рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Афинская демократическая республика

Афинская демократическая республика - раздел История, Афинская Демократическая Республика План Введение 1. Архонты И Ареопаг 2. Реф...

Афинская демократическая республика План Введение 1. Архонты и ареопаг 2. Реформы Солона 3. Тирания Писистрата 4. Реформы Клисфена 5. Афинское государство в V-IV вв. до н.э. 6. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. Заключение Список использованной литературы 17 Введение Территорию Аттики область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных.

К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы.

Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией.

Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования. Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение синойкизм племен, населявших Аттику, в единый афинский народ.

В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного независимого от племенных различий и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике.

Эти конфликты, наиболее отчетливо Проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправно и зависимого населения феты, иностранцы, рабы и т.д создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической государственной власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения.

Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением также приписываемым Тесею на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников. К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Архонты и ареопаг

опять-таки представители эвпатридов. до н.э. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий -... Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афина... Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принима...

Тирания Писистрата

В 555 был изгнан противниками из города, но спустя шесть лет с помощью... В особых случаях на самых неплодородных земельных участках государстве... Те, кто получил увечья на войне, стали получать содержание от государс... Важное значение придавал Писистрат расширению внешних экономических св... Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его...

Афинское государство в V-IV вв. до н.э

Афинское государство в V-IV вв. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли з... Отходит в прошлое патриархальное рабство. Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободн...

заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его. точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей. В Совет пятисот буле входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета булевты избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.

Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий пританий, состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета собрания. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных.

В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей.

Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии а внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин б предварительное рассмотрение законопроекта Сортом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания в принятие законопроекта народным собранием г принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию.

Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность кроме военных дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось исключение составляли только стратеги. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе.

В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным. Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков. К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие.

Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом Дэинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве.

Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами ксенами. Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица всего в Афинах их было около 700 управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах. Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг.

Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско- правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и по мелким делам коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам.

Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание. Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов гоплитов, ряд легковооруженных и определенное число всадников, Зажавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время не афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти генное обучение.

Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н.э. Для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. R IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы - токсоты около 200 человек. Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу.

Немаловажную роль играло и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам. Заключение Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных по масштабам Афин землевладельцев и торгово- ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан - мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов.

Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису. Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза.

Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к утрате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический переворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократическими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот.

Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту - единственного союзника перед лицом угнетаемых рабов. 7 Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии.

В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада.

Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций римской державы. Список использованной литературы 1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона. М 1961. 2. Знаменитые греки. Л 1961. 3. История Древней Греции. М 1972. 4. Геродот. История. Л 1972. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М 1979. Биография Солона. 6. Аристотель.

Политика. Сочинения. М 1984. Т. 4. 7. Аристотель. Афинская политика. М 1996. 8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М 1961. Т. 1. биография Солона . 9. Геродот. История. Л 1972 Аристотель. Афинская полития Античная демократия в свидетельствах современников. М 1996. 10. Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. Л 1988. 11. Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л 1972. 12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М 1961. Т. 1. Древняя Индия Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации.

Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира. Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.

На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом - Гималаями.

Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая. Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу.

Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях. Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья камня, металлургических руд, лесоматериалов. Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли в основном через Иран и Среднюю Азию. Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек Инда с его пятью притоками Пятиречьем - Пенджабом, давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков.

Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан. В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков.

Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги. Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении. Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках языке мунда и др в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах.

Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык - санскрит что означает очищенный. В отличие от него разговорные языки получили название пракритов. Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями.

Это этническое наименование получило позднее значение благородные, так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент. Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла.

Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте где мог сохраниться такой хрупкий материал, как папирус. С другой стороны пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного.

К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями. Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники. Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения Веды обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа , Махабхарата эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты и Рамаяна сказание о деяниях царевича Рамы. Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник Законы Ману, хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности ок. III в. до н.э ок. III в. н.э Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами. Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье.

Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки III в. до н.э высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя. Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени V в. до н.э следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём Анабасисе Александра он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении - Индия - дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III - II тысячелетий до н.э характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите. Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны.

На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы в Пенджабе и Мохенджо-Даро в Синде. Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из меди, затем даже из бронзы.

Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня. Основой экономики было плужное земледелие рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы. Кроме злаков пшеницы, ячменя и риса и фруктовых деревьев финиковых пальм, манго и др возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло. Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.

В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении вероятно с северо-запада пока нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению.

Скорее всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо- Даро применяя современные названия подвергались разгрому. Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в социально экономическом развитии древней Индии. История Индии после арийского завоевания известна нам главным образом по поэтическим произведениям Ведам, Махабхарате и Рамаяне. После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда насупил упадок и раздробление.

Большое значение приобретают районы по верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом ценности являются коровы. Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в первую очередь в появлении на рубеже II - I тысячелетий до н.э. железных орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам, дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие распространилось далеко за пределы речных долин.

Особое значение приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры, как рис, хлопок и сахарный тростник. Прослеживаются растущие социальные расслоения.

Лучшие земельные наделы переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются даса, означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников. Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое страшное, свою красавицу жену. Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление.

Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не представителей господствующей знати. В такой обстановке родоплеменное устройство всё больше уступает место государственной организации. Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков. Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях.

Одна из них правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии на среднем течении Ганга. Её представителем был прославленный Рама, который впервые добрался до Цейлона Ланки, что свидетельствует о расширении внешних связей. Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн часто их называют португальским термином касты, однако это название больше подходит к индийскому джати обозначению более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или иную профессию, существование которых является своеобразной чертой индийского общества.

Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение брахманы жрецы и кшатрии военная знать. По преданию первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые - из его плеч. Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев.

Они считались вышедшими из бёдер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока. Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей.

Даже некоторые религиозные обряды, например почётная церемония второго рождения, для них не устраивались. Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые неприкасаемые, которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы осквернить чистую воду. Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в своде Законов Ману. На первом месте здесь поставлены брахманы.

Подчёркивается, что военная знать кшатрии должна их почитать даже столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом. Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали вместе. За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного.

Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскалённого железа. Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн как тот царевич, который проиграл себя и своих братьев в кости. Правда, порабощённым из среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю. Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось религией.

При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов. По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим конечно, в богословских построениях. По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная брахманизмом.

Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению. До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств.

Одно из них - Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара 543-491 гг. до н.э. овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой священной реки и прилегающие к нему горные местности. В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года 327-325 гг. до н.э. овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда. Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта.

Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже если верить одному из преданий, распространяемому его врагами принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по 298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей её был город Паталипутра. Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них - Селевком.

Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда в пределах современных Афганистана и Белуджистана. Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке 273-236 гг. до н.э При нём было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000. В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги.

В широком масштабе применяется искусственное орошение с помощью водоподъёмных колёс. Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь. В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы вывозятся в эллинистические государства.

Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше - в V в. до н.э В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки монополию на продажу соли, хмельных напитков, жемчуга и других товаров. Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким применением рабского труда.

Большинство производителей, однако, составляли земледельцы, объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной устойчивостью. Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба. При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной идеологии индийского общества.

Господствующая религиозная система - брахманизм - всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей.

Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства. Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени. Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих кроме буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения происхождению верующих. Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру. Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII- VI вв. до н.э. и прозванному Буддой просветлённым, откуда и происходит название его учения.

Про этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах человеческих страданий.

Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид похоронной процессии - всё это наводило на него глубокую тоску. Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом джайны же считали аскетическую жизнь благом, от которого не следует отказываться. Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям.

Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной - высшим благом. Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к подавлению желаний, то религиозный культ и жречество становились излишними.

Самоусовершенствование, отказ от богатств и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не могил помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных различий, но считали всё это несущественным. Впрочем, в одном отношении они даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение признавалось возможным лишь для свободных людей.

Рабы не принимались в сангхи общины ранних буддистов. Рабу, который не распоряжается самим собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался закрытым путь к нирване. Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и угнетённых кроме рабов. Отказ от насильственного изменения установившихся порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлем для зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от покушений на имущество.

Буддисты вели проповедь на различных языках, что также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных племён и народностей. Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством.

Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов. Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей. Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять.

Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской общины. В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость. Новая религия не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать мировой в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и исламом. Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству царей из династии Маурья.

Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и отличающихся различным уровнем экономического и культурного развития, оказалась задачей непосильной.

Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёл при династии Шунга 187-73 гг. до н.э которая пришла на смен у династии Маурья. Цари новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с ним система замкнутых варн вновь вошла в силу. Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было сперва Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории современного Таджикистана.

Кушаны в значительной мере восприняли высокую индийскую культуру. В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и опять происходит полное раздробление страны. К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики Веды и эпоса Махабхарата и Рамаяна, которые на первых парах передавалась из уст в уста. Появляются также сборники народных басен Панчатантра, т.е. Пять книг. В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса.

Из его драм особую известность получила Шакунтала, названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь. В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические.

Так, согласно учению чарвака, единственным источником познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела. Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.

В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы. Ещё в протоиндийский период III-II тысячелетия до н.э. в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы.

Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытало влияние индийской. Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования.

Учёный брахман Панини, живший в V-IV в. до н.э создал грамматику очищенного, т.е. литературного языка санскрита. Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами ступы и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески I-III в. н.э Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии главным образом в связи с распространением буддизма. На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.

Список литературы 1. История Индии , К. А. Антонова, Г. М. Бонград-Левин, Г. Г. Котовский, издательство Мысль , Москва 1973 г. 2. Детская энциклопедия 8 том , Д. И. Щербаков и др издательство Просвещение , Москва 1967 г. 3. Детская энциклопедия 12 том , И. В. Латышев и др издательство Просвещение , Москва 1968 г. История государства и права стран древнего востока. Индия Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации.

Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и гос-ва. Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества. С усилием общественного неравенства военный вождь племени раджа, который ранее выбирался собранием и не мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. а должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени.

Со временем эта должность становиться наследственной. Самым крупным и сильным гос-вом того времени была Магадха. Наивысшего могущества это гос-во достигло в IV - III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана.

Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был пнриод крупных политических событий. Создание объединенного индийского гос-ва способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих гос-нных институтов, получивших развитие в последующий период. Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития.

Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство гос-ва. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество гос-нных образований. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

В течении долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась. Древнеиндийское гос-во возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие гос-ного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Например, запрещалось продавать детей без родителей хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять значительные пережитки первобытно - общинного строя.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой гос-ва считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Территория гос-ва в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции джанапады, области прадеши, округа ахале. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня. Воглаве джанапад стояли крупные гос-нные чиновники - раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения. В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно.

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Наиболее известными являются Законы Ману Ману - мифический бог. Точное время составления этих законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. е. и II в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший шлок. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX всего в Законах 12 глав. В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а так же получение милостыни.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в гос-ве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны.

За незаконное присвоение чужой собственности чужого участка земли накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров.

Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д. Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы ману определяют положение женщины следующим образом в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо женщина ни когда непригодна для самостоятельности. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой.

Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин не наказывалось. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др. членовредительские наказания отрезание пальцев, рук, ног штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.

Деятельность юристов в Древнем Риме ПЛАН 1. Введение. 2. Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме. 3. Деятельность юристов в период республики. 4. Школы юристов. 5. Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима. 6. Основные кодификации римского права. Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы.

Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела купить или продать землю, заключить заем - шел за советом к юристу. Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных жестов и символов.

В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки. В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах а. выработке образцовых форм для различных юридических сделок б. консультациях по сложным вопросам в. советах процессуального характера. Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству.

В отличии от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности. Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким же источником, как и обычное право.

Еще в древности юристы стали толковать, комментировать законы и обычаи с целью их наилучшего применения в судебной практике. Так появились первые примитивные систематизации и обобщения права - интерпретации и диспутации. К концу третьего века до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Понтифики были вытеснены из сферы толкования обычаев и права. Их место заняли светские юристы. Одним из крупных правоведов республики был Квинт Люций Сцевола, который преподавал в юридической школе и написал 18 книг по цивильному праву. У него учился знаменитый Цицерон.

Адвокаты, выступая в процессах, приобретали большую популярность, ораторы в судах пользовались известным уважением, часть из них становились магистратами, парадными трибунами. Имелось немало продажных стряпчих, в их числе бывшие адвокаты, которые в целях наживы выступали с ложными, сфабрикованными обвинениями. Их усердие оплачивалось четвертой частью имущества осужденного.

Применительно к судопроизводству юристы предложили ряд точеных формулировок Не должно быть позволено истцу, что не разрешено ответчику. Эта же мысль содержалась в другом правиле Да будет выслушана вторая сторона. Процедура судебного разбирательства тяжбы по имущественным спорам предоставлялась юристам как разновидность борьбы истцы вооружены исками, ответчики - своими возражениями. В период принципата юристы написали ряд сочинений в виде консультаций, комментариев к цивильному праву, к преторским эдиктам, появились монографии и даже учебники.

Во втором веке нашей эры юрист Клавдий Сатурнин разработал в помощь судьям семь пунктов судоразбирательства причина преступления, личность преступника и потерпевшего, место, время, качество, количество, последствия. Однако судьи - чиновники придерживались обвинительного уклона и не всегда считали нужным следовать этим рекомендациям. В Дигестах Юстиниана воспроизводились высказывания юристов о необходимой обороне, о соответствии наказания преступлению, о том, что нет вины там, где нет виновного намерения, каждый неосужденный рассматривался как невиновный, судья виновный, когда виновный оправдан.

Опьянение как отягощает, так и обнажает преступление. В период принципата сформировались два основных направления в римской юриспруденции, две школы прокулианская по имени ее основателя Прокула и сабианская, или касианская. Являясь приверженцами монархии, сторонники первой допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабинианцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву.

Самым знаменитым представителем прокулианской школы был Лабеон, вторым - Капитон. К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли. Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв эпохе начала принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко.

Октавиан Август распорядился, чтобы ответ или разъяснения по вопросам права, данные известными юристами, как бы исходили от самого принципса. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. Ответ юриста мог состоять из одного слова да или нет. При оценке тяжести преступления или правонарушения в судебном разбирательстве считалось весьма важным обнаружить умысел, наличие злой воли, отграничить вину от преступной небрежности, неосторожности, влияния непреодолимых сил и т.д. Где есть вина, там есть возмездие. Большое значение придавалось умыслу, злой воле. Цицерон указывал Погрешает дух, а не тело, где нет намерения, умысла, там нет вины. Из этого делается вывод, чем злее воля, тем сильнее должно быть наказание.

Добровольное признание смягчает вину. Стала пословицей знаменитая формула Без закона нет преступления, нет наказания. Закон, по мнению юристов, прежде всего, нацелен на будущее, судья же рассматривает прошлое, т.е. свершившийся факт. Из этого делается вывод правосудие эффективно там, где существует справедливый и скорый суд, правосудие не может остановиться на полпути, всякое промедление, волокита есть разновидность отказа от правосудия.

Правосудие рассматривалось как постоянное и вечное желание государства обеспечить каждому гражданину его права.

Авторитет закона усматривался в неуклонном его исполнении. Широкую известность имела формула Да совершиться правосудие, чего бы это не стоило, хотя бы и мир погиб. и вместе с тем показания для решения суда зачастую добивались от рабов путем жесточайших пыток. Свидетели, свободные граждане, перед допросом давали присягу. Римские юристы внесли большой вклад в разработку общих принципов цивильного и преторского права. Это позволило властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права.

Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию. Составленный им сборник, в котором насчитывалось 90 книг, получил название Постоянный эдикт. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые правоведы Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права.

Многие положения Постоянного эдикта вошли в свод гражданского права. Знаменитый Ульпиан написал свыше ста крупных работ по данной проблематике. Широкую известность имел его ученик Модестин. Его высказывания о праве составили одну треть нормативных положений Дигест в кодификации Юстиниана. В начале пятого века императоры Феодосий второй и Валентиниан третий издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов - Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая имели для судей обязательную силу. Судьи принимали во внимание также комментарии ученых правоведов.

Иногда возникали разногласия. Император Константин предписал Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления. В кодексе Феодосия первоначально канонизировались только пять классиков-юристов Рима Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству.

При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана. Теоретические положения профессора Гая по римскому праву получили силу закона в кодификации Юстиниана. Случай в юриспруденции редчайший. Инструкции Гая - единственный источник классической юриспруденции, который сохранился почти полностью.

Они были самым распространенным учебным пособием в школах империи. Знаменитые ученые-правоведы, классики римского права, как правило, редко выступали в суде, не занимались адвокатской практикой, их не привлекала судебная риторика. Однако некоторые из них занимали важные государственные должности. Отдельные ученые-правоведы оправдывали неограниченный, божественный характер власти императора. Ульпиан заявил, что покольку народ якобы уступил свою власть императору, то последний вообще не связан законами.

Ему принадлежит формула Что угодно принцепсу, имеет силу закона. С другой стороны, история римской юриспруденции сохранила в памяти мужество и стойкость истинных поборников законности и справедливости. К их числу относится самый знаменитый ученый-правовед Эмилий Папиниан, который за высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище Блистательный. Принцепсы-императоры, привлекали юристов к себе на службу, используя их знания для обоснования своей власти.

Многие знаменитые юристы разделяли судьбу своих принципалов, гибли во время дворцовых переворотов. Роль ученых- юристов падает в период подавления неограниченных правителей. Деспоты не нуждались в советах и консультациях, действуя по формуле Я ему дело, а он мне закон. Несмотря на препятствия, трудности, порой действуя на свой страх и риск, ученые-правоведы по собственной инициативе пытались осуществить систематизацию римского права. Первые такие опыты проводились на рубеже 3-4 веков на востоке империи. Составителями первых сводов были Григориан и Гермоген.

Теоретические разработки ученых юристов, возможно, побудили императоров провести кодификацию права. Такая комиссия при императоре Феодосии втором изложила в определенном порядке все императорские конституции, начиная с Константина. Этот свод является важнейшим источником для изучения преобразованной сущности римского права. Многие из высказываний и положений римских правоведов имели теоретическое значение, и вряд ли они полностью применялись в судебной практике, даже во времена республики.

Однако часть сентенций ученых-юристов по кодификации Юстиниана получила силу закона. Отдельные принципы судопроизводства Древнего Рима оказали влияние на форму деятельности буржуазных судов. Список литературы 1. Новицкий И. Б. Римское право. Москва, 1996 год. 2. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996 год. 3. Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран.

Ростов-на-Дону. 1994 год. 4. История политических и правовых учений. Москва, 1996 год.

– Конец работы –

Используемые теги: Афинская, Демократическая, Республика0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Афинская демократическая республика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Демократическая Республика Мадагаскар
Промышленность в значительной степени ограничена до обработки сельскохозяйственных изделий и текстильное производство в 1990 году промышленность… В 1986 году правительство представило пятилетний план разработки, который… Сельское хозяйство - основа экономики Демократической Республики Мадагаскар.Сохранилось общинное землевладение,…

Алжирская Народная Демократическая Республика
С севера территория омывается Средиземным морем. Площадь 2381700 кв. км. Население 29,3 млн. чел. 1998 г Столица - гор. Алжир 3… Глава государства - президент. Государственная религия - ислам. Денежная единица - динар 100 сентино.Национальный…

Алжирская Народная Демократическая Республика
С севера территория омывается Средиземным морем. Площадь 2381700 кв. км. Население 29,3 млн. чел. 1998 г Столица - гор. Алжир 3… Глава государства - президент. Государственная религия - ислам. Денежная единица - динар 100 сентино.Национальный…

Демократическая республика Конго
В число приоритетов входят цепь производства пищевых продуктов, контроль импортируемых пищевых продуктов и риски, связанные с неправильными… Для разработки реальной стратегии создания потенциала в области средств и…

Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь ее реализации в современной экономике Республики Беларусь
Поэтому денежно-кредитная полити -ка ДКП это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий,… Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема…

Астана - столица Республики Казахстан
Кроме того, по численности населения город приближается к отметке в 1,5 млн. чел. и становится малоперспективным по пространственному… Обострены транспортные проблемы. В нем из года в год осложняется экологическое… Состояние города, его территория, нахождение практически в географическом центре Казахстана и поблизости крупных…

Современное состояние и развитие ипотечного кредитования в Республике Казахстан
В условиях сокращения бюджетного финансирования строительства и обеспечения населения жильем, основным источником средств для приобретения жилья… Именно этим требованиям отвечает ипотечный кредит обеспеченный залогом… Цель дипломной работы - дать оценку современного состояния и развития ипотечного кредитования в Республике…

Банковская система Республики Беларусь
Менялы принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных стран. В последствии, когда первые банкиры поняли, что накапливаемые денежные… Каждый вкладчик в банке имел свою таблицу с обозначением своего имени. Если клиенты, как их теперь принято называть,…

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Острее всего эта проблема стоит в Го мельской иМогилевской областях, где радионуклидами загряз нено соответственно 68 и 35 территории. В Брестской, Гродненскойи Минской областях радиоактивное загрязнение зани мает… Из сельскохозяй ственногооборота была выведена часть радиоактивно загряз ненных территорий так называемая зона…

О необходимой обороне в новом Уголовном кодексе Республики Молдова
В УК РМ 1961 г. необходимая оборона регламентировалось ст. 13, согласно которой Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки… Ст. 36 нового УК РМ значительно шире по содержанию, чем ст. 13 УК РМ 1961 г.… Обе трактовки данного института исходят из того, что действия, совершенные в состоянии необходимой обороны, исключают…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Финансовый рынок ценных бумаг в Республике Беларусь Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь РБ являются Министерство финансов эмитент, выступающий от имени Правительства… В Статье 53 Банковского кодекса Республики Беларусь 2 определены следующие… Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки.
  • Финансовое стимулирование привлечения иностранного капитала в национальную экономику Республики Узбекистан Введение.Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим и движение вперед эта аксиома любой экономической теории.Каждое… С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная… Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики,…
  • Банковская система республики Татарстан Кроме того, с 1998 года в республике действует одна небанковская кредитная организация Кредит- Казань. Плотность банковской сети в республике… Кроме двух банковских центров - Казани и Набережных Челнов, остальные города… Для привлечения дополнительных кредитных ресурсов коммерческие банки исполняют выпуск долговых обязательств, таких…
  • Татарстан - республика химии Почти вся добытая нефть отправляется на переработку в Башкирию и Куйбышевскую область. В настоящее время продолжается строительство… В 60-е XIX столетия на татарской земле пытали свое счастье помещик Малакиенко… В 1946 была открыта бавлинская нефть, в 1948г. забила нефть мощного Ромашкинского месторождения.Безусловно, нефть…
  • Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорении технического… Народное слово , 23 января 2000 г Сегодня стало очевидно, что необходимым… Дальнейшая либерализация экономики, расширение экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной…