рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанровые модификации русского романа второй половины хх века

Жанровые модификации русского романа второй половины хх века - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, Творчество поэтов «серебряного века» после октябрьской революции План: 1. Образ Петербурга В Романе А. Битова «П...

План:

1. Образ Петербурга в романе А. Битова «Пушкинский Дом»:

· Определите свое отношение к авторской жанровой интерпретации произведения: А. Битов назвал повествование романом – музеем. Существует ли в современном литературоведении такая жанрово-видовая модификация повествования? Что позволило автору таким образом определить роман? Какими, на ваш взгляд, чертами должен обладать роман – музей?

· Местом действия «Пушкинского дома стал Ленинград. Почему автор дистанциирует Ленинград и Петербург? Что представляет собой литературный Петербург Льва Одоевцева? Почему главный герой романа живет литературными идеями и образами?

· Для чего в романе описана династия Одоевцевых? Чем отличаются литературоведческие взгляды Лёвы от концепции деда? Почему Лев не может найди общий язык с отцом? Каким образом эти противоречия отражаются на композиционном уровне романа?

· Объясните названия трех частей произведения. Какие мотивы заимствованы из литературного наследия русских классиков?

· Как представляет автор «мир идей и взаимоотношений»? Почему любовная линия становится центром повествования? Определите признаки описываемого исторического времени в произведении. Что собой представляет Пушкинский дом в действительности и что подразумевается в романе?

· Является ли новаторским альтернативный финал? Могут ли расцениваться комментарии как самостоятельная часть произведения? Аргументируйте свои ответы.

· На кого из литературных героев похож Лев Одоевцев? В чем пародийность его образа? Можно ли его назвать современным Обломовым? Почему? Для чего автор подробно рассказывает о «Неподвижно лежащем в зале музея молодом человеке с нелепо завернутой за спиной рукой»? Какое это имеет значение для финала произведения? В заключение сделайте вывод о мотиве несовпадения «вечного» культурного архетипа Петербурга с его ленинградской действительностью в романе.

2. Субъективное и объективное в антиутопии В. Войновича «Москва 2042» :

· Почему в предисловии В. Войнович особо указывает на наличие прототипа? Какие, на ваш взгляд, авторские черты имеет главный герой, а какие – второстепенные персонажи? Приведите примеры из текста, прокомментируйте свое мнение.

· Можно ли говорить о Виталии Карцеве как о писателе - эмигранте, представителе третьей волны эмиграции? Какие детали на это указывают и что противоречит такой трактовке образа?

· Какую роль в судьбе главного героя анализируемого художественного произведения сыграли фройляйн Глобке, Миттельбрехенмахер, Джон? Каким образом в начале романа автор подчеркивает ментальность главного героя?

· Почему таким героям как Зильберович, Сим Симыч Карнавалов, Лешка Букашев нашлось место в будущем? Как изменились их взгляды? Каким образом стал относиться к ним Карцев?

· Какими антиутопическими чертами обладает роман в целом? Можно ли назвать антиутопическими трансформацию жизненных реалий героев?

· Что представляет собой Москва 2042 года? Почему так важна маркировка имен (Берий, Дзержин, Классик, Эдисон, Искрина и т. п.)?

· Объясните абсурдность ряда идей и лозунгов нового общества. Приведите примеры ярких сравнений, развернутых метафор, игры слов в тексте. Для чего это используется автором?

· Определите основную идею произведения. Какую роль сыграло появление романа в истории русской и мировой литературы?

3. Концепт «сон» и его художественные функции в романе Л. Е. Улицкой «Казус Кукоцкого»:

· Почему при разработке концепта важны индивидуальное восприятие и культурная традиция не только автора, но и читателя? Как представлена теория существования общих понятий (концептов) как особых форм познания действительности в свете учения З. Фрейда «Введение в психоанализ»? Чем отличается антропоморфный компонент понятий «сон», «сновидение», «видение»? Можно ли принять возможность трансляции неопознанности знаковой проекции сна в изложении Елены за прогрессию болезни?

· В чем выражается авторское представление о реальности сна как вставной конструкции в сюжетообразовании произведения? Можно ли рассматривать вторую часть романа «Казус Кукоцкого» как путешествие в потусторонний мир? Каждый из безымянных персонажей этой части наделен прозвищем. По какому принципу они даются? Можно ли провести параллели с реальной действительностью, описанной в других частях произведения? Какие ассоциативные ряды возникают в связи с этим? Почему автору важно показать сон больной Елены как вещий?

· Как складываются отношения героев до сна и после? В подтверждение своих выводов приведите конкретные примеры из текста, особо указав способы отражения психики героев через восприятие других лиц во сне и наяву. Меняется ли внутренняя доминанта Матушки (Василисы) во сне по сравнению с текстовой реальностью?

· Почему в романе сильно религиозное начало? Как объяснить тот факт, что доктор Кукоцкий не видит снов, но обладает внутренним зрением? В чем суть его казуса?

· Если воспринимать деперсонализацию как утрату целостности, растворение характера, общее определение тех явлений кризиса личностного начала, которые получили название «кризис индивидуальности», «смерть субъекта», то можно ли говорить о деперсонализации а) всех герое романа; б) женских характеров; в) только Елены; г) нельзя об этом говорить. Аргументируйте свой ответ.

· Можно ли роман Л. Е. Улицкой «Казус Кукоцкого» отнести к русскому постмодернизму или нет. Есть ли возможность трактовки анализируемого произведения как образца постреализма?

4. Мифопоэтическое начало романа Л. Е. Улицкой «Медея и ее дети»:

· Как мифопоэтика связана с герменевтикой? Что собой представляют герменевтические указатели в тексте? В любом ли художественном произведении они есть? Можно ли рассматривать указанный роман Л. Улицкой как образец современной мифопоэтики?

· Что общего у Медеи из романа Л. Улицкой и Медеи в трагедии Эсхила «Кормилица Диониса», Софокла «Жительница Колхиды», Еврипида «Медея», Сенеки «Медея», П. Корнеля «Медея», Жан Ануя «Медея», Франца Грильпацера «Золотое руно»? Почему мотив убийства отвергается современными прозаиками (Л. Улицкая, Л. Петрушевская»)? Есть ли в тексте Л. Улицкой указания на предшествующий художественный опыт раскрытия характера героини?

· Как связаны женские истории Сандры и Медеи, Ники и Маши? Почему автор ставит героинь в схожие ситуации? Как можно объяснить радикальное решение Маши? Сильнее ли она Ники? В чем специфика восприятия окружающего мира Никой? Почему именно ее из многочисленных родственников выделяет Медея?

· Почему так важна для Медеи поездка в Ташкент? Какое место в структуре романа занимает образ Алены, снохи и подруги Медеи?

· Какова история взаимоотношений Медеи и Георгия? Что побуждает его настоять на том, чтобы завещание тетушки вступило в законную силу? Чем обусловлен выбор места Георгием для своего дома?

· Какую роль играют Равиль Юсупов, Нора, Алик, Бутонов в раскрытии нюансов психологии главных героинь? Почему им всем есть место в доме Медеи? Могут ли и они называться детьми Медеи?

· Можно ли рассматривать дом как архетип в романе? Обоснуйте свой ответ.

· Почему местом действия выбран Крым? Является ли это своеобразным герменевтическим указателем в тексте?

5. Диалог с классическим произведением в жанре детектива (Б. Акунин «Ф М»):

· Дайте определение массовой культуре, при этом особое внимание уделите типу предполагаемого читателя (не знающего особенностей развития художественной культуры, не обладающего изысканным вкусом, не желающего самостоятельно мыслить, тяготеющего к общепризнанным стандартам, ищущего развлечений). Согласны ли вы с такой точкой зрения на современную литературу?

· Охарактеризуйте современные детективы как особую разновидность массовой литературы. Должен ли филолог следить за развитием детективного жанра? Мотивируйте свой ответ.

· Определите, к какому виду детективов можно отнести анализируемый текст (классический, политический, криминальный)? Почему?

· Архитектоника романа дает возможность соединения двух планов. Как вы думаете, почему Б. Акунин избирает именно такую структуру? Чем объясняется названия глав? Для чего автору стилизация? Какие возможности при этом открывает жанр детектива?

· Сравните трактовки образов героев Ф. М. Достоевского и Б. Акунина? Что меняет автор интерпрета и для чего? Выделите обязательные для «Ф М» ролевые позиции персонажей.

· Какое значение для развития коллизии имеет зеленая, красная, синяя папки? Какую роль в судьбе Ники, Саши, Валентины играет философия Достоевского?

· Можно ли считать главным героем Фандорина? Что роднит Фандорина, героя «Ф М», с Фандориным, героем других романов Б. Акунина («Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник» и др.)?

· Опираясь на знание текста романа Бориса Акунина «Ф М» подтвердите или опровергните примерами следующее наблюдение Ю. М. Лотмана: «Достоевский задавал сюжету инерцию детективного романа, которая затем вступает в конфликт с конструкцией идеолого-философской и психологической прозы». Считает ли так же автор «Ф М»? Аргументируйте свой ответ.

· Как вы понимаете смысл финала произведения? Какое значение для уяснения авторской позиции Б. Акунина имеют дополнения и примечания?

· Можно ли считать анализируемый роман «вторичной литературой»?

6. Произведение А. Кима «Отец - лес» как роман – притча:

· Почему за основу своего произведения А. Ким берет притчевое начало? Какое место занимает Лес в системе персонажей?

· Можно ли сказать, что роман «Отец - лес» состоит из отдельных новелл? Что является связующим звеном в изображении растительного мира и мира людей?

· В центре повествования находится судьба трех поколений рода Тураевых. Откуда берется тоска, которая поражает Николая, Степана, Глеба? В каких эпизодах жизнеописаний героев происходит наложение образов? Для чего используется такой прием автором?

· Какое место в судьбе деда, отца и сына занимают Вера Ходарева, Марианна Ленц, Серафима Грачинская соответственно? Почему А. Ким намеренно лишает героев любви и понимания со стороны женщин? Каков смысл рефрена «Я – ОДИНОВЕСТВО»? Можно ли отнести это состояние ко всем героям произведения?

· Какое место в композиции произведения занимают истории Артюхи Власьева, Царь-бабы, Ральфа Шрайберга, сержанта Обрезова, Савоськи Ротанкова, Анастасии Мариной, Инкери Парконен, Василия Неквасова? Почему автор соединяет корни родов, что является основополагающим в обрисовке истории жизни героев и их потомков?

· Какое место в сюжете отводится историческим событиям? Способны ли герои пройти испытание временем и обстоятельствами? В чем философская сущность сопоставления Дома и Леса? Какую роль играет Колин дом для большинства героев? В чем суть использования метафор и метаморфоз в разработке данной сюжетной линии?

· Из каких философских и мифологических корней вырастает метафорическая система романа «Отец - лес»? Как вы понимаете название произведения? Какова функция Железного Змея (Змея Горыныча) в романе?

· В финале произведения автор обращается к библейскому сюжету. Так, А. Ким описывает встречу воскресшего Христа с путешественниками в Эммаусе и эпизод преломления хлеба. Можно ли сказать, что автор следует библейской традиции на протяжении всего повествования? Приведите примеры нескольких текстовых определений что есть Бог. В чем иносказательный смысл таких высказываний? Можно ли в тексте кроме библейской традиции проследить элементы язычества, буддизма? Для чего это сделано?

Литература:

4) Зайцева, А. С. Эстетика русского литературного «андеграунда» / А. С. Зайцева // Поэтика русской прозы ХХ века. – Уфа: изд-во «ПНК», 1995.

5) Липовецкий, М. Н. Разгром музея (поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом») / М.Н. Липовецкий. - Новое литературное обозрение. – 1985. - № 11.

6) Лотман, Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю. М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. – Таллинн, 1993.

7) Любимова, А. Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций / А.Ф. Любимова // Традиции и взаимодействия в русской и зарубежных литературах. – Пермь: изд-во ПГУ, 1994.

8) Метелищенкова, А. Проза Б. Акунина как модель продуктивного литературоведения / А. Метелищенкова // Русская литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. – М. : Флинта, Наука, 2002. С. 263-268.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество поэтов «серебряного века» после октябрьской революции

Тема возвращенные имена творчество а платонова я здесь не существую я только думаю.. самостоятельная работа.. индивидуальное собеседование по прочитанным текстам..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанровые модификации русского романа второй половины хх века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕМЕСТР 9
ИСТОРИЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)   Тема № 1. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. (2 часа)

Литературное наследие позднего а. Блока
План: 1. Влияние эстетических взглядов В. Соловьева на А. А. Блока. 2. Эволюция патриотической темы в поэзии А. А. Блока. Символ России для поэта. «Родина» ка

Творчество с. Есенина в свете новокрестьянской поэзии и теории имажинизма
План: 1. Новокрестьянские поэты: сущность и цели объединения. 2. Стилизация поэмы Н. Клюева «Погорельщина». 3. Основные идеи стихов С. Клычкова.

В.В. Маяковского после 1917 года
План: 1. «Я сам» как автобиографическая летопись. 2. Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА». 3. Попытки создания нового искусства. «Мистерия

«несвоевременные мысли» м. Горького как воплощение совести писателя
План: 1. Понятие Горьким революции. Его ранние романтические произведения. 2. История создания «Несвоевременных мыслей». 3. Сущность революции: идеал

Жанр антиутопии в творчестве е. Замятина и
В. НАБОКОВА (2 часа) План: 1. Утопия и возникновение антиутопии. 2. Е.Замятин: творческая судьба. 3. Проблематика и художес

Поиски в области повествовательных форм
А. Н.ТОЛСТОГО(2 часа) План: 1. Причины эмиграции А. Н. Толстого и специфика его взглядов на революцию. 2. Специфика работы автора с

«судьба моя – Россия…» (жизнь и творчество
Б. Л. ПАСТЕРНАКА) (1 час) План: 1. Место поэта в социальном развитии общества (Б.Пастернак сборник «Сестра моя – жизнь»). 2. Отношен

А. платонова
План: 1. «Я здесь не существую. Я только думаю здесь….»: жизненный путь А.П. Платонова. 2. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опаснос

Возвращенные имена: творчество м. Булгакова
План: 1. Место творчества М. А. Булгакова в культурной жизни России 1920 - 40-х годов. 2. Изображение действительности М. Булгаковым в романе «Белая гвардия»:

В русской литературе
План: 1. Творческая судьба одного из поэтов - фронтовиков (К. Симонов, Ю. Друнина, М. Исаковский, А. Сурков, М. Дудин, Б. Окуджава, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, О. Берг

Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями истории литературы советского периода. Они должны показать знание художественных текстов, умение анализировать их в соо

Критерии оценки
ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПУСКОМ К ЭКЗАМЕНУ Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содерж

Изображение тоталитаризма в русской литературе
План: 7. Что такое тоталитаризм? Экскурс в историю России. 8. «Крик боли и отчаяние»: А. Жигулин «Черные камни» 9. Детский и взрослый мир на фоне пол

Романы – хроники в контексте «деревенской» прозы
План: 7. Понятие «деревенской» прозы. Значение творчества В. Шукшина для ее развития. 8. Русский национальный характер в произведении Ф. Абрамова «Пряслины»;

Разновидности современной русской повести
План: 1. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведении В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» ·Какие, по вашему мнению

Современное состояние жанра рассказа в русской литературе
План: 1. Образы праведниц в рассказах В. Г. Распутина 1990 – 2000 - х годов (на примере произведений «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю»): · Какое мес

Натурфилософская и условно-метафорическая проза в современной русской литературе
План: 1. Карнавальные традиции в философской сказке Фазиля Искандера «Кролики и удавы» : · Представьте различные точки зрения на творчество Ф. Искандера в целом,

И их своеобразие
План: 1.Драматические опыты Венедикта Ерофеева: · Выявите специфику драматических произведений автора целесообразно прокомментировать некоторые противоречивые

Закономерности развития современной русской поэзии
Практическое занятие построено в форме проведения групповых презентаций по творчеству следующих поэтов: М.И. Алигер, И.А. Бродский, С.В. Викулов, Е.М. Винокуров, А.А. Вознесенский, Г.Я. Горбовский,

Основные проблемы современной литературной критики
План: 5. Отношения к русской литературе и с русской литературой (В. Ерофеев «Русские цветы зла») 6. М. Эпштейн, Манифест нового века как инструкция к прочтени

Самостоятельная работа
1)Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам 2)Технический минимум (обязательный для КАЖДОГО) групповое собеседование:

Л.М. Леонов как представитель русской натурфилософской прозы
План: 1. Пьеса Л. Леонова «Нашествие» как отражение военных событий: • Специфика изображения обстоятельств в произведении, • Конфликт (внутренний и внешний) и его влияние

Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование
В качестве входной контрольной работы предлагается домашнее эссе «Что меня привлекает (отталкивает) в современной русской литературе» (1 неделя). В

Как семейная хроника
Обязательный теоретический минимум: роман - хроника, литературная хроника, эпопея, сага, трилогия, контекст, подтекст Текст для анализа:

Как книга путешествия
Обязательный теоретический минимум: поэма, роман, постмодернизм, центон, аллюзия, дискурс, экзистенция Текст для анализа:

Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями современной русской литературы, показать знание теоретических основ курса, умения интерпретировать прочитанный художест

Критерии оценки
Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание с минимальны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги