рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И.Т КРУГЛИКОВА

И.Т КРУГЛИКОВА - раздел Охрана труда, ...

 

И.Т КРУГЛИКОВА

Допущено Министерством высшего

Археологические открытия в Средиземноморье

В средние века античные древности были преданы забвению. Если в начале IV в., в описаниях Рима времени императора Кон­стантина, до того, как город… Интерес к античности появляется в Европе в эпоху Возрожде­ния. Представители… искали в античности опору в борьбе за освобождение человека от оков средневекового церковного мировоззрения. В XIV—XVI…

Античные памятники Восточного Причерноморья и Средней Азии

могильника в городе Мцхета. Интерес к археологическим памятникам Кавказа повысился в результате проведения в 1881 г. в Тбилиси V Всероссийского… Значительно более широкое развитие археология Кавказа по­лучает после… Поиски остатков Диоскурии в районе Сухумской бухты ведут­ся с XIX в. Раскопки в Сухуми по поручению Московского…

Сельское хозяйство

Но уже в IV в. до н. э. с развитием рабства меняется отноше­ние к физическому труду. Аристотель говорит, что «ремесленни­ки— тоже рабы» и они не… Приемы обработки земли, орудия и сельскохозяйственные культуры античной Греции… Зерновые растения, упомянутые Теофрастом и культивируемые в его время, издавна встречались в Греции: пшеница, ячмень и…

Ремесло

При Перикле число рабов, занятых на общественных построй­ках, было сокращено до XU всех работающих, т. е. основные строи­тельные работы выполнялись… Высокого развития достигли ремесла: металлургическое, каменотесное,… Металлургия. Металлургическое ремесло состояло из добычи и обработки металла. Руду добывали в различных районах…

Военное дело

Войско и его вооружение.В разные исторические периоды со­циальный состав войска у греков не был одинаковым. В гомеров­ский период основу войска… В VIII—VIIвв. до н. э., когда складывался греческий полис как коллектив… Панцирь раннего типа был колоколовидным, позднее он повто­рял мускулы тела. Имелись и пластинчатые панцири. С IIIв. до…

Быт

Жилище.Греки раннего периода жили в скромных небольших деревянных домах, в плетеных хижинах, стены которых были об­мазаны глиной, или в домах, сложенных из сырцовых кирпичей. О типе древнего дома можно судить по глиняным моделям из Ар­госа и Перахоры (VIII в. до н. э.) (рис. 28, 1). Это были дома типа мегарона и простадные, когда перед главным помещением — ойкосом с очагом в центре, был портик — навес, поддерживаемый ко­лоннами. Гомер описывает дом Одиссея, в котором было несколь­ко помещений и двор, часть комнат располагалась на втором этаже.

Многие из домов первых переселенцев во вновь основанных го­родах Северного Причерноморья были углублены в землю в виде полуземлянок и землянок, стенки которых часто выкладывались камнями. Однако уже в V—IV вв. до н. э. преобладают наземные дома со стенами на каменных основаниях. Они имели несколько помещений и внутренний дворик, через который проникал свет в комнаты. Большая часть открытых раскопками домов жителей Олинфа имела площадь примерно по 280 кв. м. В них было около 10 комнат на первом этаже и двор в центре, занимавший от l/s до Vio всей площади дома. В северной части дома комнаты часто рас­полагались в два этажа, с противоположной стороны двора дом был одноэтажным, чтобы не мешать проникновению солнечных лу­чей в помещения северной части дома зимой. Окна были неболь­шими и располагались главным образом на вторых этажах. На­ружные стены дома были глухими и лишь одна дверь связывала дом с улицей (рис. 28, 2).

Наиболее нарядной была комната (андрон), предназначенная для мужских собраний и пиров — симпосиев. Пол средней части этой комнаты иногда замащивался галькой, выложенной в виде орнаментальной мозаики. Вдоль стен устраивали ложа для гостей. Основная жизнь обитателей дома протекала в комнате с очагом, перед которой обычно находился крытый портик. Часть комнат первого этажа отводилась под кладовые, мастерские и жилища ра­бов. Спальни и женские комнаты размещались на втором этаже. В богатых домах имелись ванные комнаты, помещавшиеся рядом с кухнями. Ванны в виде каменных или керамических кресел были заглублены в пол, который обмазывался цемянковым раствором из смеси песка, извести и толченой керамики. Ванные комнаты обо­гревались горячим воздухом, проходившим от топки между кир-

пичными или каменными столбиками, поддерживавшими пол, или по керамическим трубам, вмазанным в пол и стены.

Нечистоты выводились по выложенным камнями каналам. Вода же поступала в дом по водопроводу из глиняных обожженных труб. Дома более зажиточных граждан имели большую площадь и более богатое убранство, например дом Комедийного актера в Олинфе с двумя андронами, многоцветными мозаичными полами и с бассейном. Особенно большое внимание на благоустройство и внутреннее убранство домов стали обращать в эпоху эллинизма. Богатые горожане стали строить многокомнатные дома. Полы в па­радных комнатах и во двориках украшали мозаиками, стены по­крывали штукатуркой и расписывали, иногда облицовывали плит­ками цветного мрамора. В домах на острове Делос преобладают дворики, окруженные колоннадами, — перистильные (рис. 28, 5). Иногда в доме устраивали два двора. В центре дворов располага­лись бассейны с мозаичными полами. С крыш в них стекала дожде­вая вода. Имелись цистерны для хранения воды. Двери были де­ревянными, пороги — каменными с углублениями для бронзовых подпятников, на которых вращались створки дверей. Стены домов штукатурили и украшали росписями с фигурными композициями. В нишах стен ставили вазы, статуэтки, вешали картины. Полы бы­ли глинобитными, цемянковыми и мозаичными. В эпоху эллинизма богачи строят роскошные загородные виллы, окруженные садами и парками с павильонами, водоемами, фонтанами. Но сооружать та­кого вида жилища могла себе позволить лишь богатая верхушка

общества. Рядовые граждане и беднота жили в скромных неболь­ших домах.

Сельские дома обычно были гораздо скромнее городских. Они имели большой хозяйственный двор, вымощенный камнем. Вокруг располагались жилые и хозяйственные помещения. Имелись углубленные в землю погреба, где в пифосах хранилось вино, площадки длявыдавливания виноградного сока, помещения для рабов, ско­та,цистерны для воды, зерновые ямы и пифосы для хранения зер­на. Иногда в сельских усадьбах строили башни, которые могли иметь хозяйственное назначение, а также являться жилищем хо­зяина и служить убежищем. На крышах башен можно было зажигатьсигнальные огни. Лучше всего усадьбы с башнями исследованына Гераклейском полуострове в Крыму. Известны они и в Средиземноморье на островах Фасос, Сифнос, Наксос и др.

Мебель.В доме грека имелась деревянная мебель: столы, стулья,кресла, лежанки (клине), скамеечки для ног, сундуки (лари). На расписных вазах и мраморных рельефах VI—V вв. до н. э.

(рис.29, 5, 19) встречаются изображения столов прямоугольной формы с прямыми ножками, стоящих перед клине, на котором возлежал умерший. Столы круглые и прямоугольные, с причудливо изогнутыми ножками, концы которых иногда оформлены в виде ног крылатых животных или хищников (рис. 29, 4), изображены на надгробиях эллинистического и более позднего времени.

Стулья, судя по рельефным надгробиям, рисункам на вазах и терракотовым статуэткам, имели разнообразную форму: стулья с высокой и низкой, с прямой и изогнутой спинками, с прямыми и выгнутыми ножками, кресла с подлокотниками, с прямой и округ­лой спинкой (рис. 29, 7—15). Под ноги часто ставили маленькие скамеечки. Имелись табуретки с прямыми, изогнутыми и с пере­крещивающимися ножками.

Спали и возлежали во время пиров на деревянных лежанках (клине) с высокими прямыми или фигурными ножками и с невысо­ким изголовьем с одной или с двух сторон (рис. 29, 1921), часто украшенным скульптурными налепами или инкрустациями из слоновой кости, дерева либо металла. Деревянную раму клине переплетали ремнями, и на них клали матрацы, ковры, покрывала с пестрыми узорами и подушки. Спали укрываясь одеялом, овчи­ной или мехом.

Сундуки (лари) в виде прямоугольных ящиков с плоской или двускатной крышкой обычно были орнаментированы инкрустация­ми, резьбой, аппликациями. Они запирались на замки. В сундуках хранили одежду, домашнюю утварь, свитки папирусов. В случае надобности большие сундуки могли использовать в качестве сар­кофагов. Богато инкрустированные шкатулки служили для хране­ния женских туалетных принадлежностей и украшений. В комна­тах стояли декоративные вазы, курильницы для благовоний — фимиатерии, терракотовые и мраморные скульптуры, домашние ал­тари.

Отопление. Обогревали помещения переносными жаровнями в виде горшков с отверстиями в стенках, плоских блюд с ручками, больших сферических или колоколовидных глиняных сосудов с боковыми отверстиями. Положенные на глинобитный пол угли по­крывали этими сосудами, которые образовывали подобие колпака. На раскалившихся стенках такого колпака можно было печь ле­пешки. Иногда чашевидные жаровни имели выступы, поддержи­вающие поставленный на них сосуд. Для приготовления пищи слу­жили и глинобитные печи. Из помещений, где находились очаги, дым выводили по дымоходам. Для этого часть комнаты отделяли стеной и под потолком устраивали проем, через который дым под­нимался вверх, минуя помещения верхнего этажа, и удалялся че­рез отверстие в крыше.

Освещение. Для освещения пользовались глиняными и бронзо­выми светильниками, в которые наливали масло или нефть и встав­ляли фитиль из скрученной жгутом шерстяной ткани. Форма све­тильников со временем изменялась (рис. 30). Первоначально све­тильниками служили открытые чаши со слегка сжатыми в виде слива стенками. В VI—V вв. до н. э. преобладали светильники в виде мелких круглых открытых чаш с чуть выступающим носиком для фитиля и с горизонтально прикрепленной ручкой. Затем стали делать два носика с противоположных сторон. В IV в. до н. э. но­сики с отверстиями для фитилей удлиняют, а вместилище для мас­ла становится более закрытым. В III в. до н. э. распространяются

светильники, верхний щиток которых оттискивался в рельефных формах. Появляются вертикальные ручки-петельки. Во II—I вв. до н.э. вновь укорачиваются рожки-носики, увеличивается разнооб­разие орнаментации щитков, распространяются многорожковые светильники, светильники на высоких ножках. В богатых домах имелись специальные бронзовые канделябры, на которые ставили и подвешивали сразу несколько бронзовых светильников (рис. 31,5).

Утварь. Для умывания пользовались большими глиняными та­зами (лутериями). Такой лутерий изображен на мозаичном полу II в. до н. э. одного из херсонесских домов. В хозяйственной части жилища стояли каменные ступы для дробления зерна и зернотер­ки для его перемалывания. В помещениях женской половины дома кроме туалетных шкатулок и сосудов находят бронзовые зеркала, пудреницы, туалетные ложечки, сосудики для растирания румян и для хранения благовоний. Зеркала часто имели высокие рукояти, слитые в виде человеческих фигурок (куросов, коры) или коло­нок, заканчивающихся фигурками животных. Иногда оборотная сторона зеркала украшалась гравировкой с последующим золочением или серебрением фигур. Зеркала могли иметь фигурные под­ставки.

Пища. Основной пищей греков был пшеничный и ячменный хлеб, сыр, лук и вино. Мясо употребляли свиное, говяжье, баранье, его жарили на вертеле. Ели птиц, рыбу, устриц, мидий, молочные продукты, горох и другие бобовые растения, а также фрукты и овощи. Вино смешивали с водой. Согласно легенде, сыновья Зевса, близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк питались в Пританее. Им давали сыр, ячменную лепешку, маслины и лук порей. При Солоне в Афинах повседневной пищей была ячменная лепешка, а в праздник — пшеничная.

Одежда, обувь и украшения. Мужчины носили хитон, а сверху в холодную погоду закутывались в плащ (гиматий). Дорический хитон был сделан из шерстяной ткани. Он был коротким — до ко­лен и без рукавов. Ионический хитон был длинным из льняной ткани. Его носили в Афинах до эпохи Перикла. Свободные граждане носили хитон с двумя рукавами или прорехами для рук и под­писывали его. Рабы носили хитон с одним рукавом, оставляя сво­бодной правую руку и часть груди. На росписи казанлыкского склепа изображен раб, одетый в такой хитон. Гиматий — это четы­рехугольный кусок материи. Его накидывали на левое плечо, пере­брасывали через правое плечо, а конец — снова через левое. Он за­крывал тело до колен или до щиколоток (рис. 32, 6).

Для Спарты характерны короткие плащи. Обычной одеждой мальчиков был хитон, а юноши — эфебы сверх него одевали хла­миду — короткий плащ, который застегивался на правом плече или на груди. Хламиду одевали также всадники и путешественники ( рис. 32, 5).

Женщины также носили хитон. Дорический хитон — это шерс­тяная рубашка, сшитая до груди и застегивающаяся на плечах.

 

Концы полос ткани спадали на спину и грудь (рис. 32, 4). Иониче­ский хитон — это широкая льняная рубашка с широкими рукава­ми, иногда разрезанными на плечах. Хитон подвязывался поясом. В эпоху эллинизма вошло в моду высоко подпоясывать хитон (рис. 32, 3).

Верхняя одежда женщин была похожа на гиматий, в который завертывались в холодную погоду (рис. 32, 1). Под хитоны одевали тонкий хитонион. Аттические хитоны часто были многоцветными и украшались вышивками и цветной каймой. Гиматий были темные и пестрые. В Спарте носили только белые хитоны и военный красный плащ. В городах обычно ходили без головных уборов; отправляясь в дорогу и работая в поле, одевали шляпу из козьей шкуры или войлочную. В Беотии шапки из войлока были похожи на еловую шишку; в Македонии и в Фессалии шляпы были низкими и щито­образными; в Аркадии шляпы имели широкие поля. Женщины в непогоду покрывали голову гиматием. Вместо головных уборов часто употреблялись сетки, ленты.

Обувь была разнообразной. Носили сандалии типа босоножек с длинными ремешками, которыми обтягивали лодыжки, башмаки и сапожки. Земледельцы надевали сокки — туфли, которые закрыва­ли только переднюю часть ступни, без каблуков и без задников (рис. 52, 11). Для охоты и верховой езды больше подходили высокие сапоги-котурны из цветной кожи.

Гречанки любили различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, диадемы. Мужчины украшений не носили.

Письмо и письменные принадлежности.Основным материалом для письма был папирус, который привозили из Египта. На нем писали чернилами, изготовленными из растений. Рукописи сверты­вали в свитки и хранили в корзинах или специальных нишах. Ког- I да египетский царь Птолемей VIII во II в. до н. э. запретил выво­зить из Египта папирус, пришлось срочно искать другой материал для письма. В Пергаме изобрели пергамен, который делали из бычьей кожи. Рукописи, написанные на пергамене, можно было сшивать в виде книг. В школах дети учились писать на деревянных табличках, покрытых воском. Две скрепленные вместе складных таблички назывались диптихом, три — триптихом. По воску писали заостренным металлическим стержнем — стилем. Второй конец его имел форму лопаточки для заглаживания восковой поверхности и стирания написанного. Для письма использовали также черепки (остраки) и свинцовые пластины.

Библиотеки.Рукописи греческих ученых и поэтов хранили в библиотеках (от слова «библос» — книга). Библиотеки существо­вали еще у царей Египта и Вавилона. В Греции библиотека была у Еврипида, о котором Аристофан говорит, что он «процеживал в свои трагедии сок, выжатый из книг, подобно тому, как делают настой трав». Первой значительной личной библиотекой была биб­лиотека Аристотеля, собранная благодаря субсидиям Александра Македонского, учителем которого он был. Возросшее при Александре Македонском использование папируса, а затем со II в. до

н. э. распространение пергамена и привлечение рабов-переписчиков для копирования книг удешевило стоимость книги. Знаменитый древний ученый Деметрий уговорил египетского царя Птолемея Филадельфа выкупить у наследников библиотеку Аристотеля. Ко­рабли, прибывшие из Афин, выгрузили на побережье Александрии кипы томов. Александрийская библиотека была наиболее извест­ной. Она включала 400 000 томов вместе с дублетами и 90 000 без них. Эта библиотека пополнялась различными способами. Так, на­пример, Птолемей III Эвергет взял в Афинах во временное поль­зование, якобы для снятия копий, под баснословный залог в 15 та­лантов золотом подлинные экземпляры сочинений греческих траги­ков, а потом оставил их себе, отказавшись от залога. В 47 г. до и. э. в эпоху Цезаря Александрийская библиотека насчитывала уже "00 000 томов. Во время войны Цезаря библиотека сильно постра­дала от пожара, по-видимому, сгорели ее кладовые или, может сыть, лишь тюки, приготовленные Цезарем для вывоза. Позднее Антоний в качестве компенсации за потери подарил Клеопатре -00 000 томов из библиотеки Пергама.

В 273 г. до н. э. при Аврелиане Александрийская библиотека сгорела, но была вновь восстановлена. Когда же она окончательно погибла — неясно.

Одной из крупнейших была Пергамская библиотека, основан­ная в III в. до н. э. Она раскопана. Там найдена статуя Афины вы­сотой 4 м, стоявшая, вероятно, в читальном зале.

Музейон. При Александрийской библиотеке был музейон, храм муз, где жили и работали ученые из разных греческих государств. Про египетский музейон говорили: «В Египте прибежище многих народов, кормится много ученых мужей буквоедов — все это в клет­ке у муз». Первые музейоны были основаны еще в Греции в V в. до н. э. Так, Пифагор основал род братства (почти монастырь), в ко­тором был культ муз, поэтому его и называли музейоном. Идею объединения ученых воспринял Аристотель, а после его смерти — Теофраст. Деметрий Фалерский, приглашенный Птолемеем в Еги­пет, основал музейон в Александрии. Здание музейона не нашли. Сохранились лишь его описания. В музейоне были залы для лекций и для работы, комнаты для живших там ученых, зал для трапезы, общий зал, имелись коллекции растений, в садах жили животные для изучения и опытов, существовали обсерватория и залы для пре­парирования трупов. Египетские цари отпускали деньги на содер­жание ученых, на изготовление приборов и инструментов и прове­дение экспедиций.

Наука. Александрия была центром науки. Александрийский ученый Эратосфен установил длину окружности и диаметр Земли, допустив ошибку в 75 м. Глава античных инженеров Ктесибий Александрийский в III в. до н. э. создал часы со стрелкой, указы­вавшей время суток. Точно рассчитанное количество воды, выли­ваясь из одного сосуда в другой, поднимало поплавок, на котором и была укреплена стрелка, повышавшаяся за час на одно деление (рис. 33, 2).

Герон Александрийский изобрел (во II или в I в. до н. э.) автомат для продажи священной воды, основанный на принципе рычага. Тяжесть брошенной монеты заставляла опуститься один упло­щенный конец коромысла, что автоматически поднимало его проти­воположный конец, а с ним и пробку, закрывавшую отверстие для слива воды. Монета при наклоне соскальзывала с коромысла, и оно возвращалось в первоначальное горизонтальное положение, а пробка вновь закрывала отверстие для слива воды (рис. 33, 3). Ге­рон изобрел также паровой шар, который начинал вращаться при переходе налитой в него воды в парообразное состояние. Это про­образ паровой машины. Математик Дионисий изобрел полибол — автоматически действующую катапульту для метания камней. Александрийским ученым принадлежат и другие научные открытия.

Впрочем, наука развивалась у греков задолго до основания александрийского музейона. Греки начали наблюдать за небом под влиянием восточной науки. Геродот в V в. до н. э. писал, что у ва­вилонян основатель греческой астрономии Александр Милетский заимствовал гномон — указатель тени. Гномон подал мысль разде­лить день на 12 частей (до полудня и после полудня) соответствен­но перемещению тени. Так появились солнечные часы. Чаще всего они представляли собой каменный блок с полукруглым сфериче­ским углублением. В нижней части углубления укрепляли желез­ный стержень, а на поверхности углубления от стержня радиально вырезали полосы, соответствующие часам. Но гномоном можно бы­ло пользоваться только в солнечные дни.

От освещения не зависели водяные часы, называвшиеся клеп­сидрой, что значит «воровка воды». Клепсидра нашла применение в суде и в народном собрании, чтобы ограничивать время выступ­ления ораторов. Аристотель в «Политии» пишет: «Воду, назначен­ную для речей, вливают в клепсидру с трубкой, через которую во­да выливается». Когда оратора прерывали или секретарь суда чи­тал документы, специально приставленный раб с помощью пробки останавливал воду.

Принцип клепсидры использовал Платон в IV в. до н. э. при изобретении будильника. Из стоящего сверху сосуда вода по кап­лям стекала в нижний. Когда скопившаяся в нижнем сосуде вода достигала поверхности укрепленной там вертикальной трубки, она переливалась через эту трубку в самый нижний сосуд, заполненный воздухом. При этом воздух выталкивался через единственное от­верстие, соединенное со свистком (рис. 33, /).

Витрувий сообщает о существовании различных механизмов для поднятия стройматериалов при возведении общественных зда­ний и грузов при погрузке и разгрузке кораблей. У Витрувия со­хранилось описание водочерпательных колес для подъема воды и водяных мельниц, а также водяного органа.

Архимеду (III в. до н. э.) приписывают изобретение винта, с помощью которого можно было поднимать воду из реки. Этот «Ар­химедов винт» широко применялся для орошения полей и сохра­нился в Египте до последнего времени (рис. 33, 6).

Музыка.Музыка играла большую роль в жизни греков. Она звучала во время военных походов, регулировала такт ударов вес­лами при гребле. Флейтисты присутствовали на домашних пирушках и на торжественных шествиях. Греки знали духовые (свирель и флейту) и струнные (лиру, кифару, арфу) инструменты (рис. 34). Свирель представляла собой ряд составленных трубочек разных размеров. Согласно греческим легендам, свирель была изобретена Паном, а флейта — полая трубка с отверстиями — Афиной. На краснофигурных вазах часто изображали флейтисток с двойной флейтой в виде двух трубочек. Лира первоначально состояла из панциря черепахи, являвшегося резонатором, двух рогов, удержи­вавших поперечную тетиву, и трех струн (рис. 34, 4, Изобретение лиры приписывают Гермесу. Кифара близка лире по форме, но де­лали ее из гнутого дерева. Ее резонатор был гораздо меньших размеров, а количество струн могло быть разным: от четырех до семи (рис.34, 2). Арфа была треугольной и имела сравнительно небольшие размеры. Ее изображения сохранились на краснофигурных вазах на терракотовых статуэтках (рис. 34, /, 9, 10).

Культовые обряды. Вкаждом греческом доме почитали своих богов — покровителей дома. Священным местом считался очаг, как алтарьбогини Гестии. Обязанностью хозяйки дома было поддер­жание огня в очаге. Кроме Гестии почитался Зевс в разных его ипостасях. Зевс Эфестий считался покровителем домашнего очага; Зевс Ктесий — умножителем богатства. Его изображения ставили в кладовых. Зевс Геркей был охранителем ограды, ему ставили алтарь во дворе. Покровителем дверей был Гермес. Ниша с его статуей находилась за входной дверью. На очаге или около него часто ставили статую Гефеста — бога огня. Ремесленники, кроме того, почитали богов-покровителей их профессий. Так, Прометей или Керам чтились гончарами, Асклепий — врачами, Гермес — риторами и учителями и т. д. В богатых домах для статуй домашних богов отводили специальные помещения. В бедных домах стояли небольшие терракотовые фигурки богов либо их просто рисовали на сте­нах.Гесиод считал, что каждый человек обязан ежедневно утром и вечером совершать в честь богов возлияния на алтарь и курения благовоний. Кроме того, богам следовало приносить жертвы, сжи­гая на алтарях жертвенное мясо (Гесиод. Труды и дни, 336—339). На пирах первое и последнее возлияния совершали в честь Гестии. Перед всяким богослужебным действием — молитвой или жертвоприношением— следовало совершать омовения и одевать чистую одежду. При исполнении домашних культов пользовались небольшими каменными или терракотовыми алтариками, подражающими по форме большим алтарям, стоявшим перед храмами.

Похороны.По представлениям греков, смерть после славных подвигов считалась счастьем, даруемым милостью бога. Быть торжественно похороненным — счастье. Самым страшным наказанием считался отказ в праве быть похороненным.

Некрополи располагались за границами города. Право погребе­ния в городе получали лишь особо выдающиеся личности. Их по-

гребали под специальными сооружениями — героонами — храмами для героизированных умерших. В колониях в центре города около агорыобычно хоронили основателя колонии — ойкиста.

Умершего перед погребением обмывали, натирали благовониями, одевали, голову украшали венками, выставляли тело на ложе ногами к выходу, иногда нанимали плакальщицу. Сцены оплакивания умершего изображены на вазах VIII в. до н. э., расписанных геометрическим стилем. После оплакивания на следующий день рано утром умершего выносили на том же ложе для погребения. Погребальное шествие сопровождали флейтистки и певцы.

У греков существовали различные обряды погребений: трупосожжение, когда после сожжения трупа пепел погребали в урнах, и трупоположение, когда умерших хоронили в могилах. Детей час­то погребали в амфорах. На могиле совершали тризну, а в доме — погребальную трапезу. Урны для пепла изготовляли из глины или бронзы; в качестве урн могли использовать разные типы крупных ваз. Гробы делали из глины и из дерева, преимущественно кипари­сового. Иногда гроб ставили в саркофаг, который мог быть дере­вянным, часто богато орнаментированным, или каменным. Камен­ные саркофаги появляются в сравнительно поздний период.

В могилы клали яйца, разнообразные сосуды, чаще всего лекифы, вещи, принадлежавшие умершему, украшения. В женские по­гребения клали зеркала, туалетные сосуды, терракотовые статуэт­ки; в мужские—оружие, палестрический инвентарь — стригили, алабастры и арибалы; в могилы ремесленников иногда клали ин­струменты; в детские могилы — игрушки. Обычай класть оружие в Афинах исчезает с VI в. до н. э. Примерно в это время появляет­ся обычай класть в рот покойнику обол — монету для уплаты Харону за перевоз души умершего в подземное царство (обол Харона).

Типы могил были очень разнообразны: грунтовые могилы в ви­де простых ям; плитовые, когда могила обкладывалась плитами; черепичные могилы складывали из черепиц в виде прямоугольных ящиков, либо над телом умершего ставили черепицы в виде двускатной крыши; сырцовые, когда стенки могил обкладывали сырцовыми кирпичами.

Кроме того, были могилы более сложных конструкций — склепы. Среди них были земляные, сырцовые и каменные или выруб­ленные в скале. Над могилами делали небольшой земляной хол­мик и ставили надгробный памятник. В Афинах VIII в. до н. э. надгробным памятником могла быть очень большая глиняная ва­за в форме лекифа. Позднее сосуд имитировали в камне или воз­водили надгробные статуи, но чаще сооружали каменные стелы со ступенчатым основанием, на которое ставили лекифы с благо­вониями и возлагали венки (рис. 35).

Стелы имели рельефные или живописные изображения. Рас­пространены были рельефы со сценами погребального пира, ког­да умершего представляли возлежащим на ложе, перед которым стоял столик с явствами, часто рядом изображали сидящую жен-

шину, сцену дополняли фигуры людей, приносящих жертвы, и ал­тарь (рис. 36). На надгробиях изображали также вооруженных мужчин или всадников, сидящих и стоящих женщин. На некоторых из надгробий рядом с фигурой умершего, но в более мелком масш­табе изображали его слугу.

 

§ 7. Строительное дело и архитектура

Строительные материалы. Для строительства греки использовали дерево, камень, глину. Деревянными были каркасы древних домов, перекрытия, колонны. В VII — VI вв. до н. э. при строитель­стве храмов и общественных зданий стали преимущественно использовать камень — мрамор и известняк. Фундаменты зданий де­лали каменными, из булыжника, грубообработанных камней, либо применяли субструкции: из бута и щебенки, иногда в виде чередующихся слоев глины и золы. Цокольные части домов часто сос­тояли из поставленных на ребра крупных грубообтесанных плит — орфостатов. Стены складывали из обработанных камней — квадров, положенных без связующих растворов, насухо, или из обработанных камней, положенных на глиняном растворе, или сырцовых кирпичей размером 30X30 — 45X45 см, которые предварительно высушивались. Лучшими считались кирпичи, су­шившиеся в течение двух лет. Кирпичи тоже клали на связующем растворе из глины с песком. В эпоху эллинизма появился обожженный кирпич. Из него сложены колонны эллинистического двор­ца в Ниппуре, а также ворота и арка рынка в Приене.

Строительная техника. Крыши домов были двускатными, их крыли глиняной черепицей, а у храмов — иногда мраморной. Су­ществовали разные способы укладки черепиц (рис. 37, /—3) и раз­личная форма черепиц. Большие плоские, с небольшими боковыми выступами черепицы назывались соленами (рис. 37, 4, 6, 8), а более узкие округлые, или двускатные, перекрывавшие швы между соленами, именовались калиптерами (рис. 37, 5, 7, 9). Имелись черепицы с отверстиями для света (рис. 37, 10).

Стены штукатурили составом, состоящим из смеси извести с песком, иногда с добавлением толченого мрамора. Для более тон­кой отделки использовали гипс. Наружные стены храмов иногда облицовывали керамическими плитками, например в Селинунте, Метапонте и др. Внутри некоторых из помещений стены украшали описями в технике фресок по сырой штукатурке, применяя крас­ную, белую, черную и желтую краски. С эпохи эллинизма палит-

красок становится более разнообразной. Для облицовки стен и вымостки полов применяли плитки из цветного и белого мрамора. Полы в парадных помещениях украшали мозаиками из цветной гальки, но в жилых домах полы чаще всего были глинобитными.

Предварительную обработку каменных блоков и колонн произ­водили вблизи каменоломен. В Сицилии открыты античные каменоломни «Кампобелло», где вырубали круглые монолиты колонн весом до 18 т. Из каменоломен к месту постройки камни перевозили

 

морским или сухопутным транспортом, используя колеса-катки и салазки. При поднятии каменных блоков пользовались рычагами. Для удобства подъема блока на двух его сторонах оставляли вы­емки или выступы, за которые зацепляли веревки, либо делали гнезда для крючьев. Выступы сбивали, когда производили окон­чательную пригонку камней при укладке их на место. Для скреп­ления каменных блоков пользовались пиронами или скобами либо заливали вырубленные пазы в блоках свинцом. В целях укрепле­ния барабанов колонн использовали металлические шипы.

При обработке каменных строительных деталей пользовались молотками, кирками, теслами, пилами (без зубьев), сверлами; при укладке камней использовали отвес, ватерпас, шнур, угольник.

Типы каменных кладок у греков были разнообразны: полиго­нальная — из камней различных очертаний, подогнанных один к другому и хорошо обтесанных; квадровая — из хорошо обработан­ных камней прямоугольных очертаний; бутовая — из необработан­ных и плохообработанных камней, скреплявшихся раствором гли­ны; циклопическая — из огромных плохообработанных камней. Ка­менные стены могли быть однопанцирными, если всю толщу стены составляли крупные камни, выходившие на оба ее фасада, и двух-панцирными, когда один ряд камней выходил на один фасад, вто­рой— на другой, а пространство между ними заполняли бутовым камнем и глиной.

Квадровые кладки различались по способу укладки блоков: исодомная (равнослойная) кладка состояла из одинаковых блоков, которые клались чередуясь, два — рядом вдоль линии стены, и один — поперек ее. При псевдоисидомной кладке, которую назы­вают также кладкой «логом и тычком», один слой кладки состоял из двух поставленных на ребро блоков с бутом между ними, во втором слое блоки для крепости укладывали поперек стены, а их торцы выходили на оба ее фасада. Кроме того, применяли различ­ные варианты этих кладок, используя неравновеликие блоки, бла­годаря чему лицевые стороны исодомных кладок могли иметь неодинаковый рисунок. Различались квадровые кладки и по спо­собу обработки лицевой поверхности. Так, например, широко применялась рустованная кладка, когда все четыре или три стороны лицевой поверхности блока ровно стесывались, а центральная его часть оставлялась плохообработанной, что создавало красивую игру светотени. Иногда поверхности блока придавали округлые очертания, как, например, у подпорных стен Приены.

Архитектура. Храмы лучше всего дают представление о мону­ментальной архитектуре греков (рис. 25). Храмы были полихромными. Они строились в ордерах (рис. 38). Для дорического ордера характерно отсутствие баз у колонн, которые стоят непосредствен­но на стилобате, отличаются массивностью, часто украшены кане­люрами. Капитель дорической колонны состоит из эхина в виде! подушки и абака — плиты, на которую опирается архитрав с три­глифами и метопами. Триглифы всегда окрашивались в синий цвет, а метопы были красными. В дорическом ордере построены храм

Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Акраганте, в Афинах — Парфенон и Гефестион, храм Геры в Олимпии и др. Ионический ордер характеризует наличие базы в основании колонн, стоящих на стилобаде. Базы состоят из плинфа и валиков со скоцией. Ствол колонны более тонкий и высокий, чем в дорическом ордере, увен­чивается капителью. Капитель состоит из эхина с двумя волютами и овами и узкого абака. Архитрав часто имеет рельефный фриз. В ионическом ордере построены Пропилеи акрополя, храм Ники Аптерос и Эрехтейон в Афинах. Коринфский ордер отличается от ионического формой капители, которая напоминает корзину с листьями аканфа. В Афинах коринфский ордер применен в оформлении колонн памятника Лисикрата IV в. до н. э. и в Олимпейоне — храме Зевса, строительство которого было начато в VI в. до н. э., а закончено во II в. н. э.

Можно выделить четыре основных этапа в развитии строительногодела. Древнейший период доходит до конца VIII в. до н. э. Основными материалами были дерево и сырец. Жилые дома и храмы типа «мегаронов», возводимые в это время, отличались скромностью плана и оформления. В архаическую эпоху VII — V вв. до н. э., когда складывается античное государство — полис, происходит разделение труда между ­ремеслом и сельским хозяйством. Возникает каменное монументальное зодчество. В жилищном строительстве преобладает дерево.

Классическая эпоха V — IV вв. до н. э. — это эпоха греко-персидской войны и последовавшего за ней расцвета Афин. В это время господствует дорический стиль. В IV в. до н. э. в Афинах

распространяется ионический ордер. Возводятся театры, общественные здания, входит в практику прямоугольная — регулярная планировка городов; завершаются старые и создаются новые архитектурные ансамбли: Афинский акрополь, Филиппополь в Олимпии, святилище в Эпидавре, мавзолей Галикарнасский.

В эпоху эллинизма (III — I вв. до н. э.) возникают греко-восточные монархии. Культура принимает греко-восточный характер, даются большие городские ансамбли: в Приене — агора,вПергаме— акрополь, в Милете — большой рынок, булевтерий, храм Аполллона в Дидимах и др. На первом месте теперь стоит возведе­ние светских общественных и жилых домов. Часто нарушаются господствовавшие ранее каноны ордеров. В интерьерах домов и в городских ансамблях преобладают колоннады, перистили. Распространяются двухъярусные колоннады. Повышается роль скульптуры в ансамблях. Декоративные скульптуры помещаются на цоколях построек, как, например, на Пергамском алтаре, или на базах и капителях колонн, как в храме Аполлона в Дидимах. Появляются скульптуры-колоссы (колосс Родосский — статуя Гелиоса высотой более 30 м), садово-парковые ансамбли в Александрии, Антиохии и др. Особенно знаменита Дафна — загородная царская резиденция в 7,5 км от Антиохии, где было расположено святилище Аполлона, окруженное густой рощей. С ним связано

поэтическое предание о превращении нимфы Дафны, преследуемой Аполлоном, в лавровое дерево. Там же были построены святилище Зевса, стадион, театр. Первые цари из династии Селевкидов по­садили в этом святилище 300 кипарисов, а позднее разросшийся парк, орошаемый множеством ключей, достиг 15 км в окружности.

Заказчиками крупных архитектурных сооружений в V в. до н. э. было государство, а в IV в. до н. э. — малоазийские и сирийские цари, частные лица.

Организация строительного дела была строго регламентирова­на. Постройка общественных зданий начиналась по решению на­родного собрания. Оно выбирало строительную комиссию от од­ного до семи человек и одного архитектора. Комиссия составляла сметы и договоры о сдаче работ в подряд. Расходы комиссии конт­ролировались магистратами. Архитектор составлял проект и руко­водил стройкой. Он работал по найму. Имущество архитектора брали под залог. Если при строительстве был допущен перерас­ход больше сметы на 1/4, архитектору приходилось расплачиваться своим имуществом; если он укладывался в смету, то получал осо­бое вознаграждение. На Родосе, в Кизике и в других городах в I в. до н. э. имелась постоянная должность архитектора. Работы делили между большим количеством подрядчиков, и устанавливали сроки строительства не более одного года. Рабочие были как из свободных, так и из государственных рабов. Эллинистические мо­нархи сами субсидировали строительство и распоряжались рас­ходами.

 

§ 8. Искусство

Скульптура. Родиной своей монументальной скульптуры греки считали остров Крит. Согласно греческой легенде, на Крите рабо­тал полумифический скульптор Дедал, который сделал первые статуи богов из дерева и камня. Деревянные статуи не найдены, но древнейшие каменные статуи сохранили традиции деревянной скульптуры. Так, например, фигура статуи Геры Самосской (око­ло 560 г. до н. э.) напоминала ствол дерева, а у статуи Артемиды из святилища Артемиды на острове Делос (середина VII в.) фигу­ра напоминала плоский брусок. Иногда греческие скульпторы де­лали фигуру божества из позолоченного дерева, а голову — из мрамора. Были распространены статуи, изготовленные в хризоэлефантинной технике из слоновой кости и золота. Отдельную круглую скульптуру греки предпочитали лить из бронзы, тогда как скульптура декоративных ансамблей на фронтонах и фризах изготовлялись из известняка и мрамора. Кроме того, известны тер­ракотовые и гипсовые скульптуры.

Для обработки камня при изготовлении скульптур применяли шпунты для откалывания и пилы. Для более тонкой обработки пользовались скарпелем в виде стамески с плоским или полукруг­лым острием, троянкой с зубчатой рабочей частью. Следы ин­струментов сглаживали рашпилем; углубления делали буравом.

Иногда применяли шлифовку поверхности. Статуи раскрашивали.

Бронзовые статуи отливали способом утраты восковой модели в разных формах.

Тематика греческих скульптур изменялась в зависимости от социально-политических условий. Однако преобладали изображе­ния мифологических персонажей.

В VII—VI вв. до н. э. преобладают изображения обнаженно­го юноши — куросы (рис. 39, /) и одетой женской фигуры — Коры. В юноше принято видеть изображение Аполлона. Коры — в виде неподвижно стоящих изящных девушек — найдены на Афинском акрополе.

В V—IV вв. до н. э. в классическую эпоху распространяются скульптурные композиции. Пафос греко-персидских войн и последовавшая победа греков вызвали интерес к героической тематике. Скульпторы стремятся изобразить динамику боя. Распространяет­ся дорический обычай украшать скульптурами фронтоны храмов.. Так, на фронтоне храма Афины на острове Эгина представлена битва греков с троянцами. К V в. до н. э. относятся: бронзовая статуя Зевса, найденная в море у мыса Артемисии, и бронзовый возничий из Дельф. Среди мраморной скульптуры интересны рель­ефы большого алтаря — так называемого трона Людовизи с изображением Афродиты, поднимающейся из моря, и двух сидящих женских фигур.

Одним из самых выдающихся скульпторов второй четверти У в. до н. э. был Мирон. Среди его работ статуя Дискобола — юно­ши, готового бросить диск. Это идеализированный образ молодого атлета. Поликлет, написавший сочинение о гармоничных пропорциях человеческой фигуры, в своих статуях Дорифора-копьеносца и Диадумена — атлета-победителя пытался создать образ совер­шенного гражданина (рис. 39, 2).

К V в. относится деятельность величайшего аттического скульп­тора Фидия, создавшего вместе со своими учениками скульптуры, украшавшие Парфенон афинского Акрополя, а также великолеп­ные бронзовые статуи Афины Промахос (Воительницы) и Афины Лемнии; им оформлены Пропилеи — вход на Акрополь, сделаны в-хризоэлефантинной технике знаменитые статуи Афины ЛЛарфенос и Зевса Олимпийского. Скульптора Пеония из ионийского города Менде считают провозвестником живописного направления в скульптуре. Его статуя Ники, созданная в конце V в. до н. э., бы­ла найдена в Олимпии (рис. 39, 3).

После длительной Пелопоннесской войны, тянувшейся с 431 по 404 г. до н. э., появляется желание забыть тяготы войны. Скульп­торы стремятся отразить личные чувства человека. Это проявля­ется в статуях Леохара «Аполлон Бельведерский», Скопаса «Танцующая Менада», Праксителя «Аполлон Сауроктон», «Гермес с младенцем Дионисом» (рис. 39, 4) и «Афродита Книдская», в статуях Лисиппа «Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес», созданных в середине и во второй половине IV в. до н. э. Позднее, в эпоху эллинизма, когда появляется мода возводить дворцы и создавать

парковые ансамбли, распространяются декоративные статуи для украшения садов и парков. Скульпторы в этот период часто выби­рают для сюжетов трагические ситуации, например, изображение галла, убивающего свою жену или умирающего галла. Появляют­ся новые школы скульпторов, имеющие свои особенности: алек­сандрийская, пергамская, родосская и др. Представление о пергамской школе дают рельефы пергамского Алтаря Зевса, которые изображали борьбу олимпийских богов с гигантами. Характерны выразительность передачи динамики жестокой схватки, страдаль­чески закинутые головы, резкие повороты фигур. Среди других скульптур этого периода выделяется статуя Лаокоона (рис. 39, 5), погибающего вместе со своими сыновьями в кольцах извивающе­гося змея, посланного Аполлоном. Лаокоон был, изваян скульпто­рами I в. до н. э. Агессандром, Полидором и Афинодором.

Скульптура, как и все искусство в IV — III вв. до н. э., носит приватный характер. В это время основными заказчиками скульп­туры были малоазийские, сирийские и другие восточные царьки, а также наиболее богатые и знатные семьи.

Коропластика. Наряду с монументальной скульптурой из брон­зы и камня у греков было развито производство глиняной скульп­туры. Чаще всего это были небольшие терракотовые статуэтки, хо­тя известны и терракотовые статуи довольно крупных размеров. Слово «коропластика» происходит от греческих слов «кора» — де­вушка, кукла, и «прассо» — лепить. Стиль терракотовых статуэ­ток находится под влиянием монументального искусства. Он про­ходит те же этапы развития, однако производство терракот больше связано с жизнью частного человека, с его бытом, обычаями, ре­лигиозными представлениями. Терракотовые статуэтки часто на­зывают скульптурой малых форм, хотя их массовое производство» больше связано с деятельностью рядовых ремесленников.

В IX — VIII в. до н. э. в Греции мастерские коропластов су­ществовали в Беотии и Аттике. Там изготовляли изображения бо­гини плодородия в виде уплощенных идолоподобных фигурок. По­верхность расписывали геометрическими узорами, черной и крас­ной красками.

Для VII — VI вв. до н. э. известны мастерские Коринфа, Ро­доса, Самоса, Аттики, Беотии, Ионии, Южной Италии и Сицилии. Тематика фигурок разнообразна: божества, животные, бытовые сцены, комические сюжеты. Популярна сидящая в кресле женщи­на в торжественно неподвижной позе (Деметра) (рис. 40, 3, 5), женщина стоящая, которая держит в руках голубя или плод (гра­нат, яблоко). Это может быть изображением Коры и Афродиты. Среди статуэток бытового содержания пекарь, парикмахер, прач­ка. Появляются протомы — односторонние, реже двусторонние изображения лишь верхней части фигуры божества, а также фигур­ные сосуды. Изображения животных и плодов служили в качестве приношений богам.

В V — первой половине IV в. до н. э. процветают мастерские Аттики и Беотии (рис. 40, /). Ионийские города не сразу оправи-

лись после персидского разгрома. Коропластика испытывает за­метное влияние монументальной скульптуры — работ знаменитых ваятелей Фидия, Алкмена, Праксителя. С IV в. до н. э. вновь ожив­ляются мастерские ионийских коропластов.

В эпоху эллинизма (в III — I вв. до н. э.) расцвет коропластики связан с подъемом декоративного искусства. В IV — начале-Ill в. до н. э. особенно распространяются терракотовые статуэтки девушек, изготовленные в мастерских Танагры (Беотия). В этих, стоящих и сидящих женских фигурках заметно влияние стиля скульптур Праксителя. В III — П.вв. до н. э. в разные города Гре­ции поступают статуэтки из мастерских Мирины и Смирны (Малая Азия), сохранявших традиции школы Лисиппа, а также испытав­ших влияние пергамской школы скульпторов. Для них характерны смелые композиции, карикатурные изображения, гротески. В это время процветают мастерские коропластов в Александрии Египет­ской, где были сильны традиции египетского искусства. Распрост­ранены изображения Исиды, Сераписа, Гарпократа. В эпоху эл­линизма мастерские коропластов существуют во всех крупных греческих городах. Иногда статуэтки изготовлялись в привозных формах, часто формы снимались с привозных терракотовых фигурок и лишь детали и атрибуты персонажей добавлялись по воле .лоропласта данной мастерской.

При приготовлении глиняного теста для терракот надо было глину специально очистить, промыть и дать ей отстояться. Древ­ние идолы лепились от руки. В VII в. до н. э. появились терракото­вые фигурки с лицом, сделанным в форме, а также вотивные до­щечки с рельефными фигурами, оттиснутые в односторонних фор­мах. Формы для изготовления терракотовых статуэток, протом и рельефов были глиняными, редко из гипса. Архаические статуэтки оттискивались в одной форме. Первоначально фигурки были сплошными, потом их стали делать полыми с отверстием сзади для лучшего обжига. В V в. до н. э. статуэтки уже оттискивались в нескольких формах, затем отдельные их части соединялись, а по­верхность отделывалась стэкой — стержнем из дерева, кости или бронзы. Готовую фигурку красили прямо по глине или по предва­рительно нанесенному слою извести или алебастра.

Назначение статуэток различно. Вотивные служили для посвя­щений в храмы. В Беотии, например в святилище Кабиров, было найдено 700 статуэток юноши с петухом или с бараном. Статуэтки погребальные находят главным образом в женских и детских мо­гилах и на месте тризн. Статуэтки, находимые в домах, вероятно, служили культовым целям. Так, культовыми были изображения сидящей на троне богини из архаического дома в Тиритаке (рис. 40, 3, 5). Иногда статуэтки являлись украшением интерьеров з эллинистических домах.

Живопись. Высокого развития у греков достигло искусство живописцев. Художники расписывали стены храмов, керамиче­ские архитектурные детали, писали картины на деревянных досках и вотивных глиняных табличках — «пинаках». Расписывали глиня-

ные саркофаги и стены погребальных склепов, каменные надгроб­ные стелы и глиняные вазы.

Произведения монументальной и станковой живописи почти не сохранились и известны нам главным образом по римским копиям и по описаниям древних авторов. Впрочем, в 1934 г. близ Сикиона открыта картина VI в. до н. э. со сценой жертвоприношения раз­мером 33X15 см, выполненная на дереве. Живописец, судя по надписи, был из Коринфа. Значительно лучше живопись сохрани­лась на вазах, пинаках, метопах, терракотовых саркофагах из Кла-зомен и Родоса, расписных стелах и на фресках погребальных скле­пов. Стелы, раскраска терракот и скульптур говорят о красочной палитре художников.

О художниках Греции пишут Плиний в «Натуральной истории» (книги 33—37), Павсаний, путешествовавший по Греции во И в., и Витрувий — архитектор, живший в эпоху Августа (I в. до н. э.— I в. н. э.).

По технике нанесения живописи различаются фрески, сделан­ные водяными красками (al fresco.), красками, закрепленными бел­ком или клеем (alia tempera), и энкаустика — роспись восковыми красками.

Выявлены характерные этапы развития греческой живописи, связанные с творчеством наиболее известных художников. Так, на­пример, Полигнот расписывал фресками храмы около 475 г. до н. э., применяя только черную, белую, желтую, красную краски. Пер­спективу в его фресках заменяло расположение изображений в разных ярусах. Его рисунки были яркими, контурными. Агатарх — художник второй половины V в. до н. э. — писал декорации для трагедий Эсхила. Он ввел в рисунок перспективу. Закон линейной перспективы обосновали философы Анаксагор и Демокрит, жив­шие в это же время.

В последней трети V в. до н. э. Аполлодор Афинский писал на деревянных оштукатуренных досках в технике alia tempera. Он применял перспективу и светотень. В эпоху Пелопоннесской войны работал Зевксид. В живописи вместо мифологических тем в это время появляются сюжеты смехотворные, например изобра­жение семьи Кентавров. В IV в. распространяется техника энка­устики. Краски разводили маслянистой жидкостью с воском, затем после нанесения росписи по поверхности проводили раска­ленной палочкой, которая сглаживала неровности воска и прида­вала поверхности блеск.

В конце IV в. до н. э. Деметрий Фалерский в Афинах издает новый устав погребений, разрешая ставить над могилами только скромные надгробия в виде низких столбиков и ларей. Надгробия часто расписывали. Фресками греки часто покрывали стены скле­пов. К концу IV в. до н. э., например, относится Казанлыкский склеп, открытый в Болгарии в 1944 г., купол и стены которого бы­ли покрыты полихромной росписью с изображением героизиро­ванных умерших, погребального пира, похоронной процессии, со­стязания колесниц и т. д.

В эпоху эллинизма художники сохраняют традиции масте­ров IV в. до н. э. Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Развиваются пергамская и александрийская школы живописи. Антифил из Грилы положил начало карикатуре как жанру.

Вазопись. Из памятников греческой живописи больше всего сохранилось расписных ваз. Можно проследить этапы развития вазописи. Так, в IX — первой половине VIII в. до н. э. в вазописи господствовал геометрический стиль. Расписывалась поверхность крупных амфор и кратеров, высота которых достигала 1,78 м. Возможно, что эти большие сосуды были надгробиями. Вся по­верхность сосудов покрывалась поясами из меандров, ромбов, пересекающихся зигзагов, кругов.

В конце IX в. до н. э. в росписях появляются изображения жи­вотных, составленные из геометрических элементов: прямой и ломаной линий, треугольников и кругов. В начале VIII в. до н. э. стали изображать человека, иногда сиены похорон. Во второй по­ловине VIII в. до н. э. в вазописи распространяются мифологичес­кие сцены: морские и сухопутные бои, хороводы с музыкантами, атлетические состязания. Роспись наносилась коричнево-черной краской.

На рубеже VIII—VII вв. до н. э. появляется новый стиль вазо­писи, так называемый ориентализирующий или ковровый стиль. Изменяются формы сосудов. Они становятся приземистыми и раздутыми. В росписях господствуют новые мотивы: раститель­ные—розетки, пальметты, цветы, бутоны лотоса— и фигурные изображения. Поверхность сосудов как бы делится на несколько горизонтальных поясов. На крупных поясах изображаются фан­тастические звери, плетенка, мифологические сюжеты, герои, сце­ны охоты и сражений. Если вазы геометрического стиля и вазы на­чала VII в. до н. э. расписывали одной коричнево-черной краской, то позднее начинают употреблять красную (пурпурную), черную, желтую и белую краски.

Особенно много расписных ваз в VII в. до н. э. производили в Коринфе. Со второй половины VII в. расцветает и аттическая шко­ла вазописи в Афинах.

В конце VII — начале VI в. до н. э. в вазописи был распро­странен чернофигурный стиль. Роспись имела сюжетное содержа­ние. Изображения наносили черным лаком в виде силуэтов (рис.41), фоном являлся цвет глины сосудов. Детали человеческих фигур и предметов процарапывали по черному лаку. Для расцвечивания деталей применяли также пурпурную и белую краски. Но черно-фигурная силуэтная техника живописи полностью не вытеснила контурный рисунок. Он сохраняется в росписях коринфских, родосских, клазоменских, а частично аттических художников.

Приблизительно в 530 г. до н. э. в аттических вазописных ма­стерских появляется новая техника росписи — краснофигурная. Черным лаком стали покрывать фон и прорисовывать детали изо­бражений, а сами изображения сохраняли цвет глины (рис. 42). Интересна ваза, расписанная в 530 г. до н. э. мастером Андокидом,

 

на одной стороне которой роспись выполнена в чернофигурной технике, а на другой — в краснофигурной. Сюжеты краснофигурных росписей очень разнообразны. В IV в. до н. э. стали дополни­тельно применять белую краску (рис. 42, /), а также позолоту для выделения деталей.

Мозаика.Орнаментальная мозаика появляется в IV в. до н. э. Первоначально мозаики делают из цветной гальки. Они есть в Се­верной Греции, Олинфе, Пелле, в Малой Азии, Египте, Сицилии и в Северном Причерноморье (Херсонес). Из светлых камешков вы­кладывали светлые фигуры на темном фоне. Были распростране­ны и различные орнаментальные мотивы.

К началу II в. до н. э. мозаику стали делать из специально вы­резанных кубиков — это opus tessallatum. Затем стали изготовлять мозаичные панно из очень мелких фрагментов цветных камней и цветного стекла, так называемые opus vermiculatum.

Глиптика— изготовление гемм или резных камней. В Греции были распространены печати в виде подвесок или перстней со вставками-геммами из полудрагоценных цветных камней, на ко­торых были вырезаны различные изображения. По способу резьбы на камне геммы делятся на: интальи с рисунками, вырезанными вглубь и дающими при оттискивании выпуклые изображения, и камеи — обработанные тонкой резьбой цветные многослойные камни с рельефными пластическими изображениями. Светлые слои камня (агатоникса или сардоникса) обычно используются для вы­пуклого изображения, а коричнево-серый слой служит фоном. Ка­меи получают распространение с эпохи эллинизма. В противопо­ложность интальям они не имели практического назначения, а служили лишь украшениями заколок, перстней, диадем, чаш из драгоценных металлов. Иногда они были очень крупными. Так, например, известная камея Гонзага IIIв. до н. э. из собрания Государственного Эрмитажа с профильными портретами царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои имела высоту 15,7 см.

В V — IV вв. были распространены скарабеоиды — овальные камни, одна сторона которых была выпуклой, а вторая — плос­кой, где и была вырезана надпись или изображение, служившее печатью. Вдоль камня просверливали сквозное отверстие для про­девания шнура.

Интальи, служившие печатями, носили на шнурках или на вращающейся дужке. С IIIв. появились перстни с вставными гем­мами. До IIIв. существовали отдельно металлические перстни-печати и геммы-печати. Геммы часто были подписными художест­венными произведениями, как, например, инталья V в. до н. э. из собрания Государственного Эрмитажа с изображением летящей цапли с вырезанной надписью «Делал Дексамен хиосец» или с изображением цапли и кузнечика с вырезанной надписью «Дек­самен».

В позднеэллинистический, а главным образом в римский пе­риоды получили распространение литики — подражания геммам из литого стекла.

 

 

 

I. Особенности римской культуры н основные этапы ее развития

Основные этапы развития римской культуры: царский период (754—510 гг. до н. э.); период Республики (510 — 31гг. до н.э.); империя [с 31… Важнейшие события, повлиявшие на развитие римской куль­туры: этрусское влияние в VII — VI вв. до н. э.; завоевание…

Торговля

Римские деньги.Для Рима характерна самостоятельная роль медных монет. Не случайно от латинского названия «медь» (aes, aeris) происходят слова… Во второй половине IV в. до н. э. начали выпускать литую бронзовую монету —… Януса, покровителя Лациума, бога начала и конца, мира и войны, а на оборотной — нос корабля (рис. 49, 4).

О. Военное дело

Римская армия не была одинаковой в течение длительной ис­тории Римского государства. Первоначально армия представляла собой ополчение, собираемое на… К каждой консульской армии были присоединены отряды союзников из италийских… Важным этапом в преобразовании римской армии была рефор­ма Мария в I в. до н. э. Процесс разорения крестьянства привел…

Строительная техника и архитектура

Витрувий специально останавливается на тосканском ордере являющемся этрусским вариантом дорического храма. В отличие от дорических колонны этого… Нам известно и имя другого знаменитого архитектора II i н. э. — Аполлодора… Строительная техника римлян.Среди строительных матери; лов, употребляемых римлянами, были: камень (преимуществен» туф…

Искусство

После изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гор­дого и провозглашения Римской республики начинается самостоя­тельное развитие римского… Для пластики времен империи характерна частая смена раз­личных художественных… ского влияния. В основе ее композиции лежит статуя Зевса Олимпийского, созданная Фидием.

Проблемы колонизации Северного Причерноморья

Заселение Причерноморья было одним из звеньев процесса широкого расселения греков по берегам Средиземноморского бассейна, происходившего в VIII — VI…   ловий существования античной цивилизации... Недостаточное раз­витие производительных сил ставило права гражданства в…

Северо-Западное Причерноморье

В IV в. до н. э. остров входил в зону влияния Ольвии. В начале XIX в. в центре острова еще были заметны остатки фундамента здания размером 30x30 м,…   Раскопки на острове начаты в 1841 г. под руководством Н. Н. Мурзакевича. Было ли около храма поселение — неизвестно. …

Херсонес и его сельская округа

В знаменитой гражданской присяге херсонеситов, вырезанной на мраморной стеле в конце IV или в начале IIIв. до н. э., к вла­дениям Херсонеса отнесены…   Евпатории, и Прекрасная гавань (Калос Лимен), остатки кото­рой обнаружены у поселка Черноморское. В присяге…

Южное побережье Крыма

  тивные рельефы с изображениями Диониса, Митры, Артемиды, Гекаты и фракийского… На южном берегу Крымского полуострова между Хараксом и Феодосией античных поселений найдено не было, хотя следы их…

Античные поселения Восточного Причерноморья и Закавказья

  тивную торговлю с античными государствами и периодически ста­новясь объектом… На территории Колхиды в VI—V вв. до н. э. возникают гре­ческие колонии — апойкии, а в период Римской империи Колхида…

Античные памятники Средней Азии

Арриан, греческий писатель II в., в «Анабазисе» (IV, 4, 1) сооб­щает о строительстве на реке Танаис (древнее название Сырдарьи) еще одного города —…   и македонских солдат, которые уже не годились для военной служ­бы. Он принес жертву богам и установил празднество с…

– Конец работы –

Используемые теги: кругликова0.038

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И.Т КРУГЛИКОВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0.023
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам