рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Крещение Христа (новозаветные сюжеты в живописи)

Крещение Христа (новозаветные сюжеты в живописи) - раздел Искусство, Крещение Христа (Новозаветные Сюжеты В Живописи) Александр Майкапар Тогда При...

Крещение Христа (новозаветные сюжеты в живописи) Александр Майкапар Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. 3:13–17) И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мк. 1:9–11) “Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч.Скоуфилд.

В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение. Во-первых, как свидетельствует Марк, “увидел Иоанн разверзающиеся небеса”. Разверзающиеся небеса – метафора, отражающая божие вмешательство в людские дела с целью спасения его народа.Во-вторых, Иоанн увидел “Духа, как голубя, сходящего на Него”, то есть в доступной созерцанию форме (у Луки сказано еще определеннее: “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь”). В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и его миссии.

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается.Крещение – первое из семи таинств и одно из Богоявлений Христа.

В силу всего сказанного сюжет “Крещение Христа” приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах. Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна. Он провел свою жизнь отшельником, проповедями своими подготавливая приход Христа, призывая к покаянию и пророчествуя приход Мессии.Оба они – Иоанн и Иисус – больше ни разу не встретятся в их земной жизни.

В силу того кардинального значения, которое крещение имело для них обоих, оно находит место в повествовательных циклах картин на сюжеты из жизни как Иоанна, так и Иисуса. В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV–XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях.

Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов. Для нас в данном случае важно отметить, что художники, зная об этих различиях, отражали их в своих живописных интерпретациях сюжета крещения.Так, Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус уже крестился и вышел (Мф. 3:16) или выходил (Мк. 1:11) из воды, когда разверзлись небеса и Святой Дух сошел на него. Лука же утверждает, что Святой Дух сошел на Иисуса именно в тот момент, когда, крестившись, он молился: “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него” (Лк. 3:21–22). Что же касается четвертого евангелиста, то Иоанн приводит свидетельство Крестителя – пророчество его ученикам.

В живописи большее распространение получила версия Луки (Мазолино, Пьеро делла Франческа, Андреа дель Верроккио, Перуджино, Герард Давид). Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции.

Главное действующее лицо – Иисус Христос – предстает обычно с длинными волосами и бородой, обнаженный (в одной набедренной повязке), посреди реки Иордан, по пояс или по колено в воде; его руки сложены в молитвенном жесте.Слева от него на берегу реки стоит Иоанн Креститель, он облачен в длинные одежды, в левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа.

За Иоанном нередко стоят его ученики на фоне гористого пейзажа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда опускается благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а по нему слетает голубь – символ Святого Духа. Это самая общая схема.Теперь необходимо подробнее остановиться на ее отдельных элементах, чтобы проследить, как менялось их изображение.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Других рассказов, которые бы полно характеризовали хотя бы главные части изображения, древняя литература не дает. Апокрифы в данном случае повторяют сведения, имеющиеся в канонических Евангелиях. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий.Тем не менее источники эти, взятые вместе, причем в сопоставлении с литургической практикой крещения, дают достаточный материал, проясняющий все формы сюжета Крещения, как оно предстает в памятниках раннего христианского и византийского искусства. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками.

Иисус Христос Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос. Он не сразу стал изображаться мужчиной зрелого возраста и с бородой.В скульптуре римских саркофагов IV–VI веков, как и в живописи римских катакомб, Иисус предстает в виде мальчика, а Иоанн – человеком зрелого возраста, что не согласуется с историей. Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения.

Крестятся дети, крестятся и взрослые, которые таким образом рождаются к новой жизни, иначе говоря – становятся юными.С такой точки зрения Спаситель метафорически может быть назван отроком, каковым он изображается в раннем христианском искусстве.

Вид Христа зрелого по возрасту в сцене крещения окончательно установился в VI веке, и с тех пор возвращения к Христу-отроку в этом сюжете не было. Иоанн Креститель Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей.Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему, опустившись на колени, что являлось выражением его смирения и должно указывать на его слова, обращенные к Христу: “Мне надобно креститься от Тебя”. В искусстве Контрреформации чаще коленопреклоненным перед Иоанном стоит Иисус. Такая трактовка опирается на учение мистиков XVI–XVII веков, особенно подчеркивавших момент смирения Христа: Иисус, сам будучи безгрешным, уподобил себя грешным и исполнил очистительный обряд.

Бог-отец и голубь – святой дух Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя (Верроккио, Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия.

Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем.

Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.Ангелы Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя.

Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа.Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа.

Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н.Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”. В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали.

Джотто в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба. Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения.

На Западе до XV века господствующим было крещение погружением.На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку). Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконо-графии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа.

В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте.Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу.

Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине Пьеро делла Франческа, никогда не встречалось в контексте Крещения Христа.

Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М.Лэвина, согласно которой ангелы здесь являются аллю-зией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина Пьеро делла Франческа поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – поклонение волхвов: четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса.

Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения.В одном средневековом антифоне читаем: “Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”. Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду.

Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения”; Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою”; Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!”; Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними, и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая.

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа.

На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами.

В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа.Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе). Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.maykapar.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Крещение, Христа, Новозаветные, сюжеты, живописи0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Крещение Христа (новозаветные сюжеты в живописи)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Новозаветные сюжеты в живописи: чудеса, совершенные Иисусом Христом
О многих из них мы уже говорили - о том, как они изображались в картинах старых европейских мастеров. О других речь впереди. Но сейчас в нашем… Мы не сможем остановиться на каждом из них, но самые часто встречающиеся в… Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ:…

Рождество (новозаветные сюжеты в живописи)
Точное разделение этих праздников во всей христианской церкви, западной и восточной, произошло в конце IV – начале V века. Как отмечают историки… В свою очередь римско-католическая церковь под Богоявлением, празднуемым также… Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понимания рождественского цикла сюжетов, как он…

Бегство в Египет (новозаветные сюжеты в живописи)
Различные эпизоды этого важного события изображались уже сотни раз, и многие художественные произведения, возникшие на эту тему, приводят нас… Поскольку рассказ Матфея очень краток, художники искали подробности в других -… Но, как отмечают богословы, богатство фантастических подробностей, имеющихся в апокрифах, "стоит в резкой…

Новозаветные сюжеты в живописи: Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея на апостольское служение
В первом из приведенных фрагментов из Евангелия от Матфея говорится: «Симона, называемого Петром». Из этого выражения ясно, что уже тогда Симон… Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься… Об этом рассказывает Матфей, приводя слова Спасителя: «Ты - Петр (то есть камень), и на сем камне Я создам Церковь…

Реализм русской живописи первой половины XX века: новый язык, художественно-образный строй реалистической живописи
Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Таким образом, соцреализм - это рефлексия над человеком творцом, это своего… Он способен воплотить мечту в реальность. Искусство соцреализма -… Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. В связи с этим развивалось такое…

Библейские сюжеты в живописи
Некоторые из них подошли к решению более сложнойзадачи к тому, чтобы отразить красоту изначительность духовного мира обычного человекаКазалось бы,… Насамом деле, его библейские и евангельские герои во многом напоминают… Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине Снятие с креста , написанной в 1634 году.Ночь. Скорбная…

Крещение руси
Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племён они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований… Славянские языческие представления совершенно не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался повелителем…

Фразеологизмы новозаветного происхождения
Отход от атеистической идеологии, возврат к забытым христианским ценностям закономерно повлиял на активизацию употребления библеизмов в живой речи.… Кроме того, если раньше библейские изречения использовались преимущественно… По Евангелию, именно большинство кричало: “Распни его!” Дискуссия перешла на страницы газет , и в статье “Правды “…

особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели поэма настолько вместительна, чтобы…

"Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского
Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: " Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже.… Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у… И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Храм Христа Спасителя В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году,… В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из… На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26…
  • Особливості сюжету та проблематика роману М. Фріша "Homo Faber" В даному дослідженні ми зробимо, можливо вже не першу спробу детально розібратися в душі у Фабера, проаналізувавши його поведінку, процес… А також розглянемо особливості сюжету даного роману. 1. HOMO ФАБЕР ДО САБЕТ „… Таку ж роль ці слова можуть грати майже до всієї творчості письменника. У всякому разі до досліджуваного нами роману…
  • Значение любовного сюжета в романе Г. Грина "Тихий американец" После второй мировой войны был корреспондентом журнала "Нью рипаблик" в Индокитае. С начала своей литературной деятельности (конец 20-х годов) Грин… Книги Грина всегда обнаруживают большую любовь к человеку, тревогу и боль за… Но появление этого политически острого и реалистического романа было подготовлено всей предыдущей эволюцией Грэма…
  • Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе ХIХ–XX веков Это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли,… И с течением времени ее созидающая энергия не умаляется, но возрастает. Каков… С тех пор, как славянский перевод Евангелия, Псалтыри и других библейских книг, созданный великими просветителями…
  • Реализм живописи на рубеже XIX-XX веков Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры — народных типов — и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях.… Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В.… Главная картина парижского периода («Садко в подводном царстве», 1876, там же) стала шагом назад, явившись…