рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История экономической мысли в России

История экономической мысли в России - Реферат, раздел Экономика, Морской Государственный Университет Им. Адм. Г.и. Невельского Кафедра Экономи...

Морской Государственный Университет им. адм. Г.И. Невельского кафедра Экономической теории Дисциплина: История экономических учений Тема реферата: «История Экономической мысли в России». проверил: Родионова И.В. сдал: студентка 2 курса ФЭУ 821г Лещанкина Е. Н. 03. Оглавление. Морской Государственный Университет 1 им. адм. Г.И. Невельского 1 кафедра Экономической теории 1 Дисциплина: История экономических учений 1 Тема реферата: «История Экономической мысли в России». 1 Оглавление. 2 Введение. 3 Русская экономическая мысль в 9-16 вв. 4 Русская экономическая мысль в 17-18 вв. 8 Экономическая мысль России в конце18-19 вв. 10 Экономические взгляды Народничества. 14 Экономические идеи Г.В. Плеханова. 15 Творческое наследие Туган-Барановского. 16 А.В.Чаянов как ведущий представитель организационно-производственного направления. 19 Экономические идеи Н.Д.Кондратьева. 20 В.И.Ленин как экономист. 22 Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в. 24 Заключение. 29 Список использованной литературы. 30 Введение. Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику.

Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры.

Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.

Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых. Русская экономическая мысль в 9-16 вв. Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя.

Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико-правововой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении. Поэтому становление и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.

Так, на развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство. В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. Крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами.

Широко используют труд челяди — людей, захваченных в период войн, приобретенных в результате покупки или закабаленных. В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тркженников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг — «купу» ), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов—общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. Ставшая преобладающей.

А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими. В 9-11 вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство—Киевскую Русь. Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли.

Русь этого периода—одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.). Естественно, что экономическая мысль этого периода не могла не отражать процесса феодализации государства.

Идеологи своего времени находили оправдания гражданскому и имущественному неравенству. Так, один из летописцев называет бояр «лучшими людьми», а о народном восстании говорит с ненавистью и осуждением. Даже

Введение

Введение христианства в 988г в период княжения Владимира Красное Солнышко ( 980-1015 ), имело противоречивые последствия.

С одной стороны, способствовало распространению грамотности и культуры на Руси, осуждало крайности крепостничества и противилось взиманию высоких ростовщических процентов на ссуды. С другой, призывало холопов, смердов к полному повиновению феодалам. Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей.

Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения. Складывалось и законодательство, по которому судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание в договоре 911 г. князя Олега (882-912) с греками «Закона Русского». Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в действовавший до 15в. «Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени.

Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные повинности.

Она содержала нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр. Хотя «Русская правда» приписывается Ярославу Мудрому (1019-1054), многие ее статьи и даже разделы приняты после смерти князя. Ему принадлежат фактически лишь первые 17 статей юридического памятника. Первая часть документа – «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, что свидетельствовало об отходе от норм первобытного строя. К тому же законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и прежде всего в среде княжеской дружины.

Права новгородских мужей приравнивались к киевским. Предусматривались штрафы за нарушение установленных порядков, к примеру, за перепашку чужой межи и пр. Степень социального расслоения характеризуется дифференциацией размера штрафа за убийство людей различных категорий. Так, жизнь смерда или холопа оценивалась в 16 раз ниже жизни знатного человека. Ряд статей «Русской правды» посвящен способам розыска беглой челяди.

Закупку, т.е. закабаленному смерду, за побег грозило обращение в холопа. Острая борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60-70-ч гг. 11в. потребовали дополнения «Русской правды» рядом статей, названных «Правдой Ярославичей». Главный смысл этой части кодекса—зашита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором.

Управлял вотчиной огнищанин («огнище» дом ), княжеский подъездной ведал сбором налогов. Главное богатство вотчины—земля, на которой трудились смерды, холопы, челядь. Чрезвычайно высоким штрафом охранялась княжеская межа. Руководство сельскими работами возлагалась на ратайных (пашенных) и сельских старост, контролировавших труд соответственно холопов и смердов. Ремесленники дополняли число вотчинных работников. «Правда Ярославичей» отменяла кровную месть.

Однако заметно возрастал интервал в плате за убийство различных категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального государства в защите жизни и собственности феодалов. Юридическое закрепление права наследования земель, которые получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в 1097 г. в г. Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли.

На съезде была утверждена «Правда Ярославичей». Черты экономической политики Галицких и волынских князей, поощрявших развитие градостроительства, ремесел, торговли, раскрыты в Галицко-Волынском своде Ипатьевской летописи. Экономическая мысль нашла своеобразное отражение и в былинах. Они воспевают труд земледельца, наделяют труженика лучшими человеческими качествами. В начале 12 в. в Киеве вспыхнуло народное восстание. В течении четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков.

На великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» — очередная часть «Русской Правды». Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Более решительное закабаление смердов зафиксировано в «Уставе о закупах», в котором были широко представлены правовые положения закупов, взявших в долг «купу» в боярском хозяйстве.

А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить крестьянина-должника в холопа, раба. При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря Нестором (коней 11-начало12 вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература. «Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по сравнению с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным займам.

Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от всякого долга. Примером своеобразного развития общественное мысли начала 13 в периода феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить «Моление Даниила Заточника». Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем—народным заступником.

Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в 14-15 вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против поборов духовенства, но и против общественного неравенства вообще. Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское государство, во много способствовала монголо-татарскому господству 13-конца 15 вв. Стран подвергалась значительному материальному и моральному испытанию.

Стремление к политической централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340). Экономическая мысль этого сложного этапа отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего закрепощения крестьян.

При Иване 3 (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства увеличилась более чес в 30 раз. В тесной связи с борьбой за объединение страны находилось форимирование поместного землевладения. Во второй половине 15в. Иван 3 широко осуществлял предоставление земли феодалу под условие службы государю и наследования исключительно вместе со службой.

Таким образом, экспансия поместной системы создавала предпосылки к закрепощению крестьян. И в 1497 г. был издан Судебник—первый общерусский сборник законов. Его выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти, приказной формы государственного управления. Отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.

Возникновение централизованного государства, возглавляемого московскими князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую и политическую жизнь страны. Развернулось широкое торгово-ремесленное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Налаживались международные торговые связи. Экономическая мысль первой половины 16 в.—преддверие реформ 50-х годов—особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова.

В написанных им произведениях фактически изложена программ преобразований, предлагаемая Ивану 4 Грозному. Идеал государства И. Пересветов видит в сильной царской власти. При этом главную опору царя автор находит в дворянстве как прогрессивной части общества. Как идеолог поместного дворянства он обрушивается на бояр-вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению Пересветова, возвышать следует не по богатству и занятости рода, а по заслугам, особенно в среде служилого дворянства.

Он предложил даже уничтожить «рабство», вовлекающее в кабалу к боярам-вотчинникам служилых людей. Высказываясь за централизованное государство, И.Пересветов по-своему порывает с замкнутостью натурального хозяйства. Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формирование всероссийского рынка.

Впоследствии Иван 4 внял советам И.Пересветова. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни. Составители нового свода законов –Судебника 1550г.—за основу взяли Судебник Ивана 3 и внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, Увеличилась плата за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось государству.

С ообразованием централизованного государства сложилась система общегосударственных налогов и повинностей, главная тяжесть которых ложилась на плечи крестьян. В системе экономических мер Ивана 4 выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя. В 1565-1584 гг. вводится опричнина (часть боярских земель), владельцами которой стало сформированное войско, отличавшееся своей жестокостью не только к боярам, но и к широким массам городского и сельского населения.

Созданное Иваном Горзным государство сохраняло заложенные традиции и при его ближайших преемниках— Федоре Ивановиче(1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605). В конце 15 в. с учетом интересов феодалов вводятся «заповедные лета»(запрещение Юрьего дня в определенные годы) , составляются писцовые, дозорные и межевые книги (все население было включено в специальные книги и установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу). В 1597 г. издается указ о пятилетнее сроке сыска беглых крестьян.

Холопы пожизненно закреплялись за своим господином. Владельцами становились не только феодалы, но и чиновники и купцы. Путь к последующему развитию экономической мысли и новым преобразования 17-начала 18 века был подготовлен. Русская экономическая мысль в 17-18 вв. Россия 17-18вв это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения, формируется всероссийских ранок и единое экономическое пространство.

Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теории, содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и ускорение его развития. Выдающимся русским экономистом и крупным государственным деятелем и дипломато 17в. был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). Он покровительствовал купечеству, был сторонником укрепления самостоятельности и независимости России.

Торговлю рассматривал как важнейшую статью дохода Российского государства и считал необходимым развитие внешней торговли, поддержку купцов-оптовиков. Он также считал необходимым развивать промышленность( металлургическуюЮ железнодорожную, бумажную, кожевенное и стекольное производство). Он активно участвовал в развитие различных мануфактур, высказывался за создание на Западной Двине и Волге русского флота, организацию посты.

Экономические воззрения Ордин-Нащокина выходили за рамки меркантилизма. Он выдвинул широкую для соей эпохи программу производительных сил страны, в целях преодоления ее отсталости и ограждения национальной независимости, самостоятельности. В то же время он выступал за незыблемость феодального строя, защищал интересы царской казны. Родоначальником русской экономической мысли был также Юрий Крижанич (ок. 1618-1683). По его мнению, торговая политика государства российского должно защищать интересы отечественного производства—больше вывозить и меньше ввозить.

Для этого должна была быть продумана структура внешней торговля, чтобы не ввозить товары, которые можно было производить у себя в стране. Он предлагал ввести государственную монополию ввоза и вывоза, хотя это и ущемляло интересы частников-купцов, объясняя такую позицию приоритетом народохозяйственных интересов перед частными. Это позволило бы России осуществить посредническую торговлю между восточными и западными странами.

В этих взглядах и позициях Крижанич приближается к теории «торгового баланса» меркантилистов. Но в отличие от западных ученых этого направления активный торговый баланс—не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот, —считал он. В земледелии он видел корень и основу всего богатства, считал, что в землевладелец кормит и обогащает всех и себя. Крижанич предпринял попытку определить «общественное богатство», под которым понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема национального богатства от производительности труда. Он понимал различие между номинальной величиной и реальным содержанием монеты и раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара.

Она включает «первоначальные» на него затраты, транспортные расходы, среднюю прибыль и пошлину (оплата труда торговца, например, за хранение товара в торговых помещениях). На рубеже 17-18 вв. в России Петр 1 (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны.

Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро, была продолжена политика поддержки русского купечества, русские экспортеры освобождались от иностранных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 25 %. Петр приниал меры для развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял торговля в нем, был создан флот, товары вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.

Черты меркантилизма нашли отражение в учреждение Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистров; для расширения торговых связей с другими странами заключались торговые договоры. Он поддерживал развитие отечественного производства с целью уменьшения экспорта, уделял большое внимание налоговой, фискальной политике.

Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которго нашла отражение реформаторская деятельность Петра 1. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее.

Обе работы рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства.

В то же время меркантилизм Посошкова отчетливо проявляется при характеристике торговли. Он полагал, что "купечеством всякое царство богатится", защищал ее монополию. Совершенно в русле меркантилистских идей, Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами.

Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег.

Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию (что опять-таки в традициях классической политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли безусловно деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости.

Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа.

Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд. Он писал о "правде" как необходимой предпосылке возможности. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей.

Экономическая мысль России в конце

Радищев полагал, что протекционизм даст возможность развить собственну... Против крепостничества выступили И.А.Тетьяков, С.Е.Десницкий, Я.П.Козе... Как видим, взгляды Чернышевского подготовили благодатную почву, но кот... И в этом он близок по взглядам к представителям классической политичес... Трудность же приобретения зависит от количества затраченного на его пр...

Экономические взгляды Народничества

В значительной степени продолжателями российской традиции - рассматрив... Цель - отстоять самостоятельность значительной части "рабочего класса"... (Эти идеи схожи с идеями "раннего" Маркса, высказанными им в экономиче... Представляют интерес взгляды П.Л. Лаврова.

Экономические идеи Г.В. Плеханова

Становление марксизма как течения в русской экономической мысли было с... Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в товарно, по... Плеханов исследовал положение рабочих в России и их роль в социально-э... Плеханов положительно охарактеризовал его методологию и высоко оценил ... Г.В.

Творческое наследие Туган-Барановского

Цель социализма, как отмечает Туган-Барановский, устроить жизнь на нач... И значит, по мнению Туган-Барановского, обе теории находятся в полной ... В работе "Социализм как положительное учение" М.И.Туган-Барановский по... В этой работе, полемизируя с "народниками", Туган-Барановский доказыва... В период создания нового основного капитала возрастает спрос решительн...

А.В.Чаянов как ведущий представитель организационно-производственного направления

Представляют интерес взгляды и такого крупного русского экономиста, ка... Основной круг его научных интересов - изучение процессов, происходящих... Он отметил, что крестьянскую семью интересует не рентабельность произв... С теорией крестьянского хозяйства связана у Чаянова и теория коопераци... При этом за семейным производством остается процесс выращивания растен...

Экономические идеи Н.Д.Кондратьева

изъятии ее из частной собственности отдельных лиц и передаче в обществ... Кондратьев также стоит за перевод всех земель в положение общенародног... Интерес Кондратьева к теории конъюнктуры, к проблеме долговременных ко... Импульсом же для перехода в "понижательную" фазу (фазу спада) является... При этом депрессивное состояние хозяйственной жизни толкает к поиску н...

– Конец работы –

Используемые теги: История, экономической, мысли, России0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История экономической мысли в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ
Информ универсальный ресурс потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений фактов знаний об окружающих ее... Информ должна рассматриваться в х аспектах... синтетический связан только со способом передачи информ...

Экономическая история советской России.
На исходе ночи 26 октября 8 ноября после предупредительного залпа с крейсера Аврора восставшие берут Зимний дворец с находящимися там министрами,… В действительности декрет был адресован не правительствам, а скорее… Великие державы не могли принять предложение, выдвинутое большевиками. Декрет гласил, что мир без аннексий и…

История экономических реформ в России
У некоторых же народов феодальный строй был исторически первой классовой общественно-политической формацией. 0снову феодального способа производства… Феодалы являлись господствующим классом. Крестьяне, жившие на земле феодала,… Своим трудом и и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую урожай с которой целиком поступал феодалу.…

Экономическая история советской России.
На исходе ночи 26 октября 8 ноября после предупредительного залпа с крейсера Аврора восставшие берут Зимний дворец с находящимися там министрами,… В действительности декрет был адресован не правительствам, а скорее… Великие державы не могли принять предложение, выдвинутое большевиками. Декрет гласил, что мир без аннексий и…

История развития политической мысли в России
Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой. С XI по XX век… Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья,… Третий этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. Он в начале обозначается рождением русской классической…

Предмет и метод экономической теории Экономическая теория как часть системы экономических наук
Экономическая теория как часть системы экономических наук... Существует разветвленная система наук которые изучают различные аспекты хозяйственной экономической жизни общества...

История общественной мысли в России
Черниговское княжество издавна включало земли радимичей и вятичей. Его северо-восточная граница доходила почти до Москвы, южная особенно для него… В этом большом международном порту жили тогда греки, русские, хазары, армяне,… Черниговские князья роднились и часто вступали в союзы с половецкими ханами. На земле княжества нередко хозяйничали…

История развития экономической мысли
Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением… Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам