рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ - раздел Философия, Министерство Образования И Науки Российской Федерации...

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

 

“Ивановская государственная архитектурно–строительная академия”

Факультет коммерческой подготовки

И повышения квалификации специалистов

 

Ф И Л О С О Ф И Я

 

 

Методические материалы

Для самостоятельной работы студентов

  Иваново 2005  

Составитель

 

Ерахтин Арнольд Валентинович

 

 
 


Содержание

Тема 1. Философия, её предмет и роль в обществе

 

1.1. Философия и мировоззрение 4

1.2. Предмет и структура философского знания 4

1.3. Основной вопрос философии и две его стороны 7

1.4. Диалектика и её альтернативы (метафизика, 8

софистика, эклектика)

1.5. Философия в системе научного знания 11

 

Тема 2. Основные этапы истории философии

2.1. Античная философия 13

2.2. Средневековая западная философия 17

2.3. Философия Возрождения и Нового времени 19

2.4. Немецкая классическая философия 22

2.5. Русская философия 27

 

Тема 3. Онтология и теория познания

3.1. Материя и её атрибуты 29

3.2. Философское учение о развитии 34

3.3. Философское учение о сознании 44

3.4. Проблема познания в философии 47

 

Тема 4. Социальная философия

4.2. Природа и общество. Глобальные проблемы современности 52 4.3. Исторические типы общества. Формации и цивилизации 55 4.4. Общественное сознание и его структура 56

Философия и мировоззрение

Мировоззрение- эта система общих взглядов на мир: на природу, общество, на отношение человека к миру. Философия с самого начала стремилась сообщить… Являясь основой мировоззрения, философия способствует формированию убеждений… Роль философии как теоретической основы мировоззрения возрастает в переломные, революционные периоды истории.…

Предмет и структура философского знания.

Первобытный человек осваивает силы природы путем олицетворения, антропоморфизации, т.е. по своему образу и подобию, через призму своих… На ранних стадиях в мифологическом сознании отсутствует различие между… Религия – исторически второй тип мировоззрения. Основным и определяющим признаком религии является вера в…

Основной вопрос философии и две его стороны.

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два основных направления: материализм и… Нетрудно заметить, что материализм согласуется с научным мировоззрением, а… Всякое последовательное мировоззрение обязательно исходит из признания первичности одного начала – материи, либо духа.…

Диалектика и ее альтернативы

В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория определяет метод… Связь теории и метода находит свое выражение в методологической роли законов… Положение о единстве теории и метода относится к любому знанию, в том числе и к философскому. Но поскольку философия…

Философия в системе научного знания.

Эта связь особенно наглядно проявляется во взаимоотношениях между философией и естествознанием. Философия нуждается в союзе с естествознанием,… Но если философия невозможна без анализа достижений научного знания, то и… История науки показывает, что чем крупнее естествоиспытатель, чем весомее его личный вклад в науку как теоретика, тем…

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае, но наибольшего развития она получила в Древней Греции. Философия… Крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия элейской… Итак, в период становления философии человеческое познание было направлено на внешний мир, философы стремятся…

Средневековая западная философия.

Философия Филона Александрийского базировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентном… Заслугой Филона было и то, что он впервые дал личностное понимание Бога. Бог… Главной идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сути,…

Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и наиболее влиятельное течение западноевропейской философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию. Самые яркие представители этого течения: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. Сюда же можно отнести философию К. Маркса и Ф. Энгельса.

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Он был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космологии, физической географии и антропологии. В философском развитии Канта выделяют два периода – докритический и критический. В докритический период Кант поставил вопрос о развитии в природе. Он разработал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи и развивалась до своего нынешнего состояния согласно законам, открытыми в физике Ньютона. Господствующему взгляду на Вселенную, как неизменную и сотворенную Богом, Кант противопоставил учение о её естественном образовании и развитии.

В критический период в центре философии Канта оказались вопросы теории познания и этики. Прежде чем решать онтологические проблемы, т.е. философские вопросы о сущности мира, человек должен исследовать границы познания и само познание. Вся прошлая метафизика, как учение о сверхчувственных началах бытия выходила за пределы всякого возможного опыта, а это было совершенно не обоснованно, и поэтому она, метафизика, ложна, постулируемый ею ''чистый разум'' подлежит критике. ''Чистый разум'' у Канта – это свободный от эмпирии и практических побуждений, и в этом смысле теоретический. Но свободен ли ''чистый разум'' и что может быть им достигнуто? В начале своего гносеологического исследования в работе ''Критика чистого разума'' Кант ставит вопрос: Что Я могу знать? Впоследствии к нему добавляется еще три вопроса: Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может сам стать?

В основе гносеологии Канта лежит учение о ''вещах в себе'' и '' явлениях''. Чувственное созерцание, согласно Канту, - это начало всякого познания. Но сразу же встают вопросы о его источнике, его отношении к внешнему миру и составе. Кант отвергает субъективный идеализм Беркли и Юма, заявляя, что существует независимо от нашего сознания мир вещей, который он называет ''вещами в себе''. Познание начинается с того, что ''вещи в себе'' воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. Но ни ощущения нашей чувствительности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о ''вещах в себе'', их сущность непознаваема. Ведь подлинное знание характеризуется признаками всеобщности и необходимости, а опыт всегда ограничен. Посредством опыта можно познавать лишь отдельное, единичное, но из этого невозможно вывести необходимое и всеобщее. Но как же объяснить в таком случае факт существования положений математики и естествознания, обладающих всеобщими и необходимыми признаками? Очевидно, предполагает философ, кроме опытного (апостериорного) источника познания, и соответствующего вида знания, существует знание априорное, т.е. независимое от опыта. Источник априорного знания – сама структура познавательной человеческой способности.

В отличие от философов XVIII века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источник заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос о том, что такое истинное знание. Кант возвел гносеологию в ранг основного элемента теоретической философии.

Он исследует три основные познавательные способности субъекта: чувствительность, рассудок, разум. Чувствительность – способность к ощущением, рассудок– способность к понятиям и суждениям, разум – способность к умозаключениям, доходящим до ''идей''. Рассудок вносит единство в многообразие чувственных ощущений, он оперирует понятиями и категориями, которые не зависят от доставляемого опытом материала. Категории априорны, они ''не знания, а только формы мышления''. Согласно Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе не дают знания. Ощущения без понятий ''слепы'', а понятия без ощущений ''пусты''. Знание может быть только синтезом чувственности и разума. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет не был бы мыслим.

Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находиться за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, который руководит деятельностью рассудка, он осуществляет единство всего нашего знания. Разум оперирует идеями. Идеи, по Канту, - это понятия о безусловном, а так как все, что дано нам в опыте, обусловлено, то предмет идей есть то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте. Разум образует три идеи: о душе, о мире и о Боге. Но душа, мир и Бог – суть ''вещи в себе'', т.е. объекты не данные чувственности и поэтому недоступные теоретическому познанию. Кант отвергает все доказательства существования Бога, но считает, что в Бога надо верить, исходя из нравственных соображений. Он пишет:'' Без веры в Бога не может быть никакой уверенности в том, что в мире существует нравственный порядок''. Невозможна и рациональная космология. Попытки разума дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир как целое приводит к антиномиям, т.е. к противоречиям разума и свидетельствуют о невозможности философской онтологии, претендующей на теоретическое познание мира.

Кант отдает предпочтение не теоретическому, а практическому разуму, который опирается на веру и выражает истинную сущность человека. Законы практического разума – нравственные законы. Этика – главная часть философии Канта. Он разрабатывает этику долга, ориентиром которой являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из ''чистой'' морали. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание, или, по его терминологии, ''категорический императив''. Этот закон требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Кант формулирует положение, согласно которому человек – не средство, а цель. Человечество в лице каждого человека должно быть священным.

Философия Канта оставила в истории мировой философии глубокий след, и оказала большое влияние на последующие её развитие.

Самым выдающемся представителем немецкой классической философии является Георг Гегель. Его философия отражает великие проблемы эпохи, богатой бурными, драматическими событиями и систематизирует развитие мировой философской мысли. Будучи объективным идеалистом, Гегель за первичное и определяющие берет духовное начало, абсолютную идею. Абсолютная идея Гегеля – это система самодвижущихся и саморазвивающихся понятий, которые в процессе саморазвития порождают всю действительность. Она содержит в себе в скрытом виде все возможные явления природы и общества, представляет их источник и движущую силу. До своего отчуждения в природу абсолютная идея развивается в форме чистых логических сущностей. Потом она опускает себя в природу, а затем снова возвращается к себе. Таким образом, абсолютная идея в своем развитии проходит три этапа, соответственно этому система философии Гегеля распадается на три раздела: логику, философию природы и философию духа.

На первом этапе абсолютная идея развивается в самой себе, в ''стихии чистого мышления''. Этот этап развития идеи изложен Гегелем в работе ''Наука логики''. Это наиболее ценная часть его философской системы. Здесь абсолютная идея существует в виде абстрактных понятий: бытие, небытие, становление, качество, количество, мера, причина и следствие и т.д. Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, ''переливаются'' друг в друге, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренние присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Целью развития абсолютной идеи является самопознание. Но в логике она саморазвивается, но не самопознается. Категории развиваются в абсолютной пустоте, до природы и человека. В заключительной части логики Гегель говорит, что абсолютная идея ''решается из самоё себя свободно опустить себя в качестве природы''.

В природе абсолютная идея продолжает свое развитие, но ещё не осознает себя. Если логика по Гегелю есть ''наука об идее в себе и для себя '', то философия природы характеризуется им как ''наука об идее в её инобытии''. Природа и есть отчуждение, инобытие идеи. Работа Гегеля ''Философия природы'' была попыткой решить те проблемы, которые поставило историческое развитие естествознания. Но идеалистическая концепция Гегеля, согласно которой материя есть нечто косное, инертное, производимое от духа, привела Гегеля к отрицанию развития в природе.

Третья, завершающая часть философской системы Гегеля – '' Философия духа '' – посвящена рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе своего развития, когда она, покидая природу, ''возвращается '' к самой себе в качестве '' абсолютного духа''. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человека вообще. В человеческом обществе абсолютный дух не только саморазвивается, но и самопознается. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духекак высшей ступени саморазвития ''абсолютной идеи'' (искусство, религия, философия). Абсолютный дух имеет три формы своего проявления, выраженное в искусстве, религии и философии. В них завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Поэтому наука об абсолютном духе состоит из философии искусства или эстетики, философии религии и философии истории философии. В искусстве абсолютный дух самораспредмечивается в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – в форме понятия.

Заканчивая историю философии, а вместе с тем и свою систему, Гегель объявил её конечным пунктом развития философской мысли. В этом очень ярко проявилась противоречивость его философии. Гегель первый из философов Нового времени дал развернутую критику господствовавшему в науке и философии метафизического метода. Он первый объединил все отросли философского знания в единое целое, сформулировал основные законы диалектики и создал систему категорий диалектики. Гегелевская диалектика является ''рациональным зерном'' его учения - первым связным очерком всеобщих законов развития в истории философии. Но если диалектика учит, что развитие всеобще, то его система оказалась закрытой, её развитие остановилось на ступени самопознания абсолютного духа. Основное противоречие философии Гегеля состоит в том, что его метод диалектический, а система – метафизична. Если диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, то гегелевская философская система ставит предел развитию мышления, развитию познания вообще, развитию общества. Вершиной развития общества Гегель считал конституционную монархию, высшим этапом развития науки – свою собственную философию. Кроме того, сама диалектика Гегеля была весьма непоследовательна и не научна в силу идеалистического характера его философии.

Первым философом, подвергшим систематической критике философскую систему Гегеля был Людвиг Фейербах. Он увидел общность философии Гегеля с религиозным мировоззрением. Идеализм, по его определению, утонченное религиозное миропонимание. Признание Гегелем первичности абсолютной идеи и её воплощение в процессе развития в природу представляет собой философски выраженную христианскую догму о сотворении мира Богом. В действительности, пишет Фейербах, материя не есть продукт духа, а сам дух есть продукт природы. Наше мышление есть продукт телесного органа – мозга. Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также и храм мозга.

В работе ''Сущность христианства'' отвергая религиозные догмы, Фейербах доказывал, что не Бог создал человека, а человек Бога. Бог – это созданное людьми представление, это сущность человека, вынесенная за пределы самого человека. Религия – дочь невежества. У человека нет врожденных религиозных идей или чувств, иначе, замечает Фейербах, надо признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лени. Религия – продукт чувства, а не разума, потребность сердца, а не мысли. Чувство страха – вот почва, на которой вырастает сила религиозного воображения. Бог – зеркало человеческой души, он не физическое, не космическое, а психическое существо.

Однако атеизм Фейербаха был непоследовательным, он ставил задачу не уничтожения, а усовершенствования религии. Он указывал на необходимость создания новой земной религии, религии любви человека к человеку. Такая религия призвана к упрочнению связей между людьми и основана на новой морали. Основой морали является врожденные всем людям стремление к счастью и согласование каждым человеком своего стремления к счастью со стремлением к счастью любого другого человека. Это взаимное стремление людей к счастью наиболее полно реализуется в отношениях между мужчиной и женщиной, в половой любви, которая есть религиозные чувства, основа нравственных отношений и базис морали. И поскольку любовь объявляется истинной сущностью религии, атеизм рассматривается как истинная религия, религия без Бога.

Материализм Фейербаха антропологический, поскольку он сделал попытку, опираясь на учение о человеке, построить целостную философскую систему. Выявив связь идеализма с религией, Фейербах, однако не сумел создать научную материалистическую теорию. Он не сумел преодолеть основные недостатки присущие всему домарковскому материализму: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании общественного развития.

Разрешением проблем, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их учение можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Будучи вначале сторонником философии Гегеля, Маркс в дальнейшем порывает с ней и переходит на позиции Фейербаха. Ему импонирует гуманистический пафос материализма Фейербаха. В работе ''Экономико-философские рукописи 1844 года'' Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют различные виды отчуждения и, прежде всего, отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Вскрывая механизм возникновения отчуждения в материальной, производственной деятельности, Маркс приходит к выводу, что формирование свободной, всесторонне и гармонически развитой личности невозможно без революционного преобразования материально-производственной сферы. Задача социальной революции – ликвидация отчуждения и воплощение в жизнь гуманизма. Достижение социальной справедливости Маркс связывал с ликвидацией частнособственнических отношений. Решать эту задачу должен пролетариат: освобождая себя от эксплуатации, он освобождает всех трудящихся.

В чем состоит качественная специфика философии, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом? Выделим наиболее важные ее особенности:

1. Научный характер философии диалектического материализма. Научный характер своей философии Маркс и Энгельс видели в том, что им удалось соединить диалектику с материализмом. Применение диалектики к материализму позволило преобразовать материализм и придать ему современный научный вид.

2. Монизм марксисткой философии. К. Маркс и Ф. Энгельс распространили материализм на общество, показали, что общественное бытие, т.е. производство материальных благ и отношения людей в процессе производства, определяют их сознание. Они создали исторический материализм, т.е. теорию общественного развития, согласно которой исторический процесс подчинен объективным законам.

3. Фундаментальным принципом марксистской философии является принцип практики. Долгое время материалистическая философия была созерцательной. Философы видели свою задачу в познании мира, но не в его преобразовании. ''Философы,– писал Маркс, - лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы преобразовать его''. Соединение теории с практикой придало марксистской теории активный, действенный характер. На этой основе Маркс и Энгельс разработали учение о классовой борьбе, о социалистической революции и учение о диктатуре пролетариата.

4.Творческий характер марксистской философии. Маркс и Энгельс, в отличие от Гегеля и других философов, пытавшихся создать законченные философские системы, не претендовали на роль пророков, дающих ответы на все вопросы. Напротив, они подчеркивали, что их учение не догма, а руководство для действия, что они заложили только основы научной философии, которые надо развивать. Энгельс писал, что материализм должен менять свою форму с каждым крупным открытием в области естествознания. В этой способности философии диалектического материализма менять свою форму в соответствии с уровнем научного познания проявляется её творческий характер.

Общепризнан фундаментальный вклад марксизма в философию и социологию. Но учение Маркса создавалось в XIX веке и на нем лежит отпечаток той эпохи. Марксизм вовсе не представляет собой целостного непротиворечивого учения, как считал В.И. Ленин. Наряду с научными идеями, которые сохраняют свою силу и поныне и, по-видимому, будут сохранять её в обозримом будущем, у классиков марксизма были и ошибки, и противоречия. Противоречия возникают там, где теоретическая мысль выступает в качестве руководства к действию. Логика научного анализа и логика построения основанной на нем политической теории существенно различаются. Маркс совмещает в себе ученого и революционера, и этим объясняются многие противоречия его теории общественного развития. (См.: Ерахтин А.В. Учение К.Маркса: победы и поражения // Ученые записки факультета экономики и управления. – Иваново, 2003. – Выпуск 15).

 

Русская философия.

Философская мысль в России начинает зарождаться в Х1 веке под влиянием процесса христианизации. Почему так поздно? Дело в том, что философия… Первым древнерусским философом можно считать сподвижника Ярослава Мудрого… Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили в…

Западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) были убеждены, что руссакам философии надо учиться у Запада. Особое влияние на них оказала немецкая классическая философия в лице Гегеля и Фейербаха. Одним из наиболее выдающихся русских философов середины XIX века был Александр Иванович Герцен. Все его философские построения пронизывает идея единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, естествознания и философии, науки и жизни. В цикле статей “Дилетантизм в науке”, трактуя диалектику Гегеля как “ алгебру революции”, Герцен пытался обосновать закономерность движения человечества к обществу, лишенному антагонизмов. Будущее России он связывал с идеалами народного социализма и стал одним из родоначальников русского народничества. В своем основном философском сочинении “Письма об изучении природы” Герцен разрабатывает материалистическую философию и диалектику, показывает необходимость союза философии и естествознания.

Если среди ранних западников своими философскими талантами выделялся Герцен, то позднее одним из лидеров западников стал Николай Гаврилович Чернышевский. Значительное влияние на него оказала философия Фейербаха. Подобно Фейербаху, Чернышевский – антропоцентрист, материалист и атеист. Но в отличие от него Чернышевский дополняет философскую характеристику человека экономическим, социально-политическим и этическим анализом. Чернышевский разрабатывает проблемы экономики, определяет материальные условия быта как имеющие первостепенное значение для жизни человека. Здесь Чернышевский близок к воззрению Маркса. Но в отличие от Маркса он основное внимание уделяет не экономике, а этике и эстетике. В этике Чернышевский разрабатывает теорию ¢¢ разумного эгоизма '', согласование поступков с внутренними убеждениями и рациональным выбором. В эстетике Чернышевский подвергает острой критике идеалистическую теорию ¢¢ чистого искусства ''. прекрасное для него есть полнота жизни, а искусство должно служить народу. Задача писателя, художника, по Чернышевскому, - правдивое и всестороннее воспроизведение наиболее важных исторических особенностей и тенденций жизни, имеющее целью пробудить у читателя стремление перестроить действительность на более разумных началах.

Крупнейшим русским философом, поэтом, публицистом и критиком является Владимир Сергеевич Соловьев. Он заложил основы русской религиозной философии, попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Он ратовал за объединение всех конфессий христианства: православия, католицизма и протестантизма. Соловьев попытался осмыслить место русской философии в системе мировой культуры. Полагая, что русская философия – связывающее звено между Востоком и Западом, Соловьев выступил за осуществление ,, универсального синтеза науки, философии и религии''.

Философская система Соловьева изложена в его докторской диссертации ,, Критика отвлеченных начал ''. Под отвлеченными началами он понимает все философские односторонности, которые возникали в истории философии, боролись одна с другой, сменяли одна другую, но так и не дошли до цельного синтеза. Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства.

При разработке этой идеи Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идеи онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в её связи со всеми божественными твореньями и , главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Основой и сущностью мира является ''душа мира '' – София, которую следует рассматривать как связывающее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человеку. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как '' космический разум '', '' существо сверхличное '', '' особую организующую силу, действующую в мире ''. На основе идеи всеединства Соловьев разрабатывает свою онтологию, гносеологию и социальную философию. Философия Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и закономерно оказалась её завершающим синтезом. В системе Соловьева сложился классический понятийный аппарат, причем он использовал русские православные термины, наполняя их философским содержанием. Не один из предшественников Соловьева не изложил своих взглядов в систематической форме, поэтому его по праву называют русским философом – классиком.

Другим наиболее известным русским религиозным философом является Николай Александрович Бердяев. В 1922году он вместе с другими известными философами и учеными был выслан за границу и долгое время работал профессором в Русской религиозно-философской академии в Париже. Бердяев написал большое количество книг и статей, большинство из которых переведены на многие языки мира: ''Духовный кризис интеллигенции'', ''Философия свободы'', ''Смысл творчества'', ''Философия неравенства'', ''Русская идея'' и т. д.

В центре философии Бердяева оказалась проблема личности, её свободы и творчества. Восприняв, марксистскую критику буржуазного общества, Бердяев в то же время выступил как идейный противник марксизма, который рассматривал личность как частицу общества, видел смысл её существования в выполнении социальных функций. Бердяев же полагал, что сущность личности, свободной и творческой, определяется не её принадлежностью к обществу, а её принадлежности к космосу. При этом свобода и творчество – не привилегия избранных личностей, ими изначально обладает любой человек.

В работе ''Философия неравенства'' Бердяев полностью отвергает марксистскую теорию общественного развития. Он обвиняет марксизм, за применение абстрактных принципов к конкретной исторической действительности, отнеся к таковым в первую очередь идеи земного благополучия и всеобщего равенства. Для Бердяева было утопично само стремление к социальному равенству, так как это означало бы разрушение ''космической иерархии'', включающей в себя и общественную жизнь. В иерархии выражается богоустановленный порядок, тогда как ''на всякой революции лежит печать безблагодатности, богооставленности и проклятие''. В пролетариате в основном преобладает разрушительная сила, в ней нет духовности, нет культуры.

В то же время Бердяев является поборником специфической разновидности социализма, которую он называет персоналистической, утверждая, что социализация экономической жизни может быть полезной лишь при условии, если ''будет признана высшей ценностью человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни''. Идея Бердяева оказала заметное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции ''новых левых'' во Франции 1960-1970гг. К голосу Бердяева, пишет В. В. Зеньковский, прислушивались во всем мире.

 

ТЕМА 3. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Материя и её атрибуты.

Материя является центральной категорией материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о материальной… В развитии знаний о материи в истории философии и естествознания можно… На втором этапе представления о материи становятся более общими. В понятие материи вкладываются некоторые общие…

Философское учение о развитии.

Необходимо различать понятия ''развитие'' и ''прогресс''. При всей близости они не являются тождественными. Развитие всегда приводит к появлению… Диалектика есть учение о связи и развитии. Но что является причиной развития?… Содержание данного закона раскрывается с помощью понятий различия, противоположности и противоречия. Всем вещам и…

Единичное, особенное, общее. Мир, будучи единым, существует как бесконечное количественное и качественное многообразие предметов и явлений, обладающих своими индивидуальными и неповторимыми признаками. Эти отличительные свойства предметов характеризуются категорией единичного. Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.

Однако бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. Единство и тождественность свойств всего бесконечного многообразия предметов и явлений мира выражается категорией общего. Общее – это философская категория для обозначения сходных, тождественных сторон и свойств предметов.

Проблема соотношения единичного и общего возникла вместе с появлением самой философии и обсуждалась на протяжении всей истории философии. Пытаясь решить её, Аристотель рассуждал: существуют отдельные плоды – яблоко, груша, слива, познавая которые мы образуем понятие “плод”. Но “плод вообще” реально не существует, как же тогда возможно существование яблок, груш и слив, которые всё-таки являются плодами? Категории единичного и общего оказались у него оторванными друг от друга.

Противопоставление категорий единичного и общего вылилось в середине века в долгую борьбу двух философских направлений – номинализма и реализма. Номиналисты утверждали, что общее не имеет никакого реального существования, что оно есть лишь имена, слова, реально же существуют только отдельные вещи. Реалисты, напротив, полагали, что общие понятия существуют реально, как некие духовные сущности вещей, они предшествуют отдельным предметам и могут существовать независимо от них.

Согласно философии диалектического материализма общее существует в самих вещах, в их свойствах и отношениях объективно, независимо от сознания. Это общее более или менее точно выражается в понятиях, которые отражают реально существующее общее в предметах природы. Отношение единичного и общего необходимо рассматривать как отношение противоречия. И тогда окажется, что противоположности тождественны: единичное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном – в виде сторон, моментов отдельного. Некоторые современные философы отождествляют единичное с отдельным, а общее – с объединением родственных вещей (Например, дерево – единичное, а лес - общее). Но отдельное богаче единичного, оно представляет собой единство единичного и общего. Это положение вытекает из того, что всё в каком-то отношении и тождественно и различно.

Взаимосвязь единичного и общего выражается с помощью категории особенного. В том, что каждый объект есть единство единичного и общего, он выступает как особенное, т.е. особенное является связующим звеном между единичным и общим.

Учёт диалектики единичного и общего имеет важное методологическое значение в научном исследовании и при осмыслении явлений общественной жизни. Например, при любом преобразовании общества не следует допускать недооценки или игнорирования ни общего ни единичного. Именно эту ошибку совершили российские реформаторы, пытавшиеся направить Россию по пути развития либерально-капиталистического общества американского образца, целиком полагаясь на чудодейственную силу рыночных отношений (общее), не создав для этого достаточной правовой базы и не соотнеся своих замыслов с реалиями российской действительности (единичное и особенное). В результате проведённой ими экономической реформы 80% предприятий стали банкротами, катастрофически упали уровень и качество жизни россиян, стремительно выросла преступность. Начиная с конца 1991 года смертность в России превысила рождаемость.

Причина и следствие. Фундаментальная роль в научном познании принадлежит принципу детерминизма, согласно которому реальные природные, общественные и психологические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин. Детерминизмэто учение о всеобщей причинной обусловленности явлений и процессов объективного мира. Впервые определение причинности как закона, как всеобщего принципа дал Демокрит. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Причинностьэто такая необходимая связь между явлениями при которой одно явление (причина) вызывает, порождает другое явление (следствие). Причинно-следственная связь есть закон и, как всякий закон, есть связь существенная и необходимая. Причина необходимо порождает следствие, но характер этого следствия может быть различным в зависимости от условий, в которых протекает процесс причинения. Условияэто явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Являясь внешним фактором, условия не входят в содержание причинности, не затрагивают её сущности, но оказывают влияние на сам характер протекания процесса “причинения”. Например, географическая среда не является причиной общественного развития, выступает как одно из его условий, но она накладывает свой отпечаток на ход общественного развития, ускоряет или замедляет его.

Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. В этом и состоит всеобщность причинности. Учение, отрицающее объективную причинную связь явлений, называется индетерминизмом. Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и телеологии, представители которой полагают, что совершенство природы определяется изначальным целевым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит некую созидательно действующую причину. Но наличие цели в природе предполагает того, кто её ставит: телеология ведёт, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется изначальным замыслом творца.

Представители субъективного идеализма отрицают объективный характер причинно-следственной связи. Согласно Д. Юму, причинная связь не принадлежит самим вещам, а относится лишь к нашим представлениям. Он полагал, что причинность – это психологическая привычка воспринимать одно вслед за другим. Причинная связь здесь отождествляется с регулярным следованием событий во времени. И. Кант считал причинность априорной, т.е. доопытной формой рассудка, данной независимо от объективного мира, которая вносит “порядок в хаос впечатлений познающего субъекта”.

Философия диалектического материализма не только признаёт объективный, необходимый и всеобщий характер причинности, но и отвергает характерное для метафизики противопоставление причины следствию. Причина и следствие не метафизические противоположности, одна из которых во времени существует раньше другой, а противоположности взаимодействующие. Диалектика причины и следствия выражается, во-первых, в том, что любое явление, любое звено в генетической причинной цепи в разных отношениях может выступать и как причина и как следствие. Во-вторых, причина порождая следствие изменяется, исчезает в нём. В этом проявляется обратное влияние следствия на порождающую его причину.

В современной науке роль принципа причинности возросла, поскольку он положен в основу многих научных теорий и играет большую эвристическую роль в исследовании природы и общества. В связи с исследованием микромира активное обсуждение в научной и философской литературе получил вопрос о временном отношении причины и следствия. Анализ этой проблемы в истории философии показал, что там сформировались два противоположных подхода к её решению: динамическая и статическая концепции. Динамическая концепция причинности утверждает, что причина существует всегда раньше следствия во времени. Однако эта концепция не может ответить на вопрос: как причина порождает следствие, если она существует до него, а когда есть следствие – нет причины. Действительно, причина, которая не действует, не является причиной, поскольку она ничего не порождает. Поэтому ряд философов утверждает, что причина и следствие существуют одновременно. Однако и статическая концепция причинности, обосновывающая одновременность причин и следствий, также весьма уязвима. Ведь если причина и следствие одновременны, то, очевидно, уже в данный момент времени должны существовать все возможные следствия причины. Вся причинно-следственная цепь сжимается в одно мгновение и развитие становится невозможным.

Сама альтернативность и равная убедительность указанных систем аргументации даёт основание думать, что как положение об одновременности причины и следствия, так и положение об их разновременности должны быть слиты в некоем диалектическом синтезе, предполагающем признание одновременности и разновременности, единства тождества и различия в объективных причинно-следственных связях.

Необходимость и случайность. Исследование причинно-следственной связи приводит к выводу о том, что причина с необходимостью порождает следствие. Поэтому не случайно в истории философии необходимость сначала осознаётся только как свойство самой причинной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания необходимыми начинают считаться всякие связи, неизбежно наступающие при определённых условиях. Вместе со становлением категории необходимости возникает и соотносительная с нею категория случайности.

Необходимость характеризует процесс развития со стороны его внутренней детерминированности, она имеет основание в себе самой и реализуется вне зависимости от каких бы то ни было условий. Имея ввиду эту особенность необходимости, Аристотель характеризует её “в смысле того, что иначе быть не может”.

Необходимостьэто те связи и свойства вещи, которые имеют причины существования в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаимопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней закономерностью.

Случайность, в противоположность необходимости, имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Специфика случайности состоит в том, что она характеризует процесс развития со стороны условий его протекания. В этом смысле случайность, как говорит Гегель, есть “нечто такое, что имеет основание своего бытия не в самом себе, а в другом”, поэтому она выступает как “ нечто такое, что может быть, а может и не быть, что может быть таким, а может быть и другим”. Случайностьэто те связи и свойства вещи, которые имеют основание своего существования в другом, т.е. обусловлены внешними обстоятельствами. Если, например, вирус для гриппа будет необходимым условием, то простуда – случайным, т.к. она может быть, а может и не быть.

Указанные определения, фиксируя существенные моменты необходимости и случайности, ещё не вскрывают “механизм” их отношений как моментов всеобщей противоречивости материи. Односторонность этих определений заключается в том, что, исходя из них, можно сделать вывод, что одни свойства и связи – необходимы, другие же – случайны. Такое понимание соотношения необходимости и случайности было характерно для метафизического материализма, отрицавшего случайность и абсолютизировавшего необходимость. Демокрит, Спиноза, Гольбах отожествляли необходимость с причинностью. Они рассуждали так: всякое явление имеет свою причину. Причина со следствием связана необходимо. А раз так, то случайных явлений нет, все они с неизбежностью порождаются своими причинами, т.е. носят необходимый характер. Но сказать, что всё абсолютно необходимо, равносильно обратному утверждению: в мире господствует случайность. С позиций диалектического мышления, любое событие и необходимо и случайно. Будучи сторонами противоречия, необходимость и случайность не существует в чистом виде, их природа раскрывается друг через друга. Необходимость служит основой случайности, она всегда проявляется только через случайность, которая и является способом её бытия. Случайность же есть форма проявления необходимости. Любое явление, таким образом, и необходимо и случайно, но тогда мы рассматриваем его в определённом отношении, то формула “и - и” сменяется формулой “или - или”, ибо в данном отношении мы должны с полной определённостью сказать, появилось ли это событие необходимым или случайным образом.

Учёт диалектики необходимости и случайности имеет важное значение для научного познания и практической деятельности. Хотя задачей науки является открытие необходимых связей, открытие законов немыслимо без анализа случайных явлений в которых они проявляются. Необходимость всегда обнаруживается как тенденция, пробивающаяся через массу случайностей.

Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действительностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможности, выражающей потенциальное бытиё.

Действительность – это определённость материи, характеризующая её со стороны неличности, актуальности бытия.

Возможность – это определённость материи, характеризующая её со стороны потенций существования и развития.

В обыденном представлении действительность выступает как нечто более фундаментальное, обладающее большой реальностью и более богатым содержанием,… На самом деле материя есть в равной мере и возможность и действительность,… Поскольку развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций, на каждом конкретном этапе развития…

Формальная (абстрактная) возможность выражает несущественную тенденцию развития и в действительности отсутствуют необходимые условия её реализации. Например, полёт человека за пределы Солнечной системы.Формальная возможность не противоречит объективным законам и в этом она коренным образом отличается от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам природы и общества, что несовместимо с ними.

Различие между реальной и формальной возможностью относительно. Реальная возможность может быть упущенной и объективно нереализованной в силу каких-то обстоятельств. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в реальную. Реальная возможность ближе к действительности, формальная - ближе к невозможности. Но гораздо более точной будет количественная характеристика возможности. Если невозможность обозначить через О, а действительность через 1, то все промежуточные значения будут характеризовать степень возможности. Мера этой возможности называется вероятностью. Вероятность как философское понятие может быть определена как количественная сторона возможного.

Переход возможности в действительность есть процесс разрешения противоречия между действительностью и возможностью, как способом бытия данной материальной системы. Но тем самым он есть процесс перехода к новой материальной системе, характеризующейся своим способом бытия, своей системой противоречий, а следовательно, и новым противоречием её как возможности и действительности.

Содержание и форма. Под содержанием в философии понимается всё, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, все части системы. Содержание – это совокупность всех элементов, сторон, процессов, составляющих данный предмет. Например, содержанием живого организма является не просто совокупность его органов, а весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определённой форме. Форма – это организация, структура, способ существования того или иного содержания.

Содержание и форма выражают разные, но неразрывно связанные стороны одного и того же предмета. Всякому содержанию присуща определённая, вызванная данным содержанием форма, всякая форма содержательна. Содержание и форма выступают в единстве, но в этом единстве они неравноправны. Содержание играет определённую роль по отношению к форме. Поскольку форма есть только способ, закон соединения элементов содержания, то ясно, что этот способ соединения находится в прямой и подчинённой зависимости от того, что соединяется. Например, сначала происходят изменения в функциях организма, в типе обмена веществ, затем происходят изменения в его морфологической структуре, в строении, форме.

Категории содержания и формы имеют большое значение для осмысления диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. При этом неизбежно наступает период, когда старая форма перестаёт соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Возникает конфликт между формой и содержанием, который разрушается путём ломки устаревшей формы и появления формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Таким образом, форма обладает относительной самостоятельностью и способна оказывать обратное влияние на содержание.

Классификация сторон в предметах на содержание и форму не абсолютна: то, что в одном отношении является содержанием, в другом выступает как форма, и наоборот. Так, производственные отношения, являясь формой способа производства, одновременно составляют базис общественно-экономической формации, являются содержанием надстройки.

Диалектика содержания и формы отчётливо проявляется в развитии науки. Например, содержание физических представлений оформляется математически, доводится до количественных формул. Коренные сдвиги в физике, в содержании физических теорий входят в противоречие с используемым этой наукой математическим аппаратом. И требуют новых математических средств. Если эти средства математика уже успела ранее “заготовить”, они находят своё применение, если же нет, то математика получает толчок для своего развития и в ней возникают новые направления.

Диалектика содержания и формы ярко проявляется в искусстве. Единство формы и содержания здесь выражается в том, что художественная форма должна соответствовать содержанию. Все великие произведения искусства характеризуются именно соответствием формы своему содержанию. “Тайна изящного, - писал А.И. Герцен, - в высокой соразмерности формы и содержания”. Не учёт этого обстоятельства приводит к таким крайностям в искусстве как формализм и натурализм. Формализм абсолютизирует роль формы и игнорирует содержание в художественном творчестве, натурализм напротив, пренебрегает формой.

Правильное понимание взаимосвязи содержания и формы имеет большое значение в управлении процессами общественной жизни. Общество вообще не существует без управления, а в современных условиях ему принадлежит колоссальная роль. Поэтому в политике и экономике страны особенно актуальной является задача постоянного совершенствования форм организации, приведение форм управления хозяйством в соответствие с изменяющимся уровнем производства, с требованиями научно-технического и социального прогресса.

Сущность и явление. Наиболее общей сущностью мира является материальная субстанция, которая предстаёт перед нами в бесконечном многообразии явлений. Явления и есть способ существования субстанции, её бытиё во всём богатстве своего содержания. Другими словами, субстанция, как и любой предмет действительности, представляет собой единство сущности и явления.

Понятие сущности близко, но не тождественно понятию содержания. Содержание – это совокупность всех черт – существенных и не существенных, главных и второстепенных. Сущность же – это главное, основное, определяющее в содержании предмета. Сущностьэто внутренняя, глубинная, относительно устойчивая основа предмета, то единство его составляющих, которое определяет его природу. Например, сущностью человека будет способность производить орудия труда. Это то качество, которое отличает его от животных и определяет все остальные его свойства. Явлениеэто внешние свойства и признаки предмета, представляющие собой форму проявления сущности. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, одни из её аспектов. Так, радуга – явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в её специфических признаках, симптомах.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. К. Маркс писал: “Если бы форма проявления и сущность непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня”. Вместе с тем, если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Возможность познания, его движения от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечена диалектической связью сущности и явления. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явления есть проявление сущности.

Сущность связана с явлением, она раскрывает своё содержание только в нём, только через него. Явление не может существовать без того, что в нём является, т.е. без сущности. Но явление красочнее сущности, по сравнению с сущностью оно более динамично. Явление иногда искажает подлинный смысл сущности. Такое искажение носит название видимости, кажимости. Но даже миражи в пустыне – не обман зрения, а явление природы. Их можно даже сфотографировать: они есть следствие искривления световых лучей в атмосфере. Следовательно, видимость имеет опору в сущности: она есть сущность в одном из её проявлений.

В истории философии сущность и явление понимаются в трёх основных значениях:

1.Как основа и обоснование, как единое и многое.

2.Сущность понимается как общее и необходимое, а явление – как единичное и случайное.

3.Сущность - как внутреннее, а явление – как внешнее.

Каждое из этих значений сущности и явления отражает какую-то одну из сторон их взаимосвязи. Но именно потому, что они отражают лишь один из моментов взаимосвязи сущности и явления, они должны быть слиты в некоей единой синтетической теории. Основы этой теории были заложены Гегелем, рассматривающим категории сущности и явления в плане соотношения сущего и способа существования одного.Сущность, - пишет Гегель, - есть то, что существует, существующее есть явление”. Такое понимание соотношения сущности и явления имеет то преимущество, что снимает их дуализм, так или иначе содержащийся во всех указанных выше определениях. Вещь как единство сущности и явления предстаёт здесь не как некая сумма слагаемых, а как саморазличающееся тождество.

Понятие сущности связано глубинным образом и с понятием закона. Будучи понятиями однопорядковыми, закон и сущность не являются тождественными: мы знаем законы гравитации, не ведая пока её физической сущности. Сущность шире и богаче, она выражается в комплексе законов. Сущность наиболее глубокая, завершающая ступенька познания, достижение которой позволяет превратить результаты познания в систематическую теорию.

Давая общую характеристику процесса познания В.И. Ленин писал: “Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца”. Таким образом, любой предмет имеет много сущностей, поэтому отличие существенного от несущественного относительно. В своё время существенным свойством химических элементов считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома. Свойство атомного веса не перестало быть существенным. Оно существенно в первом приближении, является сущностью менее глубокого порядка и своё объяснение получает через заряд ядра атома. Углубляясь от явления к сущности мы открываем законы, отражаем их в виде научных теорий. А каждая теория – это своего рода предсказание будущих явлений. Таким образом, в процессе познания мы идём не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению. Диалектика сущности и явления выступает здесь как метод научного познания, как методология научного поиска.

 

Философское учение о сознании.

В противоположность религии и идеализму материализм рассматривает сознание как вторичное по отношению к материи, как её свойство. Весь материализм… Одна из первых попыток материалистического решения этого вопроса состояла в… Взгляд на сознание как на особый вид материи держался вплоть до второй половины Х1Х века. То, что в древности было…

Проблема познания в философии.

В классической форме агностизм был присущ воззрениям Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда… В противоположность агностицизму материалистическая гносеология утверждает… Согласно марксистской философии основой познания является практика. Причем под практикой понимается не только…

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Предмет и функции социальной философии.

В чем же состоит принципиальная новизна взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на общественную жизнь в разработанной ими теории исторического материализма?… 1. В раскрытии материальной основы общественного развития, в доказательстве… 2. В раскрытии решающей роли народных масс в истории. Ведь если материальное производство основа общественного…

Исторические типы общества. Формации и цивилизации.

Формационная теория общественного развития была разработана К.Марксом, который впервые из хаоса социальных отношений выделил экономические как… Теория цивилизаций радикально отличается от формационной теории по способу…  

Экзаменационные вопросы по философии.

2. Мифология, религия и философия. 3. Предмет и специфика философского знания. 4. Основной вопрос философии и две его стороны.

Рекомендуемая литература.

 

1. Акулов В.Л. Диалектический материализм как система. – Минск , 1986.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. –М., 2000.

3. Барулин В.С. Социальная философия: В 2-х ч. –М., 1993.

4. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1,2. –М., 1989.

5. Вольф Р.П. О философии: Учебник / Пер. с англ. – М., 1996.

6. Волков Г. У колыбели науки. – М., 1977.

7. Глядков В. А. Феномен марксистской философии. – М., 2001.

8. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в

Советском Союзе / Пер. с англ. – М., 1991.

9. Гумницкий Г. Н. Основы этики. Учебное пособие. – Иваново, Ч.1 – 1992; Ч.2 – 1994.

10. Гумницкий Г.Н. Материализм или идеализм? Философские очерки. – Иваново, 2000.

11. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002.

12. Ерахтин А.В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. -

Иваново, 1990.

13. Ерахтин А.В. Проблема онтологии в философии диалектического материализма //

Философский альманах. – Иваново, 1999, № 3-4.

14. Заховаева А.Г. Искусство и его гуманизирующая роль. М., 2001.

15. Зеленцова М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. –

Иваново, 2001.

16. Золотухина – Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для

вузов. – Ростов н/Д, 1998.

17. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.Н. Западная философия ХХ века: Учебное пособие. – М.,

1998.

18. История философии: Учеб. пособие для вузов. – М. , 1997.

19. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М. , 1991.

20. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – Санкт–Петербург, 1997.

21. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1995.

22. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т.18.

23. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. – М., 1998.

24. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

25. Проблемы преподавания философии в высшей школе // Материалы Всерос. конф. – М.,

1996.

26. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов. – М., 1998.

27. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 1998.

28. Философия: Учебник для вузов. – Ростов на Дону, 1997.

29. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лавриненко. – М., 1996.

30. Философский энциклопедический словарь. – М., 1995.

31. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.

32. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд. – М., 2002.

33. Чанышев А.К. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие. – М., 1981.

34. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учебное пособие

для вузов. – М., 1998.

35. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.Т.20.

36. Антология мировой философии: В 4т., - М., 1969-1972.

37. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1, 2. – М., 1991.

38. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.

39. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. – М.,1994.

40. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. – М., 1997.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.038

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 13 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Взаимосвязь с Вселенной порождает в человеке скрытые силы при... Человек как одна из мирооснов Вселенных имеет то же самое начало что и другие живые сущности как находящиеся вне...

Философия 12 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам