Реферат Курсовая Конспект
Философия с шуткой. О великих философах и их учениях - раздел Философия, Педро Гонсалес Калеро ...
|
Педро Гонсалес Калеро
Философия с шуткой. О великих философах и их учениях
Galileo –
Педро Гонсалес Калеро
Близнецы
Фалес Милетский, которого принято считать первым философом в истории, тот, кто впервые предположил, что мир произошел из воды и она – основа всех вещей, говорил, что жизнь и смерть – одно и то же.
У него спросили:
– Отчего же ты не умрешь, если никакой разницы нет?
– Оттого и не умираю, – ответил Фалес, – что никакой разницы нет.
Детишек жалко
– Отчего у тебя нет ни сына, ни дочери? – спросили как‑то у Фалеса.
И он ответил:
– Я слишком люблю детей.
Неуклюжие философы
Как только в мире возникла философия, тотчас же появились анекдоты о рассеянных и неуклюжих философах. В «Теэтете» Платона есть рассказ о том, как Фалес засмотрелся на звезды и угодил в колодец. Увидев это, белозубая служанка‑фракийка расхохоталась:
– Глядите‑ка, себе под ноги не смотрит, а все надеется разглядеть что‑то на небе!
Непонятное проклятие
Гераклит слыл человеком мрачным (в отличие от Демокрита, снискавшего репутацию весельчака).
Когда из Эфеса изгнали Гермодора, которого философ чрезвычайно высоко ценил, Гераклит обрушил на своих земляков целую лавину проклятий. Среди них встречались довольно странные, например, такое: «Эфесцы, пусть боги сделают вас богатыми, чтобы на фоне этого богатства была еще лучше видна ваша подлость».
Как умирают дети
Кто произнес эти слова над могилами своих детей, неизвестно, но молва приписывает мрачное изречение Анаксагору:
– Зачиная их, я знал, что они родятся смертными.
Мудрое невежество
Греки называли оракулом святилище, в котором предсказывали будущее. Жрецы из этого святилища тоже звались оракулами.
Самым почитаемым было святилище в Дельфах. Желающие узнать будущее стекались туда со всей Греции. Друг Сократа Керефонт спросил у богов, кто самый мудрый человек на земле и получил ответ: Сократ.
Услышав об этом, философ заметил, что истинная мудрость состоит в признании своего невежества: «Я знаю, что ничего не знаю».
Жениться или нет
Один гончар спросил Сократа, жениться ему или остаться холостяком. Философ ответил:
– Ты в любом случае пожалеешь.
Рынок ненужных вещей
Прогуливаясь по рынку, Сократ повторял:
– Подумать только, сколько товара… Который совершенно мне не нужен.
Ужин бедняков
Однажды Сократ ждал гостей к ужину, а еды в доме было совсем мало. Ксантиппа, по обыкновению, ворчала:
– Какой позор! Что о нас подумают!
Сократ попытался успокоить жену:
– Не волнуйся. Если наши гости привыкли есть мало, еды хватит. А если они обжоры, нам все равно не накормить их досыта.
Как малое дитя
Сократа предупредили, что его сосед плохо о нем говорит. Философ произнес:
– Ничего удивительного, говорить хорошо он так и не научился.
Гордость против гордости
Отношения между Платоном и Диогеном трудно было назвать дружбой. Диоген постоянно дразнил и подначивал Платона. Впрочем, он всех постоянно дразнил и подначивал. Как‑то в дождливый день он заявился к Платону домой и, топая по ковру грязными ногами, возвестил:
– Так я топчу гордость Платона.
– Ага, – откликнулся Платон, – попираешь мою гордость своей.
Богатые невежды
Аристипп был частым гостем во дворце тирана Дионисия и не считал зазорным время от времени просить правителя о вспоможении. Как‑то раз Дионисий не без сарказма поинтересовался, отчего философы так любят гостить у богачей, а те в свою очередь, не спешат навещать мудрецов. На это Аристипп ответил:
– Просто мудрецы, в отличие от богачей, знают, чего им не хватает.
Каждому по потребностям
Дионисий любил бывать в компании философов и не забывал делать им щедрые подарки. Однажды он подарил Аристиппу большой кошель, набитый золотом, а Платону – новую книгу. Когда знакомый Аристиппа возмутился подобной несправедливостью, философ невозмутимо заметил:
– Мне нужны деньги, а Платону – книги.
Уши тиранов
Как‑то раз Аристипп пришел к Дионисию просить за своего друга и, чтобы смягчить сердце жестокого правителя, пал перед ним ниц. Многим это не понравилось, но Аристипп, неплохо разбиравшийся в нравах сильных мира сего, спокойно ответил:
– Что поделать, у тиранов уши на ногах.
Два осла в одном доме
Один человек попросил Аристиппа взять в ученики его сына. Философ согласился, но потребовал за обучение пятьсот драхм, весьма серьезную по тем временам сумму.
– За эти деньги я могу купить осла! – воскликнул возмущенный папаша.
– Купи, у тебя будут целых два, – парировал Аристипп.
Постыдные наклонности
Аристипп любил бывать у знаменитой гетеры Лаис. Однажды его молодой спутник оробел и застыл на пороге, не решаясь войти. Аристипп ободрил юношу:
– Прийти в дом свиданий не стыдно, стыдно не найти выход.
Делитесь радостью
Когда Аристиппу говорили, что его подруга Лаис принимает других мужчин, тот неизменно отвечал:
– Я плачу за удовольствие, а не за то, чтобы мешать другим его получать.
То, чего лучше не слышать
Когда один из недругов Аристиппа принялся осыпать его проклятиями прямо посреди улицы, философ молча развернулся и пошел прочь.
– А, так ты решил сбежать? – крикнул враг ему вслед.
– В твоей власти оскорблять меня, а в моей власти – не выслушивать твои оскорбления, – спокойно ответил мудрец.
Большая потеря
Как‑то раз Аристипп плыл по морю в Коринф. Ночью разразилась буря, корабль швыряло по волнам, мачты скрипели, и философ не на шутку струхнул. Заметив, как он напуган, один из путешественников заметил:
– Странная штука жизнь! Я, человек простой и необразованный, боюсь смерти меньше, чем ты, признанный мудрец.
Аристипп ответил ему так:
– Согласись, если мы оба умрем, это будут неравноценные потери.
Эпитафия
Аристипп просил, чтобы на его надгробии написали: «С тем, кто здесь лежит, вы еще встретитесь».
Мирская слава
Антисфен не очень хорошо относился к людям, считал их лживыми и лицемерными. Услышав, как сограждане превозносят его, философ пришел в ужас:
– Что за страшное преступление я совершил, если заслужил такую похвалу?
Хуже ворон
Антисфен любил повторять, что льстецы хуже ворон, поскольку те, по крайней мере, питаются падалью, а не живыми людьми.
Желчь Платона
Последователи Сократа не очень‑то жаловали друг друга. Антисфен и Платон постоянно друг друга подначивали. Когда Платон заболел, Антисфен пришел его проведать и увидел на полу таз, в который больного только что вырвало.
– Было бы лучше, если бы ты исторгнул не только желчь, но и спесь, – прокомментировал киник.
Аккомпанемент
На пиру один из гостей спросил:
– Антисфен, почему ты нам не поешь?
Тот отозвался ему в тон:
– А почему ты не играешь мне на флейте?
Воспоминания, записанные в душе
Бедолаге, который горько оплакивал потерю табличек со своими воспоминаниями, Антисфен назидательно сказал:
– Если бы твои воспоминания были, как подобает, записаны у тебя в душе, ты никогда не потерял бы их.
Как только придет корабль
Подобно софистам, Антисфен брал плату за свои уроки. Рассказывают, что сын богатого понтийца попросил философа взять его в ученики, а заплатить обещал, как только придет корабль его отца, груженный солью. Вместо ответа киник потащил юношу в лавку и велел насыпать большой мешок муки. Когда торговка потребовала денег, Антисфен ответил:
– Этот парень заплатит тебе, как только придет корабль, груженный солью.
Долой учеников
Антисфен вообще не любил учеников. Ворчал, что они будто чирей на заду, а бывало, что и прогонял их палкой. Когда его спросили почему, он ответил:
– Я пользую их тем же снадобьем, что и лекари больных.
Настырный ученик
Палка Антисфена не испугала некоего Диогена Синопского. Он прямо заявил суровому наставнику:
– Бей, сколько хочешь, я никуда не уйду, пока не научусь хоть чему‑нибудь.
Анестезия или эвтаназия
Говорят, в конце жизни Антисфен страдал от многочисленных недугов, и верный Диоген самоотверженно ухаживал за старым учителем.
– Где мне найти избавление от этих мук? – возопил обессилевший киник.
– Вот оно, учитель, – ответил Диоген, обнажая кинжал.
– Дурак, – проворчал Антисфен, – я хочу избавиться от мук, а не от жизни.
Бесперая птица
Как я уже говорил, Платон с Диогеном недолюбливали друг друга и не упускали случая обменяться колкостями. Платон называл человека «бесперой птицей». Услышав это определение, Диоген показал публики ощипанного петуха, заявив:
– Вот человек в представлении Платона.
Неподдающийся
Спустя несколько лет, когда кто‑то напомнил Диогену о преступном прошлом, тот спокойно ответил:
– В ту пору я был точь‑в‑точь как ты сейчас: разница между нами лишь в том, что тебе таким, как я сейчас, не стать никогда.
Против течения
Диоген имел привычку приходить в театр к концу представления, проталкиваясь сквозь толпу идущих прочь горожан. Когда у философа спросили, что ему за охота двигаться против течения, Диоген ответил:
– Собственно говоря, я только этим всю жизнь и занимаюсь.
Мертвым не больно
Когда у Диогена спросили, надо ли бояться смерти, он ответил, предвосхитив знаменитое изречение Эпикура:
– Зачем же ее бояться? Мертвые ничего не чувствуют и, главное, не могут снова умереть.
Кто боится Александра Македонского?
Когда Александр спросил у Диогена, отчего тот ни капли его не боится, киник поинтересовался в ответ:
– А какой ты человек, плохой или хороший?
– Конечно, хороший, – пожал плечами царь.
– Так чего же тебя бояться? – удивился философ.
Самое грязное место в доме
Один богач пригласил Диогена в свой роскошный дом, где все сияло чистотой. Диоген прочистил горло и харкнул прямо в лицо хозяину.
– Ты сдурел? – в бешенстве воскликнул богач.
– Просто это единственное грязное место в доме, – скромно ответил киник.
Надежная защита
Как‑то раз Диоген отправился посмотреть, как тренируются лучники. Один стрелок никак не мог попасть в цель. Заметив это, философ расположился прямо перед мишенью.
– Ты что, я могу тебя убить! – перепугался лучник.
– Вряд ли, – ответил Диоген. – Судя по тому, как ты стреляешь, туда, где я сижу, стрела точно не попадет.
Смелая самокритика
Один человек, у которого в Афинах была весьма дурная репутация, повесил на дверях своего дома табличку: «Да не войдет сюда плохой человек». Прочитав ее, Диоген ужаснулся:
– Неужели хозяину дома придется ночевать на улице?
Время для обеда
У Диогена спросили, когда лучше всего приниматься за еду. Он ответил:
– Если ты богат, когда пожелаешь; если беден – когда сможешь.
Почитай отца своего
Увидев, что сын гетеры кидает камни в прохожих, Диоген крикнул:
– Мальчик, остерегайся кидаться в незнакомцев, ведь любой из них может оказаться твоим отцом.
Посреди площади
Диоген ел, пил и справлял нужду, где считал нужным. Когда у него спросили, почему он жует свой обед прямо посреди площади, философ ответил:
– Потому что голод настиг меня именно посреди площади.
Грязевые бани
Однажды Диоген пришел в баню и уже хотел было начать мыться, но чан оказался таким грязным, что философ поинтересовался у банщика:
– А где моются после твоей бани?
Похититель плащей
Повстречав в бане человека, которого подозревали в краже одежды, Диоген спросил:
– Ты пришел раздеваться или одеваться?
Проклятие имени
Узнав, что некто по имени Дидим (что в переводе означает «тестикул») был уличен в прелюбодеянии, Диоген хмыкнул:
– Этот Дидим заслуживает, чтобы его повесили за собственное имя.
Добрые статуи
Как‑то раз Диогена застали за странным занятием: он просил милостыню у статуи.
– Что ты делаешь? – спросили зеваки.
– Пытаюсь привыкнуть к тому, что люди, у которых я прошу подаяния, превращаются в статуи, – объяснил философ.
Поставь себя на их место
Когда у Диогена спросили, отчего люди охотно подают милостыню нищим, но не спешат помогать деньгами бедным философам, он ответил так:
– Любой из нас боится в один прекрасный день оказаться нищим, но мало кто способен вообразить себя философом.
Запоздалое предупреждение
Как‑то раз прохожий задел Диогена поленом, которое нес на плече, и крикнул:
– Берегись!
Киник удивился:
– Теперь‑то зачем? Или ты собираешься ударить меня снова?
Рынок Диогена
Однажды Диоген попал в плен к чужеземцам и оказался на невольничьем рынке. Когда надсмотрщик спросил у философа, что тот умеет делать, Диоген ответил:
– Я умею повелевать. Посмотрим, не захочет ли кто‑нибудь купить себе хозяина.
Цвет добродетели
Увидев, как один юноша зарделся от смущения, Диоген похвалил его:
– В добрый час, отрок, то цвет добродетели.
Самый страшный зверь
Когда у Диогена спросили, какой зверь кусается больнее всего, он ответил:
– Из диких – клеветник: из домашних – льстец.
Фонарь Диогена
Диоген полагал, что общественные устои искажают человеческую природу. Рассказывали, будто он имел привычку средь бела дня бродить по Афинам с зажженным фонарем в поисках человека. Однажды философ принялся кричать:
– Люди! Люди! – А когда вокруг собралась толпа, презрительно поморщился: – Я звал людей, а не отбросы.
Бочка Диогена
Диоген, как мы знаем, жил в бочке. Когда на Коринф наступало войско Филиппа Македонского и в городе поднялась паника, философ принялся с грохотом катать свою бочку по улицам. Когда у него спросили, что он творит, Диоген ответил:
– Да вы все носитесь как угорелые, вот мне и стало неловко просто так сидеть.
Могильщики найдутся
– У тебя нет ни семьи, ни слуг, – посочувствовал кто‑то Диогену. – Кто пойдет за твоим гробом?
– Тот, кто захочет прикарманить мои пожитки, – ответил Диоген.
Собачья преданность
О смерти Диогена говорят разное. По одной версии, он погиб от укуса шмеля, по другой – его разорвали собаки. Кое‑кто утверждает, будто философ умер по собственной воле, перестав дышать. Легенда гласит, что перед смертью он произнес:
– Бросьте мое тело собакам, мы с ними друг к другу привыкли.
Сколько можно философствовать
Когда ученики спросили Кратета, до каких пор будет существовать философия, тот ответил:
– До тех пор, пока ослам будут нужны погонщики.
В мире слишком много Александров
Войска Александра Македонского разрушили родной город Кратета Фивы. Когда царь спросил философа, хочет ли он, чтобы Фивы отстроили заново, Кратет ответил:
– А зачем? Рано или поздно придет очередной Александр и снова их разрушит.
Оптимальная сумма
Киники были аскетами и не брезговали просить подаяния. Один из них обратился к царю Антигону:
– Дай мне хотя бы драхму.
– Я был бы рад, да не могу, – ответил Антигон. – Дав тебе всего одну драхму, я уроню свое царское достоинство.
– Так дай мне три драхмы.
– Но, взяв их, ты уронишь свое достоинство философа.
Мимо цели
Аристотель и Платон много спорили, но никогда не строили козней за спиной друг у друга, хотя сами постоянно становились жертвами сплетен и заговоров. Когда Аристотелю указали на такого клеветника, философ безмятежно заметил:
– Он оскорбляет меня за глаза, и его стрелы не попадают в цель.
Любовь слепа
Однажды у Аристотеля спросили, почему люди охотнее влюбляются в красавцев.
Философ покачал головой:
– Такой вопрос мог задать только слепой.
Золотая середина
Превыше всех добродетелей Аристотель ценил чувство меры, которую полагал золотой серединой между двумя крайностями. Отвага – золотая середина между трусостью и безрассудством. Щедрость – между скупостью и расточительством. Приводя пример двух крайностей, Аристотель говорил, что легкомысленный человек живет так, будто у него впереди целая вечность, а чересчур осторожный – так, будто готовится умереть в любой момент.
Выгода лжецов
У Аристотеля спросили:
– Чего добиваются лжецы?
– Того, что им никто не поверит, когда они скажут правду, – ответил философ.
Слушать больше, чем говорить
Зенон слыл молчуном и терпеть не мог пустой болтовни. Как‑то раз он повстречал юношу, который говорил, говорил и говорил без передышки. Зенон долго слушал юнца, но в конце концов не выдержал и перебил:
– Похоже, ты до сих пор не заметил, что нам даны два уха и всего один рот – дабы поменьше говорить и побольше слушать.
Философия для похудения
Зенон Китийский учил хладнокровию, воздержанию и презрению к мирским благам, при этом никогда не испытывал недостатка в учениках. Комедиограф Филемон не уставал удивляться этому обстоятельству: «Какая удивительная философия! Наставник учит голодать, и куча народу ему благоговейно внимает! А кто первым окочурится от голода, тот и есть настоящий стоик!»
Мировая гармония
Зенон считал, что мир устроен рационально. Он объяснял это так: рациональное лучше иррационального, а поскольку ничего лучше нашего мира быть не может, значит, он непременно должен быть рациональным. Философ‑логик Алексин не без иронии добавлял, что мир в таком случае еще грамматический и поэтический. Ведь что может быть лучше грамматики и поэзии?
Идеальная супруга
Бион Борисфенский, ученик Теофраста и Ксенократа, был философом‑моралистом, которого можно отнести к умеренным киникам. И мастером острого слова. Когда знакомый спросил Биона, какую женщину лучше выбрать в жены, Бион ответил:
– Женишься на красавице – будешь делить ее с другими мужчинами; а выберешь уродину, сам не захочешь на нее смотреть.
Крюк Биона
Однажды Бион попытался соблазнить пригожего юношу, но не добился взаимности. Когда над его неудачей стали смеяться, философ невозмутимо изрек:
– Слишком мягкий сыр крюком не подцепишь.
Дураков везде хватает
Стоики, как известно, верили в предопределение. Потому их так привлекали предсказания будущего. Судьбу нельзя изменить, но ей, по крайней мере, можно взглянуть в лицо.
Свою веру в предсказателей стоики оправдывали тем, что они, предсказатели, были во все времена и у всех народов.
– Еще бы, – возражал на это эклектик Цицерон, живший в первом веке до нашей эры. – Во все времена и у всех народов хватало глупцов.
Неопровержимое доказательство
Как‑то раз на приеме у знатного римлянина одна сорокалетняя матрона заявила, что ей всего тридцать лет, а заметив скептические взгляды гостей, призвала в свидетели Цицерона, которого давно знала.
– Разумеется, это правда, – охотно подтвердил Цицерон. – То, что повторяют вот уже десять лет, никак не может быть ложью.
Сложный вопрос
Аристократ Метел Непот презирал Цицерона за плебейское происхождение. Во время очередной стычки он надменно бросил философу:
– Да кто ты такой? Кем был твой отец?
– По вине моей матери, – скромно ответил Цицерон, – мне сложно ответить на этот вопрос.
Правота императора
Скептик Фаворин Арелатский из Новой академии часто спорил с императором Адрианом, но в конце концов всегда соглашался с его мнением. В свое оправдание он говорил:
– Трудно не признать правоту того, кто может послать на ее защиту тридцать легионов.
Отвергнутый подарок
Однажды какой‑то зевака прервал проповедь Будды потоком брани. Будда спокойно выслушал его и спросил:
– Если человеку хотели подарить какую‑нибудь вещь, а он ее не принял, кому принадлежит подарок?
– Тому, кто хотел его подарить, конечно, – ответил наглец.
– В таком случае я не принимаю твоих оскорблений, – объявил Будда. – А значит, они по праву достаются тебе.
Мудрые тоже плачут
Козни врагов вынудили Конфуция бежать из родного города. Ученики последовали за наставником. Путь оказался долгим, провизии было мало, и беглецам приходилось голодать. Один из них, не выдержав, возроптал:
– Учитель, неужели на долю мудрецов выпадают такие страдания?
– Разумеется, – ответил Конфуций. – И только глупцы так легко сдаются.
Сыновняя преданность
Конфуций не уставал повторять, что семья – это маленькая модель государства. Как‑то раз он беседовал со знатным чужестранцем, который на все лады расхваливал порядки в своей стране.
– Мы столь высоко ценим добродетель, – рассказывал чужеземец, – что отцы выдают сыновей, когда те совершают преступления, а сыновья – отцов.
– А у нас, – ответил Конфуций, – отцы и сыновья покрывают друг друга. И мы тоже называем это добродетелью.
Семидесятилетний Конфуций
Конфуций считал, что «мудрость – это когда ты знаешь, что знаешь, и не знаешь, чего не знаешь». Еще он говорил:
– В пятнадцать лет я захотел учиться мудрости; в тридцать отыскал Путь; в сорок утратил сомнения; в пятьдесят постиг Небесный Закон; в шестьдесят довел до совершенства слух; а в семьдесят поступал, как велело сердце, и ни разу не ошибся.
Добродетель в хвосте у порока
Однажды правитель государства Вей, при дворе которого Конфуций провел несколько лет, пожелал, чтобы мудрец сопровождал его на прогулке, и приказал ему следовать за своим паланкином. Вместе с правителем ехала его фаворитка Нан‑цзе, известная весьма вольным поведением.
Провожая процессию взглядами, люди говорили:
– Смотрите, вон добродетель плетется в хвосте у порока.
И вороны должны питаться
Лежа на смертном одре, Чжуан‑цзы узнал, что ученики готовят ему пышные похороны. Он призвал их к себе и попросил отказаться от этих намерений. Узнав волю наставника, ученики опечалились, и тогда он обратился к ним с такой речью:
– В земле мое тело пожрут черви и муравьи. Но ведь и вороны любят падаль. И стервятникам надо чем‑то питаться. Так не лучше ли отдать меня воронам и стервятникам? Зачем обижать птичек?
Покарай, но не сейчас
В зрелом возрасте Блаженный Августин интересовался проблемой греха и воздаяния – наверное, потому, что его собственные молодые годы были довольно бурными. В автобиографическом труде «Исповедь» он приводит молитву, которую часто повторял в юности: «Господи, покарай меня за мои грехи, но не сейчас, а попозже».
Как обмануть дьявола
Смерть выдающегося английского философа, естествоиспытателя, профессора Оксфордского университета и францисканца Роджера Бэкона (ок. 1214 – ок. 1294) покрыта тайной. Говорили, что ученый заключил договор с Сатаной, по которому враг человеческий должен был получить Бэконову душу, если философ умрет в церкви или вне церкви. Бэкон придумал, как обмануть дьявола: он сделал маленькую келью в церковной стене (ни снаружи, ни внутри), лег в нее и умер.
Ангелы
Ангелы, духи из иудео‑христианской мифологии, вечно не давали покоя средневековым философам и теологам. Они не только пытались обосновать существование этих удивительных существ, но и спорили, являются ли ангелы полностью нематериальными, обладают ли собственной волей или только выполняют волю божественную, и так далее. Некоторые мыслители, например Псевдо‑Дионисий Ареопагит (автор сборника богословских текстов «Ареопагитики», появившегося в VI веке), пытались классифицировать ангелов и выстраивать их иерархию.
Дебаты об ангельской сущности продолжались на протяжении всего Средневековья. Знаменитая полемика о половой принадлежности ангелов, вошедшая в историю как «византийский диспут», развернулась в Константинополе в 1453 году, как раз тогда, когда к городу подходили турки. Не менее известен спор о том, сколько ангелов поместится на острие иголки.
Ответы и вопросы
Далеко не все признают христианскую философскую традицию истинной философией, ибо она принимает многие утверждения на веру, не пытаясь доказать их рациональным путем. Размышляя об этом, я всякий раз вспоминаю легенду об отшельнике, который метался по пустыне с криками:
– У меня есть ответ, у меня есть ответ! У кого есть вопрос!
ФИЛОСОФИЯ XV–XVIII ВЕКОВ
**********
С кем разделить вечность?
Занимая должность секретаря Второй канцелярии во Флоренции, Никколо Макиавелли близко познакомился с Чезаре Борджа. Должно быть, из‑за дружбы с этим весьма неоднозначным персонажем, восхищение которым Макиавелли никогда не скрывал, его прозвали «мажордомом дьявола».
Освоив все тонкости политической игры, основанной на лжи, шантаже и манипуляциях, мыслитель окончательно укрепился в мысли о том, что для защиты государственных интересов хороши любые средства, а главная задача политика – сохранение власти и охрана порядка. Для оценки действий главы государства существует лишь один критерий – успех. Цель оправдывает средства.
Взгляды Макиавелли на человеческую природу, как нетрудно догадаться, не отличались оптимизмом. На закате дней философу приснилось, будто он уже умер. Во сне он узрел и ад, и рай. В раю обретались сплошь голодные, кроткие и нищие духом, зато ад был полон философов, политиков и бунтарей. Когда Макиавелли рассказал друзьям свой странный сон, они поинтересовались, где он предпочел бы провести вечность. Философ ответил:
– Какие тут могут быть сомнения? Компания королей, князей и пап в сто раз лучше монахов, нищих и апостолов.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469–1527)
Царь амфибий
Эразм Роттердамский, современник папы Юлия II и Лютера, превыше всего ценил независимость и категорически не желал примыкать ни к каким течениям и группировкам. Когда папа предложил ему выступить против Лютеровой ереси, Эразм ответил: «Я скорей умру, чем присоединю свой голос к хору». Лютер, в свою очередь, посмеивался над подобным свободолюбием, полагая, что его оппонент не желает ссориться ни с одной из сторон. Он называл Эразма «царем амфибий».
Свиное сало
В свою бытность лорд‑канцлером Бэкон получил прошение о помиловании от приговоренного к смерти. Бедняга взывал к милосердию, намекая на родственные связи с адресатом своего прошения. Однако фамилия обреченного была Хогг (то есть боров), а вовсе не Бэкон (то есть свиное сало).
– Боров и свиное сало практически одно целое, – заявил преступник.
– До тех пор пока борова не вздернут на виселице, – возразил Бэкон.
Ужин дураков
В массовом сознании существует образ философа‑аскета, который бежит земных наслаждений. Так полагал и граф Ламбор, посетивший Декарта в Париже. Величайший философ XVII столетия жил в роскошном особняке. Граф застал его за поеданием великолепно приготовленного фазана.
– Как же так? – поразился Ламбор. – Вы и такие низменные вещи?
– А по‑вашему, хороший ужин – удел дураков? – парировал философ.
Не связывайтесь с шавками
Подвергшись грубой и несправедливой критике со стороны некоего Пьера Пти, Декарт отказался отвечать обидчику. Он сказал:
– Связываться с критиками все равно, что преследовать шавку, которая лает на тебя из‑за угла, не решаясь даже укусить.
Искажение разума
Паскаль считал, что человеческий разум искажен первородным грехом. Ницше замечал, что разум самого Паскаля и вправду был искажен, но отнюдь не первородным грехом, а христианской верой.
Взаимопроникновение идей
Высмеивая идеализм Беркли, Вольтер говорил, что соитие мужчины и женщины следует рассматривать как проникновение одной идеи в другую с целью зарождения третьей идеи.
Бычье молоко
Писатель и мемуарист Джеймс Босуэлл, автор биографии Сэмюэла Джонсона, пишет, что Джонсон не жаловал философов‑новаторов вроде Юма. Он говорил: «Эти господа не смогли добыть молока у коровы правды, вот и решили подоить быка».
Договор со смертью
Когда Лейбницу было пятьдесят лет, в Англии прошел слух, будто он умер. Узнав об этом, мыслитель, который в тот момент бился над тысячью вопросами из области математики, физики, логики, философии и истории, отправил своему шотландскому другу Томасу Бернету де Кемни шутливое письмо, в котором заверил приятеля, что у них со смертью заключен своеобразный пакт: она дает ему закончить все труды, он же в знак благодарности обязуется не начинать новых.
Безумие в стихах и прозе
Отец Вольтера Франсуа Аруэ был не в восторге от выбранного его сыновьями жизненного пути. Вольтер начинал как поэт, потом стал писателем и публицистом, а его брат Арман сделался ярым янсенистом[6]. Старик Аруэ жаловался на своих отпрысков: «Оба свихнулись: один на прозе, другой на стихах».
Дом пьяницы
«Все мы ищем счастья, – писал Вольтер, – не имея представления о том, где его надо искать. Так пьяный бредет к своему дому, весьма смутно представляя, в какой стороне он находится».
Деревце Вольтера
«Антиклерикализм Вольтера вошел в легенды. Выдающийся немецкий ученый и публицист Георг Кристоф Лихтенберг заметил по этому поводу: «Как известно, Вольтер был крещен дважды, но впрок двойное таинство не пошло. Иное деревце, чем два раза поливать, лучше дважды подрезать».
Безответное чувство
Вольтер отчего‑то восхищался швейцарским врачом, физиологом и поэтом Альбрехтом фон Галлером и превозносил до небес каждое новое сочинение своего любимца. Доброжелатель предупредил философа:
– Этот самый Галлер поносит вас последними словами.
– Все может быть, – ответил Вольтер. – Не исключено, что мы оба ошибаемся.
Межзубные звуки
Как‑то раз шотландец Джеймс Босуэлл беседовал с французом Вольтером, в совершенстве владевшим английским языком. Разговор с самого начала пошел по‑французски. Когда Босуэлл спросил Вольтера, отчего он не пользуется английским, философ ответил:
– В английском языке есть межзубные звуки, а у меня зубов почти не осталось.
Правь на морях!
В той же беседе Вольтер, никогда не скрывавший восхищения британской государственной системой, решил приправить свою англофилию изрядной долей юмора.
– У вас замечательное государство, – сказал он Босуэллу, – но если оно когда‑нибудь испортится, сбросьте его в море. Благо, у вас там повсюду море.
Швейцарские банкиры
В XVIII веке о швейцарских банкирах говорили то же самое, что и сейчас. Вольтеру приписывают шутливую рекомендацию: «Если увидите, что швейцарский банкир прыгает в окно, не раздумывая прыгайте за ним. Дело пахнет большими деньгами».
Спаситель Вольтер
Вольтер был непримиримым врагом несправедливости и бесстрашно бросался на защиту пострадавших от неправедного суда. Когда философу удалось достичь большого успеха в борьбе с французской юстицией, он написал своей подруге Софии Волан: «Если бы Иисус существовал, Вольтер бы его спас».
Змеиный язык
Вольтер и прусский король Фридрих II много лет вели своеобразный заочный диалог, обменивались идеями и даже вступали в полемику. Услышав замечание Вольтера о том, что немецкий язык хорош для войны, но по красоте и мелодичности уступает французскому, король пришел в ярость и заявил:
– По‑французски сказано столько лжи, что на нем, надо полагать, говорил змей, искушавший Еву в раю!
Скандальная книга
Никола де Шамфор приводит чье‑то высказывание по поводу Библии, изданной аббатом Террасонским:
– Эта книга скандальна потому, что совершенно невинна.
Всемирный потоп
В собрании Шамфора есть едкий и горький афоризм, проникнутый всеобъемлющим пессимизмом в отношении человеческой природы. Вот что сказал неизвестный мизантроп, имя которого Шамфор предпочел скрыть: «Бог не устраивает второй Всемирный потоп лишь потому, что первый оказался совершенно бесполезным».
Обоснованный атеизм
Барон Гольбах опубликовал книгу под названием «Система природы», в которой изложил свои взгляды на мироустройство, сугубо материалистические и атеистические. Один набожный профессор из Сорбонны, глубоко оскорбленный выходом нечестивой книжки, произнес фразу, весьма странную в устах доброго католика: «Это отвратительное, богомерзкое сочинение дает убедительное обоснование атеизма».
Дураки и слепцы
У мадам де Сталь спросили, отчего мужчины охотнее женятся на красивых женщинах, чем на умных.
– Просто слепых на свете не так уж много а дураков сколько угодно, – ответила дама.
Холостяк
Кант родился в бедной семье и прожил юные годы в страшной нищете. Лишь получив должность профессора Кенигсбергского университета, он смог забыть об унизительной экономии. Философ всю жизнь оставался холостяком, а на вопросы о том, почему он так и не женился, отвечал:
– Когда у меня была охота завести семью, на это не было средств; когда появились средства, пропала охота.
Небеса не для женщин
Кант всегда был галантен с дамами, но в глубине души не слишком высоко ценил женский интеллект и часто подшучивал над представительницами прекрасного пола. Философ утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
Пунктуальный философ
Кант был большим педантом. Каждый день он вставал, ел и ложился в одно и то же время. И отправлялся на вечернюю прогулку ровно в пять, ни минутой позже, ни минутой раньше (только чтение «Эмиля» Руссо вынудило мыслителя несколько дней подряд пропускать послеобеденный моцион). В Кенигсберге шутили, что по Канту можно сверять часы.
Когда все кошки серы
Если речь заходит о немецком идеализме, мы сразу вспоминаем знаменитую троицу: Шеллинга, Гегеля и Фихте. В молодости Гегель и Шеллинг были друзьями, но рассорились на почве понимания Абсолюта. Для Шеллинга Абсолют – это первоначальное единство мира, существовавшее до всяких последующих разделений. Услышав такое определение, Гегель с ухмылкой проговорил: «Это когда все коровы черные». Мы в таких случаях говорим: «Ночью, когда все кошки серы».
Кощунственная шутка
Гегель симпатизировал протестантизму, а о католической церкви порой отзывался весьма непочтительно. Одну из его богохульных шуток пересказал современный немецкий философ и писатель Рюдигер Сафрански. Всем известно, что в таинстве причастия хлеб и вино означают плоть и кровь Христову. Так что же, спрашивал Гегель, если мышь сгрызет кусок облатки, ее надо считать христианкой?
Слишком много свекровей
Шопенгауэр считал полигамию более естественной и гуманной, чем моногамия. Среди аргументов в защиту многоженства он приводил и такой: «Полигамия позволяет не сближаться чересчур с родителями жены, которые имеют обыкновение вмешиваться в семейную жизнь детей и вполне способны разрушить ее до основания. Однако, – добавлял философ, поразмыслив, – десять свекровей взамен одной – это уж чересчур».
Нет моногамии
Шопенгауэр не видел в моногамии никакой добродетели, напротив, считал ее противоестественной. «В молодости, – писал он, – мужчине требуется слишком много, а с годами все меньше. Женщине же наоборот. Потому большинство мужчин в молодости распутники, а к старости рогоносцы».
Четвероякий корень
Первый труд Шопенгауэра (за который он получил степень доктора) назывался «О четверояком корне закона достаточного основания». Только что вышедшую книгу он сразу же с гордостью показал матери, тоже писательнице, с которой в те времена был очень дружен (вскоре от этой дружбы не осталось и следа). Прочтя название, мать поморщилась:
– Что это еще за четвероякий корень? Или ты написал пособие для аптекарей?
Собака Шопенгауэра
Шопенгауэр до конца своих дней оставался неисправимым мизантропом. С возрастом он окончательно превратился в старого брюзгу, который легче находил общий язык с псом по кличке Бутц, чем со своими собратьями по виду. С собакой философ обращался куда лучше, чем с людьми, и порой беседовал с ней так, будто животное понимало его слова. Разумеется, время от времени он сердился на пса. И в сердцах бросал ему самое страшное оскорбление: «Человек!»
Мимо цели
В книге Луи Менана «Клуб метафизиков» есть забавная история о том, как Оливер Уэнделл Холмс жестоко раскритиковал основные постулаты Платоновой философии. Холмсу хотелось узнать, что думает об этом сочинении его глубоко почитаемый учитель Ральф Уолдо Эмерсон. Приговор был лаконичным и безжалостным: «Если устраиваешь покушение на короля, уж постарайся убить его наверняка».
Маркс не был марксистом
Философия Маркса породила немало идеологических течений, зачастую довольно далеких от идей основоположника. Сам Маркс часто переживал по этому поводу. Увидев, в каком направлении пошли французские социалисты семидесятых годов, он недовольно пробурчал:
– Вот они марксисты, а я нет.
Божественное Писание
Ницше не питал особого почтения к христианству и не уставал вскрывать его темные стороны. Так, об умерщвлении плоти он писал, что это весьма сомнительная добродетель, «а для иных и вовсе порок». В книге «По ту сторону добра и зла» философ вдоволь поиздевался над литературным стилем Священного Писания: «Со стороны Бога было очень любезно выучить греческий язык; жаль только, что он не удосужился выучить его как следует».
Анти‑Дарвин
Ницше обожал зверей (не случайно в его работах столько символики, связанной с животными), а людей по большей части презирал, в особенности своих современников. За несколько дней до того, как окончательно впасть в безумие, он, рыдая, обнял лошадь, которую избивал кнутом безжалостный возница. Неудивительно, что философ счел своим долгом сформулировать отношение к теории Дарвина: «Обезьяны слишком хороши, чтобы человек мог произойти от них».
Чума
В 1909 году Фрейд отправился в Соединенные Штаты читать лекции в Университете Кларка. Когда корабль входил в нью‑йоркскую гавань и впереди уже виднелась статуя Свободы, основоположник психоанализа повернулся к своим спутникам Юнгу и Ференци и очень серьезно произнес: «Они и не подозревают, что мы везем им чуму». (Фрейд имел в виду свое учение.)
Так, по крайней мере, рассказывал Жак Лакан во время лекции, прочитанной им в Вене 7 декабря 55‑го года. При этом он утверждал, что слышал эту историю от самого Юнга.
Впрочем, замечал Лакан, психоанализ распространился в Штатах с такой скоростью, что Фрейд имел все основания сравнивать свою теорию с чумой.
Упражнение в мизантропии
Профессор Хуан де Майрена – одна из самых блестящих литературных мистификаций. Преподаватель риторики и гимнастики, выдуманный Антонио Мачадо, подходил к ведению уроков с юмором. Вот одна из историй про Хуана де Майрена: «Один из его учеников написал статью о вреде банкетов. В статье было четыре раздела: А) Против тех, кто позволяет устраивать банкеты в свою честь; В) Против тех, кто устраивает в их честь банкеты; С) Против тех, кто присутствует на банкетах в честь кого‑либо; D) Против тех, кто не ходит на банкеты. Первых автор поносил за чванство и тщеславие, вторых – за лицемерие и притворную скромность, третьих – за паразитирование на чужой славе, а четвертых – за высокомерие и завистливость.
Майрена прочел статью и похвалил сатирический талант своего ученика.
– Вам и вправду понравилось, учитель?
– Конечно. А как вы собираетесь озаглавить свой труд?
– «Против банкетов».
– Лучше будет «Против рода человеческого на примере банкетов».
Жизнь – очевидность, смерть – нет
Майрена говорил, что смерть – это идея априори, поскольку ни у кого из нас нет опыта собственного умирания, но все знают, что рано или поздно умрут. Жизнь, напротив, «объект непосредственного восприятия, чистая очевидность. Только так можно объяснить оптимизм ирландца, который, выпав из окна на пятом этаже, беспечно повторял: «Вроде бы все в порядке», пока не грохнулся на мостовую».
Донжуаны
Ортега всерьез интересовался феноменом любовного чувства. Эссе, посвященные этой теме, вошли в сборник «Вопросы любви». Состояние влюбленности трактуется в них как «форма острого временного помешательства». В одной из работ философ предлагает весьма ядовитую классификацию мужчин. Все они за редкими исключениями делятся на тех, кто считает себя донжуанами, тех, кто полагает, что когда‑то ими были, и тех, кто мог бы ими стать, но не захотел.
История философии с точки зрения Ортеги‑и‑Гассета
Самый толковый ученик Ортеги Хулиан Мариас еще в молодые годы написал собственную историю философии, в которой отчетливо проявляется влияние его великого учителя. Эссеист каталонец Эужени Д’Орс не замедлил пройтись по поводу новой книги: «Согласно Хулиану Мариасу, вся история философии сводится к Хосе Ортеге‑и‑Гассету. Это все равно что свести историю корриды к младшему помощнику Петуха.
Руки Гитлера
Узнав, что Хайдеггер поддерживает Гитлера, Ясперс пришел в ужас.
– Неужели вы действительно хотите, чтобы Германией управлял человек со столь бедным интеллектом? – воскликнул он.
– Бросьте, друг мой, при чем тут интеллект! – отмахнулся Хайдеггер. – Вы посмотрите, какие у него красивые руки.
Сартр и Сопротивление
Во время немецкой оккупации Сартр пытался помогать Сопротивлению, но от интеллектуалов в партизанском движении толку мало. Сэмюэл Бек‑кет издевательски заметил по этому поводу:
– Он был из тех, кого никто не принимал всерьез, – ни Сопротивление, ни гестапо.
Плохое оправдание
Когда у Бертрана Рассела спросили, почему он не пишет об эстетике, ученый ответил:
– Потому что я в ней ничего не смыслю… Впрочем, это не самое лучшее оправдание, ведь мои друзья говорят, что это не мешает мне писать на другие темы.
Ложь Мура
Все время лгать невозможно, так же как все время говорить правду. Бертран Рассел всерьез полагал, что его друг и учитель знаменитый лингвист Джордж Эдвард Мур ни разу в жизни не солгал. Однажды Рассел спросил прямо:
– Мур, правда же, ты никогда не лжешь?
Мур ответил:
– Нет, не правда.
Рассказывая об этом, Рассел непременно добавлял:
– То был единственный раз в жизни, когда он солгал.
Так существует ли Бог?
В отношении религии Рассел был скептиком; он считал, что убедительного доказательства существования Бога так никто и не предложил.
Когда философа спросили, что он скажет Господу, когда предстанет перед ним после смерти, Рассел ответил:
– Я его спрошу: Господи, почему ты так старательно от нас прячешься?
Ад Рассела
В христианской традиции ад – самое отвратительное место из возможных. Рассел говорил, что истинным наказанием для грешников было бы попасть туда, где полицейские – немцы, шоферы – французы, а повара – англичане.
Философские мысли
В 1948 году самолет, в котором летел Бертран Рассел, рухнул в Северное море. Погибло 19 человек. Рассел, которому тогда было 76 лет, поплыл к берегу и спасся. Когда у великого философа спрашивали, о чем он думал в тот великий и страшный час, Рассел ответил:
– О том, что вода чертовски холодная.
Полезные свойства табака
После чудесного спасения Рассел не уставал повторять, что табак продлевает жизнь и вообще очень полезен для здоровья. Все пассажиры того злосчастного рейса, которым удалось спастись, летели в салоне для курящих.
Антисолипсист
Американцу Рэймонду Смаллиану, одному из самых блестящих логиков современности, довелось присутствовать на семинаре выдающегося философа XX века Алана Росса Андерсона. Семинар был посвящен солипсизму. Участники два часа спорили до хрипоты, но так и не пришли к согласию. «И тогда, – пишет Смаллиан, – я встал и сказал:
– С этого момента я объявляю себя антисолипсистом. Существуют все, кроме меня».
Похититель идей
В предисловии к «Логической конструкции мира» Карнап честно признался, сколь многим обязан интеллектуальному влиянию Витгенштейна, однако тот заподозрил автора в плагиате и заметил со злобной иронией:
– Если какой‑нибудь молокосос сворует у меня яблоко, я это переживу, но пусть не говорит, что я сам дал ему это яблоко!
Вдохновляющая растерянность
На презентации уже упоминавшейся здесь книги «В полной растерянности» Хавьер Мугуэрса рассказал, что один его приятель, получив в подарок семисотстраничный том с дарственной надписью от автора, поразился:
– И ты накатал эту книженцию в полной растерянности? Я, когда растеряюсь, молчу как рыба.
Задолго до последней войны
Румынский философ Эмиль Чоран был убежденным нигилистом и противником прогресса. Одна дама укорила его:
– Вы настроены против всех достижений человечества со времен последней войны.
– Вы ошибаетесь, сеньора, – учтиво заметил Чоран. – Я настроен против всех достижений человечества со времен Адама.
– Конец работы –
Используемые теги: Философия, шуткой, великих, философах, учениях0.09
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия с шуткой. О великих философах и их учениях
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов