рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Власть и традиционное господство

Власть и традиционное господство - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО   ...



 


ствующей элиты, однако право, законность были фундаментом, на котором зиждилась вся общественная структура. Можно привести не­мало примеров, когда угнетенные (будь то рабы, колоны или же фео­дальные крестьяне) обращались в суд на своих более высоких по соци­альному статусу обидчиков и даже выигрывали тяжбы.

Помимо собственности в обществе имеются другие важные составля­ющие общественных отношений. Общество — сложная система, функ­ционирование которой как целостности требует создания специфичес­ких механизмов регуляции внутренних процессов. Эти механизмы, с одной стороны, предназначены для снятия или сглаживания внутреннего напряжения, возникающего вследствие конкуренции между отдельными индивидами или группами, а с другой стороны, предназначены для разде­ления функций между индивидами и группами и/или координации их усилий в целях интеграции и сохранения коллектива как самовоспроиз­водящейся системы, реализации поставленных перед обществом задач. Иными словами, речь должна идти об отношениях иерархии (доминиро­вания) и власти (подробнее см. гл. 2).

Почему советская марксистская наука категорически игнорировала роль власти в структуре восточных обществ и так упорно пыталась свести дискуссию о сути азиатского способа производства к изучению собственности? По всей видимости, ответ здесь прост. Как сами созда­тели марксистского учения и их более поздние интерпретаторы, так и обычные представители партноменклатуры интуитивно осознавали сходство экономического базиса восточного деспотизма и грядущего коммунизма. Ни при азиатском способе производства, ни при комму­низме нет частной собственности. Но в обоих случаях есть управители и управляемые. На Востоке, выполняя общественно значимые функ­ции, управители постепенно превратились в эксплуататоров. Где гаран­тия, что при коммунизме не произойдет того же самого? Не случайно сам К. Маркс уклонился от дискуссии по данному вопросу с М. Баку­ниным. Отказался, по сути, полемизировать с Г.В. Плехановым и В.И. Ленин на IV съезде РСДРП (1906 г.). В годы правления Сталина вопрос вообще был снят с повестки дня, дискуссия прекращена, а несо­гласные расстреляны или отправлены на длительные сроки в лагеря. И позднее советские цензоры зорко следили за тем, чтобы крамольные намеки не попадали на страницы книг и научных журналов.

Слабость позиции многих сторонников азиатского способа производ­ства в ходе первой (1925—1931 гг.) и второй (1957-1971 гг.) дискуссий заключалась в том, что, следуя концепции Маркса, они отказывали в возможности существования на Востоке частной собственности. Оппо­ненты азиатчиков указывали на многочисленные примеры наличия на Востоке разнообразных форм частной собственности, и это являлось основным аргументом в доказательство ошибочности концепции азиат­ского способа производства. Современные позиции сторонников особо­го пути развития Востока намного гибче. Они не отрицают наличия частной собственности на Востоке — пример этому недавно вышедший


сборник статей на данную тему под редакцией Л.С. Васильева (1998). Различие между Западом и Востоком видится теперь не в отсутствии частной собственности в Азии как таковой, а в глубинных отличиях европейской и неевропейской структур. На Востоке собственность была, но там не существовало надежных гарантий и прав собственности. Не только самые крупные богатеи (так сказать, олигархи), а все собствен­ники были поставлены в зависимость от носителей власти, регулярно являлись объектом произвола, жестоких поборов и конфискаций со стороны администрации.

Любой разбогатевший торговец или иной не причастный к власти собственник хорошо знал, что его существование зависит в первую очередь, и едва ли не исключительно, от благосклонности власть иму­щих, главным образом — на местах.

Перед нами оскопленная частная собственность и контролируемый всемогущими представителями власти рынок. И то и другое означает, что ни собственники, ни рынок на традиционном Востоке не имели потенций для рождения нового качества — такого, которое было бы сравнимым с тем, что появилось в Европе в виде капитализма.

Здесь (т. е. на Востоке. —Н.К.) частные собственники (а они под­час бывали много более богатыми, чем в Греции и Риме) верно слу­жили власти и были готовы довольствоваться тем приниженным статусом, который имели. Они не знали и не желали знать, что та­кое свобода, право, гарантии собственности или неприкосновеннос­ти личности и т. п. Они хотели лишь одного: существовать и процве­тать под надежным прикрытием сильной власти, любое требование со стороны которой было для них законом. А власть со своей сторо­ны была заинтересована в существовании частных собственников — но именно таких, какими они были. Заинтересована потому, что рыночно-частнособственнические отношения выполняли под при­смотром власти те жизненно важные функции, без которых разви­тое общество и сильное государство просто не могли бы существо­вать (Васильев 1998а: 36—38).

Был пересмотрен и вопрос о соотношении частной собственности и политогенеза. Прежде всего необходимо заметить, что открытия суб-стантивистских антропологов опровергли точку зрения Энгельса, со­гласно которой государственность возникает из необходимости защи­ты частной собственности. В предыдущем разделе данной главы было показано, что в первобытности развитие личной собственности сдержи­валось различными перераспределительными механизмами, а повыше­ние общественного статуса осуществлялось не напрямую — в зависимо­сти от количества имущества, а опосредованно — через престиж и по­вышение социального статуса.

Более того, выяснилось, что сложная иерархическая организация власти возникла задолго до появления частной собственности. Изучая особенности политогенеза у самых различных народов Европы, Азии,



Глава 3


Власть и традиционное господство



 


Африки и Америки, целый ряд как отечественных, так и зарубежных историков и антропологов в период I960—1970-х годов пришел к мне­нию, что в ранних государствах частной собственности еще не сущест­вовало и только с формированием зрелых форм доиндустриальных обществ появляется институт частной собственности (А.И. Неусыхин, А.Я. Гуревич, Э. Сервис, A.M. Хазанов, X. Классен, П. Скальник, Л.С. Васильев, В.П. Илюшечкин и др.; подробнее см. гл. 4).

Возник вопрос, как определять уровень развития этих обществ. В западной науке догосударственные общества стало принято именовать вождествами, а появившуюся государственность — «архаическим», или «ранним», государством. Среди отечественных авторов длительное время была популярна концепция «дофеодального периода» А.И. Не-усыхина, позднее большинство вышеупомянутых советских ученых и их последователей (некоторые не без влияния зарубежных коллег) приняли идею о необходимости выделения трех этапов:

(1) предгосударственного общества, в котором большинство населе­
ния уже отстранено от управления обществом («дофеодальное общест­
во», «предклассовое общество», «военно-иерархические структуры»,
«протогосударство-чифдом», «вождество» и др.);

(2) «раннего государства», знакомого с эксплуатацией, но не знающе­
го частной собственности («раннеклассовое общество», «раннефеодаль­
ное», «варварское» или «сословное» государство и проч.);

(3) традиционное государство, знакомое с частной собственностью
(«зрелое государство», «сословно-классовое общество» и т. д.).

Но если частная собственность появляется только на третьей из выделенных стадий, в период уже сложившегося доиндустриального государства, на основе чего тогда складываются отношения эксплуата­ции в ранней государственности? Этот вопрос был обстоятельно иссле­дован Л.С. Васильевым (Васильев 1982; 1983). Васильев исходит из раз­виваемой им билинейной теории социальной эволюции. Он полагает (см., например, вышеприведенные цитаты), что западная цивилизация осно­вывалась на частнособственнических отношениях, а государство явля­лось инструментом в рамках господствующего класса. На Востоке част­ная собственность была усеченной, подчиненной, а отчуждение прибавоч­ного продукта осуществлялось на основе «ренты-налога». Опираясь на разработки антропологов-субстантивистов, Л.С. Васильев пришел к выводу, что «рента-налог» восходит по своей сути к редистрибутивным отношениям. Обладающий правом перераспределения политический лидер не является собственником средств производства. Однако он — в силу выполняемых должностных функций — распоряжается ими и может передоверять свои полномочия помощникам, руководителям структурных подразделений, старейшинам деревень.

Возникает хорошо известный специалистам феномен перекрыва­ющих друг друга прав на землю: одна и та же земля принадлежит и обрабатывающему участок общиннику, и общине в целом, от


имени которой ее распределяет старейшина, и региональному вож­дю, который стоит над верховным старейшиной и поручает ему де­лить эту землю, и, наконец, верховному собственнику, без согласия которого тоже обойтись невозможно... это явление обычно никого не смущало, ибо подтверждало то, что было нормой: земля не явля­ется частной собственностью, она принадлежит всем, но в строгом соответствии с той долей владения, власти над ней, которой реаль­но располагал каждый из ее владельцев, снизу доверху (Васильев 1982: 83).

При этом складывается тенденция превращения регулярных подно­шений общинников в «ренту-налог», а общественных работ в отработоч­ную повинность. Иными словами, речь идет о становлении феномена иерархического владения средствами производства в соответствии с занимаемым местом в общественной иерархии. Данное явление было предложено Л.С. Васильевым именовать термином «власть-собствен­ность». В социобиологической подоснове данного процесса, по всей видимости, находятся потребности в установлении асимметричных иерархических связей, стабилизирующих сообщество как систему, тер­риториальное поведение, а также индивидуальное стремление особей к доминированию (подробнее см. гл. 2).

Вследствие этого власть-собственность можно определить как феномен, дающий возможности перераспределения и использования человеком собственности (коллективной, государственной, общенарод­ной и т. д.) в силу его должностной власти и статуса.

Власть-собственность была распространена не только в доиндустри­альных обществах. Она существует во всех редистрибутивных общест­вах (т. е. в обществах, где главенствующим является не частная собст­венность и рыночная экономика, а перераспределение продуктов по вертикали). Она существует и в плановом индустриальном обществе, где именно причастность к власти, к каналам перераспределения, но не к собственности, дает человеку право на пользование и обладание теми или иными вещами или привилегиями.

Данная сторона института власти-собственности применительно к современным обществам хорошо была отражена М. Восленским в его эссе о советской номенклатуре.

Главное в номенклатуре - власть. Не собственность, а власть. Буржуазия — класс имущий, а потому господствующий. Номенк­латура — класс господствующий, а потому имущий. Капиталистиче­ские магнаты ни с кем не поделятся своими богатствами, но по­вседневное осуществление власти они охотно уступают професси-■;; ональным политикам. Номенклатурные чины — сами профессио-, нальные политики и, даже когда это тактически нужно, боятся отдать крупицу власти своим же подставным лицам. Заведующий >, сектором ЦК спокойно относится к тому, что академик или вид-



Глава 3


Власть и традиционное господство



 


       
 
 
   


ный писатель имеет больше денег и имущества, чем он сам, но никогда не позволит, чтобы тот ослушался его приказа (Вослен-: ский 1991: 113-114).

Стоит человеку оказаться исключенным из институтов власти, как он автоматически лишается всех былых привилегий и благ. Всё, чем он был наделен при назначении на пост (дача, квартира, персональная автомашина, «вертушка», санатории и т. д.), становится для него недо­ступным (см., напр.: Афанасьев 1997: 183). Следовательно, отношение к собственности чиновника оказывается производным от власти, от того места, которое он занимает в официальной иерархии.

Тот факт, что имеющиеся в распоряжении блага не являются его собственными, подсознательно хорошо понимался представителями советской партноменклатуры.

Хотя завсектором будет занимать, как правило, из года в год

! одну и ту же дачу, он всегда помнит, что дача — не его... Иметь ее

не принято, так же как и частную автомашину. Формального запрета

нет, но это рассматривается как вольнодумство и как неуверенность

> в своем номенклатурном будущем (Восленский 1991: 305).

Только после развала СССР сложились условия для реализации давней мечты номенклатуры — превращения власти в собственность. Однако и до настоящего времени редистрибуция, возможность того или иного должностного лица направлять разнообразные ресурсы и денеж­ные средства по тем или иным каналам играет важную роль в приоб­щении власть имущих к разнообразным материальным благам.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Власть и традиционное господство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»: власть озн

Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль­

Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ

Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяже­лым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека на­цел

Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способ­ности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда

Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все сущест­вовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.

Власть и традиционное господство
 

Власть и традиционное господство
  бюрократы») также территориально отделены от господина. О

Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был не­мецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э

Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами эко­номики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополни­ло данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отде­лить э

Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобыт­ных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение соци­альных позиц

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуж­дений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол

Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний вла­сти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им об­ществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный фран­цузский ан

Власть и традиционное господство
 

Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современ­ные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр

Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархи­чески организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, цирку­ляц

Власть и традиционное господство
 

Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресур­сов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогич­ную

Власть и традиционное господство
мо к другим продуктивным ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам с сочной травой и т. д.

Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универ­сальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобыт­ных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D

Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изго­товлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн

Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциаль­но способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как ме­ханиз

Власть и традиционное господство
 

Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предпо­лагает наличие определенной идеологической системы, неписаные посту­латы которой принимаются как господами, так и подданными. По это

Власть и традиционное господство
 

Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почи­тается как сверхъестественное существо. С какой целью власть

Власть и традиционное господство
 

От первобытности к государству
 

Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвиж­ный спо

Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занима­ют высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на мор­ских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источ­ники с

Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.

От первобытности к государству
 

Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зару­бежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при­

Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители полу­чали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа

Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволю­ции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследовате­лей полагает, что таких альтернатив было несколько. Рассмотр

От первобытности к государству
 

Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое госу­дарство

От первобытности к государству
 

Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государствен­ности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых

Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характери­зуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент

Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлени­ями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн

Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволю­ции — иерархических и неиерархических обществ. В число не­иерархических обществ были включены демократические общины гор­цев, к которы

От первобытности к государству
как самостоятельные субъекты международных политических отно­шений. Для них характ

Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понима­ния политических процессов в обществах, подвергшихся колониально­му влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко

Политическая антропология и современность
типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональны

Политическая антропология и современность
           

Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколо­ниальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем

Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче

Политическая антропология и современность
 

Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как

Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойствен­ные традиционным обществам, продолжают функционировать и сего­дня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекци­онизма, к

Политическая антропология и современность
 

Политическая антропология и современность
 

Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Политическая антропология и современность
 

Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгоро­дить себя от простых масс специальными символами, которые подчер­кивали бы ее статус и дистанцию от остального мира. В совет

Список сокращений
 

Список сокращений
           

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
             

Список сокращений
  Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz.

Список сокращений
  Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Ada

Список сокращений
  to agriculture, cities, and the state in the Near East Lo

Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЯ   Weber 1922 - Weber M. Wirt

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса Тема 1. Предмет политической антропологии Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из

Терминологический словарь
 

Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с. ISBN 5-86218-387-6 В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист

Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков Технический редактор М. А. Страшнова Корректор О. Г. Наренкова Компьютерная верстка Д. Н. Чернова ИД № 02944 о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги