рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Прекрасное" и "вечное" в поэзии Ахматовой

Работа сделанна в 2006 году

"Прекрасное" и "вечное" в поэзии Ахматовой - раздел Литература, - 2006 год - «Прекрасное» И «Вечное» В Поэзии А. Ахматовой» Выполнила: Ученица 11 Класса М...

«Прекрасное» и «вечное» в поэзии А. Ахматовой» Выполнила: ученица 11 класса МОУ СОШ № 13 Славец Ольга Проверила: учитель Недилько И.Н. ст. Калниболотская, 2006 Содержание Введение 3 Глава 1. Влияние философии культуры акмеизма на создании «вечных» образов в творчестве А. Ахматовой 1. Система ценностей философии акмеизма, отраженная в поэзии А. Ахматовой 2. Эстетика философии акмеизма и её воплощении в концепции «прекрасного» и «вечного» А. Ахматовой 6 Глава 2. Воплощение «вечных» тем в поэзии А. Ахматовой 1. Тема счастья 2.Тема любви 3.Тема поэта и поэзии 4.Тема поэта и гражданина 5. Образ Петербурга 15 Глава 3. Содержательное значение ритма в воплощении «вечного» и «прекрасного» А. Ахматовой 17 Заключение 22 Список использованной литературы 23 Введение Актуальность темы нашего исследования обусловлена, культура русского "серебряного века", становящаяся в последнее время предметом пристального внимания не только специалистов-культурологов, не только искусствоведов и профессиональных эстетиков, но и самых широких слоев читающей публики, в то же время еще не стала предметом, объединяющим их совместные интересы.

Мы видим реальный процесс: искреннее внимание и полуинстинктивные поиски аналогий "того" и "этого" конца веков - и почти полное отсутствие объединяющей эти поиски единой идеи. Это - усилия совокупного культурного сознания, как специализированного, так и "обыденного", заняться "рефлексией к основаниям": в конце XX века, когда совершается значительная переоценка ценностей, найти своеобразную точку отсчета: как временную, так и "нормативную". Всякая культура, какими бы сложными и непрямыми путями она ни развивалась, имеет свою модель мира, свои взаимоотношения с предшествовавшими культурными эпохами.

Случай с русской культурой XX века по-своему уникален: происходящий сейчас в общественном сознании полный пересмотр мог бы привести к релятивизму, если бы сам по себе не был интереснейшим культурным синдромом: поиском выхода из ситуации неопределенности.

Отчасти повторяется уже случившееся в начале XX века, в "серебряном веке" русской литературы - ситуация осознается как проблемная и неоднозначная, включаются многообразные культурные коды, апелляция к "культуре" и "традиции" совершается с самыми разнообразными целями. "Серебряный век" становится для нас, выражаясь языком аналогий, "ключом" к "шкатулке" XX века. Наше исследование - одна из попыток увидеть в подобных поисках некую закономерность, понять рефлексию культуры над собой, осознать твердую закономерность кажущихся лишь на первый взгляд разнонаправленными основ поэтических систем больших поэтов "серебряного века" - особенно тех из них, чья творческая жизнь продолжилась в наше время.

Поэтому тема "Вечные образы" культуры в творчестве Анны Ахматовой" представляется прекрасным поводом для подобной дерзкой, но не бесцельной попытки.

Цель нашего исследования - выявить сущность проблемы «прекрасного» и «вечного» в произведениях А. Ахматовой.

Задачи: - изучить и проанализировать литературу по теме реферата; проанализировать поэзию А. Ахматовой. Глава 1. Влияние философии культуры акмеизма на создании «вечных» образов в творчестве А. Ахматовой 1. Система ценностей философии акмеизма, отраженная в поэзии А. Ахматовой Эпоха десятых годов, означенная самими современниками как время кризиса ("кризис символизма"), знаменовала вступление в "некалендарный" (А. Ахматова) двадцатый век. Наступил пересмотр традиционных гуманитарных ценностей новоевропейской культуры, возникало ощущение "кризиса гуманизма" (А. Блок) - очень не однозначного по сути своей явления, которое привело к ощущению зыбкости времени. "Слом" традиционных ценностей, запечатленный в самых разнообразных видах реакций - житейской, философской, эстетической - связывался в сознании современников с темой наступающего хаоса - и различными возможностями его преодоления.

Одной из космосозидающих сил безоговорочно была признана сама культура. Философия культуры, место поэта в культуре стали предметом глубинных разногласий между представителями входящих в противоречие различных творческих систем - символизма и акмеизма.

В философии культуры символизма жизнь как уровень бытия принадлежала эмпирическому миру. Поэтому она представляет лишь условную ценность, пока не пересдастся по законам эстетического творчества, лишь тогда обретая статус ценности культурной.

Поэтому для символизма художественное творчество выше жизни. Но жизнь, чтобы быть пересозданной в культурную ценность, должна быть лишена своей органичности: творчество требует жертвы "живой жизни", самого творца в духе требований эстетики "романтического гения". Подобная позиция основывалась на восходящих к Вл. Соловьеву и Шеллингу, а также к современному неокантианству представлениях о существовании объективных сил, стоящих превыше индивидуально направленных воль и хотений. В конечном счете - к столь излюбленной в русской традиции вере в подчиненность личности, субъекта каким-то более высоким целям, игнорирующим его приватное существование. "Таким образом, в философии творчества русского символизма возобновляется идущая от традиций романтизма трагическая антиномия жизни и творчества; творческий акт, который в романтическом сознании предполагается как спасительный по отношению к культуре, оказывается губительным, разрушительным по отношению к жизни самого творца". 1.2. Эстетика философии акмеизма и её воплощении в концепции «прекрасного» и «вечного» А. Ахматовой Тема преодоления хаоса в философии культуры акмеизма трактовалась по-другому.

Великолепный знаток и исследователь немецкого романтизма В.Жирмунский, автор работы "Немецкий романтизм и современная мистика" (1914), не случайно стал одним из первых теоретиков, принципиально различивших глубинные цели эстетики творчества символизма и акмеизма.

Пафос его статьи "Преодолевшие символизм" - "внешнее" преодоление хаоса не есть преодоление хаоса глубинного.

Высокий "тематизм" поэзии русского символизма претендовал на "снятие" хаоса путем включения поэтического субъекта - а с ним и читателя - в осознание проблемы "нон финита" любого художественного (читай: культурного) текста, в "вдвижение" их обоих в целостный и глубинный "хаотизм" бытия. Акмеисты не победили формой хаос, что есть высшая задача искусства, а сознательно изгнали его вместе с "водянкой больших тем" (Н.Гумилев) из круга своих эстетических интересов, что придало их поэтическим текстам художественную завершенность, но, по мнению беспристрастного исследователя, обеднило "значимость и ценность поэтического произведения", в то время как поэзия "живет не только своей художественной действительностью, а целым рядом внехудожественных переживаний, вызываемых переживанием эстетическим". Произошло сознательное сужение мира до мира приватного субъекта.

Это итог, подведенный в ранней статье Жирмунским.

Жирмунский прав, называя процессы, идущие в русской лирике начала XX века. Но к ним требуются корелляты в мире культуры. Как точно заметила современная исследовательница, " мифология, литература, история - разные уровни, через которые проходит развитие мысли. Они существуют одновременно с другими уровнями ее развития.

Образы, с ними связанные, включаются в иерархию разнотипных средств, выражающих одни и те же общие мотивы. Возникает своего рода система зеркал, направленных на одно и то же содержание". Мысль, общая для всей культуры десятых годов это мысль о реабилитации приватного человека, субъекта; это тема "обыденного сознания", властно заявляющего о своих правах. (Не в этом ли причина столь явного интереса нас самих к этому периоду русской истории?) "Эвклидова геометрия" старого мира отступала, в культуре происходили сложные процессы смены парадигм, менялись привычные оценки и критерии, теоретический "просветительский" разум века Просвещения отступал в интеллигентском сознании перед сложностью нового времени, философия стремилась соединить пафос традиционной европейской "гуманитарной" субъективности с правами жизни, признаваемыми реально выше теории.

Все смешалось, была утрачена система оценок и иерархий, не было в традиционном сознании соответствий между реалиями конкретного мира, окружающего субъекта, самим миром и нормами нравственной жизни. "Все смешалось в доме Облонских " - в который раз Феноменология Гуссерля попыталась объединить в себе обе линии: традицию вчувствывающегося в теорию субъекта и мира вокруг него. Русское гуссерлианство (оно почти не исследовано и даже не названо хотя бы на уровне влияний и взаимоотношений - например, мощная и интереснейшая линия Гуссерль-Бахтин) включило в себя реабилитированное "житейское мироощущение", гуссерлевский "жизненный мир" как мощное подспорье в культурологических, эстетических, поэтических и подчас политических спорах о сущности движения эпохи. "Именно обыденный тип жизнедеятельности индивида, не поднимающегося в теоретической рефлексии выше осознания непосредственности своего бытия, ограниченный горизонтами практической деятельности, и явился той реальной социальной основой, обобщением которой стала гуссерлевская концепция "жизненного мира". Мир обыденного понимания, т.е. "жизненный мир" становится для него последним критерием истинности, не наука судит "жизненный мир", но самоочевидность данного в "жизненном мире" оказывается судьей по отношению к объективным положениям науки. Отношение к миру в рамках обыденного понимания не рефлектировано, оно не расчленяет себя на познание и деятельность.

Именно поэтому Гуссерль < > считал собственную концепцию теорией всех форм активности человека самопознанием, самоопределением и самоосуществлением разума как некоего синтеза, который не разлагается на теорию и практику". Так происходило в рамках феноменологии движение к восстановлению "попранного достоинства человеческой субъективности" (Л. Г.Ионин). Но оно происходит, как мы могли заметить, не только в лоне феноменологии. "Жизненный мир" Гуссерля, эпатирующая современников философия и поэтика В.Розанова, философия культуры акмеизма стоят здесь в одном ряду. Глава 2. Воплощение «вечных» тем в поэзии А. Ахматовой 2.1.

Тема счастья

Анненского, поэта, реально заложившего "акмеистический фундамент" русс... Стоит сравнить это высказывание с точкой зрения Н.Недоброво, который, ... Итак, темы Ахматовой: "биение о мировые границы" (т.е. Тем более оно не было реалистическим. Современная исследовательница ме... Установка текста на самопознание (отметим это как главное качество акм...

Тема любви

2.3.. Любовь, несомненно, самое возвышенное, самое поэтическое из всех чувст... Любовь становится у Ахматовой неотъемлемой частью человеческого бытия,... Тема любви.

Тема поэта и поэзии

Поэт и поэзия - тема, над которой любили размышлять русские лирики, ве... 2.4.. Тема поэта и поэзии. Героиня Ахматовой поднимается над властью жизненных обстоятельств, осо...

Тема поэта и гражданина

Тема поэта и гражданина. В стихотворении Ахматовой "Три осени" героиня, обращаясь к излюбленней... Содержательное значение ритма в воплощении «вечного» и «прекрасного» А. Аверинцев) использование ситуации мифа поэт сближает временные ситуаци... И это уже к литературе прямого отношения не имеет (подчеркнуто мною - ...

Заключение

Заключение Итак, в процессе подготовки нашего реферата, мы пришли к следующим выводам: Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным "серебряным веком" - вслед за "золотым", пушкинским.

Это - период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других.

Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму.

Одна из характерных черт последнего - стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и решение новых художественных задач, при этом новыми художественными средствами. И в этом отношении акмеизм, в русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, не был исключением. Однако многое в творческой судьбе автора предопределило тяготение к классически-строгой и гармонично-выверенной традиции русской поэзии XX века. И прежде всего, огромное значение в формировании Ахматовой как поэта имело ее классическое образование, детство, проведенное в Царском Селе, воспитание, данное в лучших традициях русской дворянской культуры.

В своей лирике Ахматова развивает традиционные темы: любовь, творчество, природа, жизнь, история. Поэзия А. Ахматовой взросла, питаясь великой традицией русской литературы XIX века - традицией гуманистической, возвышенной, светлой. "Души высокая свобода", верность идеалам, гуманистический пафос, мужественная правдивость изображения, напряженность духовной жизни, тяготение к классическому, ясному, строгому и соразмерному стилю - все то, что характерно для русской поэзии прошлого века, вновь появляется именно в ахматовской строке, властной и нежной одновременно.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М 1978. 2. Белый А. Проблема культуры // Символизм. -М 1910. 3. Белый А. Трагедия творчества М 1912 4. Блок А.А. Душа писателя. (Заметки современника) // Александр Блок. Об искусстве. -М 1980. 5. Виноградов В.В. Поэзия А.Ахматовой. -Л 1925 6. Гинзбург Л.Я. О лирике. -Л 1972. 7. Ионин Л.Г. Понимающая социология: историко-критический анализ М 1979. 8. Иоффе И. Синтетическая история искусств Л 1983. 9. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века М 1986. 10. Мандельштам О. Конец романа // Мандельштам О. Слово и культура. -М 1987. 11. Мандельштам О. Утро акмеизма // Мандельштам О. Слово и культура. -М 1987. 12. Михайловский Б.В. Избранные статьи. -М 1969. 13. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопр. философии. 1989. № 2. С. 45. 14. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.

М 1988. 15. Усенко Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Изд-во Ростовского университета.

Ростов-на-Дону, 1988. 16. Цивьян Т.В. Кассандра, Дидона, Федра: Античные героини - зеркала Ахматовой // Лит. обозрение. 1989. № 5.

– Конец работы –

Используемые теги: Прекрасное, Вечное, поэзии, Ахматовой0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Прекрасное" и "вечное" в поэзии Ахматовой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественный мир поэзии А.А. Ахматовой
Дачка эта вернее, избушка стояла в глубине очень узкого и идущего вниз участка земли рядом с почтой. Морской берег там очень крутой, и рельсы… У входа в избушку я сказала Здесь когда ни будь будет мемориальная доска. Я… Мемориальная доска на этом месте дача Саракини не сохранилась действительно была установлена в 1989 г в столетнюю…

Любовная лирика в поэзии Анны Ахматовой
Самое сильное впечатление этих лет древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого.В пять лет, слушая, как… Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи… Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина 1794-1829, названная Анной Ахматовой первой русской…

«Место сборника «Вечер» в творчестве А. Ахматовой
Ведь все равно я с вами до конца А.Ахматова « Многим.» Анна Ахматова блестящий представитель одного из содержательных периодов русской литературы,… Где-то в порах бытия капли соединялись, сливались и давали жизнь чувствам,… Поэзия Ахматовой была близка идущей рядом жизни. Ничего парящего над повседневным, вознесенного над обычным течением…

Идеал прекрасного в народной педагогике
Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай. Обычай - это стереотипный способ поведения человека, ко¬торый в определенном… По¬скольку оценки и миропонимания могут меняться с течением времени под… Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике…

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно.»
Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике,… Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и… Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле: …ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно…

Философская мысль в поэзии Пушкина
Значительным явлением в русской общественной жизни того времени стало появление в 1823 году философского кружка « Общество любомудрия», члены… Они издавали альманах « Мнемозина», в котором некоторое время принимал… Это находило отражение и в литературе.

Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века
Введение. Две эпохи Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи… Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением…

Семантика ритма и поэтический мир Анны Ахматовой
В настоящее время не существует общепринятой классификации ритмических систем стиха, поэтому выделим три основных - фонетическую, синтаксическую и… Цель нашего исследования - изучение семантической ритмики ахматовского стиха… Семантические ритмы, кроме того, не столь универсальны. Это сфера индивидуальной, авторской ритмики, но ее выделение и…

Стихи о Прекрасной Даме Блока
Центральное место в символизме, во всем модернизме, во всей литературе двух первых десятилетий – серебряного века – занял Александр Александрович… Он воспринял его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены, облеченной в… В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. Это стремление имеет много…

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»
Им не подавали руки при встрече, "не узнавали". Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека, так как это… Ахматова олицетворяет клевету, одушевляет её, придавая ей вездесущность, … Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души, во всех глазах лишь предательство и страх,…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философская тема в поэзии И. Бродского Иосиф Бродский, позднее ставший лауреатом Нобелевской премии, тоже, хорошо это или плохо, не стал исключением. Между его юношескими стихами, которые… Появилась Вечность. Бродский рос в семье фотокорреспондента одной из газет, а… И можно понять ленинградские власти, которым, естественно, сообщили о происшедшем, сразу же взявшие строптивца на…
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати ...» Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки… Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему », «по… А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини: Когда б вы знали, из какого сора Растут…
  • "Лианозовская школа" в поэзии Л.Е. Кропивницкого, И. Холина, Г. Сапгира Патриархом был Евгений Леонидович Кропивницкий, художник и поэт. Его жена Ольга Анатольевна Потапова, художник. Их дети, Лев – художник и поэт, Валентина, художник. Муж Валентины, художник… Это действительно была школа.Где все учились у всех и разнообразно влияли друг на друга. 1. «Лианозовская школа» в…
  • "Новые люди" и проблемы будущего России в поэзии и прозе революционных демократов В эти годы, во время подготовки и проведения крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, крестьянское движение получает особенно широкий… В 1861 году возникает и развертывает свою деятельность революционная… В эти годы важнейшим вопросом для революционеров-демократов является вопрос о подготовке демократической крестьянской…
  • "Поэма без героя" А.А. Ахматовой. Попытка интерпретации Читателю, незнакомому с эпохой, в которую создавалась поэма, очень трудно в ней разобраться, и даже сам автор, или лирическая героиня, не скрывает,… В работе также рассматривается символика поэмы: мотив зеркал, новогодняя… К “Поэме без героя” написаны три посвящения: Ольге Глебовой-Судейкиной, Всеволоду Князеву и Исайе Берлину. Три…