рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическое бытие общества и политическое сознание.

Политическое бытие общества и политическое сознание. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Философский Анализ Политической Жизни Общества Не Может Быть ...

 

Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание представляет собой систему теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами. Специфические особенности политического сознания:

• высокая степень выражения и отражения в нем социально-классовых интересов;

• активное влияние на другие формы общественного сознания.

Политическое сознание структурируется по разным основаниям.

 

Структура политического сознания.

 

           
 
 
   
   

 


Итак, в зависимости от того, кто является субъектом (носителем) сознания, различают массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Массовое сознание – реально действующее политическое сознание той или иной массовой общности людей, участвующее в политической жизни и влияющее на нее; важнейшим его проявлением выступает общественное мнение.

Групповое политическое сознание – обобщенное сознание конкретных больших (классы, социальные группы и слои) и малых (политические элиты, группы давления и т.д.) групп, связанных с политикой.

Индивидуальное политическое сознание – система знаний, мотиваций, ценностных ориентаций, обеспечивающих познание отдельным человеком политики и участие в ней через процесс политической социализации.

Обыденное политическое сознание – аморфное, несистематизированное, фрагментарное, подверженное эмоциональному воздействию духовное образование, устойчиво влияющее на поведение субъектов политики. Оно формируется стихийно, на основе жизненного опыта людей и в значительной мере – в итоге целенаправленного манипулирования со стороны политических организаций, СМИ, пропаганды.

Способом выражения обыденного политического сознания является общественная психология. Сюда входят такие факторы человеческой психики, как: чувства, инстинкты, привычки, стереотипы, которые формируются у граждан в условиях определенной политической культуры и которые выражают их отношение к деятельности государства, политических партий и лидеров.

Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как целостная, систематизированная совокупность взглядов, концепций, социально-политических идеалов, выражающая потребности и интересы определенных социальных групп и обосновывающая политические действия с целью реализации этих интересов.

Существуют разные трактовки политической идеологии: если для К. Маркса, например, идеология – это сугубо классовое явление, то для Т. Парсонса это – система ценностей данного общества, а для К. Мангейма – форма мифологизированного сознания, скрывающего истинное положение вещей и т.д. В каждом из этих подходов есть рациональное зерно, что видно из социального предназначения идеологии, которая:

• обосновывает и направляет внутреннюю и внешнюю политику государств;

• определяет цели и задачи классов, а следовательно, стратегию и тактику партий;

• стремится дать оценку тому или иному политическому режиму – апологетичную или критическую;

• способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей, лозунгов, побуждая их к определенным политическим действиям. Именно в этом мобилизующем, важнейшем для идеологии смысле Д. Белл говорил о ней как о «переводе идей в социальные действия».

Форма выражения политической идеологии – программы и уставы партий, конституции государств, теоретические выступления идеологов, политических деятелей и т.п. Каждая идеология имеет свою организацию, свой тип пропаганды как средства распространения политических идей и другие формы политического воздействия на массы. То есть идеолого-теоретический и обыденно-психологический уровни политического сознания находятся во взаимодействии: политическая идеология воздействует на политическую психологию, рационализирует ее; учитывая в то же время массовые политические настроения, состояние политической психологии.

Востребованность идеологии социальной практикой знала взлеты и падения: эпоха Просвещения провозгласила рождение и значимость идеологий, но в середине XX в. американский футуролог Д. Белл заявил о конце идеологий (деидеологизации), ненужности их существования – мысль, которую подхватили другие американские теоретики: З. Бжезинский и Р. Бейли.

Иначе смотрит на эту проблему американский ученый Ф. Фукуяма (кн. «Конец истории и последний человек», 1992 г.), который утверждает, что с окончанием холодной войны мир подошел к повсеместному распространению западной либеральной демократии, которой нет идеологической альтернативы.

Однако социальная практика показывает, что старые «большие» идеологии уходят, распадаются на новые, более мелкие и между ними происходят сложные процессы трансформации, взаимопереплетения и взимоотталкивания. Среди них: либеральная, социал-реформистская, социалистическая, анархистская, консервативная, националистическая и т.д. Многие их них сегодня – с приставкой «нео». Например, явно неоанархистский потенциал приобретает в XXI в. движение антиглобалистов. Среди его ведущих идеологов – итальянец Тони Негри, именующий себя последним планетарным коммунистом.

