рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории - раздел Образование, Бытие, Материя, Природа Как Определяющие Онтологические Категории....

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.
Их взаимосвязь и различие.

Философская теория бытия или онтология - центральный элемент в структуре философского знания. Слово "онтология" происходит от греческих "ontos" - сущее и "logos" - понятие, учение, разум. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т.п.
Категория бытие – исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убеждённость человека в том, что этот мир существует и что в нём находят своё место и человек, и вещи, и состояния и процессы.

Бытие – это объективная реальность в своей совокупности. Бытие – это всё то, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия:

1. Бытие вещей, состояний, процессов «первой» природы и бытие вещей «второй» природы: вещей, созданных трудом человека.

2. Бытие человека как природного и социального существа

3. Индивидуализированное духовное бытие и объективированное духовное бытие

4. Социальное бытие (бытие отдельного человека и бытие общества)

Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого.

Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие как исходная первичная характеристика мира - слишком бедное и слишком широкое понятие, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек под бытием понимает наличность, для-себя-бытие, реальность. Бытие - все то, что существует тем или иным способом.Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым [Хайдеггер М., 1993].
Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Философия пытается прояснить вопрос об абсолютном, несомненном, истинном бытии, оставляя все преходящее на периферии своих рассуждений. Например, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, или же бытие есть, бытийствует, а небытия нет? Что такое небытие? Как небытие соотносится с хаосом, с одной стороны, и с ничто, с другой? Вопрос о небытии составляет обратную сторону вопроса о бытии и неизбежно является первой конкретизацией исходной философской проблемы.
Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности?
Вопрос о соотношении бытия и становления требует прояснения смысла еще одной пары онтологических категорий: возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием "реальность". Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия - виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии.

В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции:

1. монизм и плюрализм;

2. материализм и идеализм;

3. детерминизм и индетерминизм

Проблема бытия конкретизируется с помощью следующих тем:

1. един или множественен мир,

2. изменчив он или неизменен,

3. подчиняется ли изменение каким-то законам или нет и т.п.

Проблема бытия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, антропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на новой основе и в иной интерпретации.
Бытие и субстанция

Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют. В свою очередь субстанция не нуждается в чем-либо для собственного существования. Она - причина самой себя. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов - своих конкретных воплощений. Модус не может существовать независимо от субстанции, поскольку субстанция - причина его существования.
Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или, напротив, духовной природе субстанции велись в философии на протяжении нескольких столетий.
Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы. Под субстанцией он понимал то, что существует само в себе и представляется само через себя. В философии Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом, с другой. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество - природа. (хрестоматия 4.4)
Примерно в это же время Дж. Беркли категорически отрицал возможность существования материальной субстанции [Беркли Дж., 1978]. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком либо другом месте, поэтому, делает вывод Дж. Беркли, она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией.
В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом. Термин "субстанция" стал употребляться в значении "субстрат вещей" (www.philos.msu.ru/library/). Такая редукция смысла спровоцировала последующие попытки устранения понятия субстанции из философии за ненадобностью.

Детерминизм и индетерминизм

Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Позиция монизма - самая распространенная в… Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то,… Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в…

Тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным.

Совершенство.

абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования. – Как единое, Бытие замкнуто в Себе и, таким образом, абсолютно закончено.

Метафизика

– бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно; – бытие это реальность сознания или реальность материального мира, а небытие… –бытие самотождественно, то есть равно самому себе, и не противоположно ничему, потому что кроме бытия ничего нет. А…

Диалектика

2.Единичное – общее. Единичное – это нечто качественно неповторимое, некая уникальная особенность объекта или явления. Единичное всегда внешне… Общее – это нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что…

Метафизика

Общее, как это со всей очевидностью ясно, существует только в единичном, собирается из единичного и познается также только через единичное.… Кроме того, любое единичное может разворачиваться и множиться, образуя из себя… – в чем состоит главная общность всего существующего? Она состоит в том, что всё существующее принадлежит к бытию, что…

Диалектика

– нечто общее можно всегда понимать как единичное, если рассматривать его в отдельности собственной совокупности его явления , – а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств, из… – любое единичное всегда определяется в своих характеристиках связями и отношениями того общего, в состав которого оно…

Метафизика

Метафизика исходит из принципа причинности:любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие.

Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно.

Итак, всё начинается с первой Производящей причины. После действия первой Производящей причины в бытии начинают действовать…

Диалектика

Следовательно, в результате причинно-следственных взаимодействий возникает некая обратная связь в виде, наоборот, следственно-причинных… 4.Случайность – необходимость. Случайность – это характеристика реализуемости…

Метафизика

Диалектика

Таким образом, для диалектики необходимость является сутью развития действительности, которая содержится в исходных противоречиях любого процесса. … Когда же данная необходимость начинает вести процесс по пути разрешения… То есть в диалектике необходимость является внутренней сутью процессов развития, а случайность является внешним…

Метафизика

– или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении; – или, наоборот, находится вне вещей вообще, остается вообще сокрытой от… Таким образом, наше познание имеет дело не с сущностью, а с явлениями, которые есть:

Диалектика

Через явление мы можем проникнуть в сущность и познать сущность, поскольку явление есть не что иное, как некое явление сущности. Таким образом, любая сущность всегда проявляется во внешних явлениях и может быть познана.

6.Возможность – действительность. Возможность –это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. Действительность – это то, что есть в наличие.

Метафизика

Возможное может стать действительностьютогда, когда оно соответствует целесообразности процессов действительности. Если данная предустановленная целесообразность действительности принимает в себя некую возможность и образует с нею логическое родство, то возможное переходит в действительное при наличии некоей внешней необходимости в виде возникновения конкретных к этому причин.

Диалектика

Поскольку возможное еще не действительность,товозможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действительности, лишь выражение некоторой тенденции развития,которая ничего собою не определяет и полностью подчиняется внутренним закономерностям действительности.

Движение. Движение как способ существования материи.
Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.

Материя немыслима без движения, и наоборот.

Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен.Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя.… Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и… Особым видом движения, изменения является развитие.

Эволюционные теории общественного прогресса.

Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты – лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.

Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.

В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:

– постепенность и

– наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.

Таким образом,эволюционный подход к идее прогресса

признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т.д.

Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса – почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т.д.?

Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.

Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.

Возник парадокс современной цивилизации:

в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.

Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.

Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.

Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.

В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?

Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

Экономический критерий.

Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.

Уровень гуманизации общества.

1. степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных… и понижаться: 2. влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму…

Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.

Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических…

Следовательно,

Главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.

Движение в философии – это всякое изменение вообще. В это понятие входят: 1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные,…

Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.

2. Материальные формы движения материипредставляют собой: – механическое движение –пространственное перемещение материальных объектов,… Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное,…

Основные законы диалектики

Закон отрицания отрицанияуказывает на направленность развития и формулируется таким образом: в процессе развития каждая ступень, являющаяся… Закон перехода количественных изменений в качественныераскрывает механизм…  

– Конец работы –

Используемые теги: Бытие, Материя, рода, определяющие, онтологические, кат, рии0.102

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Бытие, материя, созанние, как исходные философские категории
Решается этот вопрос и в том смысле, что обе неразрывные стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как бытие, так и сознание) в… И. Кант явно ошибался, считая, что мир как целое не дан человеку в опыте. Мир… Именно чувственно-предметная деятельности позволяет обосновать возможность взгляда на мир со стороны, т.е. обосновать…

Категории рода и одушевленности-неодушевленности и их выражение в некоторых языках мира
При этом существительные, обозначающие объекты, делятся на одушевлнные и неодушевлнные, что повторяет разделение на живое и неживое.Одушевлнные… Мы представили себе идеальную картину, когда действительное разделение… Разделение по полу происходит здесь только у взрослых одушевлнных существ. Такая классификация, когда в структуре…

Категории рода и падежа в теоретико-множественных моделях языков
Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что для порождающих моделей исходным пунктом является некоторая формальная грамматика, а исследуемым… В аналитических моделях - наоборот здесь исходным материалом служит язык как… Многочисленные попытки создать таким образом простой язык для межнационального общения заканчивались неудачей именно в…

ФИЛ КАТЕГОРИЯ ДВИЖЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ. ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА.
На сайте allrefs.net читайте: ФИЛ КАТЕГОРИЯ ДВИЖЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ. ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА....

Материя как философская категория.
Книга для чтения, 1 часть М 1991г. 3.Фiлософiя. Куpс лекцiй.Пp Бичко I.В К 1993г. Что представляет собой окружающий миp- вот первый философский… Окинем мысленным взором предметы и явления пpиpоды. Здесь мельчайшие частицы и… В домаpксистской философии сложились pазличные концепции матеpии атомистическая Демокpит, эфиpная Декаpт, вещественная…

Природа экзистенциальных категорий в познании
Ясно, что тема специфичности категорий душевной жизни не нова. Она разрабатывалась и С. Кьеркегором, и М. Шелером, и П.А. Флоренским и др. Целостная… В конце концов, абстрактно и сухо писать о важнейших экзистенциалах душевного… Начнем с той ипостаси жизнеустроительной мудрости, которая заключается в умении обнаружить несовместимость,…

15. Формула Гріна. 17. Поверхневий інтеграл I роду; Обчислити його. 18.Криволінійний інтеграл 2 роду; обчислення. 19.Теорема про рівність нулеві криволінійного інтеграла 2 роду по простому замкненому контуру.
Формула Гріна... Формула Гріна встановлює зв язок між подвійним інтегралом і криволінійним інтегралом роду...

Анализ категории материя
Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства… В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как… Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал.

Материя как философская категория.
Книга для чтения, 1 часть М 1991г. 3.Фiлософiя. Куpс лекцiй.Пp Бичко I.В К 1993г. Что представляет собой окружающий миp- вот первый философский… Окинем мысленным взором предметы и явления пpиpоды. Здесь мельчайшие частицы и… В домаpксистской философии сложились pазличные концепции матеpии атомистическая Демокpит, эфиpная Декаpт, вещественная…

Формирование категории "Материя"
В с т у п л е н и е. Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей… Понятие материи относится к основным философским категориям и является… История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Аппаратная категория На сайте allrefs.net читайте: Аппаратная категория. ЛЕКЦИЯ...
  • Грамматическая категория залога в немецком языке Если не знать хорошо немецкий язык очень просто можно запутаться во временных формах.Залоги в немецком языке выражают направленность действия и… Также категории залогов помогают нам при переводе политической и… Соответственно этому в немецком языке выделяются два залога: 1) Страдательный залог (Passiv), 2) Действительный залог…
  • Проект сигарной комнаты в гостинице "Атлантида" категории "5 звезд Отечественный рынок сигар сегодня активно завоевывают все ведущие производители этого вида табачной продукции. Для курильщиков - гурманов в России сегодня работают специализированные… Однако, по мнению специалистов, ни один из российских магазинов сигар сегодня не может похвастаться ни идеальным…
  • Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию. В числе таких категорий - "прекрасное" и "безобразное". В… Человек, как творение Божие, с одной стороны обладает божественной сущностью… И в этом вопросе Лосский высказывает свое несогласие с точкой зрения Гегеля, который видит идеал красоты "не в живой…
  • Категории совести в этике Особое место среди них занимают категории Долга и Совести, которые относятся к высшим моральным ценностям. Именно от их правильного понимания во… Категория совести находилась под пристальным вниманием многих философов,… Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности. Цель данной…