рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская усадьба в произведениях писателей XIX века

Русская усадьба в произведениях писателей XIX века - раздел Литература, Русская Усадьба В Произведениях Писателей Xix Века Оглавление Введение 3 1. ...

Русская усадьба в произведениях писателей XIX века ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. МИР РУССКОЙ УСАДЬБЫ: ИДЕАЛЬНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ 2. УПАДОК РУССКОЙ УСАДЬБЫ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ Я помню ясный, чистый пруд; Под сению берез ветвистых, Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых За ним встает гора, пред ним в кустах шумит И брызжет мельница.Деревня, луг широкой А там счастливый дом… туда душа летит, Там не хладел бы я и в старости глубокой Е.А. Баратынский, 1834 "Есть милая страна" – это стихотворение поэта Е.А. Баратынского, отрывок из которого помещен в эпиграф, обращено к его подмосковной усадьбе Мураново, которой он не просто владел, но которую обустроил по своим планам и вкусу, где он творил, где растил и воспитывал детей.

Русская усадьба – это, прежде всего, счастливый мир детства. Система домашнего образования в дворянских семьях закладывала основы традиций семьи и рода, уважения и гордости памятью предков, фамильными реликвиями.

Вырастая, человек покидал усадьбу и погружался в мир реалий, который чаще всего рождал чувство ностальгии по усадьбе, но порой и отталкивал от ее неприхотливого быта, как это случилось с Ф.И. Тютчевым. Усадьба оставалась на всю жизнь любимым местом досуга и творческого труда, "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья", по признанию А.С. Пушкина. Почти в каждой усадьбе девять прекрасных муз находили своих поклонников.

Это были поэты, писатели, музыканты, архитекторы, художники, ученые. Среди них и профессионалы и любители. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек. Дворянская усадьба была неразрывно связана с окружающим ее крестьянским миром. Существовал широкий спектр взаимоотношений владельцев усадьбы с крестьянами, разные формы хозяйствования в усадьбах.

В советской литературной критике традиционно преобладал негативный подход к усадебному быту, как к быту косности, нравственного разложения, жестокого неравенства. Однако светлая и добрая повесть "Детство Никиты" А.Н. Толстого открывает и другой путь к постижению мира русской усадьбы – тепло, покой, светлые воспоминания… Мир усадьбы – это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер усадьбы – значит узнать, каков ее хозяин.

Отсюда внимание авторов очерков к биографиям владельцев усадеб, образу их жизни. Одна из причин этого кроется, по-видимому, в самом характере усадьбы. Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, она постепенно превращалась и в культурный центр, в котором синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада. Будни и праздники составляли повседневность обитателей усадеб.

Для одних приемы гостей, например, были обязательным торжественным и формальным ритуалом, для других – формой дружеского и творческого общения. Рождение стихов Ф.И. Тютчева или музыки М.И. Глинки, прием императрицы в усадьбе князей Козловских, сельский праздник в усадьбе Самариных или пение в церковном хоре А.В. Суворова представляются одинаково важными для характеристики усадебного образа жизни. Одним словом, в усадьбе как бы спроецирована вся жизнь. Прав был поэт И.В. Долгоруков, заметив на примере подмосковной усадьбы Лопухиных Савинское, что в усадьбе хозяева умели "на десятине снять экстракт вселенной всей". Показывая каждую усадьбу на всем пути ее существования, можно представить многообразие и богатство мира усадьбы в целом, выявить слагаемые усадебной культуры, которая дала блестящие образцы архитектурных и парковых ансамблей, искусства интерьера, плоды творческого вдохновения в поэзии, музыке, живописи, формы истинно культурного досуга и семейного общения, верность народным традициям и восприимчивость к лучшим чертам западной культуры.

Всегда преломлявшаяся в личных вкусах, усадебная культура несла, таким образом, в себе общие и особенные черты.

Своим полифонизмом она обогащала на протяжении веков русскую культуру. Что же представляет собой русская усадьба сегодня? Пусть призрачную, но реальность, или уже – миф, иллюстрированную сказку о прошлом. В газетной, журнальной и телевизионной публицистике, гуманитарных науках – искусствоведении, литературоведении, музееведении усадьба как феномен русской культуры XVIII – начала XX веков в последние годы занимает все большее место. По-видимому, это важный знак современной культурной жизни, очень медленно, но неуклонно возвращающейся к осмыслению происшедших за столетие потерь.

Родовое имение с портретной библиотекой семейными альбомами, парком и садом, храмом и фамильным некрополем – это, собственно, и жилище усадебных муз – музыки, поэзии, живописи, графики, прикладного искусства (вышивания, бисерного шитья, флористики и т.д.), и колыбель великой русской литературы и философской мысли, и источник художественного вдохновения, и пространство для проявления личностного начала и творческой свободы владельцев или их гостей.

Трудно подобрать какой-то другой организующий элемент русской жизни и культуры более точно соответствовавший национальным традициям и веками складывавшемуся жизненному укладу, более слитный с миропониманием наших соотечественников. Эти качества сделали усадьбу своеобразной константой русского быта. В глубь средневековья уходят ее корни как простейшей ячейки любого городского или сельского поселения. Усадебный бум второй половины XVIII – начала XIX в соединивший многовековой опыт развития с западноевропейскими художественными новациями и, по сути, сделавший усадьбу многосоставным произведением искусства, лишь слегка проявил и облек ее облик, соответствовавший устойчивым ценностям национальной психологии, в ясные изобразительные формы.

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них – в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны.

В этом, несомненно, еще одна тайна их привлекательности для потомка, историка, читателя. Русская литература открывает нам дверь в ушедший мир дворянского поместья. Множество литературных произведений XIX – начала XX вв так или иначе, касаются комических, лирических или трагических особенностей усадебного быта. В этой работе тема русской усадьбы в литературных произведениях будет рассмотрена хронологически.

Первая часть посвящена периоду расцвета и укрепления усадебного быта, по произведениям И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого. Вторая часть посвящена произведениям начала ХХ века, в которых рассматривается закат усадебной культуры, по произведениям А.П. Чехова и И.С. Шмелева. 1.

МИР РУССКОЙ УСАДЬБЫ: ИДЕАЛЬНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ

Тургенева, который обратился к этому жанру в сороковых годах (" Дневни... Гончаров видит в романтической жизненной позиции чисто детское непоним... Эта патриархальная идиллия, отличительными чертами которой является фи... Только пережив тяжелый удар, отказ Кити, он с головой окунается в проб... Облонский честен, но непрактичен – и снова Левин, как его антипод пока...

УПАДОК РУССКОЙ УСАДЬБЫ

Однако и переезд А.П. Мелихово было куплено случайно, по объявлению в газете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, ... Святой жизни будто была. И так зарисовано все: от разливанного постного рынка до запахов и моли...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенность формирования и бытования русской усадьбы состояла в ее многопрофильности: она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.

Вновь возросший в наши дни общественный и научный интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей, к выяснению места и роли усадебной культуры, в том числе дворянской, вызывает необходимость расширить диапазон и формы исследований по истории русской усадьбы. Институт российской истории Российской академии наук начал изучение процессов формирования и эволюции усадьбы начиная с XIV в. Дворянские гнезда России.

Этих слов достаточно, чтобы до сих пор с легкостью вызвать в воображении наших современников множественные, знакомые с детства литературные или художественные образы. Пушкин, Тургенев, Толстой, Гончаров, Чехов, Бунин, Петергоф и Царское село, Останкино и Архангельское, Михайловское и Спасское-Лутовиново. Давно ушедшая, но ощутимо своя, родная, кстати, сословно совершенно не отграниченная от нас жизнь.

Усадьба - иногда прямое, иногда опосредованное отражение судьбы рода, семьи, отдельной личности. Полученная по наследству или купленная молодой четой, она становится полем приложения их кипучей энергии строительной и хозяйственной перестройки. В полном или конспективном виде усадьба продолжала существовать и по окончании эпохи феодализма. В своей традиционной форме или воплощенная в дачах и загородных домах она утоляла тягу русского человека к земле, к простору лугов и полей, к созиданию здесь собственного семейного очага.

В полном или конспективном виде усадьба продолжала существовать и по окончании эпохи феодализма. В своей традиционной форме или воплощенная в дачах и загородных домах она утоляла тягу русского человека к земле, к простору лугов и полей, к созиданию здесь собственного семейного очага. Именно их, свои родовые усадебные гнезда, где впервые почувствовали себя частью необъятной и могучей страны, ее непритязательной, но трогающей за душу природы, вспоминали на склоне лет многие поколения наших предков.

Русская классическая литература проросла из усадебной культуры, усадебного быта, и жизнь помещичьего дома изображается во множестве известных и любимых произведений. Как видно из приведенного анализа произведений, к жизни усадьбы каждый автор относится по-разному. Для кого-то она – мертвый омут, для других – вместилище "барства дикого", порока и унижения, а кто-то видит в усадьбе средоточие патриархальных и православных нравственных ценностях.

Одни герои безразличны к гибели усадебной культуры, другие полны грусти и сожалений. Но как бы ни изображалась усадьба в литературных произведениях, тема ее всегда будет интересна современному читателю – ведь в ней вся история и культура России, той, что ушла безвозвратно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гончаров И.А. Обыкновенная история. – М. "Классическая литература", 1987. – 318с. 2. Ильин И.А. Творчество И.С. Шмелева. – В его кн.: О тьме и просветлении.

Мюнхен, 1959, 376с. 3. История усадебной культуры – М Академия. – 337с. 4. Толстой Л.Н. Анна Каренина. – Петрозаводск, 1960.905с. 5. Усадьба в русской литературе. Метод. Пособие – Нижн. Новгород, 2002. – 25с. 6. Чехов А.П. "Полное собрание сочинений и писем в 30 томах"/"Письма в 12 томах" (том V) – М.: Издат. "Наука", 1978.478с. 7. Чехов М.П. "Вокруг Чехова: Встречи и впечатления" М.: Моск. рабочий, 1980.279с. 8. Шмелев И.С. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Повести и рассказы / Вступ. статья, сост подгот. текста и коммент.

О. Михайлова М.: Худож. лит 1989 463 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Русская, Усадьба, произведениях, писателей, XIX, века0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская усадьба в произведениях писателей XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

Эволюция дуэльного кодекса в произведениях писателей XIX века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева
Признавая тиранию кодекса чести, русские писатели размышляли о том, можно ли ей сопротивляться и существуют ли достойные способы отказа от дуэли. Персонажи русских писателей - если, конечно, они люди чести не допускают и… Женщина являлась объектом, а не субъектом дуэли. Дуэль, во всем многообразии своих проявлений, запечатлена в русской…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

"Лишний человек" в произведениях русских писателей 19 века
В.Г. Белинский Особенность лишнего человека не только в том, что он никогда не становится на сторону правительства, но и в том, что он никогда не… Лишний человек это еще и определенный литературный тип. Литературные типы типы… Нередко новый литературный тип вызывает интерес критиков, которые и дают ему название благородный разбойник,…

Тема чести в произведениях русских писателей 19 века
Честь это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости.Это стержень, который укрепляет в выборе… Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он… Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и…

Русский дом в середине XIX века
Вот как Готье описывает обычный русский дом (а не дворец) "приличного" человека в Санкт-Петербурге. Прежде всего, в русском доме Готье поразили… Шубы развешивались у теплой печки и потом на улице сохраняли тепло в течение… Его поразило огромное количество икон во всех домах и горящие перед ними лампады. Удивили его и двойные рамы на…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Образ скучающего героя в русской литературе XIX века
Мне захотелось больше узнать об этом литературном типе, о предпосылках его появления, о том, каких героев литературы можно назвать «скучающими».… Основная часть «Скучающий герой» как литературный тип. Предпосылки его… Нередко литературному типу дается своё название, например «тургеневская девушка», «маленький человек», «униженные и…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Бог и бес в русской литературе XIX века Не может же, в конце концов, тмный умысел, какое-то греховное побуждение, одной только мыслью о себе порочащее умы невинных божественных существ,… Будь то Шайтан, Иблис, Эшу или Сатана, он вс равно сохраняет облик злого духа,… В одном только немецком языке, традиционно считающимся чрту родным, их бессчтное количество Святой Вельтен, Самиэль,…
  • Сатира и юмор русской литературы XIX века на примере "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков, помогая полнее раскрываться всему общественно ценному. В… Второй цикл назывался Миргород и являлся продолжением первого Вечера на хуторе… В Миргороде Гоголь выступил перед читателями как художник, смело вскрывающий социальные противоречия современности. В…
  • Органицизм в русской социологии XIX века Ранее находившаяся в дрме феодального строя государственная машина вс чаще стала давать сбои, росла социальная напряжнность, усиливалось расслоение… Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причм ни одну из них нельзя… Напряжнность заставляла людей и прежде всего учных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип,…
  • Линия "Зла" в произведениях русской литературы 90-х годов ХХ века ЦдваУЪй бвЪ УгЦЫ гУаЦЫ УЯЦкЯЦЫ ЯЦегдваЦЯЯагдЪ Ъ ЯЪЬйЦЮЯагдЪ, ЯЦ агдСУЪУкЪЫ багЭЦ гЦТс ЯЪйЦФа, ЬваЮЦ ХУез ЮЦвд-Унз дЦЭ , ЯЪ веЬабЪгЪ , ЯЪ ХЦдЦЫ , ЯЪ…
  • Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н.Ф. I глава. Три повести Н. Ф. Павлова. Стр.12-21 II глава. Новые три повести Павлова Н. Ф. Стр.22-27 Заключение. Значение творчества Павлова Н. Ф.… Сколько таких типов и характеров, точно угаданных авторами, стало… Но их произведения были тем фоном, на котором появились другие произведения литературы.Проза начала 19 века…