При этом наиболее заметна роль в политической жизни современного общества либеральной, консервативной и радикальной идеологий. В чем суть этих типов идеологии?

Либерализм (от лат. – «свободный») – политическая идеология, исходящая из приоритета свобод и прав личности (на жизнь, свободу, собственность), которые можно реализовывать посредством развития демократии, разделения властей, политического плюрализма и верховенства закона (правового государства), отмены ограничений для свободного предпринимательства, невмешательства государства в экономическую, частную жизнь граждан, достижения консенсуса в решении важнейших политических проблем.

Изначально это была идеология молодого, стремящегося к власти класса буржуазии. Истоки либерализма относятся к XVII – XVIII в.в. Их можно проследить в работах Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье и др. Философская основа либерализма – прогрессистский оптимизм, рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума и разумное устройство общества на основе главной идеи либерализма – идеи свободы личности.

Но с конца XIX – начала XX в.в. начинает происходить пересмотр некоторых положений либеральной идеологии: в ней усиливаются идеи социальной справедливости и солидарности, увеличения роли государства в обеспечении индивидуального и общественного блага, в чем ощущается воздействие социал-демократических и умеренно-консервативных идеологий, которые, в свою очередь, испытывают влияние идей либерализма.

Консервативная и радикальная идеология – это критика либерализма справа и слева.

Консерватизм(от лат. – «сохраняю») – течение социально-политической мысли, которое исходит из приоритета индивидуальных ценностей, выступая за сохранение исторически сложившихся традиций, форм государственной и общественной жизни (семья, нация, религия, собственность и др.). Его принципы – порядок, стабильность, традиционализм.

Создателем политической философии консерватизма считается Э. Бёрк, книга которого «Размышления о революции во Франции» (1790) до сих пор воспринимается сторонниками консервативного подхода как «библия консерватизма». В его разработку внесли большой вклад также Л. де Бональд и Ж. де Местр. Возникновение консерватизма было обусловлено в основном феодально-аристократической реакцией на Французскую революцию, и в этом смысле данная идеология изначально имела антибуржуазный характер. Ее философская основа – понимание общества и государства как результата естественной эволюции, а не договора между людьми, обоснование полной зависимости человека от существующих отношений, мысль о несовершенстве человеческой природы и ограниченности человеческого разума, о врожденном неравенстве людей, сдержанное отношение к идее свобод для неразумных масс.

С конца XIX в. начинается эволюция консерватизма, в том числе под влиянием идей нового либерализма: им принимаются, например, принципы парламентаризма, роли рынка, свободной конкуренции и др., хотя и сегодня в сложном конгломерате идей консерватизма продолжает существовать и такая его разновидность, как традиционализм. Вместе с тем все большим влиянием пользуется такая его версия, как либертаризм, который окончательно оформился в первой половине XX в. Его идеологи – Ф. Хайек, Р. Нозик и др., сохранив внешнюю форму классического либерализма, придали ей консервативное содержание, то есть либерализм и консерватизм – некогда полярные позиции идейно-политического спектра, все больше оказываются в зоне пересечения ценностей и принципов друг друга.

Радикализм (от лат. – «корень») – социально-политические идеи и действия, направленные на коренное изменение основ общественного устройства, социальных отношений и институтов, в том числе политических – то, что означает разрыв с признанной традицией. Радикализм, возникнув в 30-х годах XIX в., поначалу выступал под буржуазно-демократическими лозунгами – «Свобода, равенство, братство». В дальнейшем радикализм изменяется, приобретая разное содержание в разных вариантах. Соответственно можно говорить о радикализме:

социально-политического толка (коммунистическая идеология в формах марксизма, большевизма, сталинизма);

националистического толка – фашизм, национал-социализм;

анархического толка.

На сегодняшний день каждая из этих идеологий существует в той или иной степени в разных организациях и движениях, в том числе и в России. В последнее время у нас много говорят об экстремизме. В связи с этим можно отметить следующее: в отличие от радикализма экстремизм обусловлен не целями политического действия, а применяемыми насильственными средствами.

Подытожим. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти.

Центр политической системы – государство, важнейшая характеристика которого – политический режим. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Основой правового государства является гражданское общество, социальная база которого – средний класс.

Для выстраивания политической системы современной России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.

 

21. Наименование темы: «Правовая сфера жизни общества», лекция, отведён 1 час.

 

21.1. Право и правосознание.

21.2. Правовое состояние общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическое бытие общества и политическое сознание.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги