рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция постмодернити.

Концепция постмодернити. - раздел Социология, Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Определение Современного Этапа Истории В Качестве «Постмо­дернити» Обычно Асс...

Определение современного этапа истории в качестве «постмо­дернити» обычно ассоциируется с идеями постмодернизма — ши­рокого интеллектуального течения, возникшего на волне соци­альных трансформаций 60-х годов. В отличие от постиндустриаль­ной теории, сторонники которой опирались прежде всего на взгля­ды социологов и экономистов конца XIX и начала XX веков, а также на идеи философов-позитивистов, постмодернизм базировался на более широкой, но при этом гораздо менее структурированной ос­нове.

И сама идея постмодернизма, и большинство терминов, исполь­зуемых в рамках данной теории, берут свое начало в культуроло­гии. Ее сторонники обращают внимание прежде всего на то, что складывающиеся сегодня социальные отношения радикально от­личны от традиционного массового общества, и в этом они близки теоретикам постиндустриализма. Понятие «постмодернити» воз­никло в связи со стремлением подчеркнуть отличие нового соци­ального порядка от «современного», указать на противоречие меж­ду contemporary и modem. Подобный подход породил весьма инте­ресную периодизацию общественного прогресса, хронологически сходную с той, что предложена в рамках постиндустриальной тео­рии, но в отдельных аспектах даже более совершенную.

Определяя в качестве эпохи модернити период, начавшийся в конце XVII века (а некоторые авторы, например, А. Тойнби, относи­ли данную границу к последней четверти XV столетия[17]), исследо­ватели фактически отождествляли его с эпохой зарождения и раз­вития в западных странах капиталистического производства. Тем больший интерес вызывает их мнение о том, что уже с начала послевоенного периода в развитии индустриальных стран появи­лись тенденции, позволяющие говорить о формировании нового по­рядка (post-modem order). К середине 50-х годов такую точку зре­ния разделял не только А. Тойнби, но и такие выдающие социологи, как К. Райт Миллс и П. Дракер[18].

Мы уже отметили, что представления о современном обществе как о периоде постмодернити имеют преимущественно культуро­логическую основу. Постмодернизм заявил о себе в 30-е годы в пер­вую очередь в сфере искусства (работами Л. Фидлера, И. Хассана и Ч. Дженкса), в 60-е — в области философии и культурологии (на примере работ французских интеллектуалов, чье мировоззрение формировалось под воздействием событий 1968 года), а в 70-е и 80-е — ив социологии (в этом случае следует отметить труды Т. Адорно и представителей так называемой франкфуртской шко­лы, а также работы Ж. -Ф. Лиотара и Ж. Бодрийяра). Подобный путь становления концепции предполагал, что новое общество неизбежно будет противопоставляться прошлому как общество новых возмож­ностей обществу ограниченной свободы. В рамках данной теории, как отмечает А. Турен, модернити воспринимается как эпоха, «от­рицающая саму идею общества, разрушающая ее и замещающая ее идеей постоянного социального изменения», а «история модернити представляет собой историю медленного, но непрерывного нарас­тания разрыва между личностью, обществом и природой»1. Напротив, постмодернити определяется как эпоха, характеризующая­ся ростом культурного и социального многообразия и отходом как от ранее господствовавшей унифицированности, так в ряде случа­ев и от принципов чистой экономической целесообразности.

Постмодернити как историческое время, сменяющее модернити, определяется через апелляцию к модифицирующейся челове­ческой природе и изменяющемуся месту человека в социальной структуре. Как и теоретики постиндустриализма, постмодернисты обращаются прежде всего не к глубинным характеристикам этой эпохи, а к тем ее чертам, которые поддаются наиболее явному про­тивопоставлению важнейшим признакам предыдущих периодов. С подобных позиций анализируются и относительно поверхност­ные явления демассификации и дестандартизации, и преодоление принципов фордизма, отход от прежних форм индустриального производства, и достижение качественно нового уровня субъективизации социальных процессов, и возрастающая плюралистичность общества, и уход от массового социального действия. Однако при этом, по мнению большинства постмодернистов, нарождающееся новое общество отчасти сохраняет черты прежнего, оставаясь «дез­организованным» [disorganized] или «умирающим» [late] капита­лизмом.

Особого внимания заслуживают выводы теоретиков постмодер­низма о снижении возможностей прогнозировать развитие как от­дельных личностей, так и социума в целом, о неопределенности направлений общественного прогресса, о разделенности социума и активного субъекта. Вместе с тем постмодернисты считают, что в эпоху постмодернити преодолевается феномен отчуждения, транс­формируются мотивы и стимулы деятельности человека, возника­ют новые ценностные ориентиры и нормы поведения. Таким обра­зом, преодоление ранее сложившихся форм общественного устрой­ства воспринимается ими как само содержание современного эта­па социального прогресса.

Констатируя возросшую комплексность социального организ­ма и связывая ее с резко повысившейся ролью индивидуального сознания и поведения, постмодернисты переносят акцент с поня­тия «мы», определяющего черты индустриального общества (при всем присущем ему индивидуализме), на понятие «я». Как след­ствие, теория постмодернизма убедительно обосновывает расши­рение рамок общественного производства и неизбежное в будущем устранение границ между производством и потреблением. В рам­ках этого подхода предлагаются все более широкие трактовки как производства, в которое включаются все стороны жизни человека, так и потребления. При этом анализируются не столько сами факты потребления материальных благ и услуг, сколько статусные аспек­ты и культурные формы этого процесса.

С позиций постмодернизма переосмысливаются роль и значе­ние потребительной стоимости и полезности, времени и простран­ства как культурных форм и в то же время факторов производства. Деятельность, объединяющая в себе черты как производства, так и потребления и создающая вещные и нематериальные блага лишь в той мере, в какой они обеспечивают самосовершенствование лич­ности, не создает, с точки зрения постмодернизма, продукты как такие потребительные стоимости (use-values), другой стороной ко­торых неизбежно выступает меновая стоимость (exchange-value). С переходом к эпохе постмодернити подлинное содержание полезно­сти заключается не столько в универсальной потребительной сто­имости продукта, сколько в его высокоиндивидуализированной зна­ковой ценности (sign-value). Изменяется и сам характер потребле­ния, которое Ж. Бодрийяр называет consumation в отличие от тради­ционного consummation[19].

Исследуя хозяйственные процессы с точки зрения их субъекта, постмодернисты обнаружили феномен симулированных потребно­стей, разграничили понятия потребностей (needs) и предпочтений (wants). Первые означают потребности, уже прошедшие социали­зацию; они заставляют рассматривать потребительское поведение как общественное явление; вторые основаны на субъективных уст­ремлениях личности к самовыражению в потреблении. Называя ини­циированные подобным образом сущности символическими цен­ностями, постмодернисты отмечают их относительную несравни­мость друг с другом, невозможность исчисления стоимости подобных объектов в квантифицируемых единицах цены или общей по­лезности.

Будучи изначально ориентированной не только и не столько на исследование объективных характеристик современного общества, сколько на изучение места и роли человека в нем, а в последнее время — также на изменения отношения личности к институтам и формам этого общества, теория постмодернизма глубже, чем иные направления социологии, проникла в суть явлений, происходящих на социопсихологическом уровне. Постмодернисты ближе всех подошли к проблеме обусловленности современного производства и современной социальной структуры не столько объективными факторами и конкретными действиями человека, сколько субъек­тивными обстоятельствами и системой мотивов и стимулов, опре­деляющих его действия. Тем самым им удалось убедительно зая­вить глобальный масштаб и подлинную глубину современных со­циальных преобразований.

Вместе с тем теория постмодернити находится сегодня в явном кризисе, обусловленном крайне неудачным решением в ее рамках вопроса о терминологическом обозначении современной реально­сти. Как показала практика, термин «постмодернити» может быть эффективно использован применительно только к тем историчес­ким периодам, которые характеризуются преодолением ранее сложившейся социальной модели, так как он не фиксирует ничего, кроме факта такого преодоления. Однако после того, как новая об­щественная система приобретает черты стабильного социального состояния, данное понятие утрачивает черты определенности.

Начиная с первой половины 80-х годов термин «постмодерни­ти» стал замещаться еще более аморфным понятием «модерниза­ция». Постмодернити трактовалось уже не как установившееся со­стояние, а как гипотетический строй, формирование которого будет связано с завершением неопределенного процесса модернизации. Позднее возникли попытки ограничить период модернити отрез­ком истории с середины XVII-гo по конец XIX века и обозначить завершающую треть прошлого и первую половину нынешнего сто­летия в качестве эпохи модернизма и таким образом противопоста­вить постмодернити не всему индустриальному обществу, а лишь тем его формам, которые сложились в последние десятилетия.

В 90-е годы развитие концепции свелось к бессодержательно­му жонглированию понятиями; Э. Гидденс, например, предлагает заменить термин «постмодернити» понятием «радикализованной модернити»; Б. Смарт считает необходимым рассматривать постмо­дернити не как состояние, замещающее модернити, а как реконституирование последней; З. Бауман предпочитает определять совре­менное общество не как постмодернити, а как самоценную модер­нити, как модернити-для-себя (modernity for itself). В результате сторонники данного направления не могут сказать о современном периоде ничего более конкретного, чем то, что «модернизм харак­теризуется незавершенностью модернизации, а постмодернизм в этом отношении более современен, чем модернизм как таковой»[20].

Развитие постмодернистской теории, таким образом, стало пол­ной противоположностью эволюции концепции информационного общества. Если последняя пошла по пути выделения одного из при­знаков будущего общества и поэтому оказалась недостаточно гиб­кой для того, чтобы адекватно реагировать на изменяющиеся соци­альные условия, то доктрина постмодернити столь аморфна, что всякие ее претензии на статус серьезной социологической теории совершенно безосновательны. Несмотря на это, выдвинутые в ее рамках оригинальные тезисы вполне могут быть использованы в постиндустриальной теории, так как ни в коей мере ей не противо­речат.

К середине 90-х годов в зарубежной социологии сложилась весь­ма сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, постин­дустриальная доктрина, подчеркивающая прежде всего централь­ную роль знания и ускоряющегося сдвига от производства матери­альных благ к производству информации, получила широкое при­знание, но при этом осталась скорее методологической основой для развития новых концепций, нежели теорией, пригодной для непо­средственного применения к описанию новых реалий. С другой сто­роны, по меньшей мере две доктрины - теория информационного общества, с ее вниманием к технологическим аспектам, и концеп­ция постмодернизма, акцентирующая внимание на становлении новой личности и ее месте в современном обществе, — подверг­лись достаточно резкой критике за присущую им односторонность и утратили ту привлекательность, которой обладали в 70-е и 80-е годы.

* * *

Таким образом, особенности современного общественного раз­вития убедительно свидетельствуют, что социология нуждается в глобальной доктрине, свободной как от постмодернистского реля­тивизма, так и от излишнего объективизма постиндустриальной теории. С нашей точки зрения, на эту роль способна претендовать теория постэкономического общества, которая может быть постро­ена на основе представлений, сформировавшихся в рамках обеих концепций. В каждой из них содержится та или иная фундамен­тальная предпосылка постэкономической теории. Постиндустриа­лизм акцентирует внимание на роли технического и научного про­гресса в общественном развитии; теоретики постмодернизма выд­вигают на первый план новые качества человека, определяющие фундаментальные свойства будущего общества. Однако ни техни­ческий прогресс не может осуществиться без радикального разви­тия личности, ни становление самой новой личности невозможно вне экономических успехов, обеспечивающих высокий уровень материального благосостояния общества в целом. Точкой, в кото­рой практически пересекаются выводы двух теорий, является по­ложение о значении науки и знаний, об их роли в развитии совре­менного производства и формировании новых качеств его работ­ника.

В то же время следует стремиться уйти от недостатков всех рас­смотренных выше теорий, и главной задачей в этой связи оказыва­ется построение концепции, в рамках которой все исторические эпохи, выделяемые в ходе развития цивилизации, должны быть противопоставлены на основе единых методологических принци­пов и связаны воедино сквозной линией развития, некоей тенден­цией, последовательно развертывающейся на протяжении всей че­ловеческой истории.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы

На сайте allrefs.net читайте: "Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция постмодернити.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция первая. Основные направления исследования современного общества.
Вторая половина XX века насыщена драматичными социальны­ми трансформациями, радикально изменившими облик цивилиза­ции. Пытаясь осмыслить эти масштабные перемены, философы, социологи и экономисты со

Теория постиндустриального общества.
В концепции постиндустриального общества получила свое воп­лощение и развитие научная традиция, восходящая к социальным идеям эпохи Просвещения, которые связывали общественный прог­ресс с последова

Концепция информационного общества.
Акцент, который был сделан постиндустриалистами на техно­логическом прогрессе и кодификации теоретического знания как определяющих факторах формирования нового общества, законо­мерно привел к стано

Обязательные источники.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. LXXXV-CLXIII, 1-162; Иноземцев В. Л. За пределами эконо

Лекция вторая. На пути к постэкономической цивилизации.
Анализ социальных перемен, происходящих ныне в развитых постиндустриальных странах, позволяет оценивать их как пред­посылку становления качественно нового типа общества, которое мы называем постэко

Терминологические проблемы теории постэкономического общества.
Современная социология предполагает, что со времен станов­ления классовых обществ до наших дней важнейшую роль в пове­дении человека, социальных групп и целых государств играли и играют материальны

Основные черты постэкономического общества.
Подчеркнем еще раз, что под постэкономическим обществом мы понимаем такой тип социального устройства, где хозяйствен­ная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако

Постэкономическая трансформация.
С позиций теории постэкономического общества современная историческая эпоха может рассматриваться как начальный период глобальной социальной трансформации, которая составит содер­жание развития цив

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной форма ции. М„ 1995. С. 187-203; Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 169-294; Иноземцев В. Л.

Лекция третья. Технологическая революция 60-х — 90-х годов.
В последние десятилетия XX века, на протяжении жизни одно­го поколения, произошли необычайно масштабные и глубокие из­менения в развитии науки и техники, оказавшие беспрецедентное влияние на весь х

Хозяйственные преобразования 50-х - начала 70-х годов.
Истоки современной научно-технической революции были исследованы в работах основоположников теории постиндустри­ального общества. Они показали, что в основе технологического сдвига, определившего в

Информационная революция.
Во второй половине 70-х годов все более явно стало заявлять о себе бурное развитие информационных технологий, обретение ими качественно новой роли в производственном процессе. В 80-е годы информаци

Изменение роли материальных факторов производства.
Какие же факты хозяйственной жизни наиболее явственно сви­детельствуют о значительном снижении роли и значения матери­альных факторов производственного процесса? Обратимся в пер­вую очередь к показ

Знания и информация как фактор современного хозяйства.
В последние десятилетия хозяйственный прогресс во все боль­шей мере определяется развитием информационного сектора эко­номики. Потребление информационных продуктов постоянно возра­стает. В 1991 год

Обязательные источники.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999: Тоффлер О. Третья волна. М., 1995; Гейтс Б. Дорога в будущее. М., 1998; Нэсбит Дж., Эбурдин П. Мегатенденции 2000. М. . 199

Лекция четвертая. Трансформация производственных отношений постиндустриального общества.
Перемены в технологическом базисе, о которых шла речь в пре­дыдущей лекции, создают объективные основы для формирования в обществе новой системы ценностей и модификации характера человеческой деяте

Модификация корпоративной структуры.
Производство материальных благ и услуг на любой ступени развития цивилизации носило коллективный характер. Начиная с доисторических времен люди объединяли свои усилия, чтобы со­обща решать задачи п

Становление постиндустриальной корпорации.
Основные изменения в структуре и формах постиндустриаль­ных корпораций порождены возникшей в современных условиях необходимостью принимать во внимание прежде всего внутренние, а не внешние аспекты

Рождение креативной корпорации.
Хотя хозяйственная реальность 90-х годов свидетельствует о наличии в развитых странах различных типов корпоративных струк­тур — как традиционно индустриальных, так и принципиально новых — можно уве

Обязательные источники.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 363-404; Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 259-275; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилиза

Лекция пятая. Человек в постиндустриальной действительности.
По мере развертывания важнейших хозяйственных изменений, о которых говорилось в предыдущих лекциях, — увеличения доли услуг в экономике, опережающего развития производства уникаль­ных и невоспроизв

Становление новых мотивов деятельности.
В экономическом обществе абсолютное большинство людей руководствуется утилитарными стимулами, порожденными необ­ходимостью удовлетворения материальных потребностей. Такой характер мотивации вполне

Формы проявления новой мотивации.
Когда материальные потребности людей удовлетворяются на приемлемом для них уровне без перенапряжения их физических или нравственных сил, простая прибавка к заработной плате озна­чает меньше, чем во

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной форма­ции. М., 1995. С. 203-231; Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 208-293; Иноземцев В. Л

Товарное производство, рыночное хозяйство и стоимость.
В экономической и социологической литературе понятия «то­варное производство» и «рыночное хозяйство» используются иногда как взаимозаменяемые, то есть обозначающие идентичные сущно­сти. Однако, даж

Деструкция стоимостных отношений «со стороны производства».
Каковы необходимые условия, делающие возможной стоимост­ную оценку тех или иных товаров и услуг? Первым из них высту­пает повторяемость производственного процесса и, соответствен­но, возможность во

Деструкция стоимостных отношений «со стороны потребления».
Роль полезностных оценок в формировании стоимостного от­ношения не менее важна и существенна, чем роль издержек произ­водства. Сегодня, по мере усиления роли личностного фактора, по­лезность не тол

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 300-356; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической рев

Лекция седьмая. Замещение частной собственности собственностью личной.
Частная собственность выступает одним из наиболее фундамен­тальных признаков экономической эпохи. В ней воплощены как обо­собленность производителей, так и зависимость человека от дру­гих людей или

Понятия частной и личной собственности.
Понятие собственности является одним из фундаментальных в современной социологии. Раскрывая характер отношений, возник­ших еще на этапе становления общества, она, тем не менее, остает­ся достаточно

Деструкция» частной собственности.
В течение многих столетий средством преодоления частной собственности считалось формирование общественной формы соб­ственности на средства производства. Однако попытка реформиро­вания социальных от

Становление системы личной собственности.
В условиях информационной революции главным фактором, вызывающим реальную диссимиляцию традиционной частной собственности, выступает качественно новая по содержанию лич­ная собственность. На протяж

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 357-403; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической рев

Лекция восьмая. Устранение эксплуатации и новое социальное противостояние.
Прогресс постиндустриального общества обусловливается вы­свобождением творческих сил человека и развитием его личности. Формирование современной хозяйственной системы закладывает основания для ново

Возможность преодоления эксплуатации.
Эксплуатация представляет собой сложное явление, которое необходимо оценивать и как объективное общественное отноше­ние и как субъективный феномен сознания. В первом ее качестве она связана с отчуж

Дихотомия труда и творчества.
Особого внимания в данном контексте заслуживает то обстоя­тельство, что в большинстве случаев понятие «труд» применяется в чрезвычайно широком смысле, сильно затрудняющем понимание происходящих в с

Новое социальное противостояние в постиндустриальном обществе.
Эксплуатация существовала в условиях всех классовых обществ, но не она породила классовую структуру и не ее преодоление спо­собно устранить таковую; поэтому формирующееся общество не может ни элими

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 208-246,404-457; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличеству­ющие предпосылки и возможные последствия постэкономич

Лекция девятая. Социальная структура постиндустриального общества.
Становление постиндустриального общества радикально изме­няет сущность и мотивацию человеческой деятельности, модифи­цирует корпоративные принципы и определяет новые формы орга­низации товарного пр

Попытки осмысления новой социальной стратификации.
Проблема изменяющейся социальной структуры попала в поле зрения социологов в первые послевоенные годы. К этому периоду относятся достаточно эпизодические высказывания на данную тему, однако большин

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 421-457; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической рев

Основные противоречия в обществе индустриального и постиндустриального типа.
Основные противоречия индустриальной (и, в более широком контексте, экономической) эпохи обусловливались позициями двух главных классов, располагавших, с одной стороны, монопольным ресурсом, без ко

Эволюция взглядов на природу современного социального противостояния.
Попытки охарактеризовать классовый конфликт, свойственный постиндустриальному обществу, предпринимались социологами еще до создания концепции постиндустриализма. Обращаясь к воп­росу о природе госп

Интеллектуальное расслоение в постиндустриальном обществе.
Проблемы, порождаемые информационной революцией, не сво­дятся к технологическим аспектам, они имеют выраженное соци­альное измерение. Их воздействие на общество различные иссле­дователи оценивают п

Вызревание социального конфликта.
Именно на этом пункте мы и начинаем констатировать проти­воречия, свидетельствующие о нарастании социального конфлик­та, который ранее не принимался в расчет в большинстве постин­дустриальных конце

Лекция одиннадцатая. Постиндустриальный мир как замкнутая хозяйственная система.
Постиндустриальное общество формируется на фундаменте, прочность которого обусловлена тесной переплетенностью прогрес­са технологий и развития личности. Именно это обеспечивает ус­тойчивость возник

Автономность постиндустриального общества.
Границы формирующегося постиндустриального мира доста­точно четко определены, и эта определенность задана самой логи­кой социального прогресса последних десятилетий. Как мы уже отмечали, в

Самодостаточность постиндустриальной цивилизации.
Итак, в последние годы вполне очевидными стали новые явле­ния, характеризующие состояние дел в мировой экономике. Обес­печив значительную автономность от источников сырья и внешних рынков, постинду

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 446-490; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической рев

Лекция двенадцатая. Постиндустриальный мир как единственный полюс хозяйственной мощи. Кризис модели «догоняющего» развития.
Накануне XXI века цивилизация как никогда прежде расколота на две неравные части — неравные не только в смысле природно-географических параметров, но прежде всего с точки зрения соци­ально-экономич

Хозяйственное соперничество в индустриальную и постиндустриальную эпохи.
Исторический опыт человечества богат примерами того как передовые страны вступали в полосу затяжного кризиса, а гораздо более отсталые занимали их место. На протяжении многих столе­тий государства,

Внутренние противоречия модели «догоняющего» развития.
В XX веке человечество стало свидетелем множества попыток «догоняющего» развития, представленных двумя существенно от­личающимися друг от друга моделями. Первую, сугубо индустри­альную, использовал

Обязательные источники.
Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 512-553; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической рев

Лекция тринадцатая. Россия в постиндустриальном мире. Причины и вероятные последствия современного кризиса.
На протяжении последнего столетия история отечественной экономики представляется чередой радикальных хозяйственных потрясений, в той или иной мере вызванных стремлением руковод­ства страны ускорить

Особенности СССР как индустриальной державы.
В результате проведенной в 30-е годы массированной индуст­риализации, резко изменившей структуру валового национального продукта и занятости, Советский Союз вошел в ряд крупнейших индустриальных де

Крах сверхдержавы. Первый этап реформ (1985-1995).
В середине 80-х советское руководство во главе с М. Горбаче­вым инициировало радикальные хозяйственные реформы, в том или ином виде продолжающиеся уже пятнадцать лет. Целью их прокла­мировались инт

Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок успешного «догоняющего» развития.
Вторая половина 90-х годов ознаменовалась, с одной стороны, относительной финансовой стабилизацией, сокращением темпов промышленного спада и ростом интереса к России на мировых рынках капитала. Рос

Возможен ли выход из кризиса?
Кризис, в котором сегодня находится Россия, является гораздо более тяжелым, чем обычный финансовый кризис или традицион­ная промышленная депрессия. Страна не просто отброшена на не­сколько десятиле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги