рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные концепции правопонимания

Работа сделанна в 2002 году

Основные концепции правопонимания - Курсовая Работа, раздел Право, - 2002 год - Министерство Образования Российской Федерации Сургутский Государственный Уни...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сургутский государственный Университет Юридический факультет Заочное отделение Курсовая работа. по дисциплине Теория государства и права тема Основные концепции правопонимания Выполнила студентка Ф.И.О. Юшкина Ангелина Владимировна.Курс 1 Группа 12 ПроверилШутов Дата Оценкахорошо Сургут 2002 год. Содержание Введение с. I. Общее понятие правопониманияс. 3-II. Понятие юридических и легистских направлений правопонимания философский взгляд на правос.6-III. История становления и развития социологии права как юридической дисциплиныс. 8-IV. Роль социологии права в юридической дисциплине.с. 12-V. Cоциологическое направление в праве и различные учения этого направленияс. 14-VI. Появление юридического позитивизма и общее понятие о нормативном правопониманиес. 17-VII. Различные учения сторонников нормативистской концепции и общий вывод по данному разделу с.19-24 Заключение.с.25 Список литературы с.26 Введение. Кардинальное преобразование нашего общества, люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, правами человека.

Но как возникло право Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией настоящей или будущей.

Одни видят в праве только этнический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его принуждения, т.е. насилия.

Каждому народу присущ свой, особенный взгляд на право это проявляется себя в политической системе государства. По моему мнению, из всех формальных ценностей право, как наиболее, совершенно развитая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология. Но я хочу коснуться одной проблемы, чтобы глубже выразить актуальность необходимого изучения данной темы. У нашего правительства, как и народа, правосознание всегда находилось на очень низком уровне. Убожество нашего правосознания, проявляло себя в самые ответственные моменты русской истории.

Наша власть, упускала из виду правовую природу конституционного государства. Если же мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государства, то для уяснения его природы мы должны обратиться к понятию права в чистом виде, т.е. с его подлинным содержанием, не зависящих от экономических и социальных отношений. Поэтому, я считаю, для того чтобы строить благополучное демократическое государство, нужно уяснить для себя природную сущность права.

Цель исследования данной курсовой работы во-первых проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и нахождения их достоинств и недостатков во-вторых нахождение основных сущностных характеристик права в третьих рассмотреть право не только в чистом виде, а проследить его роль и взаимодействия с различными социальными явлениями. I.Общее понятие правопонимания. Право одно из самых сложных общественных явлений.

Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимание отражаются представление людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, и изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, поскольку меняются и будут меняться представление о праве. История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий.

Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений. К сожалению, долгие годы мы относились к этому наследию высокомерно. Право, как и государство является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно- организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений.

Учение о праве демонстрируют огромное разнообразии подходов, оценок, результатов. И все же можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия. Многообразие учений о праве касалось и содержания права, и его формы.

Когда речь идет о содержании права как определенного порядка в обществе, подразумевается, чьи интересы в обществе отражает и закрепляет этот порядок, какие группы общества за этим стоят, в пользу кого и против кого направлен этот порядок. Коротко говоря, под содержанием права мы понимаем его социальное качество, его служение тем или иным общественным слоям. Право, правовая действительность, правовая материя выступают, в трех проявлениях, в трех формах во- первых, в форме правосознания, идеи, представления о праве во-вторых, в форме правовых норм в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм. Правосознание это часть общественной идеологии, та ее часть, которая связана с правом.

Правовые нормы часть социальных регуляторов, возможно, наиболее важная часть. Наконец, правовые отношения это одновременно источник правовых норм в результате их действия. Эта триединая сущность права практически присутствует во всех научных представлениях.

Но вот роль и значение каждого из трех правовых начал оказываются различными в различных правовых школах. Происхождение, логика развития и содержание всей правовой действительности свидетельствует о том, что правовые нормы и системы права являются результатом следования субъектов правосознания и правотворчества за наиболее значимыми социальными проблемами и противоречиями, за потребностями в общественной практики. Все правовые, юридические явления могут быть осознаны как проявление социальной необходимости, как естественный атрибут общественного развития.

Из этого можно сделать вывод, что право и все правовые явления действительно не имеют и не могут иметь собственной истории и не являются самодостаточной и саморазвивающийся идеей. Основное теоретическое и практическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания, конструкция всякого правосознания.

Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

Современные учения о сущности права представляют собой конгломерат отдельных концепций, направлений. Плюрализм множество школ и теорий имеет свои причины. В их ряду можно отметить Возникновение теорий на различных этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права Связь теории права с разными философским воззрениями. Обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностей формирования правовых систем в той или иной стране.

Школы и теории могут выражать интересы разных социальных сил, меняются интересы, меняются и взгляды. Обострение классовой борьбы приводит к появлению солидаризма в праве Одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность механизма правого регулирования, который предполагает наличие различных элементов норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирования правосознания, нравственности с их представлениями о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности.

Кроме того, право как социальный институт, связанный с экономикой, политикой, интересами классов и социальных групп индивидов, в своем регулирование взаимодействует различными социальными нормами. Каждая теория создается не на пустом месте, не в отрыве от правого регулирования, но каждая из них берет за основу один два феномена участвующих в правовом регулировании. Так, теория естественного права кладет в основу идеи правосознания и морали о справедливости, юридический позитивизм подчеркивает связь права с государством, нормативизм делает упор на нормативный характер права, и т.д. Заметим, что все эти теории страдают определенной односторонностью подходов. На формирование различных теорий оказывает свое влияние и идеологическая борьба, развивающиеся в начале в русле феодализмакапитализма, а затем социализмакапитализма.

II. Понятие юридических и легистских направлений правопонимания философский взгляд на право.

С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение различие так и отождествление права и закона. Именно этот момент отождествление права изакона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которое можно назвать соответственно юридическим от ius право и легистским от lex закон. См Нерсесянц В.С. Из истории правовых учений два типа правопонимания. М 1978г. Именно для юридического правопонимания вопрос что такое право является подлинным, действительной проблемой.

Для лигистского же подхода такого вопроса не существует, для него право это уже официально данное, действующие, позитивное право. Выделение на основе различия права и закона двух типов правопонимания юридического и легистского, которые охватывают все возможные трактовки права, включая все возможные трактовки права, но не отрицая значительных различий между разными подходами внутри самих этих типов правопонимакния. Это обстоятельство необходимо выделить будто любой вариант различения права и закона носит естественноправовой характер и исходит из признание той или иной версии естественного права. Для легистского правопонимания право обозначает как волеустановленное право, то как официальное право, то как позитивистское право.

Для юридического правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей не зависящий от воли законодателя собственной природой, своей сущностью и своей спецификой.

Этим принципом права является принцип формального равенства, выражающий сущность и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов. Для юридического подхода концепцию правопонимания можно назвать юридико либертарной, поскольку, согласно данной концепции, право это всеобщая и необходимая форма свободы людей, а свобода ее в социальной жизни возможна и действительна лишь как право и в форме права.

Право, подразумеваемое либертарным правопаниманием, это выражение смысла и свободы индивидов и, следовательно, исходной основой и отличительной особенности всякого права, т.е. это лишь необходимый минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона. Более конкретно смысл и особенности либертарной концепции правопонимания в ее соотношение с естественноправовым подходом можно пояснить, например, в контексте характеристики позитивного права при социализме.

С позиций либертарного правопонимания, которое является именно строго юридическим подходом, ясно, что законодательство при социализме это не правовое законодательство соответственно и у социалестического права отсутствует минимально необходимое качество права, представленное в правовом принципе формального равенства и свободы индивида. Специфика либертарной концепции состоит в том, что в ней нет присущего естественноправовым представлениям дуализма одновременно действующих систем одновременно действующих систем правильного идеального, должного, естественного права и неправильного права. На самом деле при социализме также согласно либертарному правопониманию фактически есть и действует лишь так называемое социалистическое право т.е.советское законодательство, которое не только не является правом, но и не может быть таковым.

Но главное для данной концепции правопонимания является не осуществление критической функции к какой либо сложившийся ситуации. Главная и основная ее функция объяснительная, научно-познавательная. И в этом плане она ориентирована на выяснение тех отношений и условий, которые объективно необходимы для наличия и действия права.

III. История становления и развития социологии права как юридической дисциплины. Отмеченные научно познавательные свойства и характеристики юриспруденции стали исходной основой для быстрого оформления ее в рамках социологии права с начала в виде общетеоретических концепций о задачах, направлениях и способах социальных исследований права XIX в а затем и в отдельной самостоятельной дисциплине в западной юриспруденции в начале XX в, у нас в 70-80г XX в В XIX в. Под мотивирующим влиянием социологии, как новой науки об обществе, в юриспруденции стали развиваться различные социологические ориентированные концепции правопонимания, которые не только содействовали распространению социальных идей в юриспруденции, но и вместе с тем выражали специфику юридического понимания целей, задач, направлений и способов социологического изучения права в рамках и с позиций юридической науки.

В этом плане большую роль сыграло учение известного немецкого юриста XIX в. Иеринга о юриспруденции интересов, которую он противопоставлял юриспруденции понятий. В основе этого учения лежала концепция понимания права, как защищенного интереса т.е. как интереса, защищенного государством, закрепленном в законодательстве.

В учение Иеринга, существует позитивистский подход к праву, как совокупности установленных государством принудительных норм, сочетался с социологической трактовкой процесса формирования права, как результата борьбы различных интересов в обществе.

В начале XX в. с оживлением стали появляться антипозитивистские направления в юриспруденции и усилением призывов к возрождению естественного права. Начались формироваться антипозитивистские направления, школы свободы права. С деятельностью этой школы и связано оформление и утверждение социологии права, как отдельной юридической дисциплины.

Видный представитель этой школы австрийский юрист Эрлих в своей работе Основы социологии права 1913г. определял цели и задачи социологии права как изучение живого права народа, истоком развития которого является не законодатель, а общество. В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания о праве. Большую роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие известные дореволюционные российские юристы, как С.А. Муромцев, М.М Ковалевский, Н.М. Коркунов и.т.д. Общая социология, активно развивавшаяся в Европе, в условиях российского самодержавия долгое время не получала право на самостоятельное существование.

При большом разнообразии и глубине исследований, осуществлявшихся учеными энтузиастами, в российских университетах отсутствовали кафедры, специализировавшиеся на изучении преподавании социологии.

Это объяснялось тем, что сама социология тесно связана с либеральными течениями общественной мысли в России. Социология, направленная на изучения общества в его эмпирических проявлениях и неизбежно фиксировавшая бедственно материальное положение социальных низов и резкие социальные противоречия в стране, была неприемлема с точки зрения официальной идеологии. Однако идеи и методы социологии нашли применение и развитие в рамках таких научных дисциплин, как юриспруденция история, политэкономия и.т.д. В юриспруденции социологический подход стал толчком для либерального направления правовой мысли в его борьбе с формально догматическим направлением и присущего ему апологетического отношения к действительности.

Делая акцент на социальных аспектах жизни права, социологические исследования правовых явлений не могли не иметь критической направленности против существовавшего общественно политического строя. Со второй половины 50-х годов, когда начали возрождаться прерванные на несколько десятилетий социологические исследования, опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы вновь оказался востребованным.

И в целом развитие социологического подхода к изучению права вполне естественно пошло по уже проложенному руслу, формируя специфическое направление в рамках правоведения. Эти исследования осуществлялись как на теоретическом уровне, так и на уровне эмпирических исследований, проводившихся в отраслевом правоведении в уголовном праве и криминологии, трудовом праве, в административном праве ит.д Правда, юридико-социологические исследования, будучи вынужденными приспосабливаться к жесткому варианту советского позитивизма имели в советском правоведении весьма ограниченную сферу приложения.

Исходя из свойственных позитивизму инструменталистской трактовки права как средства достижения экономических, политических, идеологических и иных внеправовых целей социалистического строительства, социология права была ориентирована главным образом на поиск более эффективных способов реализации этих заданных сверху целей.

Пик интереса к изучению эффективности действия законодательства пришелся на 70 80-е годы. Это было обусловлено тем обстоятельством, что в условиях тоталитарного прессинга приказное законодательство уже не обеспечивало эффективного функционирования общественных отношений и в обществе усиливались процессы стагнации, которые были охарактеризованы, как застойные явления. Активно проводившиеся в эти годы конкретно социологические исследования эффективности законодательства внесли заметный вклад в повышение социологической культуры правоведения См Эффективность правовых норм. М 1980г В этот период границы социологического подхода к изучению правовых явлений уже заметно расширились, включив в себя исследования проблематике правосознания, престижа права, правовой активности личности См. Право и социология. М 1973г. М. 227-252 Личность и уважение к закону.

Социологический аспект. М 1979г общественного мнения о праве См Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление.

М 1975 Общественное мнение и преступление. Тб 1984 Ошеров М. С Спиридонов Л.И. общественное мнение иправо. Л 1985 социального механизма действия права и социальных функций права интегративной, правовой социализации и социального контроля См Кудрявцев В. Н Казимирчук В. П. Современная социология права. М 1995. С.37-39 социально правого эксперимента и т.д. Однако все эти направления исследовательской деятельности по-прежнему были связаны главным образом со сферой деятельностью законодательства.

Они почти не затрагивали проблемы природы права как специфического общественного явления и его места в системе соционормативной регуляции, социальной обусловленности законодательства, его социальной признанности легитимности, роли закона как средства согласования общественных интересов. В условиях административно- командной системы изучение названного круга проблем неизбежно оказывалось вне узких рамок официально дозволенного.

Несмотря на неизбежную ограниченность и деформированность социологического подхода к изучению права в советский период, юридико-социологические исследования опираясь на теоретический потенциал правоведения и некоторые идеи и методы общей социологии, смогли сформироваться вначале в самостоятельное направление, а затем постепенно в отдельно научную и учебную дисциплину в рамках юриспруденции. Специалистам, работавшим в этой области, удалось соединить теоретический и эмпирический уровни юридико-социологических исследований и выработать характерные именно для социологии права теоретические конструкции и подходы, расширяющие горизонты юридической науки. Благодаря этому социология права внесла заметный вклад не только в развитие методологии юриспруденции, но и в модернизацию ее понятийн6ого аппарата.

К концу 80-х годов отечественная социология уже вполне сложилась в самостоятельную юридическую дисциплину общенаучного профиля, занимающуюся теоретическим и эмпирическим изучением права в его социальном выражении, проявлении и измерении, в контексте его социальных связей, в его соотношение с другими социальными и процессами. При этом в социологии права сформировались следующие основные аспекты исследования юридико социологической проблематики социальные предпосылки условия возникновения и развития права т.е. как общество влияет на право, механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов в процессе действия права и социальные последствия действия права обратное влияния права на общество.

В соответствии с такой дифференциацией предметной области социологии права в структуре данной научной дисциплины выделились три основных направления исследований 1 социальная обусловленность права 2 социальный механизм действия права 3 эффективность законодательства и правоприменения.

IV.

Роль социологии права в юридической дисциплине

Основу солидаристского направления или социальной концепции права, пре... Дюги Л. Бергбома, является основой любого строя. Сторонники нормативистского направления утверждают, что государство ес... д Право и есть для всех общее правило совокупность правил согласование...

приложения в его сфере конкретного опыта.

См Штаммлер. Р. Хозяйство и право с точки материалестического понимания истории. СП .б. 1899. С169. С этих позиций он критиковал марксистское учение об опре6деляющий роли экономических отношений и вторичном надстроечном характере права и утверждал, что общественная жизнь обусловливается правовым регулированием. Право, писал он, может быть признано окончательной инстанцией несущие ответственность за социальное хозяйство, потому что оно образует в качестве регулирующей формы, социальной жизни обусловливающую основу всех возможных социальных явлений См там. же. стр.281. Именно право и его изменения определяют развития общества, а не наоборот.

В нормативно правовом регулировании видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований видный русский профессор П.И. Новгородцев См. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. СПб 1911 Новгородцев 1866-1924, в своих политических и правовых воззрениях, в понимание права и государства, соотношения личности и государства разделял основные идеи индивидуализма и либерализма.

Его правовые взгляды находились под заметным влиянием кантианства и естественного права необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его философско правовой концепции. Для внедрения в современную позитивистскую юриспруденцию нравственных идеалов, согласно Новгородцеву, требуется именно возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права.

Часть методологическая. М 1904. С12 В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном 1881-1973 Он считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию.

Чистое учение о праве Г. Кельзена представляет собой теорию позитивного права, разработанную с позиций логико аналитической юриспруденции. Критикуя традиционное правоведение XIX- XX вв. и аттестуя свое чистое учение как строгую и последовательную науку о праве, Кельзен писал Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права Чистое учение о праве Г Кельзина.

Вып.1. М 1987г. С.7 Правоведение, утверждал он, необходимо освободить от всех чуждых ему элементов, поскольку оно некритично расширилось за счет психологии, социологии, этики и политической теории. Очищение предмета правоведения как нормативной науки осуществляется Кельзеном с помощью специфического нормативистского метода изучения и описания права как особой системы норм. Исходной для концепции Кельзена является представление об основной суверенной норме, как норме которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм. Право при этом трактуется как нормативный порядок человеческого поведения, т. е. как система норм, регулирующих человеческое поведение.

Понятие норма, поясняет Кельзен, подразумевает, что нечто должно быть или совершаться и, что человек должен действовать определенным образом Там. же. С.10-12 Право, по мнению Кельзина, относиться не к области бытия, а к сфере долженствования и смысла значения.

Норма при этом выступает как схема толкования бытия и придания ей правого смысла. Конкретное действие, пишет Кельзен, получает свой специфически юридический смысл, свое собственно правовое значение в силу существования некоторой нормы, которая по содержанию соотноситься с этим действием, наделяя его правовые значением, так что акт может быть истолкован согласно этой норме. Норма функционирует в качестве схемы истолкования. Там.же. С.18. Норма, доставляющая акту значение правого акта, сама создается посредством правого акта, который в свою очередь получает правовое значение от другой нормы.

Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иеархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явление вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Законодательный акт, который субъективно имеет смысл долженствования, пишет Кельзен, имеет этот смысл т.е.смысл действительной нормы также объективн6о и потому, что конституция придала акту законодательной деятельности этот объективный смысл.

Акт создания введение в действие конституции имеет не только субъективно, но и объективно нормативный смысл, если предполагается, что должно действовать так, как предписывает создатель конституции. Такое допущение, обосновывающее объективную действительность нормы, я называю основной нормой Чистое учение о праве Г.Кельзина.

Вып. 1. С.11 Основная норма составляет основание действительности нормативного порядка, т.е. системы норм, единство которых держится на том, что их действительность выводится из основной нормы данного порядка. Например, отдельная норма есть норма права, если она относится к определенному правопорядку, а она относится к определенному правопорядку, если ее действительность относится к определенному правопорядку, если ее действительность покоиться на основной норме этого порядка. Несмотря на то, что нормативистская теория суверенную норму считает предпологаемой гипотетичной, она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закону, как нормативно-правовому акту, обладающей высшей юридической силы, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели. Высшая ступень права конституция, она ближе всего к основной норме и черпает в ней свою обязательность. Далее, в нисходящей последовательности, следуют законы и другие нормы.

С другой стороны, заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность.

Абстрагируясь от всех внешних факторов, определяющих содержание права, нормативисты излагают свою позицию по вопросу что есть право как нормативный регулятор общественных отношений. Все социальные нормативные порядки правопорядок, моральный порядок, религиозный порядок устанавливают свои специфические санкции, и существенное различие между этими нормативными порядками, согласно Кельзену, состоит в характере соответствующих санкций.

Право, подчеркивает он, отличается от других социальных порядков тем, это принудительный порядок. Его отличительный признак использования принуждения это означает, что акт, предусмотренный порядком в качестве последствия социально вредного действия, должен осуществляться также и против воли его адресата, а в случае сопротивление с его стороны и с применением физической силы Там же. С.51-52 Право, развивает свою мысль Г. Кельзен, есть нормативный порядок человеческих отношений, или система регулирующих человеческое поведение норм. Так формируется исходный тезис нормативизма право это нормы. В полном объеме это учение многограннее, оно включает рассмотрение права в динамике, обоснование правоприменительной и судебной практики.

Но подход к праву как к совокупности норм, изучение норм логических конструкций остается неизменным.

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства и права, определяли государство как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок. Кельзен считал, что государство столь же мало мыслимо без права, как и право без государства. И то и другое две стороны единого явления. Власть есть право. Право и обязанности государства ничем не отличаются от прав и обязанностей других лиц, ибо как в первом, так и во втором случае они определяются законом.

Рассмотрев данную нормативную концепцию правопонимания и учения самых ярких ее приверженцев я хотела бы отметить существенные недостатки данной теории. В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения права. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий общества.

Нормативизм ставит своей целью изучение позитивистского содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущности проблем права. Право при нормативном подходе придается узкому значению. Оно выступает как официально властное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причем выбор тех или иных норм и направлений правовой регуляции, согласно такому подходу результатом не волевого решения законодательства, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм. В содержании правовых норм могут выражаться представления о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, тем или иным правовым учениям, доктринам.

На содержания правовых норм могут сказываться заблуждения, ошибки недоразумения, симпатии и антипатии конкретным лицам или процессам они могут отражать желание кого-то остаться у власти и содержать в себе в связи с этим завышенные обещания или просто обман, могут быть следствием компромисса, рекомендацией или давления извне например, со стороны государств или международных организаций.

Их содержание может быть и очевидным выражением произвола, диктата, следствием проведении политических и экономических экспериментов. При сведении права совокупности норм оно становиться чем-то внешним для человека, навязанным ему сверху.

Подобная узкая трактовка искажает право, так как для человека цены нормы не сами по себе, а реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Заключение. Для того, чтобы лучше рассмотреть и понять сущность концепций, я специально взяла координально различные подходы к понятию права. Рассмотрев право в позитивистском понимание и в социологическом, я сделала вывод, что было бы абсолютно неверно, строить правовое общество, исходя из какой либо одной концепции.

Рассмотренные мною концепции, в том числе и остальные, имеют свои яркие крайности. Например, если выбирать социологический подход, который считает, что правовые нормы должны устанавливать непосредственно судьи, исходя, из этого получается, что представители данной школы обосновывают и оправдывают административный и судебный произвол. Односторонность нормативного подхода выражается в его чистоте, искусственной изоляции от всех других наук, игнорируя объективную социальную природу, сущность и функции, закрывая путь к подлинной специфики и его созидательной ценности, его объективно обусловленных и общественных необходимых связей с другими социальными нормами.

Для себя я сделала вывод, что основная роль, функция права, необходимая в каждой стране это обеспечение гражданам свободы личности, чтобы право взаимодействовало в гармонии с обществом, но некоим образом не было мерой принуждения или навязыванием, чьих то интересов. На сегодняшний день задача науки должна заключаться в установлении четкого критерия, который бы позволил отделить подлинное право от произвола и других, переходных к нему форм. Но пока наука этого не достигнет, то будет возможность трактовать в качестве права неправовые процессы юридической практики.

А так, как право является главным, регулирующим механизмом всей государственной и общественной жизни, то возникает потребность в необходимости его глубочайшего осмысления, а игнорируя право или, относясь к нему легкомысленно, мы тем самым никогда не создадим благополучное, демократическое, процветающее государство.

Закончить я хочу словами Яковлева Судьба правого государства в России во многом зависит от понимание природы и сущности права, открывшее дорогу к современной цивилизации. Список литературы 1 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов М 1992 г. 2 Нерсесянц В.С. Философия права. М. 1997 г. с.586-597. 3 Алексеев С.С. Теория права. М- 1995г. с 8-9, 86-93г. 4 Хропанюк В.Н. Теория государства и права М- 1995г. c.171-184. 5 Манов Г. Н. Теория государства и права.

М 1995г. с 20-29. 6 Лившиц. Р.З. Современная теория государства и права М 1994г. с.11-19. 7 Пиголкина. А.С. Общая теория права. М 1995г. 8 Теория государства и права. Учебник, М 1997г. 9 А.Ф. Черданцев Теория государства и права. М.2000г. 10 Л.И. Спиридонов Теория государства и права. М. 1999г. 11 Баума И.Э. Общая теория права. М. 1995г.с.90-99. 12 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М 2001г. с.342-347. 13. Лапаев В.В. История становления и развитие социологии права как юридической дисциплины Государство и право 4, 2000г с. 84-88. 14 Лапаев.

В.В. Предмет социологии права как юридической дисциплины Государство и право, 4, 2000г с.88-90г. 15 Теория Государства и права, Курс лекций Байтин, с.130-140.

– Конец работы –

Используемые теги: основные, концепции, правоп, мания0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные концепции правопонимания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

Основные концепции и законы физики
Принято считать, что в своей основе физика является наукой экспериментальной, поскольку открытые ею законы основаны на установленных опытным путем… От ранних цивилизаций, возникших на берегах Тигра, Евфрата и Нила (Вавилон,… Физические представления в Древнем Китае появились также на основе различного рода технической деятельности, в…

Основные этапы и концепции развития менеджмента
На сайте allrefs.net читайте: Основные этапы и концепции развития менеджмента.

Основные характеристики и классификация CASE-систем. Классификация CASE-систем. Основные подсистемы CASE-систем.
На сайте allrefs.net читайте: Основные характеристики и классификация CASE-систем. Классификация CASE-систем. Основные подсистемы CASE-систем....

Концепция миропонимания
Слушая многоликость, утопленных в Хаосе фраз можно подумать что это скорее речь философская, нежели что-либо проповедующая или предписывающая, она… Однако есть то, что читается между строк, есть та Суть, Истина которая не… Истина в глубине души, где на тонком плане нет разделения взглядов, душ, сердец. Бог един и он в каждом из нас, стоит…

Основные понятия термодинамики. Предмет термодинамики. Основные параметры состояния термодинамической системы
На сайте allrefs.net читайте: Конспект лекций Дисциплина по учебному плану направления подготовки: 260901 Технология швейных изделий. Омск СОДЕРЖАНИЕ...

Основные концепции самоорганизации: И. Пригожин и Г. Хакен
На этой волне и возникла теория самоорганизации. Ее разработка началась несколько десятилетий назад. Самоорганизация - в самом общем понимании… Под специфическим воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе… Вплотную к этим наукам примыкают теория детерминированного хаоса и фрактальная геометрия природы Б. Мандельброта.

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Основные концепции естествознания
Этот вопрос, по-моему, замечательно изложен в учебнике А.Н.Бабушкина, поэтому в рамках данной подтемы я буду основываться на материале этого… Изучением очень большого занимается астрономия. С помощью приборов астрономы… Атомы, их строение, взаимодействие, более мелкие структурные единицы материи – сложнейшие объекты исследований.…

Основные параметры помехоустойчивого кодирования. Основные параметры помехоустойчивых кодов
Закодированные цифровые сообщения всегда содержат дополнительные, или избыточные, символы. Эти символы используют для того, чтобы подчеркнуть… Для понимания процесса кодирования полезно рассмотреть каждое из этих свойств… Кроме того, вероятность, что мы окажемся правы, возрастает с увеличением длины блока. При увеличении длины блока доля…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам