рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анакреон в поэзии Ломоносова

Работа сделанна в 2007 году

Анакреон в поэзии Ломоносова - Реферат, раздел Литература, - 2007 год - Институт Журналистики И Литературного Творчества Курс: I Тема: Анакреон В Поэ...

Институт журналистики и литературного творчества Курс: I Тема: Анакреон в поэзии Ломоносова Реферат Студент: Трофимова А.А. № группы Преподаватель: Микушевич В.Б. г. Москва, 2007 Содержание. Введение 3 М.В. Ломоносов – дорога поэта 3 Анакреон - немного истории 5 Полемика сквозь века 6 Заключение 11 Список использованной литературы Введение. О значении фигуры Ломоносова для русской культуры в целом и литературы в частности, пожалуй, уже все сказано и не раз. Но чтобы придерживаться известного формата работы, видимо, стоит повторить общеизвестные факты.

М.В. Ломоносов – дорога поэта. Сын государственного крестьянина, Михаил Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси. Он рано научился грамоте, прочёл всё книги, какие мог достать; к 14 годам уже изучил «Арифметику» Л.Ф. Магницкого и «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого. Будущий ученый попытался поступить в Холмогорское училище, но, как сыну крестьянина, доступ туда ему был запрещен законом.

Это толкнуло Ломоносова на отчаянный шаг - в 1730 году он отправляется в Москву и, скрыв свое происхождение, поступает в Славяно-греко-латинскую академию где получает основательную подготовку по древним языкам, в частности латинскому языку, на котором писались в то время научные труды. Кстати, Ломоносов настолько овладел эти языком, что впоследствии был признан одним из лучших латинистов в Европе.

Первые стихотворные опыты будущего поэта относятся к предпоследнему классу – философии - и датируются 1735 годом. В том же году Ломоносов был отправлен в Петербургский университет при Академии наук, а в 1736 году - в Саксонию для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания в области физики, химии, горного дела, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки. Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией, опираясь на опыт античной и европейской литературы.

В 1758 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию "трех штилей". В основу реформы литературного языка Ломоносов положил общенациональный язык. В русском языке, согласно его мнению, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - чисто русские слова, которых нет в церковных книгах.

Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова и вульгаризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: "высокий" - церковнославянские слова и русские, "средний" - русские слова с небольшой примесью церковнославянских, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому "штилю" соответствуют свои жанры: "высокому" - героические поэмы, оды, трагедии; "среднему" - драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; "низкому" - комедии, эпиграммы, песни, басни. Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации того времени. Были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты.

Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова. Главной преобразовательной силой Ломоносов считал человеческий разум, которому все подвластно. Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь интимных движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.

Ломоносов стал целой эпохой в истории русской героической поэзии, именно как поэт просветительской идеи, для которого формирование идеального, служащего примером для всех, образа было важнейшей культурной задачей. Любовь к Родине (зачастую проецирующаяся на монарха), по Ломоносову, является важнейшим назначением поэта, она превосходит чувства к женщине, любые другие чувства.

Конечно, за этим образом Родины-матери-императрицы стоит сложная система ценностей, присущая Ломоносову как великому сыну своего века. Видный современный исследователь В. М. Живов заметил, анализируя место идеи государства в мировоззрении просветителей-классицистов: "Государство было предметом поэтического восторга и философской медитации именно потому, что оно как бы выступало распорядителем космической гармонии на земле. Поэтому победы монарха, его благоденствие, заключение союзов и мирных договоров были не только материалом изображения, но и темой философской и художественной рефлексии.

Прогресс государства воспринимался при этом как прогресс разума и прогресс просвещения…". Именно этим принципом руководствовался Ломоносов, воспевая монархов и их деяния. Похвальные оды слагались поэтом на торжественные случаи придворной жизни. Однако традиционная форма похвалы монархам не мешала поэту развивать свои любимые темы. Подлинным мастером Ломоносов предстал и в других - "средних" и "низших" - жанрах.

Его перу принадлежат анакреонтические стихотворения, басни. Ломоносову-поэту были доступны формы "легкой" поэзии, ее стиль, пластика и неподдельная искренность чувства. Одним из наиболее наиболее известных произведений М.В.Ломоносова в этом жанре является диалогическое произведение “Разговор с Анакреоном”. Программа Ломоносова, изложенная в "Разговоре с Анакреоном", представляет огромный интерес как художественное воплощение конфликта легкой и гражданственной поэзии, наметившегося в русской поэзии уже в годы творческой активности Ломоносова.

Именно в этом стихотворении Ломоносов выразил свое представление о задачах поэзии и назначении поэта, которое совпадало с требованиями классицизма. Но сначала Немного истории. Анакреон был виднейшим представителем древнегреческой лирики VI и начала V в. до н.э родом из малоазиатского города Теоса. В эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах Анакреона часто падали одни и возвышались другие, он учил ценить легкие, мимолетные радости, отдаваться вполне настоящему, презирать превратности будущего и забывать о невозвратном прошлом.

Вино и любовь, беспечная веселая песня — постоянные мотивы его коротких изящных стихотворений, всецело отражающих настроение разбогатевших социальных слоев. Однако культ настоящего проникнут у Анакреона духом умеренности, оргиастичность ему чужда; его вино разбавлено водой, чтобы песня за чашей оставалась стройной.

В отвращении к «скифству» с его буйством, в «любви к согласному гимну за полной чашей» сказалось происхождение ветреной, но отличающейся чувством меры, музы Анакреона. Из произведений самого Анакреона сохранились лишь отрывки, но зато дошел сборник изящных и игривых стихотворений, написанных в стиле и духе Анакреона в александрийскую и отчасти более позднюю эпоху, когда его веселый жанр был в моде среди богатых классов больших торговых городов. Этот сборник впоследствии и создал славу Анакреону и вызывал неоднократные подражания в позднейшей литературе («анакреонтическая поэзия»). Анакреонтическая поэзия характерна для эпохи Рококо.

Она несколько книжна и искусственна, как, впрочем, искусствен породивший ее быт. Она развивается как под влиянием живописи рококо (Ватто, Буше, Фрагонар), следуя ей в своих игривых описаниях, так и эстетических теорий эпохи. В молодых лит-рах, скованных гнетом «тяжелых» псевдоклассических образцов (особенно еще в том истолковании, к-рое они получили у нас в XVIII в.), анакреонтическая поэзия сыграла прогрессивную роль. Она, так сказать, «демократизировала» поэзию и яз приближала к жизни, к естественности и простоте.

В России в анакреонтическом духе помимо Ломоносова писали также Херасков, Державин, Батюшков, Гнедич. Пушкин называл Анакреона своим учителем, переводил его и всячески подражал («Фиал А.», «Подражание А.», «Бог веселый винограда»), иногда через посредство Парни («Гроб А.»). Увлекались древнегреческим поэтом также Дельвиг, Вяземский, Языков и др. Излюбленные образы этого направления в поэзии — Венера-Киприда, грации, Амур и, конечно, бог вина Бахус.

Полемика сквозь века

И смысл ответа сводится к определению объекта поэтического изображения. Акцентируя свое “я” в последней строке, Ломоносов заявляет о возможнос... Однако во всех печатных текстах (а рукопись не сохранилась) “верно” вы... И Ломоносов приходит к такому выводу: Несходства чудны вдруг и сходств... Важно и то, что Ломоносов разбивает текст на строфы, октавы, тем самым...

литература не просто подражала, но, подражая, оставалась сама собой.

И этот сложный процесс был залогом, условием дальнейшего самобытного развития нашей словесности.

Заключение. Конфликт, затронутый Ломоносовым в стихотворении «Разговоре с Анакреоном», позже будет по-разному отражен в поэзии Державина, Княжнина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, Пушкина и др. Но несомненна поэтическая продуктивность этой темы, ее огромная историко-литературная важность. Это спор о назначении поэта, о назначении культуры, спор, продолженный преемниками Ломоносова (которые далеко не всегда оказывались его единомышленниками). Конечно, отголоски этого спора были слышны и в нашей поэзии ХХ века, слышны они и по сей день. поэтические дискуссии Некрасова и Полонского, Маяковского и Есенина и др. привнесли в контекст конфликта новые мотивы, по существу актуальны остаются и тезисы Ломоносова, вложенные им в собственные уста и в уста Анакреона.

В настоящее время сомнению подвергается эстетическая ценность блестяще мотивированного Ломоносовым в "Разговоре с Анакреоном" создания культа Родины, культа России в поэзии.

Список использованной литературы. 1. Егунов А. Н. Ломоносов - переводчик Гомера Литературное творчество Ломоносова. М Л 1962; 2. Живов В. М. Государственный миф в эпоху просвещения… Из истории русской культуры. Т. 4. (XVIII - начало XIX в). М 1996, с. 661, 662 ; 3. Западов А.В. Поэты ХVIII века. М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. М 1979. С. 51; 4. Западов В.А. Русская литература ХVIII века, 1700 — 1775: Хрестоматия.

М 1979; 5. Кокорев А.В. Хрестоматия по русской литературе ХVIII века. М 1965. С 244; 6. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М 1990. С. 587; 7. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М.; Л 1959. С. 761-767. Все цитаты даны по этому изданию. 8. Лотман М. Ю. Природа государственности в теории Просвещения Из истории русской культуры. Т. 4. М 1996, с. 59 – 83; 9. Орлов П.А. История русской литературы ХVIII века. М 1991. С. 56; 10. Русская литература — век ХVIII. Лирика.

М 1990. С. 379.

– Конец работы –

Используемые теги: Анакреон, поэзии, Ломоносова0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анакреон в поэзии Ломоносова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема памяти в современной поэзии
Проблема памяти о войне – важнейшая проблема нашей современности. Это будет волновать всегда, потому что война была слишком большим испытанием для… Такое не может не волновать. Сегодня хочется лучше понять тех, кому мы обязаны… В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических стихов,…

Синонимия и антонимия в поэзии
Дослідження мовних явищ у творах І.Муратова має важливе значення для розвитку поетичного стилю й української літературної мови взагалі. Воно… Звязок роботи з науковими планами, програмами, темами. Дослідження проводилося згідно з планом науково-дослідної роботи кафедри української мови ХДПУ ім.Г.С.Сковороди, який…

Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока
Реминисценции.Аллюзии. .2. Место библеизмов в современном русском языке .3. Роль библеизмов в творчестве писателей .4. Блока 13 ГЛАВА II.… Действительно, поэзии Блока посвящено немало научных работ как… Вместе с тем мировоззрение Блока и его отражение в произведениях освещены все еще недостаточно.

Изобразительное искусство в поэзии Державина
Со всеми своими благоразумными толками об “умеренности” Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении… В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного… Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь. Державин описал созданный автопортрет в…

Романтический ноктюрн. Тема ночи в в поэзии Тютчева и Фета
Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн:… Тютчев рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на… Все своеобразие художественной манеры фетовского письма можно продемонстрировать на примере стихотворений, посвящённых…

Изобразительное искусство в поэзии Державина
Со всеми своими благоразумными толками об «умеренности» Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении… В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного… Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь. Державин описал созданный автопортрет в…

Философская тема в поэзии И. Бродского
Иосиф Бродский, позднее ставший лауреатом Нобелевской премии, тоже, хорошо это или плохо, не стал исключением. Между его юношескими стихами, которые… Появилась Вечность. Бродский рос в семье фотокорреспондента одной из газет, а… И можно понять ленинградские власти, которым, естественно, сообщили о происшедшем, сразу же взявшие строптивца на…

Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века
Введение. Две эпохи Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи… Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением…

Мифопоэтические традиции в поэзии С. Есенина
В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода " общим местом " является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об… Картины природы сливаются в единый образ России.Широкое обобщение в стихах… А.Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" (1976г.) пишет: "Поэт как бы частица природы. Картины…

Изобразительные средства на примерах поэзии Маяковского
Глава I: лексические средства образности языка. §1.Диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы. Язык является важнейшим средством изображения жизни в… В поэзии же выявляются его огромные изобразительные возможности. «Поэзия… Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других средств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами,…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Идеи и образы современной поэзии Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936-1971 гг.) , который ощущает себя словно наследником многовековой русской истории.… Настолько неожидан он в каждой своей книге: от крылатых шуток до трагических… Это- преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью, достойное продолжение дела отца.…
  • Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка” , “старых слов” ,… Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень” : Кони, топот,… О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в…
  • Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии XIX-XX веков Проводились всевозможные конкурсы, пушкинианы.Они еще раз доказали, что память о Пушкине нисколько не потускнела даже спустя два века. В своих… Закроем глаза и произнесем одно лишь слово Пушкин Как много заключено в нем… Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Редок тот творец, который хоть раз не…
  • Идеи и образы современной поэзии Проникновенные строки о России находим мы у НиколаяРубцова 1936-1971 гг который ощущает себясловно наследником многовековой русской истории.… Настолько неожидан он в каждой своейкниге от крылатых шуток до трагических… Это- преданность Родине, уважение к старшим, преклонениеперед женщиной, матерью, достойное продолжениедела отца. Всему…
  • Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) Он был верен своей музе, борьбой истраданиями кровно связанной с народом.Однако такое индивидуальное представление опоэтической музе не умаляет… В послании в Си бирь, вдохновленный подвигом жендекабристов, Пушкин стремится… По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов.Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более…