рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА

РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА - раздел История, К 59 Социально-историческая антропология: Учебник. — М. Ключ-С, 1998. — С. 192 России Есть Города, В Названиях Которых Звучит Немецкое Окончание Бург. Петер...

России есть города, в названиях которых звучит немецкое окончание бург. Петербург, Екатеринбург, Оренбург... Были ли в этих городах бюргеры, буржуа, т.е. принадлежащие к необычному для традиционного сельского общества слою со своим способом де­ятельности, со своим образом жизни? Русские цари-реформаторы, начиная с Петра I, задумывались о создании сильного третьего со­словия, справедливо полагая, что отсутствие такового — один из ис­точников нестабильности общества. Однако эта задача так и оста­лась практически невыполненной. Читатель может возразить: а как же замечательные семьи Третьяковых, Мамонтовых, Рябушинских, Бахрушиных? Да, действительно, в России появились сильные дина­стии купцов и промышленников. Однако крепкого класса мелких буржуа, которые гордились бы собственным положением и которых бы российское общество считало одной из основ собственного могу­щества, так и не появилось.

Еще раз повторим мысль, высказанную в начале раздела. На Западе слова буржуазия, бюргерство в повседневном языке издав­на носили нейтральный оттенок. В России и буржуазный, и мещан-скяйбыли словами ругательными. «Буржуазное общество», «бур­жуазный строй», «буржуазная цивилизация» — у многих русских мыслителей эти словосочетания вызывали лишь презрение. Бур­жуев и мещан презирали отнюдь не только большевики. Подобное отношение было следствием слабости среднего класса в России.

Во многом тому причиной — неразвитость городов. В Европе бур­жуазия создала города, а города — буржуазию. В России города рос­ли медленно, они были «большими деревнями». Накануне Октябрь­ской революции численность городского населения Российской импе­рии составляла 15—18%. Общественное мнение было враждебно буржуазии, огромное пространство деревни — городам. Даже в рус­ском либерализме не было своей глубоко разработанной экономиче­ской программы. Причина тому — отсутствие в русском обществе глубокого интереса к вопросам промышленности и торговли.

Вопрос о связи русского буржуазного духа с религиозностью остается дискуссионным. Как уже указывалось, торговая дея­тельность часто связана с глубокой религиозностью: солидные английские или немецкие купцы с их торжественным чтением Библии по воскресеньям, еврейские банкиры и торговцы, отли­чавшиеся глубокой набожностью. Представители целого ряда

знаменитых русских промышленно-купеческих родов происходи­ли из раскольников. Люди религиозные наследуют традицию и комплекс моральных понятий вместе с молитвой. Слово — это купец, купец — это слово. Большие торговые и промышленные дела не делаются без кредита. Кредит основан на доверии. Дове­ряющие друг другу ссужают огромными деньгами «под честное слово». И в России кредит был «мерилом добродетели».

Если обратиться к антропологической характеристике русско­го буржуа, то нельзя не обратить внимания на следующее. В про­тивоположность западной буржуазии русская особенного жизнен­ного стиля не выработала. Купцы в первом поколении по своему образу жизни были похожи на богатых крестьян. С этой точки зрения интересно проанализировать тот образ жизни купцов «средней руки», который описывает, в частности, И.Шмелев в ав­тобиографическом романе «Лето Господне». По сути дела, он рас­сказывает о жизни традиционного общества. Жизненный стиль героев романа не буржуазен.

У разбогатевших купцов и промышленников слишком сильна была «тяга во дворянство». В дальнейшем и в домашнем укладе, и в городской общественной деятельности торгово-промышленные люди слишком часто шли интеллигентским путем. Внуки тех, кто создавал торговлю и промышленность России, не желали продол­жать дело отцов. Они становились путешественниками, коллек­ционерами. Их дочери не хотели выходить замуж за купцов и про­мышленников. Искусство от этого выигрывало: создавалась Третьяковская галерея, Музей изящных искусств, Художествен­ный театр. Однако экспрессивный порядок (самосознание, стиль жизни), свойственный только этой группе, не складывался. Не со­здавалась группа, которая ощущала бы свои права и знала обязан­ности в связи со своей ролью в обществе. На Западе были газеты и журналы, которые содействовали складыванию именно буржу­азных стилей жизни и мировоззрения. Самые ранние образцы — английские «Болтун» и «Зритель». В России таких изданий прак­тически не было. Исключением была газета «Утро России», кото­рую издавали Рябушинские; однако эта газета не пользовалась большим влиянием. В России начала нашего з-л.э не удалась реа­лизация идеи создания единой торгово-промышленной партии.

Словом, русский буржуа не вполне удалсч. Сейчас в России проблема образования значительного слоя предпринимателей и собственников встала вновь. Вероятно, мы сами станем истори­ческими свидетелями того, будет ли достигнута заветная цель и каким образом.

Ключевые слова:

человек экономический, предпринимательская и «мещанская» сторона буржуа, целерациональность, утилитаризм, типы само-

4 Н. Н. Козлова

контроля в буржуазной среде, время-деньги, труд, право, профес­сиональное призвание, профессиональный долг, аскеза, экспрес­сивный порядок (жизненный стиль): комфорт, приватность, чис­тота тела и жилища.

Вопросы для самоконтроля:

Попробуйте описать человеческий облик буржуа.

Чем различаются честь буржуа и честь дворянина?

Почему роман «Робинзон Крузо» можно считать буржуаз­ным мифом?

Что имеют в виду, когда говорят о скромном обаянии буржу­азии*?

Что такое умение жить в мире практических абстракций?

Что стоит за русским презрением к мещанству?

Литература для дополнительного чтения:

Бурышкин П. Москва купеческая. — М, 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма/АВебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

Зомбарт В. Буржуа. — М., 1994.

Бродель Ф. Игры обмена. — М., 1988. (Гл. Капиталистиче­ские выбор и стратегия. С. 398—432).

Оссоиская М. Рыцарь и буржуа, — М., 1987.

Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Культура господствующих классов. Между знанием и достоянием//Вопросы социологии. — 1996.— Вып. 7.

1000 лет русского предпринимательства: Из истории рус­ских купеческих родов//Сост., вступ. статья и примеч. О.Платоно­ва.—М., 1995.

«Автобиография» Б.Франклина. — М., 1988.

Фукс Э. История нравов: В 3-х т. — М., 1993—1994. Т. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

К 59 Социально-историческая антропология: Учебник. — М. Ключ-С, 1998. — С. 192

ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологическое знание способствует переосмыслению тех категорий и понятий социологии, которые выработаны на материа­ле западных обществ.
С размыванием ценностей линейного прогресса акценты переме­щаются. Нет больше «мы» и «они», возникло представление о плю­ральном и целостном мире. Соответственно происходит ассимиля­ция теоретическ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДВА ВЗГЛЯДА
оциально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек су­ществует в обществе, есть несколько ответов. Первый базируется на п

И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ. ПОНЯТИЕ ГАБИТУС УПБУРДЬЕ
обозначения инкорпорированной истории и социальности 'П. Бурдье (ранее Н. Элиас) активно использует понятие габитус (от лат. habitus — внешность). Это понятие содействует примирению противоречия ме

СОПРОТИВЛЕНИЯ
Лицо мира, в котором мы живем, и сегодня еще во многом определяется крест

ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Крестьянское хозяйство часто определяется негативно по отно­шению к товаризации труда. Подчеркивается мотивация на само­обеспечение в противоположность предпринимательской установке. Современный ро

КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
|изнь в крестьянских общностях — пример нераздельности со­циального и культурного. В научной литературе время от времени возникают споры о крестьянской культуре: являются ли предметы быта крестьян

ПОДЧИНЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СПОСОБЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ВЗАИМОПОМОЩЬ
1рестьянин пребывает на низших ступенях социальной иерархии. Это задает особенности габитуса, т.е. правила жизненной игры. Кре­стьяне прибегают к специфическим тактикам и стратегиям, направ­ленным,

ДЖЕНТЛЬМЕН»: КОДИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ И САМОКОНТРОЛЬ
Благодаря верности вкуса — не в области прекрасного, а в области поведени

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ КРЕСТЬЯНИНА И ДВОРЯНИНА В ОДНО ОБЩЕСТВО?
джентльмен видится полной противоположностью крестьянину. Он совершенно на него не похож. Он по-иному одет, по-иному дер­жит себя, говорит. Его габитус отличен от крестьянского. В то же время нельз

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ
Ставя все эти проблемы в антропологической плсскгсти, мы яс­но видим взаимную корреляцию структурирующих начал л добро­вольных решений. Раскроем на примерах динамику добровольности и прину

ЭТОС ДЖЕНТЛЬМЕНА, ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ФОРМЫ
Этосч джентльмена не ограничивается традиционным обществом. Общество уходит, а этос живет, принимая странные и волнующие во­площения. М.Пруст описывает герцога Германтского, жизнь которо

БУРЖУА: ЖИЗНЬ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИХАБСТРАКЦИЙ

АНГЮПОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
,Социальное имя буржуа, бюргер происходит от слова Burg (нем. город). Буржуа, бюргеры — старые городские жители в Западной Европе. Будучи изначально городскими людьми, они не связаны с землей. Бурж

В.Брюсов. Городу
Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобрете­ния, которые меняют общество. В рамках данной темы предполага­ется рассмотрет

ОТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К БРЕМЕНИ ВЫБОРА
Традиционное общество называется традиционным потому, что традиция является основным средством общественного воспроиз­водства. Традиция диктует, ритм завораживает. Рамки жизненного выбора узки: чел

АБСТРАКЦИЯ — ИНДИВИДУАЦИЯ — ПРИВАТНОСТЬ
,Именно в обществах Модерна происходит разделение публичной и частной сфер. Именно здесь индивид ощущает себя единицей, не­обязательно связанной с общностью. Тогда же складываются пред­ставления о

ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996.
бранные эссе. 112 — смена формы доверия: доверие к персонам сменяется довери­ем к сложным абстрактным (неличным) посредникам, связываю­щим людей в общество. Речь идет о го

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Б ЛАГ И ТРЕВОГ
Темы Модерна не охватывают все общество одновременно. Об­щество многомерно. В процессе изложения материала все время подчеркивалось, что темы Модерна в разных социальных про­странствах звучат по-ра

ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕБЯ И СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ
Интеллигент в русской культуре трактуется как высокодуховный. Это подразумевает бестелесность и «безбытность» как неотъемле­мые черты существования. Социолог скажет, что ощущение безбыт-ности связа

СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Их дети и внуки оказались в этой стране, как и он сам, без религии, без м

Ж.-Ф.Лиотар.
Постмодерное состояние смысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех об­ществ, в которых сами живем, началось довольно давно. В качестве примера напомню о концепциях постиндустриа

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
егодня мы все — свидетели возникновения новых социальных пространств. Эти социальные пространства стали предметом актив­ного обсуждения начиная с конца 50-х годов. Речь идет о работах А.Тоффлера, Д

Lt; Всньямин К.Москва/УБеньямин В. Произведение искусства в эпоху его техническойвос­производимости. Избранныеэссе. —М., 1996. — С. 165.
равна жестокости. Жестокость, в отличие от ненависти, имела цель, о чем свидетельствует история. У ненависти нет истории. Это пре­дел социального. Каждый день мы становимся свидетелями ненави­сти б

Baudrillard J.Op.с/г.; Galbnith J.K. TheNew Industrial State.— N.Y.1967. — P. 215 et al.
Ответы на эти вопросы неоднозначны. На нашей отечественной почве мы можем наблюдать процессы, очень похожие на те, что опи­сывают западные социальные теоретики. Недаром книги Р.Барта и Ж.Бодрийяра,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги