рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Акмеизм как литературное направление

Работа сделанна в 2007 году

Акмеизм как литературное направление - раздел Литература, - 2007 год - Акмеизм Как Литературное Направление Выполнила: Преподаватель: Москва, 2007 ...

Акмеизм как литературное направление Выполнила: Преподаватель: Москва, 2007 ВВЕДЕНИЕ На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией серебряного века». Это было время новых идей и новых направлений.Если XIX век все-таки в большей части прошел под знаком стремления к реализму, то новый всплеск поэтического творчества на рубеже веков шел уже по иному пути. Этот период был со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время.

Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм… Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена, многим из которых довелось остаться в ней навечно.Великие поэты той эпохи, начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими.

Условно началом «серебряного века» принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Так впервые символисты заявили о себе. Начало 1900-х было расцветом символизма, но к 1910-м годы начался кризис этого литературного направления.Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу.

Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм.АКМЕИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЯВЛЕНИЕ АКМЕИЗМА В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.

Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. В разное время к «Цеху поэтов» и акмеизму были близки Е. Кузьмина-Караваева, Н. Недоброво, В. Комаровский, В. Рождественский, С. Нельдихен.Наиболее яркими из «младших» акмеистов были Георгий Иванов и Георгий Адамович.

Всего вышло четыре альманаха «Цех поэтов» (1921 - 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине эмигрировавшей частью «Цеха поэтов»). О создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы. ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ЭСТЕТИКИ В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова acmh (“акме”) высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме» . В выбранном названии этого направления утвердилось стремление самих акмеистов постигать вершины литературного мастерства.

Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма.

В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев, признавая, что «символизм был достойным отцом», заявил, что он «закончил свой круг развития и теперь падает». Проанализировав как отечественный, так и французский и германский символизм, он сделал вывод: «Мы не согласны приносить ему (символу) в жертву прочие способы воздействия и ищем их полной согласованности», «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню.

А один из принципов нового направления – всегда идти по линии наибольшего сопротивления». Рассуждая об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал «всегда помнить о непознаваемом», но при этом «не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал «нецеломудренность» познания «непознаваемого», «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности.

Таким образом, акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма.Программа акмеистического принятия мира была выражена также в статье Сергея Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»: «После всяких “неприятий” мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий» . В стихотворении “Адам”, опубликованном в журнале “Аполлон” (1913. №3), С. Городецкий писал: Прости, пленительная влага И первоздания туман! В прозрачном ветре больше блага Для сотворенных к жизни стран. Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн и ветхой мглы. Вот первый подвиг.

Подвиг новый Живой земле пропеть хвалы.

ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха.Складывалась некая общая ориентация на другие, чем у символистов, традиции русского и мирового искусства.

Говоря об этом, В.М. Жирмунский в 1916 г. писал: «Внимание к художественному строению слов подчёркивает теперь не столько значение напевности лирических строк, их музыкальную действенность, сколько живописную, графическую чёткость образов; поэзия намёков и настроений заменяется искусством точно вымеренных и взвешенных слов есть возможность сближения молодой поэзии уже не с музыкальной лирикой романтиков, а с чётким и сознательным искусством французского классицизма и с французским XVIII веком, эмоционально бедным, всегда рассудочно владеющим собой, но графичным богатым многообразием и изысканностью зрительных впечатлений, линий, красок и форм» . Говорить об общей тематике и стилистических особенностях довольно сложно, так как у каждого выдающегося поэта, чьи, как правило, ранние, стихи можно отнести к акмеизму, были свои характерные черты.

В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам.

Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям.Путешествия в стихах Н. Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.

Иной характер носил акмеизм А. Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй.В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века Здешний мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью.

Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданьях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто.Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.

Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной лексикой, «инфляция священных слов» у символистов.От акмеизма Гумилева, Ахматовой и Мандельштама существенно отличался адамизм С. Городецкого, М. Зенкевича, В. Нарбута, которые составили натуралистическое крыло движения.

Несходство адамистов с триадой Гумилев – Ахматова – Мандельштам неоднократно отмечалось в критике. В 1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основать самостоятельную группу или перейти «от Гумилева» к кубофутуристам. Полнее всего адамистическое мироощущение выразилось в творчестве С. Городецкого.Роман Городецкого Адам описывал жизнь героя и героини – «двух умных зверей» – в земном раю. Городецкий пытался восстановить в поэзии языческое, полуживотное мироощущение наших пращуров: многие его стихи имели форму заклинаний, причитаний, содержали всплески эмоциональной образности, извлеченные из далекого прошлого сцены быта. Наивный адамизм Городецкого, его попытки вернуть человека в косматые объятья природы не могли не вызывать иронии у искушенных и хорошо изучивших душу современника модернистов. Блок в предисловии к поэме Возмездие отмечал, что лозунгом Городецкого и адамистов «был человек, но какой-то уже другой человек, вовсе без человечности, какой-то первозданный Адам». И все же, можно попробовать проанализировать основные черты акмеизма на примере отдельных произведений.

Таким примером может выступить стихотворение Теофиля Готье «Искусство», переведенное Гумилевым. Теофиль Готье вообще был знаковой фигурой в формировании русского акмеизма. «Видимо, в эстетической программе Готье пишет И.А. Панкеев Гумилеву наиболее импонировали декларации, близкие ему самому: "Жизнь - вот наиглавнейшее качество в искусстве; за него можно все простить"; " поменьше медитаций, празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь, вещь и еще раз вещь"» . Итак, обратимся к стихотворению.

Созданье тем прекрасней, Чем взятый материал Бесстрастней - Стих, мрамор иль металл.

О светлая подруга, Стеснения гони, Но туго Котурны затяни. Прочь легкие приемы, Башмак по всем ногам, Знакомый И нищим, и богам. Скульптор, не мни покорной И вялой глины ком, Упорно Мечтая о другом.С паросским иль каррарским Борись обломком ты, Как с царским Жилищем красоты.

Прекрасная темница! Сквозь бронзу Сиракуз Глядится Надменный облик муз. Рукою нежной брата Очерчивай уклон Агата - И выйдет Аполлон. Художник! Акварели Тебе не будет жаль! В купели Расплавь свою эмаль. Твори сирен зеленых С усмешкой на губах, Склоненных Чудовищ на гербах. В трехъярусном сиянья Мадонну и Христа, Пыланье Латинского креста. Все прах Одно, ликуя, Искусство не умрет. Статуя Переживет народ. И на простой медали, Открытой средь камней, Видали Неведомых царей.И сами боги тленны, Но стих не кончит петь, Надменный, Властительней, чем медь. Чеканить, гнуть, бороться И зыбкий сон мечты Вольется В бессмертные черты.

В целом, перед нами классический стих: везде соблюдена рифма, ритм и стихотворный размер. Предложения, как правило, простые, без сложных многоступенчатых оборотов. Лексика по преимуществу нейтральная, в акмеизме практически не использовались устаревшие слова, высокая лексика.Впрочем, разговорная лексика также отсутствует. Нет и примеров «словотворчества», неологизмов, оригинальных фразеологизма.

Стих ясен и понятен, но при этом необычайно красив. Если посмотреть на части речи, то преобладают существительные и глаголы. Личных местоимений практически нет, так как акмеизм в большей степени обращен к внешнему миру, а не к внутренним переживаниям человека. Различные выразительные средства присутствуют, однако не играют определяющей роли. Из всех тропов преобладает сравнение.Таким образом, акмеисты создавали свои стихи не за счет многоступенчатых конструкций и сложных образов – их образы ясны, а предложения довольно просты.

Но их отличает стремление к красоте, возвышенности этой самой простоты. И именно акмеисты смогли заставить обычные слова заиграть совершенно по-новому. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несмотря на многочисленные манифесты, акмеизм все же остался слабо выраженным как целостное направление. Основная его заслуга в том, что он смог объединить многих талантливых поэтов.Со временем все они, начиная с основоположника школы Николая Гумилева, «переросли» акмеизм, создали свой особенный, уникальный стиль.

Однако это литературное направление так или иначе помогло их таланту развиться. И уже по этому можно отвести акмеизму почетное место в истории русской литературы начала XX века. Но тем не менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма. Во-первых, внимание к красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам. При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное.Он помнит о нем, но предпочитает оставлять нетронутым.

Что же касается непосредственно стилистических особенностей, то это стремление к простым предложениям, нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор. Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой.БИБЛИОГРАФИЯ 1. Акмеизм // Литературные манифесты от символизма до наших дней. Сост.С. Джимбинов. – М.: Согласие, 2000. 2. Акмеизм, или адамизм // Литературная энциклопедия: В 11 т [М.], 1929-1939. Т.1 3. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. Избранное. – М.: Вече, 2001. – 512 с. – С.367-370. 4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм.: статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gumilev. ru/main. phtml? aid=5000895 5. Панкеев И.А. Посредине странствия земного (лит. -биогр. хроника) // Гумилев Н Избранное. – М.: Просвещение, 1991. 6. Скрябина Т. Акмеизм // Энциклопедия «Кругосвет»: энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. krugosvet. ru/articles/102/1010275/1010275a1. htm.

– Конец работы –

Используемые теги: Акмеизм, литературное, направление0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Акмеизм как литературное направление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Романтизм как литературное направление в произведениях А С Пушкина
Мучительный распад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение… Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.…

Направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия "Завод печатных плат"
Также существенными недостатками предприятия являются: - сильный физический и моральный износ оборудования; - фактическое отсутствие рекламы… В ходе анализа также выяснилось, что недостатком в работе отдела маркетинга… Для ликвидации этих недостатков в проектной части дипломной работы предлагаются следующие мероприятия: 1.…

Матрица выбора направлений развития, как средство стратегического планирования
Это объясняется тем, что сектор, где перспективы бизнеса благоприятны и положение компании прочное, может показать большую рентабельность, чем тот,… Они не дают достаточного понимания как динамики и баланса отдельных секторов… Руководители корпорации, которые осознают недостаточность этого метода, используют другие количественные и…

Концептуальные направления развития оптовой торговли
Ее функциональное назначение, как известно, состоит в обеспечении определяющих хозяйственных процессов - связей между производством и потреблением.… Речь идет об устаревшей материально-технической базе, недостаточности… Цель нашей контрольной работы - изложить видение концептуальных направлений развития оптовой торговли и определить ее…

Направления логистики
Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами отдел снабжения должен иметь готовые ответы на следующие вопросы: · что закупать; ·… При этом устанавливаются потребности к весу, размеру и другим параметрам… Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ…

Объекты и направления маркетингового исследования рынка
В отечественной и зарубежной литературе все еще не выработано общей точки зрения по понятийной проблеме. Маркетинговые исследования в… Особенности маркетингового исследования: * Постоянство и систематичность. *… Результаты маркетинговых исследований используются менеджерами с целью уменьшения неопределенности и риска при…

Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО "Белорусские обои"
В настоящий момент сохранился интерес лишь к ряду дизайнов, которые можно назвать продаваемыми. Но в своем большинстве парк рисунков устаревший и… Для повышения уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Белорусские обои»… Обучение рабочих, высвобождаемых на предприятии в результате внедрения новых технологий 3,0 млн.руб.РБ ежегодно для 40…

Основные направления исследований в маркетинге
С кибернетических позиций - это совокупность сведений, выступающих объектом передачи, хранения и обработки. Считается, «что рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10%… При всех различиях в трактовке понятия «информации» бесспорно, то, что проявляется информация всегда в…

Комплексные направления деятельности PR
Зачастую руководители небольших предприятий успешно осуществляют ПР-деятельность, даже не подозревая о том, что именно они делают, и не считая… Работа менеджера по ПР состоит из таких мелочей, деталей, неожиданных… Паблисити опирается на рыночные позиции товара / услуги, образ товара /услуги в сознании потребителей, а также на…

Социология организаций: школы, направления и тенденции развития
В ряду социолого-управленческих дисциплин социология организаций может быть охарактеризована как специальная теоретическая дисциплина. На этом… Наконец, по отношению к социолого-управленческим дисциплинам, имеющим … Социология организаций - достаточно молодая наука.За рубежом ее оформление в разновидность специальной теории…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • О структуре литературного текста Связи in praesentia - связи между соприсутствующими в тексте элементами. Это отношения, образующие конфигурации, конструкции. В этом случае факты… Литература, является "не первичной" символической системой, каковой, например,… Степень изученности этих аспектов весьма различна.Наиболее интенсивно изучаемым из этих трех аспектов является…
  • Литературные пристрастия В.В. Верещагина На страницах «Очерков, набросков, воспоминаний» (1883), «Наивностей» (1889), «Листков из записной книжки» (1897 — 1904), в заметках «Из записной… А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, Д.В.Григорович, Л.Н.Толстой,… К таковым относится, прежде всего, бесспорный для Верещагина авторитет — Пушкин, затем — Лев Толстой и Лермонтов в…
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям. Теоретически существуют два подхода.Можно пойти по… Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в… Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах.Многие из них распались, не просуществовав и…
  • Анализ обыденного языка: общая характеристика направления Анализ обыденного языка и в терминах обыденного языка, конечно, не является чем-то новым в западной философии.Как отмечает Дж. Пассмор, мы… Однако большинство этих восстаний против техницизма философии было поднято в… Он выдвигается не в интересах какой-то частной отрасли философии, а в интересах изгнания путаницы из философии и…
  • К проблеме ценностных критериев пролетарского литературного движения в России в 20-х годах ХХ века Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить. Они пытались… Реакция искусства на отвлеченно-декларативное искусство первых лет революции… Для личного произвола и усмотрения не будет места - деятельностью людей будут руководить не лица, а логика систем и их…