рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Канта

Философия Канта - раздел Философия, Содержание 1.Канта … Стр 2. Философия Иммануила Кант...

СОДЕРЖАНИЕ 1.Канта … стр 2. ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА….стр 3. КАНТА….стр 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. стр 15 Самый главный предмет в мире – это человек, ибо он для себя – своя последняя цель… Право человека должно считаться священным… И.Кант Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. И.Кант 1.БИОГРАФИЯ Иммануила Канта. Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге.

Его отец был седельным мастером.Среда, в которой жил и воспитывался Кант, состояла из мелких немецких бюргеров, купцов и ремесленников. Из биографических источников известно, что мать оказала на сына более значительное влияние чем отец. Она развивала его пытливость, гуляя с ним постоянно обращала внимание сына на окружающую природу и поясняла свои слова цитатами из псалмов и других мест Библии, в которых восхвалялась благость и премудрость Творца.

Любопытно, что и нравственное учение Канта имеет несомненную психологическую связь с первыми впечатлениями его детства. Связь эту открыто признавал сам философ.В последние годы своей жизни « он писал епископу Линдблому, что может относительно своего генеалогического дерева, похвастаться лишь одним: и отец, и мать его были ремесленниками, отличавшиеся честностью, нравственной пристойностью не имея состояния но и долгов, «и дали воспитание, которое, с моральной точки зрения не могло быть лучшим…»*. По словам одного из ранних биографов, отец Канта требовал от детей «труда и честности, в особенности избегания всякой лжи; мать требовала еще большего, а именно: святости». По всей вероятности, это и способствовало той непреклонной строгости, которую впоследствии обнаружил Кант в своем нравственном ученье». * Кант. Его жизнь и философская деятельность.

Биографический очерк М.М.Филиппова О своей матери Кант отзывался следующим образом: «Я никогда не забуду своей матери. Она насадила и взлелеяла во мне первый зародыш добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она возбудила и расширила мои понятия, и ее поучения оказали непрерывное спасительное влияние на всю мою жизнь». Таким образом можно сделать вывод, что первые основы кантовской морали следует искать не у его философских предшественников и не в его теоретических размышлениях, а в той обстановке, которая окружала его с раннего детства.

Мать маленького Иммануила, заметив что он не глуп и обладает пытливым умом, решила, что он не должен продолжать занятия отца, и что ему необходимо учиться и достичь чего-то большего.

По совету своего духовника Ф.Шульца она отдала сына в коллегию Фридриха. Ф.Шульц, будучи учителем в коллегии, заметил выдающиеся способности Иммануила, и одобрил выбор матери, желавшей что б ее сын выучился и стал священником.В коллегии Иммануил проучился семь лет. Слабое здоровье, природная робость и значительная рассеянность препятствовали успешности его занятий.

Не все учителя замечали за этим его способность, не все предметы преподавались учителями с высокими личными достоинствами и это несомненно сказывалось на качестве преподавания.В школе Кант не обнаруживал ни малейшей склонности к философии, и никому из его товарищей даже не приходило в голову, что из него «выйдет философ». Средняя школа дала Канту хорошее знание латинского языка и моральное влияние богословских поучений Шульца.

Еще до вступления в университет Кант потерял мать. Потеря эта была для него чрезвычайно чувствительной. После смерти матери Канта дела отца сильно запутались, и у Иммануила не было средств для поступления в университет. Он смог туда поступить только благодаря дяде по матери, ремесленнику Рихтеру, который поддерживал его материально.Исполняя завет матери, Кант в начале студенческого поприща стал серьезно и добросовестно готовиться к священническому званию и лишь постепенно пришел к убеждению, что не чувствует призвания к этому роду деятельности.

На студенческой скамье Кант провел пять лет (1740-1745 гг.). Пребывание в университете оказало на Канта большое и положительное влияние. В то время там находились крупные научные силы. Профессор Мартин Кнутцен, читавшей философию и математику, первый отклонил Канта от филологических занятий, указав ему на необозримое поле философии.Кнутцен развил целое философское учение, которое стоит более ближе к английскому эмпиризму, чем к философии Лейбница.

Работы Кнутцена повлияли на Канта побудительным, а не убедительным образом, таким образом он уже на первых порах обнаружил проницательный критический талант, не позволявший ему увлечься какою-либо односторонней догмой. От Кнутцена молодой человек впервые услышал имя Ньютона и под руководством профессора на четвертом году обучения принялся за первое самостоятельное сочинение по физике.Первую свою работу Кант начал писать в 1743 году, писал он ее три года. Она называлась «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром в споре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии.

Так как помимо лекций Кнутцена и богословия Кант с увлечением изучал физико-математические науки, то никто из его товарищей вообще не мог понять к какой житейской карьере он готовиться. Не смотря на дядину поддержку, Кант постоянно испытывал финансовые трудности.Он был вынужден давать уроки и даже брать взаймы у товарищей одежду. «…Говорят, он утешал себя афоризмами: «Я стремлюсь подчинить вещи себе, а не себя вещам», «Не уступай беде, а выступай ей смело навстречу»…»*. Через год после окончания университета Кант закончил писать свою работу «Мысли об истинной оценке живых сил». Создавая эту работу, Кант, по-видимому, не знал, что ответ который от ищет уже найден в 1743 году Даламбером.

Таким образом Кант повторил решение Даламбера, однако его работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения, в первом произведении Канта уже слегка намечен вопрос о необходимых границах познания. * «100 великих мыслителей.

Иммануил Кант .» И.А.Мусский После смерти отца материальное положение Канта, только что окончившего университет, стало почти отчаянным.По счастию, его двоюродный дядя по матери, честный башмачник Рихтер, поддерживавший Канта во время пребывания в университете, взялся поддержать первые шаги молодого ученого. «Мысли об истинной оценке живых сил» - первое печатное произведение величайшего философа Германии было издано на свой страх и риск простым башмачником, сумевшим оценить в племяннике способного и подающего надежды человека.

С 1746 по 1755 год Кант служил домашним учителем в семьях местных аристократов.Он совмещал преподавание с напряженной работой над естественнонаучными и философскими проблемами. К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезных трактатов по вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученых кругах Пруссии.

В будущем Кант хотел видеть себя университетским преподавателем. За годы работы домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала академической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишь ученую степень. В апреле 1755 года И.Кант защитил диссертацию «Об огне», потом сдал экзамен и получил степень магистра, но это не дало ему право читать лекции.Тогда Кант защитил еще одну диссертацию, и получил звание внештатного преподавателя в Кенигсбергском университете, т.е. чтение лекций оплачивалось самими студентами.

Преподавательская деятельность требовала от Канта много времени и сил, но он смог себя материально обеспечить и жить не нуждаясь. К концу 60-х годов 18 века Кант стал известен не только в Пруссии.Но когда ему пришли предложения на работу в других городах, то Кант отклонил их ссылаясь на привязанность к родному городу и на скорую возможность получения нужной ему вакансии в родном университете.

Наконец, в 1770 году он получил профессорскую кафедру логики и метафизики. Вообще за свою преподавательскую деятельность Кант назначался деканом факультета и дважды избирался ректором университета. В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками и в 1794 году Иммануил Кант был избран членом Российской академии.Широкую известность Кант получил лишь в последнее десятилетие 18 века. Последняя работа была им написана в 1798 году. Это была «Антропология». С детства Кант отличался слабым здоровьем.

Однако благодаря строгой самодисциплине и аскетическому образу жизни он достиг того, что дожил до глубокой старости. Под конец своей жизни в 1801 г. философ оставил свою преподавательскую деятельность в университете, так как его силы резко пошли на убыль. Умер Кант в 1804 году в Кенигсберге, городе в котором он родился и провел всю свою жизнь.На его похоронах присутствовал весь город. 2. ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА. Философское развитие кенигсбергского философа принято делить на два периода. До начала 70-х годов (первый период) Кант пытался решать вопросы о бытии, философии религии, этики, логики, философии природы.

Кант решал эти вопросы исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована без обращения к опытным данным – как наука умозрительная.В 60-х годах Кант познакомился с теорией Дэвида Юма. Для этого английского философа достоверное знание могло быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта.

Опыт же Юм трактовал как поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Юм сделал вывод о невозможности познания объективного характера причинности.Этот представитель агностицизма* утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера, которая исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся. Таким образом знакомство Канта с трудами Юма поколебало его уверенность в способности разума дать умозрительное познание истинной сущности вещей.

С начала 70-х годов (второй период) Кант пытался строго отделить «вещи в себе» от «явления»; так как решил, что «вещи в себе» не могут *Агностицизм – Идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. быть даны в опыте.То есть Кант в этом периоде стал доказывать, что вещи сами по себе непознаваемы; и что мы познаем само «явление». Это учение можно назвать учением агностицизма.

Кант его назвал «критикой разума». Впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть «критической», сам период – «критическим», ну и соответственно период до начала 70-х «докритическим». Философская система Канта сложилась не сразу.Уже была написана «Критика чистого разума» (1781 г.), сформулированы основные идеи новой теории познания, уже увидела свет «Критика практического разума» (1788 г.) – она излагала этику (фундамент критицизма), но не хватало какого-то важного звена, которое могло б укрепить утверждаемое мыслителем единство между теоретическим и практическим разумом.

У Канта его система философии возникла после того, как он обнаружил между природой и свободой своеобразный «третий мир» – мир красоты. Когда Кант создавал «Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначимых позиций.Кант полагал, что принципы красоты носят эмперический характер, а термином «эстетика» он обозначал тогда учение о чувственности, об идеальности пространства и времени.

В конце 1787 г. во время работы над «Критикой вкуса», Кант открыл новые всеобщие принципы духовной деятельности, а именно «чувства удовольствия и неудовольствия». После этого философская система Канта обрела четкие контуры.В соответствии с тремя способностями человеческой психики, философ видит ее состоящей из трех частей: познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способность желания»). В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы – теоретическая и практическая. Вторая часть – учение о красоте - изложено в произведении «Критика способности суждения» которое увидело свет в 1790 году. К постановке эстетических проблем Канта привело стремление довести до полноты свою философскую систему.

Полученный результат схематически выглядел следующим образом: Способность души Познавательные способности Априорные принципы Применение их к Познавательная способность Рассудок Закономерность Природе Чувство удовольствия и неудовольствия Способность суждения Целесообразность Искусству Способность желания Разум Конечная цель Свободе Кант пришел к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

Кант сделал вывод о том, что эстетика является пропедевтикой* всякой философии.

И о том, что систематическое изучение философии необходимо начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина. И знакомство с третьей «Критикой» должно предшествовать чтению первых двух. «Критику практического разума» начинающему можно вообще опустить.Так как в ней изложены лишь начала кантовского учения о нравственности; в завершенном виде оно предстанет в поздних его произведениях.

Теорию познания Кант вынашивал долгие годы. В результате она возникла как целое, ее изложение было строго, стройно и систематично. Только в преклонном возрасте Кант создал «Метафизику нравов» (1797 г.) – в этом труде было все продумано до конца, в нем философ преодолел ригоризм** ранних критических сочинений по этике, а мораль связана с правом.Первоначально Кант мыслил учение о религии в качестве необходимой составной части философской системы.

В одном из заключительных разделов «Критики чистого разума» он сформулировал три знаменитых вопроса, которые по его мнению исчерпывали все духовные интересы человека. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею Пропедевтика* – предварительный круг знаний о чем-нибудь.Ригоризм** – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов, в поведении. надеяться? Кант полагал, что на первый вопрос дает ответ его теоретическая философия, на второй – практическая.

Третий вопрос затрагивал проблему веры, и поэтому ответ на него сразу не получился. «Критика способности суждения» с ее выходом в проблемы телеологии* и культуры указывала «дорогу надежды», по которой следует идти индивиду.Культура – «последняя цель природы», человек призван создавать ее. Можно ли при этом рассчитывать на какие-либо внешние силы, кроме собственных потенций? Какого рода надежду оставляет вера во всемогущее существо? Кант считает, что человеку непозволительно надеяться на помощь сверхъестественных сил. Нет ни чудес, выходящих за пределы объективных законов опыта, нет божественной тайны, превышающей возможности нашего духа, нет благодати, силой божественного авторитета просветляющей нашу нравственность.

Вера в бога – это прежде всего надежда на собственную нравственную силу. Речь об этом идет в трактате «Религия в пределах только разума» (1793 г.). Для понимания этической теории Канта этот трактат очень важен.Кантовское учение о религии существует только в пределах последней. Второй и третий вопросы слились воедино.

После появления трактата о религии, Кант заговорил о необходимости дополнить три основных философских вопроса четвертым. «…Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) Что я могу знать? (метафизика); 2) Что я должен делать? (мораль); 3) На что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая задача – что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)…»**. И в другом месте Кант уточнял: «…В сущности все это можно было свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему…»**. *Телеология - Учение, считающее, что все в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределенной богом или природой целью. **И.Кант «Религия в пределах только разума» В последней своей работе «Анропология», которую Кант написал в 1798 году, он как бы подводит итог размышлениям о человеке и человечестве.

Это итог философских исканий, сводка системы, завершение пути. И одновременно начало: начинать изучение философии Канта лучше именно с «Антропологии». Первое и последнее слово зрелого Канта – о человеке.

Кантовский критицизм в значительной мере порожден интересом к жизни личности. «…С размышлений над судьбой человека начинался «коперникианский» переворот.Под влиянием чтения Руссо строй мысли Канта обрел своеобразный оттенок демократизма: «Я учусь уважать людей и чувствовал бы себя гораздо менее полезным, чем обыкновенный рабочий, если бы не думал, что данное рассуждение может придать ценность всем остальным, устанавливая права человечества… Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Быть человеком, по Канту, значит быть свободным, ибо природа человека – его свобода…».* Когда в конце своего жизненного пути Кант вспоминая об истории возникновения критической философии, он подчеркивал прежде всего антиномии**, и в частности антиномия свободы («человеку присуща свобода – у него нет никакой свободы, а все в нем природная необходимость»), пробудили его «от догматического сна и побудили приступить к критике разума»***. Кант считает, что всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способность, и носит, по выражению Канта, априорный (доопытный) характер.

Эмперическое знание единично, а потому случайно; априорное всеобще и необходимо.

Если открыть трактат «Критика чистого разума», то можно узнать, что главный вопрос исследующийся в книге это вопрос о * Кант сегодня. А.В.Гулыга ** Антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем *** «Религия в пределах только разума» И.Кант том, как возможны синтетические суждения априори*. Но наряду с этим, звучит другой, не менее важный: как возможна свобода человека? Свобода есть, но где она? В мире явлений мы ее не обнаружим, она существует только в мире вещей самих по себе. Дуализм** Канта – своеобразная попытка оправдать поведение человека живущего в антогонистическом обществе и вынужденном приноравливаться к обстоятельствам, и где нравственное поведение и поступки требуют от человека смелости.

Кант считает, что человек живет в двух мирах.

С одной стороны, он – феномен, клеточка чувственного мира, существующая по его законам, порой далеким от человечности.

Но, с другой стороны, он – ноумен, существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. И у человека два характера: привитый окружением и внутренне ему присущий, и в поведении человека реализуется связь между двумя характерами. На этом основана вменяемость человека, его ответственность за свои поступки. Кант поясняет свою мысль простым примером.Если человек лжет, и эта ложь вредит обществу, кто виноват? Исследуя эмпирический (привитый окружением) характер, мы может найти причины данного дурного поступка в плохом воспитании и плохом окружении.

Но хотя мы и полагаем, что поступок определяется этими причинами, тем не менее мы упрекаем совершившего проступок не за влиявшие на него обстоятельства, мы рассматриваем совершенное действие само по себе и указываем на разум как на причину могущую направить поступки человека в другое русло.Кант считает, что ответственность за поступок принадлежит интеллигибельному (внутренне присущему) характеру человека; когда человек лжет вина целиком ложиться на него, поскольку у разума была свобода выбора.

И проблема идеальности времени, шокирующая ум материалиста, введена Кантом для спасения свободы. Время – это порядок явлений в природе, над которым никто не властен, это генетическая связь состояний; свобода же требует проявления самостоятельных решений человека.Поэтому, если время присуще вещам самим по себе, то свобода невозможна.

Только потому, что в интеллигибельном мире нет «железного» * Априори – не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта * Дуализм – философское направление, признающее, в противоположность монизму, в основе мира два независимых и равноправных начала: материю и дух. сцепления причин и следствий, нет времени, возможна причинность особого рода – «через свободу», которая только и делает человека моральным существом.В природе одни и те же причины с «железной» необходимостью вызывают одни и те же действия.

Человек же может пересмотреть содеянные поступки и, хотя условия остались прежние, он может поступить иначе. Он может «отменить» время, изменить его ход. Таким образом, из реальности физического мира время превращается в метафору поэтическую. Не случайно трансцендентальная* эстетика Канта вдохновляла поэтов. Кант считает, что нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, Канта0.034

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Канта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Критическая философия Канта и диалектика Гегеля
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной… Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия… Несмотря на то, что многие исходные положения кантовской философии устарели, тем не менее, они могут быть органично…

Философия: предмет и функции, познание по Канту, понятие цивилизации.
Познавательные действия являются проявлением творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний. В идеале, процесс познания сводится к самопознанию. Познание взаимодействие… Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая субъектом познания.…

Новаторская философия Иммануила Канта
Рождается новое мышление.И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса,… И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и…

Лекция 8. Немецкая классическая философия И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И. Фихте
Основные понятия... Трансцендентальность вещь в себе Априорное знание апостериорное знание... Текст лекции...

Философия Канта
З а к л ю ч е н и е П р и м е ч а н и е Список использованной литературы 3 - Самый главный предмет в мире это человек, ибо он для себя своя… В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к… С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип…

Критическая философия Канта
Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой… Это конечно материализм. Но дальше К идеалист.Идеализм состоит в убеждении,… Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы…

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия Канта
Воздействие науки на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фик- тивных представлений, долгое… На- ука разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии… Напротив, чем дальше заходим мы в вглубь истории, тем решитель- нее заявляет о себе 1мнимые всезнание. 0Такие разные…

Вера и нравственность - философия Канта
На сайте allrefs.net читайте: "Вера и нравственность - философия Канта"

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия И. Канта Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений. Почти все разновидности современной философии, так или иначе, восходят к Канту.… Возможно лишь познание "явлений", т.е. того, что возникает в результате… В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного.
  • Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...
  • Античная философия и философия средневековья Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…
  • Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...
  • Философия Канта З а к л ю ч е н и е П р и м е ч а н и е Список использованной литературы 3 - Самый главный предмет в мире это человек, ибо он для себя своя… В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к… С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип…