рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая антропология и современность

Политическая антропология и современность - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО   ...



 


отличие от Европы, исключительно как деспотические. Такая точка зрения не лишена определенных оснований. Действительно, немалое количество древних, средневековых и современных обществ Азии, Африки и Америки можно классифицировать как режимы с автори­тарно-традиционной системой властвования. Однако деспотизм высшей власти на Востоке сильно преувеличен. Стремление к неконтролируе­мому господству здесь всегда гасилось, с одной стороны, существовани­ем на низовом уровне общинных, племенных, профессиональных и иных организаций, несколько смягчавших пресс власти на отдельного человека. С другой стороны, для традиционной (в том числе и восточ­ной) культуры характерно патерналистское восприятие государства подданными. По этой причине массы никогда не стремились изменить существующий порядок, а лишь требовали от верхов соблюдения спра­ведливости. Наконец, на Востоке всегда существовали разнообразные категории лиц (вожди, землевладельцы, патроны, богатые крестьяне, «большие люди» и т. д.), группы и ассоциации (бюрократический аппа­рат, касты, кланы и проч.), которые претендовали на определенный процент власти, гарантии сохранения собственного статуса и имущества и в силу этого могли быть как проводниками тех или иных намерений высшей власти, так и стать тормозом на пути тех или иных изменений. Один из исследователей индийского общества отмечает, что имен­но невозможность осуществления эволюционных институционных преобразований в Индии подтолкнула Индиру Ганди к отчаянным попыткам решить эту проблему с помощью жестких, непопулярных методов.

Наследственные кастовые группы, каждая из которых ритуаль­но занимала выше- или нижестоящее положение по отношению к другим (а все вместе они руководствовались в своих взаимоотноше­ниях нормами несимметричных прав и обязанностей), составляли блоки социальной организации в сотнях тысяч индийских деревень (Хорос 1996: 266).

В современной России клиентные отношения хотя и имеют опреде­ленное распространение (отчасти в бизнесе и политике, больше в кри­минальном мире, особенно сильно среди среднеазиатских и кавказ­ских национальностей), однако не играют такой роли, как на посттра­диционном Востоке. Гораздо более развиты личностные отношения. В административно-управленческой системе в Российской Федерации они наиболее ярко проявляются в личностном характере президент­ской власти. Президент является надпартийной фигурой, не связан­ной ни с одним политическим объединением. Согласно Конституции он имеет право, ни с кем не советуясь, распускать законодательную власть, менять председателей правительства и ключевых министров. Особенно наглядно это проявилось в последние годы правления Б.Н. Ельцина, когда он, руководствуясь исключительно личностными


пристрастиями, поменял за год нескольких премьер-министров. Пра­вительство представляет собой неполитический орган, занимающийся только экономическими и социальными вопросами. Руководители силовых структур (Минобороны, ФСБ, МВД, ФАПСИ, пограничная служба и др.) подчиняются непосредственно президенту. Все наиболее ключевые решения вырабатываются в Администрации Президента — органе, сопоставимом по своим функциям и статусу с прежним ЦК. В каждом субъекте Российской Федерации имеются «глаза и уши» президента — его представители на местах. Помимо них в ближайшее время появятся региональные представители со своим многочислен­ным аппаратом, которые по замыслу создателей этого нового бюро­кратического органа дополнительно должны усилить вертикаль испол­нительной власти.

Однако личностный характер власти российских президентов — это только вершина невидимого айсберга. Подобные отношения глубоко пронизывают всю пирамиду власти в России. Как пишет один из наибо­лее компетентных в этом вопросе специалистов:

Важнейшей составляющей сегодняшнего административного процесса в России являются клиентарные связи (отношения личной преданности и покровительства), которые 1) пронизывают практически весь аппарат, 2) оказывают решающее влияние на карьеру чиновника, 3) определяют пути разрешения конфликтов, 4) воспринимаются большинством управ­ленцев как нормальные, естественные условия аппаратной деятельности (Афанасьев 1997: 233).

Социологический опрос более 100 чиновников федеральных и реги­ональных структур власти, проведенный в 1995 г. в Российской акаде­мии государственной службы, показал, что сами представители управ­ленческой элиты признают значительное распространение в своей среде личностных отношений.

 

  семеино- земляческие связи личная
  родственные связи однокашников преданность
  связи      
не распространены 30% 15% 15% 5%
имеют место 55% 60% 60% 35%
сильно 15% 25% 25% 60%
распространены        

Источник информации: Афанасьев 1995: 71; 1997: 227, рис. 1.

Данная таблица очень показательна. Она демонстрирует, насколько глубоко порочна современная российская управленческая элита. Лишь треть (!) респондентов отмечает, что семейно-родственные связи не рас­пространены среди чиновничества. Доля же других форм личностных



Глава 5


Политическая антропология и современность



 


отношений (землячество, возрастные связи, патронаж и проч.) гораздо больше. В то же самое время наиболее преобладающими являются лич­ная преданность и покровительство. Только 5% опрошенных считают, что подобные отношения не распространены в среде управленцев. Нако­нец, еще один интересный момент. Согласно мнению респондентов, сте­пень распространения семейно-родственных связей в России и земля­честв уступает персоналистским личностным отношениям. Это указыва­ет на важные структурные отличия сформировавшейся системы власти в России от систем власти других (в первую очередь среднеазиатских) стран СНГ.

Согласно данным того же опроса, главным фактором чиновничьей карьеры в России являются личные преданность и покровительство (такое мнение разделяют в той или иной степени 96% респондентов). Опыт наблюдения за биографиями некоторых политиков показывает, что если современный российский чиновник не соблюдает личностную модель поведения и пытается сообразовать свою деятельность в рамках рационального типа управления, то это, скорее всего, означает, что его пребывание в кабинетах власти будет недолгим. Такие факторы, как влияние семейно-родственных, земляческих связей, также присутству­ют, но роль их на порядок ниже, хотя примерно сопоставима с таким немаловажным критерием чиновника любого уровня, как исполнитель­ность. Определенную роль в служебном росте играют поддержка ка­кой-либо экономической структуры, этнонациональная принадлеж­ность и идеологические убеждения. Показательно, что, по мнению опрошенных, образование и служебная квалификация не влияют на карьеру российского управленца конца XX в. (Афанасьев 1997: 168— 169, 176, 227-229).

В постсоветское время резко возросла численность чиновников всех уровней и мастей. Одних только генералов в современной Рос­сийской Армии в несколько раз больше, чем их было в Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Согласно подсчетам М. Восленского (Восленский 1991: 150—153), в СССР к началу пере­стройки в номенклатуру входили примерно три миллиона человек (с учетом членов семей). Численность чиновников и их ближайших родственников составляла около одного миллиона человек (0,5% от общей численности населения). На рубеже XX и XXI столетий, по расчетам специалистов, количество российских чиновников увеличи­лось в несколько раз. Максимально их численность с их домочадцами оценивается в 7,2 (1,8 х 4) миллиона человек. Это составляет почти 5% от населения Российской Федерации. Новые замыслы по усиле­нию вертикали власти в стране должны привести к еще одному каче­ственному скачку в числе чиновников. И все это происходит на фоне затянувшегося экономического и политического кризиса, сокращения почти на четверть площади страны и уменьшения численности насе­ления едва ли не вдвое.

Каждый российский среднестатистический чиновник высшего управ-


ленческого звена обходится казне приблизительно в 30 тысяч долларов в год (для сравнения годовая зарплата профессора не достигает и ты­сячи долларов). По оценкам различных аналитиков, примерно до тре­ти бюджета страны уходит на содержание бюрократии. Как тут не вспомнить пессимистическое предостережение П. Сорокина, согласно которому перепроизводство элиты губительно для общества. Оно при­водит к значительному увеличению эксплуатации масс и росту конку­ренции и конфликтов внутри правящих групп, что неизбежно ведет к политической нестабильности, беспорядкам и революциям (Сорокин 1992: 416-419).

Показательно, что в новой, «демократической» России большинст­во реальных рычагов власти по-прежнему контролируются выход­цами из советской элиты. Существенно обновились только депутат­ский корпус и бизнес-элита, где немногим менее половины лиц не связа­ны в прошлом с коммунистической номенклатурой. В правительстве и иных высших органах власти около 75% лиц связано с партноменкла-турным прошлым. В региональных элитах доля новичков и того меньше — 17%. Анализ возрастного состава советской и российской эли­ты последних нескольких десятилетий позволяет охарактеризовать изменения в составе управленческой элиты как «революцию заместите­лей», когда ключевые должности оказались в руках более молодого поколения выходцев из советской номенклатуры (Афа­насьев 1997: 245-247).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая антропология и современность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»: власть озн

Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль­

Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ

Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяже­лым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека на­цел

Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способ­ности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда

Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все сущест­вовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.

Власть и традиционное господство
 

Власть и традиционное господство
  бюрократы») также территориально отделены от господина. О

Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был не­мецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э

Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами эко­номики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополни­ло данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отде­лить э

Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобыт­ных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение соци­альных позиц

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуж­дений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний вла­сти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им об­ществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный фран­цузский ан

Власть и традиционное господство
 

Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современ­ные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр

Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархи­чески организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, цирку­ляц

Власть и традиционное господство
 

Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресур­сов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогич­ную

Власть и традиционное господство
мо к другим продуктивным ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам с сочной травой и т. д.

Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универ­сальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобыт­ных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D

Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изго­товлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн

Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциаль­но способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как ме­ханиз

Власть и традиционное господство
 

Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предпо­лагает наличие определенной идеологической системы, неписаные посту­латы которой принимаются как господами, так и подданными. По это

Власть и традиционное господство
 

Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почи­тается как сверхъестественное существо. С какой целью власть

Власть и традиционное господство
 

От первобытности к государству
 

Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвиж­ный спо

Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занима­ют высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на мор­ских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источ­ники с

Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.

От первобытности к государству
 

Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зару­бежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при­

Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители полу­чали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа

Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволю­ции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследовате­лей полагает, что таких альтернатив было несколько. Рассмотр

От первобытности к государству
 

Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое госу­дарство

От первобытности к государству
 

Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государствен­ности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых

Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характери­зуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент

Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлени­ями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн

Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволю­ции — иерархических и неиерархических обществ. В число не­иерархических обществ были включены демократические общины гор­цев, к которы

От первобытности к государству
как самостоятельные субъекты международных политических отно­шений. Для них характ

Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понима­ния политических процессов в обществах, подвергшихся колониально­му влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко

Политическая антропология и современность
типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональны

Политическая антропология и современность
           

Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколо­ниальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем

Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче

Политическая антропология и современность
 

Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как

Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойствен­ные традиционным обществам, продолжают функционировать и сего­дня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекци­онизма, к

Политическая антропология и современность
 

Политическая антропология и современность
 

Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгоро­дить себя от простых масс специальными символами, которые подчер­кивали бы ее статус и дистанцию от остального мира. В совет

Список сокращений
 

Список сокращений
           

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
             

Список сокращений
  Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz.

Список сокращений
  Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Ada

Список сокращений
  to agriculture, cities, and the state in the Near East Lo

Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЯ   Weber 1922 - Weber M. Wirt

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса Тема 1. Предмет политической антропологии Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из

Терминологический словарь
 

Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с. ISBN 5-86218-387-6 В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист

Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков Технический редактор М. А. Страшнова Корректор О. Г. Наренкова Компьютерная верстка Д. Н. Чернова ИД № 02944 о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги