рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Юмор и сатира 20-х годов

Юмор и сатира 20-х годов - раздел Литература, Оглавление Оглавление 2 Введение 1. Юмор И Сатира М. Зощенко 1.1 Юмор 20-Х Го...

Оглавление Оглавление 2 Введение 1. Юмор и сатира М. Зощенко 1.1 Юмор 20-х годов 1.2 Сатира конца 20-х – начала 30-х годов 9 2. «Великий комбинатор» Остап Бендер Ильфа и Петрова 2.1 Рождение Остапа Бендера 2.2 Воскрешение «великого комбинатора» 14 Заключение 17 Список литературы 18 Введение М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков… Вот далеко не полный перечень талантливейших писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20–30-х годов XIX столетия.

Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой культуры, очень неравнодушными, тяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры. Русские писатели-сатирики в 20-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний.

Все они являлись наследниками русского реализма XX века. Имя Михаила Зощенко стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, М. Булгаков, А. Платонов. Популярности М. Зощенко в 20-е годы мог позавидовать любой маститый писатель в России. В литературном наследии, которое предстояло освоить и критически переработать советской сатире, в 20-е годы выделяются три основные линии. Во-первых, фольклорно-сказовая, идущая от раешника, анекдота, народной легенды, сатирической сказки; во-вторых, классическая (от Гоголя до Чехова); и, наконец, сатирическая.

В творчестве большинства крупных писателей-сатириков той поры каждая из этих тенденций может быть прослежена довольно отчетливо. В то нелегкое время юмор и сатира были в моде. В периодических изданиях появлялись новые сатирические рубрики, многие из которых стали впоследствии постоянными и являлись своеобразной «визитной карточкой» издания.

Это была примета времени, в ней отразилась атмосфера жизни 20–30-х годов. Сатира начиналась с самой жизни. Жизнь предлагала сатирикам темы для статей, фельетонов, романов и рассказов. На первом месте среди негативных явлений тогдашней жизни был тоталитарный воинствующий бюрократизм. Голыми руками бюрократа не возьмешь – он очень ушлый, баррикадируется циркулярами и инструкциями, которые сам же изобретает. Смысл его деятельности – остановить течение времени с наибольшей выгодой для себя. Особенно частым героем сатирических произведений того периода был бюрократ-приспособленец.

Как правило, это полуграмотный мещанин, одетый в гимнастерку и галифе, в начищенных сапогах, то есть бывший «герой гражданской войны», ловко прикрывающий свою бездарную деятельность, тормозящую прогресс, былыми заслугами. Писатели-сатирики тех лет не льстили народу, не заискивали перед ним. Они бичевали до боли, до крови всю эту нечисть. Позже это им припомнят и оскорбившийся хам, и головотяп, и «человек ответственный и сознательный» в полувоенном обмундировании.

Припомнят и назовут очернителями, а теоретическую базу подведут их же собратья по перу – литературные критики-конъюнктурщики. В этом смысле показательна позиция советского критика И. Нусинова, который в 1931 году написал: «Если сатира займет в пролетарской литературе третьестепенное место, то и юмор, как литературная категория, социально чуждая пролетариату, не может претендовать на особое значение». Именно такое нашествие достойных ненависти «критиков» показал великий Мастер Булгаков в своем бессмертном романе.

Он понимал» что критиканство утвердилось надолго, что поделать с ним ничего невозможно, что миром искусства правят латунские и что страна на время окунулась в беспросветную тьму и представляет собой большую, новую психиатрическую клинику, оборудованную по последнему слову техники, «…как в «Метрополе»!». И видимо, поэтому человека, заслужившего бессмертие своим романом, он спасает, перенося в мир иной, где нет ничьей власти, кроме воли Божьей.

С течением времени персонажи произведений сатириков преобразились. В наше время бюрократы носят форму делового человека, их возможности увеличились во сто крат. Пропорционально увеличились и их желания, по своей сути оставшиеся теми же. Хам приобрел черты щеголя, зачатки образования дают ему возможность хамить с использованием иностранных выражений. Головотяп все так же может осуществлять свои бездумные проекты с поистине российским размахом.

Поэтому актуальность темы не вызывает сомнения. Работа состоит из введения, двух частей и заключения. Первая часть посвящена сатирическим произведениям Михаила Зощенко. Вторая рассматривает такой персонаж сатирической мысли как Остап Бендер. 1. Юмор и сатира М. Зощенко 1.1 Юмор 20-х годов Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова.

Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. У Зощенко на литературу слоились достаточно определенные и твердые взгляды. Он был приверженцем реалистических литературных традиций. Он стоял за жизнеутверждающее искусство, показывающее гармоничного, сильного и красивого человека, пронизанного светлым мироощущением.

Его обращение к сатире, к юмористическим рассказам было продиктовано необходимостью борьбы за такого человека. Разоблачение мещанства, пошлости, скудоумия, духовной нищеты стало главной целью его творчества. Идеология новой эпохи, которой противостояло новоявленное мещанство и обывательский быт, очень импонировала ему именно требованием оптимизма, повышенной жизнедеятельности во имя осуществления светлых идеалов.

Основной массив новеллистического творчества, относящийся к 20-м гг вызвал исключительно благоприятную реакцию со стороны поистине миллионного читателя, по праву считавшего его классиком юмористической литературы. Первая книга М. Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» представляла собой сборник юмористических новелл, где все персонажи – мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Комическая несообразность их претензий, духовная нищета выступают в смешных, уродливых и курьезных ситуациях.

Важнейшей фигурой во всех юмористических и сатирических новеллах, составивших эту книгу и все последующие, является рассказчик, сама речь которого, косноязычная, переполненная уличным жаргоном, канцеляризмами и грамматическими нелепостями, разоблачает и его самого и тех, о ком он рассказывает. Эта маска простодушного, невежественного рассказчика была создана Зощенко поистине с великим искусством.

Юмор Зощенко заключал, однако, в своей глубине сострадание к так называемому маленькому человеку», растерявшемуся в годы великой ломки социальных и человеческих отношений. Этой внутренней болт обычно у Зощенко не видели, отдавая должную восхищенную дань блеску юмористических ситуаций, выразительности речевых характеристик, словом, в основном юмору положений. Произведения, созданные писателем в 20-е годы, были основаны на конкретных и весьма злободневных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из многочисленных читательских писем.

Тематика их пестра и разнообразна: беспорядки на транспорте и в общежитиях, гримасы нэпа и гримасы быта, плесень мещанства и обывательщины, спесивое помпадурство и стелющееся лакейство и многое, многое другое. Часто рассказ строится в форме непринужденной беседы с читателем, а порою, когда недостатки приобретали особенно вопиющий характер, в голосе автора звучали откровенно публицистические ноты. В цикле сатирических новелл М. Зощенко зло высмеивал цинично-расчетливых или сентиментально-задумчивых добытчиков индивидуального счастья, интеллигентных подлецов и хамов, показывал в истинном свете пошлых и никчемных людей, готовых на пути к устроению личного благополучия растоптать все подлинно человеческое («Матренища», «Гримаса нэпа», «Дама с цветами», «Няня», «Брак по расчету»). Новаторство Зощенко началось с открытия комического героя, который, по словам писателя, «почти что не фигурировал раньше в русской литературе», а также с приемов маски, посредством которой он раскрывал такие стороны жизни, которые нередко оставались в тени, не попадали в поле зрения сатириков.

Разрабатывая нарочито обыденные сюжеты, рассказывая частные истории, приключившиеся с ничем не примечательным героем, писатель возвышал эти отдельные случаи до уровня значительного обобщения.

Он проникает в святая святых мещанин, который невольно саморазоблачается в своих монологах. Эта умелая мистификация достигалась посредством мастерского владения манерой повествования от имени рассказчика, мещанина, который не только опасался открыто декларировать свои воззрения, но и старался нечаянно не дать повода для возбуждения о себе каких-либо предосудительных мнений.

Зощенко – писатель не только комического слога, но и комических положений. Стиль его рассказов – это не просто смешные словечки, неправильные грамматические обороты и речения. В том-то и состояла печальная судьба авторов, стремившихся писать «под Зощенко», что они, по меткому выражению К. Федина, выступали просто как плагиаторы, снимая с него то, что удобно снять, – одежду.

Однако они были далеки от постижения существа зощенковского новаторства в области сказа. Зощенко сумел сделать сказ очень емким и художественно выразительным. Герой-рассказчик только говорит, и автор не усложняет структуру произведения дополнительными описаниями тембра его голоса, его манеры держаться, деталей его поведения.

Однако посредством сказовой манеры отчетливо передаются и жест героя, и оттенок голоса, и его психологическое состояние, и отношение автора к рассказываемому. То, чего другие писатели добивались

Введение

Введение м дополнительных художественных деталей, Зощенко достиг манерой сказа, краткой, предельно сжатой фразой и в то же время полным отсутствием «сухости». 1.2

Сатира конца

В этот период Зощенко охвачен идеей слить воедино сатиру и героику. Те... «Великий комбинатор» Остап Бендер Ильфа и Петрова 2.1 . Здесь густо текла обычная для зощенковских произведений жизнь затхлого... «смеховая избыточность» и вместо смеющегося Гоголя вдруг проявляется л... Писатель называл свои рассказы: «Счастье», «Любовь», «Легкая жизнь», «...

Рождение Остапа Бендера

Как персонаж романа сатирического, Остап Бендер наделен специфической ... проявили здесь (как и в рассказах и фельетонах той поры) отчасти с нов... А сокровище, которого он добивается, уже богатство новое, имеющее совс... Идея Остапа («раз в стране бродят денежные знаки, то должны быть люди,... Остап Бендер одерживает победу предельным напряжением сил и способност...

Заключение

Заключение М. Зощенко и творческий дуэт Ильфа и Петрова являются ярчайшими представителями русской сатирики ХХ века. Благодаря мастерству «братьев» И. Ильфа и Е. Петрова, перед нами предстает целая цепочка чрезвычайно колоритных и легко узнаваемых персонажей – мещан-обывателей.

В рассказах М. Зощенко хам постоянно безобразничает в коммунальной квартире, в трамвае, в учреждении, но на вопрос, откуда взялись его повадки, куда уходят корни его представления о мире, более глубоко отвечает другой замечательный писатель той поры. Сатира – это способ изобличения всего, что не соответствует эстетическим идеалам, насмешка над тем, что мешает их осуществлению.

Сущность сатиры заключается в отрицании осмеиваемого явления и противопоставлении ему идеала.

Объект юмора – те явления жизни, которые не вступают в противоречие с идеалом. Хоть они и заслуживают критики, но при этом сохраняют свою привлекательность. Юмор стремится совершенствовать, избавлять от недостатков, помогая раскрываться всему общественно значимому. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. Правду многие недолюбливают, хоть и уважают.

Шутку, напротив, любят все, хотя особого уважения к ней не питают. В юмористической литературе больше шутки, в сатирической – правды.

Список литературы

Список литературы Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М 1999. – с. 570. Гуревич А.Я. Мировая культура и современность // Иностранная литература, 1976. – №1. – с. 214. Литературный энциклопедический словарь. – М 1987. Ершов Л. Михаил Зощенко // Зощенко М. Избранное. Т. 1 – М 1978. – С. 5 – 38.

– Конец работы –

Используемые теги: юмор, Сатира, 20-х, годов0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Юмор и сатира 20-х годов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Литературные группировки 20-х годов ХХ века в России
ВВЕДЕНИЕ После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя… Так, например, была группа Ничевоки, провозглашавшая Наша цель истончение поэтпроизведения во имя Ничего.Каковы были…

Пушкин и Грибоедов о судьбе молодого поколения 20-х годов
Широта охвата российской действительности в этих двух произведениях такова, что мы смело можем утверждать, что в этих произведениях показаны почти… Так, часть представителей молодого поколения боролась за новые, прогрессивные,… Он умн, угодлив, изворотлив. Он проводит вс свободное время за работой и старается быть заметным как в доме своего…

Кроме того, на космограмме Сварожьего Круга в центре необходимо обозначить Звёздные Времена Года (не путать с земными временами года).
На сайте allrefs.net читайте: Кроме того, на космограмме Сварожьего Круга в центре необходимо обозначить Звёздные Времена Года (не путать с земными временами года)....

Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
На сайте allrefs.net читайте: Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных успехов.Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой… В это время были приняты меры, направленные на укрепление… На внутренние и международные воздушные линии вышли новые отечественные самолеты. Возросло количество рейсов,…

Роман "Евгений Онегин" энциклопедия русской жизни 20-х годов XIX века
В данном произведении Пушкин анализируетсоциально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболееживотрепещущих проблемах.… Эта идея получила свое воплощение в образеТатьяны, с которой Пушкин… Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человеказависит от его материально положения.…

Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных успехов.Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой… В это время были приняты меры, направленные на укрепление… На внутренние и международные воздушные линии вышли новые отечественные самолеты. Возросло количество рейсов,…

Стихи, рассказы, афоризмы, хокку (хайку) Алексея Бабой, написанные в период с 5 марта 2003 года до 2013 года включительно, по мере написания произведений - документ будет обновляться и дополняться. «Письмо»
Письмо... марта... Твое письмо передо мною Читать его нет отложу...

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Тимура Д, 1983 года рождения от 04.02.2009 года.
На сайте allrefs.net читайте: Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Тимура Д, 1983 года рождения от 04.02.2009 года....

Сравнение КЗОТа 1971 года и КЗОТа 2002 года
Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям… Статья З. Регулирование труда членов колхозов и иных кооперативных организаций Труд членов колхозов и иных…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н.Ф. I глава. Три повести Н. Ф. Павлова. Стр.12-21 II глава. Новые три повести Павлова Н. Ф. Стр.22-27 Заключение. Значение творчества Павлова Н. Ф.… Сколько таких типов и характеров, точно угаданных авторами, стало… Но их произведения были тем фоном, на котором появились другие произведения литературы.Проза начала 19 века…
  • Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок Сатира Салтыкова-Щедрина родилась во второй половине Х1Х века. В этот период страна в борениях и муках сбрасывала с себя иго крепостного права, а… Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии… Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они - явления совершенно…
  • Внешняя политика СССР в 20-х - 30-х годах ХХ века В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи.С одной стороны необходимо было признание советской… С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на… Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может…
  • Сатира и юмор в творчестве А. Т. Аверченко Использованная литература. Введение. Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный,… Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или…
  • К проблеме ценностных критериев пролетарского литературного движения в России в 20-х годах ХХ века Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить. Они пытались… Реакция искусства на отвлеченно-декларативное искусство первых лет революции… Для личного произвола и усмотрения не будет места - деятельностью людей будут руководить не лица, а логика систем и их…