Реферат Курсовая Конспект
КАК КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Обязательный Теоретический Минимум: Поэма,...
|
Обязательный теоретический минимум:
поэма, роман, постмодернизм,
центон, аллюзия, дискурс, экзистенция
Текст для анализа: Вен. Ерофеев «Москва - Петушки»
Рекомендации к выполнению работы:
В начале контрольной работы дайте краткую предысторию публикации поэмы Вен. Ерофеева «Москва – Петушки». Можно ли произведение отнести к постмодернистским текстам? Обоснуйте свой ответ.
Главный герой поэмы – Веничка. Кто это: повествователь или двойник автора? Почему в изображении характера Венички акцент сделан на экзистенцию как образ мыслей?
Можно ли текст отнести к жанру путешествий? Почему автор не дает четкого деления на главки, вместо этого разрыв мысли сопровождается появлением новой части?
Согласны ли вы с тем, что данное путешествие продолжает литературный ряд («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Чевенгур» А. Платонова, «Страна Муравия» А. Твардовского и др.), в котором основной ставится проблема свободы и счастья человека? Какое значение в таком случае имеет алкоголь как способ примирения с действительностью?
Можно ли назвать произведение исповедью алкоголика, а самого героя - юродивым? Что по этому поводу считают А. Кавадеев, А. Генис, А. Зорин, М. Липовецкий? Чье мнение литературных критиков вам ближе? Почему?
В поэме много скрытых, прямых, косвенных цитат. Приведите примеры. Как проявляет себя центон? Можно ли говорить о наличии дискурсов?
Какое значение для раскрытия основной темы имеют дословные, вольные, значительно измененные цитаты из Библии? Приведите примеры и прокомментируйте их.
Чем заканчивается произведение? К какому источнику восходит появление четырех всадников? Что оно означает в первоисточнике, что в тексте Вен. Ерофеева?
В завершение дайте культурологический комментарий к образам Марата, Шахерезады, сфинкса, Понтия Пилата, Митридата. Для чего эти образы необходимы автору?
Методические задания:
1. Составьте схему путешествия по маршруту Москва - Петушки. Можно ли использовать схему в качестве наглядного пособия при изучении поэмы Вен. Ерофеева в школе?
2. Заполните таблицу:
Пункт остановки | Самочувствие и мысли Венички | Окружение Венички |
Как соотносится продолжительность путешествия и самочувствие героя? Дайте методические рекомендации к использованию таблицы на уроках по изучению поэмы в 11 классе.
3. Представьте тематическое планирование уроков по изучению текста поэмы Вен. Ерофеева «Москва – Петушки», имея в виду теоретические противоречия в определении жанра произведения, учитывая, что на изучение произведения на факультативном курсе отводится 3 часа.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вайль, П. А. Страсти по Ерофееву / П. А. Вайль, А. А. Генис. - Книжное обозрение. - 1992. - 14 февраля. - № 7. – С.23-45.
2. Верховцева–Друбек, Н. А. «Москва – Петушки» как parodia sacra / Н. А. Верховцева – Друбек. - Соло. - 1991. - № 8. – С. 24 - 39.
3. Зорин, А. Н. Пригородный поезд дальнего следования / А. Н. Зорин. - Новый мир. – 1989. - № 5. – С. 13 - 56.
4. Кавадеев, А. С. Сокровенный Венедикт / А. С. Кавадеев // Соло. - 1991. - № 8. – С. 39- 48.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Васюшкин, А. М. Петушки как второй Рим? / А. М. Васюшкин. - Звезда. – 1995. - № 12. – С. 45 - 65.
2. Курицын, В. В. Мы поедем с тобою на «А» и на «Ю» / В. В. Курицын. - Новое литературное обозрение . – 1992 . - № 1. - С.43-56.
3. Левин, Ю. А. Комментарий к поэме «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева / Ю. А. Левин. – М. : Изд-во Хайнриха Порайдля, 1996. – 354 с.
4. Померанц, Г. О. Разрушенные традиции в русской культуре / Г. О. Померанц. - Новый мир. - 1992. - № 1. – С. 11 - 45.
Тема № 4:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ МИРОЗДАНИЯ В РОМАНЕ В. ОРЛОВА «АЛЬТИСТ ДАНИЛОВ»
Обязательный теоретический минимум:
герменевтические указатели в тексте,
герменевтика, «другая проза», мифема,
мифологема, патетика, пародия, хронотоп.
Текст для анализа: В. Орлов «Альтист Данилов»
Рекомендации к выполнению работы:
Роман В. Орлова «Альтист Данилов» многие специалисты в области литературы называют попыткой мифотворчества. До непосредственного анализа предложенного художественного текста объясните следующие термины и понятия: мифема, мифологема, патетика, пародия, хронотоп. Считаете ли вы данный роман В. Орлова образцом современного мифопоэтического творчества? Какие основания для этого?
Главный герой романа – полудемон на доверии, альтист Данилов. Какие черты демона он унаследовал и что в его характере от человека? Как характеризуют его столкновения с Земским, дружба с Муравлевыми, привязанность к Наташе?
Укажите значение гротеска в раскрытии философии Данилова. Почему он боится повышения по службе?
Каково устройства Девяти слоев? Чем это объясняется? В чем специфика отношений внутри столь сложной общественной структуры? Есть ли герменевтические указатели и аллюзии (А. Данте, М. Булгаков и др.) ?
Каковы взаимоотношения Данилова и Кармадона? В чем основное отличие представленных литературных характеров? Почему отношение к людям у сослуживцев различно? Чем можно объяснить метаморфозы Кармадона: что это проявление человеческого или выявление сущности демона?
Проблема творчества и свободы творческой личности в современную эпоху стала важнейшей в романе. Как решает герой вопрос соотношения духовных устремлений с материальными потребностями?
Можно ли считать описание общества хлопоблудов сатирой на непосредственную действительность? В чем суть деятельности этих людей?
Рассмотрите специфику воссоздания пространственно-временного аспекта повествования. Создает ли автор хронотопы? Назовите их, дайте непосредственную характеристику их роли в романе.
Какова роль Ростовцева, Кудасова, Корнеева, Переслегина, Клавдии Петровны в жизни Данилова и в системе раскрытия проблематики произведения?
Выделите конкретные примеры, свидетельствующие о сплетении реальности с фантастикой, патетики с пародией. В чем стилевые особенности повествовательной манеры автора?
Такие литературоведы, как О. Павлов, Г. Нефагина и другие отмечают близость романа В. Орлова «Альтист Данилов» к творческой доминанте М. А. Булгакова. Сам автор указывает, что он «не столько идет за Булгаковым, сколько вступает с последним в серьезную полемику». О какой полемике, на ваш взгляд, идет речь? В чем точки соприкосновения в раскрытии общих тем, в чем принципиальные различия во взглядах писателей?
Сделайте соответствующие выводы о сущности мироздания в изображении В. Орлова. Что является смыслом жизни для героев и автора? Типична ли для русской литературы конца ХХ века подобная трактовка жизненной философии?
Методические задания:
1. Определите место и значение творчества В. Орлова в школьном литературном образовании.
2. Перечислите виды работ над анализом текста романа «Альтист Данилов». Дайте методический комментарий к одному виду.
3. Предложите темы мини-сочинений (7 - 10) по творчеству В. Орлова.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учеб. для вузов / Л. Г. Бабенко. – М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
2. Герменевтика: история и современность / Под ред. И. М. Истомина. – М. : Наука, 1985.
3. Жиндеева, Е. А. Сущность мироздания в романе В. Орлова «Альтист Данилов» / Е. А. Жиндеева // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. ст. - Вып. 3 .- Саранск , 2003. - С. 96 - 103.
4. Чупрынин, С. Русская литература сегодня. Путеводитель / С. Чупрынин. – М. : ОЛМА – Пресс, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Иваницкая Е. Еще раз о нравственности и «безнравственности» в литературе. - Октябрь. -1995 . - № 11.
2. Калушина, Т. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры. - Вопросы искусствознания. – 1996. - № 1 - С.192 - 202.
3. Лотман, Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования 1958-1993. История русской прозы. Теория литературы в 2-х т ./ Вступ. ст. И. А. Чернова; сост. Н. Г. Николюк, О. Н. Нечипоренко. - СПб : Искусство, 2005. - 845 с.
4. Постмодернисты о посткультуре : интервью с современными писателями и критиками./ Под ред. Н. В. Левченко. – М. : Пресс, 1998.
Тема № 5:«КОЗЛЕНОК В МОЛОКЕ» Ю. ПОЛЯКОВА КАК ОБРАЗЕЦ СОВРЕМЕННОЙ «ГОРОДСКОЙ» ПРОЗЫ
Обязательный теоретический минимум:
«городская» проза, повествователь, роман,
автор, текст, подтекст, виды романа,
контекст, аллюзия, цитата, эпиграмма
Текст для анализа: Ю. Поляков «Козленок в молоке»
Рекомендации к выполнению работы:
Вначале необходимо определить исторические условия формирования и проблемы, выдвигаемые «городской» прозой. Особое внимание обратите на историю возникновения термина и его условность.
Перечислите писателей-представителей «городской» прозы. Какое место среди них занимает творчество Ю. Полякова? Кратко охарактеризуйте проблемы, поднимаемые писателем в произведениях «Сто дней до приказа», «Замыслил я побег…», «Апофигей». Прослеживается ли преемственность авторского замысла в романе-эпиграмме «Козленок в молоке» и других текстах Ю. М. Полякова?
Почему автор избрал в качестве эпиграфа отрывок из письма М. А. Булгакова к И. В. Сталину? Могли бы вы предложить другой вариант эпиграфа к произведению? Обоснуйте свой ответ.
Если учитывать, что «жанровый канон определяет ожидания читателя, отступления же от него – знак преобразования исходной формы, который активизирует восприятие адресата текста» (Николина, 2003 : 25), то какие особенности внутрижанровой модификации романа-эпиграммы можно выделить как основополагающие? Определите, какие жанровые тенденции преобразуются в обозначенном повествовании Ю. Полякова. Чем это обусловлено?
Роман «Козленок в молоке» посвящен описанию «закулисной» литературы эпохи распада социализма. Между тем Ю. Поляков дает несколько определений сущности деятельности литератора, например, «… профессия литератора очень напоминает первобытное собирательство. Вырвал корешок, надкусил. Горько – сплюнул и выбросил, вкусно – сунул в торбочку и дальше побрел». Что скрывается за авторской образностью? Прокомментируйте другие подобные определения.
Какие композиционные особенности повествования указывают на специфику сознания в произведении? Как разграничиваются в тексте понятия «автор-повествователь», «автор-герой», «автор-комментатор»? В чем специфика авторского сознания?
Укажите на искаженные реалии в тексте. Для чего они приводятся? Почему становится важна задуманная мистификация? Имеет ли, на ваш взгляд, это отношение к современному развитию литературы?
Чем объясняется специфика названия произведения? Что скрывается за символами «козленок», «молоко»? В «Энциклопедии символов, знаков, эмблем» указывается на то, что козел – символ мужского начала в Китае, священное животное в Скандинавии, но в ближневосточной, а затем и в христианской традиции, козлиный облик имеют бесы. В значении нечистого животного козел противопоставляется козленку (агнцу), который символизирует небесную чистоту и святость. Прокомментируйте данные факты в соответствии с содержанием анализируемого художественного произведения. Как автор создает подтекст названия и его содержания? Приведите примеры других «игр» с подтекстом и объясните суть столкновения авторских трактовок.
Обратите внимание на стиль писателя. Почему часто встречаются ремарки типа «Запомнить!», «Не запоминать» и другие? Для чего ряду исторических явлений (например, ЦДЛ и др.) даются определения и уточнения? Отметьте лексическую составляющую текста, особенности новообразования слов. О чем это свидетельствует?
Существуют ли спорные точки зрения на произведение? В качестве выводов приведите собственные суждения по поводу места в историко-литературном процессе романа-эпиграммы Ю. Полякова «Козленок в молоке». Ощутимы ли отходы от «городской» прозы в повествовании (какие и почему)?
Методические задания:
1. Составьте систему вопросов к сравнительно-сопоставительному анализу произведений (одно из которых указанный роман) в 11 классе общеобразовательной школы.
2. Подготовьте 2 - 3 эпиграфа к уроку внеклассного чтения по изучению творчества Ю. М. Полякова. Обоснуйте свой выбор.
3. Начните составлять словарь языка и стиля Ю. М. Полякова:
Ø научные термины и понятия;
Ø просторечия, пословицы, поговорки;
Ø собственные афоризмы;
Ø образные средства речи и т.д.
Какие виды комментирования требуют обращения к данному словарю?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Власенко, Т. Л. Литература как форма авторского сознания: пособ. для студ. филол. фак. / Т. Л. Власенко. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 1998.
2. Матросов, А. С. Русская культура ХХ века: метрополия и диаспора / А. С. Матросов. – Тарту, 1996.
3. Немзер, А. С. Литература сегодня: о русской прозе: 1990-е / А. С. Немзер. - М.: Флинта, Наука, 1998.
4. Королев, К. А. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / К. А. Королев. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кожинов В. В. Слово как форма образа // В. В. Кожинов. - М.: Просвещение, 1964.
2. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
3. Проблема автора в художественной литературе // Под ред. Б. О. Корман. – Воронеж : 1967-1974. ( Вып. 1 - 4. Ижевск, 1974).
4. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. - М.: Просвещение, 1968.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Тема ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА ТВОРЧЕСТВО А ПЛАТОНОВА Я здесь не существую Я только думаю... Самостоятельная работа... Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КАК КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов