рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовное и телесное в человеке

Духовное и телесное в человеке - раздел Философия, Содержание 1. Духовное И Телесное В Человеке. 2 . Основные Сферы Духовной Дея...

СОДЕРЖАНИЕ 1. Духовное и телесное в человеке. 2 . Основные сферы духовной деятельности познание,мораль,искусство. 3.Индивидуальное и коллективное бессознательное в структуре личности. 4.Панятие отчуждения и многообразие его форм. 5.Человек и общество концепция социального атомизма и тоталитаризма. 6.Проблема власти в обществе. 7.Понятие массы и элиты. 8.Массы и творческие личности,как субъекты истории. 9. Три системы истины истина чувств,истина разума, и истина веры. 1. ДУХОВНОЕ И ТЕЛЕСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ Представления о телесном и духовном претерпели в истории культуры значительную трансформацию.

Античность, оставившая в наследство искусство заботы о себе, высоко ценила здоровое и красивое человеческое тело, ставшее не природным, а культурным, наделенным общественно значимыми символами. Внешность, манеры, жесты, одежда все это свидетельствовало о происхождении и положении человека и выражало его отношение к системе общественного порядка.

Древние общества вообще придавали значение не столько тому, что думает или переживает человек, сколько тому как он себя ведет. Средневековье, напротив, чрезмерно интенсифицировало дух и культивировало не столько заботу о теле, сколько заботу о душе, в рамках которой вырабатывалась сложная психотехника сдерживания аффектов и влечений. В новых общественных условиях все более важным становились желания, намерения и мысли человека и поэтому контроль за страстями души становился серьезной общественной проблемой.

Её решение взяла на себя религия, эффективно использовавшая для этого процедуры покаяния, действующие на основе тщательных классификаций грехов. В Новое время основной антропологической константой сделался разум, способствующий росту самодисциплины, сдержанности, предусмотрительности и дальновидности людей. В классической философии человек считался хозяином собственного Я, способным управлять душевными страстями и телесными желаниями на основе разума.

Вместе с тем множество непроизвольных действий, непонятных фобий и неврозов свидетельствовали о том, что поступки человека определяются не только рациональными общественными нормами, но и бессознательными аффектами, влечениями и желаниями, которые по причине их не моральности вытесняются из сознания, но остаются при этом сильнодействующими мотивами поведения и вызывают либо осуждаемые общественной моралью проступки, либо в случае подавления этих желаний к сильнейшим нервным расстройствам.

Критика метафизики разума и реабилитация бессознательного Фрейдом может сравниться с коперниканской революцией, превратившей Землю из центра Вселенной в рядовую планету Солнечной системы. Архипелаг бессознательного, исследованием которого занимался Фрейд, оказался обширным, и весьма своеобразным. Для его изучения оказались малопригодными классические методы рефлексии. Они были трансформированы или заменены психоанализом.

Однако у Фрейда еще сохранились многие устаревшие моральные оценки бессознательного как сосредоточия всего порочного и аморального. К. Юнг попытался освободиться от давления этих догм и развил концепцию архетипов коллективного бессознательного, которые, по его мнению, выполняют роль носителей культурной энергии и способствуют единству мысли, чувства и дела. Речь идет об очень сложной проблеме подавления и запрещения унаследованных от прошлого инстинктов и сохранении при этом исходной психической энергии желаний, которая должна использоваться или, как говорит психоанализ, сублимироваться в культурном творчестве. Жизнеспособность общества во многом определяется телесным и духовным здоровьем его граждан.

С одной стороны оно заинтересовано во всестороннем развитии и удовлетворении потребностей и желаний, а с другой, стремится преобразовать их для приведения в соответствие с возможностями политики и экономики. Сегодня на это обращают явно недостаточное внимание, что вызвано устаревшим пониманием власти как формы запрещения, репрессии и обмана.

Это критико-идеологическое представление не соответствует действительности, так как власть не только подавляет, но и интенсифицирует искусственные телесные желания и уже не просто обманывает людей, а делает их такими, какими нужно. Возникает вопрос как же возможно изменение тела? Разве оно не является природной данностью, а его потребности естественными и неизменными? Разумеется тело растет, формируется, стареет и умирает как вегетативная система, неподвластная указаниями разума.

Однако еще с древности осуществляется всесторонняя культивация тела с целью приспособления человека для выполнения тех или иных общественных функций. Тела раба и господина, рыцаря и священника, ученого и рабочего значительно отличаются друг от друга и при этом не столько внешне, сколько внутренне по типу реакций, влечений, способности самоконтроля и самоуправления. Физические игры и танцы, раскраска и татуировка, выработка манер и жестов, контроль над аффектами все это способствует управлению телом, его потребностями и влечениями. Цивилизация связана прежде всего с формированием особых дисциплинированных тел, на дрессуру которых любое общество затрачивало значительные усилия.

Например, становление капитализма связано не только с интеллектуальными или техническими открытиями, но и с преобразованием рыцаря и крестьянина в буржуа и рабочего. Для этого потребовалось создание специальных дисциплинарных пространств, в рамках которых происходила замена прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления. Учитывая опыт культуры, создающей искусственные, символические общественно необходимые тела, философия должна обратить пристальное внимание на историю телесности.

Хотя сегодня общество не прибегает к пыткам и наказаниям с целью дисциплинарного воздействия, тем не менее нельзя сказать, что тело приватизировано и является так сказать личной собственностью человека, вольного испытывать и удовлетворять любые желания. На самом деле семья и школа, литература и медицина в форме разного рода моделей и рекомендаций здорового и красивого образа жизни способствуют самоконтролю и самодисциплине в отношении тела. Наблюдая широкомасштабное техническое освоение природы, человечество не заметило появления не менее впечатляющих технологий преобразующих внутреннюю природу человека и прежде всего систему его телесных импульсов и желаний.

Традиционные практики дрессуры и дисциплины тела, включающие не только телесные наказания, но и систему физических упражнений, диету, танцы, практические навыки, оказались недостаточными в современной цивилизации.

Во-первых, повысились требования к точности, предусмотрительности и расчетливости современный человек по некоторым параметрам превосходит своим терпением христианских аскетов. Во-вторых, современное производство искусственных продуктов предполагает искусственные потребности человек должен любить общество, в котором он живет, принимать духовные и материальные ценности, которые производятся системой.

В-третьих, общественный порядок, реализующийся не как внешнее принуждение, а как самодисциплина и ответственность, опирается на сложную игру нормы и патологии, которая превосходит технику греха и покаяния и нередко оказывается слишком рискованной для человека о чем и свидетельствует рост психических заболеваний. Люди болеют не так, как животные и психические заболевания наиболее ярко свидетельствуют о том, что душевные аномалии имеют культурное происхождение. Это обстоятельство не всегда последовательно учитывалось в классическом психоанализе, представители которого, фиксируя противоречие культурных норм и телесных желаний, нередко натуралистически истолковывали последние.

На самом деле эдипов комплекс вовсе не является чем-то врожденным, а складывается в буржуазном обществе с его новыми дисциплинарными пространствами отдельное жилье, школы с раздельными классами, гувернантки и педагоги, образы папочки и мамочки и т.п. Возникает вполне обоснованное подозрение, что запретные желания, описываемые психоаналитиками, не только имеют искусственное происхождение, но и намеренно интенсифицируются, чтобы эффективно управлять человеком.

Втягивая человека в игру соблазна и морального осуждения, общество добивается послушания гораздо более эффективно, чем прямыми запретами. Если классическая философия считала разум господствующей и контролирующей аффекты инстанцией в человеке, то романтическая установка разрабатывала своеобразную метафизику экстаза, согласно которой спонтанная чувственность ближе к природе, она в принципе не подлежит искажающему воздействию власти и стало быть выступает опорой истины и подлинного бытия.

Понятие бессознательного как модус экстатического и внерационального, как выражение стратегии воли к жизни, которую сковывают знание и мораль, первоначально разрабатывалось в русле этой традиции. Даже Ницше, проявивший удивительную проницательность в разоблачении механизмов фабрикации телесных органов, необходимых для существования европейской цивилизации, выдвинувший проект культурной органологии, тем не менее не вполне освободился от идеализации своего Заратустры ибо мыслил его в дискурсе абсолютного и совершенного сверхчеловека, обитателя горних вершин.

Фрейд, казалось, освободился от метафизических установок и естественнонаучным образом приступил к изучению архипелага бессознательного. При этом главной его мыслью представляется подход к нему как к энергетическому базису, рациональное использование и расходование которого должно быть изучено и поставлено под контроль.

Этим подходом определяются функции понятий желания и либидо, которые не исчерпываются, как думали некоторые исследователи психоанализа, возрождением понятия природы. В нём можно выделить два разных полюса экспликацию динамики желания, включая цель и объект, исполняемый и отсутствующий понимание либидо как первичного влечениями в работе По ту сторону принципа удовольствия, где этот процесс исследуется в двух режимах эроса и танатоса.

Изначальная энергия рассекается на два потока, задающих психику, телесность и их отдельные органы. Наиболее интересной аналогией выглядит характеристика этих влечений как бесконечного повторяющегося процесса, имеющего кибернетический, т.е. стохастический характер. Бесконечное повторение при условии отсутствия единства танатоса и эроса указывает на нечто иное, а именно на то, что наслаждение это прежде всего энергетический процесс.

Именно в этом состоит своеобразие фрейдовского подхода к удовольствию, которое обычно раскрывается как чувство связанное с потреблением, созерцанием, пониманием, моральным удовлетворением и т.п. Желание выступает как либидо, как производительная сила способная к разнообразным превращениям и изменениям в самых неожиданных формах, и как энергия, канализируемая и используемая в различных системах для производства необходимых аффектов, т.е. превращаемая в нечто иное. Эта сторона желания описана Фрейдом при разъяснении принципа константности, соединяющего эрос и реальность.

Именно здесь ярче всего проявляется сходство с Марксом, который использовал понятие рабочей силы в качестве основания общественной системы. Как и эрос она подчинена своему принципу константности, который реализуется в законе стоимости, обеспечивающем обмениваемость разнообразных продуктов труда. Другой режим энергии присущ либидо, которое, как кажется, не регулируется и не контролируется в рамках общественной системы труда или дискурса ибо это энергия смерти и разрушения.

Но фактически эта энергия оказывается столь же позитивной как и та, что циркулирует по сетям порядка и используется для воспроизводства, но отличается лишь чрезмерностью и поэтому тематизируется Фрейдом не как биологические регулярные ритмы, а как химические реакции, имеющие взрывной характер вызывающие страдание, и в этом по своим последствиям подобным кризисам Маркса. Таким образом нельзя считать, что Фрейда интересовал некий невыразимый или запретный предмет или содержание мечтаний.

Для него самым важным было изучение преобразования энергии желания в разнообразных формах манифестируемого содержания от описания сновидений до научного и художественного творчества. В этом и проявляются границы психоаналитического проекта, который требует дополнения смысловыми интерпретациями. Но как отметил П.Рикер общую структуру, в которую можно было бы вписать фрейдовскую метапсихологию, наряду с чуждыми психоанализу герменевтиками, нужно создавать почти заново Рикер П. Конфликт интерпретаций.

М 1995. С. 222 . Фрейдовский регрессивный подход, выявляющий в культурных феноменах следы архаичных желаний, является выражением попыток разоблачения сознания, начатых Марксом и Ницше. Классическим теориям культурного творчества, ориентированным на раскрытие роли высших ценностей, они противопоставили генеалогический и социологический методы редукции сознания к фундаментальным практикам труда и власти.

Вместе с тем редукция не исключает проекции сила овладевающая справедливостью в форме дискурса оправдания трансформируется из чистого насилия, аргументом которого является смерть, в право, которое хотя и остается правом сильного, вместе с тем затормаживает и ограничивает проявление инстинкта агрессии. То же самое можно сказать и относительно морали. Ницше разоблачал ее как способ выживания слабых и завистливых людей, Фрейд видел в ней ограничитель исходных инстинктов эроса и танатоса и считал ее источником навязчивый невроз.

Воля к власти угрожает существованию и поэтому для ее обуздания необходимо культивирование чувства виновности, но последнее делает индивида несчастным и неудовлетворенным. Так противоречие основных инстинктов переходит на высших фазах развития в другие конфликты, которые в частности и задают динамику культуры. Поэтому психоаналитическая интерпретация художественного творчества должна быть дополнена изучением тех новых проблем, которые вызваны цивилизацией.

Сети порядка, полиморфная техника власти делают механизмы сублимации исходной энергии все более тонкими и опосредованными. В этих условиях герменевтическая интерпретация и деконструкция, соединенные с критической рефлексией, выступающей по существу как метагерменевтика, позволяют не только эмансипировать человека от иллюзий и инфантильных желаний, а также от давления дисциплинарных пространств общества, но и контролировать стратегические ориентации, ценности структуры различия и дифференциации, определяющие цели, потребности, желания, вкусы и идеалы.

В ходе истории формируются различные типы телесности и каждый общественный уклад вносит свою лепту в общецивилизационный процесс контроля и управления телом. Оно, таким образом, не может рассматриваться как природная данность или неизменная субстанция. В современной цивилизации наблюдается особенно интенсивный процесс производства новых и экзотических форм телесности, который радикализируется искусством, кино, рекламой, фотографией, компьютерной техникой.

Поверхность тела заполняется все новыми знаками и символами, которые производятся масс медиа и читаются людьми. Различия плохого и хорошего, красивого и некрасивого, нормального и аномального, задаваемые образцами рекламной продукции и используемые для формирования желания в производимых товарах, интенсивно преобразуют естественное человеческое тело. В этой связи философия, которая традиционно строилась как критика познавательных заблуждений и идеологических предрассудков, должна обратиться к изучению телесных практик современного общества и тем самым способствовать эмансипации людей. 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАНИЕ , МОРАЛЬ, ИСКУССТВО Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях читаем в Большом энциклопедическом словаре.

Мне кажется, культура относится к тем фундаментальным понятиям, которые точно определить невозможно.

Вообще, под культурой можно понимать все достижения человечества, то есть все, что оздал человек на протяжении своего существования. Конечно, все достижения человечества можно разделить на две большие группы - материальные и духовные. Двигателем к созданию материальных ценностей является потребность человека в них, то есть потребность в комфорте, упрощении и облегчении труда.

Совершенствование же духовной сферы человеческой деятельности вызвано, в общем случае, стремлением познать окружающий мир, постараться его понять, объяснить и отразить через искусство. Хотя материальная и духовная стороны культуры находятся в органичном взаимодействии, особо следуетвыделить духовную, присущую именно человеку, наделенному душой и темсамым отличающемуся от животных. Фундамент духовной культуры - мировоззрение человека, то есть его представление об окружающем мире, его строении.

Своеобразным стержнем духовной культуры является религия. Под этим словом и понимают мировоззрение и мироощущение, но основанные на вере. К концу нашего века все пять миллиардов населения земли верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет. Вера всегда являлась важнейшей частью мировоззрения человека. Она устанавливала своеобразные правила поведения, определяла нормы, обычаи. Современная наука полагает, что появление человека разумного относится примерно к периоду, отстоящему от нас на 30-40 тысяч лет. И примерно к тому же периоду относятся обнаруженные учеными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие наличие веры. 3.

Индивидуальное и коллективное бессознательное в структуре личности

ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ И МНОГООБРАЗИЕ ЕГО ФОРМ Обычно человек либо подчиня... Существует порочный круг деформированная психика, потерявшая связи со ... Для Маркса история человечества - это история постбянного развития чел... Идолы - это вещи, это творение человеческих рук, человек же преклоняет... При тех порядках, которые предполагаются политической экономией, это о...

Человек и общество концепция социального атомизма и тоталитаризма

Дело в том, что наряду с порядками, действительно сознательно введенны... Такой наивный рационалистический индивидуализм не может, следовательно... Философски наиболее точно и ясно он формулирован, например, в Социолог... Именно таким образом складываются нравы, обычаи, мода, укрепляются общ... Сталинизм со своей особой идеологией стал главным камнем преткновения ...

Проблема власти в обществе

А. Власть есть авторитет. Где существует так называемое двоевластие или многовластие, там вовсе ... Власть и любовь. Поэтому общественное воспитание не в состоянии заменить семейное.

Понятие массы и элиты

И все же Парето скорее относился к тем либералам, которые различали и ... Но не только русские коммунисты виноваты в фальсификации Маркса. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает говорил Гете. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством ... Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыду...

– Конец работы –

Используемые теги: Духовное, телесное, человеке0.046

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовное и телесное в человеке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность
Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики… Именно она играет большую роль в формировании индивидуальности. Социальная… Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и…

Духовное производство и духовное потребление
Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом… При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и… Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не…

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
На сайте allrefs.net читайте: "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ"

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

Конфликт телесного и духовного в лирике раннего Перелешина
Однако, в настоящее время творчество русских поэтов в эмиграции, всё чаще привлекает внимание исследователей литературы русского зарубежья, в целом,… Данная работа является ещё одной попыткой более подробно изучить творчество… Для обычного человека такое сочетание двух любовей, возможно, было бы вполне приемлемым, но Валерий Францевич…

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ учение о человеке заключалось в трактовке его как гражданина полиса Аристотель, в проведении дистанции между ним и внешними… ХРИСТИАНСТВО, подчеркивая внутреннюю раздвоенность природы человека состоящего… Человек, понятый как микрокосм, становится в центр всего мироздания макрокосма, причем для этой философии характерны…

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ учение о человеке заключалосьв трактовке его как гражданина полиса Аристотель , в проведении дистанциимежду ним и внешними… Сделав акцент на внутренних регулятивах переживаниях, совести , якобы… В философии НОВОГО ВРЕМЕНИ усиливаетсядуалистическое истолкование природы человека, причем душа отождествляется…

Нейропсихологические основы телесного бытия человека
Задача этого вопроса лекции - дать общее представление о материальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего… Различают чувствительные нейроны, передающие возникшее в рецепторах нервное… Наличие системы проводящих путей обеспечивает участие спинного мозга в координации различных движений. Спинной мозг…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам