рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ категории материя

Анализ категории материя - раздел Философия, Одержание. 1.проблема Единства Мира: История И Современность…2.варианты Решен...

одержание. 1.Проблема единства мира: история и современность…2.Варианты решения проблемы единства мира…4 а) плюрализм: материалистический, идеалистический; б) дуализм; в) монизм: идеалистический и материалистический; г) политеизм, деизм, монотеизм в религии. 3.Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира… 4.Материя как субстрат: субстратное основание единства мира…8 а) вещи; б) свойства; в) отношения; г) вещизм, реизм, релятивизм. 5.Материя как субстанция: субстанциональное, т.е. сущностное основание материального единства мира…18 а) материя как причина самой себя; б) материя как причина всех своих изменений; в) материя как носитель атрибутов. 6. Формы движения материи.… 7. Список используемой литературы… 1. Проблема единства мира: история и современность. Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии следующим образом: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию». Ф. Энгельс в своём определении уловил только один аспект основного вопроса философии.

Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимание на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нём потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) – источник человеческой свободы, творчества, общения. Взаимосвязь идеального и материального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению.

В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия.

Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал.

Тогда мы имеем гносеологию – учение о познании, или же праксиологию, если речь идёт о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

Анализ отношения материального и духовного оперирует целым рядом понятий: дух, сознание, мышление, психическое, ощущение, идеальное и др. – с одной; бытие, мир, природа, физическое, материя (материальное) и др. – с другой стороны. Специфической категорией здесь является само понятие «отношения материального и духовного»; которое, в значении основного вопроса философии, принимает в материализме форму отношения сознания к материи (мышления к бытию, духа к природе или сознания к бытию). Анализ этих понятий мог бы составить исходный шаг познания в данном случае.

Из постановки и разработки основного вопроса философии Ф. Энгельсом и его последующего анализа В.И. Лениным (в «Материализме и эмпириокритицизме») можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идёт об отношении противоположностей. Здесь важны оба эти момента: что материя и сознание (с помощью которых и вводится основной вопрос) даны в отношении друг к другу и что это отношение есть отношение противоположностей.

Тем самым диалектика этого отношения в своей сути оказывается диалектикой противоречия в её данном конкретном виде. Следующий вопрос здесь – это вопрос о фактическом смысле этого отношения с точки зрения смысла образующих его сторон. Опуская различного рода поясняющие рассуждения, которые могли бы иметь место в данном случае, отметим, что отношение, вводимое (постулируемое) основным вопросом, – это отношение материальной и духовной форм. То есть, чтобы ни бралось терминологически в значении его одной стороны, определяемой как дух (духовное), сознание, мышление, психическое, образ и т.д все это одинаково означает форму, противостоящую (противоположную) материи (материальному бытию). Точно так же, как бы терминологически ни определялась другая сторона этого отношения – как бытие, физическое, объект (предмет), реальность, природа, мир и т.д. – всё это опять же означает одно и то же, как противоположность духовной формы (духовного). Отсюда можно сделать сразу два вывода.

В терминологической характеристике отношения материи и сознания (в функции основного вопроса философии) допустимо использование различных (в заданных пределах) понятийных форм, но с таким условием, чтобы все они выражали смысл основного вопроса философии. В этом случае все эти понятия сами означают некое «одно и то же». Потому можно сделать ещё один шаг и рассмотреть отношение материи и сознания с учётом конкретного смысла входящей сюда формы (скажем, взять это отношение как познавательное, художественное и т.д с учётом его смысла как конкретных форм материального и духовного и т.д.). Когда основной вопрос философии формулируется как отношение материи «и» сознания (материальной и духовной форм бытия, жизни), то такую его формулировку можно назвать «нейтральной». Нейтральной в том смысле, что здесь явно не выражена определённая мировоззренческая и гносеологическая позиция.

В свою очередь, как нейтральная, индифферентная, она может быть использована как в материализме, так и в идеализме.

Но в этих системах предпочитают пользоваться всё же «своей» формулировкой.

В материализме такой формулировкой является отношение сознания к материи (бытию), в идеализме – принцип тождества мышления и бытия. Конечно, здесь меньше всего надо видеть стремление к некоей формальной точности. Речь идёт о другом, о том, что является принципом бытия, что лежит в его основе, если исходить из того, что наблюдаются всего две «стихии» – материя и сознание.

Формулировка основного вопроса, собственно, и должна отразить это представление о начале (принципе, причине и т.д.) бытия с точки зрения отношения материи и сознания, дать фактический ответ на него. Понимание отношения материи и сознания только как одних противоположностей не даёт никаких фактических оснований для определения их собственной специфики. Ведь из того, что материя есть противоположность сознания, а сознание, в свою очередь, противоположность материи, ещё не сделаешь вывода о том, что они представляют собой каждая сама по себе. Это образует слабую сторону данной методологии.

Но у неё есть и сильная сторона. Она сразу даёт знать о себе, как только делается хоть какое-то заключение о противоположностях. В этом случае данная методология, оперируя соображениями об одной противоположности, с лёгкостью получает заключение о другой из них, лишь «оборачивая» первый вывод, то есть как бы меняя его знак на обратный.

Так, например, признание за материальным признака вещественности (телесности), понимание его как предмета (тела), физического (существующего во плоти), обладающего в силу этого определённой массой (покоя или движения), пространственно-временной формой (структурой) и т.д. ведёт к отрицанию всех этих качеств у духовного (духовной формы, сознания) и приписыванию ему качеств, являющихся прямой противоположностью названных. В то же время продолжение этой логики и стремление вывести из неё и все другие черты духовного (когда дано материальное) или материального (когда наличествует духовное) ведет, по существу, к её абсолютизации, а значит и к её деформации.

Так, здесь может возникнуть вопрос «о двух субстанциях» – материальной и духовной, который затем может быть решён в пользу одной «субстанции» – духовной. Из формальной противоположности духовного материальному можно сделать и тот вывод, что его существование, в противоположность существованию материального, не реально (значит, мнимо), что оно не протекает во времени.

Этот вывод также является принципиально неверным, ибо существование духовного так же реально, как и существование материального и оно также протекает во времени. Здесь могут иметь место и другие подобные деформации. Всё это и говорит об ограниченности методологии, исходящей из формальной характеристики материального и духовного как противоположностей. Но то, что недостижимо на формальной основе, легко и просто разрешается при переходе на содержательную почву.

Такая почва обнаруживается в самой потребности ввести отношение сознания к бытию (в отмеченным его значении основного вопроса) в философскую рефлексию. Действительно, для чего, для каких целей и решения каких задач вводится отношение сознания к бытию (материи)? Что им хотят выразить в значении основного вопроса философии? Именно с постановки этого вопроса и ответа на него начинается фактический подход к осмыслению категорий бытия и сознания (как обозначений материального и духовного), равно как и самого их отношения. 2.

Варианты решения проблемы единства мира

Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его р... Различные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций из ... Декарт вынужден был признать независимое существование обеих субстанци... Синхронность их действий Лейбниц объяснил предустановленной гармонией.... Последовательное проведение этой идеи приводит к выводу, что в мире не...

Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира

Развитие астрономии, физики и других наук опровергло эти верования. Были познаны законы движения планет и других космических тел, исследов... Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта после... Поскольку на каждом новом этапе познания в круг человеческих ощущений ... Однако здесь сразу же возникает вопрос: почему материальность мира док...

Материя как субстрат: субстратное основание единства мира

Иного анализа основного вопроса философии в то время не могло и быть, ... Они есть своеобразные бескачественные единицы бытия, отличающиеся друг... Единство материи, таким образом, было куплено дорогой ценой, а именно ... Это, по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы... С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскан...

Литература: 1. Кириленко Г.Г Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: Филологическое общество «Слово», 1999. – 670с. 2. Иванов Е.М. Материя и субъективность. – Саратов: Издательство СГУ,1998. – 168с 3. Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”. – М.: Наука, 1983. – 255 с. 4. Скирбекк Г Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 800с. 5. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Диалектика развития научного знания.

Под общ ред. Л. Ф. Ильичева. – М.: Наука, 1982. – 464с. 6. И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. Философия.

Учебник. – М.: РЭА, 1998. –287с. 7. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М. Галкина. – М.: МЭСИ, 1991. 8. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева. – М.: МИИТ, 1994.

– Конец работы –

Используемые теги: анализ, кат, рии, Материя0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ категории материя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Бытие, материя, созанние, как исходные философские категории
Решается этот вопрос и в том смысле, что обе неразрывные стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как бытие, так и сознание) в… И. Кант явно ошибался, считая, что мир как целое не дан человеку в опыте. Мир… Именно чувственно-предметная деятельности позволяет обосновать возможность взгляда на мир со стороны, т.е. обосновать…

Материя как философская категория.
Книга для чтения, 1 часть М 1991г. 3.Фiлософiя. Куpс лекцiй.Пp Бичко I.В К 1993г. Что представляет собой окружающий миp- вот первый философский… Окинем мысленным взором предметы и явления пpиpоды. Здесь мельчайшие частицы и… В домаpксистской философии сложились pазличные концепции матеpии атомистическая Демокpит, эфиpная Декаpт, вещественная…

Формирование категории "Материя"
В с т у п л е н и е. Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей… Понятие материи относится к основным философским категориям и является… История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом…

Анализ рекламных стратегий в товарной категории "Художественные фильмы"
Одной из наиболее известных кинолент, для которой был выпущен такой трейлер, является фильм «Терминатор 2: Судный день». Для рекламы этого… Подойдя к печально известному душу, спокойно говорящий Хичкок неожиданно… Нечего терять.» режиссер: Джон Мур Трейлер к фильму «Макс Пэйн» продвигает фильм и длится 2:23, имеет назначение…

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории
Философская теория бытия или онтология центральный элемент в структуре философского знания Слово quot онтология quot происходит от греческих... Бытие это объективная реальность в своей совокупности Бытие это вс то... Объективная реальность это мир физических состояний материальный социоприродный мир...

Материя как философская категория.
Книга для чтения, 1 часть М 1991г. 3.Фiлософiя. Куpс лекцiй.Пp Бичко I.В К 1993г. Что представляет собой окружающий миp- вот первый философский… Окинем мысленным взором предметы и явления пpиpоды. Здесь мельчайшие частицы и… В домаpксистской философии сложились pазличные концепции матеpии атомистическая Демокpит, эфиpная Декаpт, вещественная…

Психологические аспекты анализа категории возраста
В современной научной литературе выделяют следующие его подвиды: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный… Хронологический возраст определяется как возраст отдельного человека (начиная… Отношение данного возраста с хронологическим может характеризовать темп развития человека. Если в определенном…

Категории рода и одушевленности-неодушевленности и их выражение в некоторых языках мира
При этом существительные, обозначающие объекты, делятся на одушевлнные и неодушевлнные, что повторяет разделение на живое и неживое.Одушевлнные… Мы представили себе идеальную картину, когда действительное разделение… Разделение по полу происходит здесь только у взрослых одушевлнных существ. Такая классификация, когда в структуре…

Определение местного и транзитного грузооборота новой железной дороги с обоснованием категории норм ее проектирования

Понятие категории и функции геополитики
Сегодняшний повсеместный интерес к геополитике в России, на наш взгляд, вызван рядом обстоятельств.Важнейшее из них – стремление осмыслить причины и… Повышенное внимание к геополитике предопределенно также становлением единого и… В условиях кризиса мировоззренческих парадигм на постсоветском пространстве и продолжающегося поиска российской…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам