рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение политической науки, ее становление и развитие

Работа сделанна в 1999 году

Возникновение политической науки, ее становление и развитие - Реферат, раздел Политика, - 1999 год - Министерство Торговли Московский Государственный Университет Коммерции Южно-С...

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ Южно-Сахалинский институт РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Выполнил Студент группы 1 Дворцов Александр Александрович Преподаватель Алин Юрий Юрьевич ЮЖНО-САХАЛИНСК 1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. Политические идеи древнего мира и средневековья 32. Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций 53. Марксистская концепция политики 94. Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков 105. Современные политические учения Запада 166. Список литературы 19 Политические идеи древнего мира и средневековья Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития.

Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона 427 - 397 гг. до н. э изложенные им в произведениях Государство , Законы. Предшественники Платона - софисты Протогор, Продик и др. утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. Человек - есть мера всех вещей, а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением.

Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, естественным путем возникают лишь порочные формы государства. К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

Тимократия - это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию - господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии - власти большинства. Демократическое государство сверх должного опьяняется свободой. Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.

Так демократия неизбежно превращается в тиранию - наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново. Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного порочным избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство - справедливое правление аристократов духа - мудрецов.

В нем должно быть красивым все в целом, сохраняется всеобщность государственного принципа свобода государства по отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий философы - правители, стражи - воины, ремесленники и крестьяне - занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания.

У подданных нет ничего своего ни семьи, ни собственности - все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям. В отличие от Платона, Аристотель 384-322 гг. до н. э. делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек - политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству, развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису.

Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ - общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть животное государственное. Задача политологии как науки о государстве заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти.

К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и политию или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная тирания, где имеется в виду только польза правителя олигархия, где правят богатые для собственной выгоды демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя. В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.

Гражданин - это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство - это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов.

Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марте Тулий Цицерон 106-43 гг. до н. э. в работах О государстве и Законы. Особое внимание он уделяет разработке проблем правового равенства и государства.

Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства царская власть, власть оптимистов аристократии, народная власть демократия. Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет право народов, существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.

Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла.

Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям отдайте кесарю кесарево, а Богу богово. Раннехристианские апологеты Афиногор, Тертуллиан и др. призывали христиан повиноваться государственной власти. Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий 354-430 гг. и Фома Аквинский 1224-1274 гг Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах божественном и человеческом.

Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих градов. Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви град Божий реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской.

На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей. Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния.

Фома Аквинский был сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций

Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. Сущес... Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Он сформулировал в качестве главной цели государства - сохранение своб... Для эффективного действия общей воли, Руссо считал необходимым также т... Г.

Марксистская концепция политики

Каутский и Э. Бернштейн, действовавшие под лозунгом движение все - конечная цель нич... Реформистская стратегия рассматривала социализм как процесс комплексно... Основные положение этой концепции изложены в декларации принципов Соци... в Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистического Интернационала. В эт...

Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков

Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи прос... В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили и... Формой такой передачи народники считали раздел земли поровну между кре... Первое, пропагандистское, главные идеи которого были заложены в Истори... породил, по его мнению, четыре роковые политические ошибки - попытка р...

Современные политические учения Запада

В. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность управлять люд... Вожди уступают власть в партии только вождям, но не массам. Однако в отличие от сторонников теории элиты, М. Вебером учение о бюрократии не потерял своего значения и в настоящее в...

Список литературы

Список литературы 1. Арон Р. Этапы развития политической мысли. М 1993. 2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М 1992. 3. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М 1990. 4. Кошарный В. П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала XX века Социально-политический журнал. 1992. 6-7. 5. Краснов Б. И. Введение в историю политической мысли Социально-политический журнал. 1995. 2.

– Конец работы –

Используемые теги: Возникновение, политической, науки, Становление, развитие0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение политической науки, ее становление и развитие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Возникновение политической науки, ее становление и развитие
Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.Политическая мысль зародилась в глубокой… Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое… Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам.…

Возникновение и развитие металлургии. История развития металлургии в России. Возникновение и развитие высшего металлургического образования
ФГАО ВПО УрФУ имени первого Президента России Б Н Ельцина... ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ... Направление металлургия...

Возникновение и развитие науки химии
Науки рождались и развивались параллельно с ремслами и производствами.Превращения веществ под действием огня были первыми химическими… Вначале эти металлы шли на изготовление украшений, и только позднее, примерно… В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали древние египтяне…

Г. АЛМОНД Политическая наука: история дисциплины.. 1 2. К. ШМИТТ Понятие политического. 3
Г АЛМОНД Политическая наука история дисциплины... К ШМИТТ Понятие политического... Вебер М Харизматическое господство...

Лекция Тема: Предмет и методы политологии Возникновение политической науки
Тема Предмет и методы политологии... План... Возникновение политической науки...

Возникновение и развитие науки химии
Начало... С незапамятных врем н человек сталкиваясь с различными явлениями природы... Используя свои наблюдения и знания человек научился создавать и создавая познавал Науки рождались и развивались...

Возникновение и развитие криминалистики, её место в системе юридических наук
Лекция... Возникновение и развитие криминалистики е место в системе юридических наук...

Геология как наука. История геологии. Разделы геологии. Вклад отечественных ученых в развитие геологии.Геология, как наука
Геология наука о происхождении строении и истории развития Земли Изучая г п слагающие земную кору а также происходящие в ней процессы... Разделы геологии... Минералогия р г изучающий минералы как природные образования относительно постоянного хим состава и...

Возникновение и развитие политических учений
Со второй половины ХХ века начинается новая эпоха развития общества и соответственно наблюдается взлет политической мысли, призванный… Человек, считает он, должен в своем поведении руководствоваться велениями… Эволюцию от либеральных к консервативным идеям демонстрирует в своем учении Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). На раннем…

Возникновение и развитие политических учений
Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических… Правда взаимоотношения земных и небесных властителей трактовалась по-разному.… Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности. В…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам