рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные институты

Социальные институты - раздел Социология, Социальные Институты ...

Социальные институты

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной… Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные… Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами…

Основные социальные институты

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд… Государство — основной политический институт, осуществляющий управление… Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной…

Виды социальных институтов

    Выгодный франчайзингФранчайзинг под брендом Розовый Слон. Выгодно и надежно!Адрес и телефон pinkelephant.ru Деятельность социального института определяется: во-первых, набором… Важнейшими социальными институтами являются: государство и семья; экономика и политика; производство; …

Функции социальных институтов

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью… В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и… Общие функции: Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет,…

Экономика как социальный институт

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется… Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере… Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим.…

Деятельность и функции экономики как социального института

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание. Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего… Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие…

В основе разграничения социальных связей на институциональные и организационные лежит различие между потребностями и интересами людей, а также соответствующими видами действий. Социальные институты возникли ради удовлетворения потребностей людей. Для удовлетворения этих потребностей необходимы социальные блага — предметы потребления, ради которых и возникают социальные организации. Социальные институты побуждаются потребностями, а организации — интересами. Их разграничение относительно. Например, данная семья, магазин, предприятие и т. п. могут быть как институтом, так и организацией в зависимости от побуждения (потребность или интерес), уровня регуляции и ее места среди других элементов социальной связи.

Рассмотрим черты социальных организаций

Во-первых, социальную организацию создают сознательно на определенном этапе исторического развития ради определенных интересов-целей, связанных с какими-то социальными потребностями. Например, большевики создали ВЧК после захвата власти, вызвавшего сопротивление многочисленных противников, ради их уничтожения и запугивания.

Во-вторых, социальная организация включает в себя управляющий орган (и аппарат управления), который формулирует цели, разрабатывает программы их достижения, выбирает средства, контролирует понимание целей исполнителями, а также выполнение нужных решений по всей управленческой вертикали на основе обратной связи.

В-третьих, организация действует на основе устава и инструкций (внутриорганизационных норм), разработанных управляющим органом. Они регламентируют социальные статусы и роли членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность.

В-четвертых, социальная организация представляет собой сложную систему должностей (социальных ролей и статусов), а также четкое разделение труда, выполняемого ее членами, между которыми существует четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим.

В-пятых, социальная организация включает в себя систему не только институциональных регуляторов (норм, ценностей, традиций), придающих социальный статус и роли ее членам, но и всесторонних санкций, осуществляемых управляющим органом с помощью материальных ресурсов: финансов, зданий, транспорта, связи, охраны и т. д.

Социальные организации — это семьи и поселения, заводы и министерства, банки и страховые кампании, государственные органы, партии, профсоюзы, церковь, академия наук, творческие союзы и т. д.

Социальные институты — менее формальные и более свободные способы социальной связи, характерные для демократических обществ. Социальные организации — более формальные и несвободные способы социальной связи, присущие авторитарным обществам. Например, данная семья-институт возникла на основе любви, в ней партнерские роли, они регулируются взаимностью, моралью и т. п. Другая семья — организация - возникла ради продолжения рода, в ней главная роль принадлежит мужчине, ролевые отношения регулируются моралью и правом (брачным законодательством).

В развитии человечества известны два противоположных варианта. В одном (раннем, азиатском, автократическим) типе общества преобладающим типом социальной связи являются организации, которые жестко контролируют деятельность людей. Такой тип социальных связей характерен для России со времен Ивана Грозного. В СССР заводы были организациями, находящимися в ведении Госплана и соответствующего отраслевого министерства. В другом (позднем, европейском, рыночном) типе общества преобладающим типом социальной связи являются социальные институты. В нем заводы — экономические институты в рамках рынка. Такой тип социальной связи характерен для Европы.

Недостаточно четкое разграничение социальных институтов и организаций не позволяет раскрыть существенное различие двух вышеназванных типов социальных связей и обществ, а, значит, и те трудности, которые стоят на пути модернизации азиатских, авторитарных, распределительных, неправовых, уравнительных организаций в европейские, демократические, рыночные, правовые, умеренно неравные институты.

Связь социальных институтов и организаций

Образование и развитие в обществах устойчивых, регламентируемых, контролируемых социальных связей — генеральный путь развития человечества. Количество, эффективность, соотношение социальных институтов и организаций в обществах определяют их тип и современность. Поэтому общество можно определить как систему социальных институтов и организаций. Тип общества определяется соотношением социальных институтов и организаций.

Еще Г. Спенсер обратил внимание на закон дифференциации и интеграции социальной деятельности как главную причину развития человечества. До индустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии человечества отличаются ускорением дифференциации социальной деятельности и связей, опережающей интеграционные процессы, особенно в условиях глобализации.

Социальный институт и организация как формы социальной связи имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому каждая из этих форм имеет свое место и время для применения. Социальные институты — более свободные (неформальные) формы связи, дающие людям и социальным общностям большую гибкость для удовлетворения общественных потребностей. Социальные организации — менее свободные и более формализованные формы социальной связи, они ставят удовлетворение общественных потребностей в жестко установленные рамки разумных или минимальных потребностей.

Типичной формой социальных связей в азиатских (политических) обществах были организации: семейные, производственные (государственные хозяйства, рабовладельческие латифундии и т. п.). Это было обусловлено тем, что в качестве базиса общества выступало деспотическое государство. Государственная собственность была не социальным институтом, а организацией. Но и в этих обществах существовал институт рынка, основанного на купле-продаже товаров. В политических обществах деспотическое государство поглощало гражданское общество — например, в советском, фашистском, нацистском. В них многие социальные институты превратились в организации: семьи, банки, образование и т. п.

В капиталистических (нынешние США) обществах преобладающей формой социальных связей стали институты, потому что базис в них образует рыночная экономика, основанная на институте частной собственности. Рыночная экономика придала институциональный характер остальным системам общества. Либеральное, социальное, правовое государство в таких обществах частично приближается к социальному институту, контролируясь гражданским обществом Но армия, службы государственной безопасности и т. п. остаются преимущественно организациями.

В смешанных обществах (нынешняя Европа) — где базисом является смешанная экономики и демократическое, правовое, социальное государство — социальные институты и организации находятся в диалектическом единстве и борьбе, взаимно дополняя и смягчая друг друга. Между институтами и организациями происходят постоянные колебания и взаимные переходы то в одну, то в другую сторону. Развитие европейских обществ показывает, что все большее число социальных связей регулируется правом, а не управляющими органами, что свидетельствует о расширении места социальных институтов и сокращении места социальных организаций.

Если развитие идет эволюционно, то довольно часто социальный институт начинается в обществе с возникновения какой-то социальной организации. Так, например, произошло с Интернетом, который возник в США как форма информационной связи между вузами. Затем Интернет стал развиваться самостоятельно, путем проб и ошибок, удовлетворять общественные потребности, избавляться от формального контроля и регламентации и тем самым превратился в социальный институт. Сейчас его влияние колоссально, поэтому в некоторых странах делаются попытки превратить его в локальную организацию, подчиненную контролю со стороны государства.

Если развитие страны происходит революционно, то оно сопровождается отменой прежних социальных институтов и созданием вместо них организаций. Так, во время «социалистической революции» в России (1917-1939 г.) были ликвидированы институты дворянства, рынка, выборов и т. п., а вместо них были введены организации КПСС, распределителей, советских выборов и т. д. Советское общество представляло собой к концу Второй мировой войны тоталитарную организацию, а не институт. Хрущевская «оттепель» стала началом смягчения советских организаций, превращения их в институты. Все это завершилось демонтажем и распадом советского общества, появлением вместо него нового.

В условиях глобализации, уменьшения роли государственной власти, возрастания роли мировых цивилизаций национальные государства в большей части становятся социальными институтами, чем организациями. Увеличивается число и роль международных институтов, в которые переходит часть национально-государственных функций. Одновременно идет речь о превращении некоторых международных институтов в организации. Например, предлагается превратить ООН в международный парламент, МВФ — в министерство финансов мира и т. д. Иными словами, речь идет о создании мирового государства как института и организации.

Структура, функции и дисфункции социальных институтов

Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной («материальной») структуры, а также их внутренней,… Итак,социальный институт есть определенная организация социальной деятельности… Постоянно действующий в обществеинституциональный императив направляет поведение индивидов, поддерживает установленный…

Функции социальных институтов

В идеальном случае сознательно сформулированные цели деятельности социального института и достигаемые реальные результаты могут совпадать. Во многих… Если явная, осознаваемая, общепризнанная функция социального института имеет… Вскрытие подобного рода скрытых, латентных функции изучаемых социальных институтов — важная задача социологического…

Дисфункции социальных институтов

Сертификат ГОСТ ISO 9001-2011 Всего 25 000 р. За 2 дня в любом регионе РФ. Органы сертификации на выбор.uccl.ru Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой… Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения…

Основные институты общества.

Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями,… 2.Признаки социального института: 2.1. Версия №1: 1) совокупность лиц, занятых… 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений -- это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция -- это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

Интегративная функция -- это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция -- это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция -- это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами. Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Латентные функции социальных институтов

Р.Мертон считает, что "открытия в области скрытых функций представляют собой больший прирост социологического знания, чем открытия в области…   Скрытые (латентные) функциисоциальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле. Латентный…

Социальная структура общества

Социальная структура общества

Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.

Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.

Основные типы социального расслоения

Общества с закрытой и открытой структурой

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещенияиз низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно…

Рабство

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение.…

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

Сословия

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом… В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на… Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной.Членство в…

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классомпонимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами.И соответственно расслоение общества — его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

Социальная стратификацияТермин «стратификация» происходит от латинского stratum — слой. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию. У различных авторов понятие «страта» нередко подменяется иными ключевыми словами: «класс», «сословие». Употребляя ниже все эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основа стратификационной структуры (социальной структуры общества) — естественное и социальное неравенство людей. Однако способы организации неравенства различны. Каковы те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества?

К. Маркс ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества — обладание собственностью. Поэтому его социальная структура общества сводилась фактически к двум уровням: класс собственников(рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представитьинтеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия.

Вот почему М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов) он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, по уровню образования, а также по некоторым другим. Можно, видимо, утверждать, что эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать воспроизводство социальных связей, а также направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Каковы механизмы, поддерживающие иерархическую структуру общества? Для поддержания социальной иерархии в обществе первоначально было найдено простое решение: рожденный в семье раба должен остаться рабом, в семье дворянина — представителем высшего класса. Вся система социальных статусов (право, армия, суд и церковь) следили за соблюдением правил сословной организации иерархической структуры общества.

Устойчивость такой иерархической системы могла поддерживаться только силой: либо силой оружия, обладание которым было исключительным правом высших слоев; либо силой религии, имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей; либо силой соответствующих законов, норм, обычаев, на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

Иерархическая система современного общества лишена указанной жесткости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальном пространстве, подниматься на высшие этажи социальной лестницы или находиться в низших эшелонах. Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к размыванию иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию (структуру).

Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхними и нижними слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода.

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее был также склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти не беспределен. По его мнению, существует точка насыщения, дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы сдерживания пагубной тенденции: либо проводятся реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации (структурой общества). Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификациипрежде всего за счет усечения верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношениях к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению, а общество — единственного энергетического источника развития.

Плодотворной представляется идея, высказанная еще Г. Зиммелем о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целомудовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая 55-60%. На социальной лестнице он размещается между элитой (верхами) и рабочими либо социальными низами. Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В развитых странах в XX в. происходит сокращение ручного труда и расширение умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США лишь 5%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 2000 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое. Расширился досуг, больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Трудовое общество уходит в прошлое, ему на смену идет общество досуга.

Средний класс играет в обществе особую роль, образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярковыраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

  • совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами;
  • экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;
  • наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие прогрессивному развитию общества;
  • основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.

Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения.

Социальная мобильность

Мобильность (фр. mobile) — подвижность. Нас интересует социальная (общественная) мобильность — процесс изменения субъектом общественной жизни своего социального статуса, продвижение его по карьерной лестнице.

Термин «социальная мобильность» введен в социологию
П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения. В современной социологии теория социальной мобильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальная восходящая и нисходящая (индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т. д. или теряет престижную работу, его фирма банкротится и пр.);
  • горизонтальная -перемещение индивида или группы в пределax одного социального слоя;

Межпоколенная мобильность предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.

Внутрипоколенная социальная мобильность предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой (специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность). Иногда этот процесс сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.

Изучая структуру социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодежь и мужчины;

  • групповая — целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер;
  • индивидуальная -отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении.

В современном развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер.Поднимаются определенные личности, способные преодолеть притяжение своей социокультурной среды. Это не просто, хотя и рабочий может в принципе подняться до министра. (Особо показателен опыт СССР: М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, В. В. Путин).

Вряд ли есть такое общество, страты которого не пропускали бы в себя отдельные единицы. В современном обществе передвижение по вертикали возможно. Однако этот переход всегда сложен! Если бы мобильность была свободной, то в обществе не было бы социальных страт, считал П. А. Сорокин. Оно напоминало бы здание без потолка и стен.

Вместе с тем все общества стратифицированы. В них есть определенное «сито» просеивающее индивидов и позволяющее некоторым подняться вверх, оставляя других в нижних слоях. Роль сита выполняют социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, проверяющие каждого выдвиженца на прочность, на соответствие нормам той страты, в которую он перемещается.

Так, система образования обеспечивает не только первичную социализацию личности, но и выполняет рольсвоеобразного лифта, который позволяет наиболее способным подняться вверх.

Политические партии формируют политическую элиту, институт собственности укрепляет класс собственников, институт брака позволяет подняться даже при отсутствии интеллектуальных способностей. Однако мало подняться. Надозакрепиться в страте т. е. принять ее образ жизни и вписаться в ее социокультурную среду, принять нормы,принципы.

Этот процесс труден, болезнен, так как требует большого психического напряжения и часто чреват нервными срывами. Человек может навсегда остаться изгоем там, куда стремится или попал волею судьбы.

Если социальные институты — «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда вырвавшийся из низов будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он останется за дверью, ведущей в саму страту, что чревато нервно-психическими срывами.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное капиталом, жить в верхних слоях, человек не способен открыть дверь в другую страту с другой социокультурой и отсюда — конфликт.

Маргинальность

Нахождение человека как бы между двумя структурами называется в социологии маргинальностью.

Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде.

Маргинальность — понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др., например, беженцы.

Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. Естественная маргинальность не носит массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. Вынужденная массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.

Социальная структура (стратификация) современного российского общества

Среди российских граждан велико желание быть не хуже других, даже если для этого нет достаточных оснований. Поэтому на вопрос: «К какому социальному… Особенностью социальной структуры совершенного российского общества является… По данным Института комплексных социальных исследований, в 2008 г. 46,9% россиян отнесли себя к тем слоям, которые в…

Н. Е. Тихонова выделяет в структуре современного российского общества четыре класса, включающих в себя одиннадцать страт.

1. Бедных, состоящих из:

  • люмпенизированных низших слоев, включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села (в том числе пенсионеров, бывших до выхода на пенсию неквалифицированными рабочими), и подразделяющихся на 1-ю социальную структуру (условно названную «нищие») и 2-ю структуру (собственно бедные);
  • пограничной 3-й социальной структуре, балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся», которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизирована.

Медианный класс

  • включающий 4-ю социальную структуру (условно названную «малообеспеченные» и являющуюся медианной по сткрутуре российского общества в целом практически по всем показателям).

3. Средние слои, включая:

  • нижний средний класс — 5-6-я страты;
  • собственно средний класс — 7-8-я страты.

4. Богатых, состоящих из:

  • пограничной 9-й страты(условно названной «верхний средний класс»);
  • высших слоев, в том числе 10-й страты(собственно богатые) и 11-й страты(элита и субэлита).

Как видим, модель стратификации (структуры) российского общества по уровню жизни уже сформировалась и приняла устойчивые формы.

Четвертая социальная структурасоответствует уровню малообеспеченности. Именно этот уровень жизни является и медианным (серединным), и модальным (т.… Социальные структуры же с 5-й по 8-ю — это средние слои, благосостояние… 9-10-я страты объединяют тех, кто с точки зрения подавляющего большинства россиян может считаться богатым. Их…

– Конец работы –

Используемые теги: Социальные, институты0.047

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные институты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты
Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу каждая из них имеет определенную структуру и… Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства… В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или…

Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие.
На сайте allrefs.net читайте: Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие....

Конспект лекций Социальные проблемы, социальная политика и социальная спра­ведливость.
Социальная политика и формирование среднего класса... Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых... Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале г Действительно ход и...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебник подготовлен коллективом авторов... гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р... наук проф П Д Павленок...

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты
Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу каждая из них имеет определенную структуру и… Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства… В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или…

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты
Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу каждая из них имеет определенную структуру и… Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства… В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или…

1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога
Журналистика как институт демократии представительство в журналистике позиций различных социальных сил Проблема социального диалога... Г В Плеханов публицист... Начал журналистскую деятельность в конце х гг в Основная его журналистская деятельность в конце в...

Предоставление информации для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами
На сайте allrefs.net читайте: -предоставление информации для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами;...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам