рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 1. Общая характеристика истории стран Древнего Востока. Специфика древневосточного общества и государства

Вопрос 1. Общая характеристика истории стран Древнего Востока. Специфика древневосточного общества и государства - раздел История, Вопрос 1. Общая Характеристика Ист...

Вопрос 1. Общая характеристика истории стран Древнего Востока. Специфика древневосточного общества и государства

Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о… Вместе с тем нужно отметить относительно замедленный темп развития… Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном…

Вопрос 2. Природные условия, население, источники древней истории Месопотамии

Природные условия

Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив… Климат. на севере зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг… Флора – скудная (лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев, по берегам рек росли ивы). …

Население

Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии. Вопрос об их происхождении и родственных связях шумерского языка остается… В северной части Месопотамии начиная ~ с 1-й половины III тыс. до н. э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские…

Источники

· Памятники материальной культуры . · Письменные документы и литературные произведения.

Вопрос 3. Города-государства Древнего Шумера в первой половине III тыс. до н.э.

Система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в… Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой… Жрецы‑администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников –…

Культура народов Древней Месопотамии: религия и научные знания.

Религия.Многобожие, материализм. · Шумеро-аккадская мифология(4-2 тыс. до н. э.) - территория Междуречья.  

Научные знания

· Точная система измерения времени - они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, · Научились измерять площадь геометрических фигур, · Отличали звезды от планет; придумали 7 дневн. неделю и посвятили каждый день отдельному божеству (следы этой…

Билет 14. Культура народов Древней Месопотамии: письменность, литература и искусство.

Шумеро-аккадская культура характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

Письменность

· Возникла ~3300 г. до н. э. · Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на… · Воз-ие совпадает с развитием городов и полной перестройкой общества.

Литература

· показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Месопотамию в первые 3 тыс-я до н. э.

· консерватизм литературных жанров. (Задачей писца было сохранение для будущих поколений литературного наследия древности)

Пример: «Эпос о Гильгамеше» («все видевшем»), повествующий о похождениях царя Гильгамеша и его друга Энкиду. Похожа на «Илиаду» и «Одиссею».

· Первые в истории географические карты и путеводители

· Культура архивного дела.

Искусство

· Изобразительное искусство, особенно, каменные скульптуры (Медный бык, Баран в зарослях), рельефы и барельефы (Мощи царицы ночей).

· Месопотамская скульптура отличалась большими размерами, большими головами и глазами.

· Строительство шумерами первой в мире ступенчатой пирамиды. Строительство грандиозных храмовых комплексов (храм Энлиля, святилище Нанны).

· Цилиндрические печати, керамика (ваза Варка)

 

Билет 18. Египет в период среднего царства: социально-экономическое развитие

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства,… В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам… Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населения, но и давала значительные излишки…

Билет 19. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЕГИПТА В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Борьба Гераклеополя и Фив

Южный центр Египта -- Фивы -- также занимал выгодное географическое положение. Здесь скрещивались другие, не менее важные торговые пути. Через Фивы… Столкновение с Севером становилось неизбежным, хотя последствий страшились и… Первоначально успех был на стороне нижнеегипетских войск, лучше обученнных и оснащенных. Иногда им удавалось…

Государственное управление. Завоевательная политика

Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточенной борьбы власти центра с сепаратистскими тенденциями на… Борьба была, как упоминалось, долгой. Региональные правители-номархи за два… В целом ХII династии ( 1963 - 1789гг. до н. э.) удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в…

Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами

Смуты начались сейчас же после смерти Аменемхета III, последнего крупного фараона ХII династии. Последовал длительный период восстаний и… Характерно, что восстания бедняков разгораются в городах, которые лишь в… На рубеже ХVIII -- XVII вв. до н.э. ХIII и XIV династии были сметены с престола вторгшимися в Египет азиатскими…

Билет 20. Египет в период Нового царства: социально-экономические отношения

После каждого успешного похода египтяне пригоняли по нескольку тысяч человек, а после одной особо удачной кампании Аменхотеп II захватил свыше 100… Так, например, фараон Яхмос I наградил одного из своих воинов после 1-го… Если в прежние времена египтяне довольствовались единовременно захваченной добычей, то теперь была организована…

Культура Древнего Египта: письменность, литература и искусство.

Письменность

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства — язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э.); демотический язык (VIII в. до н. э.—V в. н. э.); коптский язык (III—VII вв. н. э.).

Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древне-славянским, древнерусским и русским языками.

Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в III в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык.

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иероглифики. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Харрис). Писцы писали обычно кисточкой, из-готовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

С VIII в. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (т. е. народного) письма.

Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть.

Литература

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность «мной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.

Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипусера» и «Речение Неферти».

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Пету-бастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы.

В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провоглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра.

Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые из дошедших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса.

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы.

Искусство

Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и Ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-Ри).

Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко.

Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м.

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель —15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток.

Из других известных храмов можно назвать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу.

Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам. Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период).

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др.

 

Билет 28. Возникновение и развитие древнейших государств в Китае. Шан-Инь и Чжоу.

Древнее общество на территории Китая представляет собой самостоятельный замкнутый социальный и политический комплекс с особыми, присущими древним… В IV—III тысячелетиях до н. э, в Северном Китае складывается ряд неолитических… Завершает каменный век луншаньский комплекс, знаменитый своей серой и особенно тонкостенной чернолощеной керамикой6.…

Шан-Инь.

Основу шанского общества составляли свободные территориальные семейные общины. В ритуальных трапезах с закланием 300—400 быков и более, вплоть до… Ван также выступал организатором производств, в частности, возглавлял крупные… Ван предводительствовал на войне и на охоте. Важный вид войска, видимо дружину вана представляли воины на боевых…

Чжоу.

Чжоу были скотоводами и земледельцами и вели полукочевой образ жизни. Захватив земли Шан, они основали свое государство - Чжоу.

Союз «городов» Шан был окружен враждебными племенами, с которыми он вел постоянны евойны. Агрессивность шанцев вызывала ответные действия племен. Затяжные войны с ними ослабили шанцев и стали в конечном счете одной из причин их гибели. Согласно ортодоксальной письменной традиции, в конце XII в. до х.э. (1122 г. до х.э.) шанцы были покорены уже давно угрожавшими им с запада, вероятно родственными им, чжоусцами, у которых интенсивно шел процесс государствообразования.

Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (приток Хуанхэ), хотя, по-видимому, чжоуские племена пришли сюда из более западных районов. Здесь они в первой половине II тысячелетия до н.э. занимались скотоводством и ранними формами земледелия. По некоторым данным можно полагать, что во второй половине II тысячелетия до н.э. чжоусцы были знакомы с литьем бронзы, а возможно, и с письменностью местного происхождения.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шан-иньской культуры. Постепенно осваивались новые земли, строились города. В VI-V вв. до н.э. чжоусцы научились добывать и обрабатывать железо. Благодаря использованию железных орудий труда стало возможным освоение новых, далеких от рек земель, вспашка становится глубже, улучшается техника возделывания полей. В этот период начинается применение удобрений. Высшее урожайность полей привела к общему процветанию страны. Высокого развития приобретают садоводство, огородничество. В городах и степных районах страны успешно развивается скотоводство. Было вырублены и сожжены под пашню густые леса, покрывавшие долины рек Янцзы, осушались местные болота. Истребление лесов повлекло за собой усиление разрушительной силы бурных речных потоков. Хуанхэ превратилась в настоящее бедствие для земледельцев.

Дальнейшее развития приобретает ремесло, особенно изготовления шелковых тканей и изделий, в настоящее период оживилась торговля. В VI в. до н.э. появились уже металлические деньги. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового В Чжоу прекращаются регулярные массовые жертвоприношения и ритуальные погребения рабов, столь характерные для шанской эпохи.

 

Билет 29. Империя Цинь

Образование крупного централизованного государства дало возможность провести ряд мероприятий, имевших своей целью способствовать развитию земледелия… Однако деятельность Цинь Ши Хуан-ди, имевшая своей целью создание прочной…  

Билет 30. Династия Хань

Постепенное разложение сельских общин приводило к дальнейшему разорению широких слоев трудовых масс и к росту крупного рабовладельческого… Так же как и в других древневосточных странах, в Китае существовали… В годы войны, когда нарушалась обычная хозяйственная жизнь в стране, рабовладельческая аристократия, опираясь на…

Культура древнего китая.

Сегодня мы можем судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э.… Среди космогонических мифов, трактующих о возникновении природы и человека из… Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода…

Древнейшая (Индская) цивилизация (ок.2300-1700 гг. до н.э.).

  Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-е годы XX… Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в…

Билет 33. Ведийский период. Общественное и политическое устройство.

Наряду с ритой в ведах употребляется понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту. Дхарма — понятие, включающее весь круг обязанностей и… К ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни…  

Литература

Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения, литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в Древней Индии.

Большая часть ведийских гимнов была связана с ритуалом жертвоприношений. Сохранилось и множество заговоров с целью добиться власти, здоровья, успеха" или любви.

Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция — две поэмы, «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. Основной сюжет «Махабхараты» сводится к борьбе за власть между двоюродными братьями, принадлежащими к одному царскому роду Куру. «Рамаяна» же повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитившим и унесшим на Ланку его жену Ситу.

Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Канон называется «Типитака», что буквально значит «Три корзины». (Древние рукописи были обычно выполнены на узких полосках пальмовых листьев и хранились в специальных корзинах.) В первой из «корзин» содержались «уставы» — правила поведения монахов и монахинь. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии, изучению которых уделялось большое внимание в монастырях. С исторической и литературной точки зрения наиболее интересны сочинения, входящие в среднюю «корзину». Они содержат сборники изречений Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях.

Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками новой эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Следует заметить, впрочем, что главной целью философии в Древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

Такой же характер имела и древняя психология, тесно смыкавшаяся отчасти с религией, отчасти с медициной. В Древней Индии был накоплен огромный опыт использования лекарственных растений, широко занимались врачеванием буддийские монахи.

Специальные трактаты по естественным наукам датируются рубежом древности и средневековья. Ряд важнейших математических и астрономических идей несомненно навеян общими философскими концепциями. Так, знаменитый Арьябхатта (V в.), исходя из принципа относительности движения, предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца. С понятием «пустоты» в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике (и, соответственно, позиционной системы записи чисел). Так называемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии.

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века новой эры выражается в развитии самых разнообразных светских литературных жанров. По-видимому, к периоду правления Чандрагупты II относится творчество крупнейшего драматурга Калидасы. Сохранившиеся драмы (в том числе и знаменитая «Шакунтала», основу которой составила легенда, заимствованная из «Махабхараты») почти все посвящены героическим сюжетам и связаны с придворным театром.

Более демократический характер имела проза, прежде всего басни, составившие книгу «Панчатантра». Отдельные рассказы ее нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения в средние века пользовались огромной популярностью, оказав влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

В Древней Индии нередко составлялись и научные трактаты, чтобы таким образом облегчить их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в «Артхашастру». Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства.

Архитектура и искусство

Едва ли не древнейшими памятниками индийской скульптуры являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня,… В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее… Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к…

– Конец работы –

Используемые теги: Вопрос, Общая, характеристика, истории, стран, Древн, Востока, специфика, древневосточного, общества, государства0.144

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 1. Общая характеристика истории стран Древнего Востока. Специфика древневосточного общества и государства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет, метод и периодизация истории государства зарубежных стран ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Санкт Петербургский университет Государственной противопожарной службы...

Общая характеристика естественных производительных сил (ЕПС) Древнего Востока и Европы
На сайте allrefs.net читайте: "Общая характеристика естественных производительных сил (ЕПС) Древнего Востока и Европы"

История государства и права стран Древнего Востока. Индия
С усилием общественного неравенства военныйвождь племени раджа ,который ранее выбирался сообранием и не мог быть смещеним ,все более возвышался над… Это был пнриод крупных политических событий.Создание объединенногоиндийского… Одним из важнейшихкомпонентов социального,общественного и экономического строя в Маурийскийпериод являлась община.В…

Общая характеристика истории отечественного государства и права
Общая характеристика истории отечественного государства и права... Предмет ИОГП... Методы ИОГП...

Учение о государстве и праве в странах древнего востока
Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных… Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое… В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился античный способ…

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
На сайте allrefs.net читайте: Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права.

Общая характеристика истории отечественного государства и права
Общая характеристика истории отечественного государства и права... Предмет ИОГП... Методы ИОГП Периодизация ИОГП...

История государства и права стран древнего востока. Индия
С усилием общественного неравенствавоенный вождь племени раджа , который ранее выбирался собранием и не мог бытьсмещен им, все более возвышался над… Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особаявеха в развитии… Между тем империя маурьев являлась конгломератомплемен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на…

Общая характеристика истории отечественного государства и права
Общая характеристика истории отечественного государства и права... Предмет ИОГП... Методы ИОГП...

История государства и права стран Древнего Востока. Индия
С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа) , который ранее выбирался собранием и не мог быть смещен им, все более возвышался… Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии… Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам