рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глобализация и этносоциальная эволюция

Глобализация и этносоциальная эволюция - Реферат, раздел Политика, Реферат На Тему Глобализация Содержание Глобализация И Этносоциальная Эволюц...

Реферат на тему ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Содержание Глобализация и этносоциальная эволюция. Тенденции современного этапа глобализации. Этничность и глобализация - противоречие между теорией и практикой Глобализация как стимулятор этнонациональной активности.Библиография Глобализация и этносоциальная эволюция Процессы глобализации для современных социальных наук стали одним из важнейших направлений исследований. В тех из них, где исследователи затрагивали социокультурный ракурс этого явления, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации культур, она является свидетельством кризиса национальных культур, столкновения исторических общностей людей.

Утверждалось также, что глобализация ведет к неизбежному столкновению цивилизаций, фрагментации мира из-за существующих цивилизационных различий. Но, пожалуй, наиболее часто исследователи говорили о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.Естественно, не обошли вниманием проблему глобализации российские этнологи и западные социальные антропологи.

Происходящие изменения вполне вписываются в логику развития этносоциальных процессов и тем самым определяют их закономерности. Г.Н. Пак выделяет следующие.Во-первых, ни одна существовавшая в прошлом форма этнической общности не была внесоциальным, внеисторическим явлением, раз и навсегда данным людям извне. Каждая из них имела свое начало, этапы восхождения и развития и свой конец - уступала свое место новой форме.

Этой общей логике подчиняется и нация. Во-вторых, каждая новая форма этнической общности формируется как отрицание предыдущих (при сохранении преемственности некоторых характеристик) под действием новых социальных условий развития и социального взаимодействия между индивидами. В-третьих, каждая новая этническая общность - это явление качественно высшее, превосходящее своих «предков» по всем основным параметрам. Поэтому смена форм этнических общностей сама по себе есть прогресс.В-четвертых, глобальные общности грядущего столетия - это объединения людей разного этнического происхождения на цивилизационном уровне.

Различия между ними будут носить преимущественно цивилизационный, религиозный, социокультурный характер. На индивидуальном же уровне различия будут по-прежнему определяться антропологической принадлежностью людей.В фундаменгальной работе М.И. Губогло «Идентификация идентичности», автор в пику тем исследователям, которые изображают глобализацию исторически беспрецедентным социальным процессом, предлагает историческое «прочтение» данного социального феномена и выделяет три фазы глобализации.

Первая фаза охватывает период с начала великих географических открытий до начала XIX в Она связана с началом эпохи колонизации, выходом капиталов, культур и политических интересов за рамки государственных границ, формированием мировых империй и переносом глобального политического соперничества на все континенты земли.Вторая фаза связана с дальнейшей европейской колонизацией, стимулировавшейся индустриализацией и развитием транспортных средств и коммуникаций.

Этот период характеризовался массовой иммиграцией из стран Европы, развитием мировой торговли и усилением эксплуатации внеевропейских ресурсов.Третья фаза глобализации хронологически охватывает период структурных изменений в мире, начавшийся после Первой мировой войны и продолжающийся до сих пор, В этот период происходит сосредоточение этнополитической и военной мощи сначала в руках двух великих держав СССР и США, а затем только в руках последней.

Одновременно в это же время происходит упадок таких колониальных империй, как Испанская, Французская, Британская, Португальская, Нидерландская, Османская, Российская. Вместе с изменениями в расселении людей (продолжающиеся масштабные миграции) происходит широкомасштабный межцивилизационный и межкультурный обмен.Тенденции современного этапа глобализации Если обратиться к сущностным характеристикам процесса глобализации, то нынешний ее этап исследователи рассматривают как дополнение растущей взаимозависимости стран, усиливающейся транснационализацией хозяйственной, информационной и других видов деятельности. Мир в материальном и культурном отношениях как бы сжимается.

Основы современных государств-наций подрываются процессами глобализации по нескольким основным направлениям: - растет число транснациональных институтов, движений, диаспор (Международный суд в Гааге, Международный арбитраж; - исламский фундаментализм, африканская диаспора и т.п.); - стремительно развиваются средства глобальной коммуникации; -нарастает плюрализм культур и этничностей; -растет значимость проблемы прав человека, усиливается чувство "всемирного гражданства". В основе этих тенденций лежит взрыв в области развития глобальных систем связи, транснационализация средств массовой информации.

Теперь национальные СМИ не могут уже быть единственным судьей и носителем идеологически отфильтрованных новостей, они утратили монополию на и "объяснение" событий.

Мир оказался без информационных границ. Не меньшее воздействие на национальные государства оказывает другой аспект глобализации развитие транснациональной экономической и денежной системы. Электронная экономика привела к непосредственному обмену товарами и деньгами с помощью нерегулируемой общемировой системы компьютеров и развалу финансовой и производственной целостности государств.Правительствам стало все труднее сохранять свои секреты, контролировать финансовые потоки между государствами и внутри своих государств, облагать налогами собственных граждан и собственные предприятия, имеющие банковские счета по всему миру. В этих условиях трансформируется само понятие "национальный суверенитет Ведь в его основе не только собственная государственность, политические институты, границы и государственная символика.

Прежде всего, это способность самостоятельно решать экономические проблемы, иметь независимую экономику.Но какая может быть независимость, если государство не в состоянии прожить без арабской нефти, без сибирского или амазонского леса, без японской электроники? Международное разделение труда ведет к массовым миграциям рабочих через политические границы и, в конечном счете к «эрозии» национальных экономик.

Транснационализация ведет к постнационализму, когда реальной становится перспектива «растворения» наций и государств в более сложных и прежде не существовавших международных структурах.Несмотря на достаточно расплывчатые критерии, характеризующие процессы глобализации в современном мире, А. Богатуров выделяет восемь основных тенденций и явлений, которые определяют качественное содержание этих процессов: усиление проницаемости государственных границ и сложившихся прежде межгосударственных преград; резкое возрастание объемов и интенсивности трансграничных потоков капиталов, услуг, информации и трудовых ресурсов; повсеместное распространение западных стандартов потребления, организации быта и западного типа ментальности; усиление роли вне над транс- и прочих негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений; форсированный экспорт и адаптация к местным политическим традициям модели западной либеральной демократии; формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, многократно усиливающего возможности для приобщения индивида к общемировым информационным потокам и технологиям; возникновение и культивирование в мировых информационных сетях образа ответственности сообществ и отдельных индивидов за чужие судьбы, проблемы, конфликты, состояние окружающей среды, политические и иные события в любых уголках планеты; 8) возникновение «идеологии глобализации» как совокупности взаимосвязанных постулатов, призванных обосновать достоинства и неизбежность тенденций, ведущих к мировой интеграции и объединению всех человеческих сообществ под руководством единого цивилизационного центра, под которым в основном понимаются США и группа ведущих государств мира. Такое понимание глобализации предполагает, что этнический фактор утрачивает свое значение во внутренней и международной политике, что доминирующее значение приобретают новые идентичности и новые системы ценностей, разрушающие прежние культурные границы.

Этничность и глобализация - противоречие между теорией и практикой Что обозначают теперь такие понятия, как «культура», «общество»? Раньше они привязывались к определенной территории, к политическим границам.

А теперь? «Где начинается и заканчивается турецкое общество задается вопросом Дж. Комарофф На границах Турции или в Берлине, где живут и работают десятки тысяч турецких рабочих? Что представляет собой культура сельскохозяйственных рабочих, проводящих полгода в Мексике, а полгода в США?» В этой связи Э. Смит задает резонный вопрос: «Можно ли представить время, когда на смену не только этническому национализму, но и национальным государствам, национальным идентичностям и национализму как таковому придет космополитическая культура и наднациональное правление?» Анализируя позиции тех исследователей проблем национализма, которые рассматривают его в контексте глобализации, он отмечает, что они предрекают, во-первых, неизбежный упадок «национального государства», во-вторых, замену национализма и, в-третьих, преодоление этничности.

Но вместе с тем имеются и свидетельства того, что именно сегодня этнонациональная организация становится всё более важным каналом для индивидуальной идентификации и солидарности.

Этнонациональные движения политически активны и к тому же служат основой для формирования культуры. Имеет место не преодоление этничности, а возрождение «этнических уз самими процессами глобализации». Более того, события последнего десятилетия XX в. позволили Э. Смиту высказать мнение об очевидном «глобальном этническом возрождении». Действительно, пока мы наблюдаем не формирование новых глобальных идентичностей, не замещение и преодоление этничности «наднационализмом», а явную актуализацию этничности и плюс к этому усиление регионализма. Не случайно в последние годы все чаще говорят о «Европе регионов». Правда, процессы глобализации приводят к формированию новых трансграничных регионов, или «еврорегионов», которые формируются на стыке прежних государственных границ.

Примером таких «еврорегионов» можно назвать разделенный город.

Хапаранд/Торнио на границе Швеции и Финляндии, еврорегион Нейсе-Ниса-Нысса на стыке границ Чехии, Польши и Германия или планируемый регион «Карелия» по обе стороны российско-финской границы.

Все эти регионы имеют прочные исторические и этнические основания для своего возникновения и призваны главным образом устранить искусственные и ненужные барьеры между естественно тяготеющими друг к другу территориями.

Развитие сотрудничества между родственными народами и государственными институтами стран, где они проживают, в последние годы действительно существенно расширилось, обрело своеобразные организационные формы и стало способом развития и расширения интеграционных процессов в Европе.

Одновременно весьма показателен тот факт, что за 50 лет интенсивной европейской интеграции все еще не сложилось достаточно условий для того, чтобы можно было говорить об общеевропейской культуре или общеевропейской идентичности, хотя элементы и того, и другого, безусловно, существуют.

Глобализация как стимулятор международной активности Главной ошибкой многих апологетов глобализации, таких, как Р. Робертсон, является их убежденность в том, что новые культурные стандарты и новые глобальные идентичности обязательно должны замещать старые, и, прежде всего, этнические.

Реальность же доказывает, что процессы глобализации не отменяют этничности, более того, с учетом демократизации в сфере этнополитики создают новые реальности и новые перспективы для этнического развития и актуализации этничности.Ломка прежних преград, развитие информационных и культурных связей позволяют этнически родственным сообществам укреплять солидарность, заимствовать эффективные образцы самоорганизации, рассчитывать на экономическую и политическую поддержку в деле экономической и социальной модернизации.

Процессы глобализации чрезвычайно актуализировали и проблему коренных народов, поскольку интересы промышленного развития заставили вторгаться на земли, населенные коренными народами, а развитие информационных систем и надгосударственных политических институтов показало, что это вторжение угрожает образу жизни и культурам уникальной части человеческой цивилизации.

Сейчас, по оценке ООН и Международной группы по делам коренных народов (IWGIA), на Земле проживают 220 млн. представителей коренных народов, сохраняющих традиционные культуры.Они занимают около 20% всей поверхности суши, причем районы их проживания это наиболее ценные в экологическом отношении территории, обеспечивающие сохранение уникального генофонда планеты и стабилизирующие воздействие индустриальных регионов на атмосферу и водные пространства.

Экономический Социальный Совет Организации Объединенных Наций в 2000 г. принял решение учредить постоянный форум по вопросам коренных народов в качестве своего консультативного, вспомогательного органа, который бы занимался исключительно вопросами коренных народов. Мандат форума предусматривает изучение проблем коренных народов, связанных с экономическим и социальным развитием, культурой, охраной окружающей среды, образованием, здравоохранением и правами человека.

Важной стороной широких интеграционных процессов, которые затронули коренные народы, является то, что это сотрудничество позволяет привлекать дополнительные ресурсы туда, где собственные возможности ограничены. Глобализация приводит также к политической активизации малых народов и этнографических групп, усиливает их стремление к превращению в реальных политических акторов на национальной политической сцене и в международных акторов.Это стремление нашло свое отражение в создании в 1990 г. в Гааге Организации Непредставленных Народов (ОНН), которая ставит своей целью поддержку усилий коренных и местных народов, направленных на автономию и признание своих законных экономических и политических прав. Особое внимание многие исследователи обращают на то, как влияют процессы глобализации на культурное развитие стран и народов.

Очевидно, что нарождающаяся «глобальная культура», о которой говорилось выше, имеет в своей основе то, что прежде называлось «англосаксонской» культурой, которая исторически связана с протестантской этикой.

Но в современном мире существует еще целый ряд стран и регионов, где в процессе длительного исторического развития формировались специфичные культуры мирового уровня, имеющие мощное влияние на ценностные системы сотен миллионов людей: это Индия и Китай, Арабский Восток, Япония, Франция, Россия.В этих странах происходит националистическая реакция на глобализацию, в частности, распространяются антиамериканские настроения.

Такая ситуация дает повод некоторым исследователям говорить о столкновении цивилизаций как о глобальном конфликте современности. Таким образом, совершенно очевидно, что навязанная евроатлантическая направленность глобализации не только не интегрирует мировое сообщество, но, наоборот, инициирует и стимулирует цивилизационные противоречия.На основе всего вышесказанного можно резюмировать, что глобализация, во всяком случае, на современном этапе развития человеческого общества, не ведет к вытеснению или замещению этичности, а способствует ее актуализации и политизации.

Глобализация позволяет расширить политическое и культурное поле этноса, она способствует превращению миноритарных этнических сообществ не просто в политически активных игроков, но и в международных акторов.Глобализация позволяет перераспределять ресурсы в пользу тех этнических сообществ и этнических групп, которые находятся в сложном положении, и дает им дополнительные стимулы для самоорганизации и выживания.

В процессе развития интеграционных связей между странами и народами, усиления их культурных, экономических и политических связей вырабатываются общие принципы взаимодействия государства и миноритарных этнических сообществ, что делает развитие этих народов предсказуемым и упрощает решение конфликтных ситуаций и естественных проблем саморазвития.С другой стороны, подчеркивая тот факт, что глобализация не вытесняет и не замещает этичность, необходимо, однако, отметить, что, безусловно, процессы глобализации оказывают и разрушительное воздействие на этничность, в том числе в плане конкуренции языков и культур.

Вместе с тем политическим менеджерам необходимо учитывать, что современная глобализация это еще и глобализация рисков.В частности, как пишет В.И. Пантин, становится очевидным, что происходит «глобализация социально-политических конфликтов, глобализация экологического кризиса, глобализация терроризма и организованной преступности». По его словам, глобализация есть не одна из многих проблем, а «проблема проблем», которая сложна и противоречива.

И все же мир, вступая в новое тысячелетие, идет навстречу и новой форме глобальной общности. Сейчас сложно сказать, какой она будет. Не подлежит, однако, сомнению, что как в муках родовых схваток и кровопролитных конфликтах рождались к жизни новые нации-государства, точно таким же мучительным и небезболезненным будет и рождение новых глобальных общностей.Мы не знаем, как они будут называться - супернации, суперэтносы, сообщества или как-то по-другому, но контуры некоторых из них уже обозначились довольно отчетливо: западноевропейская (Европейское сообщество), российско-евразийская, славянская, ближневосточно-арабская и целый ряд других. Библиография 1. Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике//Pro et Contra 1999 Т.4 №4. 2. Богомолов Б.А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению феномена// Вестник Московского университета Серия 12. Политические науки 2004 №3. 3. Боришполец К.П. Национальное измерение глобального мира// Вестник Московского университета Серия 18. Социология и политология. -2001 №1.

– Конец работы –

Используемые теги: Глобализация, этносоциальная, Эволюция0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глобализация и этносоциальная эволюция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История эволюции вычислительных и операционных систем, основные функции, классических операционных систем в процессе эволюции
Первый период гг Ламповые машины Операционных систем нет... Первые шаги в области разработки электронных вычислительных машин были... Вычислительная система выполняла одновременно только одну операцию ввод вывод или собственно вычисления Отладка...

Глобализация как этап социальной эволюции
Процесс глобализации становится главной приметой нашего времени.Глобализация является наиболее употребляемым и наименее проясненным, вероятно, самым… Вместе с тем, во взаимосвязанном мире глобализация втягивает в свою орбиту… Но может обернуться и вселенской бедой, втянуть род людской во всеобщую вражду, поставить его на грань различных…

Смысл эволюции и эволюция смысла
А у эволюции? И вообще, что такое эволюция? Процесс усложнения, детерминируемый проявлением (развёртыванием) особых закономерностей, присущих только… Что же это за механизмы, которые заставили первые живые организмы усложняться… Это: — загадка возникновения первого гена (слова), затем — увеличение количества генов, происходящее — с…

Путь эволюции автомобильных систем освещения
Теперь шофер должен открыть стекло фары, чиркнуть спичкой - и пожалуйста, в светлый путь. Но максимум через четыре часа придется остановиться - для… Например, созданные в 1908 году Вестфальской металлопромышленной компанией… Но вплоть до 1910 года лампы с угольной нитью накаливания были ненадежными, очень неэкономичными и требовали тяжелых…

Эволюция закона увеличения энтропии
Энтропия увеличивается потому, что, имея выбор, система, как правило, переходит в более вероятное состояние. Шеннон ввел информационное определение… Чем больше свободы у атомов системы, тем выше ее термодинамическая энтропия.… Пригожин и Стингерс попробовали доказать, что отдельные подсистемы могут уменьшать свою энтропию отдавая ее другим…

Сущность маркетинга, эволюция маркетинга, определение маркетинга
С этой точки зрения маркетинговая деятельность заключается в том, чтобы: 1) предвидеть спрос, 2) удовлетворять его, 3) управлять им. В 1973 г.… Накопление такого массива трактовок произошло примерно за 70 лет, начиная с… За 27 лет после публикации статьи С.Ковальского “Организация торговли и маркетинг” в связи с развитием практики…

Эволюция государственного устройства России(20век)
Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти.Форма… Большевики в России были единственной политической силой, не только не… Неста¬бильность ведущей политической структуры, партии коммунистов, ста¬новилась реальной угрозой потери ею…

Генетика и теория эволюции Мутации составляют основу наследственной изменчивости. Особи с различными мутациями, скрещиваясь между собой, обретают новые сочетания генов. Мутационная изменчивость дает первичный материал для естественного отбора, ведущего
Закон справедлив при соблюдении следующих условий: популяция должна быть достаточно велика, чтобы обеспечить случайное сочетание генов; должен… Природные популяции при их относительной фенотипической однородности (насыщены… Различают несколько форм отбора. Движущий отбор - такая форма, при которой действие отбора направлено в определенную…

Эволюция животного мира
Выявлено, что позвоночные животные имеют общий план строения, одинаковые системы органов, разной степени сложности. Таким образом, сравнительная… Этапы эволюции животных: * К первому этапу относят появление первых… Они приобрели мышечную систему и паренхиму, которые обеспечили способность к передвижению и формированию внутренней…

глобализация
В этой связи данной проблематике уделяется большое внимание многими государствами. Вместе с тем в отношении глобализации многие моменты до сих пор… При этом глобализация финансовых потоков и рынков имеет наиболее значительные… Закат Бреттон-Вудской системы в 1972-73 гг. дал начало валютной торговле, которая распространялась гигантскими…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Фридрих Шлегель и эволюция ранней романтической драмы Тотальное впечатление от этой трагедии есть максимум отчаяния. Все другие впечатления, которые по отдельности казались великими и важными, меркнут,… Der Totaleindruck dieser Tragoedie ist ein Maximum der Verzweiflung. Alle Eindruecke, welche einzeln gross und wichtig schienen, verschwinden als trivial vor dem, was hier als das letzte,…
  • Эволюция сонатной формы
  • Сравнение темпов развития ЭВМ с темпами эволюции человека Ясно, что теперь без машин, способных резко усилить умственные возможности человека, просто не обойтись. Понятно что Электронная Вычислительная… Смена поколений чаще всего были связаны со сменой электронной базы ЭВМ, с… С историей развития человечества примерно такая же картина. История развития человечества условно делится на «века»…
  • Эволюция человека И, конечно же, мы вам расскажем, где именно родился первый человек разумный. Начнем с самого начала.Развитие – это процесс, по средством которого… Мы с вами рассмотрим, механизмы развития, которые включают в себя: -… Естественный отбор в повседневной жизни Ученые могут привести достаточно много примеров естественного отбора, как…
  • История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития Сложные и многогранные проблемы города средневековой поры привлекают все более пристальное внимание не только историков, искусствоведов,… До сих пор во многом не ясны, пути сложения восточного города и главные… Однако и се¬годня проблемы средневекового города очень остро стоят в отечественной и зарубежной историографии, и в них…