Тема № 7. ЖАНР АНТИУТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.ЗАМЯТИНА И
Тема № 7. ЖАНР АНТИУТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.ЗАМЯТИНА И - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В. Набокова (2 Часа)
План:...
В. НАБОКОВА (2 часа)
План:
1. Утопия и возникновение антиутопии.
2. Е.Замятин: творческая судьба.
3. Проблематика и художественное своеобразие романа Е.Замятина «Мы»:
· Охарактеризуйте образ главных действующих лиц. По какому принципу строится портрет персонажа в романе? Попытайтесь узнать героя романа по одной детали внешнего облика: «улыбка-укус», «пухлая складочка на запястье», «раздувающиеся жабры», «лохматые руки».
· Каково значение в романе следующих понятий: Зеленая Стена, Древний Дом, хлеб, цветы, газовый Колокол, Единое Государство, литургия, юнифа, числовая Стрижаль? Как они соотносятся друг с другом? Почему противостояние Единого Государства и мира за Зеленой Стеной подчеркивает автор через определенные реалии? Есть ли жизненные аналоги этим реалиям?
· В чем драматизм изображения строителя Интеграла Д-503? Как соединяет автор условность и психологизм? Национальный колорит образа. Объясните, что дает автору передача повествования от лица главного героя. Какими способами писатель высказывает свое отношение к происходящему?
· Каково значение мифологических параллелей в сюжетно- композиционной организации романа? Приведите примеры использования мифа в романе.
· Какое произведение «древней» литературы признано в Едином Государстве образцовым? Почему? Какие книги являются обязательными для прочтения в Едином Государстве? Какие жанры представлены в литературе Единого Государства?
· В чем для Д-503 состоит смысловое (а не цифровое) различие между 4 и 1? К каким сферам человеческого сознания связана в романе математическая символика?
· Как объясняет автор понятие «революция»? Каково значение «Записи 39» для раскрытия философской идеи романа?
· Какому «древнему» празднику соответствует День Единогласия в Едином Государстве? В какой роли выступает в нем Благодетель? Как переосмысляется значение «древних» празднеств в утопическом мире «Стеклянного рая»?
· «Впишите» роман «Мы» в литературу 1920-30-х гг. и проследите его влияние на одно из следующих произведений мировой литературы: «О, дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла, «Час быка» И. Ефремова, романы братьев Стругацких.
4. «Приглашение на казнь» Владимира Набокова как антиутопия:
· Охарактеризуйте главных действующих лиц. Какие персонажи из произведений русской классики представлены в повествовании? На какие конкретные черты характера делает акцент автор? Почему?
· Что означают развивающиеся на глазах у читателя персонажи- марионетки: Родион – Роман Виссарионович – Родриг Иванович; адвокат–прокурор – близнецы по протоколу, братья Марфиньки – близнецы по рождению и т. д.? В чем философский смысл двойничества?
· Принцип зеркальности обязателен для всех. Почему непрозрачность Цинцината заметили не сразу? Кто это сделал и почему?
· Какова специфика категории времени в романе «Приглашение на казнь»?
· Проанализируйте сцену казни Цинцината. Каков ее философский смысл?
5. На основе сделанного анализа двух вышеназванных произведений сформулируйте признаки антиутопической литературы.
Литература:
1) Арсентьева Н. А. Становление антиутопического жанра в русской литературе / Н. А. Арсентьева. – М.: МПГУ, 1993.
2) Ланин Б. Русские антиутопии ХХ века / Б. Ланин, М. Боришанская. – М.: Наука, 1994. – 247 с.
3) Социокультурные утопии ХХ века. Реферативный сборник. Вып. 6. – М.: АН СССР ИНИОН, 1988. – 200 с.
Тема ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА ТВОРЧЕСТВО А ПЛАТОНОВА Я здесь не существую Я только думаю... Самостоятельная работа... Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам...
СЕМЕСТР 9
ИСТОРИЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
Тема № 1. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. (2 часа)
Тема № 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЗДНЕГО А. БЛОКА
План:
1. Влияние эстетических взглядов В. Соловьева на А. А. Блока.
2. Эволюция патриотической темы в поэзии А. А. Блока. Символ России для поэта. «Родина» ка
В.В. МАЯКОВСКОГО ПОСЛЕ 1917 ГОДА
План:
1. «Я сам» как автобиографическая летопись.
2. Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА».
3. Попытки создания нового искусства. «Мистерия
А. ПЛАТОНОВА
План:
1. «Я здесь не существую. Я только думаю здесь….»: жизненный путь А.П. Платонова.
2. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опаснос
ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ТВОРЧЕСТВО М. БУЛГАКОВА
План:
1. Место творчества М. А. Булгакова в культурной жизни России 1920 - 40-х годов.
2. Изображение действительности М. Булгаковым в романе «Белая гвардия»:
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План:
1. Творческая судьба одного из поэтов - фронтовиков (К. Симонов, Ю. Друнина, М. Исаковский, А. Сурков, М. Дудин, Б. Окуджава, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, О. Берг
Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями истории литературы советского периода. Они должны показать знание художественных текстов, умение анализировать их в соо
Критерии оценки
ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПУСКОМ К ЭКЗАМЕНУ
Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содерж
Тема № 4-5. РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОВЕСТИ
План:
1. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведении В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
·Какие, по вашему мнению
И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ
План:
1.Драматические опыты Венедикта Ерофеева:
· Выявите специфику драматических произведений автора целесообразно прокомментировать некоторые противоречивые
Тема № 9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Практическое занятие построено в форме проведения групповых презентаций по творчеству следующих поэтов: М.И. Алигер, И.А. Бродский, С.В. Викулов, Е.М. Винокуров, А.А. Вознесенский, Г.Я. Горбовский,
КАК СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА
Обязательный теоретический минимум:
роман - хроника, литературная хроника,
эпопея, сага, трилогия, контекст, подтекст
Текст для анализа:
КАК КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
Обязательный теоретический минимум:
поэма, роман, постмодернизм,
центон, аллюзия, дискурс, экзистенция
Текст для анализа:
Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями современной русской литературы, показать знание теоретических основ курса, умения интерпретировать прочитанный художест
Критерии оценки
Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание с минимальны
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов