рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция японской зависимости (Амаэ)

Концепция японской зависимости (Амаэ) - раздел Педагогика, Концепция Японской Зависимости (Амаэ) Амаэ Можно Приблизительно Перевести Как...

Концепция японской зависимости (Амаэ) Амаэ можно приблизительно перевести как «зависимость от благожелательности других». Это «ключевая концепция для понимания личных свойств и особенностей характера японцев» (Doi, 1973, с. 17). Амаэ жизненно необходима, чтобы ладить с окружающими в Японии; это основа для создания гармоничных отношений, в которых дети зависят от родителей, молодые полагаются на старших, дедушки и бабушки рассчитывают на своих взрослых детей и т.д. Хотя имеется множество интерпретаций слова амаэ, его нельзя точно перевести на русский язык, так как в нем и в других европейских языках просто нет терминов, аналогичных по значению амаэ (Doi, 1974, с. 148). По Дои, глагол амаэру от существительного амаэ означает «зависеть [от] и полагаться на благожелательность другого» (российские словари дают более широкое толкование — «быть избалованным», «воспользоваться чем-либо», «искать покровительства»). «Это слово имеет такой же корень, как и амаэ, означающий «сладкий». Таким образом, амаэру несет ощущение подлинной сладости и обычно применяется в описании отношений ребенка со своей матерью.

Но может описывать и отношения между двумя взрослыми» (там же, с. 145). Поэтому амаэру характеризует «ласковое поведение ребенка любого пола, полагающегося на любовь своих родителей» (там же). Определения родственных грамматических форм, приводимых японскими словарями, включают и амаю — литературную форму глагола амаэру, которая переводится как «зависеть от чьей-либо любви/привязанности» (Daigenkai; цит. по Doi, 1973, с. 167) или «полагаться на близкие отношения, чтобы подлизываться к другим, или подхалимничать, чтобы заслужить чье-либо одобрение» (там же). Понятие амаэ оказывает огромное влияние на все стороны жизни японцев, так как связано с другими основополагающими характеристикам японской ментальности, такими как энрё (сдержанность), гири (долг), цуми (вина), хадзи (стыд) (Doi, 1973, с. 33-48). Дои выделяет три типа человеческих отношений среди японцев: отношения во «внутреннем» круге, они же в разновидности средней (промежуточной) зоны и отношения во «внешнем» круге.

Чьи-либо родные, с которыми нет необходимости соблюдать энрё, находятся в пределах его «внутреннего» круга, но отношения типа гири, где энрё присутствует, лежат уже во «внешнем» для субъекта круге.

Иногда, правда, отношения гири, распространяемые на знакомых, самими японцами оцениваются как «внутренние», в отличие от мира танин (чужих, незнакомых), с которыми нет никаких контактов и где нет необходимости даже прибегать к энрё (там же, с. 40). Другими словами, во внутреннем круге [общения] амаэ востребовано, и здесь нет энрё, в средней зоне присутствует энрё, а во внешнем круге — мире незнакомцев — нет ни амаэ, ни энрё. В общем, японцы четко проводят различия между «внутренним» и «внешним» и соответственно по-разному строят межличностные отношения в каждом случае. Например, они испытывают гири (чувство долга), когда другие, по отношению к кому они испытывают энрё (сдержанность), проявляют к ним доброту.

Однако японцы не выражают в такой степени свою призна тельность в отношении близких людей, с кем они могут амаэру (подхалимничать, рассчитывать на их доброжелательность и т.п.) (Сахаси, 1980, с. 49). Другой пример иллюстрирует японское чувство вины, которое «возникает больше всего в ситуации, когда кто-либо не оправдывает доверия членов своей группы» (Doi, 1973, с. 49). Перед людьми, принадлежащими к внутреннему кругу, японцы, однако, не винятся слишком много, так как они настолько близки, что амаэ дает им возможность быть прощенными при любом проступке (там же). Корни амаэ могут быть найдены в прообразе отношений матери и ребенка, считает Дои (Doi, 1973, с. 7 и 75). Нормальные дети грудного возраста стремятся быть ближе к своим матерям, и в то же время «желание, чтобы их любили, сопротивление против отделения от теплого круга мать-ребенок и выбрасывания в мир объективной реальности» возникает в детском сознании.

Дои (там же, с. 72) полагает, что ома — корень от слова амаэ, может иметь отношение к детскому ума-ума, означающему желание ребенком материнской груди или еды вообще.

Слово амаэ может также служить для описания отношений между двумя взрослыми.

Зависимость между взрослыми вообще рассматривается в японском обществе конкретно, как отношения между мужем и женой, учителем и учеником, доктором и пациентом (там же, с. 150). Однако, если отношения между матерью и ребенком ассоциируются с корнем слова амаэ, то оно должно было стать международным понятием.

Почему же концепция амаэ, похоже, ограничивается только Японией? Дои (цит. по Сахаси, 1980, с. 95) выстраивает теорию, согласно которой в период формирования японского общества разные люди вынуждены были мигрировать и жить вместе на маленьком острове; в результате концепция амаэ могла стать важной Для сохранения сплоченности группы, так как японцы принадлежат к тому типу людей, которые с древних времен придавали большое значение групповому единству.

Человеческие отношения в Японии отличаются от подобных на Западе по многим параметрам, особенно это касается личных отношений в свете концепции амаэ. Во-первых, японцам трудно сказать «нет», в отличие от представителей Запада, которым это дается намного легче.

Причина этого в том, что отношения японцев, основанные на амаэ, нестабильны (Doi, цит. по Sahashi, 1980, с. 79); люди не решаются отказать другим из опасения разрушить личные связи.Дои настаивает на том, что люди Запада могут легко отказывать именно потому, что понятие амаэ не задействовано в их отношениях (там же, с. 80). Во-вторых, когда японцы хотят сблизиться (познакомиться) с кем-нибудь, они преподносят подарок или угощают гостя (там же, с. 87). В результате последний оказывается в положении должника, и между ними устанавливаются зависимые отношения, основанные на амаэ. С другой стороны, у европейцев нет такой озабоченности соблюдением обычаев; живущие в Японии представители западной культуры могут иногда из-за этого оказаться в затруднительном положении.

Подобные примеры призваны проиллюстрировать тот факт, что амаэ — чисто японская характерная особенность. Однако Дои (Doi, 1973, с. 169) настаивает, что «в основе ощущения амаэ должно лежать что-то подсознательно общее для всего человечества». Следовательно, концепция амаэ может существовать и в западных обществах, но на более глубинном, скрытом уровне.

Список литературы Dot Т. Amae: A key concept for understanding Japanese personality structure, in W. Lebra, T. Lebra (eds.), Japanese culture and behavior: Selected readings.

Honolulu: University Press of Hawaii, 1974. С 145-154. Doi T. The anatomy for dependence. New York: Kodansha, 1973. Сахаси С. Нихондзинрон но кэнсё: Гэндай нихонсякай кэнкю (Осознание японцами своего характера: исследование современного японского общества). Токио: Сэйбундо Синкося, 1980. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http: //leit.ru.

– Конец работы –

Используемые теги: Концепция, японской, зависимости, Амаэ0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция японской зависимости (Амаэ)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

Концепция построения системы управления Московского представительства японской корпорации
Приложение 1 схема управления компанией до реорганизации. Приложение 2 схема управления компанией после реорганизации. Список использованной литературы. 2. Введение. Время, в которое мы живем эпоха перемен.

Концепция воспитания в трудах В. О. Ключевского
Так, педагогическое мастерство ученого практически не исследовалось.А ведь он не только теоретик, но и один из ярких талантливых русских педагогов. … Более того, В. О. Ключевскому принадлежит весьма оригинальная концепция… Во-вторых, тема интересна тем, что ученый, живший в конце 19-начале 20 века, выдвинул идеи, созвучные с основными…

Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина
Так, сначала речь-средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные особенности высших психических функций- опосредованность, … Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы…

Концепция продуктивности экосистем
Продуктивность — это скорость производства биомассы в единицу времени, которую нельзя взвесить, а можно только рассчитать в единицах энергии или… Например, в некоторых конкретных условиях I га соснового леса способен за… Первичная продуктивность экосистемы, сообщества или любой их части определяется как скорость, с которой энергия Солнца…

Концепция биопродуктивности экосистем, экологический мониторинг и финансирование экологических программ
Это позволяет дать обобщенную интегрированную оценку результатов жизнедеятельности сразу многих отдельных организмов многих видов, так как по… В настоящее время концепция экосистемы – одно из наиболее важных обобщений… Коме того, как считает Г.А. Новиков, распространение идеи экосистемы способствовала гибкость самого понятия, так как к…

Концепция современного естествознания
Основные свойства пространства формировались по мере освоения человеком территорий и развития одной из древнейших наук — геометрии.Были определены… Пространство называют искривленным, если в него невозможно ввести координатную… Иначе — оно плоское. Реальное пространство трехмерно, т.е. имеет три измерения. В трехмерном пространстве существуют…

Концепции и технологии обучения
Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное;… Все концепции и технологии невозможно описать в одном пособии, поэтому… Укрупненная дидактическая единица — это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов,…

Японская система иэ
Но иэ еще сохраняет свои позиции во многих семьях по всей Японии как давнишний обычай или как моральная ценность с уменьшающимся, но все еще… Истоки системы иэ Основы формирования семейного уклада иэ следует искать в… Тем не менее все домашние кланы (семьи) имели предков, которым они поклонялись. Эти предки воспринимались как…

Античный символизм. Концепция античности.
Подобной же концепции придерживался и Гегель в своем выражении « классической художественной формы » античности и ее символов. В греческой мифологии… Красота - печать космоса. В христианской символике стремление человека… Об этом мы будем говорить в следующем книге «Десять лекций по христианству» из общего курса «100 лекций по…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Христианская концепция человека и гуманизм искусства Особенно ярко это проявилось в христианстве. «В христианстве, — пишет Ф. Энгельс, — впервые было выражено отрицательное равенство перед богом всех… Как ни парадоксально, но это равенство служило не объединению людей, но еще… Это связано с тем, что в условиях разложения первобытнообщинного строя, когда человек, выделяясь из массы, мысляший в…
  • Проблема соответствия концепции рекламной кампании в сети Интернет Но, к его великому сожалению, конечный экономический эффект оказывается далек от ожидаемого… Описанный случай не единичен. Проблема низкой эффективности рекламы в сети и окупаемости вложенных средств,… Начнем с начала, а именно, с создания стратегии. Профессиональный подход к интернет-рекламе, равно как и решение…
  • Концепция ограничений современного руководителя Эти обобщения позволяют выделить те способности и умения, которые требуются от умелого, грамотного, эффективного менеджера в настоящее время и в… Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой… Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие. Проблем становится все больше,…
  • Японское чувство долга (Гири) С большой натяжкой можно сказать, что гири является проявлением заботы о других, от которых человек получил в долг признательность и расположение, и… Условия труда были не такими уж тяжелыми, но и не столь легкими, чтобы можно… Выращивание риса требовало напряженной совместной работы в короткие периоды посева и уборки урожая.
  • "Народ" в западных концепциях демократии И если опираться строго на этимологию, в переводе с греческого оно обозначает "народовластие". В связи с этим закономерно возникают следующие… Однако не секрет, что политические реалии самых развитых стран далеки от этого… Демократия - власть народа, а значит, народ и осуществляет свою власть непосредственно или через представителей в…