рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И.С.Бах "Страсти по Матфею" (разбор)

И.С.Бах "Страсти по Матфею" (разбор) - Контрольная Работа, раздел Искусство, Контрольная Работа По Истории Музыки «Иоганн Себастьян Бах «Страсти По Матфе...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ МУЗЫКИ «Иоганн Себастьян Бах «СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пассионы. Общие сведения …2. Композиция «Страстей»…3. Описание разделов….4. Список литературы…13 ПАССИОНЫ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В Евангелии рассказ о последних трех днях жизни Иисуса у всех четырех апостолов почти полностью совпадает. На долгие века в народном сознании запечатлелось древнее предание.Трагичны его перипетии: тайная вечеря, предательство Иуды, отречение и скорбь Петра, суд над безвинным страдальцем, показания лжесвидетелей, ярость подкупленной толпы, шествие на Голгофу, гибель на кресте – это глубоко человечная повесть о великой несправедливости, совершенной жестокими людьми, отображена в бесчисленном множестве художественных творений, начиная с иконописи или шедевров художников Возрождения и кончая романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Канва рассказа Евангелистов может быть сведена к следующей схеме: Ввод в «действие»: Иисус предрекает, что будет вскоре распят; Иуда – один из двенадцати ближайших его учеников – за тридцать сребреников соглашается предать учителя.

Далее следуют основные звенья повествования: 1 (вечером). В последний раз Иисус находится в кругу своих учеников; трапеза именуется «тайной вечерей». 2 (поздно вечером). Иисус с учениками отправился на гору Елеонскую, у подножия которой расположена Гефсимания, где он томится и страждет в предчувствии близкого конца. 3 (ночью). Пленение Иисуса: Иуда приводит в Гефсиманию стражников, которые должны схватить того, кого он поцелует («поцелуй Иуды»). 4 (ранним утром). На судилище лжесвидетели оклеветали Иисуса.

Пилат, римский наместник (прокуратор) Иудеи, склонен его помиловать, но толпа, подкупленная первосвященниками, требует казни.

Иисус осужден, его бичуют. 5 (в полдень). Шествие на Голгофу («Лысую гору»), где на лобном месте состоится распятие Иисуса. 6 (под вечер). Страдания и смерть Иисуса; его погребение (вечером). Согласно преданию, эти события произошли 13 и 14 нисана по древнееврейскому календарю; нисан – первый весенний месяц, когда созревает хлеб, сутки же в Иудее исчислялись не с полуночи, а с шести часов пополудни.

Иисус распят 14 нисана – то была пятница, церковью она поэтому объявлена «страстной». « Страсти” поясняет известный словарь Даля означает страдания, муки, маета, телесная боль, душевная скорбь, тоска”, а также подвиг, сознательное принятие на себя тяготы, мученичества”». Определение Даля как нельзя более соответствует содержанию и сути евангельского рассказа.

Его текст полностью переизлагается музыкой. На протяжении нескольких столетий развивался специфический жанр «Страстей» (по-латыни – Passio, по-немецки - Passion; в русской транскрипции – наиболее употребительно во множественном числе: «пассионы»). Главное событие «Страстей» неизбежно. В ходе повествования оно обрастает подробностями, частными событиями, которые воспринимаются словно ступени, ведущие к Голгофе – к распятию.

В нем, в главном событии, заключен смысл рассказа, протекающего в объективном времени, тогда как само это событие обладает вневременной значимостью. Распятый – жертвенный символ людской несправедливости и одновременно реальное лицо, обреченное на мученичество, вызывающее чувство глубочайшего сострадания. Музыка «Страстей» овеяна сердечным тоном любви, печали, скорбной тоски, вместе с тем осуждения людской жестокости и веры в истинность всепобеждающей справедливости. Текст возглашал Евангелист: он свидетель происходившего, это прямая речь очевидца.

В зависимости от того, откуда заимствован канонический текст, пассионы назывались «по Матфею», «по Луке», «по Марку», «по Иоанну». Характер же музыки изменялся в связи с общим изменением исторического сознания и эволюцией художественных стилей. Становление жанра «Страстей» относится к начальному периоду средневековья. В римско-католической церкви на Страстной неделе издавна читались на латинском языке соответствующие главы Евангелия.

Текст распевался, а «роли» - с XIV века – распределялись между церковными служащими (клириками): рассказ Евангелиста поручался тенору, бас интонировал слова Иисуса. (Бах в пассионах неукоснительно придерживался этого канона.) выделялись также реплики Иуды, Петра, Пилата. Главную функцию выполнял Евангелист: он и повествует, и возмущается, и сострадает. При «омузыкаливании» его речи – она изложена прозой – в католической церкви использовались формулы григорианского хорала; в протестантской – родная речь и обороты национальной песенности.

В Германии они закрепились под названием Passionston («пассионный» модус речитации). Со временем и в самом повествовании, и во вторгавшихся в рассказ Евангелиста turbae (групповые реплики учеников, священнослужителей, черни т.д.) усиливалось музыкальное начало. В передаче хода действия Бах неукоснительно придерживается канонического текста. В его воплощении явственно ощущается авторская позиция, отношение к излагаемому ходу событий, что еще более усиливается музыкой (сольной и хоровой) на мадригальные стихи.

Роль лирико-драматических комментариев наряду с молитвенными хоральными песнопениями столь велика, что баховские «Страсти» воспринимаются не только как действие с определенным сюжетом, но и как свободная фантазия с солистами, хорами, оркестром, углубляющая содержание и расширяющая наши представления об этом сюжете. Бах излагаемое передает так, как оно объективно происходило, но в изложенном настолько сильно выражено субъективное, личное начало, что смываются грани повествования и то, что по смыслу должно было происходить раньше, нередко музыкой предварено.

Например, открывающий «Страсти по Матфею» вступительный хор, изображающий, подобно народным инсценировкам, шествие на Голгофу, по ходу действия следовало бы поместить значительно позднее – в пятом звене, согласно приведенной выше схеме, а базовую арию № 51 «Верните мне моего Иисуса» по смыслу надлежало бы петь Иуде, но в предшествующем речитативе Евангелиста сообщается, что он уже повесился.

Вообще, кроме Иисуса, изречения которого наделены поразительной по напевности красотой и окружены «нимбом» струнных, ни одно «действующее» лицо не наделено характеристическими чертами. Исходя из реальной драмы, Петр в соответствии с пророчеством Иисуса отрекся от Иисуса, однако ария № 47 «Смилуйся надо мной» поручена альту. Встречающийся в барочной поэзии аллегорический образ «дочери Сиона» - образ верующей души – представлен в альтовой партии № 36 «Ах, увели моего Иисуса». Прямое обращение от первого лица встречается и в № 1, 19 или 75, но предполагаемая «дочь Сиона» поет здесь то хором, то сопрано, то басом! Таким образом, «Страсти» Баха никак не могут быть уподоблены ораториальным, где четко разграничены партии действующих лиц. Здесь же – нонперсонифицированная драма.

Реалии действия сохранены, но «фантазия» развивается сплошным потоком, будучи музыкально организованной: в архитектонике пассионов полнее всего обнаруживается своеобразие композиционного метода Баха. КОМПОЗИЦИЯ «СТРАСТЕЙ» «Страсти по Матфею» впервые были исполнены в Лейпцигской церкви св. Фомы 15 апреля 1729 года. Около полутора тысяч человек присутствовали на торжественной службе.

Она длилась более четырех часов. Никогда Бах не создавал такого грандиозного по масштабам произведения. В «Страстях» использованы 26 и 27 главы из Евангелия от Матфея, которые содержат 141 стих. Сложной представляется архитектоника «Страстей по Матфею». Музыкальное развитие столь органично, что представляется как нечто естественно данное, не требующее разъяснений.

Но за этим скрывается логичность построения, исследование которой может приблизить к пониманию творческой манеры Баха, его композиционной техники. Сложность заключается, прежде всего, в том, что «Страсти по Матфею»- двухорная композиция: каждый хор имеет свой оркестр и своих протагонистов, то есть певцов-солистов, а оркестр, говоря нашим современным языков концертмейстеров.

Хоры I и II поют то раздельно (особенно в первой части пассионов), то совместно. Так же играют оркестры, причем бывает, что концертирует (солирует) инструменталист одного оркестра, сопровождает же его другой. Возможно далее, что Бах имел в виду двух исполнителей continuo – двух органистов. Всего же в премьере «Страстей по Матфею» участвовало непомерно большое по тем временам количество исполнителей: инструменталистов примерно 32 – 34 (медь отсутствовала – церковный ритуал в страстную пятницу требовал её исключения), вокалистов – 26 – 28. Но дело не только в исполнительском аппарате – вся композиция «Страстей» исключительна по размаху: без купюр она длится более четырех часов. «Страсти по Матфею» имеет три мощных портала, первым открываются «Страсти». В оркестре – неуклонное шествие в ритме сицилианы.

Хор I оплакивает невинную жертву; хор II врывается в широкий распев, вопрошая: «Кого» (подразумевается: ведут?), «Как?», «Что» (произошло?), «Куда?»… над всем звучанием будто парит девятый голос хора I – его поют сопранисты, которых в церкви св. Фомы Бах разместил на небольшой галерее напротив другой галереи, где находится основная масса хоров и оркестров, что создавало особый стереофонический эффект.

Девятый голос интонирует в унисон непреложную тему хорала: «O Lamm Gottes unschuldig» («О невинный агнец Божий»); этот хорал обычно исполнялся общиной в Страстную пятницу. Под конец оба хора объединяются, выражая чувства печали, сочувствия, раскаяния.

В № 35 медлительно и плавно разворачивается хоральная фантазия, где хоры I и II поют совместно, удваивая голоса; это единственный в «Страстях» номер со сплошным нераздельным звучанием обоих хоров. № 78, заключительный «хоровая ария» - она выдержана в гомофонной манере, и тем отличается от предшествующих полифонически разработанных хоров. Есть и другие опоры, которые сближены перекрестными связями с № 1. так, в № 33 – сцене пленения Иисуса – хор II, нарушая плавное плетение опечаленных голосов сопрано и альта, гневно требует отпустить его. В № 36 хор – опять же II - поддерживает, утешает дочь Сиона («Где твой друг будем вместе искать его»). В № 70 - в предвосхищение рассказа о кончине Иисуса – звучит песнь прощания и надежды, в которую вторгаются вопросы того же хора II: «Куда, где?» Скрепляют композицию и повторы хоралов.

Пять раз звучит мелодия «O Haupt voll Blut und Wunden», обозначая центральные моменты в драме: скорбь в Гефсимании (№ 21 и 23), сцены суда (№ 53 и 63 окаймляют эту сцену), смерти (№ 72). Трижды повторяется мелодия хорала «Herzliedster Jesus», в котором выражена основная идея пассионов.

Устанавливается взаимосвязь между отдельными turbae. Общностью аффектов объединяются некоторые арии и ариозо. Например, в № 9, 10, 12, 18 возникает ассоциативный ряд, вызывающий близкие по смежности средства выразительности: «текут ручьи слёз», «капают слёзы», «истекает кровью измученное сердце», «сердце утопает в слезах». Другой комплекс исподволь подготавливается в № 41: «терпение [хранить я должен], когда меня жалят лживые языки». (Иисус молчит на допросе). Уколы, которым противопоставляется терпение, сменяются беспощадными ударами бича; ритмом бичевания пронизаны №60, 61, 66. (Иисус, направляясь к Голгофе, несет на себе крест). Наконец, целенаправленно тональное движение: семантической значимостью наделяется смена диезных тональностей (e-moll, a-moll, h-moll, G-dur) бемольными (c-moll, Es-dur). Бах мыслит структурно-полифонически: музыкальное развитие протекает в разных, но соотнесенных «пластах». Их взаимодействие рождает «контрапункт» драматургических линий, который развертывается то чередуясь «по временной горизонтали», то совмещаясь в заданных точках «по вертикали». Динамика внешнего, событийного плана, о чем повествует евангельский текст, предстает в сложном соотношении с планом внутренним, запечатленным в ариях, мадригальных хорах, хоралах. Архитектоническим замыслом композитора обусловлены широкие ритмы волн подъема – спада, напряжения – разрядки.

Описание разделов

В Вифании, куда Иисус привел учеников, некая женщина умащивает его гол... Свершающийся переход от радости к страданию подытоживается хоралом (№ ... Трижды Иисус – в одиночестве – обращается с мольбой «Да минет меня чаш... Внезапно обрушивается вся громада объединенных хоров, как взрыв возмущ... Тем яснее высветляется тихая музыка басовой арии «Приди, сладостный кр...

Список литературы

Список литературы 1. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982. В монографии, представляющей собой обстоятельное исследование жизни и творчества великого немецкого композитора, анализируются значительнейшие произведения Баха, раскрыты связи его мировоззрения и творчества с прогрессивной немецкой культурой.

Книга рассчитана на широкие круги музыкантов и любителей музыки. 2. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й.Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен.

Хрестоматия для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1982. Книга включает материалы о творчестве Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Она составлена из писем, дневников самих музыкантов, воспоминаний современников, исследований и критических статей русских, советских и зарубежных музыковедов. Все эти материалы помогут лучше представить жизнь и творчество выдающихся композиторов.

– Конец работы –

Используемые теги: Бах, страсти, Матфею, Разбор0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И.С.Бах "Страсти по Матфею" (разбор)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Редактирование художественной литературы на примере произведения Ричарда Баха "Чайка Джонатан Ливингстон"
Иначе говоря, речь пойдет о литературе как разновидности искусства в значении художественной деятельности. Предметом же является авторская манера… Следовательно, актуальность темы обусловлена проблемностью определения… Перечислим лишь те, которые четко выделяются из структуры художественного произведения и имеют текстовое выражение, то…

Бах и Гендель - два гения и две судьбы
А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Философская глубина содержания и высокий… Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество… ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (23 февраля 1685 14 апреля 1759), немецкий композитор и органист. Около полувека…

Страсти, которые нам мешают
Чтобы жизнь не казалась такой однообразной, она придумала такой механизм: при удовлетворении двух основных потребностей в организме вырабатываются… Но человек, по природе, натура целеустремленная: ему надо получить сразу все и… И нехимические - например, страсть к игре, к трате денег во всех магазинах подряд, к компьютеру, к риску. Можно впасть…

Диверсия: разбор понятия
В 1958 году принимается новый Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и трактовка термина «диверсия» изменяется:… На данный момент официальное определение понятия «диверсия» заложено в части 1… Существенными сходствами можно считать направленность диверсии против государства, а также то, что объективная сторона…

Бах Иоганн Себастьян
Род, семья, детские и отроческие годы Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на … В 1700-03 учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил… С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его…

И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир
Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога: свои партитуры он… Впрочем, как говорит Альберт Швейцер, подлинной религией Баха было даже не… Как и всякий пророк, в своем отечестве и в свое время Бах не был по-настоящему оценен. Его, конечно, знали как…

Историко-филологический разбор термина секта
На сайте allrefs.net читайте: "Историко-филологический разбор термина секта"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Конфликтология» на тему: «Разбор конфликтной ситуации».
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ... УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА...

Фонетика и фонетический разбор слова
Фонетика раздел наукив котором изучаются звуки речи ударение слог... Человек может издавать несколько сот различных звуков Но в своей речи при... Имя прилагательное Значение и грамматические признаки имени...

Наталка Сняданко Колекція пристрастей
Колекція пристрастей...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях На сайте allrefs.net читайте: "Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях"
  • Есенин, разбор стихотворений Алым венчиком кровинки запеклися на челе Хороша была Танюша, краше не было в селе. <1911> Фонетические средства: аллитерация – [р], [ш] –… В) лирический: от лихого кистеня * Метонимия: скачет свадьба * Синекдоха: нет… Там фигня какая-то с ударениями.
  • Иоганн Себастьян Бах Осиротев, он переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту и ученику Пахельбеля. Брат стал его первым учителем на клавире.… Дважды Бах отправлялся в Гамбург, чтобы послушать его игру. Удалось ему… В 1708 г. Бах возвратился в Веймар, откуда предпринимая поездки в качестве виртуоза на органе и клавесине по северу…
  • Синтаксический анализ языка НОРМА. Разбор описания Изначально он был ориентирован на решение задач математической физики разностнымиметодами, однако может быть использован для решения более широкого… Запись на языке Норма- это, по существу, строгая запись численных методов… Порядокпредложений языка может быть произвольным - информационные взаимосвязи будут выявленыи учтены при организации…
  • Пристрастие к наркотикам, формирование зависимости Наркотические мафии управляют государствами Латинская Америка, имеют свои армии Юго-восточная Азия. Доходы подпольных корпораций по торговле… Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления,… Именно из всего выше сказанного вытекает проблема формирования психической и физической зависимости у человека.…