рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные этапы развития социологической мысли

Работа сделанна в 2002 году

Основные этапы развития социологической мысли - Курсовая Работа, раздел Социология, - 2002 год - Министерство Образования И Науки Республики Казахстан Павлодарский Государст...

Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Институт естествознания Кафедра Философии и социально-политических дисциплин Курсовая работа По дисциплине Социология. На тему Основные этапы развития социологической мысли. Выполнила студентка гр. БМ-22 Кудиенко Е. С. Проверила старший преподаватель Солтаниянова С.Д. Павлодар, 2002г. План Введение.I. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. II. Основные этапы развития социологической мысли. 1. Древний мир. 2. Средние века. 3. Новое время. 4. Современный этап 4.1. О.Конт родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. 2. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма. 3. Нетрадиционный тип научности. Понимающая социология Г. Зиммеля и М. Вебера. 4. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

III. Современные парадигмы социологии. Заключение.

Список литературы. Введение. Данная курсовая работа направлена на то, чтобы осветить всю историю развития социологической мысли, начиная с ее возникновения и заканчивая современным состоянием этой науки. Я выбрала именно эту тему, так как считаю ее наиболее важной в познании всей дисциплины. Ведь именно с понятия социологии и этапов ее формирования и начинается изучение данной науки.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем Поиск ответов на эти и иные вопросы уже в древности заставил ученых и мыслителей обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

В своей работе я проследила, как изменялись их взгляды со временем, и каковы они сейчас I. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек.

Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни. Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии 1844 г чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.

Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

О. Конт и другие отцы-основатели социологии - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами.

Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является позитивный метод. Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология.

Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном 1838-1839, на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - алгебра революции, как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии органической теории развития общества.

Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания.

Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа Философские очерки о вероятности построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения.

Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных пауперизация, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются средний слой и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились социальные болезни общества, с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить лекарство от этих болезней. II. Основные этапы развития социологической мысли. 1. Представления об обществе в древнем мире Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории.

Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать. Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни Что важнее общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.

Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства. В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.

На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе. На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли.

Первое выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде Государство. У Платона общество уподобляется огромному человеку. Трм началам человеческой души разумному, яростному и вожделеющему в идеальном государстве аналогичны тоже три начала совещательное, защитное и деловое, которым в свою очередь соответствуют три сословия правители, воины и производители ремесленники, земледельцы.

Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью благородного вымысла обосновывается как естественное, исходно предопределенное хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править у других серебро, и посему они становятся воинами у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями.

Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство в целом.

Утопия Платона не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости. Асмуг В. Ф. Государство Платон. Соч. М 1971 Т 3. Ч. 1. С. 608. Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства. Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида.

Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует Государство Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис. В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида противоречивое единство общественного и индивидуального.

Представители каждого направления вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть проводником человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ. Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго характерна выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу. Мыслители, отстаивавшие приоритет общественного интереса над личным, в социальной политике делали акцент на идее равенства равных, сторонникам же приоритета индивидуального интереса над общественным более важным представлялось решение задачи обеспечения неравенства неравных.

Таким образом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданность неравенства, но расставляли разные акценты. 2. Эпоха Средневековья.

В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли. Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший модернизацию раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля.

Учение Фомы томизм стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни в 1879 г. это учение было объявлено единственно истинной философией католицизма, но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала правового государства.

Она способствовала разрушению феодально-религиозных представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей индивидуализма и коллективизма. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии. Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата.

Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора 1478 1535 гг изобразившего в Утопии общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех. Критикуя капитализм и вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-утописты считали идеальным такое общество, в котором осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не знающей товарно-денежных отношений.

Но они не смогли найти стимулы к труду в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации экономической жизни. Главное ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль. 3. Социальная мысль нового времени - непосредственное предшествие социологии. Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в рамках теоретических направлений общественной и в особенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до момента приобретения социологией статуса самостоятельной науки в XIX в. Наибольшее внимание проблеме общества уделяла в данный период философия, за ней следуют политическая экономия, наука о государстве и праве и история.

В исторической науке по существу с момента ее возникновения развиваются элементы эмпирического исследования общественных явлений. Представления об обществе, складывающиеся в этот период в рамках философии, а затем и прочих наук, обозначали по-своему начало новой общественно-экономической формации - капитализма - и представляли собой надстройку над экономическим базисом этой формации, которая по своим характеристикам выступала отрицанием феодализма как общественно-экономической формации.

Капиталистический способ производства, который в данный период все больше становится доминирующим, требовал упразднения правового неравенства людей. Правовое равенство и свобода всех граждан становятся более или менее общим политическим идеалом.

Попытки найти наиболее адекватный способ его реализации приводят к возникновению многочисленных теорий, рассматривающих отношение между государством и индивидом как свободным человеком. В то же время предпринимаются также усилия открыть как законы, господствующие в хозяйственной жизни, так и законы исторического развития общества как целостности всех социальных явлений. Как результат этих попыток возникают разнообразные теории. Общими чертами этих теорий являются их рационально-научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда на мир и, в особенности, на общество, а также стремление не только расширить рамки понимания человеком общества, но и вовлечь человека в осуществление социальных перемен.

Философия в XVII в. особенно сосредоточилась на изучении закономерностей развития общества. Подобная ее ориентация привела к возникновению философии истории как отдельной философской дисциплины, которую, учитывая ее предметную направленность, вполне можно считать непосредственной предтечей общей социологии.

Философия истории возникает как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении развития общества в данный период. В это время европейское общество - в наиболее развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма к капитализму, что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра характерных для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В это же время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о народах дальних стран, их обычаях, об их образе жизни, отличном от европейского.

Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют различия в образе жизни отдельных народов, почему разным народам присущ отличный от других общественный строй. Практически возник вопрос о движущих силах развития общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться к проблеме общества и попытаться объяснить его историю и закономерности развития.

Наука и общественная мысль данной эпохи, рассматривая государство и право, стремились освободиться от влияния характерного для феодализма учения о божественном происхождении власти. Представление о божественном происхождении власти сковывало молодую буржуазию в ее политической эмансипации, и поэтому во вновь появляющихся теориях это представление отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились частой, если не основной, темой рассуждений. Данные теории выражали стремление установить причины возникновения человеческого общества, основные законы и фазы его развития и сущность отношения между обществом и государством.

Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти проблемы, являлись Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан Жак Руссо и Томас Гоббс. Никколо Макиавелли 1469 1527 являлся в определенном смысле олицетворением итальянского Возрождения, ибо, истолковывая социальные проблемы, он черпал вдохновение в светских идеалах античной мысли и восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает невозможным всякое социальное сопротивление.

Его основными сочинениями являются Рассуждения о первой декаде Тита Ливия и Государь. Н. Макиавелли не занимался проблемами общества в целом, но изучал государство и искусство политики. В трактате Государь он рисует картину самой беспощадной политической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения, которые толкают человека на эту борьбу.

Политические события он объясняет, прежде всего, психическими свойствами человека и, с другой стороны, совпадением обстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические представления, Н. Макиавелли стремится к реалистичному описанию событий, которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят негативный характер. Жан Боден 1530-1596 - другой мыслитель данной эпохи, которому, подобно Н. Макиавелли, присущ реалистический подход в изучении государства.

Наиболее значительной его работой явилось сочинение Шесть книг о республике, в котором он дает целостную картину развития общества и государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство, согласно Ж. Бодену, развивается из естественного состояния путем развития семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и т.д. Шарль Монтескье 1689-1755, известный как автор теории о разделении властей, был сторонником некоторых общих социологических идей, которые позже повлияли на развитие социологии, и которые он изложил в своих Размышлениях о причинах величия и падения римлян и в сочинении О духе законов.

В рамках науки о государстве и праве, а также в политических доктринах данной эпохи получает новую жизнь развитая первоначально греческими софистами договорная теория происхождения государства - теория общественного договора.

Эта теория получила новое развитие в связи с борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие позиции в экономической сфере общественной жизни, стремилась взять у феодалов политическую власть. В процессе борьбы буржуазии за политическую власть получают развитие представления, основывающиеся на теории общественного договора. Согласно этим представлениям, существует различие между договором, на основе которого создается человеческое общество и который заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с другой стороны, правитель.

Эту теорию использовали не только те, кто выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники абсолютизма. Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс 1588-1679, Джон Локк 1632-1704 и Жан Жак Руссо 1712-1778. Т. Гоббс и Руссо по-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает естественное догосударственное существование людей негативным, войной всех против всех, а о человеке говорит, что он по природе является злым и эгоистичным, а общество его облагораживает.

Руссо имеет противоположную точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой природы, тогда как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения нужно объяснить, отправляясь от общества.

Теории общественного договора незначительно способствовали развитию научного взгляда на общество, поскольку основывались на абстрактных и априорных суждениях о человеческом обществе, вместо того чтобы уделять особое внимание реальным фактам. Наряду с воззрениями, о которых мы говорили как о непосредственных предвестниках социологии и которые появились в рамках философии истории, экономических наук и науки о государстве и праве, следует еще отметить целый ряд мыслителей, чьи взгляды и представления предвосхищали возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.

Выдающийся философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831 оказал сильное влияние на развитие социальных теорий. Будучи идеалистом, Гегель, тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии его проявлений, а общество он понимает как составную часть универсума, отличающуюся своими специфическими, качественно определенными характеристиками.

Значительным вкладом Гегеля в становление социологии являются его представления об истории человеческого общества как процессе, связанном с целостной действительностью, и о том, что историю следует принимать такой, какая она есть. Большое значение имеют гегелевское понимание человека как деятельного существа, а также представления Гегеля о государстве, которое он понимает идеалистически.

Очищенное от примеси идеализма, гегелевское диалектическое понимание общества и отдельных социальных явлений предвосхищает появление социологии. Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам Фергюсон 1723-1816 - историк, философ и теоретик политики, который в своем Очерке истории гражданского общества пытается осуществить периодизацию исторического развития общества. Опираясь на результаты, полученные этнографией, он делит историю человеческого общества на три периода дикость, варварство и цивилизацию.

А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность, из которой проистекают социальные установления и обычаи. Общество он считал органическим явлением и был одним из первых, кто поставил проблему общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную связь и обусловленность отдельных областей общественной жизни. Точно так же он указывал, что конкуренция и конфликт имеют важное значение для общественного развития, вследствие чего его считают первопроходцем идеи о борьбе между отдельными социальными группами как движущей силе общественного развития.

Социологии как науке, а также многочисленным социологическим теориям предшествовали учения социалистов-утопистов. Эти учения возникли как результат критического отношения к действительности буржуазного общества и приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона 1760-1825, жившего во Франции - стране, в которой не только совершилась первая полноценная буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая критика капитализма.

Сен-Симон рассматривал развитие общества как строго закономерный процесс, а задачу науки об обществе он видел в раскрытии законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды. Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной структуры, а также его указание на то, что форма собственности определяет все общественные отношения - как экономические, так и политические.

Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии. Эти и ряд других учений об обществе в целом или об отдельных социальных явлениях непосредственно предшествовали и обеспечили возникновение социологии, поскольку, при всех своих недостатках, поставили ряд фундаментальных социологических проблем и аккумулировали в себе ту сумму знаний об обществе, из которой впоследствии развились все значительные социологические теории. 4. Современный этап развития социологии. 4.1.

О.Конт родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества

О.Конт родоначальник социологии. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки В системе ... На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на осно... Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное ... Социология же - это вершина позитивного знания.

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма

Учение о методе Э. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, ка... Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъ... Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулирова... А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов ...

Нетрадиционный тип научности. Понимающая социология Г. Зиммеля и М. Вебера

Зиммеля чистая форма - это отношение между индивидами, рассматриваемым... 2 Признание закономерности в материалистической концепции истории тесн... 442. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, хар... Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой груп...

выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах реального социализма политической элиты, партийной верхушки. III Современные парадигмы социологии. Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований в первую очередь в США, а затем и в других странах.

Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов и сосредоточились социологи.

Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей экологическое направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк 1864 1944 гг. исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают прежде всего, городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.

Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины человеческих отношений альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях Происходит становление и развитие отраслевых социологий. После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Т. Парсонс 1902 1977 гг. и Р. Мертон род. В 1910 г В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры.

Для развития социологии в 90-е годы характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма и символического интеракционизма. Социология конца века, как и философия, литература, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия.

Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм. Однако нельзя не считаться с необходимостью научного синтеза основных социологических теорий XX в избегающего их банализации, но преодолевающего их мозаичность. Как тенденция, ведущая к подобному синтезу, нередко рассматривается глобализация.

Однако в отечественной литературе глобализация социологии небезосновательно рассматривается как ложный ответ на сформировавшийся вызов. Моноцентризм в науке, ставка на единственно правильную, универсальную социологическую парадигму доказали в XX в. Свою бесперспективность, опасность для развития социокультурного процесса. Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. Является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза.

Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина 1895 1975 гг разработавшего концепцию диалогового общения. Заключение. Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Подчеркивая это, П. Сорокин в свое время писал Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями живущих людей.

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.

Состояние социологического знания и, еще шире, социального мышления зависит от двух взаимосвязанных факторов. Во-первых, от системы образования, подготовки кадров, во-вторых, от роста знания вглубь П. Сорокин, то есть развитости научных исследований. Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе.

Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития. Это говорит о том, что развитие социологической мысли не будет стоять на месте. Социология будет существовать столько же, сколько будет существовать сам человек.

Список литературы Кравченко А.И. Социология учебник для вузов М. Академический проект, 2001. 2-е издание, переработанное и дополненное. История социологии Под ред. А. Н. Елсукова и др. Минск, 1999. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1999. Радугин А. А. Социология. М - 2000. А.О.Бороноев. Журнал социологии и социальной антропологии, 1999 год, 2 Фролов С. С. Социология. М. 1999 Социально-энциклопедический словарь. М - 1998.

– Конец работы –

Используемые теги: основные, этапы, развития, социологической, мысли0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные этапы развития социологической мысли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв
Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении… Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания,…

Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства
Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования.… Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия у… Для американцев это общество равных возможностей, когда каждый может добиться всего, чего хочет. Французская идея…

СОДЕРЖАНИЕ ФАРМАКОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ. ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДИ ДРУГИХ МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАКОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛАХ ФАРМАКОЛОГИИ
ФАРМАКОЛОГИЯ это наука о взаимодействии химических соединений веществ используемых как лекарственные вещества с живыми организмами в... Фармакология устанавливает характер и интенсивность этих изменений... Проще говоря фармакология изучает лекарственные средства применяемые в медицине для лечения и профилактики а также...

Основные тенденции социально-экономического развития в 2012 году. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 годах
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ГОДОВ...

Римское право: основные этапы развития, историческое значение
История римского права отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с глубинными пластами римского общества, оно в своей… Римское право пережило рабовладельческую государственность, на базе которой… Наиболее общей и удобной представляется следующая периодизация истории римского права. 1.Древнейший период (VI – III…

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА... ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОКИСЛИТЕЛьНОЙ ПЛАВКИ...

Возникновение и этапы развития политической мысли
Критикуя или оправдывая существующие порядки, эти мыслители искренни в своем стремлении осчастливить все человечество. Каждый из них вносит что-то… Так, древнекитайский философ Конфуций (ок. 551-479 до н. э.), которого… Мыслитель так сформулировал закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве: «Чего не пожелаешь…

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
На сайте allrefs.net читайте: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления
Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только… Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений… В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и…

Особенности и этапы развития политической Мысли в России
На сайте allrefs.net читайте: "Особенности и этапы развития политической Мысли в России"

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основные этапы и концепции развития менеджмента На сайте allrefs.net читайте: Основные этапы и концепции развития менеджмента.
  • История западноевропейского воспитания: основные этапы развития и их смысл И в этой связи мир должен прямо или косвенно, соглашаясь или отрицая, но принимать во внимание не только современное состояние, но и историю… В истории западноевропейского образования выделяется несколько главных этапов.… Четвертый этап – эпоха Возрождения (XV–XVI вв.). Складывается классическое образование в Западной Европе и фактически…
  • Основные этапы развития психики животных В зависимости от принципов методов структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.
  • Великий шелковый путь: формирование и основные этапы развития Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих… Во второй половине третьего века сложились прочные торгово-экономические связи… Немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что по подгорной равнине Копетдага проходил Великий шелковый путь и…
  • Основные этапы развития эстетики. Взаимосвязь комического и трагического в служебной деятельности сотрудников МВД Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в… Все эти виды основываются не только на законах целесообразности, но и на… В предмет эстетики входят и такие мало разработанные проблемы как эстетическая организация природной среды, эстетика…