рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема деревни в современной литературе

Тема деревни в современной литературе - раздел Литература, План 1. Биография Александра Исаевича Солженицына А) Юность Б) Каторга В) Жиз...

План 1. Биография Александра Исаевича Солженицына а) юность б) каторга в) жизнь в селе Мильцево 2. Солженицын-портретист 3. Матренин двор а) окружающий мир Матрены б) судьба героини в) отношение к ней окружающих 4. Облик русской деревни 5. Гибель Матрены а) обряд прощания б) личность Фаддея в) гибель Матрены – обрыв нравственных связей 6. Идейная нагрузка первоначального названия произведения 7. Влияние Солженицына на литературу Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске.

В 1924 году вместе с матерью Таисией Захаровной ( отец погиб за полгода до рождения сына ) переехал в Ростов. Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского университета. Блестяще одаренный юноша одним из первых получил учрежденную в 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя на четвертый курс, Солженицын параллельно поступил на заочное отделение МИФЛИ ( Московский институт философии, литературы и истории ). Кроме того, учился на курсах английского языка и уже серьезно писал.

В октябре 1941 года он был мобилизован; на фронт он попал в 1942 году и прошел со своей «звукобатареей» ( выявляющей вражескую артиллерию ) от Орла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале 1945 года в связи с обнаруженной цензурой в его, капитана Солженицына, переписке с другом юности Н. Виткевичем резко критическими, «левыми» оценками личности Сталина, он был арестован, препровожден в Москву и осужден на восемь лет. Эти годы он провел вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года – в НИИ ( «шарашке» ), два с половиной года – на общих работах в лагерях Казахстана.

После освобождения из лагеря – вечное поселение в Кок–Терек на юге Казахстана ( оно длилось три года ), а затем – переезд в Рязанскую область и работа учителем математики в школе в одном из сел ( этот момент изображен в рассказе «Матренин двор» ) и в Рязани. Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами.

На примере рассказа «Матренин двор» можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя, его близость и расхождение с другими писателями во взглядах на судьбу русской деревни. В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» линию от первых произведений В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В. Астафьева, знающего эту тему как никто другой, «изнутри», о том что наша «деревенская проза» вышла из «Матрениного двора». Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике. «То, что Солженицын принес в литературу, – не узкая правда, не правда сообщения. …Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором нуждалось время, – и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим языком»1. В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой.

Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя.

В основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя, именно на образе которого А. Солженицын раскрывает «деревенскую» тему. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности.

Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок»2. Солженицын – отличный портретист, если считать портрет, одежду героя средоточением, пересечением застывших, еще неразвернутых или уже завершенных «сюжетов» жизни, дорог героя. В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описания героини.

Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее – уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»3. Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. – 1 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 2 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 187 3 там же, с. 153 Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей»1. Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается полный рассказ о нелегком жизненном пути героини.

Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь–болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.

Но – удивительное дело! – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок – «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги – за палочки.

За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе… И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками за болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

Сам председатель колхоза, недавно присланный из города, тоже запасся. «А зимы не ожидалось», – на той же ироничной ноте заканчивает писатель. «Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала.

Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней – 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 180 родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки.

Никогда не была ей работа в тяжесть, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие матрениным бескорыстием. Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каково отношение к ней окружающих? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок к Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека.

И что же? Жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая ( ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд ). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей»1. Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне»2,– в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась.

Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это. Неуютно и холодно Матрене в своем государстве.

Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Продолжим эту мысль. Можно сказать о том, что Матрена близка герою другого рассказа Солженицына – «Один день Ивана Денисовича». Оба они – личности соборные, то есть несущие в себе народные начала, подсознательно чувствующие личностную ответственность перед народом. «Знают они о том или даже не подозревают, осознанно они поступают или подсознательно, но они отвечают на вызов нечеловеческой системы власти. Система подавила их за чертой милосердия, обрекла на уничтожение.

Уже не – 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 181 2 там же, с. 179 конкретно Ивана Денисовича лишь или одну Матрену, а весь народ… Они готовы идти претерпевать неимоверно многое, в том числе и личные унижения – не унижаясь душой при этом»1 Таким образом, мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки не социальное, а духовное. «Не результат важен… а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой», – не устает повторять он, и это ставит писателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества»2 Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет он тревогу и в рассказе «Матренин двор». Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием – Торфопродукт.

Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций.

Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, на нем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается целостный

Облик русской деревни

Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и... Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным и... «И шли года, как плыла вода…» Вот и не стало Матрены. 179 4 там же, с. М.

Список литературы  Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, «Азбука», 1999  Бондаренко В. Стержневая словесность — Наш современник, № 12, 1989  Быкова Н. Г. Александр Исаевич Солженицын — Энциклопедия «Литература.

Справочник школьника», М, «Слово», 1995  Латынина А. Солженицын и мы — «Новый мир», № 1, М,1990  Локтионова Н. «Не стоит село без праведника» — «Литература в школе», № 3, М, «Просвещение», 1994  Чалмаев В. А. Александр Солженицын.

Жизнь и творчество М, «Просвещение», 1994.

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, деревни, современной, литературе0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема деревни в современной литературе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Экологическая тема в современной литературе
Тогда-то я впервые серьезно задумался о том, почему люди так варварскиобращаются с природой. Удивительно, чтодо того все разговоры на эту тему я… Еще в конце прошлого века Достоевский, Чехов, Мамин-Сибиряк идругие стали… Его роман Руский лес открыл в середине 50-х годов художественную экологию. В50-60 годы много сделали для родной…

Тема Великой Отечественной войны в современной литературе
Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина… Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека –…

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НА ТЕМУ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ. 2. Анализ современного состояния нефти в россии
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Трансформация истории в современной литературе
Теперь писатели задумываются над тем, сколь закономерным было развитие истории, и моделируют альтернативные пути разрешения переломных для истории… Во что должен верить читатель - не только вопрос о том, кому он должен верить.… По аналогии с диалектическим и историческим материализмом он называет ее романтическим материализмом. В аннотации…

Женская литература и книгоиздание в современной России
Думаю, совместить две точки зрения - издательскую и литературоведческую - можно, если мы рассмотрим современную ситуацию на книжном рынке России с… Главным и, как полагают, веским, неопровержимым аргументом противников … А уж тем более литература не может быть мужской или женской, не может делиться по половому признаку.Но нет, делится,…

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: По дисциплине ПОЛИТОЛОГИЯ. Тема: Партии и партийные системы в современном обществе
Российской Федерации... Санкт Петербургский государственный инженерно экономический университет...

Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе в 11х классах общеобразовательных учреждений 2001 – 2002 учебный год
Письменный, экзамен по литературе проводится по открытому перечню тем, который будет опубликован отдельной брошюрой Сборник тем сочинений для… Министерство образования Российской Федерации в начале апреля направило… См. Положение о государственной итоговой аттестаций выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации.…

Тема: «Введение в гигиену детей и подростков. Актуальные проблемы современной гигиены детей и подростков»
Челябинская государственная медицинская академия... Кафедра общей гигиены Раздел Гигиена... Актуальные проблемы гигиены детей и подростков На современном...

Мое отношение к литературе на военную тему
Разве им, таким хрупким, нежным, носить мужскиесапоги или держать в руках автоматы? Конечно, нет. Но они смело пошли навстре чуфашистам, чтобы не… Женя была прекрасна и в жизни и в смерти. Фашисты, разглядываяубитую, конеч но… Выбивать танки.Сражаться до последней крови! И солдаты выполнили приказ. В живых ос талосьтолько четыре артиллериста и…

Тема №1: Современные состояния и перспективы развития токсикологии отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ
На сайте allrefs.net читайте: Тема №1: Современные состояния и перспективы развития токсикологии отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ.

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам