рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

различии между чистым и эмпирическим познанием

различии между чистым и эмпирическим познанием - раздел Механика, Тема 13 Познание, Его Возможности И Средства 13.1...

Тема 13

ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии

И. КАНТ

1.0 различии между чистым и эмпирическим познанием

Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта, в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чув­ства и отчасти сами производят представления, отчасти побужда­ют наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатле­ний в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта.

Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что на­ша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это до­бавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его.

Поэтому возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое, независимое от опыта и даже от всех чувст­венных впечатлений познание? Такие знания называются априор­ными,их отличают от эмпирическихзнаний, которые имеют апос­териорный источник, а именно в опыте.

Однако термин a priori еще недостаточно определенен, чтобы надлежащим образом обозначить весь смысл поставленного вопро­са. В самом деле, обычно относительно некоторых знаний, выведен­ных из эмпирических источников, говорят, что мы способны или


причастны к ним a priori потому, что мы выводим их не непосредст­венно из опыта, а из общего правила, которое, однако, само заимст­вовано из опыта. Так о человеке, который подрыл фундамент своего дома, говорят: он мог a priori знать, что дом обвалится, иными слова­ри, ему незачем было ждать опыта, т. е. когда дом действительно обвалится. Однако знать об этом совершенно a priori он все же не мог. О том, что тела имеют тяжесть и потому падают, когда лишены опоры, он все же должен был раньше узнать из опыта.

Поэтому в дальнейшем исследовании мы будем называть ап­риорными знания, безусловнонезависимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Им противоположны эмпири­ческие знания, или знания, возможные только a posteriori, т. е. по­средством опыта. В свою очередь, из априорных знаний чистыминазываются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Так, например, положение, всякое изменение имеет свою причинуесть положение априорное, но не чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта.

2. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями,
и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них

Речь идет о признаке, по которому мы можем с уверенностью отли­чить чистое знание от эмпирического. Хотя мы из опыта и узнаем, что объект обладает теми или иными свойствами, но мы не узнаем при этом, что не может быть иным. Поэтому, во-первых,если име­ется положение, которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение; если к тому же это положение выведе­но исключительно из таких, которые сами, в свою очередь, необхо­димы, то оно безусловно априорное положение. Во-вторых,опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщно­сти, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщ­ность (посредством индукции), так что это должно, собственно, оз­начать следующее; насколько нам до сих пор известно, исключе­ний из того или иного правила не встречается. Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т. е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение. Стало быть эмпири­ческая всеобщность есть лишь произвольное повышение значимо­сти суждения с той степени, когда оно имеет силу для большинства случаев, на ту степень, когда оно имеет силу для большинства слу­чаев, как, например, в положении все тела имеют тяжесть.Наобо­рот, там, где строгая всеобщность принадлежит суждению по су­ществу, она указывает на особый познавательный источник суж­дения, а именно на способность к априорному знанию. Итак, необходимость и строгая всеобщность, суть верные признаки ап­риорного знания и неразрывно связаны друг с другом. Однако, пользуясь этими признаками, подчас бывает легче обнаружить


случайность суждения, чем эмпирическую ограниченность его, а иногда, наоборот, более ясной бывает неограниченная всеобщ­ность, приписываемая нами суждению, чем необходимость его; поэтому полезно применять отдельно друг от друга эти критерии, из которых каждый безошибочен сам по себе.

Не трудно доказать, что человеческое знание действительно содержит такие необходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априорные суждения. Если угодно найти при­мер из области наук, то стоит лишь указать на все положения мате­матики; если угодно найти пример из применения самого обыден­ного рассудка, то этим может служить утверждение, что всякое из­менение должно иметь причину; в последнем суждении само понятие причины с такой очевидностью содержит понятие необхо­димости связи с действием и строгой всеобщности правила, что оно совершенно сводилось бы на нет, если бы мы вздумали, как это де­лает Юм, выводить из его частого присоединения того, что проис­ходит, к тому, что ему предшествует, и из возникающей отсюда привычки (следовательно, чисто субъективной необходимости) связывать представления. Даже и не приводя подобных примеров в доказательство действительности чистых априорных основопо­ложений в нашем познании, можно доказать необходимость их для возможности самого опыта, т. е. доказать a priori. В самом деле, от­куда же сам опыт смог бы заимствовать свою достоверность, если бы все правила, которым он следует, в свою очередь также были эмпирическими, стало быть, случайными, вследствие чего их вряд ли можно было бы считать первыми основоположениями. Впрочем, здесь мы можем довольствоваться тем, что указали как на факт на чистое применение нашей познавательной способности вместе с ее признаками. Однако не только в суждениях, но даже и в понятиях обнаруживается априорное происхождение некоторых из них. От­брасывайте постепенно от вашего эмпирического понятия тела все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда все же останется пространство,которое тело (теперь уже совершенно исчезнувшее) занимало и которое вы не можете отбросить. Точно также если вы отбросите от вашего эм­пирического понятия какого угодно телесного или нетелесного объ­екта все свойства, известные вам из опыта, то все же вы не можете отнять у него то свойство, благодаря которому вы мыслите его как субстанциюили как нечто присоединенное к субстанции (хотя это понятие обладает большей определенностью, чем понятие объекта вообще). Поэтому вы должны под давлением необходимости, с ко­торым вам навязывается это понятие, признать, что оно a priori пребывает в нашей познавательной способности.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: в 6-ти т. Т.З. — М., 1964. — С. 105—111.


Ф. ШЕЛЛИНГ

Следовательно, она делает своим объектом не отдельную часть знания или особый его предмет, а само знание, знание вообще. Между тем, всякое знание сводится к известным изначаль- ным убеждениям, или… Деление самой трансцендентальной философии определяется теми изначальными убеждениями, из значимости которых она…

Следовательно, в нашем знании в качестве единственной его основы должно быть нечто всеобщее опосредующее.

Поскольку каждая истинная система (например, система мироздания) должна иметь основу своего существования в самой себе,то и принцип системы знания,… Этот принцип может быть только единым.Ибо всякая ис­тина абсолютно… 4. Опосредованно или косвенно этот принцип является принципом каждой науки, но непосредственно и прямо — только…

Б. РАССЕЛ

Факт, вера, истина и познание

“Факт” в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю “фак­том”. Солнце — факт;… Под “фактом” и имею в виду нечто имеющееся налицо, неза­висимо от того,… Вся наша познавательная жизнь является с биологической точки зрения частью процесса приспособления к фактам. Этот…

Э. МУНЬЕ

Познание — это всеохватывающее движение, которое соеди­няет субъекты со своим окружением. Оно выступает одновременно и как непосредственное… Мунье. Э. Что такое персонализм. — Париж, 1946. —С. 100. Ж. ЛАКРУА

Б. РАССЕЛ

...Наивный реализм отождествляет восприятия с физичес­кими вещами; он считает, что солнце астрономов есть то, что мы ви­дим. Это предполагает… ...Когда на основе обыденного здравого смысла люди говорят о коренном различии… ...“Факт”, в моем понимании этого термина, может быть опре­делен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я…

М. ШЛИК

Шлик М. Позитивизм и реализм // Познание. Т. III. — 1932/33. — С. 7 —8. Законы природы не имеют характера предложений, которые или истинны, или… Шлик М. Избранные сочинения. — 1938. — С. 422.

К. ПОППЕР

Что же однако мы имеем в виду, когда говорим о соответст­вии высказывания фактам? Хотя наш скептик, или релятивист, пожалуй, скажет, что на этот… В некотором смысле он действительнотривиален. Такое за­ключение следует из… Поппер К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С.…

Антихрист. Проклятие христианству

Что хорошо? — Все то, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство пре­одолеваемого противодействия...

А. КАМЮ

...В этой вселенной единственным шансом укрепиться в со­знании, зафиксировать в нем свои дерзания является творчество! Творить — значит жить… ...Подлинное произведение искусства всегда соразмеримо человеку, и по самой… ...Мыслить — значит испытывать желание создавать мир (или, что то же самое, задавать границы собственному миру). Это…

М. ХАЙДЕГГЕР

...Или все надежды на философию как абсолютную науку — одно суеверие? Скажем, не только потому, что одиночка или от­дельная школа никогда не… ...Метафизика есть вопрошание, с которым мы пытаемся ох­ватить своими… Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. — 1989. — № 9. — С. 116—122.

К. ЯСПЕРС

...Вопрос о современной ситуации человека как результате его становления и его шансов в будущем поставлен теперь острее, чем когда-либо. В ответах…    

– Конец работы –

Используемые теги: различии, между, чистым, эмпирическим, познанием0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: различии между чистым и эмпирическим познанием

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Реферат по статье П. Вайнгартнера «Сходство и различие между научной и религиозной верой»
Вере предшествует сомнение, которое переводиться в веру в результате целого ряда психологических актов. Философы в отличие от теологов традиционно… Кант справедливо подчеркивал, что вера не сводится к деятельности разума, о… Веру можно обосновать, но для этого придется привести не только рациональные, но и чувственно-эмоциональные доводы.…

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания
За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и… В своей работе я буду рассматривать понятие и классификацию методов научного… Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.…

Метафизичность теории познания. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания
Так, совершенно ясно, что физическая предметность не есть предмет биологии, а предмет этики отличается от предмета религиоведения. Определив же… Везде бесконечные и вечные первоосновы бытия должны будут как бы про¬ступать,… Вместе с тем предметность метафизики превосходит любую кон¬кретную предметность, на которую мы направляем свой…

Взаимосвязь между субъектом и объектом познания
Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности. а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимального… Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и… Что такое субъект познания? В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий…

Что составляет предмет фонетики. В чем заключается различие между фонетикой и фонологией
Устная речь Письменная речь Литературное произношение Владение... Ассимиляция и е виды... Консонантная и вокалическая ассимиляция...

Корреспондентские отношения между коммерческими банками РФ и основные виды операций, осуществляемые между ними
За основу мною были взяты принципы и опыт работы используемые в Одинбанке, т.к. Одинбанк является одним из крупнейших банков России и имеет огромный… Поскольку банковский бизнес в России сравнительно молод, то находясь в стадии… В своей работе я хотел бы рассмотреть именно эти принципы установления корреспондентских отношений между банками…

Познание неосознаваемого
В конце прошлого – начале нашего столетия экспансия иррационализма распространилась на философию и психологию, медицину и художественную… Рождение этого нового подхода было определено двумя решающими… Большой вклад в анализ значения неосознаваемых компонентов психики для художественного творчества внес режиссер…

ТМ: душа и чистое сознание
Ключевыми понятиями для учения Махариши Махеш Йоги о высших состояниях сознания и, соответственно, наиболее часто используемыми являются: чистое,… Комментарий Махариши Махеш Йоги к ней: «Здесь Господь разъясняет необходимость… Отдавая должное мудрости Махариши Махеш Йоги, фиксируем ключевой вопрос для данной статьи вопрос: «Разве практики…

Познание и истина
В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина… Правда, мы употребляем еще такие выражения, как "истинная политика", "истинный… Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к…

Теория познания
При этом данные чувств, которые участвуют в познании, у нормального человека, находящегося в нормальных условиях, всегда истинны, так как они… Сознание может заблуждаться, так как располагает ограниченной информацией,… При изучении процесса познания Гегеля интересовал вопрос, почему мы имеем пять чувств. Ответ, на наш взгляд,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз В работе «по заказу» нет никакого криминала, если она не слишком грешит против истины и выполнена мастерски». Действительно, в заказном материале… Но самим-то профессионалам крайне важно понимать, что выходит из-под их пера:… Именно такая информация, отражающая многомерность мира и в то же время имеющая прогностический характер, в состоянии…
  • Методы ведического познания Первым из этих инструментов является чистый разум. Человеческий разум обладает двойным действием смешанным или зависимым и чистым или… Это рациональное действие не способно познать то, что на самом деле… С другой стороны, разум утверждает свое чистое действие, когда, принимая наш чувственный опыт в качестве отправной…
  • Объективность информации как необходимое условие журналистского познания В силу этого в разные периоды своего развития, с учетом конкретной ситуации в обществе, сами СМИ могут «более» или «менее» полно отражать социальную… Разумеется, принцип «или-или» оказывается несколько условным для современного… Сам плюрализм может формироваться как при наличии различных взглядов на окружающую жизнь, присутствующих в одном СМИ,…
  • Детерминационные зависимости между типами совместной деятельности И вновь может показаться, что признание этого обстоятельства убивает в зародыше не только идею иерархии потребностей, но и сам принцип потребностной… Несомненно, такая ситуация подавления естественных потребностей, рождающая… О какой объективной иерархии может идти речь, если каждый человек субстанциально свободен в выборе своих жизненных…
  • Познание и наука Когда возникла наука? Мнения расходятся. Одни считают, что наука возникла вместе с возникновением общества. Такая точка зрения, однако, смешивает… Видимо, разрешить этот спор можно следующим образом.Как особая… Начало, таким образом, было положено, ребенок появился на свет. Но прошло немало времени, прежде чем он окреп,…