рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петр Абеляр

Петр Абеляр - раздел История, Птр Абеляр Птр Абеляр 1079-1142 - Наиболее Яркая Фигура Западноевропейской С...

Птр Абеляр Птр Абеляр 1079-1142 - наиболее яркая фигура западноевропейской средневековой философии. Он интересен не только как философ. Весьма показательна сама его жизнь, большую часть которой он изложил в знаменитом сочинении История моих бедствий Historia calamitatum mearum, между 1132 и 1136 гг Это произведение - единственная автобиография средневекового философа.Старший сын мелкого западно-французского рыцаря его владения находились недалеко от Нанта, Абеляр отказался от своих наследственных прав в пользу младших братьев, т.к. с юных лет почувствовал неодолимую тягу к знанию, к философии.

Первым учителем совсем юного Абеляра стал Росцелин. Затем молодой философ прибыл в Шартр около 1095 г расположенный недалеко от Парижа, город в котором в ту пору уже более столетия процветал научный и философский центр. Братья Бернар и Теодорик Тьерри и ученик первого из них Жильбер де ля Порре усилили стремление молодого философа к овладению науками.Из Шартра Абеляр перебрался в Париж, который в ту эпоху становился интеллектуальным центром не только Франции, но и всей Западной Европы.

Здесь он стал слушателем епископской школы, которую тогда возглавлял Гильом из Шампо, пользовавшейся большой известностью. Но очень скоро слушатель стал оспаривать лектора, заставляя его видоизменять свою философскую позицию в направлении крайнего реализма. Дискуссии между ними, подрывавшие авторитет Гильома среди его учеников, привели к изгнанию молодого диалектика из этой школы.Но Абеляр вряд ли жалел об этом он открыл собственную школу в Мелене, где и началась его преподавательская деятельность.

В дальнейшем его борьба с Гильомом продолжалась и в Париже. Затем Абеляр открыл новую школу на холме св. Женевьевы на окраине Парижа в дальнейшем здесь возник Латинский квартал, университетский центр Парижа. В 1113 г. Абеляр снова стал студентом в школе города Лана ведшего в те годы борьбу за сво самоуправление с местным феодалом.Школу эту возглавлял широкоизвестный в те годы богослов Ансельм Ланский.

Именно в целях углубления своего богословского образования Абеляр и стал слушателем его школы. Но и здесь философ быстро разочаровался и вступил в напряжнные отношения с Ансельмом. Перестав посещать лекции Ансельма, молодой диалектик ещ в той же школе показал е слушателям сво собственное умение - довольно критическое, и углублнное - толкование библейских текстов.В многочисленных тмных местах и местах, вызывающих сомнение в их содержании, Ансельм умолкал, предоставляя слово авторитетам, отцам церкви в сущности так поступали и другие богословы.

Абеляр же делал попытки дать собственное толкование, а главное, не скрывал многочисленных противоречий и неувязок, которые имели место по различным вопросам не только в Библии, но и в произведениях отцов церкви.По всей вероятности именно во время пребывания в богословской школе Лана у Абеляра родился замысел создания его труда Да и Нет Sie et Non, составленного им позже и представляющего огромное количество цитат из произведений различных христианских авторитетов, дававших часто противоположные ответы на одни и те же богословские вопросы.

Абеляр не считал возможным согласовывать такие ответы и выдвигал сомнение в их содержание, что приобретало в некоторых случаях убийственное значение для христианской доктрины. Абеляр вернулся в Париж где продолжил свою преподавательскую деятельность в качестве магистра свободных искусств.Его слав как весьма острого и искусного диалектика распространилась далеко за пределы Франции.

Из различных концов Европы к нему стекались многочисленные ученики. Абеляр в эти годы находился на вершине своих преподавательских успехов. Но к концу этого периода к 1119 г. произошло большое несчастье в личной жизни Абеляра. У него был знаменитый роман с Элоизой Фульбер, племянницей одного каноника, его ученицей, передовой и образованной девушкой той тмной эпохи.Она стала его женой и родила ему сына, Астролябия, но в возрасте моложе двадцати лет была вынуждена уйти в монастырь после того как над е возлюбленным супругом было совершено под руководством е дядиизуверское и позорное надругательство.

Сам Абеляр после этого тоже удалился в монастырь, но и здесь он продолжал свои лекции по философии. Их новые успехи возбудили большое недовольство и опасение со стороны руководителей других школ, ученики которых перебегали к Абеляру.В особенности была велика ненависть воинствующих церковников, во главе которых стояли два ученика и последователя Ансельма Ланского Альберик Рейнский и Лотульф Ломбардский, обвинявшие Абеляра в том, что он продолжает читать лекции по философии, не согласующиеся с его монашеским званием, а также лекции по богословию без соответствующего разрешения церковных властей. При поддержки Гильома из Шампо они добились созыва в 1121 г. в Суассоне церковного собора и привлекли здесь на свою сторону папского легата.

На соборе развернулась борьба, в процессе которой Абеляра защищали епископ Шартра Годфруа и глава Шартрской школы Тьерри, в прошлом один из учителей Абеляра.

Спор разгорелся главным образом вокруг его богословского трактата О божественном единстве и троичности. Видя, сколь опасен публичный спор с Абеляром, много раз демонстрировавшим остроту своей диалектики, устроители собора под влиянием наговору Альберика и Лотульфа, а главное, из опасения перед вс возраставшим влиянием Абеляра, в сущности, вынесли сво решение за его спиной.Обвиняемый был приглашн на собор лишь для того, чтобы по приговору бросить свою книгу в огонь и после этого отбыть в другой монастырь с весьма суровыми условиями жизни.

Философ до конца дней тяжело переживал сво осуждение и сожжение своей книги собственной рукой. Учащиеся городских нецерковных школ и магистры, узнавшие об обстоятельствах осуждения Абеляра на Суассонском соборе, начали открыто атаковать его противников и гонителей.Молельня Абеляра была окружена шалашами его слушателей, обрабатывавших его землю и снабжавших учителя всем необходимым.

Значительную их часть составляли так называемые ваганты и голиарды - бродячие актры-поэты и студенты, слагавшие антиклерикальные песенки, в которых нередко высмеивался сам папа римский. Вс это снова восстановило против Абеляра прежних его врагов из теократической партии и создало ему новых. Абеляру пришлось бежать из злополучного монастыря. Он начал снова думать о возвращении к преподавательской деятельности в Париже.В это время он и написал свою автобиографию, явно предназначенную для многих его доброжелателей и учеников.

История моих бедствий пронизана отнюдь не монашеским духом. Учение Абеляра получало вс большее распространение, особенно после того, как он снова в 1136 г. и позже появился в Париже, возобновил здесь свою преподавательскую деятельность и имел огромный успех у слушателей.Абеляр написал Диалектику, Ведение в теологию, этическое произведение Познай самого себя. Как эти произведения, так и в особенности преподавательская Абеляра, его возраставшая популярность увеличили число его врагов среди церковников.

Проблема веры и разума - первостепенная проблема, основная в мировоззрении и деятельности Абеляра, именно е решение послужило главным основанием его конфликтов с ортодоксальными церковниками и его осуждения. Абеляровское же решение данной проблемы неотделимо от его позиции горячего и убежднного сторонника диалектики т.е. логики.Большего апологета диалектики, чем Абеляр, до тех пор ещ не знала средневековая западноевропейская философия.

Древнегреческая философия, стержень которой Абеляр усматривал в диалектике, привлекала его больше христианской теологии. Конечно, Абеляр отнюдь не стремился к замене христианского вероучения философией. Как мыслитель своей эпохи он был убеждн, что первое и шире, и глубже второй. Но вместе с тем он был убеждн и в том, что античные философы ещ до появления христианства пришли ко многим его истинам.Они провозглашали правдивые учения, и у них нет никакой вины в том, что они не были ещ крещны.

Бог направлял их к истине по другому пути, который заслуживает самого внимательного изучения. Так осуществлял Абеляр апологию античной, языческой философии.Самое ценное е достояние - диалектика, ибо первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание Пролог к Да и Нет. Можно свести абеляровское понимание диалектики к трм основным положениям во-первых, сомнение, распространяемое и на священные авторитеты но вс же не на само Писание во-вторых максимальная самостоятельность философа-исследователя в-третьих, его свободное и критическое отношение к теологической проблематике.

В силу этих положений философский разум оказывается верховным судьй и в сокровенной сфере священной таинственности. Абеляр был бессилен понять иллюзорность своих попыток устранить противоречия из христианского вероучения. Именно наличием их религия и отличается от философии.Отождествление теологии с философией, к чему он фактически стремился заведомо утопическое предприятие.

Хотя диалектика не может быть, согласно Абеляру, сведена к вопросу об универсалиях, вс же этот вопрос был у диалектиков всегда одним из важнейших. Универсалия представляет собой абсолютно реальную вещь, которая в качестве неизменной сущности присутствует во всех единичных вещах своего класса. Единичность же этих вещей объясняется наличием в них неких случайных внешних форм, индивидуализирующих содержащуюся в них тождественную субстанцию.Универсалия - не просто слово, имеющее только физическое звучание, но слово, обладающее определнным значением универсалия слово, способное определять многие предметы, быть сказуемым по отношению к ним. Историческая заслуга Абеляра в истории западноевропейской философии средневековья состоит в том, что он выделил сферу чувственного познания и возникают универсалии, общие понятия, выражаемые в словах, имеющих определнное значение, тот или иной смысл.

В процессе познания вещей человеческий ум отвлекается от тех свойств, признаков вещи, которые настолько индивидуальны, что их невозможно оторвать от данной вещи. Минуя эти свойства, он как бы собирает те их свойства, которые объединяют данную вещь с другими вещами того же статуса.

В этом и состоит процесс абстракции, отвлечения, образования универсалий.Последние, по убеждению Абеляра, существуют только в человеческом уме. Это весьма несовершенное, частичное, более или менее расплывчатое познание вещи. Любая вещь во всей е конкретной индивидуальности, определяемой е формой, никогда не может быть доступна человеческому уму, ибо такое предельное, совершенное знание заключено лишь в вечных идеях бога-творца. Доктрина Абеляра, его умеренный концептуализм, отрицающая всякое онтологическое существование общего и субъективирующая абстрактное знание, весьма уязвима с позиции диалектического материализма.

Но при историческом подходе к абеляровской разновидности этого учения мы видим, что оно противостояло схоластическому реализму и увеличивало уверенность человека в своих познавательных силах.

Этическая доктрина Абеляра изложена главным образом в его произведениях Познай самого себя и Диалог между философом, иудеем и христианином. В последнем из них устами философа сказано, что этика является целью всех наук цит. соч с. 96. В других его произведениях тоже имеются идеи, прямо или косвенно связанные с данной доктриной.Особую важность имело абеляровское сомнение в искупительной миссии Христа, роль его состояла, согласно Абеляру, не в том, что он своими страданиями снял с человечества грех его прародителей, Адама и Евы. Христос был величайшим примером и учителем морали, которому обязано подражать вс человечество.

Идя дальше по тому же пути, Абеляр отрицал и догмат первородного греха.Адам и Ева, согласно ему, передали своим потомкам не способность к греховным поступкам, а только способность раскаиваться за них. Абеляр делал человека ответственным как за свои заслуги, так и грехи. Абеляровский номинализм преломлялся в моральной доктрине как субъективизм, индивидуализация морального поведения человека.

Действия человека стоят в прямой зависимости от его намерений, сознания, совести. Поэтому грех - это поступок, содеянный человеком вопреки его убеждению. Последовательность Абеляра в проведении этой кардинальной идеи его моральной доктрины привела его даже к утверждению, что язычники, преследовавшие Христа, не совершили никакого греха, ибо они не действовали при этом вопреки своим убеждениям и совести.С этой же точки зрения язычники, жившие до возникновения христианства и не знавшие Евангелия, вс же должны быть спасены подразумевается в день страшного суда. Одну из руководящих идей другого его произведения на ту же тему, Диалога между философом, иудеем и христианином, составляет идея веротерпимости.

Христианство не вправе претендовать на то, чтобы быть единственным и исключительным представителем истины.Из вышесказанного совершенно очевидно, что Абеляр в эпоху глубокого средневековья и господства религии, восстанавливая античный натурализм в этике, встал на путь секуляризации морали, е освобождения от религиозного диктата.

Социальной базой такого эпохального поворота послужило появление класса городских предпринимателей, из которых росла будущая буржуазия. Вс сказанное дат нам полное основание считать Абеляра родоначальником оппозиционной максимально рационализированной философии западноевропейского средневековья.

– Конец работы –

Используемые теги: Петр, Абеляр0.046

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петр Абеляр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"
Эти событияоставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясе ние.Петр рос очень подвижным, возбудимым, впе чатлительным его… До всего он должен дойтисам чтобы проводить ре формы, ему необходимы… Товарищами по этим играм становятся мальчишкииз простонародья, смышленые, пре данные и смелые ядро будущей гвардии.В…

Язык и речь Петра Первого (на основе произведения "Петр I" А. Толстого)
А. Н. Толстой боролся за чистоту русского языка. Постоянно разоблачал писатель нигилистическое отношение к русскому языку всяких… Эта борьба началась с первых лет существования, советской литературы, когда… Вот с этим и связана актуальность темы курсовой работы – проявить величие русского языка, богатство его словарного…

Петр Первый и его реформы
Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два… Уже современники Петра I разделились на два лагеря сторонников и противников… Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по…

Петр Первый ; Человек и личность
Петр сказал Вот ты больше всех меня бранишь и так больно досаждаешь мне своими спорами, что я часто едва не теряю терпения. А как рассужу, то и… Петр сел рядом с Долгоруким, тот некоторое время молчал, обдумывая ответ,… Но когда та займешься этим, может быть. И больше отцова сделаешь. Да и пора уж тебе об этом подумать. Другое дело…

Реформы Петра Первого
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных.Отставала Русь и в… В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах… Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда основа сложившегося и развивающегося …

Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов
Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Ч. в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он… Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у Ч. в 50-х годах. Во… Он решился, однако, поступить в петербургскую консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников…

Создание мануфактурной промышленности при Петре I
Именно с этого времени начинается мануфактурный период в истории русской промышленности, который в условиях крепостного хозяйства затянулся до… Хотя начало XVIII в. мы можем считать первой гранью мануфактурного периода в… Первые ее зачатки зарождаются в крупных вотчинных хозяйствах в виде различных работающих на широкий рынок промышленных…

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина
Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности.Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершнного… В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство,… Птр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти…

Мореплаватель Пахтусов Петр Кузьмич
В 1821-24 гг. Штурманским помощником унтер-офицерского чина участвовал в гидрографической экспедиции, производившей опись Баренцева моря от р.… Весной 1833 г. совершал большие экспедиции для съёмки южного берега острова.В… В. С. Лупач “Русские Мореплаватели” 1953 г.

Реформы Петра I
Запели трубы, загремели литавры и барабаны, густым пушечным дымом салюта окутались бастионы Петропавлоской, Адмиралтейской крепостей и стоящих на… Запись в "Реляции торжества о заключении с короною Швецкою вечного мира"… Для нас особо важен третий пункт речи Петра, где говорится о "начатых распорядках в государстве" , которые необходимо…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Реформы Петра I и особенности формирования российского абсолютизма Конечно, в 17 в. и даже до 18 в начиная примерно со второй половины 15 в Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и постепенно все… Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические… Да и взаимные познания России и стран Западной Европы друг о друге были весьма ограниченными. Наша страна больше…
  • Кропоткин Петр Алексеевич Однако многогранность и незаурядность личности П. А. Кропоткина не могут быть сведены только к этой стороне его деятельности. Он плодотворно работал… Природа щедро одарила П. А. Кропоткина недюжинным умом и редкостным… Семейная обстановка как бы специально создала контраст впечатлений и наблюдений для любознательного и пытливого ума П.…
  • Личность Петра Великого Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола. Как и у всех, характер Петра I закладывался в… Только здесь можно было постоянно видеть театральные спектакли немецкой… Неудивительно, что и после рождения сына царица постоянно бывала у Матвеевых.По ее просьбе Петру привозились…
  • Исторические личности России (Петр 1, Меньшиков, Румянцев, Суворов, Ушаков, Кутузов, Нахимов, Скобелев, Брусилов) А офицерам такая датся власть ежели который солдат или драгун закричит, тот час заколоть до смерти, понеже в см дело вс стоит.Первой победой… Надпись гласила Русский орл мух не ловит. Каспийского похода русские войска с… Ближайший сподвижник Петра 1. В период войны со Швецией проявил свои полководческие способности в сражениях под…
  • Государственные и административные реформы Петра I Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повиливает». Еще в 1704г был создан Кабинет - личная царская… Руководство работы сенаторов было в 1722г поручено генерал – прокурору,… Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями Военная…