рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Власть и традиционное господство

Власть и традиционное господство - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО   ...



 


они должны были оказывать ему особые знаки почтения, часто им запрещалось обращаться к правителю без посредников (многие слож­ные вождества Африки, тлинкины). Нередко имя правителя табуиро-валось. Он мог появляться к народу только на носилках (Ашанти, Бенин, Полинезия).

Апартаменты вождей и царьков выделялись большими размерами, планировкой и отделкой. Нередко их строили на специальных камен­ных фундаментах, обносили неприступным забором. Правители обла­дали значительными имущественными ценностями (сюда следует вклю­чить общественные накопления, распределение которых велось от имени вождей). Их питание значительно отличалось от питания про­стых людей количеством и разнообразием пищи, наличием особых табуированных продуктов (например, в ряде обществ Океании — сви­ньи, черепахи).

Королевская власть также создала свою атрибутику, в которую до сих пор включаются обязательные символы — корона, скипетр, держава и герб. Символом подчеркивания власти становится слово. Создаются особые языковые конструкции обращения к правителю — «ваше вели­чество» (your majesty), «сир» и проч. В так называемых «высоких» (т. е. письменных) культурах элита отличалась от масс причастностью к грамотности (если не прямо, то опосредованно — через грамотеев-пис­цов), устная речь властвующего тиражируется многочисленным отря­дом писарей.

Из прочих символов особенное место занимают предметы, связан­ные с войной и военной деятельностью (мечи, копья, защитное воору­жение, иконография). Важное значение в символике власти имеют хищные животные (кошачьи, вепрь и бык, волк, змея-дракон, хищные птицы). Они изображаются на оружии, различных предметах, связан­ных с властью, и должны подчеркивать силу, твердость, военное могу­щество, агрессивность и даже жестокость существующей власти (Morris 1998). Подобная символика присутствует и на современных гербах (бри­танский лев, российский двуглавый орел и т. д.).

Не только правители, но и элита стремилась отделить себя от про­стых общинников особой знаковой символикой. Верхи постепенно мо­нополизировали социально важные знания, их передача осуществля­лась только внутри элитной группы. Уже в некоторых сложных вож-дествах было создано некое подобие школ для детей аристократии. В каждом обществе были выработаны свои критерии знатности. Симво­лизировать статус человека могла его одежда или какие-либо знаки на ней, украшения, пояс, оружие, прическа, головной убор и многое-мно­гое другое. Немаловажную роль играли и физические отличия. У мно­гих народов главным критерием, свидетельствующим о достатке чело­века, была его тучность (Московская Русь, Гавайи, Полинезия, Монго­лия и т. д.). В других обществах такую роль выполняли татуировка, цвет кожи, удлиненный деформированный череп и т. д.

Впрочем, все это — универсальные законы поведения, характерные


для всех стадиальных типов обществ. Современная культура мало чем отличается от культуры наших предков. Достаточно посмотреть на нынешнего «нового русского». Непременные атрибуты его статуса — малиновый пиджак, иномарка, золотые украшения, сотовый телефон, особый полукриминальный сленг, секретарша в шубе.

Одним из важнейших аспектов символизации власти является сак­ральное преобразование пространства. Пространство должно быть организовано так, чтобы подчеркивать дистанцию и тем самым разли­чие в статусах между правителем и всеми остальными. Уже у обезьян вожак старается занять наиболее удобные и высокие места. Структури­рование территории в сложных обществах приводит к расчленению пространства на две части — «центр», где сосредоточены носители вла­сти и ее влияние максимально, и «периферийные» участки, на которых воздействие власти по мере удаления убывает.

Такая ситуация была типична, например, для многих ранних госу­дарств Восточной Африки. Здесь прямой контроль власти распростра­нялся часто только на центральные районы королевства, реальное вли­яние на периферийные территории было ограниченным. Большая часть дани и услуг оставалась на местах. Тем не менее правитель являлся священным символом, объединяющим весь социум, от его имени осу­ществлялась редистрибуция, организовывались хозяйственные, полити­ческие и идеологические мероприятия. У королевской власти не хвата­ло сил на легитимное принуждение подданных, обеспечение контроля достигалось посредством развития ритуального символического лидер­ства. По этой причине экономику раннегосударственных обществ пра­вильнее было бы рассматривать как особую «моральную» систему (Claessen, Van de Velde 1991).

Пространственные оппозиции фиксируются на всех уровнях: не только страна делится на столицу и провинции, но столичный город — на центр, где сосредоточена резиденция правителя (замок, кремль, дворец) и обычные районы (посад), во дворце выделяется тронный зал, в тронном зале — трон. Трон, в свою очередь, обязательно ставится в таком месте, которое максимально удалено от входа и, как правило, находится на некотором возвышении.

Это согласуется с разработками археологов, которые давно пришли к выводу, что экономическая и политическая власть фиксируется в специфических культурных символах, которые могут быть отражены в археологических данных (особенно в иконографии, монументальном строительстве и в архитектурной планировке) (Earle 1991). В этом плане представляется важным связать весьма плодотворную идею А. Соут-халла о символическо-ритуальной монополии элиты на воображаемые средства производства (Southall 1991) с попытками персонификации властью профанного (дворцы, замки, города), сакрального (храмы, святилища) и загробного («царские» курганы, усыпальницы, мавзолеи, наконец, пирамиды) пространства. Монументальные дворцовые, куль­товые и погребальные сооружения особым образом структурируют



Глава 3


Власть и традиционное господство



 


священное пространство, которое символизирует божественный, ирраци­ональный статус земной власти. Фокусируя ландшафт «на себя», вопло­щая «максимальную сакральность» социума, монументальные памятники должны представить в опредмеченной форме политический контроль и претензии на право собственности на значимые ресурсы как при жизни, так и после смерти.

Вождь (царь) — фигура священная. Он отличен от простых смерт­ных. Это предполагает, что он способен на такие формы поведения, которые недоступны его подданным. В некоторых архаических обще­ствах правитель имеет право на ритуальный или реальный инцест (Древний Египет, Куба, Межозерье), обрядовый каннибализм (йоруба). Символика власти требовала, чтобы в общении с ней подданные подчеркивали свою полную ничтожность. В Дагомее и Бутанде во вре­мя аудиенции проситель должен был подползать к королю, иногда полностью обнаженным, посыпая свою голову и лицо пылью или гря­зью. На Таити и Тонга не разрешалось находиться в присутствии вож­дя с покрытыми плечами. У инков к императору полагалось подходить только босиком и с грузом на плечах.

Сакральный статус правителя вождества или раннего государства необходимо было оберегать от осквернения. Во многих обществах на правителя запрещалось смотреть, дабы не сглазить. В некоторых обще­ствах к нему не допускали больных, чтобы они не могли ослабить его харизму. В других — с ним можно было общаться только через специ­ального посредника. Согласно иной, не менее широко распространен­ной традиции, правитель не может касаться земли босыми ногами — прикосновение приведет к утере магических способностей. Поэтому его носили на специальных носилках, а у аканов один из соратников вож­дя всегда имел при себе запасные сандалии.

В ряде вождеств и ранних государств не полагалось присутствовать при приеме правителем пищи. В королевстве Лоанго были убиты лю­бимая собака и двенадцатилетний сын правителя, которые случайно застали его за трапезой. Посуда, из которой вождь или король прини­мает пищу, строго табуирована. Остатки недоеденной пищи, срезанные волосы, ногти, а также экскременты тайно уничтожаются в соответст­вии со специальным ритуалом, чтобы не стали достоянием колдунов, могущих околдовать правителя своими магическими чарами. Некото­рые ритуалы и церемонии (например, обряды коронации или похорон) сопровождались человеческими жертвоприношениями.

С уходом из жизни правителя общество лишалось своего покрови­теля, заступника перед богами. Нарушался привычный порядок сак­ральных процессов, наступал структурный хаос. В стране объявлялся траур. Для возвращения бытия в нормальное состояние необходимы были специальные обряды. В некоторых обществах смерть правителя вызывала ритуальную анархию (Анкол, Вольта, Гавайи и др.). На Та­ити молодежь под предводительством жрецов совершала запрещен­ные, табуированные поступки. На Тонга разворачивались инсцениро-


ванные сражения между слугами покойного вождя и плакальщиками.

Смерть правителя могла вызвать и серьезные социальные последст­вия, а также смуту из-за дележа престолонаследия. Могли поднять го­лову вчерашние вассалы и данники. Наконец, удачно сложившейся ситуацией попытались бы воспользоваться соседние страны. Многие вождества и ранние государства не выдерживали подобных потрясений.

Похороны правителя производились с особенной пышностью. Для его пребывания в ином мире возводился монументальный погребаль­ный комплекс (гробница, мавзолей, пирамида, курган и т. д.), на соору­жение которого требовались нередко большие материальные и челове­ческие затраты. Во время траурной церемонии в могилу вместе с рос­кошно украшенным гробом опускался богатый инвентарь — одежда, украшения, оружие, предметы быта, пища, импортные товары, — сло­вом, все, что могло понадобиться покойному на том свете. Траурная церемония заканчивалась, как правило, пышной ритуальной трапезой с принесением жертв богам, душе умершего, будущему правителю и проч.

Во многих сложных обществах обряд похорон сопровождался чело­веческими жертвоприношениями (у алеутов, ашантийев, галлов, гер­манцев, кельтов, маори, монголов, полинезийцев, скифов, в Древнем Египте и Китае, в средневековой Норвегии и Японии и т. д.), нередко весьма кровавыми. В Дагомее, например, для усопшего правителя гроб изготавливался из глины, замешанной на человеческой крови.

Напрашивается вопрос: может ли такое общество считаться деспо­тическим? При всем внешнем подобии ответ должен учитывать одно важное обстоятельство: правитель обладает столь высоким статусом только потому, что он обеспечивает ход природных процессов так, чтобы они приносили удачу его подданным. Он бог или посредник между богами и людьми. Поэтому люди относятся к нему как к богу, окружают заботами и почестями, преклоняются перед ним. Однако это преклонение продиктовано стремлением подданных оградить общест­во от злых чар потусторонних сил.

Правитель живет опутанный сетями детально разработанного этикета, запретов и предписаний, цель которых состоит не в охра­не его достоинства и тем более благополучия, а в удержании его от совершения поступков, которые, нарушая гармонию природы, мог­ли бы ввергнуть его самого, народ и весь мир во всеобщую катаст­рофу. Эти предписания, регламентирующие каждый его поступок, не только не способствуют удобству, но, напротив, донельзя стесня­ют его свободу и часто превращают саму жизнь его, которую они имеют своей целью сохранять, в тягостное бремя (Фрэзер 1986: 168).

Как только правитель перестанет справляться со своими обязанно­стями, его изгонят или предадут смерти. Забота о возвращении течения событий в нормальное русло будет возложена на его преемника.


Глава3

Правитель архаического общества никогда не управлял единолич­но. Его всегда окружали многочисленные родственники и жены, вож­ди и старейшины подчиненных владений, военачальники и лично пре­данные воины, придворные и слуги. Как правило, на них было возло­жено выполнение большинства практических задач по управлению вождеством или государством. В ряде обществ правитель вообще был отстранен от реальной политической власти. Считалось, что уже своим существованием он поддерживает божественный порядок в гармонии (Япония, Хазарский каганат, Бенин, Непал).

В условиях отсутствия реальных механизмов интеграции, контроля и принуждения больших масс людей персона сакрального правителя выполняла важные консолидирующие и организационные функции. Она была не только ключевым психологическим механизмом идеоло­гии зарождающегося государственного общества, но и являлась важ­ным объединяющим весь социум символом. С течением времени, ког­да сформировалась государственная система, появились более действен­ные механизмы предотвращения общества от раскола (армия, полиция, суд, тюрьма и проч.). Необходимость в «сакральном правителе» отпа­ла. Однако остались почтение, таинственный церемониал и символика власти, значимость которых смутно, интуитивно осознается, но функ­циональный смысл уже утрачен (Claessen 1986).

-*>■■


Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная систе-*~~ ма! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, ка­кая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук не­бесного ювелира?

Глава 4 ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ГОСУДАРСТВУ

1 1. Эгалитарные и неэгалитарные общества

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Власть и традиционное господство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»: власть озн

Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль­

Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ

Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяже­лым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека на­цел

Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способ­ности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда

Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все сущест­вовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.

Власть и традиционное господство
 

Власть и традиционное господство
  бюрократы») также территориально отделены от господина. О

Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был не­мецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э

Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами эко­номики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополни­ло данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отде­лить э

Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобыт­ных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение соци­альных позиц

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуж­дений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний вла­сти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им об­ществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный фран­цузский ан

Власть и традиционное господство
 

Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современ­ные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр

Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархи­чески организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, цирку­ляц

Власть и традиционное господство
 

Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресур­сов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогич­ную

Власть и традиционное господство
мо к другим продуктивным ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам с сочной травой и т. д.

Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универ­сальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобыт­ных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D

Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изго­товлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн

Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциаль­но способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как ме­ханиз

Власть и традиционное господство
 

Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предпо­лагает наличие определенной идеологической системы, неписаные посту­латы которой принимаются как господами, так и подданными. По это

Власть и традиционное господство
 

Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почи­тается как сверхъестественное существо. С какой целью власть

От первобытности к государству
 

Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвиж­ный спо

Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занима­ют высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на мор­ских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источ­ники с

Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.

От первобытности к государству
 

Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зару­бежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при­

Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители полу­чали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа

Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволю­ции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследовате­лей полагает, что таких альтернатив было несколько. Рассмотр

От первобытности к государству
 

Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое госу­дарство

От первобытности к государству
 

Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государствен­ности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых

Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характери­зуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент

Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлени­ями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн

Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволю­ции — иерархических и неиерархических обществ. В число не­иерархических обществ были включены демократические общины гор­цев, к которы

От первобытности к государству
как самостоятельные субъекты международных политических отно­шений. Для них характ

Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понима­ния политических процессов в обществах, подвергшихся колониально­му влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко

Политическая антропология и современность
типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональны

Политическая антропология и современность
           

Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколо­ниальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем

Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче

Политическая антропология и современность
 

Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как

Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойствен­ные традиционным обществам, продолжают функционировать и сего­дня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекци­онизма, к

Политическая антропология и современность
 

Политическая антропология и современность
 

Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Политическая антропология и современность
 

Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгоро­дить себя от простых масс специальными символами, которые подчер­кивали бы ее статус и дистанцию от остального мира. В совет

Список сокращений
 

Список сокращений
           

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
             

Список сокращений
  Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz.

Список сокращений
  Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Ada

Список сокращений
  to agriculture, cities, and the state in the Near East Lo

Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЯ   Weber 1922 - Weber M. Wirt

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса Тема 1. Предмет политической антропологии Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из

Терминологический словарь
 

Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с. ISBN 5-86218-387-6 В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист

Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков Технический редактор М. А. Страшнова Корректор О. Г. Наренкова Компьютерная верстка Д. Н. Чернова ИД № 02944 о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги