рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество Мопассана

Творчество Мопассана - раздел История, Творчество Мопассана Родился Анри-Рене-Альберт-Ги Де Мопассан В 1850 Г. На С...

ТВОРЧЕСТВО МОПАССАНА Родился Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан в 1850 г. на севере Франции, в Нормандии - стране живописных лугов и полей. С детства горячо полюбил он при- роду своей родины, а Нормандия и нормандцы заняли впоследствии прочное место на страницах его книг. Его родители рано разошлись, и все заботы о воспитании сына взяла на себя мать писателя Лора де Мопассан - сестра поэта Альфреда Ле Пуатвена.В течение всей своей жизни Мопассан нежно любил свою мать, бывшую его большим другом всегда, в самое трудное для него время.

Лора де Мопассан и привила своему сы- ну любовь к литературе. Заботливость матери не смогла оградить будущего писателя от всех труднос- тей и сложностей жизни, с которыми ему пришлось встретиться. После окончания лицея он стал работать чиновником вначале в Министерстве морском и колоний, а затем в Министерстве народного образования.Его заработка, по его собственно- му признанию, с трудом хватало на жизнь, что крайне удручало его. Но самым страшным для молодого Мопассана была даже не бедность, а та атмосфера, в ко- торой он жил, та бессмысленная, отупляющая работа, которой он вынужден был заниматься.

Остро ощутил он радостное чувство свободы тогда, когда ему уда- лось навсегда расстаться с канцелярией и заняться литературным творчеством. По натуре своей Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом. Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно, страстно.Он искал прекрасного в ней, и часто, не видя возможностей осуществить свои идеалы, он огонял вс дурное, мерзкое, безобразное, обнажал изнанку жизни во имя торжества того хо- рошего, что должно было быть, что иногда бывает И вот эта тяга к красоте не позволяет считать его мизантропом.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МОПАССАНА Литературная деятельность Мопассана развивалась в 80-е годы XIX века. Это был период утверждения господства умеренных буржуазных республиканцев-оппор- тунистов и начавшегося разложения созданного ими политического режима.Ещ служа в канцелярии, он много думал об общественных вопросах. 10 декаб- ря 1877 г. он писал Флоберу, объясняя сво молчание Уже давно, дорогой учи- тель, собирался вам написать, но мне помешала это сделать политика.

Политика мешает мне работать, выходить, думать, писать Известны его слова, свидетельствкющие о том, что он считал недостаточными даже крайности революционного террора деятелей первой французской буржуазной революции. Да, я нахожу теперь, что 93 год был мягок, что сентябристы были милосердны, что Марат - это ягннок, Дантон - невинный кролик, а Робеспьер - голубок.

Поскольку старые правящие классы остаются ныне такими же неразумны- ми, как и тогда, нужно уничтожить правящие классы. И со скрытой иронией рисовал он в сборнике Воскресные прогулки парижского буржуа типичного обывателя, разглагольствующего о политике и пытающегося декларировать какие-то принципы.Он признат только такое правительство, которое показывается для того оно и существует, а не для чего другого . Поэтому он не признат Республику, что ни разу не видел е. А зато он ви- дел Карла Десятого, и стоял за него видел Наполеона и стоял за него. Подобно Флоберу, всю жизнь ненавидел Мопассан пошлых, беспринципных бур- жуа. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МОПАССАНА Он был человеком, ведшим довольно бурную светскую жизнь.

Много сил, к со- жалению, растратил он на пустые забавы, отнимавшие у него энергию, здоровье. Но литература всегда занимала его больше всего и занятия ею связывали его с социальной жизнью Франции.Строгий литературный вкус Мопассана заставлял его быть чрезвычайно требо- вательным и к другим художникам и, прежде всего, к самому себе. Настойчивое желание учиться писать, и писать как можно лучше, помогли ему выработать определнное отношение к задачам, целям и формам искусства.

Можно вполне сог- ласиться с французским исследователем Жаном Торвалем в том, что подлинный секрет искусства Мопассана, его эстетики, в единстве его теории и творчества, в тесной взаимосвязи его темперамента человека и художника.

Его литературные идеи, художественные вкусы, эстетические принципы сказа- лись в его отношении к другим писателям. Он преклонялся перед силою таланта Толстого, Тургенева, Бальзака, Флобера и считал себя верным, преданным учени- ком последнего. Он восхищался мастерством Тургенева, создателя замечательных рассказов, поражающих совершенством формы и глубоким содержанием. Особенно хорошо чувст- вовал в них Мопассан скрытую в существе вещей печаль.Это было так понятно ему, он тоже пытался передать е, но иначе, по-другому.

Тургенев, по его сло- вам, психолог, физиолог и первоклассный художник, он умеет на нескольких страницах дать совершенное произведение, чудесно сгруппировать обстоятельства и создать живые, осязаемые, захватывающие образы, очертив их всего несколь- кими штрихами, столь лгкими и искусными, что трудно понять, как можно до- биться подобной реальности такими простыми по видимости средствами.И от ка скрытая в существе вещей печаль Тургенев привносит в литературу единствен- ную в свом роде ноту, принадлежавшую только ему и никому другому Мопассана, как и всех писателей Запада, покоряла мощь реализма Толстого, потрясающая правда жизни в его книгах.

Известно признание Мопассана в том, что когда он прочл рассказ Толстого Смерть Ивана Ильича, он был готов уничтожить все свои произведения.Из своих предшественников он особенно выделял Бальзака. Он очень ценил у него необыкновенную наблюдательность, великолепное знание жизни, уменье соз- давать литературные типы, о которых можно говорить так же, как о живых людях.

Ратовавший за реализм не только теоретически, но и всем содержанием, всем строем своих произведений, он заметил и высоко оценил замечательную способ- ность Бальзака к обобщениям, его удивительное умение типизировать. Бальзак видел в человечестве не отдельных людей, а их группы, не отдельные факты, а их совокупность и объединял в целые серии людей и их страсти.Но ближе, дороже, роднее всех из писателей был ему Флобер, которого он на- зывает своим учителем.

Для него Флобер великий мастер современного романа.Он пылко защищал художественную манеру Флобера, потому что преклонялся перед талантом своего учителя и потому что считал должным учиться у Флобера мастер- ству. Не было более добросовестного наблюдателя, чем Флобер, и никто не прилагал столько усилий к тому, чтобы постигнуть причины, вызывающие явле- ния. Мопассану очень нравилось, что Флобер не объяснял психологию своих ге- роев в пространных рассуждениях Он никогда не излагает событий, когда его читаешь, кажется, будто говорят сами факты - такое значение придат он воз- можно большей наглядности в изложении людей и вещей. Он был совершенно согласен с Флобером, что форма - это само произведение.

Как у живых существ кровь питает плоть и даже определяет е очертания, е внешний облик, сообразно породе и семье, точно так же по мысли Флобера ос- новная идея произведения неотвратимо определяет единственное и верное выраже- ние, метр, ритм, все свойства формы.

Его суждения о писателях, как мы видим, представляют интерес не только по- тому, что мы замечаем в них большое уважение к чужому таланту и это очень хорошо характеризует Мопассана, но и потому, что в них звучит защита принци- пов реалистического письма, защита необходимости вырабатывания своеобразия художественного почерка.Далеко не претендуя на то, чтобы как-то обособить себя в литературе, Мо- пассан, однако, настойчиво отделял себя от натуралистов, настойчиво противо- поставляя принципы реалистического письма примам натуралистов.

В предисловии к роману Пьер и Жан он писал Реалист, если он художник, будет стремиться не к тому, чтобы показать нам банальную фотографию жизни, но к тому, чтобы дать нам е воспроизведение, более полное, более захватывающее, более убеди- тельное, чем сама действительность. Недаром писателя восхищали способы типизации Бальзака и Флобера.Он много думал об этом и понимал, что умение типизировать дано не всякому, что это мо- жет сделать только большой мастер.

Художник, выбрав себе тему, возьмт из этой жизни, перегруженной слу- чайностями и мелочами, только необходимые ему, характерные детали и отбросит вс остальное, вс побочное. Добиться правды в искусстве, по мнению писателя, трудно для этого должно производить тщательный отбор тех обстоятельств, в которых будут действовать персонажи.Показывать правду - значит дать полную иллюзию правды, следуя обычной ло- гике событий, а не копируя рабски их хаотическое чередование.

Художнику следует производить тщательный отбор не только обстоятельств, но и языковых средств. Мопассан - создатель замечательных образцов лаконич- ной, точной, выразительной французской прозы, придавал очень большое значеие слову.Он чувствовал то, что может быть неведомо другим людям, другим писате- лям - у слов есть душа. Ему было досадно то, что в словах большинство чи- тателей и даже писателей ищут только смысла. И перед другими художниками и перед самим собой он ставил задачу найти эту душу. Нужно искать душу слов, нужно стараться понять е и нужно уметь пользова- ться словами.

Тогда художник сможет считать, что вс написанное им - его соб- ственное, что вс это - результат настоящего творчества.Тщательно подбирать слова следует ещ и потому, что не каждое слово может выразить именно то со- держание, именно то значение, которое следует придать предмету, действию. Какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно су- ществительное, чтобы назвать е, только один глагол, чтобы обозначить е дей- ствие, и только одно прилагательное, чтобы е определить.

И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прила- гательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным, никогда не следует прибегать к подделкам даже удачным, к языковым фокусам, чтобы избе- жать трудностей. Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономнос- ти выразительных средств.

Природа художественного метода Мопассана была сложной. Продолжая лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от неко- торого влияния натурализма.Поэтому, наряду с своеобразными реалистическими произведениями, есть у не- го и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной фор- ме. Однако никак нельзя согласиться с немецким исследователем Уртелем, отделя- ющим Мопассана от реализма и утверждающим, что он стоит у истоков натурализ- ма и у ворот символизма.

Создания последних лет жизни писателя знчительно уступают тем, которые бы- ли написаны в пору расцвета его таланта. И вс-таки можно смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве. Исследователи обычно не подвергают внимательному анализу ранние произведе- ния Мопассана. И они правы потому, что вс, созданное молодым писателем проиведения ученические.Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы Пышка, первого свидетельства его творческой зрелости.

Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика. НОВЕЛЛЫ МОПАССАНА Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации то печальной, то веселой то ироничной, то злой, по жанровым признакам. Но бо- льшинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм дествительности, оъединяет тоска по красоте человеческих отношений.В них, как и в романах, обнаруживается трагизм Мопассана-художника отлич- ный знаток нравов, судья пороков общества, человек, тянущийся к светлому иде- алу, он не смог окончательно вырваться из той среды, в которой он жил. И поэ- тому, типизируя отрицательные явления жизни, обличая грязные стороны е, он иногда создавал новеллы, щекочущие нервы по выражению Горького парижских буржуа.

Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкно- венно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие говорящие факты, умением обобщать, типизировать он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных ха- рактеристик. Сущность человека, идея новеллы вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя - отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.Лишь иногда Мопассан дат отдельные жанровые картинки - зарисовки быта лю- дей. В таких случаях легко представить себе не только данное состояние изоб- ражаемого человека, но и всю жизнь его и ему подобных, людей той же общест- венной среды.

Таково, например, шествие на базар крестьян в новелле Бечв- ка. Большую роль в его новеллах играет рассказчик. Введение рассказчика - не новый прим, изобретенный Мопассаном. Им, как известно, особенно любили поль- зоваться во Франции Мериме, в России - Иван Сергеевич Тургенев.У Мопассана рассказчик придат повествованию живой характер, помогает создавать впечатле- ние достоверности того, о чм говорится.

Очень часто он вспоминает свою исто- рию по поводу какого-либо происшествия, взволновавшего его собеседника. Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заин- триговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы.Иногда развязки в точном смысле этого слова в новел- лах вообще нет. Читатели должны сами предложить е. Природа у него как это бывает у всех больших художников обычно очень тесно связана с жизнью героев.

Яркими красками в изображении пейзажей Мопассан пользуется очень редко. Одним из немногих исключений можно назвать картину, нарисованную в новелле Нормандская шутка. К сожалению, не во всех своих новеллах Мопассан оказался реалистом. В не- которых из них он проявляет себя как художник, поставляющий забавные анекдо- тики с эротическим содержанием.Таковы новеллы-анекдоты Болезнь Андре, Де- ло г-жи Люно, Мудрец, Задвижка, Усы, Кивок головой, Встреча, Нез- накомка, Неосторожность, Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом, Ржавчина и др. В них и сказался натурализм Мопассана отсутствие социальных обобщений, внимание не к общественным сторонам жизни и характера человека, а лишь к его физиологической сущности.

Построены они на острой пикантной ситуациии и предназначены для того, чтобы развлекать читающую публику, а не волновать умы и сердца.Есть у него целая группа новелл, в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства, какое-то особое восприятие мира Страх, Ночь, Видение, Он, Орля, Кто знает, Покойница и др Они были рождены очевидно, теми болезненными настроениями, которые иногда тревожили писателя и развились в последствии в тяжлое психическое заболевание.

Интерсно, что в этих новеллах, представляющих собой не что иное, как опи- сание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков, очень часто выража- ется сомнение самого рассказчика в реальности всего изображенного.

Подобные сомнения могли быть высказаны только здоровым человеком. Художник-реалист, Мопассан не хотел уступить своей болезни. Но иногда был не в силах бороться с нею, и тогда появлялись подобные новеллы.РОМАНЫ МОПАССАНА Значительное место в творчестве писателя занимают романы. Присоединяясь к мнению Золя, что роман - это действительность, прелом- лнная сквозь призму темперамента художника, Мопассан несколько уточняет сво понимание этого определения.

Этот темперамент может обладать самыми разнообразными качествами и может видоизменяться сообразно с эпохой, но, подобно призме, чем больше у него бу- дет граней, тем больше он отразит жизненных явлений, сцен, предметов, всевоз- можных идей, всякого рода людей, тем он будет значительней, интересней и но- вей. К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жиз- ненных явлений, показать всякого рода людей.Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц. Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем раз- нообразен.

В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые примы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга.Умер Ги де Мопассан в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни, от ко- торой его не смогли спасти ни усилия врачей, ни самоотверженная любовь мате- ри. Французская буржуазная публика издавна не любила писателя.

Она не могла простить ему его презрения к тупости, своекорыстию, пошлости буржуа, разобла- ченных им. Не очень повезло Мопассану на родине. Хотя о нм написано несколько работ, созданных в разное и даже самое последнее время, основательному анализу его творчество не подвергалось.Обращая особое внимание на форму его произведе- ний, французские критики совершенно не вскрывают идейного смысла написанного им. Не изучены в достаточной степени рукописи, не найдены записные книжки пи- сателя.

Советскому читателю трудно поверить, что в 1955 году во Франции вительное, чтобы назвнный Анри Артинианом За и против Мопассана, в котором собраны высказывания о писателе представителей различных литературных групп. И наш- лись такие сторонники буржуазного искусства, такие воинствующие враги реализ- ма, которые высказывались против Мопассана, скрывая свои истинные причины неприязни к нему чисто субъективными симпатиями и антипатиями.Для написания реферата использовались следующие книги Т. Л. Вульфович ТВОРЧЕСТВО МОПАССАНА Ю. Данилин МОПАССАН Реферат подготовил Колесников Денис Владимирович СПЭМТЖТ, Т-12 группа.

– Конец работы –

Используемые теги: Творчество, Мопассана0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество Мопассана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами… Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов советской… Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом.…

Творчество Иосифа Бродского
Обретенная свобода оказалась не по зубам этому народу, она ему принесла не чаемое счастье, а, наоборот, худшее несчастье — за малым вычетом тех… Роль высокого чтения в процессе духовного роста человека трудно переоценить. … Конечно, всему свое время и место: в определенной ситуации и «Клен ты мой опавший» падает в душу, но вся загвоздка в…

Творчество И.Е. Репина
Это было в январе 1864 г Репину шел двадца¬тый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал… Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху¬дожественных… Она называ¬лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину…

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полю­бить этого человека, эту героическую личность, не приклониться пе­ред его жизненным… Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было… Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена…

жизнь творчество Владимир Высоцкий
Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале "Советская эстрада и цирк" она писала: Высоцкий… Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или…

Жизнь и творчество Джеймса Олдриджа
Сила сатирических обличении Олдриджа направлена против тех, кто пытается, по его словам, "строить свои расчеты на прибыльных сделках с мертвыми… Переехав в Англию, Олдридж поступил в университет в Оксфорде; тогда же он… Зоркий журналист верно оценил развернувшиеся на его глазах события. В сообщениях проницательного корреспондента…

Жизнь и творчество Гюстава Флобера
Человек больших знаний, широкой души и сильной воли, Ашиль безраздельно любил свою профессию. И эта преданность Ашиля Флобера к науке передалась его… В Круассе созданы основные художественные произведения Флобера, там находится… Отход от романтических представлений обозначился в раннем варианте романа «Воспитание чувств», однако окончательное…

Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)
Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал ка¬рандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и… Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в мате¬рии духа несомненно… Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохнове¬ния и терзаний Микеланджело в его…

Творчество Ван Дейка
На картине изображен тот момент, когда Армида, наклонившись над спящим Ринальдо, обвивает его с помощью порхавших амуров гирляндой цветов. Несмотря… Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные… Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины – широко и свободно написанный…

Творчество Тинторетто (библейские сюжеты)
Б. Р. Виппер Тинторетто (1515 – 1594) – младший современник Веронезе и Тициана, один из величайших живописцев венецианской школы позднего… Имя Тинторетто можно поставить в один ряд с такими именами, как имя Леонардо… Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) – общепринятое название эпохи, следовавшей в истории…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Диплом Авторское музыкальное самодеетельное творчество История и Современость Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к… В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно.Но если раньше что-то неизменно могло…
  • Жизнь и творчество Андрея Рублева Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”,… В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в… Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и,…
  • Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное… За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись… В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое…
  • Творчество Айвазовского Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении! Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и… Основанная греками в VI веке до н.э Феодосия знала время славы, богатства, в… Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен, рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX…
  • Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с… Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже… Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных…