рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принятие христианства

Принятие христианства - раздел Религия, Принятие Христианства 1. Причины Принятия Христианства Знаменитое Кр...

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА 1. Причины принятия христианства Знаменитое крещение Руси, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство.Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям.При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни.

Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений.Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора.

Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. 2. Выбор веры Важной представляется и т.н. проблема выбора веры, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий ислама, иудаизма и христианства.Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти так, якобы, ответил он на соблазны мусульман.

Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление.Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны.

Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми. Как отнестись к этой легенде Каковы истинные основания выбора веры Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства.

Православная же церковь подчинялась светской власти.Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.

Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. 3. Христианизация Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечем. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей.

Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах.

Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию т.н. двоеверия, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.Так, было принято давать новорожденному два имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое.

Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю и в святцы под своим языческим именем, а не как Василий.Так же как Ярослав Мудрый, крещенный Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д. 4. Структура церковной организации Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии.

В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах.В их распоряжении находились городские и сельские священники- т.н. белое духовенство.

Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу отсюда одно из названий монаха - инок. Монахи брали на себя обет безбрачия, поставляли кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны.В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей.

Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли.Первые известные вотчины во второй половине XI в. принадлежали церкви. 5. Значение принятия христианства Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия, все более осознавая себя русским православным.Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. несть власти не от Бога, воспитывала терпимость к ближнему.

Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания.Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры.

Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание.Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального спасения, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения.Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского.

На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в - соборной личности. В итоге, западноевропейское прочтение христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становления личности и достижения ею внешней свободы.

В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего.Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения.

Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями.

Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории. Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью.На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества.

Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии. В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать.Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства- Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность.

Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.Список литературы 1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IХ-ХII вв - М 1999. 2. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса.

IХ - начало ХХ в М 1994 Гл.2. 3. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность С-Пб 1998. 4. Новосельцев А.П Пашуто В.Г Черепнин Л.В. Пути развития феодализма М 1972 Гл.1. 5. Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в. Принятие христианства М 1988. 6. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси М 1990. 7. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси Л 1983 Гл. 1 -2. 8. Толочко А.П. Князь в Древней Руси власть, собственность, идеология Киев, 1992 Гл.1. 9. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии Л 1990 Очерк VI. 10. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы М С-Пб 1995 Гл. 3-5. 11. Хрестоматия по истории России М 1994 Т.1 С. 49-89.

– Конец работы –

Используемые теги: нятие, Христианства0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принятие христианства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Принятие христианства на Руси
Но к этому времени они, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишь некоторые народные обычаи и… Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждого… Токарев С.А. Религия в истории народов мира 4-е изд испр. и доп. М 1986 с. 202 Число богов древних славян велико и…

Киевская Русь 9-12 веков. Принятие Христианства.
Социально-экономический строй Киевской Руси. Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века). Введение.Древнерусское… В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой… Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не…

Принятие христианства на Руси и его социально-культурные последствия
Оно станови-лось единой общегосударственной идеологией для всех областей Руси, где до того существовали местные языческие культы, и тем самым… В нем, прежде всего, увиде-ли проповедь повиновения властям, непротивления, и… Что же делать нам, людям XXI века, с чьей позицией согласиться? Я думаю, надо сказать им всем спасибо за то, что один…

Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
Библиография. Введение. Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства… Опора государства на новую религию, прежде всего как на социально-нормативный… Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением,…

Принятие христианства на Руси и его историческое значение
Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX – X вв. за исключением немногих письменных… Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский… Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. О принятии Киевской…

ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ
Предпринятые киевским князем Владимиром I (980—1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества,… Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии… Соседи Руси — Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и…

Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства
Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после… Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная… Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям…

Принятие христианства. Виды наказаний по Соборному уложению
В этом издаваемом специально для студентов-юристов учебнике особое внимание уделяется возникновению различных правовых институтов, кодификациям… Эта книга, пожалуй, стала образцовым учебником для тех, кто собирается… Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Она посетила Константинополь, где…

Срединноокеанический хребет (месторасположение в Тихом океане, основные характеристики (возраст, состав, тепловой поток,), разделение на Южно-Тихоокеанское поднятие и Восточно-Тихоокеанское поднятие)
Срединно-океанические хребты имеют сравнительно выдержанную форму и геологическое строение. Они гораздо однообразнее, чем, например, горные хребты… Южно-Тихоокеанское поднятие переходит Австрало-Антарктический хребет к югу от… Восточно-Тихоокеанское поднятие пересекают многочисленные зоны разломов большой протяжённости субширотного и…

Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
Библиография. Введение.Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у… Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок оно… Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Использование максимальной оценки при обосновании и принятии краткосрочных решений в бизнесе Он используется руководством компании в планировании, при составлении бизнес-плана.Типичные случаи его применения следующие: 1)Выбор наилучшей… Отчет о валовой прибыли содержит такие статьи: выручка от продаж; минус… Применение метода анализ валовой прибыли на практике: 1.Пример: сравнение двух различных технологий производства.
  • Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейгана За всё время существования его значение и роль менялись с приходом каждой новой администрации. За эти годы была создана целая система СНБ. Тревожные военные годы заставили… Министр военно-морских сил Дж. Форрестол увидел в этом возможность объединения вооруженных сил в одно министерство и…
  • Принятие управленческих решений Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается… Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует сис¬тему… В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом. Система безличных требований фиксируется…
  • Принятие решения потребителем Воздействие на знания потребителей это стратегическая цель маркетинга. Исходя из этого, фирмам необходимо непрерывно предоставлять людям информацию… Концепция расширения потребительской компетенции, на основе расширения… По мнению Дж. Энджела, кроме поиска «пробелов» в знаниях потребителей, специалистам по маркетингу приходиться следить…
  • Принятие решений в менеджменте В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие судьбоносные, как те, которые приходится принимать… Но с другой стороны, нельзя совсем ничего не решать и пускать все дела на… Это объясняется тем, что если проблема возникает очень часто и каждый раз она решается одинаково, то алгоритм ее…