рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетические взгляды Владимира Соловьева

Эстетические взгляды Владимира Соловьева - Контрольная Работа, раздел Искусство, Название: Эстетические Взгляды Владимира Соловьева Учебная Работа По Дисципл...

Название: Эстетические взгляды Владимира Соловьева Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы.Этика и эстетика 12 План Введение Эстетические взгляды Владимира Соловьева. 1 Красота как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность». 2 Характер искусства. 3 «Художество есть текущее явление». 4 Красота - «преображение материи». Заключение Используемые литература и сайты Введение Тема данной контрольной работы «Эстетические взгляды Владимира Соловьева». Цели работы изучить эстетические взгляды Вл. Соловьева.

Задачами данной курсовой работы являются: 1. красота как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность»; 2. характер искусства; 3. «художество есть текущее явление»; 4. красота - «преображение материи». Для написания данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Л.А.Никитич, Ю.Б. Борев и других авторов, а так же были использованы источники Интернета: статьи Быкова В.В. Эстетические взгляды Владимира Соловьева В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) был первым и крупнейшим русским философом, он был ученым, создавшим целостную всеобъемлющую философскую систему.

Душа его была открыта для мистического опыта. Его систематизаторский ум и личный художественный опыт постоянно ориентировали его мысль в сферу эстетики.Он написал несколько специальных статей по эстетике и теории искусства и развил основные эстетические идеи в своих литературно-критических статьях и отчасти в философских работах. Фактически к концу жизни у него сложилась целостная эстетическая система.

Философская система Соловьева состоит их трех частей - учения о нравственности, учения о знании и учения о красоте. Первая составная часть изложена в главном труде В.С. Соловьева - «Оправдание добра». Учению о знании философ собирался посвятить труд «Оправдание истины», но написал только часть работы.Ее фрагменты объединены в сочинении под общим заголовком «Теоретическая философия». Также Соловьев хотел создать фундаментальный труд по эстетике - «Оправдание красоты», но написал по теме только две статьи - «Красота в природе» и «Общий смысл искусства», а также рецензии, литературно-критические статьи, по которым можно судить об эстетических взглядах В.С.Соловьева. 1. Красота как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность» Статья «Красота и природа» впервые была опубликована в первом номере журнала «Вопросы философии и психологии» за 1889г. В этой статье собраны наиболее общие положения по вопросам эстетики.

В письме к А.А.Фету Соловьев изложил смысл своей статьи: «Определяю красоту с отрицательного конца как чистую бесполезность, а с положительного - как духовную телесность». Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 С.143. Работа Соловьева «Критика отвлеченных начал» говорит о значении красоты в философском миросозерцании.

Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединство во внешней действительности, его реализация или воплощение в области чувствуемого, материального бытия есть абсолютная красота.

Там же С.143. Хотя, Соловьев продолжает, поскольку красота всеединства еще не реализовалась в нашей действительности, а только реализуется посредством самих людей, она выступает «как задача для человечества» и «исполнение ее есть искусство». 2. Характер искусства Философ практически дословно повторяет главный тезис неоплатонической эстетики: красота в природе "есть воплощение идеи"; «красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа». Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_v iktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_v iktor_yestetika 9.html В статье «Красота в природе» Соловьев прежде всего ищет определения сущности красоты.

Эта сущность прежде всего должна быть понятна через ее действительные явления и область искусства.

Существуют различные точки зрения в вопросе о красоте. Философ отмечает, что все их авторы признают за красотою мировое значение, и расхождения начинаются тогда, когда заходит речь о характере искусства. Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается, как праздная забава; идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса действительности.Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 С.143. Мыслитель делает следующие выводы: значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир. Там же. «Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» - формула Соловьева.

На таких позициях находилась и классическая эстетика (Аристотель и Платон). В то же время допустимы различные степени воздействия искусства, как на природу вещей, так и на человеческую душу. Это воздействие искусства, это «двоякое действие художника» производит не только «новые предметы и состояния», но и «некоторую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было». Там же С.144. Соловьев показывает, что «на темном фоне хаотического существования» мира художественная красота выступает символом надежды, минутной радугой.

Противники чистого искусства выступают против недостаточного художественной красоты, отвергая чистое искусство за то, что оно не в состоянии овладеть всею действительностью, «преобразовать ее, сделать всецело прекрасною». Там же. Но это есть требование того, чего искусство дать не может на данном этапе.

Интересно отметить, что в качестве одного из высочайших образцов искусства Соловьев считал поэзию Пушкина.На ее примере русский философ стремился показать значимость искусства в целом, корректируя, углубляя и в какой-то мере примиряя в процессе этого анализа позиции современных ему утилитаристов и сторонников чистого искусства.

В узко утилитарном смысле поэзия Пушкина бесполезна, как и творчество многих других русских поэтов; но в целом она приносит большую пользу именно своей красотой. Польза искусства состоит в том, что это «особая деятельность человеческого духа», имеющая свою собственную область действия и удовлетворяющая " особым потребностям " человека.8 Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_v iktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_v iktor_yestetika 9.html Дело искусства заключается не в украшении действительности приятными вымыслами, а в том, чтобы воплощать в «ощутительных образах», в «форме ощутительной красоты» высший смысл жизни, то «совершенное содержание бытия, которое философией добывается как истина мышления, а в нравственной деятельности дает о себе знать как безусловное требование совести и долга» Там же В творчестве Пушкина все это выразилось с наибольшей полнотой и силой.

Именно Пушкина он считал поэтом «по преимуществу, более беспримесным чем все прочие выразителем чистой поэзии» Там же «Чистая поэзия» - это свободное излияние через поэта неких сущностных начал бытия, воплощающихся с его помощью в чистой поэзии, в беспримесной художественной красоте. 3. «Художество есть текущее явление» Соловьев отмечает, что ошибочно считать современный уровень искусства за окончательный. «Как и все человеческое, художество есть текущее явление, и, быть может, в наших руках только отрывочные зачатки истинного искусства» Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 С.144 Воплощение красоты в виде прекрасной действительности имеет множество степеней, и мыслящий дух на настоящей ступени не остановится.

Соловьев предлагает основу философской теории красоты и искусства: «следует помнить, что всякая такая теория, объясняя свой предмет в его настоящем виде, должна открывать для него широкие горизонты будущего» Там же Теория, которая только подмечает и обобщает в отвлеченных формулах фактическую связь явлений, называется «бесплодной». Философ называет ее «простая империя, лишь одною степенью возвышающаяся над мудростью народных примет». Истинная философия искусства должна связывать факт «с неопределенно восходящим рядом новых фактов», и ее построения должны быть связаны и основаны на подлинной сущности предмета.

Сущность глубже данного явления и потому является источником новых явлений, осуществляющих ее все более и более.

Изучая природу красоты, Соловьев делает выводы: «есть нечто формально особенное, специфическое, от материальной основы явлений прямо не зависящее и на нее несводимое» Там же С.145 Красота ценится как цель сама в себе. Большую часть своих работ Соловьев посвящает полемике с концепцией, которая хотя и косвенно, связывает красоту с пользою.

То, что было полезно для предков, становится украшением для потомков.Соловьев видит в этой точки зрения долю фактической истины и одновременно недостаточность для существенного определения красоты: «хотя и была бы доказана генетическая зависимость прекрасного от полезного, этим нисколько не решается эстетическая задача» Там же Все значительное прекрасное, как в природе, так и в искусстве и не связано с практической пользой.

По этому возможная полезность первичных элементов прекрасных явлений имеет такое же малое значение для эстетики «как для непосредственного чувства безразличен тот факт, что самое прекрасное человеческое тело произошло из безобразного эмбриона» Там же Независимо от составляющих ее материальных элементов «красота всегда заявляет себя как чистая бесполезность» Там же Красота не ценится человеком.

Она ценится как цель сама в себе. Даже при самых простых и первичных проявлениях красоты, мы встречаемся с чем-то ценным, что существует ради самого себя, что самим существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов. Там же. 4. Красота - «преображение материи» Настаивая на понимании красоты как предмете бескорыстного созерцании, как цели в самой себе, Соловьев считает его не вполне достаточным.

Ближе всех к истине в этом вопросе Соловьев считает учения его философских кумиров того времени А.Шопенгауэра и Н.Гартмана: содержание красоты составляют идеи, вечные типы вещей как предметные выражения мировой воли, как ее объективации. Для пояснения своего понимания красоты Соловьев приводит примеры из природы.Он как образец красоты берет алмаз.

Его красота никак не свойственная его веществу, такому же как веществу куска каменного угля. Она зависит от игры световых лучей в его кристаллах. Но из этого не следует, что свойство красоты принадлежит только преломленному в алмазе лучу света.Красота есть произведение и алмаза и преломленного в нем светового луча в их взаимодействии. Соловьев дает следующее определение красоте: «преображение материи через воплощение к ней другого, сверхматериального начала» Там же С.146 Эстетика крупнейшего русского философа, сформировавшаяся в период господства материалистических, позитивистских и начальных естественнонаучных представлений, явилась своего рода корректирующей реакцией на них могучего духовно озаренного сознания.

В рамках христианского мировоззрения, опираясь на опыт европейской духовно-научной традиции последних двух тысячелетий, Вл. Соловьев попытался наметить глобальную перспективу выхода культуры и человеческой жизни в целом из прозреваемого им, да и многими мыслителями его времени, глобального кризиса.

Суть его он видел в бездуховности, безрелигиозности и творческой анемии большей части общества; в однобоком увлечении материально-телесными, естественно-научными и техническими приоритетами в ущерб духовным, религиозным, художественным.Опираясь на личный духовно-мистический опыт, он усматривал выход из экзистенциального кризиса на путях обновленного свободного творчества жизни самими людьми, осознанно обратившимися за божественной помощью в деле последней реализации замысла Творца и имеющими перед внутренним взором в качестве идеала Царство Божие. Соловьевым возрождалось и утверждалось на новом уровне основное откровение Нового Завета и раннего христианства о глубинном изначальном и грядущем единстве духовного и материального начал при их метафизическом равенстве в человеке и обществе.

Провиденное им органическое всеединство божественного, человеческого и природного элементов должно в конечном счете привести к новому «неслитному соединению» духовного и материального начал, к идеальной и окончательной космической гармонии, которую человек призван начать осуществлять уже ныне своими руками.

Главный критерий правильности движения по этому пути личностного, общественного и космического преображающего обновления Соловьев усматривал в эстетической сфере - в «ощутимой красоте» как показателе конкретной реализации чаемого единства духовного и материального, божественного и человеческого.В этом, пожалуй, на сегодня и заключается актуальный смысл эстетики русского философа, до сих пор еще до конца не осознанной, не понятой, не принятой.

Эстетика Соловьева оказала сильное влияние на многих представителей «серебряного века» русской культуры - так исследователи образно называют взлет русской художественной и духовной культуры первой четверти ХХ в. На нее активно опирались, на что уже указывалось, деятели русской религиозной эстетики Флоренский и Булгаков, позже ее развивал ранний А.Ф. Лосев; она оказала сильное влияние на творчество и эстетические концепции русских «младосимволистов» начала ХХ в. Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_v iktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_v iktor_yestetika 9.html Заключение В данной контрольной работе рассмотрена тема «Эстетические взгляды Владимира Соловьева». Для достижения цели были выполнены следующие задачи: - ознакомились с философской системой: учения о нравственности, о знании, о красоте; - рассмотрели и изучили статьи «красота и природа», «красота в природе»; - рассмотрели теорию Соловьева красоты и искусства, полезность и бесполезность красоты, понимание красоты Соловьевым.

Используемые литература и сайты 1. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 439с. 2. Борев Ю.Б. Эстетика.

Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 704с. 3. Ершова Л.С. Понятие «живописное» и «животворное» в эстетике Вл.Соловьева и А.Белого. / Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. оловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.334-339 4. Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_v iktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_v iktor_yestetika 9.html 5. Бычков В.В. Эстетика - www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bu chkov_Aesthetics/_06.php?show_comments 6. Философско-эстетические взгляды Вл.Соловьева и русский символизм // Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. RAGS on NET. Официальный сайт Российской Академии Государственной Службы - www.rags.ru/person.php?id=161.

– Конец работы –

Используемые теги: Эстетические, взгляды, Владимира, Соловьева0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетические взгляды Владимира Соловьева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия Владимира Соловьева
Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, что русская философия как философия великой нации не могла зародиться слишком поздно, и ее… Однако существует и третий подход, идеалистический и его апологеты утверждают,… Будучи убежденным и последовательным противником материализма Соловьев долгое время был закрытым для большинства…

Эстетические взгляды Аристотеля
Значительна работа, проделанная советскими учеными в области изучения эстетических идей Аристотеля.В трудах В. Ф. Асмуса, Д. В. Джохадзе, Ш. М.… И тем не менее в работах вышеперечисленных ученых, содержащих весьма глубокое… В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали также первой важнейшей вехой в истории эстетических учений,…

Личность Владимира Соловьева
Родившись в семье не менее знаменитого русского исто- рика, написавшего историю России в 29-и томах, Вл. Соловьев с момента своего рождения был… Однажды он подвел вось- милетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве… Из всех возможных - и невозможных - миров мисти- ческий мир Франциска Ассизского представляется если не самым лучшим,…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Исторические взгляды Соловьева С.М.
К их числу принадлежит и Сергей Михайлович Соловьев - один из крупнейших отечественных историков, обессмертивших свое имя созданием фундаментальной… Научная библиография зарегистрировала 244 названия печатных произведений … Исследовательский труд в течение всей своей сознательной жизни он творчески сочетал с работой преподавателя,…

ФИЛОСОФСКАЯ ЭСТЕТИКА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФСКАЯ ЭСТЕТИКА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА"

Личность Владимира Соловьева
Родившись в семье не менее знаменитого русского исто- рика, написавшего историю России в 29-и томах, Вл. Соловьев с момента своего рождения был… Однажды он подвел вось- милетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве… Из всех возможных - и невозможных - миров мисти- ческий мир Франциска Ассизского представляется если не самым лучшим,…

Философская система Владимира Соловьева
Его дед был священником в Москве, а по материнской линии он происходил из старинного украинского рода. В семье царила религиозная атмосфера, в… В 13 лет начинаются религиозные сомнения, а в 14 лет Вл.Соловьев был уже… В 1874 году публикует магистерскую диссертацию “Кризис западной философии.Против позитивистов”. После ее защиты в…

Нравственные основы христианства. Филосовские взгляды Руссою. Религиозно-филосовские взгляды Булгакова
В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали. Христианство - идеология,… При ближайшем рассмотрении заповедей ветхозаветного декалога бросается в… Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы…

Положительная эстетика Владимира Соловьева.
Образование Соловьев получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году,… В 1874 году он защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском… В дороге его ограбили, и он вынужден был вернуться и возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия Владимира Соловьева Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, что русская философия как философия великой нации не могла зародиться слишком поздно, и ее… Однако существует и третий подход, идеалистический и его апологеты утверждают,… Будучи убежденным и последовательным противником материализма Соловьев долгое время был закрытым для большинства…
  • Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции.Поразительно, но… Всеобщность смерти напоминает нам о позитивном объединении людей, которое… С одной стороны, на Руси хорошо помнили святоотеческий тезис Иоанна Дамаскина: «Философия есть помышление о смерти»…
  • Россия взгляд с позиции геополитики и национальной безопасности Традиционная геополитика рассматривала каждое государство как своего рода географический или прост¬ранственно-территориальный организм, обладающий… Во многих своих аспектах традиционная геополитика возникла в рус¬ле… Ф.Ратцель считает, что в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение,…
  • Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского Чтобы понять причины поступка, имеющего общечеловеческую природу, связанного с разными этапами исторического развития общества нужно осветить… Маяковский не сумел принять мысль о гибели, как нормальные люди. Л.Ю. Брик… Дальше не стану Можно сказать, что внутренне Маяковский много раз проигрывал момент самоубийства, и, похоже, уже был…
  • Современные взгляды на мышление До этого основным объектом внимания психологов были осознаваемые рассуждения, мышление в форме процессов, умственных действий, операций типа… И она исследовала то, что было легко доступно. Специалисты по искусственному… При восприятии от условий и от требований задачи по индивидуально-оригинальной структуре знаний автоматически…