рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определение понятий

Определение понятий - раздел Образование, ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ Понятие «Тональность» Понятие «Тональность» ...

Понятие «тональность»

Понятие «тональность» (Tonalität — нем., tonality — англ., tonalité — фр., tonalità — итал., tonalidad — исп.) многозначно в совре­менных теоретических концепциях: у нас оно недостаточно соотнесено с понятием «лад», «ладотональность»; за рубежом, в частности в англо­язычной литературе, — c «key», иногда «rnode».

В отечественной терминосистеме, описывающей высотность, ясно ощутимо «движение» понятий на протяжении не только века, но и от­носительно коротких промежутков (10-е, 20-е, 30-е годы; начало 60-х, 60-е, 70-е годы), которое отразилось главным образом на семантике «лада» и «тональности». Отметим лишь, что при анализе развития этой терминологической системы важно учитывать, с одной стороны, процес­сы изменения соотношения между означаемым и означающим во вре­менном развитии, в динамике, а с другой — рассматривать взаимосвязи, возникающие с другими терминами в некоей статике, на данном вре­менном отрезке.

В результате «самодвижения» понятия тональности и лада сейчас оказались скорее в том соотношении, которое было в начале века, не­жели в его середине. Судя по ряду высказываний таких выдающихся музыкантов, как Танеев, Яворский, Беляев, Катуар, понятие «тональ­ность» прежде не ограничивали «высотным положением лада», а наде­ляли его существенными признаками звуковысотной (тональной) си­стемы. Сошлемся на некоторые примеры.

К известным высказываниям Танеева о тональной системе, сде­ланным во Вступлении к «Подвижному контрапункту строгого письма», добавим следующее. В очерке «О музыке горских татар»1 композитор, анализируя своеобразие национального музыкального мышления, рас­сматривает звуковысотную систему песен сквозь призму двух понятий — «тональность» и «лад», причем первое выступает как общее, а второе — как единичное.

Катуар, характеризуя диатоническую систему, называет ее «про­стейшей тональной системой». Описывая «церковные лады», он заме­чает, что в них «не было осознано значение тоники как центра тональ­ной системы, не было, стало быть, и определенного чувства тонально-

1 В кн.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. М., 1947, с. 195 — 212.

сти». Существенны также применяемые им термины: мажоро-минор как «общая тональная система» из десяти тонов по квинтам, «средитональное отклонение», «одна сложная тональная система» и др.2.

Как же мыслился «механизм» тональной системы в то время, ког­да стали фиксировать ее «распад»? Как раскрывалась ее структура? Здесь уместно вспомнить высказывания Яворского. В воспоминаниях о своем учителе С. И. Танееве он дает описание «ведущих принципов гар­монических оперативных средств».

Выделим наиболее существенные из них:

1. Наличие «хроматической двенадцатизвучной шкалы» (хромати­ческого звукоряда).

2. Превращение звукоряда в «тональность»: а) выделение отдель­ного тона, тоники, из двенадцати звуков шкалы и «объявление его I сту­пенью» («мелодическая тоника») ; б) выбор одного из двух наклонений; в) оформление I ступени в виде большого или малого трезвучия («гар­моническая тоника»); г) создание «жестких условий существования то­нальности» («характеристика тональности»), среди которых — наличие IV — I — V, образование «тональных гамм» (или «гаммы-тональности») из семи ступеней (семь групп, включая хроматизмы).

Кроме того, Яворский проанализировал и практические условия характеристики тональности. Чрезвычайно важно его указание на то, что Танеев «допускал в тональность и другие гаммы»: мажор и минор с IIb мажор с II# и VIb, минор с IVb и VII# («входят в полную гамму»); «как особый прием мышления» допускались построения по «гаммам» — тоновой, тон-полутоновой, полуторатоновой (по малым терциям)3.

Итак, избирая термин «тональная система» для обозначения зву­ковысотных отношений в самом широком смысле слова, мы будем озна­чать термином «тональность» определенный тип звукоотношений, наи­более существенным признаком которого является централизация.

Тональность — это централизованная звуковы­сотная система, в функциональной структуре ко­торой ведущее значение имеет тоника как главен­ствующий элемент4. В содержание, то есть в совокупность су­щественных признаков понятия «тональность», входят: тоника — «ведущая часть» системы, ее центр, влияющий на всю внутреннюю орга­низацию высотности; иерархические отношения между то­нами, аккордами, «строями», отношения, формирующие целостность, от­ражаемую в функциональной структуре этой тональной системы. В объ­ем — то есть в совокупность «предметов», мыслимых в данном поня­тии, — входят те звуковысотные организации, которые обладают указан­ными свойствами.

«Тональность» оказалась таким гибким и подвижным понятием, что подвергалась в нынешнем веке неоднократным изменениям, вернее, ло­гическим операциям — ограничению и обобщению. (Особая проблема — сравнение толкования этого понятия у нас и за рубежом.)

Узкое значение тональности — позиция, транспозиция лада, высота тоники; широкое — упорядоченность, целостность высотной организации.

2 Катуар Г. Теоретический курс гармонии. М., 1924 — 1925.

3 Яворский Б. Л. Из воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве. — В кн.: С. И. Танеев: Из научно-педагогического наследия. М., 1967, с. 105.

4 Согласно общей теории систем, «централизованная система — это такая систе­ма, в которой один элемент или одна подсистема играет главную, или доминирующую роль в функционировании всей системы. Эту часть можно назвать ведущей частью си­стемы, или ее центром. Малые изменения в этой ведущей части отражаются на всей системе, вызывая значительные изменения в ней» (в кн.: Исследования по общей тео­рии систем. М., 1969, с. 266).

Так, К. Дальхауз, давая дефиницию тональности, пишет: «Тональность в самом широком смысле означает взаимосвязь между высотами и в более специфичном — систему взаимосвязей между высотами, имеющи­ми тонику, или центральный тон как наиболее важный элемент»5. Пер­вая часть определения, по сути дела, означает наличие системности в объекте, которое может возникать, однако, не только в музыке, имеющей тонику (например, тотально-рациональные сериальные системы П. Булеза, М. Бэобитта и др.).

Автор, по сути дела, не дает «широкой» дефиниции, так как не выявляет дифференцирующих признаков (differentia specifica).

В отечественной теории музыки, как уже говорилось, наблюдаются взаимопереходы понятий. Так, Холопов в последнее время, выражая наи­более обобщенный подход к понятию «тональность», считает, что оно может быть истолковано и как 1) «высотное положение лада» (Спосо­бин), и как 2) «иерархическая централизованная система функциональ­но дифференцированных высотных связей», и в наиболее узком, спе­цифическом значении как 3) «система функционально дифференциро­ванных высотных связей, иерархически централизованных на основе кон­сонирующего трезвучия» (то есть «гармоническая тональность»)6.

Системность объекта — в продолжение традиций отечественного уче­ния о гармонии — была четко выявлена Тюлиным, Способиным, Скреб­ковым, Берковым и многими другими, применявшими понятия лада, ла­дотональности. Еще в 1937 году Тюлин, выясняя понятия, недостаточно дифференцированные музыкальной теорией, писал: «...Мы можем опре­делить лад как логически дифференцированную систе­му объединения тонов на основе их функциональ­ных взаимоотношений». И далее, характеризуя тональность с точки зрения «уровня высоты тона как главной опорной точки лада», он добавляет: «Обычно тональность понимается шире, а именно — как совокупность тонов, свойственная ладу данной тональности», и ссылает­ся на «ладотональность» Яворского — термин, прекрасно выражающий суть понятия7.

Это широкое понимание тональности, в частности термин «ладото­нальность», оказывается весьма существенным инструментом для ана­лиза современной музыки.

Трудности в определении содержания и объема понятия «тональ­ность», установлении его значения особенно наглядно выступают при его соотношении с «атональностью».

Суммируем. Термины «тональность», «тональный» неоднознач­ны в современных теориях, они могут быть отнесены: а) к высотным свя­зям, имеющим системно-структурный характер; б) к «целостности» зву­ковысотной системы, в отличие от «суммативности» (обособленности); в) к централизованной системе на основе мажоро-минорных ладов (XVII — XIX вв.), собственно «классической гармонии»; г) к централизо­ванной системе, не основанной на мажоро-минорных ладах (другие ла­довые формации или хроматическая шкала).

В дальнейшем мы будем иметь дело в основном с последним слу­чаем, то есть с так называемой новой тональностью, отличающейся от старой и составом тоники, и функциональной структурой целого.

5 Dahlhaus С. Tonality. — In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians, v. 19. London, 1980, p. 51.

6 Холопов Ю. Н. Тональность. — Музыкальная энциклопедия, т. 5. М., 1981, стлб. 564.

7 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Л., 1937, с. 60.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ... Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определение понятий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гуляницкая Н. С.
Г94 Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256 с., нот., схем. Данная работа — одно из первых в нашей стране учебных пособий по гармонии, рассматривающих ряд

Искусство XX века как предмет искусствознания
«Современная эпоха, основное содержание которой составляет пе­реход от капитализма к социализму, — говорится в Программе КПСС, — есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем»1

Стилевой анализ
Метод, направление, стиль, как известно, являются смежными кате­гориями. Художественное произведение — это сфера реализации и спо­соба художественного мышления, и тенденций развития искусства, это

Понятие гармонии
«...Человеческие понятия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение и

Гармония и музыкальная композиция
Гармония — область поэтических средств, служащих воплощению «художественного задания». Гармония познается не изолированно, а в тесной связи с музыкальной формой как процессом, логикой музыкаль­ной

Вводные замечания
Композиторы XX века используют в своем творчестве как старый, гак и новый гармонический материал, традиционные и нетрадиционные гармонические формации, доля которых в современных языковых сред­ства

Единицы гармонического языка. Общее понятие
1. Современная музыка, необычайно обострившая выразительный и конструктивный потенциал музыкального материала, поставила перед теорией проблему единиц гармонического языка. К основным свой­с

Д. Шостакович. Квартет № 13
Повышение функциональной действенности интервала в музы­кальной практике вызвало активизацию теоретической мысли, на «

С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч.
2 Термин «гармоническое ощущение» введен Ю. Н. Тюлиным (см. «Учение о гар­монии», Л., 1937) и представляетс

Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things

Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч.
  8 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966, с. 187. 9 Тюлин Ю. Н. Учение

Моноаккорды
Определяя моноаккорд как созвучие, гармоническим ядром кото­рого является целостное звукоинтервальное образование, мы наметили классификацию. Продолжим ее и рассмотрим аккордику в соответствии с ус

Б. Тищенко. Соната № 5
Интересные образцы использования трезвучий в условиях различ­ных высотных структур продемонстрировали Хренников (им

Росо а росо riten.
Приемы формирования кластеров — от простейших «звукогроздей» уже традиционного типа до сложных и разнообразных фактурн

Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre
Наиболее характерная черта варьирования

П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке
  Мягкая диссонантная гармония, изящество и экспрессия линий, разнообразие звукосочетаний — все это хара

P. Щедрин. Preludio IX
Фонизм полиинтервального аккорда — предмет особой заботы ком­позитора, так как он заранее не «запрограммирован» и рожд

Б. Чайковский. Партита
Особо выделим симметричные аккорды, которые по своим свойст­вам могут примыкать и к полиаккордам (при соответствующем

А. Шнитке. Реквием, № 3
Итак, к классу, условно названному моноаккордами, были отнесены одноинтервальные и разноинтервальные

Полиаккорды
Полиаккорд — это такое комплексное созвучие, сложное единство, составляющими элементами которого являются аккорды, имеющие в рамках целого конкретную схему взаимосвязей. Генетически поли-

Однородные полиаккорды
1. Однородные полиаккорды включают терцовые и не­терцовые формации. Среди терцовых полиаккордов боль­шое распространение получили трезвучные полиаккорды, состоящие из

А. Шнитке. Гимн IV
Среди терцовых полиаккордов встречаю

Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3
Сталкиваясь с такого рода явлениями

Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка
1. Рассматривая единицы гармонического языка со стороны их внутренней организации, мы попутно касались образно-выразительного аспекта в связи с творческим методом того или иного автора. Аккор­дика

Методические рекомендации
Интерпретация и оценка художественного произведения — много­ступенчатый процесс. Анализ гармонического материала, точнее единиц гармонического языка, представленных в основном аккордикой р

Типология ладообразований
В настоящее время представляется нецелесообразной группировка ладов по какому-либо одному основанию. Важно выделить существен­ные признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Такой под­

В. Увеличенный лад
«Заимствование» может служить целям стилизации, создания опре­деленного ладофонического эффекта. Но не только. Весьма

Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч.
2. По устойчивости, вернее п

Диатоника и хроматика
Проблемная ситуация возникла и здесь: появилось противоречие между термином и понятием, точнее, между означающим и означаемым. М. Тараканов отмечает: «Если вопрос о том, что такое диатоника, запу­т

Moderato
При анализе сочинений важнее, видимо, определять структуры ис­пользуемых звукорядов, чем устанавливать, являются ли он

Ладовый профиль произведений
Модальность как особый аспект структуры звуковысотной системы и музыкальная композиция — это область сложных и разнообразных • взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и «кристал­лическ

Нестилизационное подражание и модальность
1. Нестилизационное подражание и модальность могут быть рассмотрены на многих музыкальных произведениях XX ве­ка, и особенно, может быть, его второй половины в связи с развитием тенденций к

Стилизационные подражания,
2. Стилизационные подражания, основанные на фольк­лорной ладовой интонационности, — область творчества, которая тесно смыкается с той или иной авторской стилевой системой. В самом д

Методические рекомендации
Необходимость рассмотрения модальной техники диктуется не­обычно возросшей ролью экстра-мажоро-минорных ладовых структур в современной музыке. В ряду существенных причин этого — усиление ин­тереса

Принципы новой тональности
1. Принципы новой тональности могут быть выведе­ны из сочинений разных направлений и индивидуальных стилей начала, середины и последней четверти XX века. Феномены, относимые теорией в свое в

Типология тональности в музыке XX века
2. Типология тональности в музыке XX века — проблема не только не разрешенная, но и не представленная во всей своей определенности. Имеющиеся понятия «мелодическая тональность», «гармоническ

Тональный центр
1. Наличие тонального центра, «центрального элемента» (Холо­пов) — необходимое условие функционирования тональной системы. Что такое тоника в современных музыкальных текстах — предмет для спе­циаль

А. Скрябин. Ор. 57 № 1
Приведенную выше типологию тональных центров можно было бы подтвердить гораздо большим количеством музыкальных образцо

А. Скрябин. Ор. 63 № 1
Звуковысотная формула 0, 1, 2, 4, 6, 9, 10 + 1, 5, 7, 9, 11 построена по принципу комплементарности, хотя и есть повто

Новая тональность и гармонический синтаксис
1. Проблема соотношения аккордов решалась в клас­сической теории музыки в рамках различных концепций — ступеневой, басо-фундаментальной, функциональной. Существует точка зрения, что объяснение факт

Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч.
Реприза общей трехчастности имеет черты видоизмененной симмет­ричной конструкции: аккорд-удар, сохраняя структуру, пер

Б, в, г
Логика композиции и драматургия этой прелюдии выявляется глав­ным образом через высотный параметр, который в отличие о

Политональность
1. Политональность обычно определяется как одновременное сочетание двух или более «строев», что нуждается в уточнении и дополнении прежде всего, политональное письмо является составной частью новот

Б. Барток. Багатель № 7
Таким образом, в музыкальном мышлении политональность и фак­тура — взаимосвязанные начала; из трех координат вертикаль

О. Мессиан. Фантазия-бурлеска
Определяя модальную структуру политонал

Д. Мийо. Концерт

Д. Шостакович. Соната № 2
Здесь драматический узел создается и сочетанием различных тем, и сплетением их тональностей, логически подготовленных

Методические рекомендации
1. Суммируем теоретические положения, касающиеся современной тональной организации, с тем чтобы выработать инструментарий анали­за конкретных музыкальных текстов и определить методические подхо­ды.

Sehr langsam
Кроме согласования интонационного плана

Гармонический материал
1. Как использовалось то, что было завоевано в процессе освоения гармонических ресурсов? Какова функция гармонии в стилевой системе нововенской школы? В целом не будет преувеличением сказать, что з

А. Веберн. Ор. 7 № I

Б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п.
Такого рода материал характерен для гармонии «Воццека», напри­мер: ц. 150 (I д., сц. 1) — «несвязные» трезвучия в двух

А. Шенберг. Ор. 17
По вертикали, включая все элементы фактуры, иногда образуются симметричные аккорды. В № 6, лучшей из пьес ор.

А. Берг. Ор. 5
На взаимодействии квартовой и терцовой гармонии, как и соответ­ствующих интонаций в мелодии, построена Колыбельная

А, б. А. Веберн. Ор. 12
Итак, в подходе к гармоническому материалу — в поисках новой со­норности, отвечающей закономерностям 12-тоновой органи

А. Берг. Ор. 5 № 2

Методические рекомендации
Атональность в ее «свободном» варианте, как мы это пытались по­казать, — это звуковысотная организация, в которой, во-первых, еще не исчезли различные связи с тональностью и, во-вторых, наметились

Предварительные сведения
«Метод композиции на основе двенадцати тонов, соотнесенных друг с другом» (Шёнберг), получивший название додекафонного, серийно­го, — одна из возможных техник в арсенале современной музыки. Од­нако

Серия и ее назначение в композиции
1. «Я всегда преследовал цель сознательно базировать структуру моей музыки на унифицирующей идее, которая генерирует другие идеи, включая аккорды, „гармонию"»4, — писал Шёнберг. «Ря

Структура и систематизация серий
В теоретической литературе, посвященной серийной композиции, предпринимаются попытки классификации рядов, например по количе­ству тонов (длинные и короткие, 12-тоновая и «парциальная»), по ка­честв

Б. Б. Шеффер. Вариации
3) совпадение ряда с мелодией, выявляющей прогрессию двена­дцати тонов и их интонационное содержание или «растворение»

A, b, c, d
Булез описывает ее как 4-сегментную, имеющую в составе а (четы­ре звука), b (один звук), с (четыре зв

Серийные формы и транспозиции
1. «Итак, ряд есть, — писал Веберн. — Тотчас начинается его видо­изменение, развитие. Как эта система строилась дальше? Комбинирую­щая фантазия нашла следующие формы: противодвижение (рак), обра­ще

Пермутация -
Пермутация — принцип, который применяется не только к му­зыкальным феноменам. Согласно формуле, как уже упоминалось, об­щее количество перестановок в 12-тоновой серии приближае

Гомофонно-полифонический склад
Гомофонно-полифонический склад — это, по-видимому, тот способ «выражения мыслей», который Веберн считал синтезирующим приемы полифонического письма с достижениями классической

А. Веберн. Симфония ор. 21
17 Холопова В. Н. Фактура М., 1979, с 8.

Тоновая гармония
1. Термин «12-тоновая гармония» обычно применяется в связи с 12-тоновой музыкой, серийной композицией, хотя мог бы, по су­ществу, содержать и признаки, выходящие за пределы объема и содер­жа

А. Шнитке. Квартет, III ч.
б) вертикальные формации, скомбинированные из одной или не од­ной формы серии по принципу комплементарности, наприм

А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч.
Таким образом, при анализе серийной гармонии методологически важно обращать внимание и на такие единицы гармонического

Б. Шеффер. Вариации
Однако такой способ формирования аккорд

А. Веберн. Кантата ор. 29
б) на исчезновение и появление гармонического фактора, возвращение «парящей» аккордики в коде III ч., но в иной интерв

Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях
1. Каково взаимодействие единиц гармонического языка в сериальной композиции? С разрушением тонального единст­ва, функциональной структуры, основанной на иерархии звуковысот­ных отношений, е

А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч.
Трихордная сегментация серии — ([сол

А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч.

А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч.

А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч.
Тот же принцип находит наиболее рельефн

Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3
Своеобразие структуры этого сочинения,

А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
Все это дает возможность организо

Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
(Заметим, что аккорды в такте дви

Методические рекомендации
Приступая к анализу гармонии в серийной композиции, необходимо прежде всего составить общее суждение о произведении — его содержа­нии и художественной ценности, его стилевом облике и коммуникатив­н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
...Несомненно то, что музыкальная наука, по­степенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических та­инств... П. Чайковский В этой книге

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги