рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Естествознание эпохи средневековья

Естествознание эпохи средневековья - раздел Биология, Естествознание Эпохи Средневековья 1. Средневековая Духовная Культур...

Естествознание эпохи Средневековья 1. Средневековая духовная культура. Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем.Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века. Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода: • Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI вв); • Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века; • Позднее Средневековье, XIV- XV века. Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс. Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Народной культуре средневековья не повезло в науке.

Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки язычества.

В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”, “неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на сказочное и баснословное.Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”, руководствуясь ее собственной логикой.

Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на “темные века”. Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи.

Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией.Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился.

Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях. Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен.Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен.Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства. Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья.

Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества. Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным состоянием.

Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях церкви III-V веков, было несколько приглушено в литературе более позднего времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же бедности проходит лейтмотивом через все литературные памятники Раннего Средневековья.Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций.

Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным.На протяжении большого исторического периода народные диалекты и языки Западной Европы, будучи средствами устного общения людей, не могли овладеть сферой письменности - она оставалась всецело под властью латыни - языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской истории и являвшегося официальным и профессиональным языком единственно образованного и монополизировавшего образование слоя общества - духовенства.

Быть грамотным означало знать латынь. Соответственно сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней античности деление людей на litterati и illiterati , т. е. на образованных, знающих латынь, и на “идиотов” - неграмотных, довольствующихся данным им от рождения грубым народным языком.В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви.

Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры.

Однако это были , в основном, дети из знатных семей. Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки.Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.

В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Уровень же образованности мирян был вообще минимальным.

Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания.Она существовала через сознание безграмотного человека.

Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. ([3],стр .31) Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет.Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл.

Эти слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко религиозного и символического сознания.Поэтому для средневекового сознания , средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство.

И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества.

Мышление средних веков было преимущественно теологическим. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации. Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен.Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.

Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека.Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. “ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания.Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности. 2. Естественнонаучные достижения в эпоху Средневековья 2.1. Страны Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества.

Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древ¬него Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен.Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.

Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную импе¬рию, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова. Развитие исламской государ¬ственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на обще¬мировую культуру.К Х в. сформировались наиболее крупные куль¬турные центры Арабского мира: Багдад и Кордова.

В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, суще¬ствовала мода и на личные библиотеки.

– Конец работы –

Используемые теги: Естествознание, эпохи, средневековья0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Естествознание эпохи средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Естествознание в эпоху Средневековья
Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами деловитостью, активностью, способностями, а через… Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая… Природа проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Праздничная культура эпохи средневековья
Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и… Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли… Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной…

Генезис политической мысли в древнем мире. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения
Генезис политической мысли в древнем мире Политическая мысль Средневековья эпохи Возрождения и... Этапы политической социализации Типы политической социализации Результат... Политическая социализация включает несколько основных стадий Стадии или этапы политической со циализации прежде всего...

Мужской костюм эпохи позднего средневековья
В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали… Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в… Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян,…

По дисциплине Концепции современного естествознания Естествознание в системе науки и культуры
Факультет иностранных языков... Содержание лекций... по дисциплине Концепции современного естествознания...

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Идеи Гроссетеста, Роджера Бэкона и Брадвардина в естествознании позднего средневековья
В Англии XIII в. названные социально-экономические изменения были особенно интенсивными. Здесь возникли весьма активные центры… Теологический факультет Парижского университета стал главным богословским… В таких условиях в Оксфордском университете сложился кружок, который как бы продолжил деятельность философов Шартрской…

Учение о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.)
Другим источником политических учений была общественно-политическая мысль античности. Особенно значительное влияние оказали сочинения Аристотеля и… Могучая государственная машина жестоко подавляла восстания рабов и свободных… Атмосфера неуверенности и ожидания конца благоприятствовала возникновению различных культов восточных религий культа…

Рецепция римского права в Западной Европе в эпоху Средневековья
Рецепция рим¬ского права — не единичное событие, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание… Сущность рецепции проявляется в нескольких этапах. Первый этап характе¬ризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для…

Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения
С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности… В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все… С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • "Англия эпохи Реставрации" В 1688 г. Яков II был изгнан. Английская буржуазия, не мыслившая еще государства без короля, пригласила на трон тогдашнего правителя (штатгалтера)… Ныне у королевы Елизаветы II имеются Сен-Джемский и Бэкингемский дворцы в… Англичане шутят, что если бы кабинет вынес решение о казни короля, то это решение он представил бы на утверждение…
  • Политика “просвященного абсолютизма” в эпоху Екатерины II. Золотой век российского дворянства В нечерноземных районах крестьян переводили на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на… Зарабатывать деньги можно было, занимаясь промыслом (текстильный промысел,… Хлеб, текстиль, меха, соль, рыба и т.п. Через порты Прибалтики, Причерноморья велась внешняя торговля. Вывозила…
  • Японская литература эпохи Хэйан Мужчины большей частью еще писали по-китайскому. Женский «поток» относится к Х-ХI векам т.е. к периоду высшего расцвета японской средневековой… Цель работы – изучение мировоззрения японской интеллигенции в эпоху Хэйан,… При ознакомлении с японской литературой необходимо иметь в виду, в какой атмосфере каждое из ее явлений развивалось.…
  • Схоластика и её роль в философии Средневековья Термин «схоластика» относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия — высокоразвитому методу… В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах и… Как мы уже видели, швейцарские реформаторы были гуманистами, стремившимися реформировать жизнь и нравы современной им…
  • Антропоцентризм философии эпохи Возрождения Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении… В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения… Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире…