рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема №7. НАТУРФИЛОСОФСКАЯ И УСЛОВНО-МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тема №7. НАТУРФИЛОСОФСКАЯ И УСЛОВНО-МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ План: 1. Карнавальные Традиции В Философской Сказке...

План:

1. Карнавальные традиции в философской сказке Фазиля Искандера «Кролики и удавы» :

· Представьте различные точки зрения на творчество Ф. Искандера в целом, и конкретно на философскую сказку «Кролики и удавы». Что вы вкладываете в понятие «философская сказка»?

· Объясните предположение о том, что «анализируемый текст – это развернутая авторская цитата». Можно ли говорить об аллегоричности образов в анализируемом произведении?

· Выявите специфику взаимоотношений героев, характеризующих иерархическую структуру общества (удавы, кролики, туземцы). Каковы основы государственности кроликов? В чем специфика жизни удавов? Могут ли являться мифологемами понятия «цветная капуста», «светлое будущее», «гипноз», «борьба с внутренним врагом» и т. п.? Имеют ли они исторические параллели?

· Как представлена тема интеллигенции в сказке? Охарактеризуйте образы Питона, Первого Поэта, Находчивого, Задумавшегося, Главного Ученого, Возжелавшего. В чем суть предательства, по мнению автора? Что есть страх и как его преодолеть?

· Охарактеризуйте динамику взаимоотношений кроликов и удавов. Как происходит переход от гипноза к удушению? Есть ли у удавов, так же как у кроликов, рефлекс подчинения? Какова его природа? Приведите текстовые примеры, говорящие о ложной демократизации общества. Согласны ли вы с этим? Есть ли подобные явления в современной жизни? Можно ли их искоренить? Если «да» – то как, если «нет» - то почему? Есть ли в тексте психологические аллюзии? Прокомментируйте 2 - 3 примера.

· В современной русской литературе произведение «Кролики и удавы» принято рассматривать в карнавальной традиции. Сформулируйте такие понятия как «карнавал», «литературная маска» (по материалам исследований М. М. Бахтина). Как они применимы к данному произведению? Какие карнавальные черты здесь присутствуют, а чего лишено повествование с подобной точки зрения? Всегда ли это является отличительной чертой условно-метафорической прозы?

2. Сказовая условность в романе Т. Н. Толстой «Кысь»

·Дайте определения распространенным в современном литературоведении терминам: «другая литература», «женская» проза, условно-метафорическая проза, проза «новой волны», метапроза.

·Чем можно объяснить тот факт, что в первом абзаце романа «Кысь» автор почти дословно воспроизводит начало романа А. Н. Толстого «Петр Первый»? Укажите на другие композиционные особенности произведения.

·Существует ли в романе цветовая оппозиция «темный – светлый» («разноцветный – одноцветный»), обозначающая или различные состояния героя, или душевную суть персонажа? Какова сюжетная реализация контрастов в произведении?

·Разграничьте мифопоэтическое пространство «Кыси» и клише замкнутого пространства как одну из индивидуальных особенностей стиля Т. Н. Толстой.

·Приведите примеры аллюзий в произведении. Почему автор особо выделяет скрытые отсылки к роману Е. Замятина «Мы»? Можно ли назвать «Мы» пратекстом к «Кыси»? Какое место занимает опыт Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» в повествовательном контексте исследуемого романа Т. Толстой? Определите общие лейтмотивы и особенности авторских трактовок действительности.

·Укажите на фольклорность писательской манеры и своеобразие семантики имен героев. Для чего в тексте детализирован быт?

·Почему автор нарушает границы социального равенства, встречающиеся в той или иной степени в других русских антиутопиях (В. Набоков «Приглашение на казнь», Е. Замятин «Мы» и др.)?

·Как представлена власть в романе? Откуда возникают запреты? Чем они объясняются и что на самом деле за ними кроется? Как сформулирован автором миф о Болезни?

·Художественный мир Т. Н. Толстой весь пронизан мифологическими мотивами. Выявите сущность некоторых из них (например: круг, судьба и др.). Объясните мифологические образы (Кысь, птица Паулин, рыба – вертизубка). Зачем они необходимы людям?

·Присутствуют ли в тексте мифологемы? Укажите на Кысь как на синтез психологического, мифологического и философского начал в человеке.

·Рассмотрите использование архаической речи как приема стилизации произведения. Выстроите смысловые цепи: термин, принятый в созданной автором реальности - общеупотребительное слово (например, червырь – червь, деревяница – белка и т.д.). Можно ли это рассматривать как одну из комбинаций языковых игр в повествовании? Обоснуйте свою точку зрения. Перечислите другие формы и виды языковых игр в тексте, особо указав на сплетение симулякров в романе.

3. Гротесковый характер повествовательной системы А. Кима в романе «Поселок кентавров»:

· Автор определяет свое повествование как роман - гротеск. Как вы это понимаете? Почему именно гротеск становится основным приемом изображения взаимоотношений героев в пределах повествовательного пространства? Какие еще приемы использует писатель? Приведите конкретные примеры.

· Можно ли говорить об изображении полуантичного мира кентавров и амазонок как об особом хронотопе? Что отделяет обычный мир от страны Кентаврии? При каких условиях возможен переход?

· Почему кентавры считали своими врагами людей и диких лошадей? Что народ Кентаврии унаследовал от людей, что у них от лошадей? Почему автор постоянно сравнивает их с толпой, ассоциирует со звериным телом?

· Являются ли Гнэс, Мата, Кехюрибал, Хикло, Пассий типичными представителями народа кентавров? В чем исключительность Пуду? Какое значение кентаврион имел для поселка, какое для предводителя?

· А. Ким подробно останавливается на описании нашествия коней. Каковы были причины вторжения, и чем закончилось столкновение?

· Почему автор подробно описывает государственное устройство и законы Амазонии? Какую функцию у амазонок выполняет Высший Совет Всадниц? Почему именно с деятельностью людей связан конец цивилизации?

· Автор произведения вводит в повествование, графически выделяя, кентаврийский лексикон. Зачем он это делает? Почему елдорай становится, с одной стороны, символом жизни для кентавров, с другой – атрибутом животного инстинкта? Составьте словарь кентавкийских слов. Какие лексические группы преобладают в нем? Почему?

· В повествовании поднимается тема жизни и смерти. Кто управляет миром по Киму? Что находится за гранью смерти?

4. Экзистенция как способ познания мира в романе - мистерии А. Кима «Сбор грибов под музыку Баха»:

· Дайте развернутую характеристику мистерии как культурному явлению и особому литературному жанру. Каким образом ее основные параметры проявляются в романе А. Кима «Сбор грибов под музыку Баха»? В чем, на ваш взгляд, новаторство писателя в разработке данной жанровой модификации?

· Охарактеризуйте образную систему романа. Что связывает героев друг с другом? Как их характеризует автор? Определите гражданскую позицию Идзавы, искусствоведческую концепцию Рафаэлы Везалли, суть споров о музыке сэра Эйбрахамса и Розы Магеллан. Какие исторические образы введены в текст в качестве наблюдателей? Почему?

· В романе исследуется проблема братских взаимоотношений. Как ведут себя Каин и Авель, Идзава и Гэндзиро, Тандзи и Рохэй? Какую закономерность подчеркивает автор? Почему? Согласны ли вы с позицией писателя?

· Что общего в авторской трактовке образов Евы, Марии, Марои, Манаго? В каких взглядах они схожи, по каким вопросам у них принципиально разные позиции? Оформите текстовые примеры в форме таблицы.

· Какое место в повествовании занимают библейские аллюзии? К каким библейским образом особое внимание у автора? Почему? В чем это выражается? Обоснуйте свои ответы примерами из текста.

· Объясните, почему так назван текст. Какое значение для понимания заглавия имеют ХДСМ, ГРИБНОЙ КОШМАР?

· Можно ли назвать Обезьяну Редина центром повествования? Аргументируйте ответ. В чем загадка русской души и ее наивысшее предназначение? Почему справедливо применить термин экзистенция души по отношению именно к этому герою?

· Определите композиционные функции интермедий. Связанны ли они между собой? Почему?

· Какое значение для повествования имеют образы Кукушкина, Альвина, Шаляпина, Экклесиаста, Романа? Какую смысловую нагрузку несет Ангел музыки?

· Определите место действия романа. Можно ли сказать, что все герои встретились после смерти? Каким образом в таком случае следует трактовать финал произведения?

5. Понятие «креатифф» в творческой интерпретации В. О. Пелевина (на примере «Шлема ужаса»)

· Можно ли рассматривать «креатифф» как новый жанр в литературе? Обоснуйте графическую особенность «креатиффа». Какие ассоциации возникают и почему? Какими драматическими и прозаическими чертами обладает данное произведение? Подтвердите примерами из текста.

· Определите возможность вычленения интерпретатора-посредника. При формальном наличии формы и стилистики интернет-чата соблюдаются ли параметры чата? Почему автор ограничивает количество пользователей-характеров? Чем это обусловлено?

· Дайте развернутые характеристики следующим персонажам: IsoldA, Organizm, Ariadna, UGLI 666, Nutscracker, Monstradamus, Romeo – y – Cohida, Stiff _ zo Sschitan, особое внимание при этом уделив полученному по средством системы имени. Почему автор их называет “имена - чехлы”?

· Что собой представляет Шлем Ужаса? Кто такой Тесей? В чем суть лабиринта? Присутствует ли в тексте ассоциация между лабиринтом и структурой мозга, тупиками сознания и судьбой? Как это проявляется? Приведите конкретные текстовые примеры.

· При рассмотрении интерпретации как способа создания сюжета установите тексты - доноры, из которых собрана композиционная мозаика. Можно ли назвать анализируемое произведение гипертекстом? Обоснуйте свой ответ.

· Обозначьте нелинейность анализируемого текста, укажите при этом на множество параллельных и перпендикулярных сюжетов. Какие из них удерживают автора в композиционных рамках?

· Можно ли рассматривать текст как игру? Если – «нет», то почему, если «да» – то по каким правилам она ведется?

· Какие символы встречаются в тексте? Каковы их функции и принципы использования? Объясните следующие ключевые понятия и герменевтические указатели: 666, рог изобилия, Астерикс, Моника Левински в виде Джоконды, кахиба, Навуходоносор, любимый поэт Кэролайн Кеннеди.

· Какое значение имеют сновидения для раскрытия сущности происходящего? Почему их видит только Ариадна?

· Каким образом вводятся библейские цитаты? В чем смысл обращения к Книге книг? Чем объясняется соседство таких цитат с элементами психоанализа?

· Как вы понимаете смысл финала? В чем суть пожеланий автору от Stiff _ zo Sschitan, UGLI 666, Minotaur, Theseus? Почему они помещены не в финале произведения, а на форзаце издания?

· Можно ли считать данный текст «пересказанным мифом»? Присутствуют ли в произведении мифологемы? Выявите и объясните наличие симулякра. Дайте развернутый анализ «сознанию бессознательного», встречающегося в произведении. Можно ли текст считать образцом сетературы? Почему?

Литература:

1) Вайль, П. А. Современная русская проза / П. А. Вайль, А. С. Генис. – М.: Флинта, Наука, 1999.

2) Иванова, Н. Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер / Н. Б. Иванова. - М. : Вагриус, 1999.

3) Коваленко, А. Г. «Писатель играющий»: вариант В. Пелевина / А. Г. Коваленко // Homo Luders как отражение национальной культуры и социального варьирования языка / Материалы международной научно-практической конференции 19 - 21 апреля 2006 года. – СПб : Невский институт языка и культуры, 2006. – С. 191 - 194.

4) Шаргунов С. В. Удавы проглотили кролика. Кое-что о «новом Пелевине» / С. В.Шаргунов. - Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 43 -5 2.

5) Эпштейн, М. Н. Постмодерн в России: литература и теория / М. Н. Эпштейн. – М.: Флинта, Наука, 2000.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Тема ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА ТВОРЧЕСТВО А ПЛАТОНОВА Я здесь не существую Я только думаю... Самостоятельная работа... Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема №7. НАТУРФИЛОСОФСКАЯ И УСЛОВНО-МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕМЕСТР 9
ИСТОРИЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)   Тема № 1. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. (2 часа)

Тема № 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЗДНЕГО А. БЛОКА
План: 1. Влияние эстетических взглядов В. Соловьева на А. А. Блока. 2. Эволюция патриотической темы в поэзии А. А. Блока. Символ России для поэта. «Родина» ка

Тема № 4. ТВОРЧЕСТВО С. ЕСЕНИНА В СВЕТЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ И ТЕОРИИ ИМАЖИНИЗМА
План: 1. Новокрестьянские поэты: сущность и цели объединения. 2. Стилизация поэмы Н. Клюева «Погорельщина». 3. Основные идеи стихов С. Клычкова.

В.В. МАЯКОВСКОГО ПОСЛЕ 1917 ГОДА
План: 1. «Я сам» как автобиографическая летопись. 2. Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА». 3. Попытки создания нового искусства. «Мистерия

Тема № 6. «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ» М. ГОРЬКОГО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ СОВЕСТИ ПИСАТЕЛЯ
План: 1. Понятие Горьким революции. Его ранние романтические произведения. 2. История создания «Несвоевременных мыслей». 3. Сущность революции: идеал

Тема № 7. ЖАНР АНТИУТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.ЗАМЯТИНА И
В. НАБОКОВА (2 часа) План: 1. Утопия и возникновение антиутопии. 2. Е.Замятин: творческая судьба. 3. Проблематика и художес

Тема № 8. ПОИСКИ В ОБЛАСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ
А. Н.ТОЛСТОГО(2 часа) План: 1. Причины эмиграции А. Н. Толстого и специфика его взглядов на революцию. 2. Специфика работы автора с

Тема №9. «СУДЬБА МОЯ – РОССИЯ…» (ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Б. Л. ПАСТЕРНАКА) (1 час) План: 1. Место поэта в социальном развитии общества (Б.Пастернак сборник «Сестра моя – жизнь»). 2. Отношен

А. ПЛАТОНОВА
План: 1. «Я здесь не существую. Я только думаю здесь….»: жизненный путь А.П. Платонова. 2. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опаснос

ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ТВОРЧЕСТВО М. БУЛГАКОВА
План: 1. Место творчества М. А. Булгакова в культурной жизни России 1920 - 40-х годов. 2. Изображение действительности М. Булгаковым в романе «Белая гвардия»:

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 1. Творческая судьба одного из поэтов - фронтовиков (К. Симонов, Ю. Друнина, М. Исаковский, А. Сурков, М. Дудин, Б. Окуджава, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, О. Берг

Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями истории литературы советского периода. Они должны показать знание художественных текстов, умение анализировать их в соо

Критерии оценки
ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПУСКОМ К ЭКЗАМЕНУ Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содерж

Тема №1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 7. Что такое тоталитаризм? Экскурс в историю России. 8. «Крик боли и отчаяние»: А. Жигулин «Черные камни» 9. Детский и взрослый мир на фоне пол

Тема № 2. РОМАНЫ – ХРОНИКИ В КОНТЕКСТЕ «ДЕРЕВЕНСКОЙ» ПРОЗЫ
План: 7. Понятие «деревенской» прозы. Значение творчества В. Шукшина для ее развития. 8. Русский национальный характер в произведении Ф. Абрамова «Пряслины»;

Тема № 3. ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ РУССКОГО РОМАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
План: 1. Образ Петербурга в романе А. Битова «Пушкинский Дом»: · Определите свое отношение к авторской жанровой интерпретации произведения: А. Битов назвал по

Тема № 4-5. РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОВЕСТИ
План: 1. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведении В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» ·Какие, по вашему мнению

Тема № 6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖАНРА РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 1. Образы праведниц в рассказах В. Г. Распутина 1990 – 2000 - х годов (на примере произведений «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю»): · Какое мес

И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ
План: 1.Драматические опыты Венедикта Ерофеева: · Выявите специфику драматических произведений автора целесообразно прокомментировать некоторые противоречивые

Тема № 9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Практическое занятие построено в форме проведения групповых презентаций по творчеству следующих поэтов: М.И. Алигер, И.А. Бродский, С.В. Викулов, Е.М. Винокуров, А.А. Вознесенский, Г.Я. Горбовский,

Тема №10. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
План: 5. Отношения к русской литературе и с русской литературой (В. Ерофеев «Русские цветы зла») 6. М. Эпштейн, Манифест нового века как инструкция к прочтени

Самостоятельная работа
1)Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам 2)Технический минимум (обязательный для КАЖДОГО) групповое собеседование:

Л. М. ЛЕОНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОЙ НАТУРФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ
План: 1. Пьеса Л. Леонова «Нашествие» как отражение военных событий: • Специфика изображения обстоятельств в произведении, • Конфликт (внутренний и внешний) и его влияние

Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование
В качестве входной контрольной работы предлагается домашнее эссе «Что меня привлекает (отталкивает) в современной русской литературе» (1 неделя). В

КАК СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА
Обязательный теоретический минимум: роман - хроника, литературная хроника, эпопея, сага, трилогия, контекст, подтекст Текст для анализа:

КАК КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
Обязательный теоретический минимум: поэма, роман, постмодернизм, центон, аллюзия, дискурс, экзистенция Текст для анализа:

Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями современной русской литературы, показать знание теоретических основ курса, умения интерпретировать прочитанный художест

Критерии оценки
Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание с минимальны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги