нако

Серия и ее назначение в композиции
1. «Я всегда преследовал цель сознательно базировать структуру моей музыки на унифицирующей идее, которая генерирует другие идеи, включая аккорды, „гармонию"»4, — писал Шёнберг. «Ря

Структура и систематизация серий
В теоретической литературе, посвященной серийной композиции, предпринимаются попытки классификации рядов, например по количе­ству тонов (длинные и короткие, 12-тоновая и «парциальная»), по ка­честв

Б. Б. Шеффер. Вариации
3) совпадение ряда с мелодией, выявляющей прогрессию двена­дцати тонов и их интонационное содержание или «растворение»

A, b, c, d
Булез описывает ее как 4-сегментную, имеющую в составе а (четы­ре звука), b (один звук), с (четыре зв

Серийные формы и транспозиции
1. «Итак, ряд есть, — писал Веберн. — Тотчас начинается его видо­изменение, развитие. Как эта система строилась дальше? Комбинирую­щая фантазия нашла следующие формы: противодвижение (рак), обра­ще

Пермутация -
Пермутация — принцип, который применяется не только к му­зыкальным феноменам. Согласно формуле, как уже упоминалось, об­щее количество перестановок в 12-тоновой серии приближае

Гомофонно-полифонический склад
Гомофонно-полифонический склад — это, по-видимому, тот способ «выражения мыслей», который Веберн считал синтезирующим приемы полифонического письма с достижениями классической

А. Веберн. Симфония ор. 21
17 Холопова В. Н. Фактура М., 1979, с 8.

Тоновая гармония
1. Термин «12-тоновая гармония» обычно применяется в связи с 12-тоновой музыкой, серийной композицией, хотя мог бы, по су­ществу, содержать и признаки, выходящие за пределы объема и содер­жа

А. Шнитке. Квартет, III ч.
б) вертикальные формации, скомбинированные из одной или не од­ной формы серии по принципу комплементарности, наприм

А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч.
Таким образом, при анализе серийной гармонии методологически важно обращать внимание и на такие единицы гармонического

Б. Шеффер. Вариации
Однако такой способ формирования аккорд

А. Веберн. Кантата ор. 29
б) на исчезновение и появление гармонического фактора, возвращение «парящей» аккордики в коде III ч., но в иной интерв

Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях
1. Каково взаимодействие единиц гармонического языка в сериальной композиции? С разрушением тонального единст­ва, функциональной структуры, основанной на иерархии звуковысот­ных отношений, е

А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч.
Трихордная сегментация серии — ([сол

А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч.

А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч.

А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч.
Тот же принцип находит наиболее рельефн

Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3
Своеобразие структуры этого сочинения,

А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
Все это дает возможность организо

Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
(Заметим, что аккорды в такте дви

Методические рекомендации
Приступая к анализу гармонии в серийной композиции, необходимо прежде всего составить общее суждение о произведении — его содержа­нии и художественной ценности, его стилевом облике и коммуникатив­н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
...Несомненно то, что музыкальная наука, по­степенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических та­инств... П. Чайковский В этой книге

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги