рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева

Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева - раздел Философия, 1 План. I . Вступление. Краткая Характеристика Творчества В. С. Соловьева. I...

1 ПЛАН. I . Вступление. Краткая характеристика творчества В. С. Соловьева. I I . Изложение.Проблема человека в философии В. С. Соловьева. 1 Славянофильские истоки решения проблемы человека в философии В. С. Соловьева. 2 Понятие о вселенской церкви. 3 Теория богочеловеческого процесса в Чтениях а рассмотрение темы в приближении к авторскому тексту б трактовка христианства в схематическое изображение ряда узловых моментов становления богочеловечества I I I . Заключение.

Значение наследия В. С. Соловьева. 1. ВВЕДЕНИЕ. В Кремле 17 января 2001 года глава нашего государства В.В. Путин торжественно принимал служителей церкви, религиозных деятелей. Награждая, Президент благодарил их за усилия, прилагаемые ими на пути нравственного возрождения народа. Это свидетельствует о высокой оценке и немалых надеждах руководства страны на религиозных деятелей в перестройке нашей духовной жизни. Широкое издание трудов религиозного мыслителя В.С. Соловьева ярчайшего представителя культурного наследия, одно из явлений призванных служить на этом поприще.

Владимир Сергеевич Соловьев крупнейший русский философ, заложивший основу русской религиозной философии, наша национальная гордость, философ масштаба Канта и Гегеля. Именно ему Россия обязана философско-религиозным ренессансом начала века. Его ученики и последователи, цвет русской философской мысли, изгнанные из России в 1922 году, активизировали культурную жизнь Запада, повлияли на формирование новых западных философских течений.

Корни феноменализма, экзистенционализма, персонализма в отечественной философии. Труды же В. С. Соловьева, умершего в 1900 году, не издавались. Имя его вспоминалось долгие годы лишь в контексте очередной хулы. Тем более знакомство с его трудами актуально в наше время, так как служит, во-первых, делу духовного возрождения народа, развитию эрудиции учащейся молодежи и утверждению национальной гордости на основе осознания гигантских возможностей и избранности представителей нашего народа в области мыслительной деятельности, во-вторых, и наконец, это покаяние перед соотечественником, имя которого так незаслуженно очернили и предали забвению.

В то время как он заслуживает самого глубокого уважения, искреннего восхищения и благодарной памяти. Родился В.С. Соловьев в 1853 году в Москве в семье знаменитого историка С.М.Соловьева, автора монументальной Истории России с древнейших времен. По материнской линии В.С.Соловьев происходил из рода великого украинского мыслителя Григория Сковороды - украинского Сократа. В роду были декабрист, поэты, писатели, видные религиозные деятели и представители военной элиты.

Это был клан корнями своими проросший, мыслями своими питавший, трудами приумножавший, красотой своей обогативший, сам впитывавший и расцветавший персоналиями от причастности к отечественной культуре. 3 Где они подобные кланы, гнезда, роды, семьи Не их ли исчезновение этого тончайшего национального генофонда породило ужасающий разгул безнравственности и по горизонтали и по вертикали в обществе в наше время.

Не начало ли это потрясающего пророчества В.С. Соловьева о гибели цивилизации. Гениальный мыслитель В.С. Соловьев поражает многогранностью своего таланта и интересов. Блестящий филолог, публицист, оратор, поэт, литературный критик, проповедник, в какой-то мере пророк, человек удивительной эрудиции до конца преданный духовным интересам. Рыцарь-монах как сказал о нем А. Блок. Его отличительной чертой как мыслителя была высокая историко-философская культура.

Глубокое знание мировых философских систем и учений давали ему возможность видеть и критиковать недостатки, подчеркивать достоинства, сравнивать, находить зерно истины, видеть тупик мысли от отвлеченности и односторонности, преграждавшим путь к осмыслению единого сущего. Этот критический анализ дал ему возможность первым в России создать свою особую философскую систему, прозвучавшую, по словам С. Булгакова полнозвучным аккордом в истории философии. Идею всеединства, проносимую им через всю жизнь, этот синтез, слияние культур, В.С.Соловьев обозначил уже в первом своем труде магистерской диссертации Кризис западной философии против позитивистов, которую блестяще защитил в 21 год. Он удивил коллег глубоким и дерзновенным трудом, вызвал и уважительный интерес и неприятие ради своих суеверий попирает положительные науки, положившего начало его одиночеству.

Поражает его чисто человеческая смелость и высочайшее, нравственное наполнение это вмешательство В.С.Соловьева в смертельную схватку между революционным террором и самодержавием, пытаясь убедить сразу обе стороны в чудо примирения, пророчески предупреждая о необратимости момента. Он морально осудил террор, как возврат к звериному состоянию, и обратился к престолонаследнику, как помазаннику божьему, не обращаться к возмездию, как языческому велению око за око, смерть за смерть. Поступить как носителю обязанностей христианского общества по отношению к впавшим в тяжкий грех, и дать всенародный пример отречения устрашения смертью и проникнуться христианским началом жалости. Этот акт нравственности принятый тогда за донкихотство сейчас расценивается как акт куда более благоразумный, чем нежелание его услышать.

Спасло его только имя отца, но отторгнутый и официозом, он еще более углубил свое одиночество.

Агрессивное неприятие его миссии синтеза и в дальнейшем вызывает к нему враждебное и несправедливое отношение.

Не всем было дано понять диалектический переход от одной точки зрения к другой, попытке объединения противоположностей, поиска зерна истины в началах разного рода. Непонятый, критикуемый большинством, казавшийся 4 многим безумным, сейчас он предстает перед нами доказательством того, что вера в невозможное и чудесное может руководить жизнью если она предстает как прекрасное сердцу и как должное совести. В.С.Соловьев преподает курс истории новейшей философии в Московском, затем Петербургском университетах.

Пополняет свои знания в Британском университете в Англии. В молодости он переболел материализмом и даже выбросил иконы, но уже в Каире после Англии он побывал в Египте он начал писать диалог София явившейся первой попыткой изложить свои религиозные взгляды. Вернувшись в Россию, читает в Московском университете курс логики и истории философии и работает над докторской диссертацией защищает в 27 лет Критика отвлеченных начал. Отвлеченные начала это эмпиризм и идеалистический рационализм с одной стороны и отвлеченный клерикализм католической религии с другой.

В каждом он видит прошедший этап плодотворного для своего времени, но сейчас время высшего синтеза - положительного всеединства. Идея синтеза овладевает Соловьевым целиком и из философии он переносит ее на религию, оставляет преподавательскую работу, едет в Загреб к католическому епископу, затем в Париж, где пишет и издает на французском языке Россия и вселенская церковь. Он убеждает своих соотечественников в благостности латинства, а католикам доказывает правоту православия.

Ясно, что его не приемлют ни те, ни другие. В начале 1878 года В.С.Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии Чтения о богочеловечестве имевшие ошеломляющий успех. В Чтениях он критически смотрит на Западное и Восточное Христианство, признавая заслуги каждой. Запад выпестовал идею индивидуальности в образе богочеловека , Восток создал идею Человекобога олицетворение универсализма.

Чтения отвергли как левые, усиливающие террористическую борьбу с властью до цареубийства 1 марта 1881 года, так и правые, сразу опознавшие в нем преобразователя православной веры. Вскоре он начинает работать над третьей частью Критики отвлеченных начал - эстетикой. Две первые части этика и теория познания закончены. В отличие от Канта, ставившего теорию познания на первое место, затем уже этику и эстетику, Соловьев первым впервые поставил во главу дела этику. Двести лет назад немецкие философы раскрыли тайну познания, указав на активную синтезирующую деятельность нашего интеллекта.

Критика чистого разума Канта, Наукоучение Фихте, Система трансцентентального идеализма Шеллинга, Феноменология духа и Наука логики Гегеля вот ступени великого восхождения к вершинам теории познания. С этикой так не получилось. Главный труд философа Оправдание добра целиком посвящен этике, хотя вопросы морали им 5 затрагиваются во многих трудах. Этика В.С.Соловьева будучи частью учения о всеединстве, видит источник добра в Боге, в любви к Богу и людям.

В этом и заключается полнота и целостность человеческой жизни. Положительная философия исходит из примата нравственного начала. Это новый тип философствования, которое Соловьев назвал философией всеединства со временем развившуюся в систему. Она складывается из трех частей учение о нравственности, учение о знании, учение о красоте. Так вот, Оправдание добра - изложение первой части системы. Затем должны были последовать Оправдание истины как второй части и Оправдание красоты как третьей труд по эстетике.

Но, увы, В.С.Соловьев рано ушел из жизни. Проблема человека в этом труде решается через специфический предмет исследования особые переживания человека. Стыд, жалость, благоговение вот три элемента таких переживаний, на которых зиждется нравственность. Именно из них выводит Соловьев все богатство духовной жизни человека как созвучно это с высказыванием В. Шукшина о том, что русская нравственность стоит на трех С - скромность, стыдливость, сострадание.

Умный, аналитичный, прозорливый философ не мог не понимать, что невозможно преобразовать жизнь только одними идеями. Он помнит о падении Византии, переходе значимости Константинополя на третий Рим, боится нового панмонголизма. Предчувствие грядущей катастрофы несет его последнее произведение Три разговора и Повесть об Антихристе примыкающая к нему. Написано оно за несколько месяцев до смерти философа. Формально он посвящен теме борьбы добра со злом, но открывает философскую теорию автора. Большинство, даже друзей, не приняли этот труд, обозначив финальный акт, в драме одиночество Соловьева.

К.А. Тимирязев Его деятельность представляет три полосы начальную, мистико-метафизическую, вторую, к сожалению слишком кратковременную критико-публицистическую и третью снова метафизическую с еще большим оттенком мистицизма. Но даже тогда, творческий момент, момент сдвига и развития религиозно-философской мысли, ее возвращение в состав мысли общественной был уловлен как действительной заслуги. Зинаида Гиппиус в предисловии к своим Воспоминаниям о религиозно-философских собраниях 1901 1903 годы говоря об одиночестве В С Соловьева отмечает Пожалуй.

Соловьев не понят до сих пор в должную меру. Часто его брали и берут как этап Встреча произошла в последствии и движение религиозно-философское включила его идеи в свой идейный круг. Участники первого религиозного движения никогда не могли бы взглянуть на Соловьева как на этап он для них вечный спутник. После Трех разговоров и Повести об Антихристе поднялся шум, пришли в ярость охранители освященного порядка, обозвали его 6 юродивым и сумасшедшим либеральные союзники, которых не очень волновали вопросы веры. А В.С.Соловьев уже не ищет имеющих уши, а обращается через головы современников в будущее, предупреждая о ненадежности прогресса, о нарастании в мире зла, против которого достижения цивилизации бессильны. Болит душа и сердце у этого великого человекозаботника. В первом разговоре, который ведет генерал, есть эпизод такой щемящей ноты, такой высоты нравственного накала в описании зла распятая мать видит, как ее дитя жарят на шампуре, на огне, что не остается и следа от толстовской теории не противления злу насилием.

Теория культурного прогресса, которому посвящен второй разговор, не только не выдерживает критики, а кажется глупым.

Вежливым разговором, результатом общечеловеческого, культурного развития проблему борьбы добра со злом, многоликим и агрессивным, не решить.

Это проблема мирского общежития. В третьем разговоре решение добра и зла при помощи чисто моральных усилий человека не главное. Главное та позиция, которую автор считает истинной безусловно-религиозной признание за добром безусловной и непобедимой силы и возможности этого абсолютного добра воплотиться в реальную действительность. В свете предложенного экстаза, момента слияния, по Соловьеву, человека с божеством в виде абсолютного добра в земной обстановке и есть богочеловечество Христа.

В Краткой повести об Антихристе раскрыты методы, какими Антихрист одолевает мир. Здесь и соблазн красотой, сытостью, общением с загробным миром. А это все зло и грядущее человечества это борьба с ним. В свете Евангельских пророчеств о конце мира Соловьев не предлагает пассивной жизни, не призывает ждать внешнего чуда, ибо в таком случае вся история Христианства была бы излишней. Он указывает конкретное поле деятельности для настоящей концентрации Христианства - создание условий в сфере общественной жизни, умственного и духовного просвещения и, главное, что бы личный выбор человека не был недоразумением и случайностью в последующем противостоянии добра и зла. Это возможность человека сознательно и свободно совершать свой выбор за или против Христа.

Мнение о том, что В.С.Соловьев в конце жизни пришел к полнейшей катастрофе и к отказу от взгляда на историю, как на осмысленный поступательный процесс и мрачном пророчестве о близком конце бессильного человечества, совершенствовать которое невозможно, да и не нужно есть полный абсурд.

Великий человеколюбец, отдавший не только свой блестящий ум, но и всю жизнь на решение проблем человека, его сути, роли и разработку путей совершенствования его самого и сферы его обитания. Еще раз подтвердил свою великую миссию ходить с большой коричневой египетской свечой, по словам А.Белого, впереди людей и первым освещать им дорогу. В.С.Соловьев говорил в конце жизни 7 Очевидно, что Иисус Христос, чтобы восторжествовать истинно и разумно над Антихристом, нуждается в нашем сотрудничестве. Это великая вера в предназначение человека, гимн человеческому разуму и силе в борьбе за свое совершенствование.

Перед смертью этот человек не был сокрушен, он был очищен. Разочарование Соловьева в своем замысле всемирной теократии привели его к пониманию нового соотношения между повседневным делом христианской цивилизации и эсхатологическим завершением истории в смысле всемирной о цели космоса и истории и их конце. Он пишет Надо раз и навсегда отказаться от идеи могущества и внешнего величия теократии как прямой и немедленной цели Христианской политики.

Цель ее справедливость. Как видим в конце жизни В.С.Соловьев освободил свою заветную идею богочеловечества взаимодействие человека с богом от бесконфликтного благодушия и придает ей высшее напряжение перед последним актом истории. Чтобы разобраться в трудах В.С.Соловьева, знакомиться с подлинниками, надо знать и твердо усвоить следующее 1. Терминология В.С.Соловьева обращает на себя внимание трудностью в условности, хотя само изложение мысли логично и просто.

Понимание смысла его терминов церковь, мистицизм, теургия, свободная теософия и др. дается при внимательном их освоении. Они не лишены образности. 2. Мир разделен им на потустороннее царство неизменных идей и на посюстороннюю сферу явлений. 3. Эволюция понималась им как творческий процесс, движимый божественной волей и имеющий целью стать достойным ее. 4. Сознательное убеждение в том, что настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно, писал он значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано. Он хотел создать христианско-православную философию, видя в ней орудие нравственного обновления общества и духовного совершенствования человека.

Это суть проблемы человека в философии Соловьева. 5. Истина сущее всеединство, т.е. сущее взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности вся действительность в целом, т.е. максимально обобщенное, максимально конкретное.

Бог. 6. Безусловное это Бог, творческая воля которого пронизывает все. Условное, неистинное и несовершенное это природа, внебожественный мир. Человек между ними, занимая среднее место между безусловным началом и приходящим миром явлений. Онтология была призвана свести материальное единство мира к божественному всеединству свободное объединение абсолюта всех живых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира . 8 7. Принцип всеединства в гносеологии связь 3-х видов знания научного, философского и мистического созерцательно-религиозного. Наука раскрывает внешнюю сторону, эмпирические знания, явлений и вещей философия рациональные знания особенности мышления, но человеку не познать истину сущее, Бога ни через опыт, ни в мышлении.

Здесь действует интуиция, непосредственное созерцание принцип бого откровенности христианства, который Соловьев попытался совместить с принципом автономии разума в сознании концепции Цельного знания.

Отвлеченные знания важны каждому человеку и человечеству как логическая связь мыслей не связанных с сущим. Чтобы включится в процесс осмысленного познания, идея Цельного знания должна быть формой существования цельной мысли. Внутреннее познание, вера, есть высший объединяющий тип познания Истинное знание. Идея не доступна мышлению. Отвлеченное мышление, интеллигентная интуиция не постигают богатства и глубины бытия.

Нужен прорыв в сферу потустороннего, закрытого, трансцендентного. Это состояние одержимости, экстаза, вдохновения. Тогда приходит истинное знание, как синтез эмпирического, рационального и мистического. Это положение является основанием для вывода обязательности единства науки, философии, религии и Соловьев его назвал Свободной теософией, которая рассматривает мир как систему, завершения которой обусловлено всеединством или Богом. 9 2 Изложение. Проблема человека в философии В.С.Соловьева. 1 Славянофильские истоки решения проблемы человека в философии В.С.Соловьева.

Философия В.С.Соловьева не могла не отражать отношений существующих в то время тенденций развития русской философской мысли, которые на протяжении 15 18 веков формировались на Руси. Самобытность философской мысли исходила из неповторимого своеобразия русской духовной жизни, характеризующейся развитием нравственно-практических наставлений и обоснований особого предназначения православия. Но она была не единственной тенденция включить Русь в процесс развития философии Европы как наиболее ранней и оформившейся, породило второе направление в развитии отечественной философии.

Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60 г. Х1Х века. Первую представляли славянофилы, вторую западники. Идеологию западников разделяли видные общественные деятели принявшие идеи крупных западноевропейских философов В.Г.Белинский Гегеля, Н.Г.Чернышевский Фейербаха, А.И.Герцен французских материалистов.

Славянофилы опирались на православно-русское направление в общественной мысли России. Основа их учения в религиозной и культурной самобытности даже исключительности русского народа, на мессианской роли его. Они доказывали решающую роль православия для развития всей мировой цивилизации. Оригинальное и очень интересное философско-идеологическое учение А.С.Хомякова 1804 1860. Именно с ним В.С.Соловьев был особенно близок и от его понятия соборности отталкивался в разработке своей философской системы, придавая ему онтологическую окраску и всеохватывающее значение.

Все религии мира Хомяков делил на две группы кушитскую и иранскую. Коренное их различие не в обрядах, а в соотношениях свободы и необходимости. Первая стоит на началах необходимости из чего рождается восточный фанатизм. Иранство это религия свободы, обращена к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом. По мнению Хомякова именно христианство наиболее полно выразило смысл иранства, но разделилось на три основных направления католицизм, протестантство и православие, разделившихся по соотношению 10 свободы и необходимости.

Из трех именно православие, по Хомякову, гармонически сочетая свободу и необходимость, объединяют индивидуальную религиозность с церковной организацией. Именно это сочетание методологический принцип религиозно-философского воззрения - понятия соборности. Это не просто сбор в соборе, а постоянная возможность соединения на основе духовной общности.

Определяющий признак соборности принцип единство во множественности, реализуемый на практике православным богослужением. Оно проявляется во всех сферах жизнедеятельности людей в церкви, семье, обществе, отношениях между государствами. Соборность следствие взаимодействия свободного человеческого начала свободной воли человека и божественного начала благодати. Исходя из положения о решающей роли соборного начала, славянофилы рассматривают народ как постоянный набор человеческих качеств, наделяя людей неизменной духовной сущностью, субстанцией которой выступает православие и общинность. Россия породила специфическую социальную организацию мир или сельскую общину.

Общинное устройство жизни второй важный признак русского народа, определяющий ее особый путь в историческом развитии. Достоинство сельской общины было воспитание духовно-нравственных принципов общие интересы для каждого члена, честность, патриотизм, самопожертвование.

Они считали разумным сделать общинный принцип всеобъемлющим, перенести его на городскую жизнь, промышленность, в основу государственной жизни, что заменит собой мерзость административности в России. Ведущим принципом социальных отношений станет самоотречение каждого в пользу всех. Это созвучно в наше время с настойчивым призывом А.Солженицина к возвращению в России принципа самоуправления снизу до верху. Из принципа общинности и православия решается вопрос в пользу монархии как формы правления, ибо великие личности представители народного духа и тем их величие выше, чем более они смогли выразить чаяние и стремление народа.

Власть царь получает не от бога, а от народа путем избрания его на царство Михаил Романов, и действует в интересах всей земли русской. В настоящее время в публичных выступлениях видного деятеля культуры нашей страны Н.С.Михалкова красной нитью проходит мысль ранних славянофилов о значимости соборности, общины в нравственных устоях православного народа.

Монархии как присущее им и приемлемое общественное устройство, что все на Руси пошло на перекосяк с момента реформы Петра Первого. Значит понятие об истоках нравственности живы и возвращение к ним не иллюзия. Запад предал принцип соборности и там процветает распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои эгоистические 11 цели. Такова в общих чертах проблема человека с точки зрения Хомякова. В.С.Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека, основой которой должно стать христианство.

До него были попытки, но имелось в виду одна христианская конфессия. Особенность подхода Соловьева в объединение всех христианских конфессий и другая особенность попытки включения в христианское мировоззрение новейших достижений науки и философии, т. е. Создать систему религий и науки. Здесь он начинает отходить от славянофилов. Вообще отношения В.С.Соловьева со славянофилами были сложными, не ординарными уже хотя бы по тому, что он был философ-мыслитель, а они литераторы, критики, ученые и им, в отличие от славянофилов антитеза Восток и Запад рассматривалась изначально не как противопоставление религиозных систем католицизма и православия, а исключительно как противоположность двух типов философского познания западного аналитически- рассудочного, отвлеченного и восточного синтетически-интуитивного, цельного. Подобное расхождение изначально определило разрыв между Соловьевым и славянофилами.

В унисон с младшими славянофилами он не признавал раздвоение между верой и разумом, между религией вообще и философией вообще.

Они взаимно разделяли идею целесообразности создания самобытной русской философии как объединение основ науки и духовного опыта русского народа, т.е. соединение соборных истин и современного просвещения. Но по их мнению философия должна подчиниться, служить углублению принципа традиционализма и панславянизма, православия.

Соловьев же ратовал за христианский универсализм. Универсализм и синтез - два непременных понятия характеризующих умственный мир и метод мышления Соловьева. Тот широкий универсализм, в котором Достоевский усматривает особенность русского гения, был ему присущ в высшей мере - пишет Е.Н.Трубецкой, а брат Соловьева Сергей, философскую универсальность брата сравнивал с художественной универсальностью Пушкина. В.С.Соловьев указывал, не отрицая необходимости сохранения самобытной особенности он был против безусловной идеализации русского православия, что эта идеализация доведет славянофилов до призыва к национальной замкнутости, к национализму, что не имеет ничего общего ни о понятии добра, любви, справедливости, ни с идеей православия.

Он говорил Сравнивают народ с растением, говоря о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растения, для того, чтобы приносить и цветы и плоды, должны не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы, дождя, для свободного ветра и солнечных лучей. Славянофил верит в народ и в его веру 12 но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру. Славянофилы поклонялись русскому народу не потому, что он действительно был воплощением христианского идеала, а напротив, они старались представить его себе и другим в таком идеальном свете потому, что уже поклонялись ему, каков бы он ни оказался он был для них не по хорошему мил, а по милу хорош. Разрыв с младшими славянофилами, долго считавшим его своим, произошел именно в вопросе различного понимания национальной самобытности, национального эгоизма, патриотизма, его резкого отрицания набиравшего силу в России антисемитизму. Упреки Соловьеву в его предательстве идей славянофильства не состоятельны, ибо произошло перерождение патриотизма ранних славянофилов в национализм поздних, произошла деформация самой идеи славянофильства и В.С.Соловьев это видел лучше многих и не мог не высказать своего отрицательного отношения.

Но В.С.Соловьев признавал, что славянофилы при всей своей спорности их исторической программы вернули русской мысли то, что она чуть было не потеряла цельность, т.е. единство материального и идеального во взгляде на смысл Бытия, с чем связаны важнейшие проблемы нравственности.

Именно эту идею Соловьев не только оценил, но и развил в идею Всеединства материального и духовного, единства абсолютной морали. 2

Понятие о вселенской церкви

Имеющий своего не отдаст уже только на основании природных данных, где... Несостоятельность этих притязаний очевидна правда социализма в равноме... Итак, человек с одной стороны связан с божественным миром, а с другой ... 1 все сущее состоит из силы и материи. В этом его универсальность.

Заключение. Значение наследия В.С.Соловьева. С эпохи М.С.Горбачева заговорили о плюрализме и сейчас это понятие необходимо, но только не в смысле лебедь, рак и щука. Нужны множественность усилий, знаний, мнений устремленных к одной цели. Такой разумный плюрализм с оглядкой на других и на общее дело испокон веку назывался в России соборностью. Без этого исконно русского понятия философия В.С.Соловьева не сложилась бы в систему, не была бы самородком в развитии отечественной философской мысли.

В идеи соборности выразилось органическое единство общего и индивидуального. Значение трудов Соловьева прежде всего в этом упорном напоминании нам, живущим во время угрозы распада России, о значении соборности в становлении России как самобытного государства.

Через соборность он пришел к идее всеединства и затем к теме Богочеловечества. Эта тема в христианстве неисчерпаема тема человека как Абсолюта. В идеале человек это прообраз совершенства, совершенство Абсолюта. В.С.Соловьев, следуя древней русской традиции, перевел разговор в область этики. Для нас это теперь звучит, как призыв верить в идеал, т.е. в полную возможность и необходимость построения достойного человека общества.

Нравственное усовершенствование должно стать жизненной программой каждого человека во имя общего дела возрождения нашей отчизны. Им была разработана основа философского принципа всеединства, оригинального и глубокого, как отечественная, обогатившая мировую философскую мысль. Он развил тенденцию к синтезу философии и богословия, рационального и иррационального типов философствования, единение западной и восточной культурных традиций.

В обществе идея всеединства раскрывается как божественный союз, как Вселенская Церковь, объединяющая людей вне зависимости от национальности, снимающая противоречия, устройства на земле Царства Божьего представляющего собой нравственный порядок. В вопросе 25 становления национализма в России он занимал крайне негативную позицию. Резко осуждал еврейские погромы, оставил нам пример межнациональной терпимости. В наше время это достойный уважения пример, значение которого трудно переоценить. Залогом всеединства служит союз католической и православной церквей, к которому он так доказательно призывал.

Это не только пример взаимной веротерпимости, но и результативности такого единения. В.С.Соловьев был человеком со странностями, не от мира сего, мог отпугивать, даже внушать неприязнь. Он носил порой несвойственные ему личины, кликушествовал по поводу грядущего. Но сквозь личины проглядывал лик ищущего моралиста, сквозь личины пробивался свет вечного не уходящего за человеческий горизонт солнца любви, который освещает путь не только от человека к человеку, но и к всему человечеству к добру, красоте, истине. По его пониманию Христос это и есть истина в ее предельно человеческом понимании.

В Христе обитает вся полнота Божества телесно и понимание истины это его присутствие вообразился во всех и во всем Христа в нашей личной и общественной деятельности. Перед каждым поступком необходимо вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться в нем и спросить себя мог ли Он совершить этот поступок, одобрил ли Он его, благословит меня или нет на это свершение.

Предлагая эту проверку всем, Он примет ваше бремя сомнений и тревоги не для того чтобы развязать вам руки для всякой мерзости, а для того, чтобы вы оперевшись на него, могли удержаться от зла и стать проводником его несомненной правды. Вот связь человечества через телесность Божества с абсолютом. Ходить по всюду, делать все имея в себе Христа путь совершенствования человечества, решение проблемы человека в философии Соловьева.

Так он видит путь к богочеловечеству. Такая жизнь в вечном стремлении к Божеству требует постоянной работы души и мысли, что составляет истинную духовность человека, основу его нравственности, его достоинства. Если вернуться к высоким материям, то философия всеединства представляется той темой, которой предстает большое будущее, может быть уже в 21 веке. Сейчас повсеместно наблюдается возрождение религиозных настроений.

Не в последнюю очередь как реакция на насильственное внушение антирелигиозного сознания. Нравственные ценности существуют в большей степени не в рамках религии, а в исторических процессах развития религиозных систем, откристаллизовывая в себе события, явления, жизнь времени. Поэтому обращение к религии это канал для возрождения нравственных ценностей. Здесь больше всего совершается некая мифологизация массового сознания, что имеет глубокие психологические и культурные корни.

Советская антирелигиозная пропаганда вела агрессивную, ударную политику и достигла того уровня, когда возникший обратный процесс выразился в бурном росте религиозности, к выросшему интересу 26 к русской религиозной философии. Здесь наблюдаются перекосы, но, главное, возрождение религии как нравственности, должно повлечь за собой и возрождение общекультурных ценностей, и основное возрождение традиций воспитания человека. В России они всегда были определенны это прежде всего дисциплина, которая сейчас повсеместно погибла.

Надежда что не навсегда. Здесь философия Соловьева на переднем крае, а его последователи, блестящие умы, сгустки морали, гордость нации Н.А.Бердяев, Е. Н.Трубецкой, В.В.Розанов, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, русский Леонардо да Винчи - П.Флоренский, А.Ф.Лосев и др. последователи его идей и деяний. Сам образ ученого притягателен. Кроме могучего ума, блестящей эрудиции он обладал удивительной цельностью. Он шел упорно и уверено по пути мыслителя и просветителя. Он жил в чужом монастыре, не расставаясь со своим уставом. Это видно и в больших основных его трудах, где выразилась философская суть, и в статьях на событие времени, некрологах, стихах, энциклопедических статьях, письмах.

Знакомство с его творчеством обогащает если не через религию мы все-таки атеисты, то через возрожденный им интерес религиозной морали, нравственным основам наших предков. Обеспечить человеческое отношение к прошлому, это сохранить в человеке человеческое, это значит бороться за человека.

Спасал Россию всегда человек знающий, думающий, тонко чувствующий. Человек философ и великий созидатель. Такие, как Андрей Рублев, Сергей Радонежский. Создатели духа. Почему же не быть им и В.Соловьеву, с его философией всеединства и стремлением к богочеловечеству. Направленность его философской деятельности была в меньшей степени теоретической. Он не занимался только решением определенных задач в антологии и гносеологии, а стремился создать систему органически пропитанную нравственным элементом, обосновать единство мира и человека, чувствительности и разума, этики и эстетики.

Он видел свое назначение в проповеднически-реформаторской миссии обновителя религии, а через нее всей общественной жизни и духовного совершенствования человека. Этот идеализм Соловьева основан не только на возвышенном вероучении, но и на простых разумных доказательствах, взывающих к научной совести людей, их добросовестности, стремлении перестроить жизнь для торжества истины, добра, красоты воплощающихся в любовь.

Этим нравственным понятием жив русский человек и научный атеизм не вытравил духовную силу нации, идейно-творческий потенциал развивать его сейчас это значит изучать, сохранять, осознавать и прочувствовать все духовное завоевание прошлых столетий. Как в свое время брат философа, наша современница, философ Рената Гальцева говорит У истоков Золотого века русской философии стоял В.Соловьев, также как у истоков русской литературы Пушкин. и тот и другой оказались не только истоком, но и вершиной порожденного ими движения.

Им обоим был присущ тот универсализм духа, которому доступен 27 прекрасный прообраз мира как всеединства отдельные начала разум и воля, личное и всечеловеческое, истина и свобода находят тут свое место, гармонически восполняя друг друга эту же панораму открывала их.

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, человека, творчестве, Соловьева0.047

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")
После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Генетика и проблемы человека
Место генетики среди биологических наук и особый интерес к ней определяются тем, что она изучает основные свойства организмов, а именно… В результате многочисленных - блестящих по своему замыслу и тончайших по… Первое - это возможность работать с изолированными генами. Она получена благодаря выделению гена в чистом виде и…

Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов
Теперь они уже не спорят, а создают различные методы и формы воздействия на человека. Кодирование от пьянства и курения, экспресс-метод Илоны Давыдовой и т.п.… Не отстает и солидное научное обоснование недавно вышла книга Психотехнологии.Компьютерный психосемантический анализ и…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА Эти философско-правовые положения юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени - английской Великой Хартии Вольностей 1215 г … Современному человеку нелегко понять, что философские идеи о правах и свободах… Так, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а…
  • Проблема свободы человека Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития… В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает… В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.Сама же…
  • Похищение человека: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации О нем рассказывают еще античные мифы Древней Греции.Теме похищения посвящали картины известные живописцы, писатели. Еще римское право относило похищение людей к тяжким преступлениям, понимая под… Нужна была рабочая сила, чтобы осваивать новые территории. Стало выгодно похищать мужчин и мальчиков для работы на…
  • Проблемы человека в истории философии Проблемы человека в истории философии... Философские проблемы антропосоциогенеза... Природа человека Биологическое направление в трактовке человека...
  • Тема национализма в творчестве С.Есенина "Черный человек" Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой.Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. … Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл… Национальные корни его поэзии были настолько глубоки, что тянулись за ним за моря-океаны во время его странствий, не…