рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция человека в философской системе Канта.

Концепция человека в философской системе Канта. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания У Истоков Немецкой Классической Философии Стоял И.кант(1724-...

У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? и которые можно подвести под более широкий вопрос: что такое человек? Это тот философский каркас, на котором Кант строит свою философскую систему, делая акцент на теории познания и этике(философское учение о нравственности).

В творчестве Канта выделяют два периода: 1) «докритический» (до 1770г), когда он признавал познание вещей как они существуют сами по себе, т.е. был сосредоточен на объекте познания, вопросах естествознания; 2) «критический», когда он отрицал такое познание, переходя, как считается, на позиции агностицизма и обращаясь к субъекту познания.

Разрабатывая теорию познания в работе «Критика чистого разума»(1781), Кант исследует природу познания, его возможности и границы. Он делит знание на два вида : апостериорное(послеопытное, т.е.основанное на опыте, чувственном восприятии) и априорное – доопытное, т.е. то, которое не может быть выведено из опыта, а заключается в самом познающем субъекте(человеке), в его особых познавательных способностях.

Кант утверждал: всё начинается с опыта, но не исходит только из опыта. При этом он различает вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нашего познания («вещь в себе») и вещи, как они являются нам в процессе познания («вещь для нас»). «Вещи в себе», воздействуя на наши органы чувств, вызывают хаос ощущений, которые мы упорядочиваем, благодаря:

1) априорным формам чувственности – пространству и времени (это первая познавательная способность субъекта – чувственность, на которую опирается математика);

2) априорным формам рассудка (вторая познавательная способность) – категориям (качество, количество, отношение, причинность, необходимость и др.), благодаря которым мы обобщаем и понимаем опыт, подводя его под единство понятия. Т.е. категории – это схемы мышления, априорное содержание понятий. На них основывается теоретическое («чистое») естествознание.

Способностью к самому высокому обобщению обладает разум человека (его третья познавательная способность), который стремится к абсолютному, всеобщему знанию в форме метафизики. Такое абсолютное знание находит выражение в трёх идеях: 1) идее Космоса (мира в целом); 2)идее души, 3) идее Бога. Стремясь к постижению таких вещей, рассудок, побуждаемый разумом, выходит за пределы опыта, что недопустимо. В этом случае мы впадаем в заблуждение, полагая, что с помощью категорий мы способны познавать непознаваемое – внеопытные, сверхприродные «вещи в себе». Ведь идеям нашего разума не может соответствовать реальный предмет.

Об этом свидетельствуют неразрешимые антиномии (противоположные, но одинаково доказуемые) суждения нашего разума:

 

 

I. 1) мир конечен в пространстве и времени 2) мир бесконечен в пространстве и времени.

II. 1) в мире всё просто и неделимо 2) в мире всё сложно и делимо.

III. 1) в мире существует свобода 2) в мире нет свободы, им управляет необходимость.

IV. 1) Бог(первопричина мира) существует 2) Бог не существует.

 

Эти антиномии свидетельствуют о диалектическом (развивающемся через противоречия) характере нашего познания и в то же время говорят о несостоятельности отвлечённой метафизики, тогда как точные и естественные науки возможны и необходимы как синтез рационального (априорные формы рассудка) и чувственного (априорные формы чувственности): «чувства без понятий слепы, а понятия без чувств пусты».

Бог, по Канту, не может быть найден в опыте. Он закрыт и для чувственного опыта, и для рассудка, а потому он является предметом веры, а не науки или философии. Но вера в Бога необходима для нравственного ограничения человеческого произвола. Собственно Бог у Канта – это и есть абсолютный нравственный закон: «..мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».

Таким образом, утверждая, что мы познаём то, что сами конструируем ( априорные формы познания), Кант приходит к агностицизму и в то же время показывает активный, творческий характер познания.

Этика Канта изложена им в работе «Критика практического разума»(1788). Человек, согласно Канту, принадлежит одновременно и к миру необходимости ( природы), и к миру свободы. В мире свободы действует практический разум – самостоятельная и свободная воля человека, которая способна руководить его поступками и предписывать ему нравственный закон.

В качестве такого добровольного и всеобщего закона должен выступать категорический императив – безусловное нравственное повеление, которое носит характер нравственного долга и никак не связано с личным интересом или выгодой.

Основные положения категорического императива :

▪ относись к любому человеку как к цели самой по себе и никогда – как к средству;

▪ поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом : не хочешь, чтобы тебя обманывали, не обманывай сам; не хочешь, чтобы у тебя крали, не кради сам и т.д.

Но как существо не только рассудочное, а и природное, человек зачастую предпочитает удовлетворение своих естественных потребностей в противовес нравственному долгу – категорическому императиву. Это противоречие, по Канту – источник зла, то, что наносит ущерб человеку и обществу.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция человека в философской системе Канта.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги