рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КАК СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА

КАК СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Обязательный Теоретический Минимум: Роман - Хроника...

Обязательный теоретический минимум:

роман - хроника, литературная хроника,

эпопея, сага, трилогия, контекст, подтекст

Текст для анализа: В. Аксенов «Московская сага»

Рекомендации к выполнению работы:

В начале контрольной работы воспроизведите основные этапы жизни и творчества В. П. Аксенова. Можно ли отнести его к представителям третьей волны эмиграции? Обоснуйте свой ответ.

Из словаря литературоведческого терминов выпишите определение литературной хроники. На основе полученной информации сформулируйте понятие «семейная хроника». Можно ли назвать семейную хронику эпопеей? Обоснуйте свое мнение.

Определите, какие ключевые философские понятия и события российской истории показаны в «Московской саге» В. П. Аксенова сквозь призму частной жизни семьи Градовых. Можно ли рассматривать трилогию как хронику жизни трех поколений Градовых?

Первый роман трилогии называется «Поколение зимы». Как вы понимаете название произведения? Кого можно назвать поколением зимы и о какой зиме идет речь? Какое значение для раскрытия главной идеи произведения имеют образы Бориса Никитича и Мэри Вахтанговны Градовых? Как вы понимаете слова профессора: «Шопен Мэри отгоняет леших»? Есть ли здесь какой-либо подтекст?

Охарактеризуйте образы второго поколения Градовых: Никиты, Кирилла, Нины. Какое значение для формирования конфликта произведения имеют образы Вероники, Нугзара, Цецилии, Саввы, Сандро, Николая Нефедова? Почему Вадим Вуйнович становится одним из главных действующих лиц, не будучи членом семьи Градовых?

Какие доминанты характеров отмечает автор в третьем поколении Градовых: Мите, Борисе, Еленке, маленьком Никитке, Майке? Какое значение для них имеет Пифагор, а затем и Архимед? Почему так важна для автора история Веры Горда?

Вторая часть трилогии называется «Война и тюрьма», а третья – «Тюрьма и мир». Как вы понимаете название частей? Почему связующим звеном между войной и миром становится война?

В заключение охарактеризуйте специфику изображения писателем исторического времени и исторических личностей.

Методические задания:

1. На каком этапе работы с художественным текстом можно применить знания и о романе, и о его экранизации? Как такой прием называется в методике преподавания литературы? Приведите примеры сравнительных параметров относительно «Московской саги».

2. Дайте тематический план изучения указанного произведения В. П. Аксенова на факультативе по литературе в выпускном классе общеобразовательной школы, если вам известно, что на это отводится 8 часов.

3. Предложите 10 - 15 вопросов по анализу исторических образов романа.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Басинский, П. О чем писал Аксенов / П. О. Басинский. - Литературная газета. – 1994.- 10 августа.

2. Ефимова, Н. А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова / Н. А. Ефимова. – М. : Просвещение, 1993.

3. Зверев А. Блюзы четвертого поколения / А. Зверев. - Литературное обозрение. - 1992.- № 11-12.

4. http: bukinist.agava.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Линецкий, А. Аксенов в новом свете / А. Линецкий. - Нева - 1992. - № 8 .

2. Вейдле, В. В. Традиционное и новое в русской литературе ХХ века / В. В. Вейдле. - Русская литература в изгнании. – СПб: Армада, 2002 .

3. http: //www. ruthenia.ru/nemzer/SHEDR.html

4. http://www.magazines.rus.ru/znamia/dom/ivanqva/index.html

Тема № 2 : ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ Л. БОРОДИНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДНИЯ «ЛОВУШКА ДЛЯ АДАМА»)

Обязательный теоретический минимум:

художественный тип, характер, образ, герой,

персонаж, религиозная проза

Текст для анализа: Л. Бородин «Ловушка для Адама»

Рекомендации к выполнению работы:

Вначале при помощи литературоведческих словарей дайте определения следующим теоретическим понятиям «тип», «образ», «характер», «герой», «персонаж». Как они связаны друг с другом? В чем принципиальное различие в использовании терминов? Почему литературный характер получает свое развитие только в лучших образах художественной литературы?

Для изучения литературного характера важны следующие составляющие: портрет, интерьер, речевая характеристика. Предложите анализ описанных параметров главного героя повести Л. Бородина «Ловушка для Адама» до превращения его в Адама. Как происходит метаморфоза? Почему? Какую роль в этом играет отец Викторий?

Дайте развернутую характеристику Адаму по плану:

Ø Определение место героя в системе персонажей. Степень участия и его роль в конфликте,

Ø Наличие прототипов и автобиографических черт,

Ø Анализ имени,

Ø Портрет. Внешний облик, как дан автором и в восприятии других героев,

Ø Речевая характеристика,

Ø Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средства самовыражения героя,

Ø Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий,

Ø Черты характера. Эволюция в процессе развития сюжета,

Ø Поступки и мотивы поведения,

Ø Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей,

Ø Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора,

Ø Оценка литературного персонажа современниками автора,

Ø Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в характере,

Ø Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Сделайте соответствующие выводы. Почему Адам так и не поднялся до высот истиной Веры?

Можно ли считать произведение религиозным: почему мы все ищем Бога, а находим (чаще всего) лжепророков?

В завершение своих наблюдений сделайте вывод о типичности / не - типичности повествования Л. Бородина для современной русской прозы.

Методические задания:

1. Составьте подробную библиографию работ по творчеству Л. Бородина. Прокомментируйте два источника. Какие из них можно использовать для преподавания литературы в школе ?

2. Предложите проблемные вопросы к анализу произведения на факультативном занятии.

3. Приведите фрагменты культурологического комментария к произведению. Что из данного опыта можно использовать в школе?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Жиндеева, Е. А. История. Литература. Личность / Е. А. Жиндеева. – Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2000.

2. Кокшенева, К. А. Революция низких смыслов: о современной русской прозе / К. А. Кокшенева. - М. : Лето, 2001.

3. Современная литература: Ноев ковчег? // Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. И. Тимина, М. А. Черняк, Н. Н. Кякшто. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр «Академия», 2003.

4. Павлов О. В. Проза 1980-2000-х годов: справочник для филологов / О. В. Павлов. - Воронеж: «Русская речь», 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Банщиков, В. А. Проблемы личности и современная наука / В. А. Банщиков. – М. : Наука, 1986.

2. Бочаров, С. Г. Характеры и обстоятельства / С. Г. Бочаров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - В 2 - х тт. – М. : Изд-во АН СССР, 1963. – С. 312 - 415.

3. Жиндеева Е. А. Трансформация образа матери в повести Л. Бородина «Ловушка для Адама» / Е. А. Жиндеева // Филологические заметки 2001. - Саранск , 2001.

4. Соколов, Э. А. Культура и личность / Э. А. Соколов. – М. : Наука, 1983.

Тема № 3 : ПОЭМА ВЕН. ЕРОФЕЕВА «МОСКВА - ПЕТУШКИ»

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Тема ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА ТВОРЧЕСТВО А ПЛАТОНОВА Я здесь не существую Я только думаю... Самостоятельная работа... Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КАК СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕМЕСТР 9
ИСТОРИЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)   Тема № 1. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. (2 часа)

Тема № 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЗДНЕГО А. БЛОКА
План: 1. Влияние эстетических взглядов В. Соловьева на А. А. Блока. 2. Эволюция патриотической темы в поэзии А. А. Блока. Символ России для поэта. «Родина» ка

Тема № 4. ТВОРЧЕСТВО С. ЕСЕНИНА В СВЕТЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ И ТЕОРИИ ИМАЖИНИЗМА
План: 1. Новокрестьянские поэты: сущность и цели объединения. 2. Стилизация поэмы Н. Клюева «Погорельщина». 3. Основные идеи стихов С. Клычкова.

В.В. МАЯКОВСКОГО ПОСЛЕ 1917 ГОДА
План: 1. «Я сам» как автобиографическая летопись. 2. Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА». 3. Попытки создания нового искусства. «Мистерия

Тема № 6. «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ» М. ГОРЬКОГО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ СОВЕСТИ ПИСАТЕЛЯ
План: 1. Понятие Горьким революции. Его ранние романтические произведения. 2. История создания «Несвоевременных мыслей». 3. Сущность революции: идеал

Тема № 7. ЖАНР АНТИУТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.ЗАМЯТИНА И
В. НАБОКОВА (2 часа) План: 1. Утопия и возникновение антиутопии. 2. Е.Замятин: творческая судьба. 3. Проблематика и художес

Тема № 8. ПОИСКИ В ОБЛАСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ
А. Н.ТОЛСТОГО(2 часа) План: 1. Причины эмиграции А. Н. Толстого и специфика его взглядов на революцию. 2. Специфика работы автора с

Тема №9. «СУДЬБА МОЯ – РОССИЯ…» (ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Б. Л. ПАСТЕРНАКА) (1 час) План: 1. Место поэта в социальном развитии общества (Б.Пастернак сборник «Сестра моя – жизнь»). 2. Отношен

А. ПЛАТОНОВА
План: 1. «Я здесь не существую. Я только думаю здесь….»: жизненный путь А.П. Платонова. 2. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опаснос

ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ТВОРЧЕСТВО М. БУЛГАКОВА
План: 1. Место творчества М. А. Булгакова в культурной жизни России 1920 - 40-х годов. 2. Изображение действительности М. Булгаковым в романе «Белая гвардия»:

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 1. Творческая судьба одного из поэтов - фронтовиков (К. Симонов, Ю. Друнина, М. Исаковский, А. Сурков, М. Дудин, Б. Окуджава, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, О. Берг

Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями истории литературы советского периода. Они должны показать знание художественных текстов, умение анализировать их в соо

Критерии оценки
ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПУСКОМ К ЭКЗАМЕНУ Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содерж

Тема №1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 7. Что такое тоталитаризм? Экскурс в историю России. 8. «Крик боли и отчаяние»: А. Жигулин «Черные камни» 9. Детский и взрослый мир на фоне пол

Тема № 2. РОМАНЫ – ХРОНИКИ В КОНТЕКСТЕ «ДЕРЕВЕНСКОЙ» ПРОЗЫ
План: 7. Понятие «деревенской» прозы. Значение творчества В. Шукшина для ее развития. 8. Русский национальный характер в произведении Ф. Абрамова «Пряслины»;

Тема № 3. ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ РУССКОГО РОМАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
План: 1. Образ Петербурга в романе А. Битова «Пушкинский Дом»: · Определите свое отношение к авторской жанровой интерпретации произведения: А. Битов назвал по

Тема № 4-5. РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОВЕСТИ
План: 1. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведении В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» ·Какие, по вашему мнению

Тема № 6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖАНРА РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 1. Образы праведниц в рассказах В. Г. Распутина 1990 – 2000 - х годов (на примере произведений «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю»): · Какое мес

Тема №7. НАТУРФИЛОСОФСКАЯ И УСЛОВНО-МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
План: 1. Карнавальные традиции в философской сказке Фазиля Искандера «Кролики и удавы» : · Представьте различные точки зрения на творчество Ф. Искандера в целом,

И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ
План: 1.Драматические опыты Венедикта Ерофеева: · Выявите специфику драматических произведений автора целесообразно прокомментировать некоторые противоречивые

Тема № 9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Практическое занятие построено в форме проведения групповых презентаций по творчеству следующих поэтов: М.И. Алигер, И.А. Бродский, С.В. Викулов, Е.М. Винокуров, А.А. Вознесенский, Г.Я. Горбовский,

Тема №10. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
План: 5. Отношения к русской литературе и с русской литературой (В. Ерофеев «Русские цветы зла») 6. М. Эпштейн, Манифест нового века как инструкция к прочтени

Самостоятельная работа
1)Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам 2)Технический минимум (обязательный для КАЖДОГО) групповое собеседование:

Л. М. ЛЕОНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОЙ НАТУРФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ
План: 1. Пьеса Л. Леонова «Нашествие» как отражение военных событий: • Специфика изображения обстоятельств в произведении, • Конфликт (внутренний и внешний) и его влияние

Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование
В качестве входной контрольной работы предлагается домашнее эссе «Что меня привлекает (отталкивает) в современной русской литературе» (1 неделя). В

КАК КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
Обязательный теоретический минимум: поэма, роман, постмодернизм, центон, аллюзия, дискурс, экзистенция Текст для анализа:

Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями современной русской литературы, показать знание теоретических основ курса, умения интерпретировать прочитанный художест

Критерии оценки
Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание с минимальны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги