Реферат Курсовая Конспект
Тема № 6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖАНРА РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ План: 1. Образы Праведниц В Рассказах В. Г. Рас...
|
План:
1. Образы праведниц в рассказах В. Г. Распутина 1990 – 2000 - х годов (на примере произведений «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю»):
· Какое место в системе героев писателя занимают старухи – праведницы? Можно ли в разряд таковых отнести Агафью («Изба»), Пашуту («В ту же землю»), Наталью («Женский разговор»)?
· Опишите по предложенному плану приемы создания художественного образа главных героинь предложенных рассказов:
o Внешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;
o Психологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т. е. движения внутренней жизни героя;
o Характер персонажа раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи; характеристика героя через его действия и поступки производится в системе сюжета;
o Прямая авторская характеристика может быть комментарием (непосредственная), может быть представлена при помощи иронии (опосредованная);
o Характеристика героя другими действующими лицами;
o Сопоставление героя с другими персонажами;
o Противопоставление героя другим образам;
o Интерьер;
o Изображение природы – помогает понять мысли и чувства персонажа;
o Изображение социальной среды общества, в которой живет и действует персонаж;
o Наличие или отсутствие прототипа;
o Художественная деталь – описание предметов и явлений окружающих персонажа (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали – символы).
· Персонажи в художественном произведении могут группироваться по нескольким признакам, основными из которых являются: по сущности, по сюжетной роли, по происхождению, на основе их непосредственного участия в конфликте. Прибегает ли автор к подобным приемам группировки героев в предложенных для анализа рассказах? Аргументируйте свой ответ.
· Усиление проповеднических тенденций является отличительной чертой данных рассказов. В чем вы видите сущность данного явления? Приведите примеры из текстов.
· Изменилась ли трактовка женских образов произведений В. Распутина «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар» по сравнению с героинями предложенных рассказов? Почему?
· Стоит отметить опору на реалистические традиции и влияние нормативной эстетики на авторской стиль. Почему «неопочвенникам» важно заострить внимание читателя на кризисных явлениях современности?
· В качестве вывода обоснуйте ответы на следующие вопросы. Можно ли отнести рассказы В.Г. Распутина «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю» к постреалистическим произведениям? Что является «неопочвенническим» в раскрытии сюжетов анализируемых текстов?
2. Рассказ В.Астафьева «Людочка» как повествование-предупреждение:
· Разрушение семьи основная тема произведения. В чем специфика взаимоотношений между матерью и дочерью? Какое значение имеют для Людочки отец и отчим?
· Почему Людочка должна уехать из села? Чем объясняется специфика поведения девочки?
· Как показывает автор оскудение духовного мира?
· Дайте развернутую характеристику следующим персонажам: Артемка-мыло, Гавриловна, Дергач?
· Что представляет собой поселок городского типа: в чем его отличия от деревни и города? Какое значение для раскрытия характеров и обстоятельств имеет его описание?
· Как вы поняли смысл финала произведения?
3. Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» как образец постреализма:
· Как соотносится название поэмы А. С. Пушкина и написанные позднее её произведения М. Лермонтова и Л. Толстого с заглавием рассказа В. Маканина. В чем суть дискуссии о понимании названий «Кавказский пленник» и «Кавказский пленный»? Прокомментируйте свою позицию по обозначенному вопросу.
· Мотив красоты и ее недолговечности – ведущий в произведении В. Маканина. Что автор подразумевает под красотой? Какие аллюзии использует для этого? Почему война не противопоставляется красоте?
· В чем суть войны для Рубахина, Вовки-стрелка? Можно ли назвать пленниками ситуации Гурова, Алибекова? Кто из них хозяин положения, представитель власти? Почему Гуров и Алибеков не могут договориться о проходе колонны?
· Каким образом идет наращивание экспрессии в первой части рассказа? Почему в сознании солдат мирно уживаются понятия «красота» и «война»? Как погиб Боярков и какова реакция на его гибель Рубахина и Вовки-стрелка? Почему?
· В чем суть игры Вовки в прицеливание? Как он относится к боевым заданиям? Можно ли говорить о замене мысли на инстинкты в поведении и образе жизни Вовки? Аргументируйте свои ответы примерами из текста.
· Какое место в системе персонажей занимает пленный боевик? Имеет ли значение красота парня для Рубахина? Почему? Как он относится к юноше? Каким поступком это подтверждается? Почему Рубахин так легко убил пленного? Какие чувства при этом испытывал солдат?
· Автор констатирует: «Рыли яму, вычерпывая песок плоскими камнями. Вовка-стрелок спросил, возьмет ли Рубахин назад свои носки, Рубахин покачал головой. И ни словом о человеке, к которому, в общем, уже привыкли». Почему писатель не дает разговор в форме диалога?
· Что изменилось после гибели пленного? Почему Рубахин хочет, но не может покинуть горы? Что его связывает с войной?
4. Специфика повествования Т. Н. Толстой (на примере рассказов «Лимпопо», «Сюжет»):
· Как в прозе автора реализуется принцип метаморфоз как способ диалога с хаосом?
· Каким образом калейдоскоп культурных осколков, цитат, литературных образов создает ассоциативное поле поэтики Толстой?
· В чем смысл названия рассказов?
· Как изменяется пушкинская тема от рассказа «Лимпопо» к «Сюжету»?
· Какие возможности открывают Т. Толстой моделирование сюжета?
5. Образ Петербурга в рассказе В. Пелевина «Хрустальный мир»:
· Почему В. Пелевин Петербург сужает до одной улицы? Какая традиция здесь транслируется?
· В чем проявляется двойственность Петербурга?
· Почему в финале рассказа Шпалерная становится символом России?
· Почему наш современник в начале ХХI века обращается к конкретной исторической ситуации? Трансформируется ли она с учетом опыта писателя как человека?
6. Комментированное чтение рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
Литература:
1) Агеносов, В. Феномен жизни и феномен времени / В. Агеносов // Литература ХХ – ХХI веков. – М. : Флинта, Наука, 1995.
2) Басинский, П. Игра в классики на чужой крови / П. Басинский. - Литературная газета. – 1995. – 7 июля. - № 22.
3) Иванова, Н. И. Точка зрения: о прозе последних лет / Н. И. Иванова. - М. : Наука, Флинта, 1988.
4) Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – С.249 - 252.
5) Павлов, О. Мотив войны / О. Павлов. - Знамя. – 1996. - № 7.- С. 209.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Тема ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА ТВОРЧЕСТВО А ПЛАТОНОВА Я здесь не существую Я только думаю... Самостоятельная работа... Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема № 6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖАНРА РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов